М.В. Карпычев
Карпычев Михаил Владимирович — доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии
МВД России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Изменения в законодательстве о патентно-правовой охране объектов интеллектуальной собственности (некоторые комментарии нового закона о патентных поверенных)
В настоящей статье рассматриваются изменения в законодательстве о патентных правах, вызванные необходимостью приведения его в соответствие с частью четвертой ГК РФ. Анализируется статус профессиональных представителей, оказывающих содействие предпринимателям в защите их интеллектуальных прав, — патентных поверенных. Дается научный комментарий Федерального закона «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 года.
In the present article changes in the legislation on the patent rights, its reductions caused by necessity in conformity with a part of the fourth Civil code of the Russian Federation are considered. The status of the professional representatives assisting businessmen in protection of their intellectual rights, — patent attorneys is analyzed. The scientific comment of the Federal law «About patent attorneys» from December, 30th, 2008 is given.
В настоящее время результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них являются достаточно распространенным объектом гражданских правоотношений, выступая не только предметом сделок, вкладом в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, но и средством достижения конкурентного превосходства.
Обеспечение экономической безопасности промышленного предприятия во многом зависит от того, как обеспечивается защита используемых в производственном процессе технических новшеств. Техническое новшество, являясь решением какой-либо проблемы в области производства, строительства, медицины, сельского хозяйства и другихотраслей экономической деятельности, по своей сути представляет не что иное, как совокупность новых идей, то есть информацию определенного рода.
В мировой практике выработаны два основных способа предоставления правовой охраны информации о новых технических разработках — путем сохранения в тайне (установления режима коммерческой, а в некоторых случаяхи государственной тайны) либо путем раскрытия информации и получения от государства специального охранного документа (патента), подтверждающего исключительное право на использование такой научнотехнической информации.
Часть четвертая ГК РФ содержит нормы, закрепляющие оба механизма: глава 72 посвящена патентному праву и глава 75 — правовой охране секретов производства (ноу-хау).
Специфика механизма правовой охраны объектов промышленной собственности (изобре-
тений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и наименований мест происхождения товаров) заключается в необходимости проведения специальной процедуры легитимации — государственного признания и выдачи специального охранного документа (патента или свидетельства), подтверждающего наличие исключительных прав.
Органом, осуществляющим регистрацию технических новшеств и средств индивидуализации товаров, работ и услуг, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Процедура патентования, или получения свидетельства на товарный знак, предусматривает необходимость подачи заявки о выдаче патента (свидетельства) и контактирования с Роспатентом. Порядок подачи и рассмотрения заявок является достаточно сложным. Учитывая это, часть четвертая ГК РФ, как и ранее действовавший Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3517-11, предусматривает фигуру патентного поверенного — лица, которое, обладая специальными познаниями в области патентного дела, может на профессиональной основе представлять интересы заявителей во взаимоотношениях с Роспатентом.
Введение в действие с 1 января 2008 года части четвертой ГК РФ повлекло необходимость приведения в соответствие с ней ряда нормативных актов, принятых на основе ранее действовавшего Патентного закона РФ.
В конце 2008 года был принят ряд федеральных законов и подзаконных нормативных актов, направленных на устранение пробелов и коллизий в патентном законодательстве2.
о
0
1 I
ш
е
о
»о
о
о
>s
0
1 -Q
С;
&
§
S
I
5
СО
£
Ф
А
VO
0 0)
1
ъ
I
о
со
о
со
Ъ
6
0
Е
1
S
ъ
с
е
0 -0
S
ъ
5
1
8
Ъ
со
§
I
Ф
1 Ф
2 со
со
ф
:т
2
с
Q.
£
с
о
х
х
е
тве
с
ю
о
с
й
о
I
-о
&
кт
е
Й
I
и
в
тов
к
е
л
ю
о
е
I
а
охра
й
о
в
о
в
а
&
0
Е
1
й
а
п
с
-о
й
а
ода
I
8
а
со
§
I
е
I
е
м
со
в
е
ч
ы
п
р
Кар
Одним из наиболее заметных из них является Федеральный закон «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 года № 316-Ф33. Патентные поверенные являются профессиональными представителями, оказывающими услуги по представлению интересов физических и юридических лиц во взаимоотношениях с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом), и их деятельность непосредственно влияет на обеспечение экономической безопасности как отдельно взятыхпред-приятий, так и государства в целом в сфере отношений интеллектуальной собственности.
Часть четвертая ГК РФ содержит специальную ст. 1247 «Патентные поверенные», которая устанавливает, что ведение дел с Роспатентом может осуществляться заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя.
При этом граждане, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, и иностранные юридические лица ведут дела с Роспатентом через патентных поверенных, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Таким образом, сохранено ранее действовавшее правило о монополии патентных поверенных по представлению интересов нерезидентов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 1247 ГКРФ в качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее территории. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, устанавливаются законом.
Следует отметить, что аналогичная по содержанию норма имела место и в п. 2 ст. 15 Патентного закона РФ, однако вопрос установления требований к патентному поверенному,порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия на ведение дел, связанных с правовой охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, делегировался Правительству РФ, которое приняло Положение о патентных поверенных4.
