Научная статья на тему 'Иранские и среднеазиатские письменные источники о военных походах афшаридов на территорию Бухарского ханства в 1738-1740 гг'

Иранские и среднеазиатские письменные источники о военных походах афшаридов на территорию Бухарского ханства в 1738-1740 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1309
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕФЕВИДСКИЙ ИРАН / БУХАРСКОЕ ХАНСТВО / НАШЕСТВИЕ АФШАРИДОВ / НАДИРШАХ / АБУЛФАЙЗХАН / МАНГЫТЫ / SAFAVID IRAN / BUKHARA KHANATE / AFSHARID INVASION / NADIRSHAH / ABULFAYZHAN / MANGYTES / САФАВИЁНИ ЭРОН / ХОНИГАРИИ БУХОРО / ЮРИШИ ҳАРБИИ АФШОРИЁН / НОДИРШОҳ / АБУЛФАЙЗХОН / МАНГИТҳО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ализода Довуд Али

В статье анализированы основные письменные источникиисторические трактаты иранских и среднеазиатских авторов XVIII века «Аламараи Нодири» Мухаммада Козима Марви, «Джахонкушои Нодири»Мирза Мехдихана Астарабади, « Гулшан-ул-мулук» Мухаммад Яъкуба ибн Даниялбий Бухари, «Тухфаи хани» Мухаммада Вафаи Карминаги, «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре» Мирзы Шемса Бухари, в которых приведены сведения о неудачном походе Ризакулихана (сына Надиршаха) в Карши, раскрыты причины и последствия мавераннахрского похода Надиршаха и превращения Бухары в полузависимое владение афшаридов. В статье констатируется, что представители мангытов Мухаммад Хакимхан и его сын Мухаммад Рахимбий, воспользовавшись военным походом Надиршаха укрепили свое политическое положение в Бухарском ханстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iranian and Central Asian Written Sources on the Military Campaigns of Afsharids on the Territory of the Bukhara Khanate Referring to 1738-1740

The article dwells on the main written sources of referring to the XVIII-th century Iranian and Central Asian writers. Carminagi, “On some events in Bukhara, Kokand and Kashgar ” by Mirza Shemsa Bukhari in which are given information about the unsuccessful campaign of Rizakulihan (Nadirshah’s son) in Karshi, the causes and consequences of the Naveershah’s Maverannahr campaign and transformation nii of Bukhara in the semi-dependent possession of afsharids. The article states that the representatives of the Mangyts Muhammad Khakimkhan and his son Muhammad Rahimbiy, using the military campaign of Nadirshah, strengthened their political position in the Bukhara Khanate.

Текст научной работы на тему «Иранские и среднеазиатские письменные источники о военных походах афшаридов на территорию Бухарского ханства в 1738-1740 гг»

07.00.09.ТАЪРИХНИГОРЙ, МАЪХАЗШИНОСЙ

ВА РАВИШИ ТАДК|ИК;ОТИ ТАЪРИХИ 07.00.09.ИСТ0РИ0ГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 07m09.HISTORIOGRAPHY, A SOURCE STUDY AND METHODS OF HISTORICAL RESEARCH

УДК 94(5)

ББК 63.3(543.0) А.А.АЛИЗОДА

ИРАНСКИЕ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О ВОЕННЫХ ПОХОДАХ АФШАРИДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ БУХАРСКОГО ХАНСТВА В 1738-1740 ГГ.

Сефевидский Иран и Бухарское ханство на протяжении XVII- первой половины XVIII вв. находились во враждебных отношениях. К концу 30-х гг. XVIII века Бухарское ханство, где господствовали представители династии Аштарханидов (Джанидов), находилось в состоянии политического хаоса и экономического упадка.

Захвативший власть в Иране и положивший конец правлению Сефевидов Надиршах Афшар, укрепив военное состояние с первых лет своего правления (1736 г.), стал осуществлять военные походы в восточное направление, с целью завоевания Афганистана и Индии. Когда он совершил поход в сторону Кандагара и Герата, в 1738 году военный отряд под предводительством его сына Ризакули захватил Андхуд, Балх, Гузар и другие населенные пункты Балхской области.

Подробности военных действий Ризакули освещены в трактате Мухаммада Козима Марви «Аламараи Нодири». По сообщению автора данного сочинения, Ризакули по приказу Надиршаха был направлен в Балх (ию)для наказания правителя этой области Абулхасанхана. Ризакули балхский поход осуществил вместе с военачальниками Тахмоспханом Джалоиром и Бобоханом Чопушлу. Отряд Ризакули сначала осадил Абевард и разгромил войска правителя этого города - Алимарданхана, вместо него был назначен другой правитель. В усмирении Балхской области отряду Ризакули военную помощь оказал Шахкулибек- правитель Мерва.

