Научная статья на тему 'Измененные состояния сознания человека в толпе'

Измененные состояния сознания человека в толпе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4840
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Почебут Л. Г.

В статье рассматриваются измененные состояния сознания человека в толпе, даются определения и причины их возникновения. Показано, что толпа это один из способов формирования коллективного бессознательного, содержанием которого являются инстинкты и совместно переживаемые чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Altered States of a Persons Consciousness in a Crowd

The author describes altered states of a persons consciousness in a crowd, gives definitions and the reasons for their emergence. Crowd is shown to be one of means of forming the collective unconsciousness which consists of instincts and jointly experienced feelings.

Текст научной работы на тему «Измененные состояния сознания человека в толпе»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12. 2008. Вып. 2

Л. Г. Почебут

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ

Чувства — это дикий зверь, Вцепившийся когтями в разум.

Лопе де Вега

Измененные состояния сознания — это многочисленные разнообразные состояния, полностью или частично захватывающие человека. Они не сводятся к галлюцинаторным состояниям, вызываемым наркотиками, или религиозному экстазу. Измененные состояния сознания (ИСС) — это состояния, в которых изменяются когнитивная (ощущение, восприятие, представление), эмоциональная и поведенческая сферы. Происходят изменения отношения (к самому себе, своему телу, чувство тождественности собственного «Я») и восприятия времени, пространства и других людей. ИСС возникают в результате воздействия специфических условий получения сенсорной информации, причем закономерности восприятия и познания, свойственные человеку в нормальном состоянии, в ИСС искажаются.

Американский культуральный антрополог Э. Бургиньон считала, что измененные состояния сознания могут возникнуть у человека в толпе. «Измененные состояния сознания, несмотря на свое кажущееся разнообразие и изменчивость культурного и социального значения, несут множество важных общих характерных черт», — отмечает она1.

А. Людвиг в 1968 г. выявил пять причин возникновения ИСС:

1. Снижение стимуляции внешних ощущений и моторной активности;

2. Увеличение стимуляции внешних ощущений и моторной активности;

3. Увеличение бдительности и психической включенности;

4. Снижение бдительности и психической включенности;

5. Психосоматические факторы.

Он отмечает, что первая причина — снижение уровня внешней стимуляции и активности — возникает в ситуации одиночного заключения. Влияние второго фактора — увеличение стимуляции внешних раздражений — наблюдается при большом скоплении людей, в толпе. Увеличивающаяся стимуляция и моторная активность включают в себя такие состояния, как «массовое заражение», религиозная конверсия, лечебные трансы, танцевальный и музыкальный транс, возникающий в ответ на джаз, рок-н-ролл и другую высоко ритмичную музыку. Увеличивающаяся бдительность и психическая активность появляются, например, при длительной бессоннице, особенно у военнослужащих при проведении военной операции или у длительно молящихся верующих. Четвертый тип — пониженная бдительность и психическая включенность — иллюстрируется расслаблением в мечтаниях, полной релаксацией или трансом медиумов и состояниями медитации. Как отмечает А. Людвиг, эти причины, которые кажутся противоречащими друг другу (например, и увеличение и снижение активности могут вызывать измененные состояния сознания), тем не менее, проводят к состояниям, имеющим ряд сходных особенностей. Эти особенности состоят в следующем: изменения процесса протекания мышления, нарушенное чувство времени, потеря самоконтроля, изменения

© Л. Г. Почебут, 2008

в выражении эмоций, ощущении тела, перцептивные искажения, чувство невыразимости, чувство омоложения и гипервнушаемость2.

Социально-психологические исследования показывают, что ИСС могут возникнуть под воздействием толпы, находящейся в возбужденном эмоциональном состоянии. При этом человек впадает в состояние транса, который усиливается звуками барабанов (ритмическая музыка), песнями, танцами, заражением толпы, наркотиками. Ученые различают два состояния транса: просто транс и транс одержимости. Для состояния транса характерны пассивность и беспомощная зависимость человека от окружающих людей, психически воздействующих на него. Напротив, впадающий в транс одержимости человек включен в активное представление, исполняя роль перед зрителями. «Впадающий в транс одержимости, — пишет Э. Бургиньон, — отрекается от собственного „Я", идентифицируется с более сильным „Я". Его тело, принимая это „Я", совершает яркие действия»3.

Э. Фреска и С. Кюльсар подчеркивают, что основная функция изменений сознания заключается в идентификации участников с общностью, что существуют первичные потребности людей в создании и поддержании сообществ; социальные привязанности, напротив, облегчают транс4.Таким образом, в культуральной антропологии установлено, что у людей под влиянием толпы возникают измененные состояния сознания.

