Научная статья на тему 'Изображение характера Зорбы в историческом романе А. П. Соловьева "Рождение государства"'

Изображение характера Зорбы в историческом романе А. П. Соловьева "Рождение государства" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТВОВАНИЕ / ТИПОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ХАРАКТЕР / ГЕРОЙ / ПЕРСОНАЖ / ПРОБЛЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омаршаева Эльмира Магомедовна

Цель. Изучить характер главного героя Зорбы из романа А. П. Соловьева «Рождение государства» путем преломления через душу героя социальных, эпохальных явлений, которые происходили в Хазарском каганате. Методы. Комплексный анализ художественного текста. Результаты. В статье поднимаются актуальные проблемы создания характера героической личности, свободной в своих действиях, в выражении чувств и мыслей. Выводы. Автор отталкивается от чисто дагестанских традиций в создании образов, акцентируя внимание на физической мощи положительных героев, похожих на былинных богатырей, используя разнообразные преувеличения (особенно в описаниях внешности), а также антитезу как отправную точку в расстановке персонажей и оценке окружающих явлений, в особенности, социальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изображение характера Зорбы в историческом романе А. П. Соловьева "Рождение государства"»

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 821(471.67)

Изображение характера Зорбы в историческом романе

А. П. Соловьева «Рождение государства»

© 2017 Омаршаева Э. М.

Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: Omarshaewa67@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить характер главного героя Зорбы из романа А. П. Соловьева «Рождение государства» путем преломления через душу героя социальных, эпохальных явлений, которые происходили в Хазарском каганате. Методы. Комплексный анализ художественного текста. Результаты. В статье поднимаются актуальные проблемы создания характера героической личности, свободной в своих действиях, в выражении чувств и мыслей. Выводы. Автор отталкивается от чисто дагестанских традиций в создании образов, акцентируя внимание на физической мощи положительных героев, похожих на былинных богатырей, используя разнообразные преувеличения (особенно в описаниях внешности), а также антитезу как отправную точку в расстановке персонажей и оценке окружающих явлений, в особенности, социальных.

Ключевые слова: повествование, типология, исторический роман, характер, герой, персонаж, проблематика.

Формат цитирования: Омаршаева Э. М. Изображение характера Зорбы в историческом романе А. П. Соловьева «Рождение государства» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. T. 11. № 3. С. 83-86.

Depiction of Zorba's Character in "The Birth of the State"

Historical Novel by A. P. Solovyov

© 2017 Elmira M. Omarshaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: Omarshaewa67@mail.ru

ABSTRACT. Aim. Studying Zorba's character, the main hero of "The Birth of the State" novel by A. P. Solovyov by refraction through the hero's soul the social, epochal phenomena that took place in the Khazar Ka-ganate. Methods. The comprehensive analysis of the literary text. Results. The author of the article raises the actual problems of creating the heroic person's character, free in his actions, in the expression of his feelings and thoughts. Conclusions. The author starts from pure Dagestan traditions in creating the images, emphasizing the positive characters' physical power close to the epic heroes, using a variety of exaggerations (especially in the descriptions of the appearance), and the antithesis as a starting point in the alignment of characters and assessment of the surrounding phenomena, especially the social ones.

Keywords: narration, typology, historical novel, character, hero, personage, problematics.

For citation: Omarshaeva E. M. Depiction of Zorba's Character in "The Birth of the State" Historical Novel by A. P. Solovyov. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 83-86. (In Russian)

Введение

Известный исследователь литературы Г. Н. Поспелов в работе «К типологии трагического в русской прозе XX века» [3] писал, что искусство надо рассматривать «не в абстрагировании каких-то одних его сторон от других, но в его единичной целостности и индивидуальности - в «характерах» людей (характерное - это не существенное само по

себе, но его проявление с какой-то степенью отчетливости в индивидуальном)» [3, с. 20].

В связи с этим встает вопрос о творческой типизации характера. Писатель выделяет, усиливает, развивает, обобщает наиболее интересующие его черты изображаемых характеров. В выделенных чертах характера таится соответствующая идейно-эмоциональная оценка автора. «Мы называем

эти субъективные стороны содержания произведений их «художественной проблематикой» и их «пафосом» и полагаем, что «проблематика» - это важнейшая сторона содержания произведений. Творчески типизируя общественно-исторические характеры в вымышленных индивидуальностях, писатель в сочетании подробностей их жизни выражает свое идейное осмысление и оценку этих характеров» [3, с. 20].

