Научная статья на тему 'Интеллект человека как одно из условий проявления способностей и одаренности'

Интеллект человека как одно из условий проявления способностей и одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1079
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / ИНСАЙТ / УМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АССИМИЛЯЦИЯ / АККОМОДАЦИЯ / INTELLIGENCE / MENTAL ABILITIES / ADAPTATION / INSIGHT / INTELLIGENT BEHAVIOR / ASSIMILATION / ACCOMMODATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хамедова Юлдуз Рахимовна

В данной статье рассматриваются различные взгляды на понятие «интеллект», определения интеллекта с точки зрения западных и пост-советских учёных. В западной психологии самым распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека «умное поведение». Выделяются виды интеллекта: общий, вербальный и невербальный. Статья знакомит с экспериментальными данными по изучению интеллекта студентов высших учебных заведений. Из исследованных нами 12 групп студентов двух учебных заведений в 7 группах средний общий балл умственного развития (УР) получился выше у девушек, чем у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект человека как одно из условий проявления способностей и одаренности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ Хамедова Ю.Р. Email: Нamedova658@scientifictext.ru

Хамедова Юлдуз Рахимовна - психолог, Ферганский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются различные взгляды на понятие «интеллект», определения интеллекта с точки зрения западных и пост-советских учёных. В западной психологии самым распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека - «умное поведение». Выделяются виды интеллекта: общий, вербальный и невербальный. Статья знакомит с экспериментальными данными по изучению интеллекта студентов высших учебных заведений. Из исследованных нами 12 групп студентов двух учебных заведений в 7 группах средний общий балл умственного развития (УР) получился выше у девушек, чем у юношей.

Ключевые слова: интеллект, умственные способности, адаптация, инсайт, умное поведение, ассимиляция, аккомодация.

HUMAN INTELLIGENCE AS ONE OF THE CONDITIONS OF CAPACITY AND GIFT MANIFESTATION ^medova Yu.R.

Hamedova Yulduz Rahimovna - Psychologist, FERGANA BRANCH TASHKENT MEDICAL ACADEMY, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses various views on the concept of "intelligence", the definition of intelligence from the point of view of Western and post-Soviet scientists. In Western psychology, the most common is the understanding of intelligence as a biopsychic adaptation to the present circumstances of life. Soviet psychologist S.L. Rubinshtein considered intellect as a type of human behavior - "smart behavior". The following types of intelligence are distinguished: general, verbal and non-verbal. The article introduces experimental data on the study of the intelligence of students of higher educational institutions. From the 12 groups of students studied by us in two schools in 7 groups, the average overall mental developmental score (SD) was higher for girls than for boys. Keywords: intelligence, mental abilities, adaptation, insight, intelligent behavior, assimilation, accommodation.

УДК 19.00.05

Слово «интеллект» произошло от латинского intellektus, что в переводе означает «разумение, понимание, постижение».

Существуют следующие определения интеллекта:

1. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида [11].1

1 Психология. Словарь// Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: «Политиздат», 1990. С. 142.

2. Интеллект - константное активное взаимодействие между унаследованными склонностями и окружающим опытом, в результате чего личность (индивидуум) получила бы возможность приобретать, запоминать и использовать знания; понимать как конкретные, так и актуальные концепции: понимать соотношение среди объектов, событий и мыслей - и применять все вышеперечисленное в целенаправленном процессе решения проблем повседневной жизни [15].1

В результатах исследований, которые были направлены на выяснение наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других - нет. По данным исследований И.В. Равич-Щербо [13]2: «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные». Однако, известно, что влияние среды на природу монозиготных близнецов с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, наоборот, уменьшается.

В западной психологии самым распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.

Представители гештальтпсихологии - М. Вертхеймер и В. Кёлер - предприняли попытку изучить продуктивные творческие компоненты интеллекта.

По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что прежде не связываемые элементы поля начинают объединяться в некоторую структуру, совпадающую с проблемной ситуацией. Структурирование этого поля происходит в соответствии с проблемой внезапно в результате усмотрения - инсайт - при том условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле зрения восприятия животного.

