Научная статья на тему 'Формирование коллекции научных рукописей Бухарского музея'

Формирование коллекции научных рукописей Бухарского музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бухарский музей / Б. Казаков / Научный центр "По изучению восточных арабографических рукописей" / "Истории Муллазода" / вакуфные документы / Коран / Bukhara Museum / B.Kazakov / Scientific centre "For the study of Eastern arabographic manuscripts" / "History Mullazade" / Wakf documents / Holy Quran

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураев Шерали Гулямович

В статье рассматривается собрание рукописных и литографических книг и документов в фондах Бухарского музея, формировавшегося на протяжении многих лет. Работа была подготовлена на основе данных инвентарных книг музея, архивных документов и научных исследований сотрудников музея. В статье освещена научная и собирательская деятельность сотрудников музея и проанализированы палеографические свойства отдельных списков рукописей. До создания музея в Бухаре организация Бухкомстарис (Бухарский комитет по охране памятников культуры) передала музею рукописи, составившие первую коллекцию. Несмотря на сложную обстановку в 30–40-е гг. прошлого столетия, работы по пополнению музея книгами не прекращались. Известно, что все книги, написанные арабской графикой, хранились вместе с другими книгами, и их количество превышало 1000 экземпляров. В настоящее время этот фонд пополняется новыми рукописями. Но сохранить их в Бухаре – одна из сложных проблем. Действия по их централизации оставляет судьбу книг музейной коллекции под вопросом. Хочется отметить, что книги-шедевры, собранные на этой земле более 100 лет назад, должны остаться на этой земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the collection of scientific manuscripts of the Bukhara museum

The article examines the collection of handwritten and lithographic books and documents in the collections of the Bukhara Museum, which has been formed over many years. The work was prepared on the basis of data from the museum's inventory books, archival documents and scientific research by museum staff. The article highlights the scientific and collecting activities of the museum staff and analyses the palaeographic properties of individual lists of manuscripts. Prior to the creation of the museum in Bukhara, the Bukhkomstaris organization (Bukhara Committee for the Protection of Cultural Monuments) handed over to the museum the manuscripts that made up the museum's first collection. Although the situation was somewhat unstable in the 30-40s of the last century, the volume of work on replenishing the museum with books did not stop. It is known from archival data that all books written in Arabic were stored together with other books, and their number exceeded 1000. Unfortunately, due to the limited information in the documents, we were not able to collect the data completely. Currently, this fund is being replenished with new manuscripts. But keeping them in Bukhara is one of the difficult problems. Actions to centralize them leaves the fate of the books in the museum collection in question. I would like to note that the masterpiece books collected on this earth for more than 100 years should remain on this earth.

Текст научной работы на тему «Формирование коллекции научных рукописей Бухарского музея»

DOI 10.24412/2223-0564-2022-2-72-76 Ш.Г. Джураев УДК 930.253

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ НАУЧНЫХ РУКОПИСЕЙ БУХАРСКОГО МУЗЕЯ

Аннотация

В статье рассматривается собрание рукописных и литографических книг и документов в фондах Бухарского музея, формировавшегося на протяжении многих лет. Работа была подготовлена на основе данных инвентарных книг музея, архивных документов и научных исследований сотрудников музея. В статье освещена научная и собирательская деятельность сотрудников музея и проанализированы палеографические свойства отдельных списков рукописей.

До создания музея в Бухаре организация Бухкомстарис (Бухарский комитет по охране памятников культуры) передала музею рукописи, составившие первую коллекцию. Несмотря на сложную обстановку в 30-40-е гг. прошлого столетия, работы по пополнению музея книгами не прекращались. Известно, что все книги, написанные арабской графикой, хранились вместе с другими книгами, и их количество превышало 1000 экземпляров.

В настоящее время этот фонд пополняется новыми рукописями. Но сохранить их в Бухаре - одна из сложных проблем. Действия по их централизации оставляет судьбу книг музейной коллекции под вопросом. Хочется отметить, что книги-шедевры, собранные на этой земле более 100 лет назад, должны остаться на этой земле.

