PSYCHOLOGICAL SCIENCES
THE MEASUREMENT OF INTELLIGENCE OF CHILDREN AGED 2 TO 7 YEARS Khamedova Yu.R. (Republic оf Uzbekistan) Email: [email protected]
Khamedova Yulduz Rahimovna - Psychologist, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, FERGANA BRANCH TASHKENT MEDICAL ACADEMY, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the development of experimental methods for the study of mental abilities, individual differences of a person. The results of an experimental study of the intelligence ofpreschool children, depending on the profession and level of education of their parents. Experimental psychology arose due to the task of studying the most general laws of consciousness and the psyche. Moreover, individual differences were considered as something unnecessary, which must be disposed of. However, contrary to this task, the first "timid" experiments to determine individual differences appear. It was in England - F. Galton, in France - A. Binet, in the USA - J. Kettel and G. St. Hall, in Germany - E. Krepelin and V. Stern, in Russia - A. F. Lazursky. It is in line with the psychology of individual differences that attempts appear to explain what abilities, giftedness, and talent are.
In Uzbekistan, the question of the study of abilities is associated with such names as Davletshin M.G., Kadyrov B.R., Gaziev E.G. and etc. The great Abu Ali ibn Sina wrote: "As we will explain later, there are three dominant bodies. The cold of them alone is the brain, and its cold is not such as to equal the heat of the heart. Dry or close to dryness among the dominant organs [also] alone is the heart, but its dryness is not such as to equal the nature of the moisture in the brain or liver. Keywords: ability, giftedness, psychological features, talent, genius, intelligence, mental development.
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ Хамедова Ю.Р. (Республика Узбекистан)
Хамедова Юлдуз Рахимовна - психолог, кафедра социальных наук, Ферганский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье идет речь о развитии экспериментальных методов исследования умственных способностей, индивидуальных различий человека. Даются результаты экспериментального изучения интеллекта детей дошкольного возраста в зависимости от профессии и уровня образования их родителей.
Экспериментальная психология возникла благодаря задаче исследования наиболее общих законов сознания и психики. Причем индивидуальные различия рассматривались как что-то ненужное, от чего надо избавляться. Однако, вопреки данной задаче, появляются первые «робкие» опыты на определение индивидуальных различий. Это были в Англии - Ф. Гальтон, во Франции - А. Бине, в США - Дж. Кеттел и Г.Ст. Холл, в Германии - Э. Крепелин и В. Штерн, в России - А.Ф. Лазурский. Именно в русле психологии индивидуальных различий и появляются попытки объяснить, что такое способности, одаренность, талант.
В Узбекистане вопрос об изучении способностей связан с такими именами, как Давлетшин М.Г., Кадыров Б.Р., Газиев Э.Г. и др.
Ещё великий Абу Али ибн Сина писал: «Какмы это изъясним впоследствии, главенствующих органов — три. Холодный из них один — это мозг, и холод его не таков, чтобы сравняться с жаром сердца. Сухой или близкий к сухости среди главенствующих органов [тоже] один — это сердце, но сухость его не такова, чтобы сравняться с натурой влажности мозга или печени».
Ключевые слова: способность, одарённость, психологические особенности, талант, гениальность, интеллект, умственное развитие.
УДК 19.00.05
Во второй половине XIX века происходил активный процесс выделения психологии в самостоятельную науку. Этот процесс сопровождался созданием психологических лабораторий и институтов экспериментальных и прикладных исследований, а также развитием непосредственно экспериментальных исследований.
Экспериментальная психология возникла благодаря задаче исследования наиболее общих законов сознания и психики. Причем индивидуальные различия рассматривались как что-то ненужное, от чего надо избавляться. Однако, вопреки данной задаче, появляются первые «робкие» опыты на определение индивидуальных различий. Это были в Англии -Ф. Гальтон, во Франции - А. Бине, в США - Дж. Кеттел и Г.Ст. Холл, в Германии -Э. Крепелин и В. Штерн, в России - А.Ф. Лазурский. Именно в русле психологии индивидуальных различий и появляются попытки объяснить, что такое способности, одаренность, талант.
Ф. Гальтон, отрицая природное равенство людей по умственным способностям, утверждал, что способности наследуются так же, как физические признаки. За показатель талантливости Гальтон брал высокую репутацию в общественной и профессиональной жизни. Аргументом, доказывающим наследственный характер таланта, служили случаи, когда в какой-то степени известные личности имели выдающихся родственников.
А. Бине (1875-1911) ввёл изучение людей с какими-то выдающимися способностями -крупных счётчиков, шахматистов. Ученый исследовал также воображение, память и интеллект у детей.
Совместно с врачом Симоном, по заказу французского министерства просвещения, А. Бине разрабатывает «метрическую шкалу интеллектуального развития». Первый вариант шкалы появился в 1905 году.
