Научная статья на тему 'Изменения в учетно-аналитических системах компаний при входе в стратегический альянс'

Изменения в учетно-аналитических системах компаний при входе в стратегический альянс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / КОНТРАКТНЫЙ АЛЬЯНС / СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильмс Антон Эдуардович

В данной статье рассматривается понятие «стратегический альянс», раскрываются общие аспекты его функционирования. Представлено детальное объяснение понятия «учетно-аналитическая система», описаны ее структура и содержание. Описывается специфика работы учетно-аналитической системы в стратегических альянсах и изменения в бизнес-процессах, которые должны быть учтены в этой системе. На основе проведенного исследования анализируется пример вертикального сбытового стратегического альянса, выявлены основные изменения в учетно-аналитической системах производителя и дилера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in accounting and analytic systems of companies at entering into strategic allianc

The article dwells on the concept “strategic alliance”, revealing common aspects of its functioning. The paper presents the detailed explanation of the concept “accounting and alalytic system”, its structure and content. There is described a specificity of accounting and alalytic system’s work in strategic alliances and changes in business-processes which must be considered in this system. On the basis of conducted research an example of vertical distributive strategic alliance is analyzed and main changes in accounting and alalytic systems of producer and dealer are revealed.

Текст научной работы на тему «Изменения в учетно-аналитических системах компаний при входе в стратегический альянс»

3. Borodulina S. A. Problemy opisaniya vnutrennih krizisov transportnoy kompanii v usloviyah razvitiya processnogo podhoda v menedzhmente [Problems of describing internal crises of a transport company in the conditions of development of process approach in management]. Formirovanie transportno logisticheskoy infrastruktury. Strategicheskoe napravlenie povysheniya konkurentosposobnosti transportnogo-kompleksa Rossii. Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Omsk-poligraficheskiy centr KAN, 2010. 257 p.

4. Borodulina S. A. Reinzhiniring biznes-processov avtotransportnogo predpriyatiya kak instrument tehnologicheskoy I upravlencheskoy modernizacii [Reengineering of business processes of a motor transport enterprise as an instrument of technological and administrative modernization]. Vestnik INZHEKONA, Seriya Ekonomika, 2010, no 540, pp. 225 - 229.

5. Loginov K. V. Teoriya I metodologiya processnogo upravleniya promyshlennym predpriyatiem. Avtoref. diss. na soisk. Dokt, econom nayk [Theory and methodology of process management of an industrial enterprise]. St. Petertsburg, 2009, 39 p.

6. MS ISO-9000-2000 Sistemy menedzhmenta kachestva.Osnovnye polozheniya I slovar [MS ISO 9000:2000 of Quality management systems. Basic provisions and dictionary]

7. Reinzhiniring biznes-processov [Reengineering of business processes]. pod red. A.O. Blinova. Moscow, Yuniti, 2010, 343 p.

8. Repin V. V., Eliferov V. G. Processnyy podhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-processov [Process approach to management. Modeling of

business processes]. Moscow, Ria-standarty I kachestvo, 2005, 408 p.

9. Robson M., Ullah F. Prakticheskoe rukovodstvo po reinzhiniringu biznes-processov [Practical guidance on reengineering of business processes]. Per. angl., podred. N. D. Eriashvili. Moscow, Audit-Yuniti, 1997, 324 p.

10. Roter M. Uchites videt biznes-processy. Praktika postroeniya kart potokov sozdaniya cennosti [Learn to see business processes: Practice of mapping streams of value's creation]. M. Rotter, DzhShuk. Moscow, Alpina-pablisher, 2005, 144 p.

11. Hamidova V. M. Soderzhanie processno-orientirovannogo podhoda k upravleniyu organizaciey [The content of the process-oriented approach to management of an organization]. Vestnik astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2008, no 1, pp. 46 - 49.