Ключевые слова: Бухарский музей, Б. Казаков, Научный центр «По изучению восточных арабографи-ческих рукописей», «Истории Муллазода», вакуфные документы, Коран

Sherali G. Juraev

FORMATION OF THE COLLECTION OF SCIENTIFIC MANUSCRIPTS OF THE BUKHARA MUSEUM

Abstract

The article examines the collection of handwritten and lithographic books and documents in the collections of the Bukhara Museum, which has been formed over many years. The work was prepared on the basis of data from the museum's inventory books, archival documents and scientific research by museum staff. The article highlights the scientific and collecting activities of the museum staff and analyses the palaeographic properties of individual lists of manuscripts.

Prior to the creation of the museum in Bukhara, the Bukhkomstaris organization (Bukhara Committee for the Protection of Cultural Monuments) handed over to the museum the manuscripts that made up the museum's first collection. Although the situation was somewhat unstable in the 30-40s of the last century, the volume of work on replenishing the museum with books did not stop. It is known from archival data that all books written in Arabic were stored together with other books, and their number exceeded 1000. Unfortunately, due to the limited information in the documents, we were not able to collect the data completely.

Currently, this fund is being replenished with new manuscripts. But keeping them in Bukhara is one of the difficult problems. Actions to centralize them leaves the fate of the books in the museum collection in question. I would like to note that the masterpiece books collected on this earth for more than 100 years should remain on this earth.

Джураев Шерали Гулямович, заведующий отделом искусства и этнографии Бухарского государственного музея-заповедника (Бухара), e-mail: sherali_gulyamovich@mail.ru

Sherali G. Juraev, Head of the Department of Art and Ethnography of the Bukhara State Museum-Reserve (Bukhara), e-mail: sherali_gulyamovich@mail.ru

© Джураев Ш.Г., 2022

Key words: Islam, encyclopedia, history, orientalism, experience

Бухарский государственный музей-заповедник (далее - музей-заповедник) известен как сокровищница рукописных книг Востока. Музей хранит в своей коллекции около 6000 образцов рукописных и литографических книг и документов, а также образцы каллиграфии.

Музей в Бухаре был открыт в 1922 г. [31, с. 3] в результате деятельности «Тарихий асори-ати^а шубаси» (Филиал исторических артефактов), руководимого министром образования Бухарской народной советской республики, и в настоящее время он является одним из ведущих музейных центров Республики Узбекистан. Первый директор Бухарского музея А. Пулатов отмечал, что: «Был только создан музей, но обогатить его экспонатами и превратить в поистине современный музей - задача нового поколения» [20, с. 4].

В настоящее время фонды музея разнообразны по составу. Основу коллекции рукописей, старопечатных книг и документов составило бывшее имущество эмира Бухары [2, с. 17]. Инициаторами создания коллекции стали образованные люди времени Бухарской Народной Советской Республики (БНСР, 1920-1924 гг.), такие, как Файзулла Ходжаев, Муса Саиджонов, Кари-Юлдаш Пулатов и др. [22, с. 2]. После создания Бухарского музея наиболее ценные книги были переданы музею. Одними из первых экспонатов музея в 1920 г. стали рукописи священного Корана, собранные и переданные музею сотрудниками Бухарского комитета по охране памятников культуры и старины (Бухкомстарис). На листах отдельных рукописей сохранились оттиски печатей Бухкомстариса [21, с. 167]. Глава представительства России в БНСР Н.И. Соколов передал музею несколько книг из библиотечного фонда имени Файзуллы Худжаева, открытого при российском представительстве [6, с. 7]. В 1936 г. благодаря собирательской работе сотрудников музея количество книг, хранящихся в Бухарском музее, составило 293 единицы. Позже в состав фонда вошли еще 45 книг, подаренные в музей семьей краеведа, ученого, одного из первых профессоров Бухары Мусы Саиджонова, 11 из которых имеют личную печать учёного [5, с. 48]. Среди них произведение Пулата Салиева по истории Средней Азии и Бухары (Х1-ХУ вв.), являющегося важным источником для исследования региона. За следующий короткий промежуток времени было собрано около 2 000 книг для музейной

библиотеки, 1 356 из которых были редкими [23, с. 173]. В 1950 г. в библиотеку было принято 1 290 единиц исторических рукописей [7], и все книги хранились в одном и том же месте.

