Изменения в углеводор< Бразилии и Мексики
1итике
Крамской Максим Владимирович.,
младший научный сотрудник Центра энергетических исследований, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, [email protected]
В статье рассмотрены основные направления углеводородной политики Федеративной Республики Бразилия и Мексиканских Соединенных Штатов, а также приведены последние изменения в политике данных стран в отношении нефтегазовой отрасли. Приведены общие черты и особенности Бразилии и Мексики, относящиеся к углеводородной отрасли, а также особенности национальных нефтяных компаний данных стран. Проанализирована динамика развития торгов на разведочные блоки. В том числе динамика по количеству и происхождению компаний участников, количеству и площади выставленных и приобретенных блоков, а также расположению приобретенных блоков в Бразилии. В отношении Мексики приведены доли заключенных контрактов по расположению разведочных блоков и виду контрактов. Приведены юридические основания для проведения торгов. Рассмотрена политика местного содержания. Динамика её требований и фактический уровень в Бразилии и динамика минимального уровня требований в Мексике. Проанализированная международная деятельность национальных нефтяных компаний Бразилии и Мексики, как в отношении динамики операционной деятельности на международном уровне, так и в отношении экспортно-импортной деятельности. На основании анализа тенденций развития как торгов на разведочные блоки и политики local content, так и международной деятельности национальных нефтяных компаний сделан вывод о текущей тенденции развития углеводородной политики Федеративной Республики Бразилия и Мексиканских Соединенных Штатов и приведены потенциальные перспективы развития отрасли при условии сохранения текущего вектора политики.
Ключевые слова: углеводородная политика, Бразилия, Мексика, торги на разведочные блоки, политика местного содержания, экспорт углеводородов, импорт углеводородов.
Федеративная Республика Бразилия и Мексиканские Соединенные Штаты - две крупнейшие страны Латинской Америки, которые, кроме того обладают довольно могущественными национальными нефтяными компаниями. Как минимум по этим двум причинам, анализ политики, которую данные страны проводят в отношении углеводородной промышленности является довольно актуальной темой.
Для начала коротко рассмотрим некоторые основные характеристики, которые на сегодняшний день присущи рассматриваемым странам и которые оказывают влияние на углеводородную отрасль в них.
И Бразилия, и Мексика:
- имеют низкий, но постоянно растущий, за исключением 2015 и 2016 гг. в отношении Бразилии, уровень ВВП по ППС на душу населения. По итогам 2016 г. Бразилия занимала 81 место по данному показателю, а Мексика - 651;
- обладают крупными доказанными запасами нефти. К началу 2017 г. Бразилия занимала 15 место в мире по данному показателю, с объемом доказанных запасов нефти в 1,767 млрд. т., а Мексика - 19 с 1,039 млрд. т.2;
- имеют крупные национальные нефтяные компании, PetroBras в Бразилии и Pemex в Мексике, которые входят в двадцатку крупнейших нефтяных компаний мира и занимают существенную долю на внутреннем рынке своих стран;
- являются чистыми импортерами природного газа и импортерами продуктов нефтепереработки, причем, Мексика в значительно большей степени;
Кроме характеристик присущих обеим странам, они также обладают некоторыми особенностями. Основными особенностями Бразилии можно назвать:
- активно растущую, после открытия, в 2007 г., и начала разработки, первые незначительные объемы нефти были добыты в 2008 г., подсолевого слоя, добычу углеводородов;
- добыча по большей части осуществляется на шельфе, в том числе глубоководном, где в 2016 г. было добыто более 90% нефти и 75% природного газа;
- продолжительный период открытого доступа к добыче углеводородов на территории страны для частных компаний, в том числе иностранных;