Следующим шагом Ризакули была, подготовка к походу в сторону Карши, правителем которого был представитель племени мангытов Хакимбий аталык. Несмотря на то, что Ризакули не получил разрешения своего отца на поход в Карши, данное военное мероприятие было осуществлено.

Осведомленный делами Балха и Гузара Хакимбий аталык приказал населению Карши покинуть город и укрыться в безопасном месте. Часть людей, покинув город, перебралась в горные местности, а другая часть осталась в городе. Войска иранцев осадили Карши. При захвате города им удалось взять многих людей в плен. В это время другая часть иранских войск осадила крепость Шельдук (или Шулдук). Хотя со стороны правителя Шельдука Худайшукурбий мангыта было оказано упорное сопротивление иранцам, им не удалось добиться заметных успехов.

Хакимбий аталык перед нашествием иранцев, собрав эмиров, высокопоставленных лиц и военачальников, провел совещание, на котором сообщил о количестве войск иранцев. Говорил о недопущении осады города со стороны иранских войск, отдал приказ встретить противника на подступах к городу и напасть на них.

Согласно плана каршинские войска рано утром должны были напасть на противника. Часть войск во главе мангыта Юкошдибия должна была укрыться в одной из садов Карши и нанести внезапный удар врагу с тыла. Тахмаспхану джалаиру также был дан приказ выделить особую группу под командованием Мухаммадхусайнхана каджара для защиты своих войск от внезапного нападения иранцев с тыла (10, 586-587).

В Записках Мирзы Шемса Бухари «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре», изданных в тексте, с переводом и примечаниями В.В. Григорьева отмечается, что в начавшемся первом бою каршинским войскам удалось одержать победу (9, 49). После этого иранцы осуществили рекогносцировку, сумели усилить свою позицию. Им удалось нанести поражение отряду Юкошдибия. Во втором бою иранцы нанесли поражение войскам Хакимбий аталыка.

По сведениям Мухаммад Козима Марви, было убито более 1500 каршинских (бухарских) воинов на подступах к Карши. Хакимбию аталыку и Юкошдибию с большим трудом удалось добраться до крепости. Но они попали в осаду. Попавшие в плен другие военачальники Хакимбия аталыка- Худайкулибий, Атамурадбий и Пулад туксаба - были казнены (10, 587).

Автор «Аламараи Надири» сообщает, что ситуация стала критической. Из осажденного города Карши Хакимбий аталык отправил гонцов с письмом в Бухару и попросил военной помощи у Абулфайз-хана. В письме было указано на необходимость скорейшего оказания военной помощи. В противном случае враг мог овладеть крепостью Карши.

Ризакули мирза, узнав об отправке послания со стороны Хакимбия аталыка Абулфайзхану, также стал предпринимать меры по привлечению в свою сторону некоторых правителей областей и городов Мавераннахра. В это время многие области Мавераннахра, отколовшись от Аштарханидов, вели самостоятельную политику. Поэтому Хакимбий отправил отдельные письма правителям Самарканда, Ура-тюбе, Худжанда, Ташкента, Андижана, Маргелана, Туркестана и других крупных городов, в котором просил их оказать помощь в борьбе против иранских войск. Он отправил письмо и Ильбарсхану- правителю Хивинского ханства.

После этого вокруг Бухары удалось за короткое время собрать из числа жителей Бухарского ханства около 60 тысяч войск. Кроме того, по сведениям автора «Аламараи Нодири» Мухаммада Козима Марви, выступить против иранцев изъявил желание Адинакулибий из Ташкента, который обещал со 20 тысячным войском осуществить наступление (10, 586-589).

Подробности военного положения приведены в «Истории народов Узбекистана», где сообщается о том, что иранцы также стали собирать дополнительные силы. Ризакули отправил гонцов к Шахкули и Исмаилхану, чтоб со сторон Амударьи явились в Карши с артиллерией. На сторону иранцев со своим трёхтысячным войском перешёл и правитель Хазара Баба-хан (3, 118-119).

По сообщению Мухаммада Козима Марви, Абулфайз-хан, получив письмо от Хакимбий аталыка, собрав 80-тысячное войско, отправился в Карши, чтоб оказать помощь каршинцам и изгнать иранцев с территории Мавераннахра (10,с.592). По поводу численности войско Абулфайз-хана в источниках даются разные сведения. Так, по данным Мухаммадвафои Карминаги Абулфайзхан собрал 60-тысячную армию (11), а автор «Джахонкушои Нодири» Мирза Мехдихан Астарабади сообщает, о сборе 40 тысяч человек (8, 295). Правитель Самарканда Адинакули-бехадыр присоединился к Абулфайзхану на пути с 6 - тысячной конницей. Также к войскам Абулфайзхана присоеденились другие правители крепостей, в том числе кушбеги Таш Мухаммед Кефир, который «приготовился к бою со всей конницей и войском туркмен»(12).