Целью настоящего исследования является разносторонний анализ образа главного героя романа А. П.Соловьева «Рождение государства» Зорбы, организующего повествование, а также различные формы сознания ге-роя-«творца»; выявление особенностей авторских и фольклорных изобразительно-выразительных средств.

Основной метод изучения прозы А. П. Соловьева - аналитический. Применяются в работе и типологический, структурно-функциональный подходы научного анализа. Характер героя романа Зорбы исследуе тся в общеисторическом и литературном контексте эпохи.

Результаты и обсуждение

Прежде чем поместить на страницах своего произведения персонажей в определенном соотношении, автор исторического романа «Рождение государства» Анатолий Петрович Соловьев [4] тщательно изучил в свое время древнюю историю Дагестана, а именно Хазарского каганата.

Огромное государство Хазарский каганат занимало территорию Северного Причерноморья, большую часть Крыма и Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Прикаспийскую низменность и Заволжье. Хазария, в результате многочисленных военных сражений, превратилась в одну из могущественнейших держав. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы - Великий Волжский путь, путь «из Варяг в греки», Великий шелковый путь из Азии в Европу. Полукочевые тюркские племена собирали дань с огромного количества покоренных народностей, что давало возможность завоевывать все новые и новые территории и обороняться от арабского нашествия.

В романе «Рождение государства» писатель сумел показать отрезок истории Хазарского каганата через яркие характеры героев, которые познали в жизни цену дружбы, силу власти,

сладость любви, горечь разочарований и предательство правителей.

Время, которое исследуется в романе А. Соловьева, в самом деле героическое и не только по временной дистанции. Героическим сделали то далекое прошлое конкретные личности, «вставшие на трудную стезю, на путь Добра и Справедливости» [2, с. 356]. Доказательством существования таких людей и занимается дагестанский писатель А. Соловьев в романе «Рождение государства», изображая, например, своего главного героя Зорбу, ставшего мужественным предводителем войск Хазарии.

Во все времена, даже самые темные и жестокие, были люди, подобные Зорбе. Чем мрачнее были эпохи, тем ярче и пронзительнее они светили людям. Таких героев в жизни могли не слышать и не видеть воочию. Проходили годы, и предания о них передавались из уст в уста, чтобы затем превратиться в многовековые легенды. Создавая образ яркой, необыкновенной личности Зорбы, автор настаивает на ее некоторой типичности. Любовь народную не купить, не навязать. Народ будет слагать легенды, воспевать в песнях только отважных, отчаянных, справедливых.

Особой любовью пользуется Зорба у народа, заступником которого являлся и его отец: Марион - верный защитник Дербента. Простые люди наивно верят, что пока он жив, враги не захватят город. Сын легендарного Мариона - заступника всех обездоленных, всех отчаявшихся, наследует не только славу своего отца, но и его мужество, приумножая его популярность среди простого народа. Зорба окружен боевой славой. Для людей он - олицетворение справедливости. Народ видит в нем защитника, как некогда видел спасение в его отце. Он является для жителей Дербента чуть ли не последней надеждой, символом божественного покровительства.

Признание достоинств противником - особая похвала, тем более, если она вложена в уста такого искушенного политика, как Аскал. Умный и проницательный Аскал среди сотен других особо выделяет именно Зорбу. Иудея восхищает и одновременно пугает в нем то, что он не верит в богов, абсолютно равнодушен к власти, женщинам, сокровищам. Почти начисто лишен человеческих слабостей. Он прекрасно понимает, что им невозможно манипулировать, поэтому он неуязвим. Настораживает его и то, что Зорба обучался у лучших мудрецов

Албании и Хазарии, в частности, у Ойчу. Последний считался опасным, так как отрицал не только власть божественную, но и земную. Он восхищался жизнью, окружающим миром, красотой природы, судьбой. Для него жизнь земная не имела никакого значения.

