Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ТРИАДЕ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ-ОБШЕСТВО»'

К ВОПРОСУ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ТРИАДЕ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ-ОБШЕСТВО» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидорович И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ТРИАДЕ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ-ОБШЕСТВО»»

VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОНЛАЙН-КОНГРЕСС «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

Материал и методы. Исследование проведено по разработанной Анкете учета мнения родителей (законных представителей) по совершенствованию организации МП ребенку с онкологическим заболеванием. Анкета состояла из 27 вопросов, респондентам предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответов для каждого из них или вписать свой вариант ответа. Для объективности респонденты заполняли анкеты анонимно. В качестве объекта исследования выступали анкеты, заполненные родителями (законными представителями) детей с онкологическими заболеваниями, получавших в 2011-2018 гг. МП в отделениях детской онкологии медицинских организаций субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения репрезентативности исследования минимальное число родителей (законных представителей) детей с онкологическими заболеваниями, включенных в исследование, должно быть не меньше 363 человек, с учетом стратификации по численности первичных пациентов в 2018 г. в федеральных округах Российской Федерации: из ЦФО - 22,1%, СЗФО - 8,6%, ЮФО - 10,4%, СКФО - 8,4%, ПФО - 22%, УФО - 9,1%, СФО - 14,3%, ДВФО - 5,1%.

Результаты. В исследовании приняли участие 410 респондентов. Проведенное медико-социальное исследование показало, что 81,1+1,9% респондентов не удовлетворены отношением к ним и их детям врачей и среднего медицинского персонала, удовлетворены лишь частично 15,9+1,8%, удовлетворены полностью 3+0,8%. В качестве причины неудовлетворенности отмечены грубость в общении (35,8+2,4%), отсутствие достаточного внимания со стороны медицинского персонала (21,3+2,0%) и заинтересованности в успехе лечения (19,7+2,0%). Сочетание данных вариантов отметили 23,2+2,0% респондентов. В качестве предпочтительного места лечения своих детей 63,7+2,4% респондентов отметили медицинскую организацию федерального подчинения, 33,9+2,4% - медицинскую организацию, расположенную за пределами территории Российской Федерации, из них 57,4+2,4% респондентов в качестве причины выбора отметили возможность получения пациент-ориентированного сервиса и сложную маршрутизацию во время лечения между медицинскими организациями на территории Российской Федерации. Недоверие к квалификации медицинского персонала в Российской Федерации в качестве причины указали 12,7+1,6% респондентов, отсутствие комфортных условий для прохождения обследования и лечения - 11,8+1,6%, отсутствие необходимых методов диагностики и лечения - 5,3+1,1%, сочетание перечисленных вариантов - 12,8+1,6%.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости создания пациент-центристской системы организации МП детям с онкологическими заболеваниями. Необходимо внедрять пациент-ориентированные подходы и совершенствовать маршрутизацию пациентов.

Сидорович И.А._

К вопросу оптимальных решений при возникновении конфликтов в триаде «врач-пациент-обшество»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клинико-диагностический центр № 4 Департамента здравоохранения г. Москвы», филиал № 5, 121353, г. Москва, Российская Федерация

В Российской Федерации взаимоотношения в триаде «врач-пациент-общество» регулируются Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Этическим кодексом российского врача. В этих документах даны определения добровольного информированного согласия, принцип конфиденциальности, врачебной тайны, основы взаимоотношений врача и пациента, права пациента в организации медицинской помощи, права граждан на информацию о состоянии здоровья, согласие (отказ) на медицинское вмешательство.

ТЕЗИСЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ОНЛАЙН-КОНГРЕССА «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (25-26 МАЯ 2020 Г.)

Одна из базовых целей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) перед системами здравоохранения стран мира на пути достижения здоровья для всех - отзывчивость системы здравоохранения на ожидание людей. Отзывчивость - показатель того, как система функционирует по отношению к аспектам, не связанным с состоянием здоровья. Удовлетворяя или не удовлетворяя ожидания населения в отношении того, как оно обслуживается услугами по профилактике, лечению или другими услугами, системы здравоохранения обязаны служить людям, что подразумевает нечто большее, чем оценку удовлетворенности людей только медицинской помощью, которую они получают.

Эксперты ВОЗ выделяют 7 аспектов отзывчивости системы здравоохранения, объединенные в 2 группы.

1-я группа - уважение к человеку, в том числе: уважение достоинства человека (отсутствие унижения пациента); конфиденциальность (право определять, кто имеет доступ к информации о здоровье конкретного человека); автономность в отношении информации, касающейся собственного здоровья.

2-я группа - ориентация на пациента, в том числе: быстрое обслуживание (незамедлительное обслуживание в неотложных ситуациях и разумное время ожидания в других случаях); надлежащие условия (чистота, достаточное пространство и качественное больничное питание); доступ к системе социальной поддержки.

