Научная статья на тему 'Израиль в эпицентре «Арабской весны»'

Израиль в эпицентре «Арабской весны» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1080
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СЕВЕРНАЯ АФРИКА / «АРАБСКАЯ ВЕСНА» / ИЗРАИЛЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пиляева Марина Анатольевна

Начавшаяся в конце 2010 г. с событий в Тунисе «арабская весна» пока далека от своего завершения. Облик всего Ближнего Востока изменяется, возникают новые очаги конфронтации и иные вызовы и угрозы региональной стабильности. Как воспринимаются все эти бурные процессы в Израиле, какой в новых условиях станет роль этого государства в регионе? Сохранится ли региональная структура безопасности, одним из ключевых элементов которой являются мирные договоры Израиля с Египтом и Иорданией? На эти вопросы автор пытается дать ответы в представленной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Израиль в эпицентре «Арабской весны»»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Израиль в эпицентре «арабской весны»

М.А. Пиляева

Начавшаяся в конце 2010 г. с событий в Тунисе «арабская весна» пока далека от своего завершения. Облик всего Ближнего Востока изменяется, возникают новые очаги конфронтации и иные вызовы и угрозы региональной стабильности. Как воспринимаются все эти бурные процессы в Израиле, какой в новыхусловиях станет роль этого государства в регионе? Сохранится ли региональная структура безопасности, одним из ключевых элементов которой являются мирные договоры Израиля с Египтом и Иорданией? На эти вопросы автор пытается дать ответы в представленной статье.

Захлестнувшая регион Ближнего Востока и Северной Африки волна нестабильности и народных выступлений, уже вызвавшая падение режимов, существовавших десятилетия и казавшихся чуть ли не незыблемыми, пока не отступает. Будущий облик региона вызывает пока больше вопросов, чем ответов, хотя некоторые тенденции очевидны - прежде всего усиление позиций исламистских сил и их инкорпорирование во властные структуры, что показывают итоги парламентских выборов в Тунисе и Египте. Очевидно и то, что сложившаяся в региона система баланса сил, важной составляющей которой был мирный договор между Египтом и Израилем, может если не рухнуть, то претерпеть существенные изменения. В этой ситуации Израиль, находящийся в непосредственной близости от уже существующих и потенциальных точек нестабильности, чувствует себя крайне неуютно.

24 ноября 2011 г. в своем обращении к кнессету премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху назвал «арабскую весну» антидемократической, антилиберальной и представляющей непосредственную угрозу для Израиля и Запада. Поэтому, по его словам, западные лидеры, поддержавшие восстания против авторитарных режимов в Тунисе и Египте, проявляют наивность1. «Мы вступили в эру региональной нестабильности и неопределенности, которая вряд ли завершится победой демократии», - отметил израильский

премьер. Озвученные в этом выступлении оценки происходящего стали, пожалуй, наиболее пессимистичными из тех, что звучали в последнее время из уст высокопоставленных израильских политиков.

В самом деле, Израиль, в течение всей своей истории пытавшийся наладить существование во враждебном окружении, к моменту начала «арабской весны» добился для себя вполне комфортного положения в регионе - даже при сохранении нерешенной палестинской проблемы и отсутствия дипломатических отношений с большинством арабских стран. С двумя непосредственными соседями - Египтом и Иорданией - были заключены мирные договоры, на границе с Сирией уже несколько десятилетий царила практически полная тишина и стабильность, «беспокойными», правда, оставались ливанские соседи в лице «Хизбаллы». Однако в целом имелись вполне устоявшиеся правила игры, которые были хорошо известны всем ее участникам.

Например, неплохое взаимодействие сложилось у Израиля с египетскими военными и спецслужбами. Именно при египетском посредничестве была достигнута и успешно реализована договоренность между Израилем и ХАМАС об освобождении находившегося с июня 2006 г. в плену израильского капрала Г. Шалита и его обмене на 1027 палестинских заключенных2. Первая группа палестинцев была выпущена из израильских тю-

Пиляева Марина Анатольевна - аспирантка кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России, третий секретарь департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России. E-mail: pilyaeva@list.ru

М.А. Пиляева

рем 18 октября, вторая - 18 декабря 2011 г., то есть уже после свержения режима Х. Мубарака. Пока Израилю удается задействовать старые связи с египтянами, однако сложно сказать, что от них останется по окончании в АРЕ переходного периода, который завершится после принятия новой конституции страны и президентских выборов.

Как сказал бывший заместитель главы израильской Службы общей безопасности (ШАБАК), депутат кнессета И. Хасон, лично участвовавший осенью 2011 г. в переговорах с египтянами об отправке в Израиль еще одного израильтянина - арестованного в Египте по подозрению в шпионаже И. Грапеля, «перемены в Каире приведут и к персональным изменениям. Если у Израиля не окажется связей с новыми фигурами, мы будем над этим работать, надеясь, что человеческие отношения удастся наладить. Я не питаю особого оптимизма, но сначала нужно посмотреть, кто будут эти новые люди»3.

