Л. С. Фоминых
ИЗУЧАЕМ ТЕМУ «ПРИЛОЖЕНИЕ»
Если спросить учащихся, какие бывают члены предложения, будут названы подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Очень редко кто-то вспомнит о приложении. Причина кроется, видимо, в том, что о нем школьники узнают гораздо позднее, только в 8 классе, и новые сведения не успевают закрепиться в памяти. Однако, с появлением ЕГЭ, при выполнении задания ученикам приходится находить в связных текстах и приложения, что вызывает большие затруднения выпускников. Нередко возникают проблемы и с постановкой знаков препинания при приложениях.
В данной статье мы рассмотрим основные
свойства приложений, а также условия их обособления.
С названной темой восьмиклассники встречаются при изучении второстепенных членов предложения, предложений с обособленными и уточняющими членами. В одних учебниках1 подробно описывается это явление, сведения выделены в отдельный параграф, в других2 о них упоминается в конце параграфа, посвященного определению. Но в любом случае новый материал с трудом вписывается в те представления, которые уже сформировались у школьников.
На первом этапе, вводя новое понятие, учитель может воспользоваться схемой.
Сначала учащиеся имеют дело с одиночными приложениями, и основная задача учителя - показать, на какие их признаки следует опираться, чтобы обнаружить приложение. Школьная грамматика в качестве основных свойств его называет следующие: это особый вид определения, выраженный именем существительным, и согласованный с главным словом в падеже. Являясь разновидностью определения, приложение дает определяемому слову еще одно название, подчеркивающее те или иные свойства этого предмета, или уточняет, разъясняет его содержание. Это может быть указание:
• на профессию: За воротами стоял ветеринар Смирнин (Ч.);
• национальность: Девушка-грузинка шла к ручью;
Лариса Сергеевна Фоминых — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Пермского государственного педагогического университета (г. Пермь).
• возраст: И пели девочки-подростки на берегу своей реки (Твард.);
• разные качества: Чижа захлопнула злодейка-западня. (Кр.)
• географическое наименование: Город Сочи будет принимать Олимпийские игры.
• видовое название: Самолет-бомбардировщик успешно прошел испытания.
Особым видом приложений являются собственные наименования книг, газет, журналов, предприятий. Это, как правило, несогласованные приложения: Появилась моя первая заметка в газете «Учитель». Летом мы побывали на озере Байкал. На станции Северка поезд не остановился. Брат работал в порту Находка.
Не согласуются с определяемым словом в падеже также различные географические и ас-
1 Правила русской орфографии и пунктуации. - М.: Учпедгиз, 1956; Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 1999.
2 Русский язык: Учеб. для 8-го класса основной школы. /
Под научн. ред. А.А. Леонтьева; / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. - М.: Баласс, 2003.
трономические названия: Город Дели - столица Индии. Мечтаю побывать на планете Марс.
Нередко возникают затруднения при разграничении главного слова и приложения. При сочетании нарицательного существительного и собственного имени или фамилии людей главным словом является имя собственное, а приложением - нарицательное [см. 3]: художник И. Левитан, писатель К. Паустовский, артист
Н. Еременко, педагог К.Д. Ушинский. Однако «если говорящему важнее указать лицо по роду его занятий, социальному положению и т.п., а потом уточнить его фамилию, имя или отчество, он интонационно выделяет эти слова, делает их обособленными, и тогда они становятся уточняющими приложениями»3: А это наш командир, майор Петров. Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе. (П.) Токарь этот, Иванов, стал потом знаменитым рационализатором.
Имена существительные с ярко выраженным оценочным значением, как правило, являются приложениями: Вьется улица-змея (Маяк.) Вот сама идет волшебница-зима (П.)
Если оба существительных (одиночное приложение и определяемое слово) - нарицательные существительные или нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу, между ними ставится дефис: Шалун-ветер бросает в открытое окно лепестки черемухи. Ездили мы и на Ильмень-озеро.
Не являются приложениями составные наименования-термины (изба-читальня, кресло-кровать, плащ-палатка); парные сочетания синонимического характера (друг-приятель,
грусть-тоска, роду-племени); антонимического (вопросы-ответы, купля-продажа) и парные сочетания ассоциативного характера (хлеб-соль, чай-сахар, имя-отчество, руки-ноги). Например: Она не спросила об имени-отчестве, в золотые дворцы не ввела. (Заб.) Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Приложение может быть не только одиночным, но и распространенным. В отличие от других обособленных членов, главное слово в нем - имя существительное.
