Научная статья на тему 'ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЛИТКИ (МОЗАИКИ) ЭПОХИ КАДЖАРОВ В БУХАРСКОМ МУЗЕЕ'

ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЛИТКИ (МОЗАИКИ) ЭПОХИ КАДЖАРОВ В БУХАРСКОМ МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
Бухарский музей / изразцовая плитка / иранец / каджар / звезда / ҳусайнийхана / Bukhara museum / tiles / Iranian / Qajar / star / husainiykhana

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уктамали Равшанов

В статье рассматриваются живописные изразцовые плитки, хранившиеся в Бухарском музее во времена династии Каджаров в Иране XIX века, ставшие традицией в украшении дворцов, мечетей и религиозных объектов. Одна из целей статьи определить, хранятся ли они в Бухаре. В статье упоминаются не только шиитские орнаменты, но и их формирование. На примерах показано, что бухарские мозаики и иранские мозаики отличаются своими изображениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TILES (MOSAICS) OF THE QAJAR EPOCH IN THE BUKHARA MUSEUM

The article deals with the picturesque tiles stored in the Bukhara Museum during the Qajar dynasty in Iran of the XIX century, which became a tradition in the decoration of palaces, mosques and religious sites. One of the purposes of the article is to determine whether they are stored in Bukhara. The article mentions not only Shiite ornaments, but also their formation. The examples show that the Bukhara mosaics and the Iranian mosaics differ in their images.

Текст научной работы на тему «ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЛИТКИ (МОЗАИКИ) ЭПОХИ КАДЖАРОВ В БУХАРСКОМ МУЗЕЕ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЛИТКИ (МОЗАИКИ) ЭПОХИ КАДЖАРОВ В

БУХАРСКОМ МУЗЕЕ

Уктамали Равшанов

Преподаватель Бухарского государственного университета

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются живописные изразцовые плитки, хранившиеся в Бухарском музее во времена династии Каджаров в Иране XIX века, ставшие традицией в украшении дворцов, мечетей и религиозных объектов. Одна из целей статьи - определить, хранятся ли они в Бухаре. В статье упоминаются не только шиитские орнаменты, но и их формирование. На примерах показано, что бухарские мозаики и иранские мозаики отличаются своими изображениями.

Ключевые слова: Бухарский музей, изразцовая плитка, иранец, каджар, звезда, хусайнийхана

TILES (MOSAICS) OF THE QAJAR EPOCH IN THE BUKHARA MUSEUM

Uktamali Ravshanov

Lecturer at Bukhara State University

ABSTRACT

The article deals with the picturesque tiles stored in the Bukhara Museum during the Qajar dynasty in Iran of the XIX century, which became a tradition in the decoration of palaces, mosques and religious sites. One of the purposes of the article is to determine whether they are stored in Bukhara. The article mentions not only Shiite ornaments, but also their formation. The examples show that the Bukhara mosaics and the Iranian mosaics differ in their images.

Keywords: Bukhara museum, tiles, Iranian, Qajar, star, husainiykhana

ВЕДЕНИЕ

На Востоке посуда с IX века стала глазурованной. С XII века наружную и внутреннюю части зданий стали украшать глазурованными и обожженными кусочками керамики (глины), из которых появилось искусство изразцовой мозаики. Поэтому родиной приготовления изразцовой плитки (термин минои также используется в персидском языке) является Иран.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

В 1990 году различные предметы были найдены во время раскопок, проведенных археологом Е.Г.Некрасовой на площадке к югу от крепости Арк (цитадель) города Бухары. 21 из них - изразцовые плитки - кошин2 представляли историческую и художественную ценность и были переданы в археологический фонд музея. Место, где были найдены мозаики - изразцовые плитки, исторически было внутренним двором резиденции министра - Кушбеги-поён, в основном на эту задачу назначены дети премьер-министра - Кушбеги боло. В свою очередь, представители иранской династии занимали пост премьер-министра в Бухаре в 1870-1910 годах. То есть эти мозаики могли бы украсить дом иранского министра - Кушбеги-поён. Существует еще одно предположение, что мозаики были найдены в сочетании со многими историческими артефактами. После вторжения большевиков в Бухару, у входа с разрушенного здания таки Тиргарона на площадь Регистан, были собраны руины города. Также возможно, что мозаики попали сюда через те же руины. Но мы рассматриваем первое предположение ближе к реальности. Потому что до сих пор таких плиток не было найдено ни в Бухаре, ни в других регионах Узбекистана. Об этом свидетельствует тот факт, что мозаики принадлежат именно двору иранского министра. Все предметы состоят из отделки стен и составляют основу этого исследования

