Научная статья на тему 'Изучение безличных предложений в школе'

Изучение безличных предложений в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1626
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение безличных предложений в школе»

ИЗУЧЕНИЕ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЕ

Р.П. Козлова. Л.Н. Клокова

Kozlova R.P., Klokova I..N. Study of impersonal sentences in the school. The article considers one of the most difficult themes of the school course of the Russian language - study of impersonal verbs and their functions in impersonal sentences. It is emphasized that the main parts of an impersonal sentence can be presented by both the impersonal and the personal verb in the impersonal meaning. Special attention is paid to the grammatical-semantical differences between the impersonal and personal verbs. The authors suggest a system of exercises intended for the training of impersonal sentences

Безличные предложения - одна из сложнейших синтаксических тем, изучаемых в школе. Сложность названной темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, многообразием типов безличных предложений, а во-вторых, наличием только одного главного члена, соотнесенного со сказуемым и выраженного как собственно-безличным глаголом, так и личным в безличном значении. Гаким образом, в безличном предложении именно безличный глагол является его организующим центром, поэтому важно научить школьников различать личные и безличные глаголы.

В системе форм русского глагола безличные глаголы занимают особое место. Это обусловливается их спецификой, связанной с обозначением действия без указания на деятеля. В отличие от личных глаголов, безличные употребляются или только в форме 3-го липа ед. числа настоящего / будущего времени, или только в форме среднего рода ед. числа прошедшею времени. Иначе говоря, у безличных глаголов парадигмы лица и числа, а в форме прошедшего времени и рода представлены одним членом: Зимой рано смеркается (смерка юсь): С утри знобит (знобило).

Трудности в усвоении материала о безличных глаголах связаны еще и с тем, что в безличном предложении они могуз быть как собственно-безличными, сигнализирующими о том, что предложение безличное, так и глаголами, употребляющимися в безличном значении. Изучение безличных глаголов в курсе русского языка в школе представляст для учащихся определенные трудности. Как показывает опыт, школьники испытывают затруднения в определении как безличных глаголов, так и безличных предложений, смешивают безличные формы глаголов с личными, находят в безличных предложениях подлежащее, которое там не требуется.

Необычным для учащихся оказывается и то, что безличные глаголы выступают в роли главного члена предложения - сказуемого, а грамматически выраженного подлежащего, которым может быть только существительное или местоимение в нм. надеже, в них нет [2]. К тому же безличные глаголы реже используются в речи, чем личные, но их присутствие делает ее более выразительной и эмоциональной.

Для того чтобы учащиеся усвоили специфические особенности безличных глаголов, увидели их сходство и различие с личными глаголами, употребляющимися в безличном значении, следует особо остановиться на свойствах безличных глаг олов.

Повторим, что собственно-безличные глаголы - это глаголы, которые употребляются только в форме 3-го лица ед. числа настоящего / будущею времени или в форме среднего рода прошедшего времени. Безличные глаголы, таким образом, не изменяются по лицам, имеют формы всех трех времен (рассветает, будет рассветать, рассветало), образуют форму изъявительного и сослагательного наклонения, по структуре бывают возвратные и невозвратные, обладают неопределенной формой. В отличие от личных, безличные глаголы не употребляются в форме повелительного наклонения, не образуют причастных и деепричастных форм. Безличность - основное лексико-грамматическое свойство этой группы русских глаголов, только с их помощью можно передать какое-либо действие или состояние как происходящее само по себе, без деятеля, стихийно: дождит, нездоровится, лихорадит.

Собственно безличные глаголы обозначают различные физические и психические состояния человека, а также разнообразные явления природы как объективную данность: тошнит, вечереет, светает. В предложении

безличные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение, выраженное именем существительным или местоимением: Его коробит от иных разговоров. При невозможности употребления с прямым дополнением глагол может распространяться обстоятельством: В горле першит.