Духовные учителя Зорбы, не наделенные, в отличие от своего ученика, таким могучим телом, почти бесплотны, а значит, обречены в этом мире грубых материй и нравов. Так, закономерно гибнут великие Хармас и Су-грай. Благодаря им человечество могло бы стать духовно богаче, но вместо этого на земле появились две новые безымянные могилы.

Характерной чертой художественного метода А. Соловьева является стремление дать своеобразное обобщение после каждого описания, так что последнее у него почти всегда перерастает из личностного в надличностное, из собственного - в нарицательное. К примеру, Зорба, глядя на отца, испытывает острую жалость к нему, о чем говорится в авторской ремарке: «Наверное, юноша становится взрослым, когда начинает верно понимать истинный смысл увиденного. Но жалость неуместна воину, она расслабляет тело и душу» [4. с. 87].

Именно потому с возрастом Зорба уподобляется не только своему отцу, но и типичному воину-тысячнику, то есть в облике недавнего юноши все более проступают и родовые, и чисто «профессиональные» черты: он все более становился похож на Мариона, но выражение его лица было не просто суровым, а даже жестоким и бескомпромиссным. Так, автор романа, описывая личности неисторические, придает им типические черты, по сути, приближая их к фактической достоверности.

Такой же исполинской силой обладают «неукротимые» в романе Соловьева: они от-

1. Вагидов А. М. Поиск продолжается. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. 460 с.

2. Вагидов А. М. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005. 565 с.

1. Vagidov A. M. Poisk prodolzhaetsya [Search is continued]. Makhachkala, Dagknigoizdat, 2000. 460 p. (In Russian)

2. Vagidov A. M. Dagestanskaya proza vtoroy poloviny XX veka [Dagestan poetry of the second

личались губительной вспыльчивостью, проистекавшей из привычки ко вседозволенности. Их физическая сила - оружие в руках правителей и их самих же, так что говорить о присущих легендарным богатырям добрых намерениях во благо народу не приходится. Однако люди сами поощряют такую безнаказанность, рабски преклоняясь перед силой: «Народ обожествляет силу и отвагу, а если то и другое сопряжено с благородством души и некоей загадочностью образа жизни, обладатель их приобретает власть над толпой, едва ли не мистическую» [4, с. 159].

Если «неукротимых» отличает только физическая мощь, то исключительность главного героя «Хазарии» совсем иного рода: насколько «неукротимые» были людьми обыкновенными (не считая их физической мощи), настолько Зорба был нестандартным.

Заключение

Итак, относительно изображения характера Зорбы в романе Соловьева А.П. «Рождение государства» мы наблюдаем фольк-лорно-эпическую героизация образа. Автор отталкивается от чисто дагестанских традиций в создании своих образов, акцентируя внимание на физической мощи положительных героев, близких к героям былинным, используя разнообразные преувеличения (особенно, в описаниях внешности), а также антитезу как отправную точку в расстановке персонажей и оценке окружающих явлений, в особенности, социальных.

Вместе с тем, автор исторического романа своих персонажей наделяет такими типическими чертами, которые максимально приближают их к исторической достоверности. Причем акценты, расставляемые писателем в изображении характеров, достаточно тради-ционны: это может быть как социальная, так и психологическая доминанты, а то и их сочетание.

3. Поспелов Г. Н. К типологии трагического в русской прозе ХХ века. М.: Просвещение, 1972. 198 с.

4. Соловьев А. П. Рождение государства. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. 584 с.

half of the 20th century]. Makhachkala, Dagknigoizdat, 2005. 565 p. (In Russian)

3. Pospelov G. N. K tipologii tragicheskogo v russkoy proze XX veka [The typology of tragic in

Литература

References

Russian prose of the 20th century]. Moscow, Pros-veshchenie, 1972. 198 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Омаршаева Эльмира Магомедовна, доктор филологических наук, доцент кафедры литературы, филологический факультет, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: Omarshaewa67@ mail.ru

Принята в печать 14.07.2017 г.

4. Solovyov A. P. Rozhdenie gosudarstva [The birth of the state]. Makhachkala, Dagknigoizdat, 1992. 584 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Elmira M. Omarshaeva, Doctor of Philology, assistant professor, Philological faculty, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russian Federation; e-mail: Omar-shaewa67@mail.ru

Received 14.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.