Если обратиться к истории мозаик, в которых были сделаны различные изображения, то мозаики украшали Летний дворец Кубодабад (строительство которого началось в конце XII века), построенный в 1224-1226 годах во время правления султана Алоуддина Кайкубода, который сейчас хранится в Музее мозаик турецкого медресе Коратой, являются самыми древними из этих видов [1, с.11]

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Мозаичные плитки Каджарского периода являются продуктом периода слияния традиционных и современных форм культуры и искусства в Иране. Особенно в эпоху влияния европейской культуры. Это проявляется в случае барельефных цветов из изразцовой плитки, здания и европейского облика людей или местных жителей и т. д. В период до XIX века мозаики с изображениями, которые иногда исчезали и снова появлялись, предпочитали религиозные (шиитские) и героические темы, а не изображения различных животных, как раньше.

Подготовка плиток с различными яркими изображениями не наблюдалась в школе Бухары. В Бухаре на плитках начертаны фрагменты из Корана, образцы хадисов и их окружение наполнено растительными и геометрическими узорами. Изразцы с надписями украшали только портал зданий. Однако в Иране

традиционная обработка живых изображений также наблюдалась в мозаиках. В частности, в мозаиках принято отражать изображения Бехистуна и других наскальных памятников. Известно, что отсылки к классическому периоду и истории Ирана достигли своего пика в XIX веке, точнее, это чаще встречается с новыми проявлениями искусства.

Обработка изображений на каменных рельефах в эпоху каджаров также была восстановлена, то есть подобно иранским Ахеменидам и Сасанидам, они также опустили величественные, многозначительные петроглифы в объятия гор. В плитке, который хранится в археологическом фонде Бухарского Государственного музея-заповедника под инвентарном № 32586/22-1: (рис. 1) овальное лицо, густые и черные брови-глаза, длинные и густые усы - все это описывало иранца. На голове у него корона, одет в зеленое платье, поверх нее халат темно синего цвета. Внутреннего правого угла восьмиконечной звезды от персидского слова (в арабском почерке) "Ормизд" (Ормузд) определяется, кому принадлежит это изображение. Ормизд (с персидского Хурмуз) был сыном Шопура I, одного из иранских Сасанидов (затем снова были правящие четверо царей с именем Ормизд), третьего правителя государства. Ормизд также считается одним из героев иранского эпоса.

В археологической коллекции Бухарского музея (рис. 2, Инв.№ 32586/22-2) есть настенное украшение размером 15х18 см, в котором общим содержанием описывается "сцена власти". Логично, что фреска изображает процесс получения символа правителя левой рукой, в то время передача правой рукой (сцены такого ритуала также изображены на памятнике Панджикента, то есть в доисламский период в Центральной Азии и Иране обретение государством нового правителя Богом или предыдущим правителем имело смысл именно таким образом).4 До сих пор сохранилось только изображение правой руки того, кто передал и взял символическую корону (кольцо, которым была перевязана лента).

В этом рельефе изображение точно такое же, как у наскального изображения Бехистун: голова и волосы на плечах украшены (причесывании) в виде мелких монет желтого цвета, глаза большие, нос выпуклый, борода длинные. Одет в серый яктак (халат) с зеленым воротником, коричневая лента (ремень) прикреплена синей бляхой. Исполнение каменных рельефов этого вида достигло своего пика, особенно в период правления Сасанидов (226-651) и согдийских правителей Центральной Азии (IV-VIII). Тот факт, что в разных частях Керманшаха, например, в Таки Бостане, Ардашер II передал корону как символ господства Шопуру III, описывается в связи с его победными процессами или в Накше-Рустаме описано, что Артаксеркс I брал власть у Ахурамазды в этой форме (V в.до н.э). Похожая барьелефная плитка была найдена в 1990-м году с юга крепости Арк.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вместо заключения можно сказать, что иранское мозаичное (изразцовое) искусство развивалось в течение длительного времени, отражало в себе элементы разных культур, а также распространилось по всему Бухарскому эмирату.

Находка мозаик, относящихся к каджарскому периоду, с территории, прилегающей к Центру эмирата крепости Арк, является примером создания широких возможностей для формирования иранских народов и их культуры в Бухаре.

1. Минои (эмаль) - твердое стеклообразное покрытие. Внешний вид в результате нагрева металлических и керамических предметов краски на их поверхности в художественном оформлении

2. Этот термин происходит от названия Кашанского региона Ирана, родиной которого является производство изразцовой плитки - кошина.

3. Кушбеги поён - заместитель премьера-министра, должность в бухарском эмирате.