- сокращение экономики страны в 2015 г., ВВП по ППС упало на 2,7%, и 2016 г. -на 2,3%. По итогам 2017 г. ожидается рост на 2,4%3;
В отношении Мексики основными особенностями являются:
- падающий уровень добычи углеводородов, в результате быстрого сокращения добычи на месторождении Cantarell, которое долгое время являлось главным источником углеводородов для страны. В 2015 г. данное месторождение давало всего 9% от общего объема добычи в Мексике, в то время как на пике, в 2004 г., его доля составляла 63%;
- добыча осуществляется в основном на шельфе, но в отличие от Бразилии только на небольших глубинах, где в 2015 г. было добыто около 75% углеводородов страны;
- доступ к добыче углеводородов и сбыту нефтепродуктов на территории страны для частных компаний был предоставлен совсем недавно. Первые торги на разведочные блоки в стране прошли в 2015 г., а первые разрешения на импорт нефтепродуктов были получены частными компаниями в сентябре 2016 г.;
- постоянно растущая, хотя и сокращающимися с 2015 г. темпами, экономика. В 2015 г. рост ВВП составил 2,6%, в 2016 г., 2,3% и 2017 г. - 2,1%;
ННК в обеих странах оказывают сильное влияние на нефтегазовую отрасль, поэтому стоит коротко рассмотреть некоторые присущие им особенности. PetroBras:
- обладает высокими технологическими компетенциями в отношении добычи на шельфе, в особенности глубоководном;
- является публичной компанией немногим более чем 50% акций которой находится в руках частного капитала, в том числе иностранного;
- на сегодняшний день находится в тяжелой финансовой ситуации, на которую негативно влияют тяжелое долговое бремя, чистый долг компании на конец 2016 г. составил 96,381 млрд. долл., сокращение экономики страны в 2015-2016 гг. и коррупционный скандал, в центре которого оказалась Компания;
О
3
ю i
г
2 а
8
сч со £
Б
а
2 ©
- вынуждена сокращать свои активы в неэффективных и непрофильных видах деятельности;
- имеет активы на международном уровне. Операционная деятельность на международном уровне активно развивалась в 2000-х гг., но на текущий момент сокращается;
- обладает серьезными объемами мощностей по переработке - 13 нефтеперерабатывающих заводов, которые способны переработать большую часть добываемой в стране нефти. На конец 2016 установленные мощности компании составляли 2,176 тыс. bpd;
- является лидером в сегменте сбыта с долей рынка в 31,1% на 31 декабря 2016 г.;
Ретех:
- страдает от отсутствия достаточных технологических компетенций;
- является государственной компанией;
- не имеет существенных активов на международном уровне;
- сильно ощущается недостаточность мощностей по переработке. Компания, по итогам 2016 г., обладала всего 6 нефтеперерабатывающими заводами общей мощностью 1,602 тыс. bpd, которые к тому же использовались далеко не на полную мощность;
Торги на разведочные блоки
Очевидно, что одним из важных направлений энергетической политики стран, обладающих крупными запасами углеводородов, к которым можно отнести как Бразилию, так и Мексику, является допуск частных компаний как национальных, так и зарубежных углеводородам на своей территории. Основным инструментом, который используют правительства стран, чтобы обеспечить доступ частного капитала к своим запасам углеводородов, можно назвать проведение торгов на разведочные блоки.
Бразилия
Из двух рассматриваемых стран Бразилия имеет более продолжительную историю проведения торгов на разведочные блоки. Первый раунд торгов был проведен в 1999 г., после формирования законодательной базы на основе законов «О концессии» от 1995 г. и «О Нефти» от 1997 г. Организацией и регулированием торгов в Бразилии занимается МР4, при участии СМРЕ6.
На сегодняшний день АМР провело 14 раундов торгов на концессии, последний из которых 27 сентября 2017 г., а также 4 раунда на концессии в отноше-
30
20
I
ili.j
N...
13
1999 2000 2001 3002 2003 2004 2005 2007 2008 201.1 2013 2015 2017
■ Иностранные ■ 1 [ациональные
Источник: сайт АМР
Рисунок 1. - Компании выигравшие торги на разведочные блоки в Бразилии, 1999-2017 гг.