В самом деле, кадровые перестановки в Египте на всех уровнях, судя по всему, не за горами, и в этой ситуации Израилю будет жизненно необходимо налаживать контакты уже с представителями новых властей. Удастся ли это Тель-Авиву? В процессе смены власти как в Египте, так и в других странах антиизраильские лозунги явно не были в числе наиболее популярных. Ключевыми факторами, вызвавшими арабские «революции», были социально-экономические. И новым властям в первую очередь придется вплотную заняться восстановлением экономики, еще сильнее пошатнувшейся из-за всех всколыхнувших общество потрясений. Очевидно, что хоть сколь-либо ощутимого роста экономических показателей и повышения уровня жизни населения удастся добиться, по меньшей мере, нескоро. Поэтому неприятие Израиля может стать для властей удобным мобилизующим инструментом, клапаном для выплеска накапливающегося на арабской улице недовольства.

Раздававшиеся из Каира угрозы денонсации мирного договора с Израилем, штурм демонстрантами посольства Израиля и отъезд из Египта израильского посла в сентябре 2011 г. - весьма ощутимые и тревожные знаки для будущего израильско-египетских отношений. При этом диалог с египтянами, сохранение сотрудничества с ними, особенно по линии военных ведомств и спецслужб, несомненно, является для Израиля значимым для обеспечения собственной национальной безопасности. После падения режима Х. Мубарака в Тель-Авиве возросла обеспокоенность в связи с потенциальным превращением в зону нестабильности Синайского полуострова, а также египетско-израильского участка границы и границы Египта с сектором Газа. С этой же точки зрения практическое, точечное взаимодействие с Израилем объективно останется важным и для Каира, вне зависимости от политико-идеологической принадлежности будущего руководства страны.

На протяжении длительного времени Синай является перевалочной базой для доставки оружия и различных контрабандных товаров в сектор Газа. После смены режима в АРЕ, по некоторым данным, поток вооружений, поступающих на Синай, возрос. Этот район становится пристанищем для членов исламских экстремистских и террористических организаций. Одной из главных целей нападений экстремистов в последнее время стали трубопроводы, по которым Египет экспортирует природный газ в Израиль и Иорданию (в 2011 г. - январе 2012 г. на них было совершено порядка десяти нападений).

Для восстановления правопорядка в этом районе в конце августа 2011 г. на Синай было переброшено 1500 египетских военнослужащих. На это, в соответствии с мирным договором с Израилем от 1979 г., Каир запросил разрешение Израиля и получил его4. С учетом высокого уровня нестабильности на Синае Израиль в свою очередь предпринимает дополнительные меры по укреплению безопасности юга страны. В частности, усилена охрана границы с АРЕ, приняты меры по активизации сбора разведывательной информации для выявления и нейтрализации экстремистских групп, готовящих теракты в Израиле.

Событиям вокруг израильского посольства в Каире предшествовал инцидент, произошедший 19 августа 2011 г. на египетско-израильской границе, когда израильские военные ошибочно открыли огонь по египетскому патрулю, в результате чего пять египетских военнослужащих погибли5. Однако ни израильское, ни египетское руководство не были заинтересованы в дальнейшем обострении отношений. Израиль принес в связи с инцидентом официальные извинения, а Каир подтвердил готовность в полном объеме выполнять мирное соглашение с Израилем. Очевидно, что процесс стабилизации обстановки на Синае обещает быть довольно затяжным. Проблема обеспечения там безопасности остается для Израиля и Египта объединяющим моментом, требующим определенной координации и совместных усилий.

12 декабря 2011 г., спустя три месяца после штурма посольства, в Египет прибыл новый посол Израиля Я. Амитай. В Каире он находится только в рабочие дни, на выходные же из соображений безопасности уезжает в Израиль (по такой же схеме сейчас организована и работа посла Израиля в Аммане). Через несколько дней после этого влиятельная израильская газета «Гаарец» со ссылкой на анонимные дипломатические источники сообщила: Я. Амитаю поручено важное задание - попытаться установить контакты с египетскими исламистами, прежде всего с «Братьями-мусульманами»6. Издание отмечает, что, хотя вероятность успеха на данном направлении невелика, Израиль четко осознает необходимость налаживания даже тайного диалога с ведущими политическими силами Египта, невзирая на их религиозный «окрас». На следующий день последовало опровержение этой информации со

Международные отношения

стороны представителя «Братьев-мусульман», который заявил, что контакты с израильтянами невозможны ни при каких условиях.

