Научная статья на тему 'Изменения в структуре иностранного контингента провинциального вуза в 2018 - 2019 гг. (на примере ФГБОУ во «Пензенский государственный университет»)'

Изменения в структуре иностранного контингента провинциального вуза в 2018 - 2019 гг. (на примере ФГБОУ во «Пензенский государственный университет») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION / FOREIGN STUDENTS / THE EXPORT OF EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дятлова Анастасия Константиновна

Статья посвящена проблеме экспорта образования в России. Основное внимание уделено работе Пензенского государственного университета. В статье приводятся и анализируются сводные статистические данные, составленные на основе большого количества документов. Сделан вывод об основных тенденциях развития экспорта образования, присущих провинциальному вузу, а также поставлена под сомнение дальнейшая положительная динамика развития этого сектора.The article deals with the problem of the export of education in Russia. The main attention is given to Penza State University's experience. The summary statistics data arranged on the basis of a good quantity of documents are presented and analyzed in the article. The articles' conclusion is devoted to the tendencies of education export of a provincial educational institution as well as the further positive dynamics is set under question.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в структуре иностранного контингента провинциального вуза в 2018 - 2019 гг. (на примере ФГБОУ во «Пензенский государственный университет»)»

УДК 378.1 ББК 74.48

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10108

Изменения в структуре иностранного контингента провинциального вуза в 2018—2019 гг.

(на примере ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»)

The Changes of Foreign Student Body Structure in a Provincial Higher Education Institution in 2018-2019

(Based on the Data of FSBEI HE «Penza State University»)

Анастасия Константиновна ДЯТЛОВА,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры «Иностранные языки»

Пензенского государственного университета

E-mail: lematin@list.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Пензенской области, грант № 18-413-580014 р_а, «Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе (на примере Пензенского государственного университета)».

Аннотация. Статья посвящена проблеме экспорта образования в России. Основное внимание уделено работе Пензенского государственного университета. В статье приводятся и анализируются сводные статистические данные, составленные на основе большого количества документов. Сделан вывод об основных тенденциях развития экспорта образования, присущих провинциальному вузу, а также поставлена под сомнение дальнейшая положительная динамика развития этого сектора.

Ключевые слова: университет; высшее образование; иностранные студенты; экспорт образования

Конкурентоспособное высшее образование является важнейшим фактором социально-экономического развития общества в современном мире, а также наиболее активно развивающимся сектором мировой экономики. Так, по статистике мировой рынок экспорта высшего образования вырос на 17% в 20017 г., а его объем составил более 200 млрд долл. [3, с. 286]. По прогнозам ЮНЕСКО, уже к 2025 г. общее количество иностранных студентов во всем мире приблизится к отметке в 7 млн чел. [2, с. 52]. Необходимо отметить и то, что обучение иностранных студентов содействует разработке новых, более востребованных и конкурентоспособных программ обучения, а иностранные выпускники вносят вклад не только в развитие науки, но в

Abstract. The article deals with the problem of the export of education in Russia. The main attention is given to Penza State University's experience. The summary statistics data arranged on the basis of a good quantity of documents are presented and analyzed in the article. The articles' conclusion is devoted to the tendencies of education export of a provincial educational institution as well as the further positive dynamics is set under question.

Keywords: university; higher education; foreign students; the export of education

создание и поддержание межкультурных связей. Именно поэтому такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия постоянно проводят различные мероприятия по увеличению числа иностранных студентов [1, с. 3].

Отечественные высшие учебные заведения традиционно привлекали внимание иностранных абитуриентов. Известно, что в течение 1949— 1991 гг. СССР удалось подготовить более 500 тыс. специалистов из 150 стран мира [3, с. 287]. Однако после 1991 г. Россия потеряла свои позиции на рынке международных образовательных услуг.

В первой четверти XXI в. Российская Федерация постепенно начинает возвращать утерянные позиции. Именно в этом контексте интерес

представляет опыт провинциальных вузов, ко- студентов, зачисленных на первый курс ФГБОУ

торым удается относительно успешно бороться ВО «Пензенский государственный университет»

за иностранного студента. В качестве примера (ПГУ) в ходе приемных кампаний 2018 и

приведем данные по количеству иностранных 2019 г. (см. табл. 1).

Таблица 1. Количество иностранных студентов, зачисленных в 2018 [4] и в 2019 г. [5] в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (по направлениям подготовки)

Направление подготовки 2018 г. 2019 г.

