Д. Э. СЕЙДАЛИЕВА
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь, Россия)
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПТИЦ НА ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ КЕРАМИКЕ СОЛХАТСКОГО ГОРОДИЩА И ОКРУГИ1
Аннотация: В ходе археологических исследований ряда памятников золотоордынской культуры Крыма было выявлено значительное количество керамического материала. Среди этих находок выделяется группа сосудов с нанесенными на них изображениями птиц. В статье представлены материалы, обнаруженные на территории средневекового городища Солхат и его ближней и дальней округи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, Старокрымском литературно-художественном музее и Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия. Предпринята попытка систематизации, анализа и интерпретации данной категории находок. Даны определения некоторых видов птиц, которых изображали на средневековой золотоордынской керамике. Среди них хорошо идентифицируются павлин, кольчатая горлица, голубь, изображения на некоторых сосудах определяются условно. Опубликованные материалы существенно дополняют данные о материальной и художественной культуре населения средневекового Крыма, демонстрируют местные самобытные традиции, культурные и торгово-экономические связи золотоордынского Крыма с соседними регионами и государствами. Всего приведено 47 находок, датируемых концом XIII - первой половиной XV вв. Статья сопровождается каталогом с подробным описанием найденной керамики и таблицами иллюстраций.
Ключевые слова: Золотая Орда, Солхатское городище, глазурованная керамика, зооморфный орнамент, птицы.
Город Солхат/Крым являлся одним из крупных торгово-ремесленных центров в западной части золотоордынской цивилизации. Одной из отличительных черт его материальной культуры было развитое керамическое производство. До настоящего времени основным источником для изучения керамического производства Солхата остается археологический материал, так как в письменных источниках данный вопрос не освещается.
1 Работа выполнена в рамках госзадания Министерства науки и высшего образования РФ № FZEG-2017-0010 по теме «Византийское присутствие в Крыму: политический, экономический и культурный аспекты».
Солхат/Крым возник в 50-60-е гг. XIII в. как столица Крымского улуса Золотой Орды и начал угасать с середины XV в., когда основатель династии крымских ханов Хаджи Гирей (1441-1466) перенес столицу в окрестности современного Бахчисарая. Город Крым представлял собой обширное городское поселение с не менее обширной округой. На его территории исследовано множество памятников и получен разнообразный археологический материал, среди которого значительное количество составляет керамика с зооморфным орнаментом в виде птиц.
С 1978 г. по настоящее время ведутся раскопки столицы крымского юрта Золотой Орды, из которых происходит бытовая (неполивная и поливная) посуда2. Всего в настоящем исследовании представлены 24 фрагмента сосудов с изображением птиц, ныне хранящихся в Старокрымском литературно-художественном музее, 22 фрагмента сосудов, хранящихся в фондах отдела Востока Государственного Эрмитажа и 1 фрагмент чаши из фондов Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия (г. Симферополь). Ряд фрагментов с орнитоморфным изображением мы не учитывали в своей статье, поскольку атрибуция изображения на них затруднительна, либо они не имеют привязки к археологическому контексту.
С начала XX века исследователи начинают публиковать научные статьи о золотоордынской поливной керамике. Широкую известность приобрели фундаментальные труды К. Н. Папа-Афаносопуло [32], Н. Б. Булатова [2; 3; 4], Г. А. Федорова-Давыдова [36], Н. Н. Вактурской [6], Т. И. Макаровой [28], Т. Д. Пановой [31], Н. Ф. Лисовой [27], И. Б. Тесленко [34] и других. Н. Н. Вактурская в работе «Керамика Хорезма» описывает несколько фрагментов с изображением уток [6, рис. 29,1]. Подобные птицы встречаются также на посуде Сарайчика [1, с. 193, рис. 7,10,11]. Е. Р. Давлетшина в статье «Образ птицы в поливной керамике Золотой Орды XIII-XIV вв.» описывает, анализирует и систематизирует изображения на золотоордынской посуде и трактует образы встречающихся птиц. Особое внимание она уделяет изображению утки, являющейся одним из ключевых персонажей общетюркской и булгаро-татарской мифологии [9; 10].
Н. Ф. Лисова в монографии «Орнамент глазурованной посуды золотоордын-ских городов Нижнего Поволжья» [27, с. 74-92] отдельно обращает внимание на зооморфные мотивы в орнаментации с полихромной росписью с присутствием и отсутствием рельефной моделировки орнамента, в сине-черной и бело-синей керамике, а также в красноглиняной керамике с орнаментом «сграффито» с территории Нижнего Поволжья. Исследователь выделяет более двадцати типов чаш с изображением птиц и пишет о том, что в XIV веке существовали строгие художественные каноны в отношении изображения птиц и животных на керамических сосудах. Н. Ф. Лисова также отмечает, что самым распространенным изображением птицы была утка [27, с. 76]. Интересно отметить, что изображение утки наделено сакральным и одновременно мифологическим смыслом [7]. Существует татарская легенда
2 Выражаю благодарность доктору исторических наук, руководителю старокрымской экспедиции Государственного Эрмитажа М. Г. Крамаровскому за возможность опубликовать материал.
о творении земли, в которой говорится о том, что, когда не было суши, утка плавала в океане и, нырнув на дно, достала комок земли, он и стал основой творения земной тверди [8]. С утверждением ислама в золотоордынской культуре образ утки постепенно эволюционировал в декоративный мотив. Г. А. Федоров-Давыдов трактует образ утки как символ благополучия [36].
В этих и других работах постепенно формируется система современных представлений об основных группах и особенностях керамики Золотой Орды с орнито-морфными изображениями, как местного производства, так и привозных изделий.
Перечень предметов, их описание и датировка археологического контекста представлены в каталоге (см. Приложение 1) и сводной статистической таблице (см. Приложение 2). Отметим, что в статье рассматриваются находки, полученные в ходе систематических раскопок различных объектов городища Солхат и его округи в 1978-2017 гг. Приведенные материалы хронологически укладываются в достаточно широкий временной диапазон конца XIII - начала XV вв., на основании общей даты существования поселения. В случаях, когда комплекс можно было датировать в более узких хронологических рамках, как правило, на основании нумизматического материла, находки датировались в пределах XIV в. Для более детальной датировки необходимо привлечение более широкого круга аналогий и подробного анализа стратиграфических колонок городища Солхат и поселений его округи, что на данном этапе изучения памятников затруднительно.
На территории Солхата за все время археологических раскопок экспедиции Государственного Эрмитажа было обнаружено значительное количество фрагментов керамических сосудов с изображением птиц: голубя, павлина, цесарки, перепелки и др. Птицы изображаются на сосудах как обычный декор и, возможно, несут в себе функцию оберега, или отражают восприятие мира мастером либо заказчиком. Многие исследователи трактуют изображение птицы как символ радости, счастья и любви [10, с. 354-359]. К примеру, образ павлина встречается в мифах, где бог сотворил мировой дух павлина и дал ему посмотреть на свое отражение. В восторге от увиденной красоты птица пролила капли пота, а из этих капель произошли все существа [29, c. 273]. Мусульманские мастера, возможно, продолжают традиции позднеантичного искусства, для которых образ павлина символизировал воскрешение [30, с. 46].