В ходе исследования Бине и Симоном были получены следующие величины:
- умственный возраст - эта величина складывалась из числа лет в соответствии с решёнными задачами (например, если ребёнок 5 лет решил все задачи своего возраста и 2 задачи из следующего, то его умственный возраст равен 5 и 2/5 года - всего для каждого возраста даётся 5 задач;
- уровень умственного развития выражается в умственной отсталости или умственном превосходстве.
В 1911 году Штерн ввел коэффициент интеллекта что представляло собой
отношение умственного возраста к хронологическому (в %). Впервые этот коэффициент был использован в варианте шкалы Бине-Симона, разработанной Л.Терменом (США) в 1916 г.
Впервые физиолог Павлов обратился к психическим явлениям в своей работе по изучению деятельности пищеварительных желез. При этом выявилась следующая закономерность: работа пищеварительных желез может быть обусловлена не только чисто физиологическим моментом (раздражением полости рта), но и видом пищи, её запахом, т.е. фактами психического порядка. Секрецию слюнной железы на эти факторы Павлов назвал «психической секрецией», но истолковал её в физиологических понятиях. Объяснение этих фактов и положило начало учению об условных рефлексах.
Вся дальнейшая работа И.П.Павлова была направлена на изучение условно-рефлекторных связей: условий их образования, развития, угасания.
Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализировать приспособление от его простейших форм до высших проявлений в психике у животных и сознания у человека.
Б.М. Теплов (1896 - 1965) творчески переработал учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности и разработал психофизиологию индивидуальных различий. Теплов внёс большой вклад в разработку теоретических вопросов, касающихся способностей и одаренности, он также исследовал отдельные виды способностей: музыкальные, умственные способности.
Предметом специальной разработки Б.М. Теплова явилось изучение психофизиологических основ индивидуальных различий. Опираясь на учение И.П. Павлова о свойствах типов нервной системы, Теплов с сотрудниками (В.Д. Небылицын и др.) разработал методики экспериментального исследования нервной системы человека. В частности, В.Д. Небылицыну принадлежит заслуга тщательного изучения основных свойств нервной системы в целях отыскания характеристик, по которым люди отличаются друг от друга.
Последователями начатых Б.М. Тепловым и В.Г. Небылицыным исследований явились Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева и др.
В Узбекистане вопрос об изучении способностей связан с такими именами, как Давлетшин М.Г., Кадыров Б.Р., Газиев Э.Г. и др.
Ещё великий Абу Али ибн Сина писал: «Как мы это изъясним впоследствии, главенствующих органов — три. Холодный из них один — это мозг, и холод его не таков, чтобы сравняться с жаром сердца. Сухой или близкий к сухости среди главенствующих органов [тоже] один — это сердце, но сухость его не такова, чтобы сравняться с натурой влажности мозга или печени. Мозг тоже не так холоден, [как горячо сердце], и сердце не так сухо, [как влажен мозг], но сердце по сравнению с другими органами является сухим, а мозг по сравнению с другими органами является холодным» [1, с. 3]. Т.е. великий врач Средней Азии считал, что мозг человека является самым главным органом человека.
Хорошо известный всем психологам Узбекистана, корифей отечественной психологии -Давлетшин М.Г. - в своих исследованиях раскрывает сущность технической одаренности и технических способностей [7]. С помощью своих исследований ученый раскрывает различные уровни развития технических способностей: репродуктивный и творческий.
Кадыров Б.Р. - основатель первой исследовательской психологической лаборатории в Республике Узбекистан, последователь исследований научной школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Профессор Кадыров Б.Р. занимается психофизиологической стороной склонностей и способностей[8]. В частности, в результате своих исследований Кадыров Б.Р. пришел к выводу, что «высокой общемозговой и правополушарной активированности соответствует в переходном возрасте относительное преобладание первой сигнальной системы, и, наоборот, у подростков с активированностью в левом полушарии оказались связанными функции, относимые ко второй сигнальной системе» [8]. Таким образом, была доказана связь способностей и склонностей с уровнем общемозговой и внутриполушарной активированностью, а также от доминантности одного из полушарий мозга по активированности.
Газиев Э.Г. - один из известных узбекских психологов, разрабатывает вопрос формирования способностей студентов к учению[6]. Полученные им результаты позволили сделать следующие выводы: 1.Качество планирования зависит от объективности целепологания, мотивов учения, определения характера и размера учебных задач, от правильного выбора путей и средств их выполнения, от волевых усилий, которые прилагает студент для усовершенствования планирования своей учебной деятельности» [6, с.76]; 2. Основными условиями эффективного формирования способов самоконтроля в учебной деятельности являются совершенствование познавательных умений, проведение взаимопроверки, ориентирование на самоконтроль» [6, с.76].