Распространенное приложение может относится к слову, выраженному разными частями речи:
субст. при-лаг. Рядовой, по фамилии Терентьев, был вызван к командиру.
числит. Четверо громко спорили, а пятый, студент первого курса, молчал.
субст. при-част. Вечером выздоравливающие, пациенты доктора Белова, собрались у телевизора.
Нередко важная информация бывает заключена именно в приложении: Разорван он, наш верный круг! (П.) В одной из комнат по-прежнему гордо возвышалась единственная достопримечательность их скромного жилища - старинный стеллаж красного дерева, на котором рядами стояли книги. (А. Пиманов) Приложение дает определяемому слову еще одно название, подчеркивающее те или иные свойства этого предмета. Например: В пяти верстах от Красногорья, деревни Ленского, живет и здравствует доныне в философической пустыне Зарецкий, некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный. (П.) Через приложения мы узнаем, что Красногорье - это деревня Ленского, что За-рецкий был некогда буяном, атаманом картежной шайки, главой повес, трактирным трибуном.
Распространенные приложения могут обособляться. Условия для этого бывают разные: интонация обособления; порядок слов; морфологический способ выражения главного слова; диктантная позиция приложения; степень распространенности оборота; наличие добавочных оттенков значения. Часто именно комплекс признаков определяет постановку знаков препинания.
1. Всегда выделяется одиночное или распространенное приложение, относящееся к личному местоимению, независимо от места относительно определяемого слова: Морские походы - отличная школа, и надо ее нам, матросам, пройти. (Н. Букин)
2. Если согласованное распространенное приложение стоит после определяемого существительного: Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела. (Л.Т.)
Распространенное приложение выделяется и тогда, когда относится к отсутствующему, но подразумеваемому существительному или личному местоимению.4 Например: Гость молчаливый, бессловесный, вхожу, Природа, в замок твой. (В. Брюсов) Здесь приложение относится к отсутствующему местоимению Я, которое угадывается по форме 1-го лица глагола-сказуемого.
сущ. собств. или нариц. Костя, мальчик лет шести, хорошо играл на скрипке.
личн. мест. Как ты смел противиться мне, своему государю?
3 Русский язык: Учеб. для 8 кл. сред. шк. / С. Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 1989.
4 Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса: Пособие для учителя / Федоров А.К. - М.: Просвещение, 1972.
Выделяются также приложения, отделенные от главного слова другими словами: Вспомни обо мне, когда, законом осужденный, в чужой я буду стороне - изгнанник мрачный и презренный. (Л.)
Распространенные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова более длительной паузой и им придается большее значение: На следующее утро я уехал на лодке на Прорву -глубокую тихую реку. (Пауст.)
3. Если приложение стоит поле имени собственного, имеет интонацию уточнения и перед ним без изменения смысла можно вставить слова ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО. Например: Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук. (Г.)
4. Если приложение с союзом КАК имеет значение причины: Есенин, как последний поэт деревни, хорошо знал крестьянскую жизнь. (В. Федоров)
Чтобы учащиеся могли успешно пользоваться правилами постановки дефиса и обособления приложений, они должны научиться узнавать их в предложении, находить определяемое слово; устанавливать, распространенным или нераспространенным является приложение, выявлять его место по отношению к главному слову, а также учитывать интонацию.
Предлагаем задания для формирования у школьников грамматических умений и пунктуационных навыков, касающихся приложений.
1. В данных примерах укажите определяемое слово и приложение; объясните, какое дополнительное значение вносится с помощью приложения, а также постановку дефиса или его отсутствие.
1) Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. 2) Князь Гви-дон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает».
3) Быть может, на своем пути ты Карлу-чародея встретишь. (П.) 4) Расступись, о старец-море, дай приют моей волне! 5) А месяц плывет и тих, и спокоен, а юноша-воин на битву идет. (Л.) 6) Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. (Вер.) 7) У бурмистра Власа бабушка Ненила починить избенку лесу попросила. (Н.)
2. Укажите, в каких предложениях есть одиночные приложения.