Рассматриваемая в статье глазурованная посуда Солхата представлена серией фрагментов с изображениями птиц, выполненными подглазурным рисунком в технике «сграффито» и «резерв». Птицы встречаются на сосудах открытого и закрытого типа.
Вероятней всего, местные ремесленники изображали тех птиц, которые обитали в юго-восточном Крыму в эпоху средневековья, либо использовали изображения на импортной посуде. Нельзя также исключать наследие позднеантичной или византийской традиции. В большинстве случаев мы можем лишь предполагать, какие виды птиц изображены на сосудах. По предварительным определениям Е. Ю. Яниш3
3 Выражаю благодарность кандидату биологических наук, младшему научному сотруднику института зоологии им. И.И. Шмальгаузена НАН Украины Е. Ю. Яниш за консультации по определению видов
хорошо идентифицируются павлины (Pavo cristatus) (рис. 3,20; 6,39) и кольчатые горлицы (Streptopelia decaocto) (рис. 2,14-16; 4,23; 5,30; 7,41). Несколько птиц изображены в одной манере и явно относятся к одному виду. Также мы можем предполагать, что средневековые мастера изображали кеклика (Alectoris graeca) (рис. 6,35) или чибиса (Vanellus vanellus) (рис. 1,1-7; 2,8; 5,37). Предположительно встречаются изображения голубей (отряд голубеобразные) (рис. 3,18,19; 2,10-13; 7,40), фазанов обыкновенных (Phasianus colchicus) (рис. 3,17), перепелов (Coturnix coturnix) (рис. 3,21; 4,24-27) или куропаток (рис. 7,44) и цесарок (Numida meleagris) (рис. 6,36-38; 7,42-43,45-47). М. Г. Крамаровский считает, что на некоторых сосудах изображены птицы, относящиеся к группе удодов (рис. 5,32,34) [11, с. 431]. У многих народов птицы, относящиеся к семейству удодовых, интерпретировались как символ начала весны и плодородия [11, с. 430].
Мы разделили находки по морфологии на две категории - открытые и закрытые, затем выделили четыре группы по функциональному назначению: чаши, блюда, кувшины и фляги. Далее материал делится по технике нанесения орнамента - с орнаментом в технике «сграффито» и в комбинации «сграффито» и «резерв». На кувшинах и фляге орнамент выполнен только в технике «сграффито». Также выделяются варианты в зависимости от вида птицы, изображенной на сосуде.
Группа I - чаши (72,3%). К чашам (рис. 1,1-7; 2,8-16; 3,17-21; 4,22-27; 5,28-34) относятся сосуды открытого типа, как правило, на невысоком кольцевом поддоне и с вертикальным венчиком, который иногда слегка отогнут. Для этой категории находок характерен красноглиняный в изломе черепок, формовочная масса с большим количеством дробленного шамота и небольшими включениями известняка. Сосуды покрыты изнутри монохромной зеленой (цвет варьируется от светлой до темной) или светло-коричневой глазурью. На некоторых экземплярах находок снаружи вдоль верхнего края изделие покрывалось зеленой глазурью. Реже встречается полихром-ное покрытие глазурью (зеленой, коричневой, желтой). Орнамент выполнен в технике «сграффито» и на восьми фрагментах встречается в комбинации с техникой «резерв» (рис. 1,1,3,6,7; 2,8,16; 3,20; 5,32). Чаще всего встречаются изображения кеклика или чибиса (рис. 1,1-4,5-7; 2,8; 5,37), голубя (рис. 2,10-13; 3,18-19). Также изображаются кольчатая горлица (рис. 2,14-16; 4,23; 5,30), перепела (рис. 3,21; 4,24-27) и одно изображение павлина (рис. 3,20). 55,9% чаш относится к закрытым комплексам, датируемых по нумизматическому материалу концом XIII - второй половиной XIV в.
Изделия из раскопок городища и округи представлены преимущественно фрагментами доньев и стенок. Две целые чаши (рис. 1,5; 2,14) с вертикальным слегка отогнутым венчиком, декорированы снаружи в верхней части сосуда горизонтальными отрывистыми и концентрическими по кругу линиями. Предположительно, все представленные экземпляры чаш изготавливались в мастерских Солхата, кроме
птиц, оказанные в ходе археологических исследований на территории городища Солхат в 2011 году. 338
одной чаши (рис. 2,14). М. Г. Крамаровский предполагает, что эта чаша была изготовлена в Малой Азии [11, с. 364].
Группа II представлена небольшим количеством блюд (10,6%). Это сосуды открытого типа на кольцевом поддоне и с широким горизонтально отогнутым краем (рис. 6,35-39). Для нее характерен красноглиняный черепок, формовочная масса с примесью шамота и известняка. Изнутри покрыты монохромной зеленой (цвет варьируется от светлой до темной) глазурью. Два археологически целых блюда снаружи покрыты зеленой глазурью. Одно блюдо-полуфабрикат (рис. 6,37) покрыто белым ангобом, глазурь нанесена не была. Орнамент выполнен в технике «сграффито» и на одном археологически целом блюде встречается в комбинации с техникой «резерв» (рис. 6,36). Ремесленники наиболее часто изображали цесарок (рис. 6,36-38), также встречается кеклик (рис. 6,35) и павлин (рис. 6,39). 60% блюд относятся к закрытым комплексам, по нумизматическому материалу датируемых концом XIII - началом XV в.
Блюда, обнаруженные в округе Солхата - на поселениях Бокаташ-II и Кринич-ки-II, представлены преимущественно археологически целыми формами с широкими горизонтально отогнутыми краями и на низких кольцевых поддонах. Предположительно, все представленные экземпляры изготавливались в мастерских Солхата, три - определенно на ремесленном поселении Бокаташ-II.
Группа III представлена сосудами закрытого типа - кувшинами (14,9%) (рис. 7,40-46). Для нее характерен довольно насыщенный красноглиняный в изломе черепок, формовочная масса с примесью шамота, известняка и в некоторых фрагментах с включениями органики. Только два фрагмента (рис. 7,40,41) покрыты монохромной зеленой и светло-коричневой глазурью. Все остальные обнаруженные фрагмента кувшинов - полуфабрикаты и покрыты только белым ангобом. Орнамент на всех изделиях выполнен в технике «сграффито». Мастера, предположительно, чаще всего изображали цесарок (рис. 7,42-43,45-46), также встречаются изображения голубя (рис. 7,40), кольчатой горлицы (рис. 7,41) и, вероятно, либо куропатки, либо перепела (рис. 7,44).
