ТЕЗИСЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ОНЛАЙН-КОНГРЕССА «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (25-26 МАЯ 2020 Г.)
2 и 3 анкеты содержали по 24 вопроса. Ответы на вопросы оценивали по шкале Лайкерта. По каждому пункту анкеты рассчитывали показатель оценки качества услуг путем вычитания значений уровня ожиданий из полученных значений уровня восприятий интегральных индикаторов разрывов ожиданий пациентов по следующим критериям: материальность, надежность, отзывчивость, убедительность, сочувствие и принятие.
Были опрошены пациенты, получившие медицинские услуги в 35 стационарах Воронежской области за февраль-май 2019 г. Для анализа данных было отобрано 1293 анкеты. Анализ данных проводили с использованием программного обеспечения SPSS Statistics (версия 24) и SPSS Amos (версия 24).
Далее в ходе исследования была выполнена следующая последовательность шагов: анализ описательных статистик респондентов и переменных модели, оценка надежности и достоверности данных, факторный анализ, корреляционный анализ и структурное моделирование (SEM-анализ).
Одно из преимуществ структурного моделирования - возможность внесения в исследуемую модель некоторых латентных переменных.
Методы структурного моделирования включают путевой анализ, конфирматорный факторный анализ, моделирование латентных изменений и другие методы. Метод структурного моделирования был выбран для проверки и оценки причинно-следственных связей между структурами исследуемых данных исходя из их качественной причинности. Он позволяет проверять и подтверждать выдвинутые исследовательские гипотезы. Наличие обоснованных предположений о взаимосвязях переменных позволило провести конфирматорный факторный анализ, результаты которого подтвердили правильность построенной модели измерения качества оказанных медицинских услуг через удовлетворенность пациентов. Получена достаточная информация о том, что модель подходит для структурного моделирования и проверки гипотез исследования. Проведено исследование отношения воспринятого качества оказанных услуг пациентами стационаров региона к их удовлетворенности и поведенческим намерениям.
Для достижения этой цели были сформулированы и проверены следующие гипотезы исследования: имеется положительное существенное влияние интегральных индикаторов восприятия пациентами качества оказанных медицинских услуг на их удовлетворенность; воспринятое качество оказанных медицинских услуг оказывает значительный эффект на их удовлетворенность; имеется корреляция между лояльностью пациентов и их удовлетворенностью (оценка лояльности через значимые для пациентов индикаторы удовлетворенности).
Результаты, полученные в ходе путевого анализа предложенной модели, позволили определить комплекс мероприятий, направленных на формирование лояльности пациентов и представителей других целевых аудиторий. Использование инструментов проектного управления дает возможность органам управления здравоохранением региона не только сформировать лояльность существующих, но и обеспечить распространение эффектов лояльности на потенциальных потребителей медицинских услуг, создавая высокую конкурентоспособность бюджетных учреждений здравоохранения.
Карякин Н.Н., Переслегина И.А., Горский М.Д., Леванов В.М._
Определение индивидуальной образовательной траектории специалиста на основе выявления пробелов знаний клинических рекомендаций путем тестирования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 603950, г. Нижний Новгород, Российская Федерация
VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОНЛАЙН-КОНГРЕСС «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.
Представлены результаты использования уникальной разработки ПИМУ по проведению дистанционных образовательных циклов для специалистов по внедрению клинических рекомендаций (КР). Разработанная система обеспечивает 100-процентный охват врачей, равную доступность качественного учебного материала независимо от места расположения слушателя (в том числе от качества интернет-каналов), позволяет выявить пробелы знаний КР и достоверно подтвердить освоение слушателем учебного материала.
Известно, что одним из направлений развития образовательных технологий является внедрение дистанционных форм изучения материала.
Цель - разработать систему внедрения КР в первичном звене здравоохранения, обеспечивающую максимальный охват врачей, доступность и качество учебного материала независимо от места расположения слушателей (в том числе от качества интернет-каналов) с последующим определением уровня устойчивости знаний.
Материал и методы. Использованы КР по болезням системы кровообращения (БСК), болезням органов дыхания (БОД), новообразованиям (НО), являющимся основными причинами смертности населения (всего 25 КР), на основе которых разработаны лекции для врачей первичного звена и тесты для оценки уровня и устойчивости знаний. Контингент специалистов первичного звена трех регионов - врачи-терапевты участковые, врачи общей практики, кардиологи, неврологи, пульмонологи, онкологи первичных онкологических кабинетов; всего около 2000 человек.
Алгоритм системы: первичное дистанционное тестирование для оценки исходного уровня знаний, дистанционное прослушивание лекций и повторное тестирование. Для проведения тестирования и оценки результатов разработано специальное программное средство. В зависимости от количества правильных ответов итоги тестирования делились на 3 группы: «красная» (количество правильных ответов <70%), «желтая» (от 70 до 80%), «зеленая» (>80%). Проведено сопоставление уровня знаний КР с показателями смертности населения регионов от соответствующих причин (по данным Росстата).
Результаты. Система внедрения КР в первичном звене здравоохранения должна включать следующие этапы: определение перечня КР и разработка тестов на их знание; проведение первичного тестирования на основе разработанного программного средства; оценка результатов тестирования; дистанционное прослушивание видеолекций по КР и повторное тестирование специалистов; направление специалистов на внеочередные краткосрочные курсы повышения квалификации (ПК).