Прибывшие в Карши войска Абулфайзхана сразу же вступили в бой с войсками иранцев. В ожесточенном сражении иранцы использовали и артиллерию (в первых столкновениях с бухарцами - войсками Хакимбий аталыка артиллерия не была использована). Сражение завершился победой иранцев. Многие воины и военачальники бухарцев были истреблены. Иранцам досталось несметное количество военных трофеев (10, 592-596).

Абулфайзхан перед своим походом в Карши послал гонцов к Хивинскому правителю Ильбарсхану, чтоб тот оказал военную помощь бухарцам в деле разгрома иранцев. Хивинские войска с задержкой прибыли в Бухару. Тем временем отправившиеся в Карши войска Абулфайзхана потерпели поражение от иранцев. Узнав об этом Ильбарсхан сначала решил воспользоваться отсутствием бухарского хана в Бухаре и захватить город.

Однако, по сведениям Мухаммада Козима Марви, Ильбарсхан, испугавшись столкновения с Ризакули мирза спешно покинул Бухару и отправился обратно в Хорезм (10, 596). Мухаммад Вафо Керминаги приводит сведения о том, что прибытие на помощь хорезмского хана Ильбарса с 60-тысячным войском вынудило Ризакули - хана заключить с бухарцами мир и возвратиться в Балх (12,30а-31б).

Следует констатировать, иранцы не смогли добиться больших успехов в Карши, потому что, как пишет Мухаммад Козим Марви при продолжительной осаде города там возник страшный голод. Голодавшие люди стали есть трупы людей. Это вынудило Ризакули Мирза прекратить осаду города Карши и отправиться в сторону крепости Шельдук (10, 594).

Оборону крепости Шельдук организовал Худайшукурбек. Для завоевания крепости Шельдук Ризакули мирза направил артиллеристов и своих военачальников - Бабахана

Чопуша, Шахкулибека Каджара, Исмаилхана Хазима, Абуталибхана, Мухаммадхусайнхана курда и других известных эмиров.

Иранцам пришлось двадцать пять дней осаждать крепость Шельдук. При осаде от случайной пули артиллерийского обстрела был убит Бабахан Чопуш. Здесь был убит также Азизкули дадхах, назначенный приказом шаха - повелителем Турана. Правитель Шельдука Худайшукурбек в этом бою был ранен. Осажденным бухарским войскам в шельдукской крепости было предложено сдаться (капитулировать). Несмотря на подписание мирного соглашения о сдаче крепости, жители были ограблены, Худайшукурбек был казнен. Из «Гулшан -ул- мулук» Мухаммада Яъкуба ибн Даниялбий Бухари исходит, что правитель крепости Шельдук был захвачен в плен и отправлен к Надир-шаху (13, 82). Многие жители покинувшие крепость были казнены за убийство вышеназванных двух известных личностей иранской армии. После этого иранские войска снова отправились в Карши, чтоб возобновить осаду города (10, 598-603).

Как свидетельствуют сведения Мухаммада Казима Марви, правителя афшаридов Надиршаха сильно волновало военное столкновение между Ризакули мирзой и Абулфайзханом. Он думал, что бухарцы имеют военное превосходство и они могут нанести сокрушительный удар иранцам. Надиршах боялся потерять своего старшего сына - Ризакули мирза. Поэтому он при посредничестве Ахмадхана Марви отправил письмо Ризакулихану, чтоб он немедленно прекратив военные действия, вернулся в Балх.

Иранский историк Никзад Келорази Мир Нуроддин приводит сведения о том, что в этих условиях Надиршах отправил отдельное письмо и Тахмаспхану Джалаиру с таким содержанием: «Согласно моему приказу после покорения Балха ты и Ризакули мирза должны были остаться там. Ты, не послушав меня, заблудил моего сына, который намного младше тебя, и занимаешься покорением Мавераннахра. Этим ставишь в опасность и жизнь иранских солдат, и жизнь моего сына»(14, 80).

Эти письма были отправлены в тот период, когда Надиршах после захвата Кандагара намеревался совершить грандиозный поход в Индию. Он предполагал, что, если Ризакули мирза и Тахмасп джалаир потерпят поражение в Мавераннахре , то он не сможет осуществить свою мечту, т.е покорить Индию. В «Аламараи Нодири» Мухаммада Козима Марви отмечается, что Тахмасп джалаир был предупрежден Надиршахом: в случае не возвращения в Балх его голова будет отрублена (10, 603-604).

