оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-19-23 УДК 316.344.6(045)
Измерение уровня доступности образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках экспертизы качества условий осуществления образовательной деятельности в Республике Ингушетия
К. Б. Мальсагова3, З. М. Мержоеваь
a' b Министерство образования и науки Республики Ингушетия, Назрань, Россия a https://orcid. org/0000-0001-8365-2036; b https://orcid. org/0000-0001-9461-8423
аннотация
В статье рассматриваются социальные предпосылки преодоления барьеров социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.Успешное включение данной категории людей в общественные процессы связано со сферой образования. Согласно действующему российскому законодательству, образовательные организации (общеобразовательные, дошкольные и дополнительные) проходят обаятельную процедуру независимой оценки качества оказываемых услуг. В процедуру измерения включены показатели, которые отражают уровень доступности услуг для инвалидов. Исследование уровня доступности образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Ингушетия проводилось на основе открытых данных портала для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях за 2019 г. (bus . gov.ru). В работе рассмотрены ключевые результаты государственных программ Республики Ингушетия по повышению уровня доступности образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья, деятельность Республиканского центра дистанционного образования . Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья; инвалиды; образование; образовательные организации; безбарьерная среда; социальная интеграция; дистанционное образование; независимая оценка качества услуг; доступность услуг
Для цитирования: Мальсагова К. Б., Мержоева З. М. Измерение уровня доступности образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках экспертизы качества условий осуществления образовательной деятельности в Республике Ингушетия. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(4):19-23. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-19-23
original paper
Measuring the Level of Accessibility of Educational services for Disabled People as Part of the Examination of the Quality of the Conditions for Educational Activities in the Republic of Ingushetia
K. B. Malsagova3, Z. M. Merzhoevab
a b Ministry of Education and Science of the Republic of Ingushetia, Nazran, Russia a https://orcid. org/0000-0001-8365-2036; b https://orcid. org/0000-0001-9461-8423
abstract
The article considers the social prerequisites for overcoming barriers to the social integration of disabled people . The successful inclusion of this category of people in social processes is related to the field of education. According to the current Russian legislation, educational organizations undergo a delicate procedure of independent assessment of the quality of services provided. The measurement procedure includes indicators that reflect the level of accessibility of services for disabled people . The research of level of availability of educational services for disabled people in the Republic of Ingushetia was based on open data for 2019 at the portal for placement of information on the state (municipal) institutions
© Мальсагова К.Б., Мержоева З .М., 2020
bus. gov. ru . Key results of the state programs of the Republic of Ingushetia to increase the Level of access to educational services for people with disabilities, the activities of the Republican Center for Distance Education are considered. Keywords: disabled people; education; education organizations; barrier-free environment; social integration; distance education; independent assessment of the quality of services; accessibility of services
For citation: Malsagova K. B., Merzhoeva Z. M. Measuring the level of accessibility of educational services for disabled people as part of the examination of the quality of the conditions for educational activities in the Republic of Ingushetia. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(4):19-23. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-19-23
Социальные изменения современного мира выдвинули на передний план один из ключевых вопросов общественности — процесс интеграции и инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья (далее — люди с ОВЗ). Развитие общества и его институтов оценивается с учетом уровня доступности социальной среды для людей с ОВЗ. О соблюдении законодательно закрепленных прав человека также можно судить по учету потребностей участия в общественных процессах этой категории населения.
Вопрос понимания инвалидности как социального феномена привлек внимание общественности в 80-х гг. XX в. ООН в процессе определения понятия нетрудоспособности впервые затронула взаимосвязь инвалидности, отношений человека и окружающей среды [1]. Такие отношения проявлялись, когда люди с ОВЗ столкнулись с социальными, культурными и физическими барьерами, которые препятствуют им в доступе к различным сферам жизнедеятельности общества.
Преодоление барьеров социальной интеграции людей с ОВЗ не должно происходить поэтапно. Речь идет о единовременном процессе разрушения барьеров физических, культурных и социальных. Последние два вида барьеров обостряются под воздействием неблагоприятной социально-психологической среды, проявляющейся в дискриминации и стигматизации [2]. И если устранение физических барьеров напрямую зависит от деятельности государственной власти, то культурные и социальные требуют не просто участия социума, но и его трансформации.
Сфера образования является ключевой площадкой для интеграции людей в ОВЗ в общество. Федеральный закон от 29.12.2012 № 237-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» регулирует государственную политику в данной сфере, направленную на повышение доступности образовательных учреждений для детей с инвалидностью и создание для них безбарьерной среды.