Как упоминалось выше, сбор, научное исследование и хранение манускриптов начались с момента создания Бухарского музея. На протяжении многих лет в этой области работали учёные ВУЗов, сотрудники музея. Руководитель Бухкомстарис Муса Саиджонов непосредственно руководил работой по организации музея. Он собрал рукописи и литографические произведения, которые потом подарил музею. Вакуфные документы (юридический документ вакф - в мусульманском праве имущество, переданное государством на религиозные или благотворительные цели) помогут изучить определённую часть истории. Такие документы периодически обновлялись по приказу бухарских правителей, таких, как Амир Шахмурад, Амир Насрулла, Музаффархан и др. Изучение вакуфных документов осуществлялось Мусой Саиджоновым [25, с.45], которого можно признать учёным, начавшим научную традицию изучения топографии городов на основе документов «вакф-наме» [27, с. 45]. Подтверждением нашего мнения также представляет «вакф-наме мавзолея Сайфиддина Бохарзи» [5, с. 48], первоначально переведённая Мусой Саиджоновым на узбекский язык в 20-е гг. ХХ в. Данный документ содержится в 3-х экземплярах [29, с. 25], один из них был передан в документальный фонд Бухарского музея из Бухарской областной библиотеки в конце прошлого столетия. На сегодняшний день в музейном фонде хранится более 20 вакуфных документов. Среди них самый ранний относится к XVI в., принадлежит медресе Гозиён в Бухаре. Остальные документы были написаны в период с XVII по начало XX в., в том числе вакуфный документ Даниял бий аталыка [15, с. 42], состоящий из 13 листов.

В течение нескольких лет в целях обогащения музейных фондов были осуществлены работы по сбору документальных памятников. В августе 1972 г. в фонд Бухарского музея в качестве экспонатов было принято более 230 предметов, ранее хранившихся в этом музее, но не зарегистрированных в Главной инвентарной книге [19]. Большинство из них являлись рукописными и литографскими книгами.

Большая часть книг, написанная на арабском, персидском и турецком языках, становится бесценными сокровищами музея. Фонд Бухарского музея богат не только историческими, но и художественными произведениями. В эти же годы фонды музея стали пополняться новыми экспонатами, переданными частными лицами. Среди них были образцы каллиграфии - «Китьа», сборники стихов классиков узбекской литературы Алишера Навои и др.

Поступление рукописных артефактов в музей продолжается и в последующие годы. Архивные материалы «Канцелярии Кушбеги (премьер-министра) эмира Бухарского», находка которых в 1930-е гг. была большой сенсацией в исторической науке, хранились в крепости бухарских правителей - резиденции Арк. В сентябре 1972 г. небольшая часть документов данного архива, хранящаяся в Бухаре, стала записываться в книгу приёма (КП или ГИК) музея [11, с. 74]. Под 75-ю инвентарными номерами было объединено около 2 000 документов. Затем в отдельном виде более 30 вакуфных документов и васика (купчая) получили статус музейных экспонатов. Именно эти документы составили первоначальную основу коллекции документов Бухарского музея. С этого же времени активно началась работа по их изучению [2, с. 19].

Внучка бухарского учёного, придворного поэта Мирзы Сами - М. Файзуллаева - подарила музею ряд книг и документов [26, с. 21]. В 1978 г. она же передала 78 документов, написанных на таджикском языке. Среди них рукописные документы из архива известного придворного каллиграфа Мирзы Сами: письма, стихотворения, образцы каллиграфии, черновые записи, сочинения, молитвы, записки и др. [19]. За 10 лет общее количество представленных предметов составило более 100 единиц. Кроме того, в 1981 г. приобрели литографический календарь и «па-стир» - транспарант для нанесения линии на писчей бумаге. Труды Мирзы Сами по полноте и достоверности, содержащегося в них фактического материала, представляют уникальный источник по изучению истории Бухары [12, с. 8].