Относительно приказа Надиршаха вернуть войска из Карши в Балх в источниках приводятся разные мнения. Так, автор «Джахонкушои Нодири» Мирза Мехдихан Астарабади причиной отзыва иранских войск считает гибель известных военачальников -Бабахана Чошлу и Азизкулибека дадхаха (8, 296). Мирзо Шамси Бухорои считает причиной отвода войск в невозможность Надиршаха вести войну на двух фронтах. Надиршахом было отправлено послание и Абулфайзхану, в котором считает его правителем мощного и самостоятельного государства (9, 49-50). Такого мнения придерживаются и западные исследователи Лакхарт Лоренс и Мелкам Сэр Джон (5, 211).

Надиршах не хотел вступать в конфликт с Абулфайзханом аштарханидом, ввиду того, что Бухарский хан во время походов Надиршаха в Герат и Кандагар придерживался нейтралитета, т.е не вмешивался в дела афшаридов и не поддержал его противников.

Как отмечает Мухаммад Козим Марви, Ризакули мирза и Тахмасп джалаир получили письмо от Надиршаха во время начала второй осады города Карши и вынуждены были вернуться в Балх (10, 604-606). По данным источников, поход Ризакули мирза в сторону Карши был осуществлен без ведома Надиршаха. Но Махаммад Козим Марви констатирует об обратном. В его сочинении приведены высказывания Тахмаспа джалоира по этому поводу. Отвечая на замечание Надиршаха, Тахмасп говорит: «Вы приказали, что, когда захватите ум-ул-билад (матерь городов) Балха, переправьтесь на тот берег Амударьи и захватите территории Кунгратов, Карши и Шельдука, мы поступили согласно вашим приказаниям. Если вы не призвали бы нас обратно, мы бы с ходу завоевали весь Мавераннахр» (10, 622).

По возвращении в Балх Ризакули узнал весть о том, что правитель Кундуза Юсуфхан отказался подчиняться иранцам. Он даже приютил у себя бывшего правителя Балха Саидхана. Поэтому Ризакули мирза отправился в поход на Кундуз. Юсуфхан вынужден был покинуть Кундуз. Он со своими приближенными получил прибежище в Бадахшане. Войска Ризакули мирза отправились в сторону Бадахшана, и, когда они настигли Кулоба (местность расположенное двух-трех днях от Бадахшана), получили второе письмо от Надиршаха, где шах требовал отказаться от дальнейшего похода и вернуться в Балх (10, 608-610).

У самого Надиршаха давно назревал план захвата среднеазиатских ханств, прежде всего Бухары и Хивы. Но обстоятельства 1736-1739 гг. не позволяли осуществить данный план. В качестве плацдарма для совершения военных походов в Мавераннахр он избрал Мерв, потому что оттуда начинался путь к границам среднеазиатских ханств. Мерв играл ключевую роль в достижении цели - продвижение войск иранцев в сторону Бухары и Хивы. Поэтому одной из первых территорий, завоеванных афшаридами являлась эта область.

По сведениям Мухаммада Козима Марви, Надиршах правителем Мерва назначил Калбалихана сына Баба Алибека афшара, а Шахкулибек удостоился звания эшик агабаши, и приказал им беспрекословно выполнять его поручения. Надиршах приказал из разных районов Хорасана переселить в Мервскую область три тысячи дворов крестьян. Им выделили земли, чтоб занимались земледелием, восстановили разрушенные сады и обустраивали населённые пункты. Кроме того, он приказал всем мервцам, проживавшим в различных регионах, вернуться на свою родину. Даже военнослужащие - выходцы из Мерва, несущие службу в Азербайджане, должны были прибыть на родину (10, 611-612).

Надиршах после тщательной подготовки отправился военным походом в сторону Бухары. Причины военного похода Надир-шаха в Среднюю Азию раскрыты Лакхартом Лоренсом, который излагает следующие причины: во первых, отсутствие политического единства в Средней Азии, во-вторых, желание Надиршаха распространить свою власть над местными ханствами, в третьих, обеспечение безопасности на северных границах Хорасана, постоянно подвергающихся нападкам со стороны узбекских и туркменских племен, в четвертых, предотвращение усиления русского влияния, в особенности в Хиве (5, 213).

По данным Мухаммада Козима Марви, Надир -шах перед наступлением озадачил правителя Мерва - Калбалихана, чтоб он предпринял меры по обеспечению иранской армии пшеницей, войсками и вооружением, а также занимался изготовлением артиллерийских снарядов во время похода на Мавераннахр (10, 613-615).

Мавераннахрский или Туранский поход Надиршаха был осуществлен после завоевания Индии, Синда и Белуджистана в 1740 году. Надиршах находясь в Герате, озадачил двух мервских военачальников, распоряжении которых было около пятисот человек, охранять берега реки Мургаб от Банди Султана у Мерва. По поручению Надиршаха до прихода иранских войск они должны были оставаться там для организации переправы через реку Курмач.