М. Вертхеймер принцип инсайта применяет к решению задач человеком: «Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения её структуры» [3].3

Условием переструктурирования ситуации, по мнению Вертхеймера, является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения происходит внезапно в результате озарения - инсайта. Вертхеймер разделил мышление на последовательные фазы.

Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека - «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести своё поведение в соответствии с ними. В таком понимании выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания.

Французский психолог Ж. Пиаже считал, что интеллектуальное развитие можно рассматривать как ряд качественных стадий. В частности, Пиаже выделял три фундаментальные структуры интеллекта: сенсомоторные координации, конкретные и формальные операции. Также ученый выделяет стадии интеллектуального развития ребенка:

1) Стадия сенсомоторного интеллекта, на которой ребёнок действует с материальными объектами (от рождения до 2 лет);

1 Теплов Б.М. «Избранные труды», т. 1. М., 1985. С. 142.

2 Равич-Щербо И.В. «Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов.// Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 110.

3

Вертхеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. С. 270.

2) Стадия конкретных операций - когда системы выполняются в уме с опорой на конкретный материал (от 7 до 11-12 лет);

3) Стадия формальных операций - здесь достигается наивысший уровень развития мышления (от 11-12 лет до 13-14 лет).

Пиаже считает одной из важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция - приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю деятельности и аккомодация - приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Интеллект подразделяют на общий, который в свою очередь, делится на вербальный и невербальный.

Мы исследовали студентов высших учебных заведений города Ферганы (Ферганский Политехнический институт и Ферганский филиал Ташкентской Медицинской Академии). В исследовании применялись следующие методики: тест ШТУР (К.М.Гуревич и др., адаптация В.М.Каримовой и др.), биографическая анкета. Из исследованных нами 5 групп студентов ФерПИ и 7 групп студентов ФФ ТМА в 7 группах средний общий балл умственного развития (УР) получился выше у девушек, чем у юношей (рисунок 1).

Рис. 1. Средний общий балл умственного развития: ряд 1 - средний балл УР по группе, ряд 2 -средний балл УР у девушек, ряд 3 - средний балл УР у юношей

Таким образом, можно сделать вывод, что в юношеском возрасте уровень умственного развития у девушек выше, чем у юношей. Также, из нашего исследования следует, что интеллект человека не связан с полом (женским или мужским), а связан с наследственностью и происхождением человека.

Список литературы /References

1. Бабаханов М.П., Маликова Д.Д., Фефелов В.С. «Практическое руководство по методу системного отбора одаренных детей в лицеи и гимназии». Ташкент, 1994.

2. Блейхер В.М. «Клиническая патопсихология» Ташкент, «Медицина», 1976.

3. ВертхеймерМ. Продуктивное мышление. М., 1987.

4. Гозиев Э. «Психология». Ташкент, «Укитувчи», 1994.

5. Кадыров Б.Р. «Способности и склонности». Ташкент, «Фан», 1990.

6. Каиро «Книга о судьбе и счастье». Москва, «Корум», 1995.

7. Каххар А. «Сказки о былом». Ташкент, «Sharq». 2016.

8. «Методики психодиагностики в спорте»/ В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. Москва, «Просвещение», 1991.

9. Немов Р.С. «Психология». Москва, «Просвещение», 1990.

10. Немов Р.С. «Практическая психология». Москва, «Владос», 1998.

11. «Одаренные дети» / Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий. Москва, «Прогресс», 1991.

12. Психология. Словарь. / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Москва, «Издательство политической литературы», 1990.

13. «Практическая психология» / М.К. Тутушкина. Москва, Изд. АСВ, 1997.

14. «Психология индивидуальных различий: Тексты» Москва, 1985.

15. «Рабочая книга школьного психолога»/ И.В.Дубровина. Москва, «Просвещение», 1991.

16. Сафо Очил «Мустакиллик маънавияти ва тарбия асослари». Ташкент, «Укитувчи», 1995.

17. Теплое Б.М. «Избранные труды». Москва, 1985.

18. Термен Л. «Изучение гения», 1925.

19. Токарева В.А.. Айтметова С.Ш. «Методики психологического изучения школьников». Ташкент, «Укитувчи», 1980.

20. Psychologiya.ru, psychologiya.piter.ru, sycho.all.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.