Ряд книг Мусы Саиджонова были приобретены музеем-заповедником в 1973 г. Среди них рукопись из 18 страниц "Проект реформы в Бухаре», изданная комитетом младобухарцев в 1337 г.х. (1919 г.), написанная на узбекском языке 24 октября 1930 г. Мусой Саиджоновым в городе Бухаре [19]. В последующие годы несколько книг были

подарены музею потомками учёного-краеведа. Сведения об этом можно найти в книгах приёма, в документах фондово-закупочных комиссий и архивных документах музея-заповедника. В 1976 г. было куплено 6 единиц печатных книг. Среди них была арабографичная книга М. Павловича «Политическая борьба в Иране». В 1974 г. книга «История правления эмира Абдурахмана в Афганистане» была получена из Москвы [10, с. 106]. Данное литографическое произведение было издано в Кашмирском (Лохур) издательстве. Ценность произведения измеряется информацией, касающейся межгосударственных отношений, посольскими, торговыми отношениями, внутренней политикой страны, развитием ремесленничества, культуры и образования.

В 1970-1980-х гг. художником, реставратором Бухарского музея Ф.И. Водопщиным были переданы рукописные книги. В 1979 г. книга «Наво-дир уль-Ваке» (Редкие события) [16, с. 3] Ахмада Даниша была куплена за 300 рублей у гр. Мав-лоновой. Тогда же из Института востоковедения АН Уз ССР были переданы в музей микрофильмы сборника рукописей и книги Ахмада Даниша из Ленинградского филиала Фотокинолабо-ратории АН СССР.

В 1981 г. научным сотрудником фонда музея Б.А. Казаковым был передан образец выездного билета (паспорта) начала XX в. На одной стороне документа представлен текст на русском языке, на другой стороне - текст на таджикском языке арабской графикой. Был выдан 1-го джумади ахир 1333 г.х. (1914-1915 гг.) и заверен печатью главного кушбеги (премьер-министром) мирзы Насруллы-бия. В 1983 г. принята литографическая книга "Алфа Лайлатин ва лайлатун ("Тысяча и одна ночь")" - перевод знаменитой книги занимательных сказок [19].

В 1984 г. сотрудник музея Г. Курбанов подарил в фонд музея 10 ценных документов, таких как васика (купчая), долговые расписки и другие [13, с. 204]. Через год получены микрофильмы рукописей Бухарского просветителя Шарифжан Махдум Садри-Зиё. В 1986 г. директор музея Р.В. Альмеев передал в фонд священный Коран, подарок делегации Туниса [8, с. 75; 11, с. 74]. Научный сотрудник музея Б. Буранов также представил в музей 8 книг на арабском языке.

Собрание исторических документов состоит из двух коллекцией: 1) собственно музейная и 2) бывшая коллекция Бухарской областной библиотеки им. Ибн Сины [18, с. 2], поступившая в музей в 1986 г. [2, с. 18].

В фонд музея также вошли произведения, посвящённые истории Средней Азии, Индии, Афганистана, Турции и других стран. Одним из таких произведений является книга «Тарихи Табари" ("История Табари") [19], поступившая в музейный фонд в 1986 г. Её автором является Абу Джафар Мухаммад Ибн Джарир Табари, но книга является списком XVII века [5, с. 24]. Она может служить ценным источником по изучению истории Центральной Азии. Помимо этого списка, в фондах музея хранятся еще три списка данного произведения.

Музейный фонд также содержит источники, которые служат для изучения истории и культуры отдалённых стран и городов, в том числе и арабских стран. Например, "Халасатул вафо биахбари дарил мустафа" ("Избранное сочинение о родине пророка Мухаммеда") [4, с. 85], принадлежащее перу Али ибн Абдуллах ас-Самхуди. В произведении имеются интересные сведения о проводимых и запрещённых работах в городе Медина, объясняются в поэтическом стиле и стиле прозы названия географических топонимов, аспекты, связанные с медициной.