Чтоб осуществить Мавераннахрский поход Надиршах сначала обосновался в Балхе, т.е. этот город был избран в качестве плацдарма. Относительно количества войск иранцев при организации мавераннахрского похода в письменных источниках приводятся разные сведения. В них приводятся цифры от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч человек. В «Аламараи Нодири» сообщается, что «авангард иранских войск находился в Чарджу, а его конец в Балхе» (10, 788).

В исследовании иранского историка Никзада Келорази Мира Нуроддина приводятся данные о том, что Надиршах перед нашествием на Мавераннахр распорядился построить понтонные мосты у переправ Термеза и Келифа и осуществить мобилизацию войск в округах, которые были подвластны Балху. Так, на воды реки Джейхун (Амударья) были спущены 1100 судов (малых кораблей), изготовленных индийскими плотниками. Каждый из судов мог поднимать до тысячи манов тяжести. Эти суда наполнялись артиллерийским орудием, пшеницей и припасами для переправы на другой берег реки (14, 84). Иранские войска дошли к переправе Келифа 10 августа 1740 г. К этой местности также доплыли суда. 20 августа 1740 г. войско Надиршаха обосновалась в местность Керки, которая была избрана в качестве военной ставки Надир-шаха.

По сведениям Мухаммеда Вефа-йи Карминаги в начале сентября 1740 г. Надиршах со стороны Чарджоу переправляется на другой (левый) берег Аму-дарьи с целью покорения Бухары, а затем Хорезма (12, 31б-34б). В это время Абдулфайзхан сам, предаваясь наслаждениям, бразды правления возложил на Хакимхана - аталыка мангыта. Как отмечается в книге «Тарих-и-Рахим-хани», Хакимхан был недоволен поведением хана, имел давнюю вражду с ним и всё время опасался, что Абдулфайз расправится с ним. Поход Надиршаха им был воспринят как спасение. Хакимхан, написав письмо Надиршаху, выражал покорность и повиновение. Он считал «счастьем» нашествие Надиршаха в Бухару (12, 39б). Как отмечает Мирза Абдал Азим Сами, Хакимхан аталык посылает к Надиршаху своего сына Рахимбия с подношениями (дорогими подарками) и приглашает его в Бухару (6, 56). По данному поводу в «Тухфат-ал-хони» Мухаммеда Вефа-йи Керимнеги констатируется, что Мухаммед Рахимбий прибыл к иранскому правителю с правителями Карши и Гиссара и другими чиновниками,

которых шах принял с почестью. В составе делегации бухарцев была и мать Рахимбия, которая и рекомендовала его на службу к шаху. Рахимбий был принят с радушием и оставлен при шахской ставке (12, 35а-36а).

Когда Надиршах переправился на левый берег Амударьи, Абулфайзхан находился в Карши. Он, придя в ужас, отправляет к ставке иранцев самого Хакимхана аталыка, с намерением принять иранского шаха как почетного гостя. На эту встречу Хакимхан прибыл с богатыми подарками в сопровождении высокопоставленных сановников и представителей джуйбарских шейхов. Они были приняты Надиршахом с достоинством. Анализируя это событие, узбекский историк М.А. Абдураимов пришел к выводу, что данная встреча сыграла положительную роль в укреплении политической позиции Хакимхана(1, 177).

Иранский исследователь Ризоифар Марям Исмоил по этому поводу констатирует, что Хакимхан аталык при встрече с шахом откровенно рассказал ему о внутреннем развале страны, нестабильной политической ситуации, неудовольствии населения и т.д., выразил о своей готовности верно служить шаху(15, 117).

Другой иранский историк Кузонлу Джамил относительно данного вопроса отмечает, что Хакимхан, передав послания Абулфайзхана, пригласил Надиршаха в гости в Каракул, где планировалось провести встречу и переговоры. Шах также изъявил желание принять Абулфайзхана в своей резиденции и провести переговоры. На этой встрече Надиршах предоставил Хакимхану большие полномочия. Иранский царь вручил Хакимхану грамоту и отправил его как своего представителя в Бухару (4, 619). Делегация, вернувшись в Бухару, осведомляла о его результатах Бухарского хана(10, 788).

Но писменные источники сообщают о том, что Хакимбий аталык после встречи с Надиршахом, прибыв в Бухару, не желал встречаться с Абулфайзханом. Медресе Мир Араб он избрал в качестве своей резиденции и обосновался там. Затем он, собрав своих приверженцев, провел совещание, где перед ними поставил задачу донести в общественных местах -базарах, мечетях, улицах весть о том, чтобы впредь люди обращались для решения жизненных проблем не к Абулфайзхану а к нему, Хакимбий аталыку. Узнав об этом, люди Бухары все чаще стали прибывать в медресе Мир Араб для решения своих проблем. Благодаря этому постепенно росла популярность Хакимбия аталыка среди населения. Но данная обстановка не нравилась придворному кругу. Они считали поступок Хакимбия предательством по отношению к правительству и неуважительным поступком - к населению.