4. Например, в Таки Бустане описывается ситуация, когда Митра передал царский пост Хусраву II

REFERENCES

1. Mehmet Önder, Konya Müzesi Qini Eserler Seksiyonu (Karatay Medresesi) Rehberi, Istanbul. 1961; S.195.

2. Eighty Years of Iranian Archaeology.Vol. II. Tehron. 2012. 487 р.

3. Mahmonir Shirazi, Ashraf Moosavilar. Retrieval of Identity layers in Qajar Era.Tehron. 2016. 23 p.

4. Grabar, Oleg. Reflections on Qajar Art and its Significance, Iranian Studies, London.

5. Boltayev, Bobir Baxtiyorovich. "BUXOROLIK MINIATURACHI-RASSOM SADRIDDIN POCHCHAYEV IJODIGA BIR NAZAR." Scientific progress 1.6 (2021): 998-1004.

6. Rajabov, Oybek Iskandarovich. "BUXORODAGI AYRIM MUQADDAS QADAMJO-QAL 'ALAR XUSUSIDA." Scientific progress 1.6 (2021): 1162-1168.

7. Умаров, Б. Б. "НА КИСЛЯКОВ ТАД^ЩОТЛАРИДА ЖАНУБИЙ ТОЖИКИСТОН ЭТНИК ТАРИХИ." Scientific progress 1.6 (2021): 1005-1009.

8. Тураева, Г. Б., Утаева, Ф. Х., & Жумаева, Н. А. (2021). ОА СУХАРЕВА ТАДКДКРТЛАРИДА БУХОРО ТАРИХИ ВА ЭТНОГРАФИЯСИНИНГ УРГАНИЛИШИ. Scientific progress, 7(6), 1010-1018.

9. Bakhtiyorovich, Boltaev Bobir. "Excerpts from the life of the bukharian artist." Middle European Scientific Bulletin 12 (2021): 160-165.

10. Ochilov, A. T. "DATING OF THE ZAMANBABA CULTURE: ASED ON ARCHAEOLOGICAL SOURCES." Theoretical & Applied Science 12 (2019): 589591.

11. Mubinov, M. A. "Diplomacy of the eastern states and central asian khanates in the struggle for independence." CENTRAL ASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES AND HISTORY 2.5 (2021): 26-31.

12. Maksud, Beshimov. "Markets of Bukhara." CENTRAL ASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES AND HISTORY 2.5 (2021): 18-21.

13. Зарипов, Жахонгир Гулмуродович. "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БУХАРСКОЙ ОБЛАСТИ УЗБЕКСКОЙ ССР)." Scientific progress 2.1 (2021): 351-357.

14. Sharopov, Dilshod Ravshan O'G'Li. "ABDURAZZOQ SAMARQANDIYNING "MATLAI SA'DAYN VA MAJMAI BAHRAYN" ASARINING O'RGANILISH TARIXI." Scientific progress 2.1 (2021): 358-361.

15. Очилов, Алишер Тулис Угли. "Бухоро вохдси шаклланишида Зарафшон дарёсининг урни ва вохд тарихий географиясига доир айрим мулохдзалар." Scientific progress 1.6 (2021): 933-938Murodova, Dilrabo Shomurodovna, and Feruza Xolmamatovna O'tayeva. "TF Gelax tadqiqotlarida Buxoro shahri mudofaa tizimining organilishi." The Fifth International Conference on History and Political Sciences. 2015.

16. Turaevich, Halimov Talat. "From the history of economic relations between central asia and india (XV-XVII centuries)." CENTRAL ASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES AND HISTORY 2.5 (2021): 22-25.

17. OCHILOV, Alisher. "Jewelryc tradition is a source of study of bukhara history." Bayterek Uluslararasi Akademik Ara§tirmalar Dergisi 1.1: 105-116.

18. Бобожонова, Феруза Хаятовна. "БУХОРО МАДРАСАЛАРИ МАЪНАВИЯТ ДУРДОНАСИ." Scientific progress 2.1 (2021): 362-366.

19. Муродова, Дилрабо Шомуродовна. "Иккинчи жахрн уруши йилларида Бухорода илм ва фан (Бухоро педагогика институти мисолида)." Scientific progress 2.1 (2021): 660-664.

20. Ochilov Alisher. "The Role of Zamanbaba Culture in The Social and Economic History of Bukhara Oasis During Bronze Age." CENTRAL ASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES AND HISTORY 2.4 (2021): 42-47.

21. JAMOLOVA, DILNOZA MUYIDDINOVNA. "The end of the emirate of bukhara: the end of the political struggle between the jadids and the ulema." International Journal of Philosophical Studies and Social Sciences 1.1 (2021).

22. Jamolova, D. M. "Traveling to Modernity: Perception of Modernity of the Central Asian Muslims in the early 20th century." International Journal of Psychosocial Rehabilatation 9.24 (2020): 4202-4207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.