1200 1000 soo 600 400 200 О
Приобретенные блок»
lli I, Mil.
ft а н fi t ^ ^ w ffl
■ Бловдшстнлнше нл торш Прнобрггснные блок!]
300 250 200 150 100 50 О
■ I_
_1
> а 1 а 1 1 II Пи
й rti in i4 <SSoooo§oooooo
— <ч п
■ Шельф ■ Суша
Источник: сайт АМР
Рисунок 2. - Характеристика торгов в Бразилии (блоки), 1999-20017 гг.
Источник: сайт АМР
Рисунок 3. - Характеристика торгов в Бразилии (площадь, тыс. кмм2), 1999-20017 гг.
нии истощающихся и трудно извлекаемых запасов. В торгах, кроме PetroBras приняли участие крупнейшие нефтяные компании мира такие как ExxonMobil, BP, Total, Statoil, Shell, CNOOC.
Но, на текущий момент, наибольший интерес для крупных международных компаний представляют торги на разведочные блоки с подсолевыми запасами. В 2009 г., через два года после открытия подсолевого слоя, в Бразилии было принято новое законодательство, регулирующее торги в отношении подсолевого слоя, по которому контракты в отношении подсолевых проектов должны заключаться на условиях раздела продукции, а PetroBras будет являться единственным
оператором с долей не менее 30%. Первый раунд торгов на разведочные блоки с подсолевыми запасами, на котором был представлен всего один блок, был проведен в конце 2013 г., а подписание контракта состоялось 2 декабря 2013 г. После 2014 г. стало ясно, что Ре^оВгаБ не сможет самостоятельно осуществлять все проекты подсолевого слоя, и необходимо сделать их более привлекательными для крупных международных компаний. Для этого в ноябре 2016 г. были отменено обязательное участие Ре^оВгаБ в подсолевых проектах в качестве оператора с долей не менее 30%. Таким образом 2 и 3 раунды торгов, проведенные 27 октября 2017 г., прошли уже при но-
Источник: статистическая информация СИИ' Рисунок 4. - Заключенные в результате торгов на разведочные блоки в Мексике контракты по месту расположения запасов и виду, 2015 - 2017 гг.
вых условиях регулирования. Во 2 раунде были заключены контракты на 3 блока из 4 выставленных на торги. Кроме PetroBras торги на блоки выиграли такие гиганты как ExxonMobil, Total, Shell и Statoil, при этом две последние компании в качестве оператора. В 3 раунде также были приобретены 3 из 4 выставленных блоков. Кроме PetroBras компаниями, выигравшими торги, оказались BP, Shell, CNODC, CNOOC, QPI, и Shell, последняя вновь в качестве оператора.
Коротко рассмотрим основные результаты проведения торгов на разведочные блоки на условиях концессии. С начала торгов в 1999 г. до 2014 г. количество компаний, выигравших торги имело динамику на увеличение (рис. 1). Исключение составили 2003 г. - введение более жесткой политики доступа, и 2008 г. - проведение торгов только в отношении запасов блоков на суше.
Что касается места происхождения компаний, то до 2014 г., в большей части торгов количество иностранных компаний было выше национальных, особенно это заметно до 2005 г. Тем не менее, динамика роста количества национальных компаний заметно выше чем иностранных, что, в том числе, привело к доминированию национальных компаний на торгах 2007 и 2008 гг. После 2014 г. на торгах также доминировали национальные компании, так как МНК, которые все еще способны к приобретению запасов, на текущий момент более заинтересованы в проектах подсолевого слоя.