Группа собственно-безличных глаголов непродуктивна. В нес входит ограниченное число глаголов таких, как вечереть, вьюжить. дождить, топить, лихорадить, нездоровиться, недоставать, пучить, рассветать, светать, смеркаться, тошнить, хватать (в значении «иметься в достаточном количестве»). Учащимся целесообразно дать список этих глаголов, так как наличие в предложении какого-либо из них является сигналом того, что предложение - безличное. При этом следует обратить внимание и на то. что в художественных текстах собственно-безличные глаголы могут употребляться в двусоставных предложениях, то есть вместе с подлежащим: Светает, утреет опушка Москвы: Глядит день светает, народ шевелится, и слышны голоса: Я живу над зубчатой зе.млею, Вечерею в моем терему. Надо показать учащимся также, что отсутствие подлежащего в безличных предложениях обусловлено специфическим значением глаголов, поэтому в предложениях этого типа не содержится отчетливого различия между дейст вием и деятелем I 1 1.

Несовместимость сказуемого с подлежащим обусловлена лексическими и грамматическими факторами. Под лексической обусловленностью подразумеваются все те случаи, когда отсутствие подлежащего связано со спецификой значения глагольной лексемы. В самом значении собственно-безличного глагола не содержится различия между действием и его производителем, так как это различие не актуально: На улице морозит.

Грамматическая обусловленность относится ко всем тем случаям, когда факт отсутствия подлежащего не зависит от значения глагольной лексемы, а является одним из обязательных признаков определенного типа предложения. Это напрямую касается тех безличных предложений, в которых позицию главного члена занимает лично-безличный глагол, то есть такой глагол, который в зависимости от контекста может выступать и как

личный, и как безличный: Воздух яблоком пахнет. - Пахнет музыкой, пахнет тесом4. Уже рассвет темнеет с трех сторон. И кто знает, почему именно сейчас, когда от усталости темнеет в глазах, почему сейчас в ней забродили новые соки.

В большинстве случаев специфика безличности создается не тем. что в предложение нельзя вставить подлежащее, а тем. что надо изобразить действие в отрыве от его носителя, как стихийный процесс, как состояние, как признак, не нуждающийся в актуализации деятеля.

Безличные предложения служат для сообщения о явлениях природы, о жизни животного мира, физическом и психическом состоянии человека, о всевозможных процессах в его организме, возникающих и проявляющихся непроизвольно, охватывающих человека без его сознательного участия в них. помимо его воли. Отсутствие у таких процессов осуществляющего их субъекта объясняет то. что среди безличных предложений нет предложений побудительных, гак как не к кому предъявить требование, чтобы по теп. ¡ело, подмораживаю или перестаю лихорадить.

В то же время такое обозначение процессов без деятеля носит в большинстве случаев чисто языковой характер. Те же процессы в дру гих конструкциях могут быть представлены как производимые каким-либо субъектом: Ветром уносит катер в море. Ветер уносит катер в море.

Для более полного и сознательного усвоения темы «Безличные глаголы» учащимся необходимо показать, что в безличном значении могут функционировать и личные глаголы. которые вследствие этого можно назвать лично-безличными. Лично-безличные глаголы представляют собой более сложное явление и требуют более детального изучения. В учебной литературе о глаголах, как правило, дается описание двух парадигм глаголов личной, то есть полной, включающей все формы лица, числа, времени, и безличной, то есть неполной, фактически неизменяемой. О глаголах, способных функционировать и в том. и в другом значении, лишь упоминается. Однако лично-безличные глаголы встречаются в качестве главного члена безличного предложения значительно чаще.

поэтому и анализ их должен быть более подробным.

Лично-безличный глагол и личный глагол чаше всего лексически очень близки, но разные семантико-грамматические функции сгавяг его в разные группы по отношению к субъекту-лицу. В безличном предложении со сказуемым, выраженным личным глаголом в безличном значении, факт отсутствия подлежащего не зависит непосредственно от значения глагола, а является одним из обязательных формальных признаков этого типа предложений. В них глагол может сочетаться с субъектом, но данное сочетание не допускает присутствия подлежащего: И кто-нибудь тут же выносит с>му хлеб с солью. -Меня быстро выносит опять на поверхность: Папаша .мои на пари рублевики серебряные голыми руками ломает. - Не сер-чаи, Митрич, задремал я... чего-то ломает меня всего - простудился, должно быть.