Бакалавриат, магистратура, специалитет

40.03.01 Юриспруденция 6 3

45.03.02 Лингвистика 11 12

44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование 46 27

37.03.01 Психология 4 1

01.03.02 Прикладная математика и информатика 1

09.03.01 Информатика и вычислительная техника 2

09.03.02 Информационные системы и технологии 1

09.03.03 Прикладная информатика 2

09.03.04 Программная инженерия 2 2

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника 1

38.03.01 Экономика 3 2

38.03.02 Менеджмент 1

38.03.05 Бизнес-информатика 1

38.03.03 Управление персоналом 1

38.03.04 Государственное и муниципальное управление 1

38.04.01 Экономика 23

39.03.02 Социальная работа 1

40.05.02 Правоохранительная деятельность 2

42.03.02 Журналистика 1

49.03.01 Физическая культура 1

11.04.03 Конструирование и технология электронных средств 6

15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение 1 1

машиностроительных производств

06.04.01 Биология 1

06.04.01 Биология 1

40.04.01 Юриспруденция 1 2

44.04.01 Педагогическое образование 2 2

45.04.01 Филология 1

37.04.01 Психология 1

38.03.01 Экономика 5

38.04.01 Экономика 1

41.03.05 Международные отношения 1

31.05.03 Стоматология 93 96

31.05.01 Лечебное дело 156 207

31.05.02 Педиатрия 11 11

33.05.01 Фармация 8 4

30.05.03 Медицинская кибернетика 1

Ординатура

31.08.73 Стоматология терапевтическая 1 1

31.08.75 Стоматология ортопедическая 3

31.08.72 Стоматология общей практики 2

31.08.67 Хирургия 1 1

31.08.63 Сердечно-сосудистая хирургия 1

31.08.69 Челюстно-лицевая хирургия 1 3

31.08.42 Неврология 1

Аспирантура

12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 1

31.06.01 Клиническая медицина 1

44.06.01 Образование и педагогические науки 1

Итого 362 427

Как видно из таблицы, в 2019 г. количество иностранных студентов, зачисленных на первый курс университета, выросло на 18%. Этот прирост произошел главным образом за счет набора студентов на медицинские направления подготовки. Кроме того, очевидно снижение количества поступающих на педагогические специальности (46 в 2018 г. против 27 в 2019 г.) и рост магистрантов первого курса по магистерскому направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (все 23 студента — представители КНДР). Что

касается остальных специальностей, то изменения носят незначительный характер.

Представляется интересным проанализировать изменения национального состава иностранного контингента первого курса. Здесь наблюдается ряд интересных тенденций. Во-первых, наметилось определенное сокращение студентов из стран СНГ (157 против 140). Во-вторых, увеличилась доля китайских (с 15 до 44) и ливанских (с 19 до 48) студентов (см. табл. 2).

Таблица 2. Количество иностранных студентов, зачисленных в 2018 [4] и в 2019 г. [5] в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (по странам)

№ Страна 2018 г. 2019 г.

1 Азербайджан 2 —

2 Алжир 2 3

3 Армения 5 —

4 Беларусь 1 —

5 Вьетнам 1 3

6 Египет 45 54

7 Индия 102 101

8 Индонезия — 1

9 Иордания 4 10

10 Ирак 3 1

11 Йемен 4 13

12 Казахстан 5 7

13 Киргизия 34 26

14 Китай 15 44

15 Кот-д'Ивуар — 3

16 ЛБГ 2 1

17 Ливан 19 48

18 Мали — 1

19 Марокко 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Сирия 4 1

21 Таджикистан 45 59

22 Тунис 1 —

23 Туркменистан 60 43

24 Узбекистан 5 4

25 Украина — 1

26 Эквадор — 2

Итого 362 427

Нельзя не отметить и изменение географии студенческого контингента: если в 2018 г. в ПГУ поступали представители 20 стран, то 2019 г. — 22, причем «неизменным ядром» остаются 16 стран (Алжир, Вьетнам, Египет, Индия, Иордания, Ирак, Йемен, Казахстан, Киргизия, Китай, Ливан, Марокко, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

Безусловно, данные выводы носят промежуточный характер, поскольку для проведения бо-

лее глубокого анализа необходимо изучать статистические данные на протяжении хотя бы 10 лет. Однако уже сейчас можно говорить о том, что, во-первых, наиболее привлекательными для иностранных студентов являются профессии, связанные с медициной и экономикой, что является общемировой тенденцией; во-вторых, российская система высшего профессионального образования является привлекательной не только для стран СНГ. Пока еще основным факто-

ром, определяющим выбор именно российского образования со стороны иностранного студента, является низкая по сравнению с европейскими и американскими вузами стоимость обучения.

Нельзя не отметить тот факт, что среди иностранных студентов ПГУ нет представителей ведущих развитых стран мира. Однако «целевой аудиторий» провинциального вуза они не являются. Большее внимание уделяется странам развивающимся.

В контексте новых вызовов, с которыми столкнулся мир в 2020 г., представляется особенно интересным дальнейшее изучение данного вопроса. Остается открытым вопрос, продолжится ли рост количества иностранных студентов и за счет каких стран. В условиях пандемии и даже после ее завершения значительное число высших учебных заведений вынуждено будет перестроить собственную политику по привлечению иностранного контингента и адаптировать работу с уже имеющимися студентами к новым реалиям жизни.

Список литературы

1. Горшкова Л.Ю. Экспорт образовательных услуг высшей школы: мировой опыт и России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.

2. Костюкова АЛ. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Казачество. 2016. № 20 (7). С. 51—65.

3. Пацукевич О.В. Международная учебная миграция иностранных студентов на примере России: исторический аспект // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 2. С. 286—289.

4. Приказы на зачисление // Режим доступа: https://pnzgu.ru/Abitur/admission/abitur_ 2018/рг1каг_2018 (дата обращения: 10.12.2019).

5. Приказы на зачисление // Режим доступа: https://pnzgu.ru/Abitur/abitur_2019/prikaz_ 2019 (дата обращения: 10.12.2019).

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.