Научная статья на тему 'ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ СЕРВИСНОМ ОБСЛУЖИВАНИИИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ. КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА'

ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ СЕРВИСНОМ ОБСЛУЖИВАНИИИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ. КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ / СЕРВИСНЫЕ СТАНЦИИ / ПОВЕРКА / КАЛИБРОВКА / ДИАГНОСТИКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / car repair and maintenance / service stations / verification / calibration / diagnostics / advanced training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барышев Ю. А., Палагин М. Л., Пашков Н. Ю.

Из-за остановки бизнеса автопроизводителями, прекращения гарантийной поддержки и официальных поставок запчастей в России возросла роль многочисленных независимых сервисных станций и качества выполняемых ими работ. Рассматриваются вопросы обучения персонала этих организаций, их квалификация, объем требуемых знаний, умений и навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASUREMENTS FOR CAR SERVICE AND REPAIR. PERSONNEL QUALIFICATION

At present, the role of independent service stations has increased in Russia. Since road safety directly depends on the quality of diagnostics and repair work of vehicles, the responsibility of car service employees for the results of their activities is increasing. We determined the amount of knowledge, skills and abilities required by the personnel of these organizations, considered the issues of training employees responsible for electrical, analytical, thermal, optical, acoustic, mechanical measurements, as well as measurements of spatio-temporal parameters and body repairs. The list of diagnostic equipment offered by suppliers includes hundreds of items, so the qualifications of technicians working at service stations are extremely important.We believe that the management of service stations should regularly monitor the level of knowledge, skills and abilities of employees; attend exhibitions, seminars and trainings conducted by equipment suppliers, send personnel to advanced training or professional retraining courses in order to meet the requirements of the professional standard.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ СЕРВИСНОМ ОБСЛУЖИВАНИИИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ. КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА»

64 МЕТРОЛОГИЯ

Измерения при сервисном обслуживании и ремонте автомобилей. Квалификация персонала

Из-за остановки бизнеса автопроизводителями, прекращения гарантийной поддержки и официальных поставок запчастей в России возросла роль многочисленных независимых сервисных станций и качества выполняемых ими работ. Рассматриваются вопросы обучения персонала этих организаций, их квалификация, объем требуемых знаний, умений и навыков

Ю.А. Барышев1

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» (ФГАОУ ДПО АСМС), канд. техн. наук, доцент, elizm@asms.ru

М.Л. Палагин2

ФГАОУ ДПО АСМС, канд. техн. наук

Н.Ю. Пашков3

ГНЦ РФ ФГУП

«Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт»

1 заведующий кафедрой, Москва, Россия

2 доцент, Москва, Россия

3 главный специалист Центра сопровождения испытаний, Москва, Россия

Для цитирования: Барышев Ю.А., Палагин М.Л., Пашков Н.Ю. Измерения при сервисном обслуживании и ремонте автомобилей. Квалификация персонала // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 9-10.

DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-64-Е

ключевые слова

ремонт и обслуживание автомобилей, сервисные станции, поверка, калибровка, диагностика, повышение квалификации

оссииское законодательство не предполагает у сервисных организации наличия лицензии, сертификатов или специальных разрешении для проведения ремонта и обслуживания автомобилей. Это происходит на добровольной основе. Далеко не все сервисные станции участвуют в государственном техническом осмотре или сотрудничают с автопроизводителями, страховыми компаниями и крупными автопарками, поэтому могут и не проходить аудит и сертификацию. Тем не менее, регулирование качества услуг осуществляется согласно действующим в этой области стандартам [5], что должно мотивировать станции обслуживания на создание системы контроля качества, использование современного оборудования и поддержание высокого уровня профессиональной подготовки персонала — слесарей, техников, электриков, мотористов и других специалистов.

Владелец автомобиля регулярно задается вопросом — где хорошо, надежно и недорого обслуживать автомобиль, при этом отлично понимая, что 100-процентной рекомендации никто не дает. Проводить техническое обслуживание автомобиля нужно регулярно — через 10-15 тысяч километров пробега и не реже одного раза в год, даже если автомобиль стоял на приколе. Это действительно необходимо, несмотря на отмену обязательного техосмотра для большинства транспортных средств.