В приведенных примерах употреблены глаголы выносить и ломать. В первом и третьем предложениях - это сказуемое в двусоставном предложении, согласующееся с подлежащим (кто-нибудь выносит, папаша ломает). В этой позиции названные глаголы обладают полной парадигмой лица и числа и выступают в своем прямом значении. Во втором и четвертом примерах данные глаголы употреблены в качестве главного члена односоставного, безличного предложения. В этом значении глаголы выносить и ломать имеют неполную парадигму лица (только форму 3-го лица) и неполную парадигму числа (только форму ед. числа). Позиция сказуемого в безличном предложении лишает глагол возможности изменяться по лицам и числам, а в прошедшем времени -по родам и способствует превращению личного глагола в безличный.

Одной из особенностей лично-безличных глаголов является то, что. будучи главным членом безличною предложения, глагол может быть возвратным, а выполняя функцию сказуемого в двусоставном предложении, невозвратным: И хочется в поле, широкое поле, где, шествуя, сыплет цветами весна. - Пусть море говорит, что хочет, пусть, как хочет, выбирается из беспорядочной груды всиов и эта запоздалая лодка которую он заметил в окне.

При изучении этого типа глаголов следует обратить внимание на то. что формы с -ся, образуются только от непереходных глаголов или от глаголов, которые совмещают непереходное значение с переходным. Эти глаголы служат для обозначения тяги к чему-нибудь, невольною охвата лиц тем или иным стремлением, определенным настроением. В предложениях с главным членом, выраженным такими глаголами, употребляются дополнения, обозначающие пассивный субъект действия или состояния, но передастся он в этом типе предложений не привычной формой им. падежа, а формой род. или дат. падежей. Такие безличные предложения нередко выступают как синонимичные с двусоставными: Вопреки обыкновению. Гарта радовало, что не он один ждет ветра, а ждет его вместе с ним весь город. - Ср.: Вопреки обыкновению. Гарт радова.1Ся, что не он один .ж дет ветра, а ждет вместе с ни.м весь город.

Глаголы, не имеющие невозвратных форм, и в безличных, и в двусоставных предложениях остаются возвратными: Ей казалось, что Рыбину, пожилому человеку, тоже неприятно и обидно слушать речи Павла. - Село казалось притихшим, будто вымершим.

Учащимся следует показать, что одни и те же процессы в предложении могуг быть представлены как производимые субъектом и как стихийные. Вследствие этого в односоставных предложениях с лично-безличным глаголом в роли сказуемого выражение синтаксического субъекта необходимо связывать с второстепенным членом предложения, а сами безличные предложения в большинстве случаев можно рассматривать в конструктивном плане как производные от личных, как их соотносительные семантические трансформы.

Для развития языковою чутья, демонстрации варьирования того или иною глагольного слова нужно обратить внимание школьников на то. что по своему лексическому значению лично-безличные глаголы не представляют однородной массы, а включают несколько семантических групп. Во-первых, в безличном употреблении встречаются глаголы. передающие понятия о времени, о моментах суток, о сезонах года: темнеет.

светлеет, морозит, об атмосферно-метеорологических явлениях: гремит, дует, пригревает, индевеет: Темнеет в комнате, мать спрашивает: «Няня, лампу заправила? Пора зажигать», В окно дует: пламя колеблется, и по стенам кабинета бесшумно ползут огромные тени...

Во-вторых, в безличном употреблении встречаются глаголы, обозначающие действия природно-физических сил как проявление какой-то стихии: Иван Ильич не замена/, что его. как щепку, затягивает на самое дно водоворота. К этой группе относятся такие глаголы, как бить, барабанить, дергать, душить, драть, давить, крутить, ломать, трепать, шуметь и др.

Глаголы данной группы часто наряду с изменением лексического значения, возникающего в результате безличного употребления, теряют признак переходности, например. парить яблоки, но на улице парит. Вместе с гем некоторые глаголы в личных и безличных формах семантически соотносительны: На улице метет. - Метель метет, и нет конца метели, и след заносит лебединый пух.

Однако в тех случаях, когда глаголы в форме 3-го лица ед. числа выступают сказуемыми в двусоставных предложениях (Метель метет), их тоже нельзя считать в полной мере личными, так как субъект в приведенном примере не является деятелем в полном смысле, а глаголы, выражающие соответствующее действие, не имеют в этом случае формы 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа. В позиции при подлежащем, выраженном неодушевленным существительным, эти глаголы так же, как и безличные, теряют полную парадигму лица, но, в отличие от безличных, обладают формой числа: Сосулька тает (Сосульки тают). На улице уже тает.

