Научная статья на тему 'ИЗМЕРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПАЦИЕНТАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: ПОДХОД НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ'

ИЗМЕРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПАЦИЕНТАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: ПОДХОД НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исаенкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПАЦИЕНТАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: ПОДХОД НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОНЛАЙН-КОНГРЕСС «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

Данный вид эритроцитов является патологически сформированным, как правило, они не способны выполнять свои функции, связанные с транспортом кислорода, так как механически не устойчивы при прохождении через сосуды малого калибра (капилляры, прекапилляры). Это приводит к возникновению анемий разного генеза. Таким образом, мембранопатии чаще встречаются при анемиях (железодефицитных, гемолитических, апластических). Глобальная распространенность анемий для населения в целом составляет 24,8%; согласно расчетам, анемией страдают 1620 млн человек.

Заключение. Таким образом, клинический метод исследования крови наиболее эффективен для ранней диагностики не только анемий, но и других патологических процессов на ранних этапах посредством изучения динамики нарушения форм эритроцитов.

Исаенкова Е.А._

Измерение удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг пациентами в системе управления региональным здравоохранением: подход на основе структурного моделирования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области, 394043, г. Воронеж, Российская Федерация

С целью оценки качества оказываемых медицинских услуг исследовали удовлетворенность пациентов. Для этого были использованы методы социологического опроса, статистического анализа и структурного моделирования. Сформированы и проверены гипотезы об отношении воспринятого качества оказанных услуг пациентами стационаров региона к их удовлетворенности. Это дает возможность органам управления здравоохранением региона сформировать мероприятия по обеспечению лояльности пациентов.

Вопросы улучшения качества и безопасности медицинской помощи являются значимыми в системе управления региональным здравоохранением. Это обусловлено как ухудшением демографических показателей и показателей здоровья населения, так и повышением ожиданий пациентов, связанных с появлением в средствах массовой информации ряда публикаций, посвященных вопросам качества медицинской помощи. В условиях развития системы управления качеством оказания медицинской помощи становятся актуальными вопросы совершенствования инструментов и методов управления качеством, в частности одной из ее составляющих - обратной связи от получателей медицинских услуг, значение которой связано со степенью удовлетворенности качеством оказанных услуг.

Цель исследования - разработка структурной модели удовлетворенности качеством медицинских услуг, оказанных в стационарных условиях, с применением методики БЕ1^иА1_, обоснование на этой модели статистических гипотез о влиянии тех или иных аспектов восприятия пациентов на удовлетворенность качеством и их лояльность к деятельности медицинской организации.

Материалы исследования содержат результаты социологического опроса пациентов по методике измерения значений удовлетворенности пациентов качеством оказанных медицинских услуг БЕ1^иА1_, основанной на рекомендациях по улучшению процессов в медицинских организациях (ГОСТ Р 54732-2011 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению» и ГОСТ Р 56036-2014 «Менеджмент качества. Руководящие указания по организации мониторинга удовлетворенности потребителей»).

Анкета состоит из трех разделов: социально-демографическая характеристика пациента; вопросы по аспектам, отражающим его ожидания по уровню качества услуг до момента их получения; вопросы по аспектам, отражающим его восприятие об уровне качества полученных услуг. Разделы

66

Журнал для непрерывного медицинского образования

ТЕЗИСЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ОНЛАЙН-КОНГРЕССА «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (25-26 МАЯ 2020 Г.)

2 и 3 анкеты содержали по 24 вопроса. Ответы на вопросы оценивали по шкале Лайкерта. По каждому пункту анкеты рассчитывали показатель оценки качества услуг путем вычитания значений уровня ожиданий из полученных значений уровня восприятий интегральных индикаторов разрывов ожиданий пациентов по следующим критериям: материальность, надежность, отзывчивость, убедительность, сочувствие и принятие.

Были опрошены пациенты, получившие медицинские услуги в 35 стационарах Воронежской области за февраль-май 2019 г. Для анализа данных было отобрано 1293 анкеты. Анализ данных проводили с использованием программного обеспечения SPSS Statistics (версия 24) и SPSS Amos (версия 24).

Далее в ходе исследования была выполнена следующая последовательность шагов: анализ описательных статистик респондентов и переменных модели, оценка надежности и достоверности данных, факторный анализ, корреляционный анализ и структурное моделирование (SEM-анализ).

Одно из преимуществ структурного моделирования - возможность внесения в исследуемую модель некоторых латентных переменных.

Методы структурного моделирования включают путевой анализ, конфирматорный факторный анализ, моделирование латентных изменений и другие методы. Метод структурного моделирования был выбран для проверки и оценки причинно-следственных связей между структурами исследуемых данных исходя из их качественной причинности. Он позволяет проверять и подтверждать выдвинутые исследовательские гипотезы. Наличие обоснованных предположений о взаимосвязях переменных позволило провести конфирматорный факторный анализ, результаты которого подтвердили правильность построенной модели измерения качества оказанных медицинских услуг через удовлетворенность пациентов. Получена достаточная информация о том, что модель подходит для структурного моделирования и проверки гипотез исследования. Проведено исследование отношения воспринятого качества оказанных услуг пациентами стационаров региона к их удовлетворенности и поведенческим намерениям.

Для достижения этой цели были сформулированы и проверены следующие гипотезы исследования: имеется положительное существенное влияние интегральных индикаторов восприятия пациентами качества оказанных медицинских услуг на их удовлетворенность; воспринятое качество оказанных медицинских услуг оказывает значительный эффект на их удовлетворенность; имеется корреляция между лояльностью пациентов и их удовлетворенностью (оценка лояльности через значимые для пациентов индикаторы удовлетворенности).

Результаты, полученные в ходе путевого анализа предложенной модели, позволили определить комплекс мероприятий, направленных на формирование лояльности пациентов и представителей других целевых аудиторий. Использование инструментов проектного управления дает возможность органам управления здравоохранением региона не только сформировать лояльность существующих, но и обеспечить распространение эффектов лояльности на потенциальных потребителей медицинских услуг, создавая высокую конкурентоспособность бюджетных учреждений здравоохранения.

Карякин Н.Н., Переслегина И.А., Горский М.Д., Леванов В.М._

Определение индивидуальной образовательной траектории специалиста на основе выявления пробелов знаний клинических рекомендаций путем тестирования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 603950, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. Том 6, № 3, 2020 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.