В результате собирательской работы сотрудников музея, только за два года (1986-1987 гг.), фонд письменных памятников пополнился 443 книгами [2, с. 21]. В 1987 г. сотрудник музейного фонда Мансуре Парастепанох подарила 2 книги, посвящённые науке хадисоведения. 1988 год является очень важным для музейных коллекций, особенно для документального фонда, т.к. в музее была проведена работа по возвращению ранее переданных экспонатов из других организаций и музеев. В музейный фонд были возвращены около 150 рукописей, хранившихся в библиотеке им. Ибн Сины Бухарской области. Большая часть этих книг были переданы X. Тураевым, научным сотрудником музея [19]. Рост коллекции определил необходимость создания отдельного научного центра, задачами которого будут хранение, изучение и представление научного наследия рукописной письменности. Недостаточное количество научных сотрудников, а также для подъема уровня научно-исследовательских работ в составе музея-заповедника были созданы новые научные центры [3, с. 90]. Например, научный центр «По изучению восточных арабографических рукописей». Он существовал с 1990 по 2017 год в качестве филиала Института Востоковедения имени Абу Райхана Бируни [24, с. 3].

Рукописи и литографические произведения, хранящиеся в музейном фонде относятся к разным областям науки: история, философия, право, география, медицина [17, с. 62]. Среди рукописей ценными являются списки священного Корана. Сборники в количестве более 60 экземпляров хранятся в фонде музея-заповедника и состоят из рукописей, переведённых различными каллиграфами с VIII по XX век, литографические произведения XIX-XX вв. и книги, подаренные музею из разных стран в годы независимости Узбекистана.

Среди них есть один лист большого Лангар-ского Корана (ещё называется Катта Лангар), 12-22 строчки (аят) 58-й суры "Муджодала" ("Препирательства") [1, с. 5], а также первые 3 строчки (аяты) суры "Хашр" ("Собрание"). Первоначально данный экземпляр Корана хранился в музейной библиотеке, но потом в 2007 г. был отправлен научными сотрудниками музея в Институт Востоковедения [30, с. 1] и после того, как стало известно, что этот фрагмент является частью Лангарского Корана, был принят в качестве ценного музейного экспоната в фонд музея. Крупная уникальная книга среди списков Корана экспонируется "Тарикат Накшбандия" (музей об истории суфийского ордена Накш-банди) [28, с. 249].

В коллекции музея представлены кораны разных размеров: большие, средние и совсем маленькие карманные экземпляры, которые паломники хранили у себя во время поездки в специальных футлярах, поэтому их называли "Коран Багали ("Коран карманный")" или "Коран сафари ("Коран для путешествия")". Имеются и рукописи в виде части Корана, как "хафтияк" (1/7 часть Священного Корана) и "сипора" (1/30 часть Священного Корана), одна из которых "Панджсура" (это часть сур Священного Корана, которые читают во время намаза) получила статус музейного экспоната в 1947 г. Имя каллиграфа, место и время переписки неизвестно, это можно узнать по почерку каллиграфа по другим источникам [14, с. 147]. Два Корана были подарены Тургу-том Озалем - Президентом Турецкой Республики в 1993 г. в ходе визита в Бухару.

Музеи должны не только сохранять и демонстрировать древнее и средневековое научное наследие, но и регулярно обогащать свои коллекции новыми, уникальными памятниками, в данном случае, рукописями. За последние два года несколько рукописных книг были приняты фондо-закупочной комиссией музея.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алъмеев Р.В. Бесценное наследие великих предков // Бухарский вестник. 2007. № 68 (16978) С. 5.

2. Алъмеев Р.В., Казаков Б.А. Рукописный фонд Бухарского гос. музея (состав, пополнения, изучения) // Archaeographia. Orientalis. Материалы всесоюзного рабочего совещания по проблемам восточной археографии. Москва. 1990. С. 17-24.

3. Алъмеев Р.В. Бухара - город музей. Ташкент. 1999.128 с.

4. Ахмедов А.Ф. Бухоро музейида Мадина та-рихига оид кЪлёзма // InfoLIB ахборот-кутубхона хабарномаси, 2018, №3 (15). С. 84-86.