1) Не может быть совесть предметом купли-продажи. 2) Крючковатые, горбатые уродцы-цифры кривляются на измазанных страницах. 3) Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца. 4) Чародейкою-зимою околдован лес стоит. 5) Тебя называю по имени-отчеству, святая, как хлеб, деревенька моя.
3. К данным словам подберите собственные имена существительные и составьте с ними предложения. Укажите приложения.
Город, композитор, река, журнал, художник, роман, опера, мультфильм, стихотворение, скульптор, драматург, поэт древнего мира.
4. В каких предложениях неправильно выделено приложение.
1) Старик Крестьянин с батраком шел под вечер леском. (Кр.) 2) «Эх, братцы, это все не так!» - сосед толкует Фока. (Кр.) 3)Хозяин, родом яицкий казак, был человек рассудительный. (П.) 4) Письмо это произвело приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. (П.) 5) Путь мой шел мимо Бердской слободы -пристанища Пугачева. (П.) 6) Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря Прошку с повинною. (П.)
5. Укажите, в каких предложениях приложение стоит после определяемого слова.
1) Поздней осенью степь-пустыня оживает ненадолго. 2) Ездили мы и на Каму-реку. 3) Белые чайки-рыболовы с криком носились над водой. 4) Шалун-ветер бросает в открытое окно лепестки черемухи. 5) Жалко нам стало девоч-ку-сиротку. 6) Пестрая лохматая собачонка, помесь пуделя и дворняжки, имела отличное чутье.
6. Укажите, в каких предложениях имя собственное является приложением.
1) Ветеринарный врач Иван Иванович и учитель гимназии Буркин уже утомились. (Ч.)
2) Дядя мой, Иван Александрович Всеволожский, семнадцать лет пробывший директором театров, не скоро мог помириться со своей отставкой. (С.В.) 3) Дубровский, отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. (П.) 4) Доктор Борменталь сидел в кресле. (Булг.) 5) В кабинете перед столом стоял председатель домкома Швондер в кожаной тужурке. (Булг.) 6) Стихотворение «Парус» прошло через всю мою жизнь, слитое судьбами моего поколения. (С.Н.) 7) Станицу Вешенскую, благодаря Шолохову, знают во всем мире.
8) Великий русский артист Щепкин был крепостным помещика Волькенштейна.
7. Найдите в предложениях главное слово и приложение.
1) Пошло сто лет, и юный град, полночных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво. (П.) 2) Прорезав тучи, стоял всех выше головой Казбек - Кавказа царь могучий. (П.) 3) Перескажу простые речи отца иль дяди-старика. (П.) 4) Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся. (П.) 5) Здесь с ним обедывал зимою покойный Ленский, наш сосед. (П.)
6) В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней. (П.)
7) Люблю ваш сумрак неизвестный и ваши тайные цветы, о вы, поэзии прелестной благословенные мечты! (П.) 8) Князь вынул бич и кинул клич - грозу охотничьих добыч, и белый конь, душа погонь, ворвался в стынущую сонь. (Н.Г.)
9) То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель. (П.) 10) Жилец земли, пятидесяти лет, подобно всем счастливый и несчастный, однажды я покинул этот свет и очутился в местности безгласной. (Заб.) 11) Чудак, неизменно веселый, иду по широкой стране. (Светл.)
8. Выберите среди данных примеров предложения с распространенными приложениями и объясните знаки препинания. Знаки не расставлены.
1) Первым русским ученым был Михаил Васильевич Ломоносов крестьянин села Дени-совка. 2) Небо черное от туч слилось с горизонтом. 3) Береза робкая худенькая роняла лист за листом на темную аллею. 4) Не особенно давно весною прошлого года один мой приятель показывал мне довольно диковинную вещицу.
5) Маленький катер морской охотник попал в беду. 6) Василий Ватагин известный художник-анималист график и скульптор был его учителем. 7) По нижнему течению реки много суглинка т.е. рыхлой глины смешанной с песком.
8) Метеостанция судя по имевшейся у меня карте стояла на левом берегу реки у подножия длинного и низкого хребта.
9. Проанализируйте, в каких предложениях приложения имеют переносное значение. Расставьте знаки препинания.
