Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТАХ'

ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Е.Л.

В работе изучается буллинг в младшем школьном возрасте. В западных зарубежных работах тенденции буллинга выявляются с разных сторон, в зависимости от того, какое воздействие оказывается на ребёнка со стороны и какие особенности в поведении самого ребёнка могут способствовать проявлениям тенденций буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТАХ»

Применение позиционного метода обучения на уроках геометрии посредством использования заданий с позиционными ролями способствует достижению предметных результатов учащихся, так как главным звеном всей учебной деятельности является поиск информации для выполнения заданий.

В результате учащиеся должны знать, понимать:

- теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника;

- теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника.

Список литературы:

1. Алешина Н.И. Поисково-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики по технологии позиционного обучения.

2. Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 7-9 классов средней школы. -М.: «Просвещение», 2006.

3. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: матер. IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Занев-ская площадь, 2014. - С. 74-76.

4. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. - 1994.

ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТАХ

© Полякова Е.Л.1

Средняя общеобразовательная школа № 17, г. Владивосток

В работе изучается буллинг в младшем школьном возрасте. В западных зарубежных работах тенденции буллинга выявляются с разных сторон, в зависимости от того, какое воздействие оказывается на ребёнка со стороны и какие особенности в поведении самого ребёнка могут способствовать проявлениям тенденций буллинга.

Ключевые слова буллинг, младший школьный возраст.

Тема буллинга актуальна тем, что тенденции буллинга в поведении ребёнка младшего школьного возраста не всегда замечаются со стороны роди-

1 Учитель физической культуры высшей категории, руководитель методического отдела учителей физической культуры Фрунзенского района г. Владивостока.

телей и учителей. Ввиду того, что учитель в младших классах работает с целым классом, т.е. с множеством учеников, выявление возможных тенденций буллинга в поведении каждого из учеников может способствовать конструктивному взаимодействию такого учителя с учениками.

Часто учитель может быть ориентирован только на предоставление материала, без учёта взаимоотношений учащихся между собой. Хотя обучение -это не только предоставление материала для изучения, а также взаимоотношения детей между собой и взаимоотношения детей с учителем. Поэтому важно выявлять те тенденции в поведении ребёнка младшего школьного возраста, которые могут не способствовать конструктивному взаимоотношению такого ребёнка с другими детьми и с учителем. И поэтому актуально изучение тенденций буллинга в поведении ребёнка в младшем школьном возрасте.

Буллинг может происходить на детских площадках и в классе [8]. При этом чаще всего ребёнок проявляет буллинг на площадке, чем в классе [1].

Возможны гендерные особенности в применении буллинга учащимся младшего школьного возраста. Так мальчики могут чаще проявлять буллинг, чем девочки [8]. Прямой буллинг в поведении мальчика в данном возрасте может быть направлен в отношении другого мальчика или других мальчиков. И также в данном возрасте мальчик чаще может применять относительный буллинг среди детей своего пола [6]. В данном возрасте также часто преследование может проявляться и в отношении девочек [7].

Если буллинг считать деструктивными тенденциями в поведении ребёнка, тогда возникает вопрос о том, насколько буллинг может взаимодействовать с академическими достижениями ребёнка. Так в изучении буллинга и академических достижений ребёнка младшего школьного возраста не было выявлено значительных взаимоотношений между буллингом и уменьшением академических достижений у ребёнка. Однако в возрасте 6-7 лет высокие академические достижения ребёнка в некоторой степени могут влиять на проявление буллинга в поведении такого ребёнка в отношении к другому. А к возрасту 8-9 лет именно социальное отчуждение может способствовать проявлению буллинга в поведении ребёнка. Также в 8-9 лет ребёнок в своём поведении может реализовывать более развитые социальные навыки, чем в предыдущем возрасте. Возможно и то, что дети в младшем школьном возрасте с развитыми академическими способностями могут применять для манипуляции другими людьми приобретённые социальные навыки [9].

Тенденции буллинга в поведении ребёнка младшего школьного возраста могут сопровождаться и виктимным поведением. Если детей преследовали другие дети, то такое преследование может способствовать проявлению буллинга у тех детей, которые прежде сами были подвержены буллингу [8].

Что касается виктимного поведения ребёнка, то такое поведение может продолжаться на протяжении всего обучения в младших классах [7]. Если в

классе более структурированная иерархия в отношениях между детьми, то у ребёнка в данном классе может проявляться более устойчивое виктимное поведение [4]. Важно заметить, что ситуация в классе в данном возрасте может влиять и на межэтнические отношения между детьми. Так изучались отношения детей этнических меньшинств в Голландии к ситуациям в их классах образовательных учреждений. И было выявлено то, что отношения детей данного возраста к образовательным учреждениям может взаимодействовать с тем, каким-образом такие дети относятся к ситуациям в их классах. Так, если детям нравились ситуации, происходящие в их классах, то им также нравились их образовательные учреждения [5]. Поэтому в данном возрасте поведение ребёнка во многом может быть ориентировано на ситуации, происходящие в классе образовательного учреждения.

Тенденции виктимного поведения у ребёнка могут уменьшаться при переходе такого ребёнка из младших классов в средние классы. И важным является то, что на тенденции виктимного поведения ребёнка, при переходе такого ребёнка из младших классов в средние классы, может влиять то, насколько ребёнок в своём поведении реализует аффилиацию в новых отношениях с другими детьми [3].

Что касается буллинга, то проявления тенденций буллинга в поведении ребёнка могут увеличиваться при переходе такого ребёнка из младших классов в средние классы. При этом в более старших средних классах бул-линг может меньше встречаться в поведении ребёнка. Также в средних классах могут выявляться гендерные аспекты буллинга. Так, юноша может чаще проявлять тенденции буллинга в своём поведении в отношении юноши, чем в отношении девушки [3]. Важно заметить и то, что если в младших классах в поведении ребёнка прослеживаются тенденции буллинга, то тогда в более старших классах в поведении такого ребёнка могут также проявляться тенденции буллинга в отношении других детей [4].