Кувшины, обнаруженные на поселениях Бокаташ-II и Кринички-II, со сферическим туловом, узким горлом и, возможно, плоскодонные. Все кувшины происходят из закрытых комплексов. 86% кувшинов датируются по нумизматическому материалу концом XIII - началом XIV в. Необходимо отметить, что стенка одного кувшина вторично была использована под игральную фишку (?) (рис. 7,41).
Группа IV представлена единственной находкой (2,1%) сосуда закрытого типа в виде фляги пилигрима, переделанной по сырой глине под светильник (рис. 7,47). Тесто красноглиняное, с примесью крупно дробленного шамота и известняка. Сосуд покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Фляга на высоком цилиндрическом кольцевом поддоне. Сосуд происходит с поселения Бокаташ-II из закрытого комплекса гончарной печи № 1, датируемой концом XIII - началом XIV в.
Большинство фрагментов и целых археологических форм (47,5%) было обнаружено на территории гончарной мастерской на том же ремесленном золотоордын-ском поселении южной окраины Солхата - Бокаташ-II [23; 24; 25]. Селище находит-
ся в предгорье хребта Карасан-Оба, в 1,4 км к юго-востоку от города Старый Крым (средневековый Солхат) и в 1,25 км к югу от городского водохранилища. Через поселение проходит ответвление от старой (земской) дороги, которая ведет из г. Старый Крым через перевал Таш-Капу в сторону поселка Коктебель. С северо-востока Бокаташ-П ограничен оврагом Мартыг-Дере, с юго-запада - Арматлукским массивом коренного леса и Имеретской долиной. Северная часть памятника представляет собой в плане овальную седловину. Южная часть расположена на небольшом отроге, который отходит в западном направлении. Большинство найденных тут сосудов представляют собой полуфабрикаты, поскольку на них не нанесена глазурь, они покрыты только белым ангобом. На изделиях с поселения Бокаташ-П изображение птиц отличается своеобразным стилем, аналогий к настоящему времени среди опубликованных материалов за пределами Крыма (золотоордынских комплексов По-донья, Поволжья, Приднепровья и Приднестровья) и из других гончарных центров полуострова мы, к сожалению, не обнаружили [35, с. 88]. Отметим, что на керамических изделиях, обнаруженных в Южном Туркменистане, поле сосудов заполняют геометрическими мотивами, выполненными в схожей технике [5, с. 42-43, 47, 52].
На поселении Кринички-П керамика с орнитоморфным орнаментом отличается от обнаруженной на территории Солхатского городища и других поселений его округи. Сосуды выполнены более качественно, формовочная масса хорошо вымешана, птицы изображены наиболее натурально. На поселении присутствует значительное количество качественной импортной керамики из Ближнего и Дальнего Востока, Западной Европы [22, с. 90], что, вероятно, свидетельствует о том, что здесь жили люди с более высоким социальным статусом. Поселение Кринички-П находится в 4 км от города Старый Крым, в степной зоне, примыкающей к горному кряжу Агармыша. Общая исследованная площадь составляет 375 м2. Все основные сооружения относятся к эпохе развитого средневековья [22, с. 6]. Памятник условно делится на два неравнозначных района, находящихся вокруг искусственного водоема. Район северо-западной возвышенности являлся, вероятно, жилым кварталом, а юго-восточный район, возможно, являлся ремесленным поселением [22, с. 178].
Фрагмент чаши, найденный в 2016 г. на поселении Тобен-Сарай, расположенном на территории дальней округи Солхата, достаточно индивидуален, на наш взгляд. Поселение обнаружено в 0,5 км к югу от с. Добролюбовка Белогорского района, на правой стороне р. Булганак, в естественной низине [33, с. 3]. Находка представляет собой фрагмент дна на кольцевом поддоне. Тесто красноглиняное, плотное с примесью шамота, известняка, кварцевого песка. Изнутри сосуд покрыт полихромной глазурью (зеленой, желтой, коричневой), орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы с распростертыми крыльями, обращенной влево, в окружении геометрического и растительного орнамента [26, с. 142, № 82]. Комплекс датируется серединой - второй половиной XIV в. Полных аналогий нами до сих пор не обнаружено. По структуре
и составу керамической массы можно предположить, что такого вида чаши также могли изготавливаться в мастерских Солхата.
Исследования орнамента с изображением птиц на поливной керамике позволяют сделать вывод о том, что становление керамического ремесла проходило синхронно с развитием всей культуры Золотой Орды.
Таким образом, в нашей работе была предпринята попытка систематизации, обобщения и описания изображений птиц на золотоордынских чашах, найденных в Солхате и на территории его округи. Среди керамических находок Солхатско-го городища и его округи предметы с зооморфными изображениями сравнительно малочисленны. В то же время зооморфные мотивы широко представлены в бытовой глазурованной посуде золотоордынского Крыма. Стилистический анализ зооморфного орнамента поливной посуды отражает процесс формирования единой художественной культуры Золотой Орды. Зародившись во многом как рисунок, наполненный глубоким символическим содержанием, впоследствии он перерастает в традиционный орнамент, вероятно, уже лишенный этого смысла, а отражающий лишь абстрактное восприятие искусства средневековым населением Крыма. В перечисленных экземплярах отсутствует широкое разнообразие видов рисунка, но его исполнение делает керамику особенной и заметной. Изображения птиц на ордынской посуде часто сопровождаются растительными орнаментами, которые усиливают выразительность рисунка. Изучение разнообразной коллекции керамических сосудов с изображением птиц позволяет расширить знания о производстве художественной керамики в средневековом Солхате. Эта керамика представляет собой важную отрасль производства гончарного ремесла, прочно входит в быт и получает широкое распространение в средневековых городах Золотой Орды. Наряду с этим, всестороннее изучение столовой посуды дает определенное представление об уровне развития гончарного ремесла и о художественных и эстетических вкусах местного населения в золотоордынский период.
Приложение 1
Каталог керамических сосудов с изображением птиц из раскопок Солхатского городища и округи 1. Чаша. СКАЭГЭ-1978. Мечеть хана Узбека. Раскоп II. Участок 2 (Восточный). Штык 6. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного4 [13, с. 59, табл. ХХ]. Орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Птица расположена в центре сосуда. Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы. Тулово расчерчено на ромбовидные ячейки, часть головы утрачена. Размер сохранившейся поверхности 4,5х4,6 см. Датировка слоя/комплекса: начало - середина XIV в.
4 Некоторые описания состава керамической массы составлены по археологическому отчету, т.к., к сожалению, у нас не было возможности работать с материалом, хранящимся в Государственном Эрмитаже.