В этой критической обстановке Абулфайзхан по настоянию влиятельных сановников решил созвать в Арке совещание и решить проблемы защиты города от нависшей угрозы -нападения войск Надиршаха. На это совещание был приглашен и Хакимбий аталык. Однако он отказался явиться на это совещание. Тогда Абулфайзхан и его окружение составили план, согласно которому решили идти в медресе Мир Араб для обсуждения возникших проблем и при встрече окружить Хакимбия и казнить его. Однако Хакимбий узнав истинные намерения хана и его окружения, оказал сопротивление. При выезде хана к Хакимбий аталыку в медресе Мир Араб по нему открыли огонь. Абулфайзхан вынужден был вернуться обратно в Арк и в сложившейся обстановке решил капитулировать перед Надиршахом.

Абулфайзхан в сопровождении близких сторонников из числа влиятельных чиновников решил выехать на очную встречу с Надиршахом. Свита хана отправилась к Надиршаху через ворота Намазгах. За ними туда же направился Хакимбий аталык с группой вооруженных людей. По данным иранского историка Ахмада Паноха Симнони, Абулфайзхон явился к Надиршаху с подарками, в числе которых были: «Четыре зеркала Амир Темура курагони» и «золото покойного Чингизхана» (2, 229). Встреча трех лидеров (Абулфайзхана, Хакимбий аталыка и Надиршаха) состоялась вблизи Бухары в местечке Чахар-Бакр на берегу Зеравшана. При встрече Хакимбий соблюдал всю внешнюю видимость покорности, и со стороны хана также были оказаны вежливость и милость аталыку. Основным результатом этой встречи являлось то, что Надиршах приказал в Бухаре упоминать его имя в хутбе пятничного намаза и чеканить на монетах его имя. Абулфайзхан был оставлен в качестве вассала иранского шаха. Но фактически вся власть была передана Хакимбий аталыку. Кроме того 10 тысяч бухарских сарбазов (солдат) во главе с Рахимбием (сыном Хакимбия аталыка) перешли на службу в состав армии Надиршаха.

Таким образом, основным итогом военных походов афшаридов на территорию Бухарского ханства являлось следующее: во - первых, правитель аштарханидов Абулфайзхан превратился в вассала Надиршаха; во - вторых, земли, находящиеся на правобережье Амударьи, были оставлены в ведении Абулфайзхана, а земли Бухарского ханства, находящиеся на левом берегу Амударьи (Чорджоу , земли к югу и северу от реки, а также Балх), отошли к Ирану; в - третьих,

Надиршах закрепил родственные узы с аштарханидами, женившись на одной из дочерей

Абулфайзхана, также на другой дочери Абулфайзхана женился племянник Надира-Аликули

Мирза; в - четвертых, завоевание Бухары Надиршахом положило конец правлению

Аштарханидов (Джанидов).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдураимов, М. А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI - первой половине XIX века, т. 1. /М.А. Абдураимов.-Ташкент, 1966. -369 с.; т. 2; -Ташкент, 1970. -284 с.

2. Ахмад, Панох Симнони. Надиршах: отражение доблести и национальная трагедия/А.Панох.-Тегеран,1368.

3. История народов Узбекистана. T.II. / Под. ред. С.В. Бахрушина, В.Я. Непомнина, А. Шишкина. -Ташкент,1947.- 511с.;

4. Кузонлу ,Джамил. Поход Надиршаха в Туран ( на перс.)/Дж.Кузонлу.- Тегеран: Дорулфунун. Первое изд. 1318/1939. - С. 619

5. Лакхарт, Лоренс. Надиршах (на перс.). Пер. Рашиди Ёсами/Л.Лоренс.- Тегеран: Дунёи китаб. 1382/2003.

6. Мирза, Абдал Азим Сами. История мангытских государей. Издание текста, предисловие, перевод и примечания Л.М. Епифановой/М.А.Сами.- М.:Восточная литература, 1962. -179 с.

7. Мирза, Мехди-хан Астрабадский. Истории Надир-шаха ("Тарих-и-Надири") // Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том II. XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. М.-Л. АН СССР. 1938.- С.141-142.

8. Мирзо, Махдихони Астарободи. Чдхонгушои Нодирй. / Бо эхтимоми Саид Абдуллох Анвор/М.М.Астарободи. -Техрон, 1377х.- С.266-269.