Таким образом, глаголы рассмотренной группы используются в речи для обозначения разных сторон объективной действительности: действий, состояний, характеризующих человека Она, Анфиса, цветами пахнет, или какой-либо конкретный предмет - И меж дрожащих пальцев поздний какой-то цветок зажат, он пахнет мятой. или неопределенный субъект - От него за версту пахнет аптекой.

В-третьих, в безличном употреблении встречаются глаголы, выражающие состояние живых существ вообще, или психическое и физическое состояние человека: В голове до сих пор стучит, Внутри у него сосет и дрожит: Так за сердце и хватает К этой группе относятся такие глаголы, как вертеть. дрожать, жечь, колоть, крючить, качать, подмывать, раздирать, сосать, стучать, хватить и др.

Данная группа глаголов передает некое состояние, в котором живое существо находится по независящей от него причине, которая нередко обозначается с помощью существительного в форме род. падежа с предлогом: Его от зависти коробит.

Глаголы, передающие различные опенки психического состояния человека, как правило, употребляются в форме среднего рода прошедшего времени: удивило, поразило. прельстит, пугаю, смешаю, подкупаю, радовало, веселию, печалило, смущаю и так далее и отличаются небольшой дифференциацией значений личных и безличных форм. Иногда же безличные формы по значению настолько разнятся с соответствующими личными, что, по сути дела, образуют лексические омонимы: рвет траву, цветы -его рвет (о тошноте). Многие из таких глаголов выражают в личных формах конкретное переходное действие, в безличном же употреблении они отражают внутреннее состояние человека и могут стать непереходными. Семантическая передвижка, возникающая в результате безличного использования этих глаголов, несомненна, ср.: давить виноград - давит в груди: дергать сорняки дергает в ухе: заложить вещи в ломбард -заложило нос.

Целый ряд переходных глаголов таких, как взорвать, задеть, ломать, манить, тянуть и другие обозначают действия конкретные, направленные на определенный объект, а употребляясь в безличной форме, изображают процессы абстрактные, стихийные, независимые от воли человека, передающие необъяснимые движения его души, ср.: тянуть билет на экзамене - тянуть в родные места: взорвать бомбу взорвать от несправедливости.

К глаголам, закрепившим в русском языке значение безличности, относятся и та-

кие. с которыми связаны представления о судьбе, о роке, о действиях мифических сил: Мне представилось, что сейчас должна прийти сестра и принести мне ужин: Но вот чудится ему. что тень дерева пыхтит и дуется. К числу таких глаголов относятся везти, водить, казаться, манить, мерещиться, находиться, носить, представляться. сниться, чудиться и другие. Представляя действие вне отношения к действующему лицу, эти глаголы в большинстве случаев употребляются с тв. или дат. падежами имен существительных и местоимений. Этим подчеркивается отсутствие активности того субъекта, от которого исходит действие: И снится ей все, что в пустыне далекой прекрасная пальма растет: Да. есть таксы пора весны, самой ранней: до того, как зеленым дымком затянет деревья и засинит небеса и воды, все, кажется, становится исчерна-черным.

Глаголы названной группы выражают непредвиденную случайность, какое-либо явление, не обусловленное причиной и в силу этого необъяснимое и таинственное. Эта группа немногочисленна, но выразительные возможности таких глаголов весьма значительны.

Следует подчеркнуть, что безличные глаголы более точно передают психическое и физическое состояние человека, различные явления природного и животного мира. Использование безличных глаголов способствует яркости, выразительности и вместе с тем лаконичности письменной и устной речи, а осмысленное их изучение является одной из ступеней овладения литературными нормами в употреблении языковых единиц.

Таким образом, способность глаголов употребляться как в личном, так и в безличном значении свидетельствует о широте их семантического варьирования, о многообразии сфер функционирования в речи, о способности организовывать разные типы предложений.