2. Чаша. СКАЭГЭ-1982. Архитектурный комплекс медресе. Раскоп VI. Фрагмент дна на кольцевом поддоне [14, с. 54, табл. XIII]. Изнутри покрыт светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» Птица расположена в центре сосуда. Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы. Размер сохранившейся поверхности 9,6x7,9 см. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
3. Чаша. СКАЭГЭ-1982. Архитектурный комплекс медресе. Раскоп VI. Фрагмент дна на кольцевом поддоне [14, с. 54, табл. XIII]. Изнутри покрыт светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Птица расположена в центре сосуда. Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы. Вокруг птицы имеются ветви с прямыми лепестками, выполненные в технике «резерв». Размер сохранившейся поверхности 9,7х8,7 см. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
4. Чаша. СКАЭГЭ-1983. Архитектурный комплекс медресе. Раскоп VI. Квадрат 92 (за западной стеной медресе). Штык 6. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного [15, с. 94]. Изнутри покрыт монохромной светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Птица расположена в центре чаши на дне. Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы в виде завитков, сохранилась часть изображения хвоста. Верхняя часть птицы утрачена. Размер сохранившейся поверхности 6,3х5,5 см. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
5. Чаша. СКАЭГЭ-1983. Архитектурный комплекс медресе. Раскоп VI. Квадрат 84-92. Яма 2. Заполнение. Археологически целая чаша красноглиняная. Покрыта монохромной бледно-зеленой глазурью, имеются вкрапления зеленых пятен и зеленая линия, проходящая по краю сосуда. Орнамент выполнен в технике «сграффито». Изображение птицы нарисовано красно-коричневым контуром. Птица расположена в центре чаши на дне. Круг прорисован по краю чаши в виде двух параллельных друг другу полос. Детали туловища птицы и оперения орнаментально стилизованы. Клюв заострен и опущен вниз. Точки у верхнего края головы имитируют хохолок птицы [12, с. 429, № 333]. Диаметр края 16,7 см, высота 8 см. Датировка слоя/комплекса: вторая половина XIII - первая треть XIV в.
6. Чаша. СКАЭГЭ-1984. Куршун-Джами. Шурф 2. Штык 1-2. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного [16, с. 67, табл. XVII, с. 92, № 44]. Изнутри покрыт монохромной светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Птица расположена в центре чаши на дне. Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы. На месте расположения крыла имеется ветвь с прямыми лепестками, выполненные в технике «резерв». Часть головы утрачена. Размер сохранившейся поверхности 8,2х7,4 см. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
7. Чаша. СКАЭГЭ-1984. Куршун-Джами. Шурф 2. Штык 1-2. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного [16, с. 67, табл. XVII, с. 92, № 87]. Изнутри
покрыт монохромной светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Птица расположена в центре чаши на дне. Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы. На месте расположения крыла имеется ветвь с прямыми лепестками, выполненные в технике «резерв». Часть головы утрачена. Размер сохранившейся поверхности 9,1х7,3 см. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
8. Чаша. СКАЭГЭ-1985. Предпортальная площадь мечети хана Узбека. Раскоп VI. Западная стенка. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного [17, с. 51, рис. 7]. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы. На месте расположения крыла проходит ветвь с прямыми лепестками, выполненные в технике «резерв». У верхнего края головы расположены три завитка, имитирующие хохолок. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
9. Чаша. СКАЭГЭ-1991. Караван-Сарай. Раскоп XII. Квадрат 63. Яма 5. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного [18, с. 127, рис. 4]. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали туловища и оперения орнаментально стилизованы. Крылья раскрыты. Часть тулова и головы утрачена. Диаметр 5,2 см. Датировка слоя/комплекса: первая четверть - середина XIV в.
10. Чаша. СКАЭГЭ-1991. Караван-Сарай. Раскоп XII. Квадрат 63. Яма 5. Фрагмент стенки красноглиняной [18, с. 127, рис. 4]. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали головы орнаментально стилизованы. Ту-лово утрачено. Размер сохранившейся поверхности 2,9х3,5 см. Датировка слоя/ комплекса: первая четверть - середина XIV в.
11. Чаша. СКАЭГЭ-1991. Караван-Сарай. Раскоп XII. Квадрат 63. Яма 5. Фрагмент слегка отогнутого вертикального венчика красноглиняного [18, с. 127, рис. 4]. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали головы орнаментально стилизованы. Тулово и часть клюва утрачены. Размер сохранившейся поверхности 2,3х2,8 см. Датировка слоя/комплекса: первая четверть - середина XIV в.
12. Чаша. СКАЭГЭ-1991. Караван-Сарай. Раскоп XII. Квадрат 63. Яма 1. Фрагмент стенки красноглиняной [18, с. 129, рис. 4]. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали головы орнаментально стилизованы. Ту-лово утрачено. Размер сохранившейся поверхности 3,0х3,4 см. Датировка слоя/ комплекса: вторая половина XIV в.
13. Чаша. СКАЭГЭ-1991. Караван-Сарай. Раскоп XII. Квадрат 51-63. Бровка. Яма. Фрагмент стенки красноглиняной [18, с. 130, рис. 5]. Изнутри покрыт монохром-
ной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали головы орнаментально стилизованы. Тулово утрачено. Также имеется изображение рыбы. Размер сохранившейся поверхности 3,4х5,9 см. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
14. Чаша. СКАЭГЭ-1992. Караван-Сарай. Раскоп XII. Участок 39. Юго-восток. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного [19, с. 114]. Изнутри покрыт монохромной темно-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали головы орнаментально стилизованы. Тулово утрачено. Диаметр - 6,3 см. Датировка слоя/ комплекса: XIV в.
15. Чаша. СКАЭГЭ-1994. Караван-Сарай. Раскоп XII. Участок 62. Фрагмент вертикального венчика красноглиняного [20, с. 65]. Изнутри покрыт монохромной светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали головы орнаментально стилизованы. Тулово утрачено. Датировка слоя/комплекса: XIV в.
16. Чаша. СКАЭГЭ-1994. Караван-Сарай. Раскоп XII. Участок 50. Археологически целая чаша красноглиняная [20, с. 65]. Изнутри покрыта монохромной светло-зеленой глазурью, снаружи - зеленой, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Графическое по характеру изображение птицы, детали головы и тулова орнаментально стилизованы. Византийская Малая Азия (?) [11, № 364, с. 457]. Диаметр 8,7 см, высота 4,5 см. Датировка слоя/комплекса: XIII в.
17. Чаша. СКАЭГЭ-1994. Куршун-Джами. Раскоп XI. Квадрат В1. Каменный колодец. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного [20, с. 71, № 217]. Изнутри покрыта монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова утрачена. Диаметр 6,6 см. Датировка слоя/ комплекса: XIV в.
18. Чаша. СКАЭГЭ-1998. Кринички-II. Раскоп XIX. Квадрат А2. Слой 4. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота и известняка. Изнутри покрыта светло-зеленой и зеленой глазурью с вкраплениями коричневой, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Часть тулова утрачена. Диаметр 5,2 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIV -начало XV в.