Соответственно Федеральный закон «О патентных поверенных» (далее — Закон) заменяет указанное Положение.
Статья 1 Закона определяет предмет его правового регулирования — отношения, связанные с деятельностью на территории Российской Федерации патентных поверенных, требования к патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации, права, обязанности и ответственность патентных поверенных.
В статье 2 закона содержатся требования, которым должен соответствовать патентный поверенный. Как и ранее им может быть гражданин Российской Федерации, который достиг возраста 18 лет, обладает полной дееспособностью, постоянно проживает на территории Российской Федерации, имеет высшее образование и не менее чем четырехлетний опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со специализацией, применительно к которой гражданин выражает желание быть аттестованным и зарегистрированным в качестве патентного поверенного.
Из изменений здесь следует отметить закрепление требования о совершеннолетии и полной дееспособности. Кроме того, из требований исключена возможность исчисления четырехлетнего стажа в сфере профессионального правового представительства (адвокат или иное лицо, получившее разрешение на занятие правоприменительной деятельностью) и знание законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, международных договоров и соглашений, необходимых для осуществления деятельности по защите прав на объекты промышленной собственности в объеме, определяемом Роспатентом, и соответствующими навыками их практического применения, подтвержденными результатами квалификационного экзамена.
Не могут быть аттестованы в качестве патентных поверенных граждане, деятельность которых в качестве патентных поверенных приостановлена решением суда на определенный срок, до его истечения, и граждане, которые исключены из Реестра патентных поверенных Российской Федерации в качестве взыскания за допущенные нарушения в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона.
Также не могут быть зарегистрированы в качестве патентных поверенных государственные служащие, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, и муниципальные служащие, а также работники организаций, находящихся в ведении Роспатента.
Как и ранее, ст. 3 Закона устанавливает, что патентный поверенный вправе осуществлять свою профессиональную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора между патентным поверенным и работодателем (юридическим лицом). При этом патентный поверенный, работающий по трудовому договору, может осуществлять представление интересов своего работодателя, а также лица, скоторым работодатель заключил гражданско-правовой договор на оказание соответствующих услуг.
Статья 4 Закона устанавливает права и обязанности патентного поверенного. Перечень видов деятельности, которыми может заниматься патен-
тный поверенный, значительно расширен. К ним, в частности, относятся:
1) консультирование по вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защиты интеллектуальных прав, приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжения такими правами;
2) проведение патентных исследований и анализ обстоятельств, обусловливающих выбор объекта правовой охраны;
3) осуществление оформления и подачи от имени доверителя, заказчика, работодателя заявок и иных документов, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации для получения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе созданных при осуществлении международного научнотехнического сотрудничества;
4) взаимодействие от имени доверителя, заказчика, работодателя с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и образуемой при нем палатой по патентным спорам, в том числе ведение переписки, подготовка и направление возражений на решения по экспертизе, заявления и другие документы, принятие участия в экспертных и иных совещаниях и заседаниях;
5) проведение правовой экспертизы проектов гражданско-правовых договоров, на основании которых осуществляется приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и распоряжение такими правами, а также консультирование по вопросам, связанным с заключением и исполнением таких договоров;
6) участие в качестве эксперта или представителя от имени доверителя, заказчика, работодателя в суде по делам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также с распоряжением этими правами;
7) осуществление иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности патентного поверенного в интересах доверителя, заказчика, работодателя.
Полномочия патентного поверенного или иного представителя удостоверяются доверенностью, выданной заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом.
Особо следует отметить сохранившееся прямое указание на отсутствие необходимости нотариального удостоверения доверенности, выдаваемой заказчиком или работодателем патентному поверенному в подтверждение его полномочий.
Более того, закон устраняет требование консульской легализации для доверенностей, выдаваемых нерезидентами, устанавливая лишь требование о предоставлении перевода доверенностей на русский язык, если они составлены на иностранном языке (ч. 2 ст. 4 Закона). Полагаем, что данное положение должно применяться в совокупности с п. 1 ст. 1209 ГК РФ и ст. 1217 ГК РФ.
Интерес представляют положения ч. 3 и 4 ст. 4 Закона, направленные на недопущение конфликта интересов представляемого патентным поверенным лица и иных лиц, чьи интересы представлял патентный поверенный ранее, в том числе интересы Роспатента.
Статья 5 предусматривает возможность создания общественных объединений и саморегули-руемых организаций патентных поверенных, при этом статус таких объединений и организаций, их компетенция не определены. Закон предусматривает, что в состав квалификационной и апелляционной комиссий включаются патентные поверенные по представлению общественных объединений и саморегулируемых организаций патентных поверенных (ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 9 Закона), однако не определяет, сколько такихобъединений и организаций может быть создано и в каком порядке должны выдвигаться ими кандидаты.