12. Hodak E. Optimizaciya biznes processov v rossiyskih kompaniyah [Optimization of business processes in the Russian companies]. Biznes bez problem, 2002, no 12, pp. 73 - 79.

Бородулина Светлана Анатольевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - доктор экономических наук, доцент НИИ ВШЭ в Санкт-Петербурге, департамент Логистики и управления цепями поставок (198099, г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 14, e-mail: [email protected])

Borodulina S. A. (Russian Federation, St. Petersburg) - doctor of economics, professor, department of logistics and SCM, Higher School of Economics in St. Petersburg. Saint-Petersburg (198099, St. Petersburg, Promyshlennaya, 14, e-mail: piter00000@mail. ru)

УДК 657

ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ КОМПАНИЙ ПРИ ВХОДЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

А. Э. Вильмс

Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), Россия, г. Омск

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «стратегический альянс», раскрываются общие аспекты его функционирования. Представлено детальное объяснение понятия «учетно-аналитическая система», описаны ее структура и содержание. Описывается специфика работы учетно-аналитической системы в стратегических альянсах и изменения в бизнес-процессах, которые должны быть учтены в этой системе. На основе проведенного исследования анализируется пример вертикального сбытового стратегического альянса, выявлены основные изменения в учетно-аналитической системах производителя и дилера.

Ключевые слова: стратегический альянс, учетно-аналитическая система, бизнес-процесс, контрактный альянс, совместное предприятие

Введение

Стратегические альянсы являются

сравнительно недавней формой

сотрудничества и взаимодействия

экономических агентов с целью достижения своих долгосрочных целей. Важность стратегических альянсов в современной экономике сложно переоценить - по словам

А. О. Знаменского «развитие стратегических альянсов, которое происходит в последние 10-15 лет, является одной из наиболее заметных особенностей настоящего времени» [7,С.11]. Такие альянсы заключаются практически постоянно; только в январе 2014 запрос «стратегический альянс» в поисковых системах Интернет выдает порядка десяти новостей о заключении такого рода сотрудничества в различных отраслях -от авиаперевозок до фармацевтики, от информационных технологий до добычи нефти. Изучение учетно-аналитической системы таких форм объединения организаций позволит увеличить их общую эффективность, повысить качество бухгалтерской отчетности и улучшить процесс принятия управленческих решений.

Стратегические альянсы в

современном мире

Понятие «стратегический альянс» не имеет закрепившегося определения ни в российской, ни в западной науке. Например, исследователи М. И. Гельвановский и Т. А. Литвинова дают достаточно широкое определение этому термину - это «соглашение о сотрудничестве между двумя или несколькими компаниями, которые идут дальше, чем проведение обычных торговых операций, но не доводят дело до слияний и поглощений» [4, С.158]. М. В. Ботнарюк рассматривает формирование стратегических альянсов как «одну из форм преодоления негативных последствий, вызванных природой глобализации» [2, С.29]. В. Р. Галиева и В. В. Авилова также утверждают, что стратегические альянсы служат для «обеспечения сбалансированности

стратегических интересов ведущих производителей и их объединений» [3, С.142] на фоне активно развивающихся глобализационных процессов.

Подход западной науки к определению этого термина более широк, например, по мнению Р. Гулати стратегические альянсы представляют собой «заключенные по свободной воле соглашения между фирмами, которые включают обмен, деление и развитие ресурсов» [5,С.7]. Хайдер описывает такие альянсы просто как «долгосрочное сотрудничество между компаниями по достижению некоторых стратегических целей» [9, С.3]. П. Дуссодж и

Б. Гаррет видят стратегические альянсы «как компромисс между покупкой части бизнеса и его созданием» [6, С.37].

Тем не менее, в большинстве исследований эффективные коммуникации и обмен информацией выделяются как одна из основных причин успеха стратегических альянсов [8]. Эффективность альянса связана с достижением стратегических целей всех партнеров, что возможно лишь при высоком уровне координации всех материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Обмен как актуальной, повседневной, так и долгосрочной, стратегической информацией является критически важным для жизнедеятельности стратегического альянса.