При техническом обслуживании на сервисных станциях, чтобы составить перечень необходимых сервисных или иных операций (вне зависимости от наличия жалоб владельца), необходимо измерить много различных параметров. Измерения обязательны при диагностике, выявлении неисправ-

ностей, при выполнении технического обслуживания и ремонта, а также перед возвратом автомобиля владельцу. Итак, авторы намерены рассмотреть вопросы достоверности измерений и поверки оборудования автосервисов, а также оценить минимальные требования к специалистам и сотрудникам сервисных станций, ответственным прежде всего за измерения.

Согласно Конституции РФ [ст. 71], обеспечение единства измерений является функцией государства, выполнение которой называется государственным регулированием. В соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» государственное регулирование распространяется на измерения в 19 видах деятельности [1]. К этим измерениям устанавливаются обязательные метрологические требования. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения входит в сферу государственного регулирования. Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2] определяет безопасность продукции и связанных с ней процессов эксплуатации, хранения и перевозки как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, грозящий причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» [3] определены обязательные метрологические требования к измерениям различных видов, используемых при обеспечении безопасности

МЕТРОЛОГИЯ 65

дорожного движения, регламентирующие прежде всего пределы допускаемой погрешности измерений.

Для определения достоверности и качества измерений, проводимых на оборудовании автосервисов, необходима его регулярная поверка или калибровка. Безусловной поверке подлежит то оборудование, которое используется для измерения параметров, регламентируемых при прохождении обязательного техосмотра, остальное подлежит калибровке в соответствии с рекомендациями изготовителя. В таблице представлен примерный перечень оборудования, которое требуется для полу-чениясервисной станцией аккредитации на проведение технического осмотра.

Важно помнить, что автомобиль является средством повышенной опасности как для эксплуатантов, так и для окружающих и его техническое состояние необходимо поддерживать, несмотря на то, что с 2022 года прохождение техосмотра и получение диагностической карты для большинства автомобилей необязательно [4], техосмотр отменен и переведен на почти добровольную основу. Он остался обязательным только для коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков, а также для легковых автомобилей физических лиц, но только в случае регистрационных действий.

Несмотря на введение принципа добровольности техосмотра для большинства транспортных средств, необходимо отметить, что безопасность на дорогах зависит от того, где и на каком оборудовании диагностируется и ремонтируется автомобиль. Диагностическое оборудование как минимум должно соответствовать таким паспортным метрологическим характеристикам, как точность, стабильность, чувствительность, а поверка или калибровка — обеспечивать корректную работу оборудования тормозных стендов, балансировочных станков, измерителей параметров рулевого управления и амортизаторов, контроля и регулировки светового пучка фар, другого необходимого в обслуживании и ремонте оборудования. Требования к калибров-

ке определяются только документацией на оборудование, соответственно корректность и соблюдение требований по периодичности выполнения данной операции полностью лежит на руководителях сервисных станций.

Конечно, обслуживать автомобиль лучше у официальных дилеров: они могут провести компьютерную диагностику, оценить и измерить состояние ходовой части и кузова, работу световых приборов и т.д. и т.п., заменить масло и фильтры, и у них всегда в наличии большинство запчастей. Единственно, можно забыть про критерий «недорого» — любимое обещание и неавторизованных мультибрендовых сервисов, и простых гаражных мастеров, которые берутся сделать все быстро, лучше всех и за небольшие деньги, что на деле часто не соответствует действительности.

Согласно ГОСТ [5], «при диагностике транспортных средств инструментальными методами определяются косвенные признаки произошедших изменений, причин этих изменений на основе исследований свойств и состояния объекта по совокупности диагностических параметров, а также непосредственно измерением величин

Таблица

Примерный перечень рекомендуемого оборудования для аккредитации на право проведения техосмотра

[Indicative list of equipment for technical inspection accreditation]

N Перечень рекомендуемого оборудования [List of recommended equipment]

1 Тормозной стенд

2 Газоанализатор 4-компонентный

3 Дымомер

4 Прибор для проверки регулировки света фар

5 Прибор для измерения суммарного люфта рулевого управления

6 Нагружатель сцепного устройства

7 Средство контроля давления сжатого воздуха в пневматических тормозах

8 Тестер люфтов

9 Шумомер

10 Измеритель светового коэффициента пропускания автомобильных стекол

11 Течеискатель

12 Штангенциркуль

13 Линейка измерительная 1000 мм

14 Манометры шинные

15 Компрессор с ресивером 100 л

66 МЕТРОЛОГИЯ

справка

Отдельно необходимо отметить, что все, кто планирует диагностировать и обслуживать гибридные и электромобили, должны иметь свидетельство 3-й группы допуска по электробезопасности, с которым разрешено самостоятельно монтировать, подключать и осматривать установки при условии, что совокупная мощность последних не превышает 1000 В