Количество выставленных на торги блоков постоянно росло, особенно быстро в 2003 г., до 2005 г. включительно (рис. 2). Стоит отметить, что PetroBras, которая всегда активно учувствует в торгах на разведочные блоки, проводимые ANP, забрала почти все блоки 5 раунда. В торгах 2003 г. участвовало всего 6 компаний, 4 из которых были иностранны-
ми, и ни одной крупной. В 6 и 7 раундах ННК Бразилии также получила абсолютное большинство блоков. В 2007 г. количество блоков резко сократилось и остается в переделах 250-300 блоков за раунд до сегодняшнего дня. Динамику площади выставленных блоков можно увидеть на рис. 3. Сопоставив количество выставленных блоков с площадью, можно отметить, что средний размер одного блока серьезно сократился с 4 900 км2 в 1999 г. до 459 км2 в 2015 г.
Количество приобретенных блоков росло в течение первых 7 раундов торгов, после чего стало сокращаться (рис. 2). Исключение составил 2013 г., когда, после длительного перерыва, за год было проведено 2 раунда торгов. Динамику площади приобретенных блоков можно увидеть на рис. 3. Средний размер одного приобретенного блока также серьезно сократился с 4 555 км2 в 1999 г. до 676 км2 в 2016 г. Стоит отметить, что средний размер приобретенного блока был меньше среднего размера выставленного блока до 4 раунда торгов, когда произошло резкое падение среднего размера блоков, а после 5 раунда постоянно превосходил его.
В отношении распределения приобретенных блоков по расположению, то количество блоков на шельфе имело восходящую динамику и доминировало до 2003 г. включительно, а с 2004 г. начало сокращаться и уступило количеству блоков на суше (рис. 2).
В отношении площади распределения приобретенных блоков по расположению её тенденция более разнонаправ-лена рис. 3, а переход к доминированию блоков на суше произошёл в 2005 г., а не в 2004 г.
Такое поведение распределения блоков по расположению можно объяснить тем, что большую часть углеводородов в Бразилии добывают на шельфе, место-
рождения на котором более крупные и продуктивные. В результате чего, после открытия доступа к углеводородам на территории Бразилии, крупные международные компании, которые были первопроходцами, проявили интерес именно к месторождениям на шельфе. Со временем они, по большей части, удовлетворили свои потребности, а количество компаний, участвующих в торгах выросло за счет менее крупных иностранных и национальных компаний. Очевидно, что новые компании, зачастую, либо не способны осуществлять добычу на шельфе, тем более глубоководном, по финансовым или технологическим причинам, либо не справляются с конкуренцией более крупных компаний, и обращают свое внимание, в первую очередь, на разведочные блоки на суше, которые крупные компании обычно обходят стороной.
На текущий момент ANP планирует провести 15 раунд торгов на концессии и 4 раунд торгов в отношении подсолевого слоя в 2018 г., а в 2019 г. 16 раунд торгов на концессии и 5 раунд торгов на подсолевой слой.
Мексика
В отличие от Бразилии торги на разведочные блоки в Мексике не имеют продолжительной истории.
Первый раунд был проведен в 2015 г., после внесения изменений в статьи 25, касается непосредственно нефтегазовой отрасли, 27 и 28 Конституции Мексики в конце 2013 г., а также принятия 9 новых и внесения изменений в 12 уже существующих законов в течение 2014 г. В Мексике организацией и регулированием торгов занимается CNH6.
Каждый раунд торгов на разведочные блоки в Мексике состоит из 4 частей. На данный момент были проведены 1 раунд и 3 из 4 частей 2 раунда. Подписание контрактов раундов 2.2 и 2.3 прошло 8 декабря 2017 г. 4 часть 2 раунда была отменена в связи с отсутствием интереса со стороны крупных компаний. Это может быть связано с тем, что крупные международные компании на текущий момент удовлетворили свои потребности в активах на глубоководном шельфе в результате торгов на блоки с запасами подсолевого слоя в Бразилии.