5. Ахмедов А.Ф. Бухоро музейларидаги кадимги кЬлёзма дурдоналар. Бухара. 2018. 48 с.

6. Болтаев А.Х. Бухоро музейи - тарихий Ьлка-шунослик маркази сифатида. Ташкент. 2019. 37 с.

7. Бухарский государственный архив. Ф. 1175. Оп. 1 Д. 18.

8. Джураев Ш.Г. Бухарский музей - центр древних Коранов // Ислом тафаккури. 2020. № 3. С. 73-76.

9. Джураев Ш.Г. Из истории Бухарского государственного музея-заповедника. Создание музеев и выставок // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития стран Евразии. Омск. 21.09.2021. С. 67-73.

10. Джураев Ш.Г. Научные сотрудники музея -собиратели ценных артефактов // Тамаддун силси-ласи. 2020, № 1. С. 104-109.

11. Джураев Ш.Г. Собрание ценных артефактов - арабографические рукописи, документы // InfoLIB. 2020. № 3 (23). С. 70-76.

12. Епифанова Л.М. Рукописные источники по истории Средней Азии периода присоединения её к России. Бухара. Ташкент, 1965. 125 с.

13. Жураев Ш.Г. Бухоро музейи нумизма-тик ва эпиграфик буюмлари тарихчи ва нумизмат олим Г.Н.Курбонов илмий меросида // зрта Осиё археологияси кафедраси: "Авлодлар изла-ниши ва кашфиётлари" тЬплами. Тошкент, 2020. С.201-206.

14. Жураев Ш.Г. Толкование священной книги в Бухарском музее // Россия-Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии: векторы развития. Челябинск. 2019. С. 146-148.

15. КазаковБ.А., ТураевХ.Х. Свод документов Даниял-бия аталыка // Бартольдские чтения. Год 5-й. Тезисы докладов и сообщений. М., 1981. С. 42-43.

16. Казаков Б.А. Автограф Ахмад Даниша // Советская Бухара. 1979. №136 (11609). С. 3.

17. Казаков Б.А. Коллекция исторических

документов Бухарского государственного музея-заповедника // Из истории культурного наследия Бухары. Ташкент. 1990. С. 62.

18. Казаков Б.А. Новые документальные памятники // Советская Бухара. 1985. №186. С. 3

19. КП (Книга приёма или Главная инвентарная книга) Бухарского музея-заповедника. №№ 7-48.

20. ПулатоваМ.Ш. Асрлардан гувохлик бериб // Бухоронома. 2002. № 40. С.4

21. Равшанов У.Р. Олтин суви юритилган би-тиклар // "Бухорони туризм чоррахдсига айланти-риш имкониятлари" халкаро илмий амалий конференция маколалар тЬплами. Бухара. 2019. С. 165.

22. Редакционная коллегия. Юбилей музея // Бухоро хакикати. 1982. № 239. С. 4.

23. Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане. Ташкент, 1975. 236 с.

24. Сафаров А. Бухорода илмий марказ // Бухоро хакикати, 1990. № 189. С. 3.

25. Тураев Х.Х. Махаллий Ьлкашунослар-нинг илмий меросида тарихий топография ва меъморий обидалар тарихи. Бухоро. 2019. 72 с.

26. Тураев Х.Х. Мирза Сами // Бухоро мавжла-ри. 2015. № 4. С. 29-31.

27. Тураев Х.Х. Муса Саиджонов // Мозийдан садо. 2014. № 1. С. 45.

28. Тураев XX, Шарипов Ю. Бухоро музейида сакланаётган Куръоннинг кЬлёзма нусхаси // Имом аль-Бухарий сабоклари. 2004. № 4. С. 249.

29. Чехович О.Д. Бухарские документы XIV в. Ташкент. 1965. 330 с.

30. Халилов А. Хазинанинг ноёб ганжинаси // Бухоронома. 2007. № 52. С. 4.

31. Церемония открытия в Бухаре первого музея // Бухоро ахбори. 1922. № 112. С. 3.

REFERENCES

1. Almeev, R.V. Bessennoe nasledie velikix pred-kov [Priceless heritage of great ancestors]. In: Buxarskiy vestnik [Bukhara Bulletin], 2007. No. 68-69. P. 5 (in Russ).

