ТЕЗИСЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ОНЛАЙН-КОНГРЕССА «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (25-26 МАЯ 2020 Г.)
лечения, не связаны, что может быть следствием как сложившегося де-факто порядка оплаты ДС за счет средств ОМС на фоне выявленного несоответствия формулировок нормативных документов, так и некорректности учета расходов на лекарственные препараты в ДС и/или заполнения ФСН, оставляя открытым вопрос самостоятельного приобретения лекарственных препаратов пациентами.
Вопрос о том, должен ли ДС при АПУ обеспечивать лекарственными препаратами бесплатно, -один из часто встречающихся и в пациентской, и в профессиональной среде.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ф3, при оказании медпомощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов из перечня ЖВНЛП, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи. При наличии медицинских показаний (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организацией осуществляется назначение лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи.
П. 31 Порядка назначения лекарственных препаратов (Порядок), регламентирующего их назначение при оказании помощи в условиях стационара, определено, что «в случаях обследования и лечения гражданина в стационарных условиях в рамках предоставления медицинских услуг на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договора, в том числе договора добровольного медицинского страхования, ему могут быть назначены лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖВНЛП, если их назначение и применение обусловлено медицинскими показаниями». Никаких иных указаний на использование средств граждан, в том числе в ДС, Порядок не содержит. Следовательно, при оказании медицинской помощи в условиях ДС МО обязана обеспечить пациентов лекарственными препаратами из перечня ЖВНЛП, а также лекарственными препаратами в соответствии с врачебным назначением. Случаи необоснованной оплаты лекарственных препаратов должны выявляться при проведении контрольных мероприятий Росздравнадзором, в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и структурами ОМС в лице СМО и ТФОМС. Ключевой является трактовка понятия «жизненные показания», используемая в п. 2 ч. 3 ст. 80 Закона № 323, употребляемая, согласно данным литературных источников и различным подзаконным актам, при отсутствии определения данного понятия. Таким образом, мерилом адекватности выбору назначения лекарственных препаратов пациенту для лечения в условиях ДС является только конечный результат и качество медицинской помощи. Для организации лекарственного обеспечения ДС в соответствии с законодательством необходимы целенаправленная контрольно-экспертная деятельность, изменение порядка оплаты и определение формата работы ДС в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, предоставляющих населению ПМСП.
Солдатов И.В., Морозов С.П., Лантух З.А., Киреев С.Г., Рыжов С.А._
Формирование стандартов оснашения оборудованием отделений лучевой диагностики амбулаторных медицинских организаций государственной системы здравоохранения регионов на примере Москвы
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения г. Москвы «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий» Департамента здравоохранения г. Москвы, 109029, г. Москва, Российская Федерация
VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОНЛАЙН-КОНГРЕСС «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.
На настоящий момент 90 амбулаторно-поликлинических центров (АПЦ) Департамента здравоохранения г. Москвы оснащены более 2500 единицами оборудования для лучевой диагностики (ЛД). Парк оборудования предназначен для проведения рентгенографических исследований, маммографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Ввиду большого количества и разнообразия типов аппаратов необходимо найти системный подход для стандартизации оснащения медицинских организаций (МО).
На настоящий момент оснащение государственных амбулаторных МО регламентируется приказом Минздравсоцразвития РФ № 753 от 01.12.2005. Данный приказ разделяет амбулаторные организации по типам подчиненности и рекомендует проводить их оснащение согласно табелям. Однако ввиду длительного процесса утверждения обновленных стандартов оказания медицинской помощи (МП) указанные в данном приказе стандарты оснащения зачастую не соответствуют актуальной потребности в оказании МП и современным диагностическим технологиям.
Минимальный стандарт оснащения должен учитывать следующие факторы:
1. Потребность в оказании МП.
При выборе оборудования важно понимать диагностические задачи, которые будут решаться на данном виде аппаратов, и сопоставлять их с предложениями современного рынка оборудования. Для оказания первичной доврачебной, врачебной и специализированной помощи необходимо оснащать АПЦ современным высокотехнологичным оборудованием. Оснащение отдельной МО должно удовлетворять потребности не только прикрепленного населения, но и различных групп пациентов территории, например для Москвы - пациентам с избыточной массой тела или при необходимости проведения исследований детям и пр.
2. Соответствие современным диагностическим технологиям.
Преимущественно необходимо оснащать МО цифровым оборудованием с использованием новых технологий в аппаратном и программном обеспечении.
3. Обеспечение территориальной доступности диагностики при условии эффективной эксплуатации работы оборудования.
Территориальная доступность определяется близостью нахождения отделения и соответствующего оборудования от места жительства пациентов, а также доступностью, связанной с уровнем загрузки (эффективностью работы) оборудования и сроков ожидания исследования.