структурных параметров, характеризующих его состояние и сопоставления их с нормативами». Существует несколько систем классификации измерений: по признаку точности, по числу измерений, по характеру изменения измеряемой величины и т.д. Иногда применяют условную классификацию измерений, использующую совокупности физических величин, характерные для определенной области науки или техники. Можно выделить следующие основные группы измерений, проводимых при диагностике, техническом обслуживании и ремонте автомобилей:

1. Электрические измерения:

► напряжение постоянного и переменного тока, сопротивление, сила тока, форма сигнала;

► измерения напряжения бортовой сети с включенными нагрузками и без них — при определенных оборотах двигателей внутреннего сгорания (ДВС);

► осциллограммы управляющих сигналов форсунок и управляющих сигналов катушек зажигания;

► измерения сопротивления некоторых датчиков на предмет соответствия нормативным значениям при условиях, указанных в документации;

► измерения токов заряда аккумуляторной батареи и тока утечки.

2. Аналитические (вычисляемые) измерения:

► концентрация антифриза в охлаждающей жидкости (используется рефрактометр);

► плотность электролита (с помощью ареометра);

► ССА (ток холодного пуска) и SOH (параметр, характеризующий «степень деградации») аккумуляторной батареи — вычисляются специализированным прибором;

► расход топлива и масла — определяются в результате вычислений;

► коэффициент избытка воздуха (вычисляется диагностическим прибором).

3. Тепловые измерения:

► температура отдельных элементов, воздуха в салоне (используются цифровые термометры и пирометры).

4. Оптические измерения:

► параметры внешних световых приборов (специальные стенды);

► светопропускание стекол.

5. Акустические измерения:

► уровень шума: шум в салоне, стуки и специфические шумы подвески;

► шумы в ДВС (используют шумомер и специальные многоканальные регистраторы).

6. Механические измерения:

► скорость;

► количество оборотов в минуту;

► момент силы;

► давление (в шинах, в системе смазки ДВС и трансмиссии).

7. Измерения пространственно-временных параметров:

► внешние и внутренние диаметры, толщина, глубина, биение, овальность, плоскостность, угол, интервал/интервалы времени.

8. Измерения для проведения и оценки качества кузовного ремонта.

Очевидно, что измерений нужно проводить много, а их перечень достаточно обширный и разнообразный. Если, например, рассмотреть электрооборудование, то в публикациях и интервью опытных сервисных специалистов говорится, что на выявление и устранение неисправностей электрооборудования автомобилей уходит до 20 % от общего объема работ по техобслуживанию [7, 8]. Основная часть неисправностей приходится на аккумуляторную батарею, генератор с регулятором и стартер. Достаточно часто возникают проблемы с работой и регулировкой приборов освещения, а также сигнализации.

Список разнообразного отечественного и импортного диагностического оборудования, предлагаемого поставщиками, включает сотни позиций (vseinstrumenti.ru; mosremtech.ru и др.). Именно поэтому очень важны знания, умения и навыки технических специалистов, работающих на сервисных станциях [6]. Для проведения измерений специалист, выполняющий техническое обслуживание транспортных средств, должен обладать:

► базовыми знаниями физики, химии, математики и информатики в объеме школьной программы;

► навыками применения на практике измерительных средств и устройств, используемых при техническом обслуживании, таких как: линейка, угломер, штангенциркуль, микрометр, измерительная головка, индикатор часового типа, рефрактометр;

► умением пользоваться справочной литературой и соответствующими руководствами по ремонту — для сопоставления результатов измерений с их нормативными значениями.

Для проведения квалифицированной диагностики неисправностей и анализа их причин технический специалист, помимо указанных знаний, умений и навыков, должен владеть информацией:

► по метрологии, включая понимание требований законодательства РФ по поверке и калибровке средств измерений [1-3];

► по общему устройству автомобиля, включая бензиновые и дизельные ДВС, принципы управления, устройство трансмиссии, систем пассивной и активной безопасности (например, [7, 8]), а также особенности гибридов и электромобилей;

► по использованию специализированных измерительных приборов, применяемых при техническом обслуживании и диагностике автомобилей, умению интерпретировать показания применяемых измерительных приборов и оборудования;

► по электротехнике и электронике, системам и протоколам передачи данных, специализированным автомобильным системам электрооборудова-

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».