Динамика сознания и бессознательного в толпе

Изучение состояний сознания человека началось в конце XIX в. Однако теоретическая психология знает об изменениях сознания человека под влиянием толпы очень мало. Но «все властители мира, все основатели религий или государств, апостолы всех верований, выдающиеся государственные люди, простые вожди маленьких человеческих общин всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы», — отмечал французский социальный психолог Г. Ле Бон5. Он был первым ученым, обратившим внимание на особенности сознания людей в толпе. Г. Ле Бон считал, что одного факта случайного нахождения вместе множества людей недостаточно для того, чтобы они прониклись психологией толпы, составляющей единое целое. Образование толпы связано с наличием трех основных свойств, появляющихся у индивидов в толпе.

Первое — исчезновение сознательной, разумной, думающей личности. «В толпе интеллектуальные способности индивидов и их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»6.

Второе — место сознательной личности занимает коллективное бессознательное. «Сознательная жизнь ума, — отмечал Г. Ле Бон, — составляет лишь очень малую часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Элементы бессознательного образуют душу толпы»7. Бессознательное берет верх над сознанием.

Третье — доминирование бессознательного приводит к тому, что чувства и мысли людей получают одинаковое направление. Г. Ле Бон отмечал поразительный факт, наблюдающийся в толпе: индивиды составляют толпу вне зависимости от их образа жизни, занятия, характера или ума. Одного факта превращения в толпу достаточно для того, чтобы у людей образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал бы, думал и действовал каждый из них в отдельности. Г. Ле Бон открыл психологический закон духовного единства толпы (курсив Г. Ле Бона). Закон проявляется в том, что сознательная личность исчезает, а чувства и идеи индивидов, образующих толпу, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая временный характер и очень определенные свойства.

Появление этих новых специфических свойств, характерных для толпы и не встречающихся у отдельных индивидов, обусловлено следующими причинами. Первая причина заключается во влиянии инстинктов. «Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает воли, когда бывает один. В толпе он менее склонен обуздывать эти инстинкты»8. Инстинкты становятся ведущими регуляторами поведения человека в толпе в результате того, что толпа анонимна и не несет ответственности за свои действия. Инстинктивное поведение — это безответственное поведение, поскольку оно подчиняется власти инстинкта, а не чувству ответственности перед другими людьми. Чувство ответственности, обычно сдерживающее отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе, утверждал Г. Ле Бон.

Вторая причина — подверженность человека заражению эмоциями других, что присуще гипнотическим явлениям. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву коллективному интересу свои личные интересы. Человек способен на подобное поведение лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Третья причина, самая главная, по мнению Г. Ле Бона, — это восприимчивость к внушению. Он описывал свои наблюдения за поведением толпы и заметил следующее. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, очень скоро приходит в состояние, напоминающее состояние загипнотизированного. Заразительность эмоций людей в толпе является следствием их восприимчивости к внушению. Люди, как нам известно из экспериментов по социальной психологии, не безразличны к присутствию других людей. В толпе наиболее мощно проявляется эффект социальной фасилитации. Социальное возбуждение способствует возникновению доминирующей реакции, которая состоит в общей направленности чувств и действий, в достижении сплоченности и солидарности и облегчает путь внушающему воздействию вождя, повышая восприимчивость по отношению к чувствам и действиям друг друга.

Под влиянием внушения, подмечал Г. Ле Бон, человек будет совершать действия с неудержимой стремительностью. Поскольку влияние внушения распространяется на всех, путем взаимного заражения это влияние усиливается. Противиться внушению способны только люди, обладающие достаточно сильной индивидуальностью. Так, например, в ситуации паники в толпе именно они способны эту панику предотвратить.

Г. Ле Бон сделал вывод о том, что исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, стремление немедленно воплотить в жизнь внушенные идеи — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого уже нет своей воли. Отсутствие воли восполняется инстинктами. Исходя из этого возможны два типа поведения — либо волевое, либо инстинктивное. «Становясь частицей толпы, — подчеркивал Г. Ле Бон, — человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, то есть существо инстинктивное»9.

Итак, Г. Ле Бон обнаружил, что психика отдельного человека не адекватна психике человека толпы. Это два разных проявления психики. Он открыл коллективное бессознательное, которое составляет душу толпы. Сознательная личность при определенном состоянии толпы исчезает, а мысли и чувства людей принимают одно и то же направление.

Толпа является одним из способов формирования коллективного бессознательного, содержанием которого являются совместно переживаемые чувства. Для психики отдельного человека и психологии целой общности важно, чтобы эти чувства имели позитивную

направленность, отличались доброжелательностью. Это способствует образованию общности на долговременной основе, порождает доверие, сплоченность, солидарность, чувство единения. Агрессивные чувства, возникшие в толпе, совершенные совместно преступные действия могут сплотить людей только на короткое время в попытке уйти от ответственности. Однако очень быстро пережитые совместно негативные чувства приводят к взаимной подозрительности и разрушают эту общность изнутри.