В течение 30 дней с момента создания общественного объединения или саморегулируемой организации патентных поверенных уполномоченный орган объединения или организации обязан проинформировать Роспатент о персональном составе патентных поверенных, входящих в такое объединение или организацию, для внесения соответствующих сведений в Реестр патентных поверенных Российской Федерации (далее — Реестр). Данное положение корреспондируется с п. 8 ч. 4 ст. 7 Закона.
Порядок аттестации патентных поверенных установлен ст. 6 Закона и носит более детальный характер, чем определенный в Положении о па-тентныхповеренных. Основной процедурой в рамках аттестации является проведение квалификационного экзамена по одной или нескольким специализациям:
1) изобретения и полезные модели;
2) промышленные образцы;
3) товарные знаки и знаки обслуживания;
4) наименования местпроисхождения товаров;
5) программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем.
За проведение квалификационного экзамена взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются Правительством РФ.
В случае несогласия с решением квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену или об отказе в аттестации гражданин вправе обжаловать соответствующее решение в апелляционной комиссии в трехмесячный срок со дня его получения.
о
0
1 I
ш
е
о
»о
о
о
>8
0
1 -0 & § £ I
со
£
1-0
ю
0 0)
1
I
>5
О
со
О
со
&
0
Е
1
Й
с
ф
Й
0 -о
Й
5
1
8
со
§
I
ф
1 ф
2 со
со
ф
:т
2
с
о.
£
с
о
I
I
е
е
с
ю
о
с
й
о
I
-о
&
кт
е
й
I
и
со
£
к
е
л
ю
о
е
I
а
I
й
о
со
о
со
а
&
0
Е
1
й
а
с
с
-о
й
а
ода
I
8
а
со
§
I
е
I
е
м
со
со
е
:т
2
с
р
Регистрация гражданина, аттестованного в качестве патентного поверенного, в Реестре осуществляется Роспатентом на основании решения квалификационной комиссии об аттестации и заявления патентного поверенного и при отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации.
Заявление о регистрации в Реестре может быть подано гражданином, аттестованным в качестве патентного поверенного, в Роспатент в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия квалификационной комиссией решения об аттестации, с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу свидетельства.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен Роспатентом на основании заявления гражданина, аттестованного в качестве патентного поверенного.
Со дня регистрации гражданина, аттестованного в качестве патентного поверенного, в Реестре он приобретает статус патентного поверенного.
Реестр содержит следующие сведения:
1) номер регистрации патентного поверенного, являющийся также номером свидетельства о регистрации патентного поверенного, и дата регистрации патентного поверенного;
2) фамилия, имя, отчество патентного поверенного;
3) номер и дата решения квалификационной комиссии об аттестации;
4)специализация патентного поверенного;
5) наименование работодателя патентного поверенного или указание осуществления им профессиональной деятельности самостоятельно;
6) адрес на территории Российской Федерации для переписки, а также адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса, если таковые имеются, языки, на которых осуществляется переписка;
7) меры взыскания, предусмотренные ст. 9 и 10 Закона и примененные в отношении патентного поверенного;
8) наименования общественных объединений и саморегулируемых организаций патентных поверенных, членом (участником) которых является патентный поверенный.
Для контроля за деятельностью патентных поверенных и за соблюдением порядка проведения аттестации патентных поверенных при Роспатенте создается апелляционный орган — апелляционная комиссия, которая, в частности, правомочна применять к патентным поверенным меры дисциплинарного воздействия.
В случае нарушения патентным поверенным законодательства Российской Федерации, в результате чего права и (или) законные интересы представляемых им лиц нарушаются, апелляционная комиссия может вынести патентному поверенному предупреждение либо обратиться к
Роспатенту с рекомендацией о направлении в суд иска о применении к патентному поверенному таких мер взыскания, как приостановление деятельности патентного поверенного на срок до одного года или исключение его из Реестра на срок до трех лет с возможностью последующего восстановления при условии повторной аттестации или без аттестации.
Если патентным поверенным причинен вред лицам, права и законные интересы которых он представляет, то он может быть привлечен к ответственности в соответствии с гражданским законодательством (по правилам об ответственности за нарушение обязательств либо о внедоговор-ной ответственности).
Таким образом, Закон о патентных поверенных позволяет устранить несоответствие ранее действовавших нормативных актов ч. 4 ГК РФ. Однако оставляет нерешенным некоторые вопросы (статус саморегулируемыхорганизаций, состав и порядок формирования квалификационной и апелляционной комиссий и др.), а также содержит опечатки — в п. 2 и 3 ч. 2 ст. 3 Закона некорректно используется термин «поручитель», вместо требующегося по смыслу «доверитель».
Примечания
1. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 42. — Ст. 2319.
2. См.: Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии» от 25 декабря 2008 года № 284-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ч. 1. — Ст. 6239; Постановление Правительства РФ «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных» от 24 декабря 2008 года № 1020 // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 2. — Ст. 225; Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец» от 29 октября 2008 года № 325 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 50; и др.
3. См.: Российская газета. — 2008. — 31 декабря.
4. Утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 года № 122 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 7. — Ст. 573.