Информация о том, что Израиль пытается наладить связи с «революционными силами», но уже не в Египте, а в Ливии, появилась в израильских СМИ в декабре 2011 г. В частности, уже упоминавшаяся газета «Гаарец» писала даже о наличии потенциального кандидата на пост израильского посла в Триполи - таковым называли представителя друзской общины Р. Абу Ракуна7. Сообщалось даже о неких подготовительных контактах между Израилем и ливийским Переходным национальным советом, которые якобы проходили на территории Великобритании при посредничестве имеющих связи в Ливии представителей местной еврейской общины. Но так же, как представители египетских «Братьев-мусульман», власти Ливии поспешили выступить с опровержением подобных сообщений. Министр иностранных дел страны А. Бин Хаяль заявил, что Триполи не пойдет на нормализацию отношений с Израилем8.

Что касается еще одного важнейшего государства Ближнего Востока - Сирии, то израильские оценки происходящих там драматических событий не столь однозначны, как явно тревожное и негативное отношение к процессам, происходящим в Египте. Наиболее высокопоставленным израильским политиком, публично выразившим свое видение событий вокруг режима Б. Асада, был вице-премьер, министр иностранных дел Израиля А. Либерман. Он заявил, что международному сообществу следует применить в отношении Дамаска уже апробированную в Ливии схему9. Б. Нетаньяху практически не высказывается на эту тему, а его единичные высказывания в этой связи весьма расплывчаты. Например, он говорил, что будет «счастлив, если Сирия станет демократической, поскольку демократия и мир идут рука об руку»10.

Однако такое «счастье» Израилю все же вряд ли нужно. Возможная смена власти в Сирии может повлечь за собой слишком уж много неблагоприятных и, что еще хуже, малопрогнозируемых сценариев. С Асадами - сначала Хафезом, потом Башаром - Израиль научился сосуществовать

----------- Ключевые слова -------------------

Международные отношения, внешняя политика,

Ближний Восток, Северная Африка, «арабская

весна», Израиль.

даже при отсутствии мирного договора. Но это формальное состояние войны может в случае прихода к власти в Дамаске иных сил стать для Тель-Авива вполне реальным. Кроме того, на Сирию «завязано» большое число важных региональных акторов. И в случае радикальных перемен в этой стране мало кто сможет предсказать, к примеру, как и в какую сторону изменятся сирийско-иранские отношения, ситуация внутри Ливана, региональная роль ХАМАС. Поэтому позицию Израиля в отношении происходящего в Сирии можно охарактеризовать как настороженно-выжидательную. Видимо, что-то в ней может измениться после того, как появится какая-то определенность в отношении того, чем закончится нынешний сирийский кризис.

Подводя итоги, можно отметить, что «арабская весна» стала для Израиля довольно неожиданным и тревожным явлением. Процессы трансформации политического ландшафта в регионе Ближнего Востока и Северной Африки пока еще очень далеки от своего завершения, и очевидно, что многие из них потенциально могут представлять для Тель-Авива серьезные угрозы. Одним из возможных путей их минимизации может стать возобновление процесса палестино-израильских переговоров. Действенные шаги в сторону достижения урегулирования ближневосточного конфликта на нынешнем этапе могут стать, несмотря на объективно неблагоприятную обстановку, весьма востребованными, хотя для нынешнего израильского правительства такая стратегия по-прежнему отнюдь не является приоритетной.

Pilyaeva M.A. Israel in Epicenter «Arab Spring».

Summary: The «Arab spring», which started at the end of 2010 with the events in Tunis, is still far from its end. The political landscape of the Middle East is transforming dramatically. The region is facing new spots of confrontation and other threats and challenges to regional stability. What is the Israeli attitude to all these processes? Is the regional security structure mainly based on the Israel-Egypt and Israel-Jordan Peace Treaties likely to remain unchanged? In this article the author tries to answer these questions.

------------- Keywords ------------

International relations, foreign policy, Middle East, North

Africa, «Arab spring», Israel.

Примечания

1. www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/israel/8913577/arab-spring-anti-democratic-says-Benjamin-Netanyahu.html

2. http://www.haaretz.com/news/shalit-prisoner-swap/who-are-the-palestinian-prisoners-set-for-release-in-shalit-deal-1.390249

3. http://test.newsru.co.il/israel/26oct2011/hason_int_222.html

4. http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/report-israel-to-allow-egypt-to-deploy-troops-in-sinai-1.380802

5. http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-14602710

6. Haaretz. 18.12.2011

7. Haaretz, 12.12.2011

8. http://newsru.co.il/mideast/18dec2011/luv_a205.html

9. http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/lieberman-west-should-deal-with-iran-and-syria-like-libya-1.351593

10. http://www.haaretz.com/print-edition/news/prime-minister-goes-on-youtube-to-field-questions-about-security-peace-shalit-and-his-travels-1.353185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.