Важно отметить, что содержанием коллективного бессознательного являются инстинкты как биологические регуляторы поведения. Инстинкты в индивидуальном и коллективном бессознательном присутствуют всегда, но крайне редко допускаются из бессознательного в сознание. Проникновение инстинктов в сознание возможно во время пребывания человека в толпе. Коллективное бессознательное пополняется и может эффективно функционировать за счет проникновения из сознания в бессознательное позитивно окрашенных чувств, которые способствуют долговременному объединению людей. Причем, из сознания в бессознательное могут проникнуть исключительно чувства, эмоциональные компоненты психики, и ничто иное. Проникновение сознательных компонентов психики — идей, мыслей, рассуждений — в коллективное бессознательное невозможно, иначе оно утратило бы свою суть. Коллективное бессознательное основано на чувственном способе познания окружающего мира, что характерно для естественных общностей. Мысли и идеи не могут проникнуть из сознания в бессознательное полностью. В коллективное бессознательное попадает только чувственный компонент единого процесса познания мира.

Итак, содержанием коллективного бессознательного являются инстинкты — глубинные, истинные его обитатели, и чувства — пришельцы из области сознания, надолго поселившиеся в нем. Именно толпа является одним из способов формирования коллективного бессознательного в психике людей. Она выступает катализатором взаимного обмена инстинктами и чувствами между бессознательным и сознанием. Сознательная, целеустремленная воля отдельного человека, которая выполняет функцию мембраны между сознанием и бессознательным, в толпе ослабевает. Мембрана становится прозрачной, происходит взаимопроникновение инстинктов и чувств.

Разрешить проблему изменения сознания человека в толпе пытался и З. Фрейд. Он утверждал, что личность человека западной культуры состоит из динамики сознательного и бессознательного. В недрах толпы подавление бессознательных тенденций уменьшается; моральные запреты исчезают, господствуют инстинкт и эмоциональность; человек действует как автомат, лишенный собственной воли. Он опускается вниз по ступеням цивилизации, что говорит о регрессии психики в толпе, утверждал З. Фрейд10.

Известно, что понятие идентификация ввел в 1921 г. З. Фрейд, рассуждая о взаимоотношениях индивида и толпы (в его терминологии — массы). Идентификация означает чувство привязанности, общности с другими людьми. «Каждый индивид, — писал З. Фрейд, — это составная часть многочисленных масс, он с различных сторон связан идентификацией и создает свой „Идеал Я"»11. З. Фрейд выделял два типа идентификации: эротическую и миметическую. Эрос — древнегреческий бог любви, а Мимесис — бог подражания. Эротическая идентификация означает связь с людьми, которыми мы желали бы обладать. Миметическая — это идентификация с людьми, воплощающими то, какими мы хотели бы быть. Эрос не зависит от Мимесиса, а Мимесис — от Эроса. В психике индивида эротическая идентификация преобладает над миметической. В психике человека в толпе — наоборот. З. Фрейд подчеркивал, что, попадая в толпу, отдельный человек отказывается от своего «Идеала Я» и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде.

У человека, находящегося в толпе, отмечал З. Фрейд, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения душевной деятельности: его аффективность чрезвычайно повышается, а интеллектуальные достижения понижаются. Оба процесса происходят в направлении уравнивания себя с другими массовыми индивидами12.

Понимание изменений сознания в толпе Г. Ле Боном и З. Фрейдом несколько различается. Во-первых, разногласия касаются понимания природы бессознательного. По мнению Г. Ле Бона, бессознательное имеет коллективную природу, это унаследованные от предков элементы психики. В этом отношении можно считать, что именно Г. Ле Бон, а не Г. Юнг впервые обнаружил существование коллективного бессознательного и вскрыл его природу. Источником силы бессознательного, с его точки зрения, является накопление и передача опыта из поколения в поколение. Это коллективная память расы, народа. В коллективном бессознательном собраны лучшие, элитные достижения человечества, те, которые прошли отбор поколений. Их стоило запомнить и передать потомкам.

З. Фрейд говорил об индивидуальном, а не коллективном бессознательном, и не употреблял понятие «бессознательное масс». Содержание индивидуального бессознательного составляют вытесненные, подавленные аспекты психики — все то, что не соответствует социальным и культурным нормам. Это самое худшее, что есть в человеке, то, что его недостойно, то, что не следует знать другим. «Я», по мнению З. Фрейда, прячет там ужасные животные инстинкты.