В торгах приняли участие 69 компаний, в том числе, кроме Pemex, такие крупные компании как BP, Total, Shell, Chevron, CNOOC, Лукойл, ENI. Стоит отметить, что международные компании проявили интерес прежде всего к раунду 1.4 в отношении глубоководного шельфа, а также некоторый интерес к раундам 1.2 и 2.1 в
О
3
ю
S
г
2 a
8
сч со £
Б
а
2 ©
отношении шельфа. Контракты были заключены на условиях концессии в отношении суши и глубоководного шельфа, и на условиях раздела продукции в отношении шельфа.
Политика местного содержания
Следующим важным направлением, тесно связанным с рассмотренным выше проведением торгов, можно назвать политику местного содержания, которая нацелена, в том числе, и на развитие сопутствующих отраслей промышленности на территории страны.
Бразилия
Если в течение первых 4 раундов торгов в Бразилии минимальная доля национальных товаров и услуг в проектах не предусматривалась, то с 5 раунда были установлены высокие требования по данному показателю. Ситуация изменилась только к 14 раунду, когда под давлением внешних факторов ANP пришлось серьезно снизить свои требования в этом отношении (рис. 5). Интересным фактом является то, что политика местного содержания в Бразилии включает в себя наличие не только минимальной, но и максимальной доли товаров и услуг, произведенных в стране.
Несмотря на высокие требования к доле национальных товаров и услуг, процент данного показателя по факту превышал минимальные требования на протяжении всего времени (рис. 6), а также он имел вес в оценке ставки на блок: с 1 по 4 раунд - 15%, с 5 по 6 - 40%, с 7 по 13 - 20%. С 14 раунда доля национальных товаров и услуг на ставку не влияет.
Мексика
В отличии от Бразилии, где про политику местного содержания заговорили после открытия нефтегазовой отрасли для частных компаний, в Мексике появление этого понятия и его развитие произошло до реформ 2013-2014 гг. Оно было представлено в ноябре 2008 г., а его юридической основой в отношении Ретех можно назвать:13 и 53 статьи закона «О Ретех8».
26 мая 2009 г. Ретех опубликовала Стратегию по развитию поставщиков, подрядчиков и «местного содержания». В ней был представлен базовый уровень доли национальных товаров и услуг для Компании на 2009 г. - 35,1%. Данный уровень был рассчитан при помощи анализа, который был произведен на основе примерного производства нацио-
Глведка
Разработка
100 SO 60 40
20
UJ
IOO
SO 60 40 20
¿1Й1 rl
^
V лр
V "Г V
/ / - # /
у
■ Глубоководный шельф ■ Шельф ■ Суша
■ Глубоковднын шельф "Шельф "Суша
Источник: данные АИР и СЫРЕ
Рисунок 5. - Минимальный уровень национальных товаров и услуг, предусмотренный политикой местного содержания, в Бразилии, 1999-2017 гг., %
Источник: статистические данные АИР
Рисунок 6. - Фактический доля национальных товаров и услуг в проектах в Бразилии, 1999-2017 гг., %
Ретех
100
so 60
40 _ 20 о
i.iNI
^ /" ^ ^ ^
Товары шш Услуги
Общественные работы Решех. среднее
100 80
40
Торги на |ппведочные аюкн
.lilil^
Раунд Рауцц Раущ Раунд 1.1 12 1.3 Ы
■ Разведка Добыча в пер аыГС год
■ Добыча к 202* году
Источник: стратегия Pemex по развитию поставщиков, подрядчиков и local content, 2009 г. и статистика с информационного сайта правительства Мексики (правый график)
Рисунок 7. - Минимальный уровень национальных товаров и услуг, предусмотренный политикой местного содержания, В Мексике, 2006 - 2017 гг., %
нальных компаний в трех сегментах расходов Ретех: товары, услуги и общественные работы. Также в стратегии была поставлена цель увеличить данный показатель до 43,8% к 2019 г.