1) Оленька дочь отставного коллежского асессора Племянникова сидела у себя на крылечке задумавшись. (Ч.) 2) Покраснела рябина посинела вода; месяц всадник унылый уронил провода. (Е.) 3) То академик то герой то мореплаватель то плотник он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник. (П.) 4) Нет на свете ничего прекрасней женщины садовницы земли. (Ас.) 5) Вошел дядька Николай маленький чистенький человечек всегда серьезный почтительный и большой приятель Карла Иваныча. (Л.Т.) 6) И в ослепительном сплетенье огней пронзивших небосвод гигантский лебедь белый гений на рейде встал электроход. (Заб.)
10. Расставьте знаки препинания. Укажите, в каких предложениях есть два обособленных приложения.
1) Старый вдовец капитан в отставке он был необычайно обходителен с дамами. (Ч.)
2) На пороге стоял сам Алехин мужчина лет
сорока высокий полный с длинными волосами. (Ч.) 3) Профессор зоологии М. Римский-Корсаков сын композитора втянул его в создание новой биостанции. (Д.Г.) 4) Талантливый флотоводец Степан Осипович Макаров был выдающимся ученым-океанографом. 5) Хозяин дома человек шестидесяти лет очень богатый принял их вежливо но без особенной предупредительности.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите, в каком предложении приложение повторяет определяемое слово.
1) Когда сжигая синеву багряный день растет неистов как часто сумрак я зову холодный сумрак аметистов. (И.А.) 2) Летучая мышь легкая почти бесплотная частичка надвигающейся темноты бесшумно металась над лужайкой исчерчивая пространство черными острыми крыльями. 3) В этой роще березовой вдалеке от страданий и бед где колеблется розовый немигающий утренний свет где прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей спой мне иволга песню пустынною песню жизни моей. (Заб.)
4) Но я плоды моих мечтаний и гармонических затей читаю только старой няне подруге юности моей. (П.) 5) Внизу уже светилась вода шумела около мельницы и из деревни тянуло дымком соломы осенним русским дымком. (Пауст.)
12. В каких предложениях приложение относится к обращению? Расставьте знаки препинания.
1) Воспоминаньями смущенный исполнен сладкою тоской сады прекрасные под сумрак ваш священный вхожу с поникшей головой.
2) Горишь ли ты лампада наша подруга бдений и пиров? Кипишь ли ты златая чаша в руках веселых остряков? (П.) 3) Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? (П.) 4) Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. (Л.) 5) Приветствую тебя опустошенный дом завядшие дубы лежащие кругом и море синее. (А.Т.)
6) Родительский дом начало начал ты в жизни моей надежный причал. (Ряб.)
13. В каких предложениях приложение отделено от главного слова другими словами? Расставьте знаки препинания.
1) Простосердечный сын свободы для чувств он жизни не щадил. (Л.) 2) Дитя неведомой страны прижавшись голубь молодой сидит испуганный грозой. (Л.) 3) Есть в России цветок незабудка светлый вестник лугов и полей. (С.О.) 4) Он тает на лету последний снег осенний являя красоту извечных повторений. (В.Р.) 5) Вдали показалась пристань маленький красный домик выстроенный на барке. (К.)
14. В каких предложениях возможны варианты при выделении приложений? Изменится ли при этом интонация и смысловые оттенки фразы? Знаки препинания не расставлены.
1) Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев является отцом современной химии. 2) Кто-то познакомил меня с владельцем маленькой бакалейной лавки Андреем Де-ренковым. 3) Екатерина Ивановна доживала свой век в старом доме построенном ее отцом известным художником. 4) Дедушка мой Григорий Петрович был страстный охотник. 5) Его сосед высокий худощавый ветеран войны выглядел обиженным. 6) У барыни старушки кропотливой неугомонной и брюзгливой две были девушки служанки. (Кр.) 7) В зеленом небе появились звезды предвестницы мороза. (Па-уст.) 8) Я люблю воробьев этих дерзких смелых и умных разбойников благополучно живущих даже в шумных многолюдных городах. (С.-М.)
15. Проанализируйте, какие значения имеют приложения в данных примерах (пояснения, уточнения, дополнения).
1) Я оборотился назад, но мальчик, провожатый мой, скрылся. (Л.) 2) Длинные, бесконечные, крытые переулки, или, лучше сказать, коридоры, тянутся по всем направлениям и образуют совершенный лабиринт. (Гонч.) 3) Это и было Марьино, или, по крестьянскому наименованию, Бобылий хутор. (П.) 4) Жил в городе богач, по имени Мирон. (Кр.) 5) Это был адвокат, еще молодой, но плотный мужчина, не уступавший по весу сидевшим за столом. (Гил.)