Согласно статье 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» должна
проводиться независимая оценка качества образования, направленная на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. В регионах создается специальный общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере образования. Непосредственным заказчиком независимого исследования выступает орган исполнительной власти субъекта в сфере образования.
Оценка качества образования проводится по пяти критериям1:
1. Открытость и доступность информации об организации.
2. Комфортность предоставления услуг.
3. Доступность услуг для инвалидов.
4. Доброжелательность и вежливость работников организаций.
5. Удовлетворенность условиями оказания услуг.
Среди данного перечня критериев наиболее значимым является доступность услуг для инвалидов. Данный критерий, согласно методике, рассчитывается на основе трех показателей:
• оборудование помещений организации и прилегающей к ней территории с учетом доступности для инвалидов (пространственная доступность);
• обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получить услуги наравне с другими (операционная доступность);
• доля получателей услуг, удовлетворенных доступностью услуг для инвалидов.
1 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». URL: https://cdnimg. rg.ru/pril/168/48/47/54499.pdf.
Пространственная доступность в образовательных учреждениях, согласно данной методике, зависит от наличия в помещениях и на прилегающих территориях оборудованных входных групп пандусами (подъемными платформами); выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов; адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов; сменных кресел-колясок; специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений.
Организационная доступность образовательных услуг для инвалидов замеряется при помощи следующих параметров, отражающих равенство со всеми:
1. Дублирование звуковой и зрительной информации для инвалидов по слуху и зрению.
2. Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
3. Возможность предоставления инвалидам по слуху услуг сурдопереводчика.
4. Наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети Интернет для инвалидов по зрению.
5. Оказание помощи работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов.
6. Наличие возможности предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому.
Последний показатель — удовлетворенность услугами рассчитывается при помощи социологического опроса потребителей услуг в соответствии с приказом Минтруда России от 30.10.2018 № 675н. Параметром выступает число потребителей услуг — инвалидов, удовлетворенных доступностью услуг, по отношению к числу опрошенных получателей услуг — инвалидов2.
Из числа образовательных организаций Республики Ингушетия независимой оценке качества в 2019 г. были подвергнуты 96 организаций общего, дошкольного и дополнительного образования (https://bus.gov.ru/pub/top-organizations-second). Среди обследованных организаций четверть продемонстрировали низкий и ниже среднего уровни доступности услуг для инвалидов. Средний уровень
3% 1%
2 Приложение к Методике выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организация-
ми в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Минтруда России от 30.10.2018 № 675н. URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1332.
Низкий
Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Рис. 1 / Fig. 1. Уровень доступности услуг для инвалидов в образовательных организациях Республики Ингушетия. Независимая оценка качества оказываемых услуг, 2019 г., % / The level of accessibility of services for disabled people in educational organizations of the Republic of Ingushetia. Independent assessment of the quality of services provided, 2019, %
Источник/Боигсе: URL: https://bus.gov.ru/pub/top-organizations-second .
доступности услуг был установлен для 43% организаций. 32% образовательных организаций, согласно независимой оценке качества оказываемых услуг, имеют выше среднего и высокий уровень доступности услуг для инвалидов (рис. 1).
В разрезе по видам образовательных организаций получилось, что высокий уровень доступности услуг для инвалидов характерен только для общеобразовательных организаций. Распределение по накопленному уровню доступности услуг для инвалидов «выше среднего и высокий» получилось следующим: 37% общеобразовательных организаций, 33% организаций дополнительного образования детей и 24% дошкольных организаций.
При этом оставшиеся 67% организаций дополнительного образования имеют средний уровень доступности образовательных услуг для инвалидов. Данные по дошкольным образовательным организациям оказались наиболее критическими — 33% детских садов имеют уровень доступности услуг для инвалидов ниже среднего. И хотя 2% общеобразовательных организаций, согласно оценке, продемонстрировали низкий уровень доступности услуг для инвалидов, только пятая часть таких организаций имеет уровень ниже среднего (рис. 2).
Подобное распределение, на наш взгляд, связано с проводимой в республике социальной политикой.
Рис. 2 / Fig. 2. Уровень доступности услуг для инвалидов по видам образовательных организаций Республики Ингушетия. Независимая оценка качества оказываемых услуг, 2019 г., % / The level of accessibility of services for disabled people by type of educational organizations in the Republic of Ingushetia. Independent assessment of the quality of services provided, 2019, %
Источник/Source: URL: https://bus . gov.ru/pub/top-organizations-second .