Минимальные требования по политике местного содержания в отношении торгов на разведочные блоки в Мексике зависит, в основном, от двух параметров:
- стадии работ - разведка, добыча в первый год и добыча к 2025 г.;
- место расположения углеводородов - суша, шельф и глубоководный шельф;
Политика ННК на международном уровне
Учитывая размеры, ННК Бразилии и Мексики оказывают серьезное влияние на углеводородную отрасль в своих странах, в том числе и на политику, проводимую правительствами стран, в её отношении. Данные компании являются главными представителями своих стран и главными исполнителями проведения их политики на международном уровне. Из чего можно вывести то, что политика, проводимая ННК в отношении международной деятельности, является одним из важных направлений углеводородной политики страны в
:)КСП0|1Т
40 30
та
2012 2013 2014 201S 2016
■ Север ная АМф1 ка
■ Центральная п Южная Аыф| :k;î
■ Европа Азия
Источник: годовые отчеты PetroBras за 2012-2016 гг.
Рисунок 8. - Экспорт и импорт нефти в Бразилии, 2012-2016 гг., млн. т.
Источник: годовые отчеты PetroBras за 2012-2016 гг.
Рисунок 9. - Экспорт и импорт продуктов нефтепереработки в Бразилии, 2012-2016 гг., млн. т.
'Экспорт нефти
во
30 20
2012 2013 2014 201 i 2016 ■ Америка pEfijjona Ait ta
Продукты нефтепереработки
2012 2013 2014 201 i 2016 ■ Экспорт н Импорт
Источник: Pemex statistical yearbook 2016
Рисунок 10. - Экспорт нефти и экспорт и импорт продуктов нефтепереработки в Мексике, 2012-2016 гг., млн. т.
целом, в особенности в отношении международного уровня. Деятельность компаний на международном уровне имеет смысл разделить на операционную и экспортно-импортную.
PetroBras
PetroBras осуществляет операционную деятельность за пределами Бразилии с 1972 г., но активно данное направление начало развиваться в начале 21 века, так компания вошла:
- в сегмент сбыта Колумбии - 2005 г., Парагвая - 2006 год и Чили - 2009 г.;
- в сегмент добычи Венесуэлы и Мексики - 2003 г., в качестве сервисной компании;
- в сегмент нефтепереработки США и Японии- 2008 г.;
Но с 2014 г. PetroBras, оказавшись в тяжелой ситуации, была вынуждена начать реализацию своих международных активов. Компания вышла из:
- сбыта Чили - 2016 г.;
- переработки Аргентины и Японии - 2016 г.;
- разведки и добычи Аргентины, частично - 2015 - 2016 гг.;
Вместе с общим ростом экспорта нефти, PetroBras меняет его направление с Северной Америки, на Азию и Южную Америку (рис. 8). Китай прочно занял первое место среди импортеров, смес-
тив с него США.
Общий импорт нефти сильно сократился, в основном за счет снижения поставок из Африки, объем которых почти сравнялся с объемом поставок с Ближнего Востока (рис. 8).
В отношении нефтепродуктов имеет место сокращение и смена направления экспорта из Южной Америки и Европы на Северную Америку (рис. 9).
Импорт нефтепродуктов оставался примерно на том же уровне в общем, за счет увеличения поставок из Северной Америки и их сокращения из Азии и Южной Америки (рис. 9).
Pemex
В отличие от PetroBras Pemex до нынешнего момента не ведет значительной операционной деятельноси на международном уровне и не импортирует значимые объемы нефти.
Экспорт нефти из Мексики меняет свое направление из Северной Америки на Азию и, отчасти, Европу (рис. 10).
Pemex зависит от поставок продуктов нефтепереработки даже больше чем PetroBras. В течение последних 5 лет импорт по данному направлению превосходил экспорт от 3,5 до 4,7 раз. Кроме того, Pemex, сильно сократила экспорт продуктов нефтехимии, а их импорт вырос.
Стоит отметить, что Мексика и Бразилия являются чистыми импортерами природного газа.