Во-вторых, Г. Ле Бон считал, что индивид не обладает совокупностью черт толпы, он приобретает эти черты, попадая в толпу. З. Фрейд же полагал, что черты толпы изначально существуют в каждом из нас, но они вытеснены в бессознательное. Когда мы попадаем в толпу, сознание ослабевает, подавленные ранее инстинкты прорываются в сознание, изменяя его. «По ту сторону сознания, когда барьеры уничтожены, существует темный мир. Ему достаточно небольшого сдвига, чтобы взять реванш. В большинстве случаев это потрясение происходит на пике праздника, мятежа, религиозной процессии, патриотической церемонии. Создается впечатление, что улицы наводняет бессознательное»13.

В-третьих, Г. Ле Бон считал, что в толпе индивидуальное сознание распадается и заменяется коллективным бессознательным. З. Фрейд придерживался мнения, что человек регрессирует в культурном отношении, возвращается на примитивную стадию психической жизни. Функции сознания посредством процесса идентификации передаются лидеру, а человек попадает во власть инстинктов.

Однако Г. Ле Бон и З. Фрейд были солидарны относительно роли вождя, силы его воздействия на психику людей из толпы. «Масса, очевидно, объединяется некою силою. Отдельный индивид теряет свое своеобразие и позволяет другим на себя влиять. Он делает это потому, что в нем существует потребность быть скорее в согласии с другими, а не в противоборстве», — писал З. Фрейд14.

Австрийский психоаналитик В. Райх считал, что ведущую роль в истории человечества играет бессознательное, вырывающееся из глубин психики под воздействием вождя и политической идеологии. По его мнению, измененные состояния сознания людей в толпе (массе) имеют сходные черты во всех тоталитарных обществах. К особенностям сознания массы он относил: нежелание и неумение брать на себя ответственность за свою жизнь, проявлять инициативу, уважать личность и мнение другого человека. Он утверждал, что фашизм порождается не столько экономическими и политическими обстоятельствами, сколько самой психологией масс, подготовленной изощренной пропагандой для принятия идеи «Вождя». Основными проявлениями такой психологии являются откровенный национализм и шовинизм, поиск виноватых.

B. Райх подробно проанализировал феномен бессознательного. Структуру психики он представлял в виде трехмерной модели:

1. Биологическое, включающее в себя истинную прекрасную природу человека;

2. Бессознательное, состоящее из вытесненных агрессивных влечений;

3. Социальное, определяемое этическими нормами воспитания.

Самый глубокий и перспективный слой — это биологическая основа. Здесь человек представляет собой искреннее, трудолюбивое, склонное к сотрудничеству, доверию, любящее существо. В этот слой психики невозможно проникнуть без предварительного удаления сложного социально детерминированного слоя. Этот второй слой — извращенный, садистский слой характера человека. Он состоит исключительно из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти. Это то, что З. Фрейд называл «бессознательным». Над ним находятся наслоения психики, которые были сформированы в личности в процессе воспитания. Поверхностный слой личности не соприкасается с глубинной биологической основой, он опирается на второй, промежуточный слой. Таким образом, человек по природе своей чист, благороден, искренен, трудолюбив. Однако вытесненные в бессознательное агрессивные побуждения создают препятствия для истинно прекрасного проявления личности. Такую структуру В. Райх считал неудачной компоновкой психики, т. к. социальный импульс стремящийся к реализации на биологической основе, вынужден проходить через слой вторичных извращенных стремлений, подвергаясь искажению. Эти искажения препятствуют любому подлинному проявлению жизни. В психологии человека толпы под воздействием фашистской идеологии активизируется второй слой промежуточных влечений. По мнению В. Райха, «в чистом виде фашизм представляет собой совокупность всех иррациональных реакций обычного человека»15.

Современный французский социальный психолог С. Московичи утверждает, что великая тайна всякого поведения — это общественное поведение, и отмечает, что толпа как вид человеческой общности стремится к низшему уровню психологии ее членов. Закон множества мог бы именоваться законом посредственности: что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим. Измененные состояния сознания человека в толпе проявляются в следующем:

1. Уход от логического и предпочтение алогичного мышления;

2. Раскол рационального и иррационального в человеке, внутренней и внешней жизни, утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Человек находится в состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное «Я» с его «Я» социальным;

3. Растворившись в толпе, люди утрачивают свои личные интересы, всякую критичность и способность принимать правильное решение. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят, они понимают язык, обращенный к чувству в обход разума;

4. Люди легко подчиняются приказам вождя. Без инстинктивного ощущения массы нет великого политического деятеля;

5. Собравшиеся толпы ниспровергают основы демократии и утверждают охлократию — власть толпы.

C. Московичи считал, что психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. Психология индивида и психология толпы не подобны друг другу. Мышление индивида — критическое, логическое, использует идеи-понятия и абстракции. Мышление человека, находящегося под властью толпы, — автоматическое, в нем господствуют стереотипные ассоциации, клише,

конкретные образы. «Существуют два и только два типа мышления, — пишет С. Моско-вичи, — первый нацелен на идею-понятие, второй — на идею-образ. Первый действует по законам разума и доказательства, второй взывает к памяти и внушению. Первый присущ индивиду, второй — массе»16.