Создание стоимости внутри альянса все более и более связывается с информационным капиталом организации [8]. Таким образом, изучение перераспределения и создания в рамках стратегического альянса качественно новой актуальной информации позволит понять причины успехов и падений стратегических альянсов, выделить некоторые рекомендации по повышению эффективности их действий.

Формальной частью информационного капитала организации является

информационная система. Согласно Н. Н. Хахоновой, информационная система - «это, в широком смысле, совокупность технического, программного и

организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией» [10, С.234]. Составной частью ИС является учетно-аналитическая система, содержащая в себе актуальную финансовую и бухгалтерскую информацию. Таким образом, успех стратегического альянса частично зависит от того, каким образом будет создаваться, и распределяться информация в рамках учетно-аналитических систем, как отдельных партнеров, так и всего альянса.

Определение учетно-аналитической системы

Учетно-аналитическая система является моделью движения информации в компании, в общем виде ее можно наглядно представить при помощи IPO модели (Input-Process-Output), см. рисунок 1.

Входящие потоки

Процесс

Исходящие потоки

Рис. 1. IPO-модель учетно-аналитической системы [составлено автором]

Подсистема учета своей самой общей целью ставит информационное

моделирование функционирования

предприятия - движения материальных и финансовых ресурсов в рамках организации. Подсистема анализа дает качественную оценку тем изменениям, которые были зарегистрированы за определенный период в подсистеме учета, путем сопоставления данного периода с прошлыми, со средними показателями по отрасли, с плановыми значениями и т.д. Подсистема аудита и контроля отвечают за максимальное соответствие информационной модели реальности. Необходимо также отметить, что вся учетно-аналитическая система реализована при помощи программного обеспечения, имеет свою физическую и логическую структуру. Будучи динамической системой, учетно-аналитическая система

подвержена как повседневным изменениям (регистрация инвойсов и их оплата, создание управленческих отчетов, закрытия бухгалтерских периодов и прочее), так и более крупным, целенаправленным (смена программного обеспечения, отражение новых бизнес-процессов и т.д.)

Необходимо отметить, что каждая из представленных подсистем является совокупностью определенных бизнес-процессов, которые также описываются моделью IPO или, так называемыми, картами бизнес-процессов или процессными картами. Бизнес-процесс, по мнению Н.А. Багранова, М. Симкина, К. Нормана, - это «совокупность бизнес-операций по созданию ценности» [1, C.218]. Например, на рисунке 2 представлена общая, схематичная процессная карта продаж - основной деятельности организации по созданию ценности.

Рис. 2. Схематичная процессная карта бизнес-процесса продаж, на основе [1, С. 218]

В полноценной модели отображаются информационные потоки, все возможные варианты обработки и использования различных документов, ответственные лица за тот или иной элемент бизнес-процесса. Соответственно, каждое движение в рамках этой модели находит свое отображение в учетно-аналитической системе, в одной или нескольких подсистемах.

Стоит помнить, что учетно-аналитическая система, как часть информационной системы, реализована с использованием технического и программного обеспечения, которое также необходимо учесть в модели. Для этих целей используются логические (структура дата баз) и физические (совокупность технического и программного обеспечения) блок-схемы.

Таким образом, учетно-аналитическую систему можно представить при помощи модели IPO, каждый процесс которой детализируется при помощи процессных карт и физических блок-схем. В этой модели учтены организационные и технические аспекты информационных систем. Для того, чтобы понять каким образом меняется учетно-аналитическая система компаний при входе в стратегический альянс, необходимо понять каким образом меняются их бизнес-процессы.

Учетно-аналитические системы в стратегических альянсах

Итак, учетно-аналитическая система создает информационную модель организации. До вступления в стратегические альянсы каждый из партнеров имеет свою собственную учетно-аналитическую систему, тогда изменения в этой системе возникают при изменении в непосредственных бизнес-процессах организации, в ее операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Каждое такое изменение находит свое отражение в подсистемах учетно-аналитической системы.