Также свой вклад в изучение способностей внесли следующие отечественные ученые: Сайитахмедов Н.С., Содиков Б.Р., Шуванов И.Б., Эрматов Ш., Тулаганова Г., Рухиева X., Абдуллажонова М., Шамсутдинова Н., Мусурмонов А.И. и др.
Наше исследование проводилось в дошкольном образовательном детском учреждении № 57 и частном дошкольном образовательном учреждении «Детство» города Ферганы. Исследовались дети разных возрастных групп.
Применялись следующие методики: тест Кюльмана, тест Бине-Симона, тест Керна-Йерасека.
Цель исследования. В своей работе мы ставили себе цель - выявить критерии, на основе которых можно было бы вести отбор способных и одаренных детей, либо судить о наличии способностей и одаренности у ребёнка.
Гипотеза исследования. Мы ставили перед собой следующую проблему: Доказать, что у умственно одаренных детей существуют социальные и психологические качества, которые выделяют их от детей, не обладающих такой одаренностью.
мальчики
Uдевочки
средним
1 группа 3 группа 5 группа 8 группа 2 группа
Рис. 1. Средние показатели уровня интеллекта детей дошкольного возраста
Подведём итог нашему исследованию детей дошкольного возраста. Из изученных нами девяти групп детского сада, общее количество исследованных детей - 99, получается, что коэффициент корреляции r xy имеет положительное значение в шести группах (см. выше), отрицательное значение в двух группах (см. выше) и значение коэффициента не могло быть вычислено в одной группе (см. выше). Таким образом, наша гипотеза о том, что умственно одаренные дети отличаются от обычных детей своими социальными качествами, подтвердилась: более высокое умственное развитие имеют дети дошкольного возраста, родители которых имеют высшее или среднее-специальное образование.
Если мы сравним показатели уровня интеллекта детей дошкольного возраста, согласно половому признаку, то получается следующее: из изученных нами девяти групп детей детского дошкольного учреждения в 3 группах средний уровень интеллекта мальчиков оказался выше, в 4 группах - у девочек и в 2 группах - средний интеллект имел равное значение. Из данных результатов следует, что у детей дошкольного возраста уровень умственного развития девочек выше, чем у мальчиков.
Список литературы /References
1. Абу Али ибн Сина. «Канон врачебной науки». Интернет-ресурс.
2. Бабаханов М.П., Маликова Д.Д., Фефелов В.С. «Практическое руководство по методу системного отбора одаренных детей в лицеи и гимназии». Ташкент, 1994.
3. БлейхерВ.М. «Клиническая патопсихология». Ташкент. «Медицина», 1976.
4. Вертхеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
5. Гозиев Э. «Психология». Ташкент: «Укитувчи», 1994.
6. Газиев Э.Г. «Формирование способностей студентов к учению» в сб. «Одаренные дети Узбекистана». Термез, 1992.
7. Давлетшин М.Г. «Техническая одаренность и её выявление» в сб. «Одарённые дети Узбекистана». Термез, 1992.
8. Кадыров Б.Р. «Способности и склонности». Ташкент: «Фан», 1990.
9. Каиро «Книга о судьбе и счастье». Москва. «Корум», 1995.
10. Каххар А. «Сказки о былом». Ташкент, «Sharq», 2016.
11. «Методики психодиагностики в спорте» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. Москва. «Просвещение», 1991.
12. НемовР.С. «Психология». Москва. «Просвещение», 1990.
13. Немов Р.С. «Практическая психология». Москва, «Владос», 1998.
14. «Одаренные дети» / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. Москва. «Прогресс», 1991.
15. Психология. Словарь. / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Москва. «Издательство политической литературы», 1990.
16. «Практическая психология» / М.К. Тутушкина. Москва. Изд.АСВ, 1997.
17. «Психология индивидуальных различий: Тексты». Москва, 1985.
18. «Рабочая книга школьного психолога» / И.В.Дубровина. Москва. «Просвещение», 1991.
19. Сафо Очил «Мустакиллик маънавияти ва тарбия асослари». Ташкент. «Укитувчи», 1995.
20. Теплов Б.М. «Избранные труды». Москва, 1985.
21. Термен Л. «Изучение гения», 1925.
22. Токарева В.А. Айтметова С.Ш. «Методики психологического изучения школьников». Ташкент, «Укитувчи», 1980.
23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Psychologiya.ru, psychologiya.piter.ru, psycho.all.ru/ (дата обращения: 15.10.2019).
24. Хамедова Ю.Р. «Интеллект человека как одно из условий проявления способностей и одаренности» // «Вестник науки и образования». № 4 (58), 2019. С. 81-85.