С. Московичи открыл новый закон или основной постулат науки: «Все, что является коллективным — бессознательно. Все, что бессознательно, является коллективным». Он отмечает, что первая часть постулата принадлежит Г. Ле Бону, а вторая — З. Фрейду. Толпа, являясь коллективной формой поведения, пробуждает в человеке бессознательное, а прорыв бессознательного в сознание побуждает человека к коллективным формам поведения.

Изменение сознания в состоянии паники

Слово паника (греч. «рашкоп») происходит от имени древнегреческого бога Пана. Различают массовую и индивидуальную панику. Панику можно определить как состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Поведение становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

Паника — это один из наиболее заметных видов поведения толпы и одновременно это особое ИСС, возникающее вследствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка, проявляющееся в стихийных импульсивных действиях. Паникер — это человек, который сеет панику. Алармист — человек, склонный к панике. На основе паники как измененного состояния сознания возникают массовые панические толпы со специфическим поведением.

Существует несколько предпосылок возникновения паники. Во-первых, такие физиологические причины, как усталость, голод, бессонница, депрессия, стресс, наркотическое опьянение, ослабляют людей физически и психически, снижают их способность быстро и правильно оценивать ситуацию. Во-вторых, психологические предпосылки (ощущение боли, удивление, неуверенность, страх и тем более ужас, чувство изоляции, бессилия) также способствуют возникновению и усилению паники. Эти факторы расцениваются как естественные активаторы страха. В-третьих, это могут быть социально-психологические предпосылки (отсутствие групповой солидарности, целостности, единства группы, утрата доверия к руководству, дефицит информации, панические слухи). Многочисленные социально-психологические эксперименты американских исследователей показали, что в группах, не осознающих общность цели, слабосплоченных и неструктурированных, паника провоцируется минимальной опасностью. Напротив, в естественных ситуациях (например, война, экстремальные ситуации) высокий уровень сплоченности специально подготовленных, тренированных команд людей, объединенных общими целями, нормами и ценностями, способен предотвратить возникновение паники.

Панические состояния очень часто бывают вызваны невротическими страхами, т. е. такими, которые неадекватны объективной опасности и являются скорее признаками внутреннего неблагополучия. По мнению А. П. Назаретяна, решающим фактором возникновения паники практически всегда является психическое состояние субъекта, но паника может быть вызвана и вполне реальной угрозой17.

Проведенный нами анализ этапов паники выявил очень интересную закономерность. Паническое сознание отличается от нормального практически полным отсутствием когнитивных элементов. В паническом состоянии, возникающем в толпе, этапы конкретных действий чередуются этапами всплеска эмоций. Мы описываем этапы паники следующим образом:

1. Внезапный шокирующий стимул, например взрыв, огонь, выстрел.

2. Этап действий — прерывание ранее совершаемых действий, на миг все застыли.

3. Этап эмоций — потрясение, замешательство, крик, плач.

4. Этап действий — лихорадочный, бессистемный поиск выхода из ситуации, основанный на прошлом опыте, например, все бегут к двери.

5. Этап эмоций — усиление чувства страха из-за невозможности найти выход из ситуации, взаимное заражение страхом друг друга.

6. Этап действий — индивидуальные действия каждого по спасению. Императив поведения — «Спасайся, кто может». Усиление эгоистического поведения, когда сильные давят слабых.

7. Этап эмоций — возникновение состояния обреченности из-за невозможности индивидуального спасения.

8. Этап действий — появление лидера и организация группового спасения.

9. Этап эмоций — появление надежды на спасение.

10. Этап действий — организованный групповой выход из стрессовой ситуации.

11. Этап эмоций. Последствия панического состояния проявляются, как правило, вначале в виде тревоги, возбудимости, готовности к агрессии, затем наступает усталость, оцепенение.

Факторами, препятствующими возникновению паники, являются сплоченность группы, доверие людей друг к другу и сохранение в стрессовой ситуации профессиональных умений и навыков18.

Специфика поведения человека в толпе

С целью изучения поведения человека в толпе мы провели специальное исследование. Предполагалось, что поведение человека в толпе не зависит от культуры, оно имеет естественную природу. Поведение толпы в России по своим проявлениям не отличается от поведения толпы в других странах.