В этой связи необходимо вырабатывать у учащихся умение правильно определять форму глагола, личную или безличную, видеть его связи с другими словами внутри предложения, трансформировать один гип предложения в другой. Необходимо обратить внимание школьников на то. что безличные

предложения передают более компактную информацию об окружающей нас действительности, на то, что эта информация более объективна и обобщенна. В двусоставных предложениях присутствует субъективный момент, в них информация о мире не только более развернута, но и более конкретна и оценочна, ср.: На дворе рассветает - На дворе наступает (сырой, .желанный, долгожданный. ранний, серый, мутный) рассвет.

Безличные глаголы, являясь организующим центром безличных предложений, служат средством передачи процессов и состояний вне отношения к деятелю. Вследствие этого для них характерно отсутствие позиции подлежащего и наличие одного главного члена, соотнесенного со сказуемым. Фаю отсутствия подлежащего не зависит непосредственно от значения глагола, а является одним из обязательных формальных признаков безличных предложений, где, по словам А.М. Пешковского, глагол сам по себе терпит подлежащее, но данное сочетание его не терпит.

В связи с тем, что главным членом безличных и двусоставных предложений бывает один и тот же глагол, школьники испытывают затруднения в определении структурного типа предложения. Особые трудности возникают при изучении безличных предложений, главный член которых выражен глаголом в форме среднего рода прошедшего времени и словами категории состояния (предикативным наречием).

Целесообразно выработку навыков определения структурного типа предложения проводить на основе сопоставления безличных предложений с двусоставными. Учащимся следует предложить найти в тексте безличные предложения и определить, в какой форме стоит глагол, с какими словами он сочетается, в какой форме стоят существительные и местоимения, относящиеся к глаголу, например: Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая жизнь, не запрещенная циркулярно. но и не разрешенная вполне. Прошло большое стадо коров. Его все тянуло наружу, на воздух, к Неве. В приведенных примерах употреблен один и тот же глагол в форме среднего рода прошедшего времени. В первом примере -

I39

Но прошло не больше недели глагол «про-Ul'IO» является сказуемым, стоит в форме прошедшего времени, среднего рода, субъект, выполняющий действие, не назван, так как в предложении нет подлежащего, которое может быть выражено существительным только в форме им. падежа. Во втором примере - Прошло большое стадо коров - глагол «прошло», являясь сказуемым, стоит в форме прошедшего времени, среднего рода, согласуется с подлежащим «стадо» в среднем роде, ед. числе, им. падеже, сохраняет возможность изменения категории времени (стадо проиио, пройдет, проходит). Следовательно, первое предложение - безличное, второе - двусоставное. Подобное сопоставление поможет учащимся яснее осознать специфику безличных предложений, понять разницу в структуре односоставных и двусоставных предложений, научит безошибочно находить главные и второстепенные члены [3].

Для закрепления знаний о безличных глаголах и предложениях можно предложить учащимся выполнить ряд упражнений, которые помогут практически разобраться в непростом теоретическом материале.

Задание № 1. Выпишите безличные предложения, определите, при помощи каких средств создается в них безличное значение.

Пусть море говорит, что хочет, пусть как хочет выбирается из беспорядочной груды валов и эта запоздалая лодка, которую он заметил в окне. И хочется в поле, в широкое поле, где, шествуя, сыплет цветами весна. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. Астахов вдруг почувствовал, что ему необычайно легко дышится. Татьяна в темноте не спиг и тихо с няней говорит. Саше не спится, но весело ей. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может. Горе тому, кто думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится. Ему так много и весело болтается, так много слов висит на кончике языка, так легко думается. Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли лошади, посмотреть, есть ли у них корм. Ему не гуля-лось, не хотелось даже подняться. В такие дни сильнее верилось в будущее, но жилось тревожнее, тяжелее.

Задание № 2. Охарактеризуйте морфологическую форму главного члена безличных предложений.

Светало медленно. Пока шел обратно, гак еще до конца не рассвело. Сегодня пахать особенно тяжело: второй день дождило. Его знобило, верно, простыл, стоя вечером на шоссе. Простудился осенью, схватил плеврит, а теперь вот кашель по ночам одолевает... лихорадит. Вечерело, воздух тепел, зеленели черные деревья на бульварах, всюду было много народа. Вечером Курымушка пробирается к горелому пню. Понемногу смеркается. Смеркалось, гряды сплошных облаков синели, холодели, дышали зноем. Федин дождался, пока окончательно стемне-ег, и, ориентируясь по звездам, начал пробираться к недалекой заставе. Морозная тишина. Вечереет. Скоро светать будет. Прозвучало над ясной рекой, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немой, засветилось на том берегу. Кругом каплег, течет, журчит. Начало быстро темнеть, но в окнах бараков не вспыхнуло ни одного огня. Нам, беспокойному племени мечтателей, в эту ночь не спалось.