19. Чаша. СКАЭГЭ-1998. Кринички-II. Раскоп XIX. Жилище 1. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота и известняка. Изнутри покрыта светло-зеленой и зеленой глазурью с вкраплениями коричневой, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова утрачена. Диаметр 5,0 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIV - начало XV в.
20. Чаша. СКАЭГЭ-2000. Плато 1 (округа Кринички-II). Яма 2. Фрагмент дна на кольцевом поддоне светло-красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Изнутри покрыт светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Имеются три завитка у верхнего края головы, вероятно, имитирующие хохолок птицы. Диаметр 7,0 см. Датировка комплекса/слоя: XIV в.
21. Чаша. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 2. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики [26, с. 143, № 91]. Изнутри покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение двух птиц, обращенных вправо и влево, ориентированных параллельно друг другу. Хвост и приподнятые кверху крылья переданы густой штриховкой, туловище заполнено сеткой с крупными ячейками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Головы и туловища частично утрачены. Заготовка. Размеры сохранившейся поверхности 15,96х10,5 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
22. Чаша. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 2. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Изнутри покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Туловище утрачено. Заготовка. Размеры сохранившейся поверхности 6,8х3,9 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
23. Чаша. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 2. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка. Изнутри покрыта монохромной светло-зеленой глазурью с болотным оттенком. Орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Туловище утрачено. Размеры сохранившейся поверхности 3,8х8,2 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
24. Чаша. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 2. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Изнутри покрыт белым ангобом, сохранились остатки зеленой глазури, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение двух птиц, обращенных вправо и влево, ориентированных параллельно друг другу. Туловища заполнены кружками. Головы и туловища частично утрачены. Брак. Размеры сохранившейся поверхности 7,9х4,2 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
25. Чаша. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Гончарная печь № 1. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью крупно дробленного шамота, известняка, органики. Изнутри покрыт монохромной темно-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение трех птиц, обращенных вправо и влево, ориентированных параллельно друг другу. Туловища заполнены точками, лапы заштрихованы зигзагообразной линией. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Головы и туловища частично утрачены. Брак (?). Диаметр 9,0 см. Датировка комплекса/ слоя: конец XIII - начало XIV в.
26. Чаша. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXII. Квадрат А6. Слой 4. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Изнутри покрыт монохромной темно-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение трех птиц, обращенных вправо и влево, ориентированных параллельно друг другу. Туловища заполнены кружками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Головы и туловища частично утрачены. Брак (?). Диаметр 6,2 см. Датировка комплекса/слоя: не ранее 1287-1291 гг. - 30-е гг. XIV в [24, с. 312].
27. Чаша. СКАЭГЭ-2005. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Участок Г 23. Слой 4. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение трех птиц, обращенных вправо и влево, ориентированных параллельно друг другу. Туловища расчерчены на ячейки, которые заполнены кружками и точками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Головы и туловища частично утрачены. Датировка комплекса/слоя: не ранее 1287-1290 гг. [25, с. 211].
28. Чаша. СКАЭГЭ-2005. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Участок Б'10. Слой 1-5. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью с болотным оттенком, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы, туловище которой заполнено точками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова и туловище частично утрачены. Диаметр 8,0 см. Датировка комплекса/слоя: середина XIV в [25, с. 211].
29. Чаша. СКАЭГЭ-2006. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 10. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка. Изнутри покрыт монохромной зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы, туловище которой заполнено параллельными друг другу линиями.
Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова и туловище частично утрачены. Размеры сохранившейся поверхности 3,2х5,2 см. Датировка комплекса/слоя: XIV в.
30. Чаша. Тобен-Сарай-2016. Раскоп I. Квадрат 4. Хозяйственная яма 3. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка, кварцевого песка. Изнутри покрыт полихромной (зеленой, желтой, коричневой) глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы с распростертыми крыльями, обращенной влево, в окружении геометрического и растительного орнамента [26, с. 142, № 82]. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Размеры сохранившейся поверхности 14,5х12,0 см, диаметр 6,4 см. Датировка комплекса/слоя: середина - вторая половина XIV в.
31. Чаша. СКАЭГЭ-2017. Шурф 7 (округа средневековой бани). Хозяйственная яма. Фрагмент придонной части красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка. Изнутри покрыт светло-зеленой глазурью с болотным оттенком, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы, обращенной вправо. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Туловище частично утрачено. Размеры сохранившейся поверхности 5,2х3,9 см. Датировка комплекса/слоя: XIV в.
32. Чаша. СКАЭГЭ-2017. Шурф 7 (округа средневековой бани). Хозяйственная яма. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, органики, кварцевого песка, известняка. Изнутри покрыт светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы с распростертыми крыльями, обращенной вправо. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Размеры сохранившейся поверхности 7,3х6,9 см, диаметр 7,0 см. Датировка комплекса/слоя: XIV в.
33. Чаша. СКАЭГЭ-2017. Раскоп 46 (расположенный в северном секторе Солхат-ского городища, в 50 м к югу от бетонной дороги, ведущей на Старокрымский карьер). Участок А6. Штык 4 [11, № 335, с. 431]. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка. Изнутри покрыт светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы с распростертыми крыльями, обращенной вправо. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Точки у верхнего края головы, вероятно, имитируют хохолок птицы. Размеры сохранившейся поверхности 11,5х11,7 см, диаметр 7,5 см. Датировка комплекса/слоя: XIII-XIV вв.
34. Чаша. СКАЭГЭ. Городище Солхат. Фрагмент дна на кольцевом поддоне красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка [11, № 336, с.
431]. Изнутри покрыт светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Размеры сохранившейся поверхности 5,0х5,5 см. Датировка: XIII-XIV вв.
35. Блюдо. СКАЭГЭ-1987. Городище Солхат. Археологически целое блюдо красно-глиняное на кольцевом поддоне, борт широкий горизонтально отогнутый. Изнутри и снаружи покрыто светло-зеленой и зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Поле сосуда занимает птица, обращенная вправо. Туловище заполнено параллельными вертикальными линиями. Борт украшен эпиграфическим узором. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Диаметр 18,2 см, высота 8,9 см. Датировка: XIV в.
36. Блюдо. СКАЭГЭ-1998. Кринички-II. Раскоп XХ. Квадрат В6/60. Археологически целое блюдо красноглиняное на кольцевом поддоне, борт широкий горизонтально отогнутый. Плотное тесто с примесью шамота, известняка. Изнутри покрыто монохромной светло-коричневой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито» и «резерв». Поле сосуда занимает птица, обращенная вправо. Оттопыренный хвост и приподнятые кверху крылья переданы параллельной штриховкой. Туловище заполнено параллельными вертикальными линиями. Борт украшен горизонтальными прерывистыми линиями. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Датировка комплекса/слоя: конец XIV- начало XV в.