Контент-анализ научной и публицистической литературы (отечественной и зарубежной), в которой дается описание поведения людей, попавших в толпу, многократные наблюдения (зафиксировано более 79 случаев поведения толпы: толпа футбольных болельщиков после матча; толпа поклонников звезд современной музыки; толпа на митинге и демонстрации; толпа при входе в метро) позволили нам описать психическое состояния «человека толпы». В целом, характеристики поведения «человека толпы» состоят в следующем:

1. Уменьшение или полное прекращение общения на межличностном уровне с помощью вербальной коммуникации.

2. Бесцельность движений и перемещений в толпе, которая выливается в повышенную агрессивность людей; психомоторное возбуждение, проявляющееся в хаотичной, бесцельной физической активности, низком контроле и координации движений и действий; склонность к однотипным движениям.

3. Высокая импульсивность в действиях участников толпы, быстрый отклик на указы и призывы лидера.

4. Подражание движениям и поведению лидера и более активных участников

толпы.

5. Высокое эмоциональное возбуждение, проявляющееся в частых выкриках отдельных слов, фраз, междометий; в рассеянном взгляде, бегающих глазах; в нервности, порывистости движений.

6. Эмоциональная лабильность, проявляющаяся в виде частой смены настроений, быстром переходе в состояние ярости, гнева или восторга.

7. Высокая категоричность в оценках, мнениях, суждениях. Отсутствие чувства

меры.

8. Потребность в простых решениях, не требующих долгой умственной работы. В толпе господствует категорический императив поведения: «Да здравствует», «Не допустить», «Заставить», «Долой».

9. Неспособность к созидательной деятельности.

10. Возможность возникновения у некоторой части участников толпы слуховых, зрительных, обонятельных иллюзий и галлюцинаций. Поведение людей, испытывающих такие иллюзии, изменяется следующим образом: частое оглядывание вокруг, уклонение от несуществующих препятствий, частое переспрашивание находящихся рядом людей, уточнение их восприятия, что является одним из механизмов заражения иллюзиями других.

11. Возможность у отдельных членов толпы (психически и нервнобольных) возникновения припадков с судорожным синдромом.

12. Склонность участников толпы сбиваться в более плотную группу.

Приведенные характеристики участников толпы определяют характер и поведение

всей толпы в целом. Повод, по которому собралась толпа, и ее состав влияют на варианты поведенческих реакций. Так, в толпе, возникшей на религиозной основе, более выражена подчиненность лидеру. У толпы революционной в большей степени проявляется склонность к агрессии и разрушительным действиям. Однако выявленные нами характеристики поведения присутствуют в любой толпе, независимо от причин ее возникновения, социально-демографического состава и культурной принадлежности.

Наши наблюдения поведения толпы в разных странах мира (Россия, Китай, США, Италия, Германия, Япония, Пакистан) показывают, что культуральные различия в поведении людей стираются, и это приводит к совершенно одинаковому поведению. Люди, объединившись в толпу, независимо от своих религиозных убеждений, этнической принадлежности, демократической или автократической направленности государственного строя, уровня своего культурного развития во всех странах мира ведут себя одинаково. Поведение людей, проживающих в разных странах и принадлежащих к различным этносам, в толпе становится однотипным. Если люди находятся в возбужденном состоянии, их чувства и мысли устремлены к одной цели, единая идея охватывает толпу, тогда расовые, этнические и культурные различия стираются. Толпа китайцев на площади Тянь Ань Мынь, толпа русских на Красной или Дворцовой площади, толпа американцев, митингующих у стен Белового Дома в Вашингтоне, толпа антиглобалистов в Генуе, толпа арабов-мусульман в Исламабаде и т. д. — все это явления одного порядка. Везде люди утрачивают этнические и культурные различия, подчиняются власти инстинктов, демонстрируют однотипные формы поведения. Это очень важное положение. Попадая в толпу, человек утрачивает то культурное богатство, которое было накоплено людьми в процессе филогенеза. Он как бы выпадает из культуры, испытывает ИСС, и полными властелинами психики становятся инстинкты.

Трансформация психических процессов у человека в толпе

По результатам наших исследований под влиянием толпы у человека: а) возрастает полезависимость (ослабевает помехоустойчивость), внимание полностью сосредотачивается на окружающих людях, их поведении и словах; ориентация на зрительные сигналы становится доминирующей; б) у людей с экстернальным локусом контроля снижается чувство

ответственности; на людей с интернальным локусом контроля толпа не оказывает такого решающего влияния; в) повышается склонность к риску19.

В научной литературе специфика проявлений психики человека, попавшего под влияние толпы, объяснялась различными причинами. Основатели психологии толпы Г. Ле Бон, Г. Тард, В. М. Бехтерев подчеркивали определяющую роль подражания, внушения, заражения. Но это только лишь механизмы преобразований психики, а не причины. Вопрос, почему психика человека столь резко реагирует на присутствие множества людей, является принципиально важным.