2. Almeev, R.V. Kazakov, B.A. Rukopisniy fond Buxarskogo gos. muzeya (sostav, popolneniya, izuche-niya) [The manuscript fund of the Bukhara State Museum (composition, replenishment, study)]. Materiali vsesoyuznogo rabochego soveshaniya po problemam vostochnoy arxeografii [Materials of the All-Union workshop on the problems of Eastern archaeographies]. Moscow, 1990. P. 17-24 (in Russ).

3. Almeev, R.V. Buxara - gorod muzey [Bukhara is a museum city]. Tashkent. 1999. 128 p. (in Russ).

4. Ahmedov, A.F. Buxoro muzeyidaMadina tarixiga oid qo 'lyozma [A manuscript on the history of the Medina in the Bukhara Museum], InfoLIB, 2018. No. 3 (15). P 84-86 (in Uzbek).

5. Ahmedov, A.F. Buxoro muzeylaridagi qadimgi qo'lyozma durdonalar [Ancient manuscripts in the museums of Bukhara]. Bukhara:Durdona. 2018. 48 p. (in Uzbek).

6. Boltaev, A.H. Buxoro muzeyi - tarixiy o 'lkashu-noslik markazi sifatida [Bukhara museum as a historical center of local lore]. Tashkent: Navruz, 2019. 37 p. (in Uzbek).

7. Buxarskiy gosudarstvenniy arxiv [Bukhara State Archive]. Fond 1175, opis. 1, delo 18. (in Russ).

8. Djurayev, Sh.G. Buxarskiy muzey - sentr drevnix Koranov [Bukhara Museum - center of ancient Korans]. In: Islom tafakkuri [Islamic Thinking], 2020. No 3. P. 7376. (in Russ).

9. Djurayev, Sh.G. Iz istorii Buxarskogo gosudar-stvennogo muzeya-zapovednika. Sozdanie muzeev i vystavok [From the history of the Bukhara State MuseumReserve. Creation of museums and exhibitions]. Culture and interaction of peoples in museum, scientific and educational processes are the most important factors of stable development of the Eurasian countries. Omsk, 21.09.2021. P. 67-73. (in Russ).

10. Djurayev, Sh.G. Nauchnie sotrudniki muzeya -sobirateli sennix artefaktov [Scientific staff of the museum - collectors of valuable artifacts]. In: Tamaddun silsilasi [The chain of civilizations]. 2020. No 1. P. 104109. (in Russ).

11. Djurayev, Sh.G. Sobranie sennix artefaktov -arabograficheskie rukopisi, dokumenty [Collection of valuable artifacts - Arabographic manuscripts, documents], InfoLIB. 2020. No. 3 (23). P. 70-76. (in Russ).

12. Yepifanova, L.M. Rukopisnie istochniki po istorii Sredney Azii perioda prisoedineniya yeyo k Rossii. Buxara [Handwritten sources on the history of Central Asia during its annexation to Russia. Bukhara]. Tashkent, 1965. 125 p. (in Russ).

13. Djurayev, Sh.G. Buxoro muzeyi numizmatik va epigraftk buyumlari tarixchi va numizmat olim G'.N.Qurbonov ilmiy merosida [Numismatic and epigraphic items of the Bukhara Museum in the scientific heritage of the historian and numismatist G.N. Kurba-nov]. In: Avlodlar izlanishi va kashfiyotlari [Searches and discoveries of generations]. Tashkent: UzMU. 2020. P. 201-206. (in Uzbek).

14. Djurayev, Sh.G. Tolkovanie svyashennoy knigi v Buxarskom muzee [Interpretation of the holy Book in the Bukhara Museum], In: Rossiya-Uzbekistan. Mejdunarodnie obrazovatel'nie i sosial'no-kul'turnie texnologii: vektori razvitiya [Russia-Uzbekistan. International educational and socio-cultural technologies: vectors of development]. Chelyabinsk, 2019. P. 146-148. (in Russ).