6) Кроткий грек, пекарь из Феодосии, со странной фамилией Грамматика, измученный бедствиями бури, расстелил на крышке трюма одеяло и лег спать. (Пауст.) 7) Особенно сильно сказывалась тряска в корме, т.е. в кают-компании. (Л.С.) 8) На этой же прямоугольной арене мы видели родео - состязания пастухов с Запада. (И. и П.)
16. В каких предложениях приложения не имеют дополнительного значения причины? Знаки не расставлены.
1) Добряк по натуре он в служебных делах не знал снисходительности. 2) Горностай смелый охотник не смущается величиной добычи.
3) Как биолог она была безукоризненным исполнителем умела ставить тонкий долговременный эксперимент. 4) Брат как мудрый советчик и надежный друг всегда приходил мне на помощь. 5) Большой знаток лошадей Костя пленил его своей приверженностью к коням быстрой езде. 6) Бывалого человека меня и теперь радостно волнуют притягивают просторы родной русской природы.
17. В каких предложениях есть приложение с союзом КАК? Знаки не расставлены.
1) С каждым годом я воспринимаю его (Пушкина) все больше и больше как гения страны в которой я живу. (Е.) 2) Вам как моему старому приятелю известен мой взгляд на семью. (Ч.) 3) Ты любил меня как собственность как источник радостей тревог и печалей сменявшихся взаимно. (Л.) 4) И доктору Старцеву Дмитрию Ионычу когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже в десяти верстах от С. тоже говорили что ему как интеллигентному человеку необходимо познакомиться с Туркиными. (Ч.) 5) Александр Брониславович я вас знаю не первый день как опытного и боевого офицера. (Булг.) 6) Старайтесь смотреть на меня как на пациента одержимого болезнью вам еще неизвестной. (Л.)
18. Выпишите предложения, в которых приложения с КАК выделяются запятой.
1) Мне странно вспомнить что только эта страничка гимназических воспоминаний осталась в моей памяти как событие значительное. (Осорг.) 2) В доме коменданта я был принят как родной. (П.) 3) Пьер как законный сын получил все. (Л.Т.) 4) Г ости были рады Пьеру как человеку всегда оживлявшему и оплачивающему всякое общество. (Л.Т.) 5) Киселев забыл что ему как полковому командиру нельзя было драться со своим подчиненным. (Пауст.) 6) Он сразу же заговорил с нами как со старыми знакомыми и остался доволен тем что мы пришли в Старый Крым только для того чтобы побродить по этим древним местам. (Пауст.) 7) Вера Павловна постоянно была в мастерской и уже они успели узнать ее очень близко как женщину расчетливую осмотрительную рассудительную. (Черн.) 8) Леонтьев увлекся этой мыслью но как человек осторожный пока что о ней никому не рассказывал. (Пауст.) 9) Как внимательный наблюдатель М.М. Пришвин умел видеть в самых обычных явлениях природы нечто необычное скрытое от простого человеческого взгляда.
Условные сокращения
A.Т. - А. Толстой Ас. - Н. Асеев Булг. - М. Булгаков
B.Р. - В. Рождественский Вер. - В. Вересаев
Г. - Н.В. Гоголь
Гил. - В. Гиляровский
Гонч. - Н.А. Гончаров
Д. Г. - Д. Гранин
Е. - С. Есенин
Заб. - Н. Заболоцкий
И. и П. - И. Ильф и Е. Петров
И.А. - И. Анненский
К. - А. Куприн
Кр. - И.А. Крылов
Л. - М.Ю. Лермонтов
Л. С. - Л. Соболев
Л. Т. - Л. Н. Толстой
Маяк. - В. Маяковский
Н. - Н. А . Некрасов
Н. Г. - Н. Гумилев
Осорг. - М. Осоргин
П. - А. С. Пушкин
Пауст. - К. Паустовский
Ряб. - Б. Рябинин
С. В. - С. Волконский
С.-М. - И. Соколов-Микитов
С. Н. - С. Наровчатов
С. О. - С. Островой
Светл . - М. Светлов
Ч. - А.П. Чехов
Черн. - Н.Г. Чернышевский