Исследование указанных вопросов позволяет провести анализ профессиональной деятельности врачей, выявить их реальное положение в обществе. Проводимая в медицинской отрасли реформа сопровождается постоянной критикой со стороны как медицинских специалистов, так и широких слоев населения. За последние годы возросло количество конфликтных ситуаций, возникающих между пациентами и медицинскими организациями, связанных с оказанием медицинских услуг. Возникающие конфликты уже не ограничиваются стенами лечебных учреждений, а рассмотрение жалоб и претензий пациентов зачастую заканчивается в судебной инстанции.

В тех случаях, когда медицинская помощь оказывается в форме предоставления платных услуг, пациент автоматически приобретает статус потребителя медицинской услуги и в дополнение к правам пациента пользуется всеми правами потребителя, предусмотренными законодательством. Потребитель вправе предъявлять требования не только к качеству лечения, но и к условиям предоставления услуги, в том числе связанным с личностью врача и деонтологическими аспектами его поведения.

На сегодняшний день мало изучены особенности взаимоотношений, возникающих в тандеме «врач-пациент». Процесс оказания медицинской помощи включает различные виды взаимоотношений, в том числе в триаде «врач-пациент-общество» (информационные, экономические, правовые, этические и др.). Одной из форм реализации таких взаимоотношений в медицинской сфере является конфликт. Субъектами медицинской практики, участвующими в конфликтных ситуациях, являются медицинские работники, пациенты, медицинские коллективы в целом, группы поддержки, принимающие сторону пациента или других участников, входящих в сферу медицинской деятельности. Уровень конфликтогенности взаимоотношений врача и пациента зависит от материально-технической базы лечебного учреждения, квалификации медицинского персонала, качества и стоимости оказываемых услуг, оценки пациентом объективных и субъективных составляющих медицинской помощи и многого другого.

Наиболее распространенными способами разрешения конфликтов в медицинской практике являются досудебный (на первичном уровне) и судебный (органами государственной юрисдикции). Пытаться решать происходящие конфликтные ситуации и подходить к ним как к социально-бытовым событиям крайне непродуктивно и методологически ошибочно. Проблема профессиональной ответственности врача лежит на стыке этики, права и профессионального медицинского образования. Сегодня под профессиональной ответственностью врача следует понимать предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации обязанность осуществлять медицинскую деятельность, требующую специальных знаний, опыта и квалификации, а также отчет о результатах этой деятельности.

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. Том Б, № 3, 2020 83

VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОНЛАЙН-КОНГРЕСС «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

Профессиональная ответственность врача располагается на пересечении таких процессов, как соблюдение прав пациента, соблюдение прав врача, возникновение последствий медицинских действий, обеспечение организационных условий для занятий медицинской деятельностью. Указанные вопросы регулируются международными документами: Общими положениями Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, которая провозглашает приоритет человека, равную доступность здравоохранения, профессиональные стандарты. Лиссабонская декларация о правах пациента была принята 34-й Всемирной медицинской ассамблеей в 1981 г. Развитие здравоохранения ставит новые проблемы в организации и оказании медицинской помощи, инициируя в профессиональной деятельности врача неоднозначные ситуации медицинского, организационного, правого, этического, психологического и иного характера.

Смирнова Е.В., Волкова О.А._

К вопросу об организации лекарственного обеспечения при предоставлении первичной медико-санитарной помоши в дневных стационарах при городских поликлиниках

Государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы», 115088, г. Москва, Российская Федерация

На основании данных форм статистического наблюдения (ФСН) и скрининга документов, регламентирующих лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в дневных стационарах (ДС), изучены вопросы организации лекарственного обеспечения ДС, организованных при медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы, предоставляющих взрослому населению первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в амбулаторных условиях (АПУ).

Адекватность лекарственного обеспечения при оказании ПМСП - одна из наиболее актуальных проблем. Согласно действующему законодательству, бесплатно или со скидкой лекарственные препараты при амбулаторном лечении, в первую очередь из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖВНЛП), получают исключительно декретированные (льготные) категории граждан. Определенная порочность такого подхода, когда при одном и том же диагнозе доступность лечения зависит от статуса пациента (есть/нет инвалидности), заставляет искать подходы к оптимизации лекарственного обеспечения как необходимого элемента ПМСП. Одним из вариантов решения проблемы, позволяющим обеспечить доступность (медицинскую и финансовую) целевого использования необходимых лекарственных препаратов, что особенно актуально для пожилых граждан, может выступать лечение в рамках ДС.

Цель исследования - проанализировать лекарственное обеспечение ДС при медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы, предоставляющих взрослому населению ПМСП в амбулаторных условиях.

Материал и методы. Анализ лекарственного обеспечения ДС на основании данных ФСН № 12, 14-ДС и № 62 отдельных АПУ; документов, регламентирующих лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи; литературных источников по проблеме исследования.

Результаты и обсуждение. Как показали результаты исследования, в большинстве АПУ расходы на лекарственные препараты в общих расходах ДС отсутствуют в принципе или их доля варьирует от 2 до 10%, а около 80% составляют расходы на оплату труда персонала. С номенклатурой заболеваний, по которым оказывалась ПМСП в ДС, расходы на лекарственные препараты, необходимые для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.