З. Фрейд, К. Г. Юнг, Г. Ле Бон согласны между собой в том, что, оказавшись в толпе, индивид впадает в эмоциональное состояние, характерное для человека на примитивной стадии развития общества. Они исходят из предположения, что групповая психология была первоначальной формой человеческого сознания, и утверждают, что в условиях стресса и толпы эта форма сознания снова выдвигается на передний план. Контакт сознания с первозданным слоем психики выпускает на свободу энергию, дремлющую в обычное время при нормальном состоянии человека. Вырвавшаяся на свободу энергия освобождает психику от навязанных ей культурой и сознанием стандартов и ограничений. В результате человек становится в высшей степени эмоциональным, управляемым инстинктами, подвластным внушению.

Описывая подобное поведение человека, К. Левин употреблял термин «регрессия». Регрессия относится к примитивизации поведения, «возврату» к менее зрелому состоянию, это негативное развитие. Регрессия — это распространенный феномен, проявляющийся в изменении жизненного пространства в целом в направлении, противоположном тому, которое характерно для развития20. В толпе жизненное пространство человека предельно суживается и, соответственно, наступает регрессия. Таким образом, психика индивида в толпе подвергается сильному воздействию ситуации, поведение человека становится «полевым», т. е. зависимым от окружающего поля. В состоянии регрессии, отмечает С. Московичи, сознание каждого ослабляется. Оно возвращается к состоянию, которое напоминает состояние примитивного человека. Высвобождается субстрат атавистических инстинктов и привычек, составляющий основу группового бессознательного21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению ряда ученых, механизмом поведения толпы является деиндивидуализация. Это состояние, находясь в котором человек теряет представление о самом себе как отдельной личности. Деиндивидуализация приводит к стиранию обычных границ дозволенного, что повышает вероятность импульсивного или девиантного поведения. Вероятность появления такого поведения выше в том случае, когда толпа анонимна и возбуждение велико. Деиндивидуализация освобождает инстинкты, и человек действует так, как никогда бы не поступил, находясь в своем обычном состоянии22.

Т. М. Ньюком считал, что индивиды становятся настолько «погруженными» в толпу, что теряют чувство идентичности. Что индивид хочет сделать и что он воспринимает как требуемое от него его ролью становятся тождественными. По мере того, как окружающие все настойчивее побуждают его взять на себя определенную роль, зреет его убежденность в том, что это единственно возможное правильное поведение. Не остается никакого иного чувства поддержки «Я», кроме стремления быть оцененным и принятым миром толпы23.

Особенности психики человека в толпе С. Милграм объяснял посредством понятия «перегрузка». Перегрузка обозначает неспособность нервной системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, потому что этих данных так много, что нервная система не справляется с ними. В случае перегрузки начинают действовать процессы адаптации, при которых деформируются исполнение ролей, соблюдение социальных норм, когнитивное

функционирование. Существует несколько когнитивных реакций на перегрузку. Первая — каждой единице входящей информации уделяется меньше времени. Вторая — пренебрежение информацией, которая не является первоочередной. Третья — перегруженная когнитивная система перекладывает часть нагрузки на другого участника взаимодействия, например, на лидера. Четвертая — система блокирует доступ информации уже на самом входе. Пятая — интенсивность входящей информации снижается с помощью фильтров так, что допускаются только поверхностные формы взаимодействия между людьми24.

Итак, возможные объяснения психических феноменов в толпе состоят в следующем:

1. Примитивизация психики, активизация протопсихики, т. е. слоев психики, которые существовали уже у древних людей. Основными регуляторами поведения на уровне про-топсихики являются инстинкты.

2. В толпе возникает процесс эмоционального взаимного заражения. Соответственно интенсивность эмоций и их роль в общем объеме функционирования психики резко возрастают.

3. Нахождение в толпе оказывает влияние и на личностную сферу человека. Возникает потеря чувства идентичности и деперсонализация.

4. В толпе у человека могут изменяться ощущения, восприятие, эмоции и когнитивная сфера.

5. Когнитивная система человека оказывается перегруженной. Она адаптируется к перегрузке, минимизируя объем и интенсивность интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