Политика обеих стран на международном уровне, которая представлена в первую очередь политикой ННК данных стран, не позволяет, к сожалению для обеих, говорить о расширении операционной деятельности на международном уровне. В отношении экспортно-импортной деятельности, Бразилия и Мексика стараются проводить политику, направленную на сокращение импорта природного газа и нефтепродуктов, в то время как их экспорт нефти меняет направление на АТР.
Тенденция к укреплению свободной конкуренции
Приведенный в данной работе анализ внутренней углеводородной политики позволяет сделать вывод, что её главным направлением, как в Федеративной Республике Бразилия, так и Мексиканских Соединенных Штатах, в отношении нефтегазовой отрасли на своей территории можно назвать либерализацию и укрепление свободной конкуренции.
Бразилия, которая проводит политику укрепления свободной конкуренции уже на протяжении некоторого времени и добилась положительных результатов в этом
О À
BS
S
i?
2 e
8
сч со £
Б
ей
2 ©
отношении, продолжает движение в этом направлении. Достаточно вспомнить, произошедшие недавно, отмену обязательного участия PetroBras в качестве оператора во всех подсолевых проектах с долей не менее 30% и сокращение требований по политике местного содержания, а также постоянное, в последнее время, снижение доли Компании на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Отмена более чем 75 летней монополии Pemex в Мексике сама по себе является ярким примером стремления страны в направлении свободной конкуренции на внутреннем рынке. Изменения в законодательстве открыли для частного капитала сегменты upstream, отменили монополию Компании на импорт нефтепродуктов и позволили участвовать в сбыте нефтепродуктов конечному потребителю.
При этом Мексика имеет неплохие шансы провести либерализацию отрасли в короткие сроки, учитывая могущество финансовых институтов северного соседа, которые, пусть и в меньшей степени, чем ранее, когда нефть стоила выше 100 долларов за баррель, но все еще заинтересованы во вложении средств в нефтегазовую отрасль страны. А последняя может предложить множество возможностей: в разведке и добыче - шельф мексиканской части Мексиканского залива, в особенности глубоководный, слабо разведан; в переработке - установленные мощности по нефтепереработке Мексики не способны обеспечить, не только спрос на нефтепродукты в стране, но и переработку добываемой нефти.
Либерализация отрасли уже доказала свою эффективность в Бразилии. В Мексике прошло еще недостаточно времени, чтобы это стало очевидно, но страна имеет хорошие шансы спасти свою нефтегазовую отрасль двигаясь в этом направлении.
Литература
1. Local content in the Petroleum Industry - Mexico www.bakerinstitute.org/ media/files/files/c43bd724/MEX-pub-LocalContent-020817.pdf (дата обращения: 13.03.2018)
2. www.brasil-rounds.gov.br - сайт ANP посвященный торгам на разведочные блоки в Бразилии (дата обращения: 13.03.2018)
3. www.eia.gov - статистические данные с сайта EIA (дата обращения: 13.03.2018)
4. www.imf.org - статистические данные с сайта Международного Валютного фонда (дата обращения: 13.03.2018)
5. www.pemex.com - Statistical Yearbook 2016 компании PEMEX (дата обращения: 13.03.2018)
6. www.petrobras.com.br/en - отчеты правления Petrobras за 2012-2016 гг. (дата обращения: 13.03.2018)
7. www.rondasmexico.gob.mx - сайт посвященный торгам на разведочные блоки в Мексике (дата обращения: 13.03.2018)
1. Local content in the Petroleum Industry - Mexico www.bakerinstitute.org/ media/files/files/c43bd724/MEX-pub-LocalContent-020817.pdf (date of the application: 13.03.2018)
2. www.brasil-rounds.gov.br - ANP site dedicated to bidding rounds in Brazil (date of the application: 13.03.2018)
3. www.eia.gov - statistical data from the EIA website (date of the application: 13.03.2018)
4. www.imf.org - statistical data from the website of the International Monetary Fund (date of the application: 13.03.2018)
5. www.pemex.com - Statistical Yearbook 2016 of PEMEX (date of the application: 13.03.2018)
6. www.petrobras.com.br/en - reports of the administration of Petrobras, 20122016 (date of the application: 13.03.2018)
7. www.rondasmexico.gob.mx - site dedicated to bidding rounds in Mexico (date of the application: 13.03.2018)
Ссылки:
1 Статистические данные с сайта Международного Валютного фонда -www.imf.org
2 Статистические данные с сайта EIA
- www.eia.gov
3 Статистические данные с сайта Международного Валютного фонда -www.imf.org
4 Agmcia Nacional do Petryleo, G6s Natural e Biocombustweis - федеральное агентство Бразилии связанное с Министерством шахт и энергии и отвечающее за регулирование нефтегазовой отрасли страны.