37. Блюдо. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Гончарная печь 1. Блюдо красноглиняное на кольцевом поддоне, плотного теста с примесью шамота, известняка, борт широкий горизонтально отогнутый. Орнамент выполнен в технике «сграффито». Поле сосуда занимают расположенные по кругу изображения трех шагающих птиц, обращенных вправо. Оттопыренный хвост и приподнятые кверху крылья переданы густой параллельной штриховкой. Туловище пернатых заполнено многочисленными кружками. Борт украшен густой сеткой с ромбовидными ячейками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Диаметр венчика 24,0 см, диаметр дна 7,5 см, высота 6,8 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - середина XIV в.
38. Блюдо. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 2. Фрагмент широкого горизонтально отогнутого венчика красноглиняного, плотного теста с примесью шамота, известняка. Изнутри покрыт монохромной темно-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Борт украшен изображением шагающей вправо птицей. Туловище заполнено многочисленными точками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова и часть хвоста частично утрачены. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в
39. Блюдо. СКАЭГЭ-2006. Бокаташ-II. Раскоп XXIII. Гончарная печь 17. Фрагмент горизонтально отогнутого венчика красноглиняного, плотного теста с приме-
сью шамота, известняка. Изнутри покрыто монохромной светло-зеленой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Поле сосуда занимают расположенные по кругу изображения двух шагающих птиц, обращенных вправо. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
40. Кувшин. СКАЭГЭ-1998. Кринички-П. Раскоп XIX. Жилище 1. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка. Снаружи покрыт белым ангобом и частично сохранилась зеленая глазурь, орнамент выполнен в технике «сграффито». Изображение птицы обращено вправо. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Туловище утрачено. Завитки у верхнего края головы, вероятно, имитируют хохолок птицы. Размеры сохранившейся поверхности 4,7х6,1 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIV - начало XV в.
41. Кувшин. СКАЭГЭ-2003. Бокаташ-П. Раскоп XXIII. Участок Е7. Землянка 1. Заполнение. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью мелко дробленного шамота, известняка. Снаружи покрыт монохромной светло-коричневой глазурью, орнамент выполнен в технике «сграффито». Изображение птицы обращено вправо. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Туловище и часть клюва утрачены. Размеры сохранившейся поверхности 2,4х2,6 см. Датировка комплекса/слоя: вторая половина XIII - начало XIV в.
42. Кувшин. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-П. Раскоп XXIII. Гончарная печь 1. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Снаружи покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы, обращенной вправо. Туловище заполнено кружками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова и туловище частично утрачены. Заготовка. Размеры сохранившейся поверхности 9,9х5,1 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
43. Кувшин. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-П. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 2. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Снаружи покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изображение птицы, обращенной вправо. Туловище заполнено кружками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова и туловище частично утрачены. Заготовка. Размеры сохранившейся поверхности 5,9х7,9 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
44. Кувшин. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-П. Раскоп XXIII. Хозяйственная яма 2. Фрагмент стенки красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики. Снаружи покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Центральную часть внутренней поверхности занимает изобра-
жение птицы, обращенной влево. Туловище заполнено точками. Графическое по характеру изображение птицы, детали тулова орнаментально стилизованы. Голова и туловище частично утрачены. Заготовка. Размеры сохранившейся поверхности 4,9х10,7 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
45. Кувшин. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-П. Раскоп XXIII. Гончарная печь 1. Хозяйственная яма 2. Фрагмент верхней части красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка, органики [26, с. 143, N° 89]. Тулово сферической формы, горло узкое. Снаружи покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Корпус украшает изображение трех птиц, обращенных вправо. Хвост и приподнятые кверху крылья пернатых переданы густой параллельной штриховкой. Туловище птиц заполнено зигзагообразными линиями и точками. Графическое по характеру изображение птиц, детали тулова орнаментально стилизованы. Высота 10,8 см, диаметр тулова 18,2 см. Датировка комплекса/ слоя: конец XIII - начало XIV в.
46. Кувшин. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-П. Раскоп XXIII. Гончарная печь 1. Хозяйственная яма 2. Фрагмент верхней части красноглиняной, плотного теста с примесью шамота, известняка. Тулово сферической формы, горло узкое. Снаружи покрыт белым ангобом, орнамент выполнен в технике «сграффито». Корпус украшает изображение трех птиц, обращенных вправо. Хвост и приподнятые кверху крылья пернатых переданы густой параллельной штриховкой. Туловище птиц заполнено зигзагообразными линиями и точками. Графическое по характеру изображение птиц, детали тулова орнаментально стилизованы. Высота 9,7 см, диаметр тулова 18,4 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
47. Фляга. СКАЭГЭ-2004. Бокаташ-П. Раскоп XXIII. Гончарная печь 1. Хозяйственная яма 2. Фляга красноглиняная, плотного теста с примесью шамота, известняка. В обеих лицевых стенках имеется семь сквозных отверстий, прорезанных по сырой глине. Горло и ручки утрачены. Поддон высокий цилиндрический, на дисковидном основании. Орнамент выполнен в технике «сграффито». На широких боковых стенках сосуда изображены три шагающие птицы, обращенные вправо и влево. Оттопыренный хвост и приподнятые кверху крылья пернатых переданы густой штриховкой. Туловище птиц заполнено мелкими кружками. Графическое по характеру изображение птиц, детали тулова орнаментально стилизованы. Высота 21,9 см, диаметр тулова 13,0 см, диаметр дна 8,0 см. Датировка комплекса/слоя: конец XIII - начало XIV в.
Приложение 2
Сводная статистическая таблица керамических сосудов с изображением птиц
Категория находки Место находки Датировка Полуфабрикаты Бракованные вещи Готовые изделия
Чаши Мечеть хана Узбека начало - середина XIV в, 3
Архитектурный комплекс медресе XIV в. 4
Куршун-Джами (Свинцовая мечеть) XIV в. 3
Караван-Сарай первая четверть - вторая половина XIV в. S
Кринички-П конец XIV - начало XV в. 3
Бокаташ-П конец XIII - XIV в. 2 4 3
Тобен-Сарай середина - вторая половина XIV в. 1
Раскоп 46 (северный сектор Солхатского городища) XIV в. 1
Шурфы в округе средневековой бани XIV в. 2
Находка на городище Солхат 1
Блюда Криничкн-П конец XIV - начало XV в, 1
Бокаташ-П конец XIII -XIV в. I 1 1
Находка на городище Солхат 1
Кувшины Кринички-П конец XIV - начало XV в. 1
Бокаташ-П конец XIII -XIV в. 4 1
Фляга Бокаташ-П конец XIII -XIV в. 1
Всего S 5 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапов П.В., Кадырбаев М.К. Сокровища Древнего Казахстана. Памятники материальной культуры. Алма-Ата: Жалын, 1979. 250 с.
2. Булатов Н.М. Антропоморфные и зооморфные сюжеты в керамике Золотой Орды // Поволжье и сопредельные территории в средние века. М., 2002. С. 37-49.