9. Мирзо, Шамси Бухорои. О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре: Записки Мирзо Шамса Бухорои, изд. в тексте с пер. и примеч. В.В. Григорьева/М.Ш.Бухорои. -Казань, 1891. - 109с.

10.Мухаммад, Казим. Наме-йи 'Аламара-йи Надири. -T.I-II-Ш. / Издание текста, предисловие, и общая редакция. Н. Д. Миклухо-Маклая. Указатели и аннотированное оглавление О. Д. Щегловой. Т. II/М.Казим. -М., 1965 -С. 586-587

11.Мухаммадвафаи Карминаги. Тухфаи хани (Ханский подарок). Рукопись №1426 Института языка и литературы, востоковедения и письменного наследия им. А. Рудаки АН РТ.

12. Мухаммед Вефа-йи Керминеги. «Тухфат-ал-хони» (Тарихи Рахим - хани). Рукопись №16, Институт востоковедения АН Республики Узбекистан

13.Мухаммед Яъкуб ибн эмир Данийалбий Бухари. Гулшан ул - мулук. Рукопись ИВ АН Таджикистана. №108 2663

14.Никзад Келорази Мир Нуроддин. Военно-политические и дипломатические отношения Ирана с Бухарским и Хивинским ханствами в XVII - первой половине XVIII вв. Дисс.. .канд. ист. наук. Душанбе,2015.- 169с.

15.Ризоифар, Марям Исмоил. Освещение истории Ирана и Средней Азии первой половины XVIII века в сочинении Мухаммада Казима Мерви «Таърихи оламорои Нодири». Дисс...канд. ист. наук. Душанбе,2015.- 164с.

REFERENCES:

1. Abduraimov, M.A. Essays on Agrarian Relations in the Bukhara Khanate Referring to the XVI-th - the first Half of the XIX-th Centuries, -V. 1. / M.A.Abduraimov.-Tashkent, 1966. -369 p.; -V. 2. -Tashkent, 1970. - 284 p.

2. Ahmad, Panoh Simnoni. Nadirshah: Feflection of Valor and National Tragedy. - Tehran, 1368.

3. The History of the Uzbek Nations. -V.II. / under the editorship of S.V. Bakhrushina, V.Ya. Nepomnina, A. Shishkin. -Tashkent, 1947. - 511 p.

4. Kuzonlu, Jamil. Nadirshah's Invades in Turan (in Persian). Publishing-house of Dorulfunun. The first edition. 1318/1939. - p. 619

5. Lakhart, Lawrence. Nadirshah (in Persian). Transformed by Rashidi Yosami. The first edition. -Tehran: Publishing-house of Dunoyoi Kitab, 1382/2003.

6. Mirzo, Abdulazim Somi. The History of Mangyt State. Text edition, preface, translation and notes by L.M. Epifanova. - M.: Oriental Literature publishing-house, 1962. -179 p.

7. Mirzo Mahdikhoni Astarobodi. The History of Nadir-Shah ("Tarih -i-Nadiri") // Materials on the history of Turkmen and Turkmenistan, - V.II. referring to the XVI-th - the XIX-th centuries.

Iranian, Bukhara and Khiva Sources. - M.-L. The Academy of Sciences of the USSR. 1938. - P. 141 - 142.

8. Mirzo, Mahdikhoni Astarobodi. The Invader of the World / under the editorship of Said Abdullah Anvor. -Tehran, 1377hijra. -P. 266 - 269.

9. Mirzo, Shamsi Bukhoroi. On Some Events Happened in Bukhara, Kokand and Kashgar: Notes of Mirzo Shami Bukhoroi, The edition of the text, preface, and under the general editorship of V.V. Grigoriev. - Kazan, 1891. - 109 p.

10.Muhammad, Kazim. Name-yi 'Alamara-yi Nodiri. -V.V.V.I-II-III. / The edition of the text, preface, and under the general editorship of N. D. Miklukho-Maklay. Indexes and annotated table of contents by O. D. Shglova. V. II; -M., 1965 - P. 586 - 587.

11.Muhammadvafai Karminagi, M. Donation of Khoni. / M. Karminagi. Manuscript (№1426) of the Institute of language, literature, Oriental studies and written heritage under Tajikistan Republic Academy of Sciences

12.Muhammadvafoi Karminagi. "Tuhfat-ul-Khoni" (The History of Rahimkhon) "Manuscript of the Institute of Oriental Studies under the Uzbek Academy of Sciences", №16.

13.Muhammad Yakub Ibn Emir Doniyolbiye Bukhari. Gulshan ul - muluk. "Manuscript of the Institute of Oriental Studies under the Tajik Academy of Sciences" №108 2663

14.Nikzad Kelorazi Mir Nuriddin. The Military-Political and Diplomatic Relations of Iran with the Bukhara and Khiva Khanates Referring to the XVII-th - the first Half of the XVIII-th Centuries. Candidate dissertation in history. - Dushanbe, 2015. - 169 p.