4. Федеральный закон от 30.12.2021 № 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. ГОСТ Р 58197-2018. Порядок проведения экспертизы качества автомототранспортных средств. Общие требования.

6. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом обслуживании» / Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.03.2015.

7. Жилейкин М.М., Ловцов А.Н., Самойлов А.Б. Диагностика, обслуживание и устранение неисправностей автомобиля своими руками. Электрооборудование. — М.: Транспорт, 2000.

8. Хернер А., Риль Х.-Ю. Автомобильная электрика и электроника. — М.: За рулем, 2013.

ния и электроники, включая систему CAN;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

► по основным разделам физики, химии, математики, включая статистические методы обработки результатов и информатику в объеме программы для высших технических учебных заведений.

Логичный набор вопросов: как и где найти таких специалистов, где обучать и повышать квалификацию? В идеале руководители и специалисты сервисных станций должны иметь профильное образование, полученное в специальном колледже, или высшее, например по специальности «Техническая эксплуатация транспортных средств и технологических машин и оборудования». Однако в реальности достаточно часто на таких позициях работают сотрудники, не имеющие требуемого профильного образования. Прежде чем доверить серьезную работу опытным работникам, но без профильного образования, как и новичкам, необходимо оценить уровень их знаний и навыков, а при возможности организовать повышение квалификации.

Руководству сервисных станций необходимо регулярно контролировать уровень знаний, умений и навыков своих сотрудников; организовывать посещение выставок, семинаров и тренингов, проводимых поставщиками оборудования и комплектующих, направлять персонал на курсы повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки, чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта [6]. ■

Статья поступила в редакцию 6.09.2022

68 METROLOGY

Measurements for Car Service and Repair. Personnel Qualification

Yu^. Baryshev1, FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training) (FSAEI FVT ASMS), Assoc. Prof. PhD

M.L. Palagin2, FSAEI FVT ASMS, PhD

N.Yu. Pashkov3, SRC RF FSUE Research Automobile and Automotive Institute

1 Head of Department, Moscow, Russia

2 Associate Professor, Moscow, Russia

3 Chief Specialist of Test Support Center, Moscow, Russia

Citation: Baryshev Yu.A., Palagin M.L., Pashkov N.Yu. Measurements for Car Service and Repair. Personnel Qualification, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2022, no. 9-10, pp. 64-68. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-64-68

At present, the role of independent service stations has increased in Russia. Since road safety directly depends on the quality of diagnostics and repair work of vehicles, the responsibility of car service employees for the results of their activities is increasing. We determined the amount of knowledge, skills and abilities required by the personnel of these organizations, considered the issues of training employees responsible for electrical, analytical, thermal, optical, acoustic, mechanical measurements, as well as measurements of spatio-temporal parameters and body repairs. The list of diagnostic equipment offered by suppliers includes hundreds of items, so the qualifications of technicians working at service stations are extremely important.

We believe that the management of service stations should regularly monitor the level of knowledge, skills and abilities of employees; attend exhibitions, seminars and trainings conducted by equipment suppliers, send personnel to advanced training or professional retraining courses in order to meet the requirements of the professional standard.

1. Federal Law of 26/06/2008 N 102-FZ On ensuring the uniformity of measurements.

2. Federal Law of 27/12/2002 N 184-FZ On technical regulation.

3. RF Government Decree of 16/11/2020 N 1847 On approval of the list of measurements related to the sphere of state regulation of ensuring the uniformity of measurements.

4. Federal Law of 30/12/2021 N 494-FZ On amendments to article 15 of Federal Law On the technical inspection of vehicles and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation and article 15 of Federal Law On state registration of vehicles in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation.

5. GOST R 58197-2018 The procedure for conducting an examination of the quality of motor vehicles. General requirements.

6. Professional standard Specialist in technical diagnostics and control of the technical condition of vehicles during periodic maintenance. RF Ministry of Labor and Social Protection Order of 23/03/2015.

7. Zhileykin M.M., Lovtsov A.N., Samoylov A.B. Diagnostika, obsluzhivanie i ustranenie neispravnostey avtomobilya svoimi rukami. Elektrooborudovanie [Do-it-yourself diagnostics, maintenance and troubleshooting of the car. Electrical equipment], Moscow, Transport, 2000.

8. Herner A., Riehl H.-Ju. Avtomobil'naya elektrika i elektronika [Automotive electrics and electronics], Moscow, Za rulem, 2013.

key words

car repair and maintenance, service stations, verification, calibration, diagnostics, advanced training

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.