3. Булатов Н.М. К вопросу о становлении керамического ремесла в золотоордынских городах // Вестник МГУ 1969. Вып. 2. С. 46-59.
4. Булатов Н.М. Классификация красноглиняной поливной керамики золотоордынских городов // Средневековые памятники Поволжья. М.: Наука, 1976. С. 73-107.
5. Бяшимова Н.С. Поливная керамика Южного Туркменистана (IX-XIV вв.) Ашхабад: Ылым, 1989. 224 с.
6. Вактурская Н.Н. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма (IX-XVII вв.) // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции / Ред. С.П. Толстов. М., 1959. Т. IV. С. 261-342.
7. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975. 216 с.
8. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. 302 с.
9. Давлетшина Е. Р. Образ птицы в поливной керамике Золотой Орды XIII-XIV вв. // Золото-ордынское наследие. Казань, 2009. Вып. 1. С. 471-478.
10. Давлетшина Е.Р. Некоторые зооморфные мотивы в золотоордынской поливной керамике // Золотоордынское наследие. Казань, 2011. Вып. 2. С. 354-359.
11. Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи: каталог выставки. М.: Фонд Марджани, 2019. 504 с.
12. Золотая Орда. История и культура: Каталог выставки. СПб.: Славия, 2005. 264 с.
13. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1978 г. на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, Ленинград, 1979 // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
14. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1982 г. на городище средневекового Сол-хата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа Старый Крым, Ленинград, 1983 // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
15. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в 1983 г. Старый Крым, Ленинград, 1984 // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
16. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, Ленинград, 1985 // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
17. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, Ленинград, 1986 // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
18. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1991 года на городище средневекового Сол-хата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, СПб., 1991-1992 гг. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
19. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1992 года на городище средневекового Сол-хата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, СПб., 1992-1993 гг. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
20. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1994 года на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Отдела Востока Эрмитажа и сектора средневекового Солхата ИВ Национальной Академии Наук Украины. Старый Крым, СПб., 1994-1995 гг. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
21. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 2017 года на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, СПб., 2018 г. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
22. Крамаровский М.Г., Гукин В.Д. Золотоордынское поселение Кринички II (Результаты полевых исследований). СПб.: Гос. Эрмитаж, 2002. 183 с.
23. Крамаровский М.Г., Гукин В.Д. Поселение Бокаташ II (Результаты полевых исследований Золотоордынской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в 2001-2003 гг.). СПб.: Гос. Эрмитаж, 2004. 380 с.
24. Крамаровский М.Г., Гукин В.Д. Поселение Бокаташ II (Результаты полевых исследований Золотоордынской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в 2004 г.). СПб.: Гос. Эрмитаж, 2006. 314 с.
25. Крамаровский М.Г., Гукин В.Д. Отчет об археологических исследованиях средневекового поселения Бокаташ II в 2005 году. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2007. 261 с.
26. Крым в Золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки. Симферополь: Тарпан, 2016. 160 с.
27. Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Казань: Институт истории АН РТ, 2012. 184 с. (Серия «Археология евразийских степей». Вып. 15).
28. Макарова Т.И. Поливная посуда: Из истории керамического импорта и производства Древней Руси. М.: Наука, 1967. 127 с.
29. Мифы народов мира. Энциклопедия / Ред. С.А. Токарев. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1988. 936 с.
30. Ошарина О.В. Образ павлина в коптском искусстве // Культура и искусство христиан-негреков. СПб., 2001. С. 45-49.
31. Панова Т.Д. Восточная поливная керамика из раскопок в Московском Кремле // СА. 1986. № 1. С. 222-230.
32. Папа-Афаносопуло К.Н. Золотоордынская керамика: (Опыт систематизации и описания золотоордынской посуды) // Ученые записки Саратовского государственного университета. 1925. Т. III. Вып. 3.
33. Сейдалиев Э.И. Научный отчет о научных археологических исследованиях (раскопках) на объектах культурного наследия: «Поселение «Чобан-Чокрак», «Поселение Тууш-1» Кировского района, «Поселение и некрополь Тобен-Сарай», «Городище и поселение Мелек», Бе-логорского района, «Поселение «Денисовка I» Симферопольского района Республики Крым в зоне строительства высоковольтной линии 220 кВ Кафа-Симферопольская II цепь в 20152016 гг.: в 2-х т. Симферополь, 2016 // Архив Института археологии РАН.
34. Тесленко И.Б. Виробництво полив'яного посуду в Криму за чаив Улуг Улусу // Археолопя i давня iсторiя Украши. Киев, 2018. Вып. 4(29). С. 7-83.
35. Тесленко И.Б., Сейдалиева Д.Э. Гончарное производство и керамический импорт Крыма конца XIII - начала XV в. // Крым в золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки. Симферополь: Тарпан, 2016. С. 85-106.
36. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья М.: Изд-во МГУ, 1994. 229 с.
REFERENCES
1. Agapov P.V., Kadyrbaev M.K. Sokrovishcha Drevnego Kazakhstana. Pamiatniki material 'noi kul'tury. Alma-Ata, Zhalyn Publ., 1979, 250 p.
2. Bulatov N.M. Antropomorfnye i zoomorfnye siuzhety v keramike Zolotoi Ordy. Povolzh'e i sopredel'nye territorii v srednie veka, Moscow, 2002, pp. 37-49.
3. Bulatov N.M. K voprosu o stanovlenii keramicheskogo remesla v zolotoordynskikh gorodakh. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1969, Vol. 2, pp. 46-59.
4. Bulatov N.M. Klassifikatsiia krasnoglinianoi polivnoi keramiki zolotoordynskikh gorodov. Srednevekovyepamiatniki Povolzh'ia. Moscow, Nauka Publ., 1976, pp. 73-107.
5. Biashimova N.S. Polivnaia keramika Iuzhnogo Turkmenistana (IX-XIV vv.). Ashkhabad, Ylym Publ., 1989, 224 p.
6. Vakturskaia N.N. Khronologicheskaia klassifikatsiia srednevekovoi keramiki Khorezma (IX-XVII vv.). Tolstov S.P. (Ed.), Trudy Khorezmskoi arkheologo-etnograficheskoi ekspeditsii, Moscow, 1959, Vol. IV, pp. 261-342.
7. Valeev F.Kh. Drevnee i srednevekovoe iskusstvo Srednego Povolzh 'ia. Ioshkar-Ola, Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1975, 216 p.
8. Valeev F.Kh. Tatarskii narodnyi ornament. Kazan, 2002, 302 p.
9. Davletshina E.R. Obraz ptitsy v polivnoi keramike Zolotoi Ordy XIII-XIV vv. Zolotoordynskoe nasledie, Kazan, 2009, Vol. 1, pp. 471-478.
10. Davletshina E.R. Nekotorye zoomorfnye motivy v zolotoordynskoi polivnoi keramike. Zolotoordynskoe nasledie, Kazan, 2011, Vol. 2, pp. 354-359.