15. Kazakov, B.A., Turaev, X.X. Svod dokumentov Daniyal-biya atalika [A set of documents of Daniyal-biya atalyk]. In: Bartol'ldskie chteniya. Tezisi dokladov i soobsheniy [Barthold's readings. Abstracts of reports and messages]. Year 5. Moscow, 1981. P. 42-43. (in Russ).

16. Kazakov, B.A. Avtograf Axmad Danisha

[Autograph of Ahmad Danisha]. In: Sovetskaya Buxara [Soviet Bukhara], 1979. No. 136. P. 3. (in Russ).

17. Kazakov, B.A. Kolleksiya istoricheskix dokumentov Buxarskogo gosudarstvennogo muzeya-zapo-vednika [Collection of historical documents of the Bukhara State Museum-Reserve]. In: Iz istorii kul 'turnogo naslediya Buxari [From the history of the cultural heritage of Bukhara], Tashkent. 1990. P. 62. (in Russ).

18. Kazakov, B.A. Novie dokumental'nie pamyat-niki [New documentary monuments]. In: Sovetskaya Buxara [Soviet Bukhara], 1985. No. 186. P. 3. (in Russ).

19. KP (Kniga priyoma ili Glavnaya inventarnaya kniga) Buxarskogo muzeya-zapovednika [KP (Reception book or Main inventory book) of the Bukhara Museum-Reserve]. No. 7-48. (in Russ).

20. Pulatova, M.Sh. Asrlardan guvoxlik berib [Testifying to the ages]. In: Buxoronoma [Buxoronoma]. 2002. No. 40. P. 4. (in Uzbek).

21. Ravshanov, U.R. Oltin suvi yuritilgan bitiklar [Gilded inscriptions]. In: Buxoroni turizm chorrahasiga aylantirish imkoniyatlari" xalqaro ilmiy amaliy konferensiya [International scientific and Practical conference «Possibilities of turning Bukhari into a tourist resort]. Bukhara: Fayz-print, 2019. P. 165. (In Uzbek).

22. Editorial team. Yubiley muzeya [Anniversary of the museum]. In: Buxoro haqiqati [The truth of Bukhara]. 1982. No. 239. P. 4. (in Russ).

23. Sadykova, N.S. Muzeynoe delo v Uzbekistane [Museum business in Uzbekistan], Tashkent, 1975. 236 p. (in Russ).

24. Safarov, A. Buxoroda ilmiy markaz [Scientific center in Bukhara]. In: Buxoro haqiqati [The truth of Bukhara], 1990. No. 189. P. 3. (in Uzbek).

25. Turaev, H.H. Mahalliy o 'lkashunoslarning ilmiy merosida tarixiy topografiya va me'moriy obidalar tarixi [The history of historical topography and architectural monuments in the scientific heritage of local peoples]. Bukhara, 2019. 72 p. (in Uzbek).

26. Turaev, H.H. Mirza Sami [Mirza Sami], In: Buxoro mavjlari [Waves of Bukhara]. 2015. No 4. P. 29-31. (in Uzbek).

27. Turaev, H. H. Musa Saidjanov [Musa Saidzhanov]. In: Moziydan sado [Echo of history], 2014. No. 1. P. 45. (in Uzbek).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Turaev, H.H, Sharipov, Y. Buxoro muzeyida saqlanayotgan Qur'onning qo 'lyozma nusxasi [Handwritten copy of the Qur'an stored in the Bukhara Museum], In: Imom al'-Buxariy saboklari [Lessons of Imam Al-Bukhari]. 2004. No. 4. P. 249. (Iin Uzbek).

29. Chexovich, O.D. Buxarskie dokumenti. XIV v. [Bukhara documents. XIV]. Tashkent. 1965. 330 p. (in Uzbek).

30. Xalilov A.Xazinaningnoyob ganjinasi [A unique masterpiece of treasure]. In: Buxoronoma. 2007. No. 52. P. 4. (in Uzbek).

31. Seremoniya otkritiya v Buxare pervogo muzeya [The opening ceremony of the first museum in Bukhara]. Bukhoro akhbori. 1922. No. 112. P. 3. (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.