Стратегический альянс может привести к следующим возможным изменениям в деятельности организации:

- появление качественно новых бизнес-процессов;

- качественные изменения в уже имеющихся бизнес-процессах (например, сотрудничество с дилером изменяет бизнес-процесс продаж);

- количественные изменения в бизнес-процессах (расширение дилерской сети приводит к большему потоку материалов, финансов и информации, но сама структура этих потоков остается неизменной).

Данные нововведения могут привести к следующим изменениям в учетно-аналитической системе:

1) Добавление новых бизнес-процессов в общую 1РО модель.

2) Организационные изменения в уже имеющиеся бизнес-процессы (появление новых должностей, новых должностных обязанностей, новых структурных единиц, новых операций над информацией и т.д.).

3) Изменение в логической или физической структуре учетно-аналитической модели (использование нового программного обеспечения для реализации уже имеющихся бизнес-процессов, изменения структуры баз информации и т.д.).

4) Комбинации вышеупомянутых изменений.

5) Партнеры оставляют свои учетно-аналитические системы без изменений, сотрудничество происходит без какого-либо изменения бизнес-процессов.

Не все формы стратегических альянсов одинаково влияют на учетно-аналитические системы партнеров. Существует множество классификаций альянсов, однако в данной работе предлагается использовать способ, предложенный С. Демирканом (2009 г.) -деление на контрактные альянсы и совместные предприятия. Очевидно, что базой для данной классификации является обмен прав собственности между партнерами.

Контрактные альянсы основаны на договоре, где достаточно детально описываются возможные формы

сотрудничества, определяются сферы ответственности, распределяются риски и прибыль стратегического альянса. Совместные предприятия создаются чаще всего в наукоемких отраслях и являются более рискованной формой сотрудничества, однако гибкость и открытость такого альянса позволяет максимально эффективно обеспечить взаимодействие стержневых компетенций партнеров и привести к высокому синергетическому эффекту.

Создание совместного предприятия приведет к появлению новой учетно-аналитической системы, где будет определена собственная организационная и техническая структура (кто и как будет выполнять определенные бизнес-процессы) и должно быть описано взаимодействие с родительскими компаниями. Такой формат альянса может привести к наибольшим изменениям в учетно-аналитической системе компаний-партнеров.

Обмен опытом и «лучшими практиками» среди партнеров приводит к оптимизации их учетно-аналитических систем. Согласно С. Ян (2004г.), «информационные асимметрии имеют негативный эффект на успех стратегического альянса, в то время как асимметрия знаний, наоборот, лишь улучшает эффективность альянса» [11, С.18]

Рассмотрим в качестве примера сотрудничество компании производителя с дилером, оба функционировали до вступления в альянс и, соответственно, имеют свои уже действующие учетно-аналитические системы. Производитель до вступления в альянс имел свои точки сбыта продукта покупателю, дилер также занимается розничной продажей схожих типов продуктов. Данный тип альянса следует отнести к контрактным альянсам -все детали процесса продаж описаны в договоре, новое совместное предприятие при этом не создается. Таким образом, можно ожидать небольшие изменения в учетно-аналитических системах партнеров.

Со стороны производителя:

1. Качественно изменится процесс продаж - поиск и работа с клиентами, а также первоначальный учет продаж переходят в руки дилера. Материальные потоки также изменят свою форму, вместо множества розничных продаж будет несколько оптовых. Здесь наблюдается большой эффект экономии на трансакционных издержках, то есть на затратах на поиск покупателя, изучение рынка, проведения маркетинговых исследований и акций.

2. Процесс ценообразования прописывается договором - конечную розничную цену может определять как производитель, так и дилер.