11. Zolotaia Orda i Prichernomor'e. Uroki Chingisidskoi imperii: katalog vystavki. Moscow, Fond Mardzhani Publ., 2019, 504 p.
12. Zolotaia Orda. Istoriia i kul 'tura: katalog vystavki. St-Petersburg, Slaviia Publ., 2005, 264 p.
13. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1978 g. na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, Leningrad, 1979. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
14. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1982 g. na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, Leningrad, 1983. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
15. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha v 1983 g. Staryi Krym, Leningrad, 1984. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
16. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, Leningrad, 1984. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
17. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, Leningrad, 1986. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
18. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1991 goda na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, St-Peterburg, 1991-1992. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
19. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1992 goda na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, St-Peterburg, 1992-1993. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
20. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1994 goda na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Otdela Vostoka Ermitazha i sektora srednevekovogo Solkhata IV Natsional'noi Akademii Nauk Ukrainy. Staryi Krym, St-Peterburg, 1994-1995. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
21. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 2017 goda na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, St-Petersburg, 2018. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
22. Kramarovskii M.G., Gukin V.D. Zolotoordynskoe poselenie Krinichki II (Rezul'taty polevykh issledovanii). St-Petersburg, Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2002, 183 p.
23. Kramarovskii M.G., Gukin V.D. Poselenie Bokatash II (Rezul'taty polevykh issledovanii Zolotoordynskoi arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha v 2001-2003 gg.). St-Petersburg, Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2004, 380 p.
24. Kramarovskii M.G., Gukin V.D. Poselenie Bokatash II (Rezul'taty polevykh issledovanii Zolotoordynskoi arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha v 2004 g.). St-Petersburg, Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2006, 314 p.
25. Kramarovskii M.G., Gukin V.D. Otchet ob arkheologicheskikh issledovaniiakh srednevekovogo poseleniia Bokatash II v 2005 godu. St-Petersburg, Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2007, 261 p.
26. Krym v Zolotoordynskii period. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki. Simferopol, Tarpan Publ., 2016, 160 p.
27. Lisova N.F. Ornament glazurovannoi posudy zolotoordynskikh gorodov Nizhnego Povolzh'ia. Kazan, Institut istorii AN RT Publ., 2012, 184 p.
28. Makarova T.I. Polivnaia posuda: Iz istorii keramicheskogo importa i proizvodstva Drevnei Rusi. Mockow, Nauka Publ., 1967, 127 p.
29. Tokarev S.A. (Ed.), Mify narodov mira. Entsiklopediia. T. 2. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1988, 936 p.
30. Osharina O.V. Obraz pavlina v koptskom iskusstve. Kul'tura i iskusstvo khristian-negrekov, St-Petersburg, 2001, pp. 45-49.
31. Panova T.D. Vostochnaia polivnaia keramika iz raskopok v Moskovskom Kremle. Sovetskaya arkheologiya, 1986, No. 1, pp. 222-230.
32. Papa-Afanosopulo K.N. Zolotoordynskaia keramika: (Opyt sistematizatsii i opisaniia zolotoordynskoi posudy). Uchenye zapiski Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1925, T. III, Vol. 3.
33. Seidaliev E.I. Nauchnyi otchet o nauchnykh arkheologicheskikh issledovaniiakh (raskopkakh) na ob»ektakh kul'turnogo naslediia: «Poselenie «Choban-Chokrak», «Poselenie Tuush-1» Kirovskogo raiona, «Poselenie i nekropol' Toben-Sarai», «Gorodishche i poselenie Melek», Belogorskogo raiona, «Poselenie «Denisovka I» Simferopol'skogo raiona Respubliki Krym v zone stroitel'stva vysokovol'tnoi linii 220 kV Kafa-Simferopol'skaia II tsep' v 2015-2016 gg.: v 2 t. Simferopol, 2016. Arkhiv Instituta arkheologii Rossijskoj Akademii Nauk.
34. Teslenko I.B. Virobnitstvo poliv'ianogo posudu v Krimu za chasiv Ulug Ulusu. Arkheologiia i davnia istoriia Ukraini, Kiev, 2018, Vol. 4 (29), pp. 7-83.
35. Teslenko I.B., Seidalieva D.E. Goncharnoe proizvodstvo i keramicheskii import Kryma kontsa XIII - nachala XV v. Krym v zolotoordynskii period. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki, Simferopol, Tarpan Publ., 2016, pp. 85-106.
36. Fedorov-Davydov G.A. Zolotoordynskie gorodaPovolzh 'ia. Moscow, Universitet Publ., 1994, 229 p.
D. E. SEIDALIEVA
V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia)
IMAGES OF BIRDS ON THE GOLDEN HORDE POTTERY FROM ANCIENT SOLKHAT AND ITS ENVIRONS
Abstract: Archaeological researches of a few sites of the Golden Horde culture in the Crimea provided a great deal of ceramic finds. Among them there is an interesting group of vessels featuring images of birds. This paper presents the materials discovered at the mediaeval settlement of Solkhat and its close and remote environs, now residing in the State Hermitage Museum, Staryi Krym Literature and Art Museum, and the Crimean Tatar Museum of Cultural and Historical Heritage. An attempt has been made to systematize, analyze, and interpret this category of finds. Some species of birds depicted on medieval ware from the Golden Horde have been defined, particularly peacock, ring-necked dove, and pigeon, though some of the images on vessels are interpreted tentatively. The materials under publication substantially supplement the notion of the material culture and art of the population of mediaeval Crimea, demonstrate original local traditions, and cultural, trade and economic ties of the Crimea with neighbouring regions and states in the Golden Horde period. The total number of finds is 47, and their chronology comes from the late thirteenth to the second half of the fifteenth century. The paper provides the catalogue supplying detailed accounts of pottery finds and illustrations.
Keywords: Golden Horde, ancient town of Solkhat, glazed ware, zoomorphic design, birds.
Рис. 1. Фрагменты чаш из раскопок Солхатского городища (1-7 - группа I)
Рис. 2. Фрагменты чаш и чаша из раскопок Солхатского городища (8-16 - группа I)
Рис. 3. Фрагменты чаш из раскопок Солхатского городища (17-19 - группа I) и округи (20-21 - группа I) 358
ЕЙ52
Рис. 4. Фрагменты чаш из раскопок округи Солхатского городища (22-27 - группа I)
Рис. 5. Фрагменты чаш из раскопок округи Солхатского городища (28-30 -
городища (31-34 - группа I)
■ группа I) и Солхатского
Рис. 6. Фрагменты блюд из раскопок Солхатского городища (35-38 - группа II) и ремесленного поселения Бокаташ-II (39 - группа II)
Рис. 7. Фрагменты кувшинов из раскопок округи Солхатского городища (40-46 - группа III). Фляга из раскопок ремесленного поселения Бокаташ-П (47 - группа IV)