Эффективность работы оборудования измеряется в количестве исследований за единицу времени (за смену, рабочий день, месяц, год). Поток пациентов должен рассчитываться исходя из видов исследований и востребованности их проведения, технических возможностей оборудования (средняя пропускная способность, минут на исследование), штата медицинского персонала (наличие необходимого числа рентгенолаборантов и врачей-рентгенологов) и графика работы отделения (1, 2 смены, круглосуточно и пр.).
Рекомендации по оснащению оборудованием для ЛД для АПЦ Департамента здравоохранения г. Москвы были разработаны Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения г. Москвы».
АПЦ состоит из головного здания (ГЗ) поликлиники и филиалов. Минимальный стандарт оснащения оборудования для лучевой диагностики ГЗ АПЦ должен включать: рентгеновский компьютерный томограф (1 шт.) - для проведения исследований различных анатомических областей, в том числе методом контрастного усиления; магнитно-резонансный томограф (1 шт.) - для проведения исследований опорно-двигательного аппарата и функциональных исследовании, в том числе методом контрастного усиления; цифровой рентгенодиагностический аппарат (РДА) на 2 рабочих места (1 шт.) -в связи с потребностью в проведении плановых диагностических исследований различных анатомических областей по показаниям врачей-специалистов; цифровой рентгеновский аппарат «11-дуга» или РДА (1 шт.) - для проведения профилактических и диагностических рентгенографических исследований (допускается взамен РДА использовать цифровые флюорографы, установленные ранее 2019 г.); дополнительный РДА (1 шт.) - при наличии травматологического пункта для разделения
86
Журнал для непрерывного медицинского образования
ТЕЗИСЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ОНЛАЙН-КОНГРЕССА «ОРГЗДРАВ-2020. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (25-26 МАЯ 2020 Г.)
потока пациентов и обеспечения бесперебойной доступности к оказанию МП; цифровой маммограф 1 (шт.) - для скрининговых исследований рака молочной железы и диагностических исследований (для оснащения вновь открывающихся кабинетов в ГЗ предпочтение должно отдаваться цифровым маммографам с функцией томосинтеза); рентгеновский денситометр (1 шт.) - для проведения диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата, эндокринологических заболеваний, а также для поддержания программы «Московское долголетие».
Оснащение свыше минимального стандарта допускается при наличии дополнительного обоснования. По аналогии, используя представленные в статье факторы, были сформированы предложения по минимальному стандарту оснащения филиала АПЦ Департамента здравоохранения г. Москвы.
Заключение. Стандартизация оснащения амбулаторных МО оборудованием для ЛД способствует: улучшению доступности исследований прикрепленного населению; рациональному планированию оснащения на период времени с сокращением дефицита в необходимом оборудовании; снижению срока ожидания исследований; повышению качества проведения диагностики; расширению спектра медицинских услуг, оказываемых населению города.
Творогов Д.А., Мовчан К.Н., Мамичева О.Ю., Дарьина М.Г., Русакевич К.И._
Об учете роли маршрутизации пациентов при экспертизе качества оказания медицинской помоши в случае сочетания острых гастродуоденальных язвенных кровотечений и вирусного гепатита
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр», 198095, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 191015, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Приведены данные о результатах лечения 436 пациентов, госпитализированных в 2 крупных многопрофильных скоропомощных стационара Санкт-Петербурга: Александровскую и Боткинскую городские больницы. Вопросы оценки качества оказания медицинской помощи (МП) больным с гастродуоденальными язвенными кровотечениями, сочетанными с вирусными гепатитами, проанализированы с учетом данных, отражающих адекватность маршрутизации пациентов в профильные медицинские организации (МО).
Актуальность. Проблемы предоставления МП больным с гастродуоденальными язвами (ГДЯ), осложненными кровотечением (ГДЯК), в неотложной хирургии остаются, особенно при сочетании патологических состояний. В случаях вирусного гепатита (ВГ), когда при оказании МП выявляются еще и ГДЯК, взаимоотягощение этих двух нозологий оказывает существенное влияние на эффективность лечения пациентов. Поэтому учет оптимальности маршутизации больных в МО, профильных в плане устранения как воспалительно-дегенеративных изменений в печени, так и достижения гемостаза при ГДЯК, представляется важным критерием оценки качества медицинской помощи (КМП).
Материал и методы. В Городской Александровской больнице Санкт-Петербурга (СПбГАБ) оценена эффективность лечения 436 пациентов, госпитализированных по поводу ГДЯК (в 39 случаях выявлен сопутствующий хронический ВГ - ХВГ).
В Городской больнице им. С.П. Боткина (СПбГББ) проанализировано КМП у 38 больных острым ВГ (ОВГ), на фоне которого у пациентов развились ГДЯК.