Таковы, в основном, феномены ИСС человека в толпе. Эти феномены описывают, но не объясняют перестройку психики человека. С нашей точки зрения, объяснить механизм функционирования психики в толпе можно следующим образом. Во-первых, в толпе у человека многократно усиливается процесс социальной фасилитации. Окружающие люди являются самым значимым стимулом, поскольку это действующие субъекты с непредсказуемым поведением. Присутствие людей создает нервно-психическое возбуждение в коре головного мозга и усиливает доминантную реакцию. Возникает повышенное социальное возбуждение, человек не реагирует ни на какие иные стимулы, идущие извне, из окружающей среды, либо изнутри его собственной личности. Он должен удерживать в поле своего внимания действия множества других индивидов. Возникает доминирующая реакция, связанная с решением простейших задач. Алгоритм решения этих задач прописан в древних слоях нашей протопсихики. Поведение становится однотипным, примитивным, принимает подражательный характер. Перевозбуждение нервной системы приводит, во-первых, к эмоциональному возбуждению. Когнитивная и интеллектуальная сферы оказываются во власти эмоций. Во-вторых, при большом количестве стимулов наше сознание совершает ошибки в их различении. Усиливается идентификация по сходству признаков, ослабевает идентификация различий. Потому люди в толпе инстинктивно ведут себя однотипно, совершают одинаковые движения, резко снижается общение на межличностном уровне и т. д. Они инстинктивно знают (в протоп-сихике скрыто это знание), что любое противодействие толпе будет воспринято людьми как различие, которое необходимо быстро устранить, чтобы создать максимально однородную массу идентичных друг другу людей.

Толпа является кратковременной естественной общностью, поведение человека в толпе не зависит от культурных норм и правил. Толпа — это подкультурный феномен, связанный с проявлением естественной природы человека. Пребывание в толпе — это одна из предпосылок утраты человеком самых разнообразных культурных форм поведения. Большинство

людей в толпе подчиняется власти инстинктов, которые на время становятся ведущими регуляторами их поведения.

Нахождение в толпе многократно усиливает процесс социальной фасилитации, что приводит к доминантным реакциям упрощенного, инстинктивного типа. Слишком сильная доминантная реакция и подверженность инстинктам не проходят бесследно для психики современного человека, вызывая серьезные изменения в эмоциональной, коммуникативной и когнитивной сферах. Процесс эмоционального взаимного заражения приводит к интенсификации эмоций. В результате из-за перегрузки нервной системы страдают коммуникативная и когнитивная сферы. В коммуникативной сфере практически полностью прекращается обмен вербальной информацией между людьми, их движения и жесты становятся однотипными и примитивными. В когнитивной сфере различительные критерии идентификации предметов утрачиваются, выпадают из сферы деятельности сознания. Познание окружающего мира строится только на основе идентификации признаков по сходству.

В толпе, находящейся в возбужденном состоянии, человек испытывает серьезные изменения в протекании психических процессов. По нашим данным в возбужденной толпе меняется когнитивный стиль, человек становится более полезависимым, снижается уровень субъективного контроля, особенно у экстерналов, растет склонность к риску.

Толпа — это один из способов формирования коллективного бессознательного, содержание которого составляют инстинкты и совместно переживаемые чувства. Для естественных общностей характерно чувственное познание окружающего мира. Совместное переживание коллективного бессознательного может быть полезно для психики человека и для общества в целом. Позитивная роль коллективного бессознательного возможна только при условии положительных, доброжелательных чувств. Так, коллективное бессознательное способствует сплочению группы, общества, этноса. Праздники, карнавалы, уличные шествия — оптимальные условия формирования положительной чувственной окраски коллективного бессознательного. Негативные чувства, порождающие агрессию, играют отрицательную роль. Сильно выраженные негативные чувства, заложенные в коллективном бессознательном, приводят к противопоставлению людей внутри общности. Они также проникают в коллективное бессознательное, но приводят к распаду общности.

Психология толпы представляет для психолога особый интерес. В толпе кардинально меняется психика человека и характер психических процессов, возникают измененные состояния сознания.

1 Бургильон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос / Под ред. А. А. Велика. М., 2001. С. 405-461.

2 Там же. С. 409-410.

3 Там же С. 447.

4 Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса // Личность, культура, этнос. М., 2001. С. 501-523.

5 Ле Бон Г. Психология толп // Психология толп / Сост. А. К. Боровиков. М., 1998. С. 128.

6 Там же. С. 135.

7 Там же. С. 134.

8 Там же. С. 135.

9 Там же. С. 137.

10 Московичи С. Век толп. М., 1996. С. 476.

11 Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Психология масс / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. С. 181.

12 Там же. С. 147.

13 Московичи С. Указ. соч. С. 43.

14 Фрейд З. Указ. соч. С. 151.

15 РайхВ. Психология масс и фашизм. СПб., 1997. С. 380.

16 Московичи С. Указ. соч. С. 59-141.

17 Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001. С. 112.

18 ПочебутЛ. Г. Социальная психология толпы. СПб., 2004. С. 138-148.

19 Почебут Л. Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб., 2005. С. 178-182.

20 Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. С. 272.

21 Московичи С. Указ. соч. С. 86.

22АронсонЭ. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998; ГлейтманГ., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб., 2001; Зимбардо Ф., ЛяйппеМ. Социальное влияние. СПб., 2000.

23 Ньюком Т. М. Социально-психологические теории: Интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 16-31.

24 Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000. С. 336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.