3. Юридическая нагрузка (наличие необходимых для продажи разрешений и лицензий) ложится на плечи дилера, что упрощает информационную модель производителя и снижает его трансакционные издержки.

4. Так как нет необходимости содержать персонал по продажам, количественно изменится бизнес-процесс формирования и выплаты заработной платы. Изменения могут носить и качественный характер при полном отказе от собственной рабочей силы на сбытовых точках.

5. Появляется новый тип затрат -дилерские комиссии, процесс формирования и выплат которых описывается в договоре и также должен быть отражен в учетно-аналитической системе.

6. Выгода данного сотрудничества для производителя заключается в экономии на прямых и трансакционных расходах. Соответственно, необходимо разработать форму мониторинга эффективности данного стратегического альянса для производителя.

7. В договоре прописываются формы контроля производителем за условиями транспортировки, хранения его продуктов и рекламных кампаний.

Со стороны дилера изменения будут носить в основном количественный характер, так как основной операционный бизнес-процесс продаж не видоизменяется. Качественные изменения возможны при старте продаж продуктов, которые требуют определенных лицензий и разрешений, особых условий хранения и транспортировки и т.д.

Таким образом, создание контрактного альянса привело к существенным качественным и количественным изменениям в учетно-аналитической системе на стороне производителя и количественно расширило информационную модель дилера.

Заключение

Стратегические альянсы являются одной из наиболее эффективных форм ответа на глобализационные процессы, общность усилий партнеров по достижению общих целей может привести к большим выгодам, однако необходимо помнить о важности эффективного обмена информацией между партнерами. Намеренные и обоснованные изменения в учетно-аналитических системах должны проходить с учетом всех изменений в бизнес-процессах.

Библиографический список

1. Багранов, Н., Основные принципы бухгалтерской информационной системы, 11-е издание / Н. Багранов, М. Симкин, К. С. Норман. -Издательство JohnWiley&Sons, 2010, С. Пер. с англ.533 с.

2. Ботнарюк, М. В. Формирование стратегических альянсов в условиях глобализации экономики: институциональный аспект // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - №12. - С. 29 - 33.

3. Галева, В. Р., Авилова В. В. Роль стратегических альянсов в развитии нефтегазохимического комплекса региона в условиях глобализации / В. Р. Галева, В. В. Авилова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №23. - С. 141 - 144.

4. Гельвановский, М. И. Стратегические альянсы в глобальной конкуренции / М. И. Гельвановский, Т. А. Литвинова // Экономический журнал. - 2009. - №16. - С. 158 - 162.

5. Демиркан, С. Последствия стратегических альянсов для информационной среды: диссертация на степень PhD в менеджменте Университета Техаса в Далласе. - 2009. - С. 1117. Пер. с англ.

6. Дуссодж Г., Гаррет Б. Корпоративная стратегия - успешно конкурируя с помощью стратегических альянсов / Издательство JohnWiley&Sons, 1999, 236c. Пер. с англ.

7. Знаменский, А. О. Стратегические альянсы как международные объединения корпораций / А. О Знаменский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - №4. - С. 11 - 19.

8. Стради, Ю. Эволюция стратегических альянсов - значимость во времена когнитивного капитализма / Ю. Стради // Проблемы развития. Латиноамериканский журнал экономики. - 2004. -№35. - С. 185-198. Пер. с англ.

9. Хайдер, А. Стратегические альянсы в центральной и восточной Европе / А. Хайдер, Д. Абраха. - Издательство Elsveir Science, 2003, 277 с. Пер. с англ.

10. Хахонова, Н. Н. Теоретико-методологическое исследование категории «Учетно-аналитическая система» управления коммерческой организации / Н. Н. Хахонова // Фундаментальные исследования. - 2012. - №9 - 1. - С. 231 - 234.

11. Ян, С. Асимметрии знаний и информации в стратегических альянсах / С. Ян // Журнал управления знаниями. - 2004. - №8. - С. 17 - 20. Пер. с англ.

