Научная статья на тему 'Иностранные студенты в провинциальном университете: структура работы и особенности контингента'

Иностранные студенты в провинциальном университете: структура работы и особенности контингента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / высшее образование / иностранные студенты / экспорт образования / university / higher education / foreign students / the export of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Константиновна Дятлова

Статья посвящена проблеме экспорта образования в России. Основное внимание уделено работе Пензенского государственного университета в данном направлении. В статье рассматриваются вопросы организации работы с иностранными студентами, особенности иностранного студенческого контингента. Сделан вывод о необходимости расширения перечня образовательных программ, обучение на которых проводится с помощью языка-посредника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Students in a Provincial University: Work Structure and Features of the Student body

The article deals with the problem of the export of education. The main attention is given to Penza State University's experience. The article is devoted to the questions connected with the organizing of work with foreign students, the peculiarities of foreign student body. We've come to a conclusion that it's necessary to expand the list of programs where the teaching is held in an intermediary language

Текст научной работы на тему «Иностранные студенты в провинциальном университете: структура работы и особенности контингента»

УДК 378.1 ББК 74.48

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10039

Иностранные студенты в провинциальном университете: структура работы и особенности контингента

Foreign Students in a Provincial University: Work Structure and Features of the Student body

Анастасия Константиновна ДЯТЛОВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенского государственного университета

E-mail: [email protected]

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 18-413-580014 р_а, «Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе

(на примере Пензенского государственного университета)».

Аннотация. Статья посвящена проблеме экспорта образования в России. Основное внимание уделено работе Пензенского государственного университета в данном направлении. В статье рассматриваются вопросы организации работы с иностранными студентами, особенности иностранного студенческого контингента. Сделан вывод о необходимости расширения перечня образовательных программ, обучение на которых проводится с помощью языка-посредника.

Ключевые слова: университет, высшее образование, иностранные студенты, экспорт образования

О бучение иностранных граждан в отечественных учебных заведениях не является новостью или чем-то необычным. Так, в 1990/1991 учебном году в отечественных вузах обучались более 126 тыс. иностранных студентов и аспирантов, что составляло 10% от численности иностранных студентов по всему миру. Всего же в течение 1949—1991 гг. в вузах СССР получали образование более полумиллиона студентов из 150 стран мира [1, с. 9]. Однако распад СССР оказал влияние на уже сложившуюся систему работы с иностранными государствами в этом направлении: были разорваны прежние научно-образовательные и культурные связи. Завоеванные ранее позиции на рынке образовательных услуг были потеряны.

В 2002 г. Президентом РФ была одобрена «Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских обра-

Abstract. The article deals with the problem of the export of education. The main attention is given to Penza State University's experience. The article is devoted to the questions connected with the organizing of work with foreign students, the peculiarities of foreign student body. We've come to a conclusion that it's necessary to expand the list of programs where the teaching is held in an intermediary language.

Key words: university, higher education, foreign students, the export of education

зовательных учреждениях», в которой на первом месте среди приоритетных направлений государственной политики в данной области находится «подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира», чтобы в дальнейшем использовать «кадровый потенциал зарубежных специалистов — выпускников российских вузов — для создания долговременных благоприятных условий развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами» [2].

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ПГУ) наряду с другими вуза РФ также ведет работу по данному направлению. Организационным обеспечением и сопровождением обучения и пребывания иностранных обучающихся занимается Институт международного сотрудничества (ИМС).

Руководителем ИМС является директор — проректор по международной деятельности, назначаемый приказом ректора ПГУ. В состав ИМС так-

же входят Управление международного образования, Управление международных связей, кафедра «Русский язык как иностранный» (рис 1).