15.Rizoifar, Maryam Ismoil. Coverage of the History of Iran and Central Asia Referring to the first Half of the XVIII-th Century in Muhammad Kazim Mervi's Work Entitled "The History of Olamoroi Nodiri". Candidate dissertation in history. - Dushanbe, 2015. - 164 p.

Сарчашма%ои хаттии Эрон ва Осиёи Миёна роцеъ ба юриш%ои %арбииАфшориён ба %удуди хонигарии Бухоро дар сол%ои 1738-1740

Вожа%ои калиди: Сафавиёни Эрон, Хонигарии Бухоро, юриши уарбии Афшориён, Нодиршоу, Абулфайзхон, мангитуо Дар мацола дар асоси мууимтарин сарчашмауои хаттии Эрону Осиёи Миёна, китобуои таърихии муаллифони асри XVIII - «Оламорои Нодири»-и Мууаммад Козим Марви, «Цауонкушои Нодири»-и Мирзо Маудихон Астарободи, «Гулшан-ул-мулук»-и Мууаммад Яъцуб ибн Дониёлбии Бухорои, «Тууфат ул- хони»-и Мууаммад Вафои Карминаги, «Роцеъ ба воцеъауои Бухоро, Куцанд ва Кошгар»-и Мирзо Шамси Бухорои ва гайра, ки дар ощо юриши бебарори Ризоцулихон (писари Нодиршоуи афшор), сабабуо ва оцибати юриши мовароуннаурии Нодиршоу ва ба мулки нимтобеъи Афшориён табдил ёфтани Бухоро мавриди таулил царор гирифтаанд. Дар мацола таъкид мегардад, ки намояндагони хонадони мангитуо Мууаммад Хакимбий ва писараш Мууаммад Рауимбий аз юриши уарбии Нодиршоу истифода бурда, мавцеи сиёсии худро дар хонигарии Бухоро мустаукам намуданд.

Иранские и среднеазиатские письменные источники о военных походах Афшаридов на территорию Бухарского ханства в 1738-1740 гг.

Ключевые слова: Сефевидский Иран, Бухарское ханство, нашествие Афшаридов, Надиршах, Абулфайзхан, мангыты В статье анализированы основные письменные источники- исторические трактаты иранских и среднеазиатских авторов XVIII века «Аламараи Нодири» Мухаммада Козима Марви, «Джахонкушои Нодири»Мирза Мехдихана Астарабади, « Гулшан-ул-мулук» Мухаммад Яъкуба ибн Даниялбий Бухари, «Тухфаи хани» Мухаммада Вафаи Карминаги, «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре» Мирзы Шемса Бухари, в которых приведены сведения о неудачном походе Ризакулихана (сына Надиршаха) в Карши, раскрыты причины и последствия мавераннахрского похода Надиршаха и превращения Бухары в полузависимое владение афшаридов. В статье констатируется, что представители мангытов Мухаммад Хакимхан и его сын Мухаммад Рахимбий, воспользовавшись военным походом Надиршаха укрепили свое политическое положение в Бухарском ханстве.

Iranian and Central Asian Written Sources on the Military Campaigns of Afsharids on the Territory of the Bukhara Khanate Referring to 1738-1740 Keywords: Safavid Iran, Bukhara Khanate, Afsharid invasion, Nadirshah, Abulfayzhan, mangytes The article dwells on the main written sources of referring to the XVIII-th century Iranian and Central Asian writers. Carminagi, "On some events in Bukhara, Kokand and Kashgar " by Mirza Shemsa Bukhari in which are given information about the unsuccessful campaign of Rizakulihan (Nadirshah's son) in Karshi, the causes and consequences of the Naveershah's Maverannahr campaign and transformation nii of Bukhara in the semi-dependent possession of afsharids. The article states that the representatives of the Mangyts Muhammad Khakimkhan and his son Muhammad Rahimbiy, using the military campaign of Nadirshah, strengthened their political position in the Bukhara Khanate.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Ализода Довуд Али, унвонцуи кафедраи таърихи нав ва навтарини Донишгоуи миллии Тоцикистон (Цумуурии Тоцикистон, ш. Душанбе), E- mail: uchzaphgu@ mail.ru Сведения об авторе:

Ализода Довуд Али, соискатель кафедры новой и новейшей истории Таджикского национального университета(Республика Таджикистан, г. Душанбе), E- mail: uchzaphgu@ mail. ru

Information about the author:

Alizoda Dovud Ali, claimant for candidate degree of the department of the new and the newest history under the Tajik National University, (Tajikistan Republic, Dushanbe), E-mail:uchzaphgu@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.