CHANGES IN ACCOUNT ING AND ANALYTIC

SYSTEMS OF COMPANIES AT ENTERING INTO STRATEGIC ALLIANCE

A. Vilms

Abstract. The article dwells on the concept "strategic alliance", revealing common aspects of its functioning. The paper presents the detailed explanation of the concept "accounting and alalytic system", its structure and content. There is described a specificity of accounting and alalytic system's work in strategic alliances and changes in business-processes which must be considered in this system. On the basis of conducted research an example of vertical distributive strategic alliance is analyzed and main changes in accounting and alalytic systems of producer and dealer are revealed.

Keywords: strategic alliance, accounting and alalytic system, business-process, contract alliance, joint enterprise

References

1. Bagranov N. Osnovnye principy buhgalterskoj informacionnoj sistemy [Main principles of accounting information system]. 11th edition, JohnWiley&Sons publishing house. 533p.

2. Botnaruk M. V. Formirovanie strategicheskih al'jansov v uslovijah globalizacii jekonomiki: institucional'nyj aspekt [Formation of strategic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

alliances in conditions of economics' globalization: institutional aspec]. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2010, 12, pp. 29 - 33.

3. Galeeva V. R., Avilova V. V. Rol' strategicheskih al'jansov v razvitii neftegazohimicheskogo kompleksa regiona v uslovijah globalizacii [Role of strategic alliances in development of a petrochemical complex of the region in conditions of globalization]. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2012, no 23, pp. 141 -144.

4. Gelvanovsky M. I., Litvinova T.A. strategicheskie al'jansy v global'noj konkurencii [Strategic alliances in globalized competition]. Jekonomicheskij zhurnal, 2009, no 16, pp. 158 - 162.

5. Demirkan S. Posledstvija strategicheskih al'jansov dlja informacionnoj sredy: dissertacija na stepen' PhD v menedzhmente Universiteta Tehasa v Dallase. [Consequences of strategic alliances for the information environment: the thesis on PhD degree in management of University of Texas in Dallas]. 2009, pp. 1 - 117.

6. Dussodzh G., Garret B. Korporativnaja strategija - uspeshno konkuriruja s pomoshhju strategicheskih al'jansov [Corporate strategy -successfully competing by means of strategic alliances]. Izdatel'stvo JohnWiley&Sons, 1999, 236 p.

7. Znamensky A. O. Strategicheskie al'jansy kak mezhdunarodnye obedinenija korporaci. [Strategic alliances as international associations of corporations]. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2008, no 4, pp. 11 - 19.

8. Stradi U. Jevoljucija strategicheskih al'jansov -znachimost' vo vremena kognitivnogo kapitalizma [Evolution of strategic alliances]. Problemy razvitija. Latinoamerikanskij zhurnal jekonomiki, 2004,no 35, pp. 185 - 198.

9. Haider A., Abrakh D. Strategic alliances in the central and Eastern Europe. ElsveirScience Publishing house, 2003, 277 p.

10. Hahonova N. N. Teoretiko-metodologicheskoe issledovanie kategorii Uchetno-analiticheskaja sistema» upravlenija kommercheskoj organizacii [Theoretical and methodological research of the category "Accounting and analytic system" of commercial organization management]. Fundamental'nye issledovanija, 2012, no 9-1, pp. 231 - 234.

11. Yan C. Asimmetrii znanij i informacii v strategicheskih al'jansah [Asymmetries of knowledges and information in strategic alliances]. Journal of Knowledge Management, 2004, no 8, pp. 17 - 30.

Вильмс Антон Эдуардович (Россия, г. Омск) аспирант кафедры «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) (644046, Россия, г. Омск, пр. Маркса, 35, e - mail: [email protected])

Vilms A. (Russian Federation, Omsk) - the graduate student of "Finance, Credit, Accounting and Audit" chair of Omsk state university of means of communication (OmGYPS) (644046, Omsk, Marksa, 35, e - mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.