Управление международного образования

Отдел социальной адаптации и культурно-массовой работы

Директор ИМС Кафедра «Русский язык как иностранный»

Подготовительное отделение

Отдел размещения иностранных граждан

Отдел сопровождения международных проектов

Отдел языковой подготовки и международного тестирования

Рис. 1. Организационно-управленческая структура Института международного сотрудничества [3]

К функциям Учебного отдела относятся организация и координация учебной и учебно-методической деятельности, контроль выполнения графика учебного процесса, а также участие в процедуре приема иностранных граждан в рамках приемных кампаний. Отдел миграционного учета и визовой поддержки обеспечивает решение широкого комплекса вопросов в рамках миграционной поддержки иностранных граждан при поступлении и обучении. Организацией воспитательной, социальной и культурно-массовой работы, а также решением вопросов и проблем, связанных с социальной адаптацией, занимается Отдел социальной адаптации и культурно-массовой работы. Значительный перечень функций и полномочий отводится работе подготовительного отделения: организация и координация учебной и учебно-методической работы с иностранными слушателями подготовительного отделения, администрирование образовательного процесса, участие в процедуре приема в университет иностранных граждан. Отдел размещения иностранных граждан занимается обеспечением условий проживания иностранных граж-

дан в общежитии, обеспечивает проведение обследования состояния здоровья иностранных граждан при их прибытии и контроль прохождения ими ежегодного медицинского осмотра, участие в представлении необходимой информации в органы и учреждения здравоохранения.

Управление международных связей состоит из двух отделов.

Отдел сопровождения международных проектов занимается не только организацией участия студентов и преподавателей в программах академический мобильности и подготовкой заявок на международные конкурсы грантовых программ, но и планирует и проводит различные мероприятия международного сотрудничества с зарубежными партнерами, а также обеспечивает информационное продвижение образовательных программ, научных, инновационных, культурных проектов университета за рубежом, подготовку брошюр, буклетов, листовок, презентаций об университете на иностранных языках.

Отдел языковой подготовки и международного тестирования организует краткосрочные программы дополнительного образования, повы-

2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры 155

шения квалификации и переподготовки по иностранным языкам и экзамены по иностранному языку для получения международного сертификата, а также распространяет информацию о международных студенческих программах.

Кафедра «Русский язык как иностранный» проводит обучение граждан русскому языку в рамках подготовительных и интенсивных курсов. Кроме того, в 2011 г. при кафедре был создан Центр тестирования для иностранных граждан, оформляющих документы на получение гражданства РФ, разрешения на временное проживание, а также разрешения на трудовую деятельность и временное проживание в России.

На сегодняшний день в вузе обучаются 1 800 студентов из 48 стран мира. По итогам приемной кампании 2018 г. студентами ПГУ стали 331 человек из 20 стран: Азербайджана, Алжира,

Рис. 2. Иностранные студенты,

Как правило, студентами ПГУ становятся иностранные граждане, окончившие в своих странах среднюю школу (т.е. приблизительно в 18 лет). Исключение составляют учащиеся из Туркменистана (молодые люди поступают после армии) и арабские студенты, чей средний возраст на первом курсе составляет 20—21 год. 70% иностранных студентов составляют мужчины.

Несмотря на постепенное увеличение числа иностранных студентов, их количество по отношению к общему числу невелико — всего 9%. ПГУ стремится активно развивать свою работу в данном направлении. Определяющим фактором здесь является наличие программ, преподавание на которых ведется на иностранном языке: из 331 первокурсника-иностранца 166 человек обучаются именно по ним. На наш взгляд, необходимо расширить перечень подобных программ за счет инженерно-технических, социально-экономических и педагогических направлений подготовки.

Армении, Вьетнама, Египта, Йемена, Индии, Иордании, Ирака, Казахстана, Киргизии, Китая, Ливана, Марокко, Сирии, Судана, Таджикистана, Туниса, Туркменистана, Узбекистана.

Итак, 30% студентов-иностранцев составляют выходцы из Индии (рис. 2). Такое значительное число студентов из этой страны не случайно: в 2013 г. ПГУ организовал преподавание по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело с помощью языка-посредника (английский язык)», и первыми обучающимися стали именно индийские студенты. Почти 40% составляют студенты из бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Представители стран Африки и Ближнего Востока составляют 24,5%. Оставшиеся 5,5% — студенты из Китая и Вьетнама.

зачисленные в ПГУ в 2018 г.

Список литературы

1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014. 1 CD ROM.

2. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях// Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/ legal/law/inter/conception (дата обращения: 10.01.2019).

3. Положение об Институте международного сотрудничества от 10.05.2016 г. №№ 01/21-01 // Режим доступа: https://www.pnzgu.ru/files/docs/ pologenie224.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.