Из обозначенных видов образовательных организаций важнейшую роль все же играют общеобразовательные организации — школы. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует обязательность получения каждым основного общего образования. Государство обязано предоставить беспрепятственный доступ к основному общему образованию для всех категорий обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим задача повышения уровня доступности образовательных услуг для людей с ОВЗ является приоритетной.
Для всех вводимых в эксплуатацию за последние годы (более 30 объектов за период с 2014 по 2020 г.) в республике образовательных организаций (школ и детских садов) предусмотрен безбарьерный пространственный доступ к ним людей с ОВЗ3. Также предусмотрено оснащение уже построенных ранее
3 Постановление Правительства Республики Ингушетия от 16.01.2016 № 4 «Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Республики Ингушетия в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы"» (с изменениями на 30.01.2019). URL: http://docs. cntd.ru/document/432868579.
объектов образования инфраструктурой, открывающей беспрепятственный доступ людям с ОВЗ к этим объектам4.
Социальная интеграция людей с ОВЗ в Республике Ингушетия находится в процессе становления. Предпринимаются шаги по повышению уровня доступности социальных услуг для людей с ОВЗ, пространственная оснащенность объектов социальной сферы находится под пристальным вниманием органов государственной власти. Тем не менее говорить о готовности социальной среды республики к полноценному принятию людей с ОВЗ как среднестатистических жителей еще очень рано. Ситуация осложняется социокультурными характеристиками населения региона, в котором издавна укоренялась точка зрения, согласно которой единственной и важнейшей целью было поддержание здоровья людей с ОВЗ и их практически полная изоляция из общественной жизни [3].
4 Постановление Правительства Республики Ингушетия от 02.09.2014 № 168 «Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Развитие образования"» (с изменениями на 19.12.2019). URL: http://docs.cntd.ru/ document/412713535.
На фоне традиционных предпосылок ингушского менталитета предпринимаемые действия по повышению уровня доступности образовательных услуг для людей ОВЗ выглядят весьма обнадеживающими. В республике функционирует Республиканский центр дистанционного образования, который охватывает процесс образования почти 300 детей, имеющих инвалидность, и оказывает методическую помощь преподавателям школ, колледжей и детских садов. Важным шагом стало заключение договоров с местными
колледжами на дальнейшее профессиональное обучение выпускников центра (https://rcdo06.ru/ сведения-о-центре).
Деятельность центра расширяется путем открытия филиалов в школах, которые демонстрируют высокий и выше среднего уровни доступности образовательных услуг для людей с ОВЗ. Данный кейс показывает успешность реализации образовательных программ для людей с ОВЗ, что поможет им занять достойное место в жизни благодаря своим знаниям и способностям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Анализ социальных сред в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью. Государственное управление. Электронный вестник. 2018;(69):445-462.
2. Жигунова Г. В. Обеспечение независимой жизни людей с инвалидностью в региональном социуме. Вестник ГУУ. 2018;(12):163-169.
3. Благирева Е. Н. Социокультурная инклюзия: дефиниции и позитивные отечественные практики. Вестник культуры и искусств. 2019;3(59):73-81.
references
1. Afonkina Y. A., Zhigunova G. V. Analysis of the Social Environment Structure for Ensuring Independent Life for People with Disability. State administration. Elektronnyi vestnik. 2019;(69):445-462. (In Russ.)
2. Zhigunova G. Ensuring the Independent Life of People with Disabilities in a Regional Society. Vestnik GUU. 2018;(12):163-169. (In Russ.).
3. Blagireva E. Sociocultural Inclusion: Definitions and Domestic Positive Practices. Vestnik kul'tury i iskusstv. 2019;3(59):73-81. (In Russ.).
информация об авторах
Карина Батыровна Мальсагова — главный специалист отдела по надзору и контролю в сфере образования,
Министерство образования и науки Республики Ингушетия, Назрань, Россия
Зейнап Муссаевна Мержоева — специалист первого разряда сектора оценки качества образования, Министерство образования и науки Республики Ингушетия, Назрань, Россия [email protected]
ABOUTTHEAUTHORs
Karma B. Malsagova — Chief Specialist, Department of Supervision and Control in the Field of Education, Ministry
of Education and Science of the Republic of Ingushetia, Nazran, Russia
Zeinap M. Merzhoeva — Specialist of the First Category of the Education Quality Assessment Sector, Ministry of
Education and Science of the Republic of Ingushetia, Nazran, Russia
Статья поступила 15.05.2020; принята к публикации 15.06.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article received on 15.05.2020; accepted for publication on 15.06.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.