По итогам тестирования руководители органов управления здравоохранением (медицинских организаций) получают информацию в целом по региону, по конкретной медицинской организации и каждому медицинскому работнику о количестве правильных ответов по каждой КР. У руководителя медицинской организации появляется возможность планировать персональную подготовку врачей в системе НМО с учетом уровня их знаний.
У Региона № 1 ответы первого тестирования по всем разделам (БСК, БОД, НО) находились в «зеленой» зоне; у Региона № 2 ответы по БОД находились в «желтой» зоне, по БСК и НО - в «зеленой»; у Региона № 3 ответы по БОД также находились в «желтой» зоне, по БСК и НО - в «красной». По БСК более слабые знания у всех регионов выявлены по КР, посвященным хронической сердечной недостаточности и желудочковым аритмиям, по БОД - внебольничным пневмониям, НО - раку молочной железы, предстательной железы, щитовидной железы, раку кожи, яичников и прямой кишки. При этом результаты тестирования коррелировали с показателями смертности населения от соответствующих классов заболеваний: в Регионе № 1 они были самые низкие (ниже РФ), в Регионе № 2 -в основном соответствовали среднероссийскому уровню, а в Регионе № 3 - самые высокие (по ряду позиций - в 1,2-1,4 раза выше РФ).
После прослушивания лекций, подготовленных на основе КР специально для врачей первичного звена, проведено повторное тестирование, которое продемонстрировало различную устойчивость знаний. Так, у Региона № 1 из «зеленой» в «желтую» перешли знания по БОД; у Региона № 2 отмечена положительная динамика знаний по всем КР (в «красной» зоне ответы не зарегистрированы, по
68
Журнал для непрерывного медицинского образования
ТЕЗИСЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ОНЛАЙН-КОНГРЕССА «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (25-26 МАЯ 2020 Г.)
БСК и НО ответы перешли из «красной» в «зеленую» зону, по БОД - остались в «желтой», однако при первом тестировании количество правильных ответов 73%, при повторном - 79%); у Региона № 3 результаты остались практически без изменений (ответы по БСК и НО находились в «зеленой» зоне, по БОД - сохранились в «желтой» зоне на том же уровне).
ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России подготовлены специальные краткосрочные программы ПК, размещенные на портале ес1и.го$т1П2с1гау и рекомендованные конкретным специалистам регионов. Руководители медицинских организаций регионов проинформированы о целесообразности использования полученных результатов для направления врачей на внеочередное ПК по краткосрочным программам.
Китаева Э.А., Шулаев А.В., Улумбекова Г.Э., Китаев М.Р., Бакирова Э.А._
Оценка отношения населения к здоровому образу жизни (по результатам анкетирования)
Государственное автономное учреждение здравоохранения «Рыбно-Слободская центральная районная больница», 422650, Республика Татарстан, пгт. Рыбная Слобода, Российская Федерация; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 420012, г. Казань, Российская Федерация
В анкетировании приняли участие 2346 респондентов от 21 года до 74 лет. Средняя физическая активность среди всех опрошенных чуть выше 20%. Приверженность здоровому питанию во всех группах не превышает 25%. Среди опрошенных респондентов курят 22,21%, регулярно употребляют алкоголь 0,2%. Результаты анкетирования населения могут быть использованы при разработке адресной программы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) по формированию приверженности здоровому образу жизни (ЗОЖ) для каждой возрастной группы.
Цель исследования - выявить приверженность населения Рыбно-Слободского района Республики Татарстан ЗОЖ, исследовать связь ЗОЖ с наличием неинфекционных заболеваний.
Проведено анкетирование взрослого населения Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. В опросе приняли участие 2346 респондентов. Возраст респондентов варьировал от 21 года до 74 лет. Среди опрошенных респондентов 1681 (71,7%) женщина и 665 (28,3%) мужчин. Женщин с высшим образованием - 590 (35,0% от общего числа опрошенных женщин), мужчин с высшим образованием - 188 (28,2% от общего числа опрошенных мужчин). Всего среди опрошенных лиц с высшим образованием - 778 (33,2% от общего числа опрошенных).
Анализируя данные приверженности населения правильному питанию по возрастам, мы провели следующие наблюдения: принципов правильного питания придерживаются 18,36% респондентов от 21 года до 30 лет из числа опрошенных в своей возрастной группе; от 31 года до 40 лет - 21,78%; от 41 года до 50 лет - 11,5%; от 51 года до 60 лет - 21,7%; от 61 года до 70 лет - 14,7% и 2,0% респондентов 71-74 года. Гипотеза о независимости приверженности правильному питанию от возраста не подтверждается (р<0,001, х2=72,09). Можно сделать вывод о том, что наиболее привержены правильному питанию респонденты в возрасте от 31 года до 40 лет. Однако приверженность во всех возрастных группах не превышает 25%, что недостаточно для организации эффективной профилактики. Отмечается резкое снижение приверженности начиная с 61 года.
На вопрос «Занимаетесь ли вы спортом?» респонденты ответили следующим образом. Регулярно (2-3 раза в неделю) занимаются спортом 364 (21,4%) женщины и 120 (18,1%) мужчин, всего 484 (20,64%) респондента. Иногда (2-3 раза в месяц) занимаются спортом 1033 (61,5%) женщины и 347 (52,2%) мужчин, всего 1380 (58,8%) человек.