В младшем школьном возрасте важным является выявление отношения учителя к тенденциям буллинга в поведении учащегося данного возраста. Так, проводилось изучение отношений учителей, в том числе учителей начальных классов, к буллингу. Учителя по-разному считают то, насколько нефизический буллинг и физический буллинг являются деструктивными тенденциями в действиях детей. В представлениях некоторых учителей выявляется то, что именно физический буллинг является деструктивными тенденциями в действиях детей. Другие учителя считают, что нефизический буллинг и физический буллинг являются деструктивными тенденциями в действиях детей [2].

Чтобы выявить тенденции буллинга в поведении ребёнка младшего школьного возраста важным является изучение отношений к буллингу и со стороны учителей, и со стороны родителей такого ребёнка. Так, низкий уровень образования у родителя может способствовать проявлению в поведении ребёнка тенденций буллинга, виктимности или виктимности и буллинга [6].

Изучение данных работ способствует формированию вывода о том, что в младшем школьном возрасте не случайны проявления тенденций буллинга в поведении ребёнка. Буллинг у ребёнка данного возраста может быть обусловлен: личностным отношением ребёнка к буллингу; тенденциями вик-тимного поведения ребёнка от буллинга со стороны другого человека; проявлением буллинга в поведении самого ребёнка; отношений к буллингу со стороны других людей.

Дети младшего школьного возраста в основном чаще взаимодействуют со своими сверстниками в классе или вне образовательного учреждения с теми детьми, которые также являются учениками данного класса. Поэтому важным является изучение проявления тенденций буллинга в поведении ребёнка прежде именно в классе образовательного учреждения.

Если учитель выявляет тенденции буллинга в поведении учащегося и может способствовать уменьшению проявлений таких тенденций, то такой учащийся может формировать более конструктивные отношения с родителями. При этом в младшем школьном возрасте родители могут часто интересоваться взаимоотношениями их ребёнка с другими детьми в классе и особенно взаимоотношениями их ребёнка с классным руководителем. И если классный руководитель деструктивно реагирует на проявления тенденций буллинга в поведении ученика, без выявления причин таких тенденций, то это соответственно может деструктивно влиять на взаимоотношения между родителями такого ученика и классным руководителем. И влияние деструктивных взаимоотношений между родителями ученика и классным руководителем может проявляться в ситуации взаимодействия классного руководителя и самого ученика. Постепенно классный руководитель или другой учитель могут не идентифицировать такие деструктивные взаимодействия с родителями своего учащегося и с самим учащимся. Поэтому для учителя в младших классах важно выявить и возможные тенденции проявления буллинга в поведении учащегося и также своё отношение к таким тенденциям буллинга. В младшем школьном возрасте возможно и то, что сам учитель может способствовать формированию тенденций буллинга в поведении ученика. Поэтому тема буллинга в младшем школьном возрасте предполагает изучение и со стороны поведения ребёнка, и со стороны поведения родителя ребёнка, и, соответственно, со стороны поведения самого учителя.

Список литературы:

1. Craig W., Pepler D., Atlas, R. Observations of bullying in the playground and in the classroom // School Psychology International. - 2000. - № 21. - P. 22-36.

2. Mishna F., Scarcello I., Pepler D., Wiener J. Teachers' understanding of bullying // Canadian Journal of Education. - 2005. - № 28. - P. 718-738.

3. Pellegrini A., Long J. A longitudinal study of bullying, dominance, and victimization during the transition from primary school through secondary school // British Journal of Developmental Psychology. - 2002. - № 20. -P. 259-280.

4. Schäfer M., Korn S., Brodbeck F., Wolke D., Schulz H. Bullying roles in changing contexts: The stability of victim and bully roles from primary to secondary school // International Journal of Behavioral Development. - 2005. -№ 29. - P. 323-335.

5. Verkuyten M., Thijs J. School satisfaction of elementary school children: The role of performance, peer relations, ethnicity and gender // Social Indicators Research. - 2002. - № 59 (2). - № 203-228.

6. von Marres N., Petermann F. Bullying in German primary schools: Gender differences, age trends and influence of parents' migration and educational backgrounds // School Psychology International. - 2010. - № 31 (2). - P. 178-198.

7. Wolke D., Woods S., Samara M. Who escapes or remains a victim of bullying in primary school? // British Journal of Developmental Psychology. - 2009. -№ 27. - P. 835-851.

8. Wolke D., Woods S., Stanford K., Schulz H. Bullying and victimization of primary school children in England and Germany: Prevalence and school factors // British Journal of Psychology. - 2001. - № 92. - P. 673-696.

9. Woods S., Wolke D. Direct and relational bullying among primary school children and academic achievement // Journal of School Psychology. - 2004. -№ 42. - P. 135-155.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Роженко О.Д.1, Даржания А.Д.1

Институт математики и естественных наук Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

В статье рассматривается статистическая зависимость между результатами ЕГЭ по математике и показателями успешности обучения в вузе по математическим дисциплинам.

Ключевые слова ЕГЭ, входной контроль, коэффициент линейной корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Ежегодно проводится единый государственный экзамен по математике. Представлял интерес рассмотреть, как коррелирует балл по ЕГЭ с результатами входного контроля по математике и успешностью обучения в вузе по математическим дисциплинам.

В ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» на психолого-педагогическом факультете обучаются студенты по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с двумя профилями «Ма-

1 Доцент кафедры Высшей алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.