Задание № 3. Определите значение безличных глаголов, разбейте их на три группы: а) обозначающие физическое и психическое состояние человека; б) обозначающие состояние природы и окружающей среды: в) обозначающие представления о судьбе, роке, действии мифических сил.

Проводи меня. Сема! На дворе темнеет, и я что-то боюсь идти домой. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже парит по скатам полей, но ветер силен, раздвигает накопившийся зной. Морозило сильнее, чем с утра, но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты. Вдали погромыхивало. Травы стояли вокруг темно-зеленые. От них еще тянуло резким запахом холодной ночи. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. За ночь сильнее вызвездило, в комнате прохладно. В голове до сих пор стучит. Внутри у него сосет и дрожит. В груди давит, в голове стучит, во рту гак сухо, что трудно пошевельнуть языком. Его тянуло сейчас к военным людям, попроще и погрубее с виду, в сапогах, с ремнями и оружием. У Алексея похолодело под ложечкой, но он

вошел в комнату бодрым шагом, веселый, улыбающийся. Мне представилось, что сейчас должна прийти сестра и принести мне ужин. Анну Павловну гак и подмываег уйти. Она не любит празднословия мужа, да ей и некогда. Мне мерещится, сдается, что я печаль твою софу.

Задание № 4. Преобразуйте односоставные безличные предложения в синонимичные двусоставные.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. Сладко пахло клубникой, горько - земляникой, березой, полынью. Все небо заволокло облаками, и стал накрапывать мелкий, редкий дождь. Пахнет сеном над лугами. Зажгло грозою дерево. В Ленинграде бывает гак: вдруг в самое лето завоют осенние ветры, пойдут лить холодные, словно в ноябре дожди. затянет небо, кажется, навечно сырыми

плотными тучами. Уже с глубоких ложбин Ямбуя веет прохладой, и с болот доносится грустная перепелиная перекличка утиных стай, готовящихся покинуть родные места. Волной на речке смыло сходни, гром прогремел над головой.

1. Ивич М. Оппозиция: «Односоставное предложение» - «двусоставное предложение» // Научи. докл. высш. шк. Филологические науки. 1965. №4. С. 24.

2. Лекант П. А. Так что такое подлежащее? // Семантика словоформы в высказывании. М.. 1999. С. 47-51.

3. Федоров А. К. Трудные вопросы синтаксиса. М.. 1972. С. 137.

Поступила в редакцию 15.03.2005.

К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Г.В. Пейфельд

Neyleld H.V. То the study of the problem of forming students’ creative thinking. The article uncovers such conceptions as creation and creative thinking; the criteria and level indices of creative thinking being formed are marked out; the results of diagnostics of creative thinking of the students of the Agrarian t 'niver-sity arc presented and several recommendations concerning its formation are given.

Изменения в обществе, происходящие за короткий отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно решать возникающие задачи; становится востребованной личность, обладающая творческим мышлением. Перед системой образования стоят задачи такой ее организации, в которой бы каждому студенту обеспечивалась возможность не только овладения профессией, но и развития творческого мышления.

Анализ философской и психолого-педа-гогической литературы показал, что большинство авторов трактует творчество, прежде всего, как деятельность личности, состоящую в производстве нового, оригинального (Г.А. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, П.И. Чанг-ли, А.П. Шептулин, А.Т. Шумилин, М.Г. Яро-шевский, Л.В. Яценко и др.).

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного В.И. Андреевым: «Творчество - это вид человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные знания. умения, творческие способности, результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью. а гакже профессивностыо» [3].

Творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на са-мосозидание, на развитие в человеке всех сущностных сил и способностей. Он отмечает. что когда речь идет о творчестве, творческой деятельности человека, чаще всего имеют в виду первый вектор, т. е. одну составляющую; в то время как не менее, а. скорее всего, более важная компонента челове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.