5 Conselho Nacional de Poética EnergWica - правительственная организация Бразилии, отвечающая за консультирование президента и разработку политики в отношении нефтегазовой отрасли.
6 Comicion Nacional de Hidrocarburos
- федеральное исполнительное агентство Мексики, занимающееся организацией и регулирование торгов на разведочные блоки в Мексике.
7 Сайт CNH посвященный торгам на разведочные блоки -www.rondasmexico.gob.mx
8 Ley de Peáleos Mexicanos от 28 ноября 2008 г., с поправками от 11 августа 2014 г.
Changes in the hydrocarbon policy of
Brazil and Mexico Kramskoy M.V.
Primakov National Research Institute of World
Economy and International Relations In the article the main directions of the hydrocarbon policy of the Federative Republic of Brazil and the United Mexican States are considered, as well as recent changes in the policy of these countries in the oil and gas industry. Common features and peculiarities of Brazil and Mexico, relating to the hydrocarbon industry, are presented, as well as features of national oil companies of these countries are given. The dynamics of development of bidding rounds is analyzed. Including the dynamics of the number and origin of the participating companies, the number and area of the exhibited and acquired blocks, as well as the location of the acquired blocks in Brazil. With respect to Mexico, the shares of concluded contracts were given by the location of exploration blocks and type of contracts. The legal grounds for bidding were given, too. The local content policy was considered. The dynamics of its requirements and the actual level in Brazil, as well as the dynamics of its minimum level requirements in Mexico. International activity of the national oil companies of Brazil and Mexico were analyzed, both with respect to the dynamics of operating activities at the international level, and in relation to export-import activities. Based on the analysis of development trends, both for the bidding rounds and local content policies and for the international activities of national oil companies, a conclusion about the current development trend of the hydrocarbon policy of the Federative Republic of Brazil and the United Mexican States has been made and potential prospects for the development of the industry were given, if current policy vector will be maintained. Keywords: hydrocarbon policy, Brazil, Mexico, bidding rounds, local content policy, export of hydrocarbons, import of hydrocarbons.
References
1. Local content in the Petroleum Industry - Mexico
www.bakerinstitute.org/media/files/files/ c43bd724/MEX-pub-LocalContent-020817.pdf (circulation date: 03/03/2018)
2. www.brasil-rounds.gov.br - ANP site dedicated
to trading in exploration blocks in Brazil (date of circulation: 13.03.2018)
3. www.eia.gov - statistical data from the EIA website
(date of circulation: 13.03.2018)
4. www.imf.org - statistical data from the website
of the International Monetary Fund (date of circulation: 13.03.2018)
5. www.pemex.com - Statistical Yearbook 2016 of
PEMEX (date of circulation: March 13, 2013)
6. www.petrobras.com.br/en - reports of the
Petrobras Board for 2012-2016. (date of circulation: 13.03.2018)
7. www.rondasmexico.gob.mx - a site dedicated to
trading in exploration blocks in Mexico (date of circulation: 13.03.2018)