ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 4 (12). С. 141-145. УДК 93; 394
Н. А. Томилов
ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСАХ КАЗАХОВ ЮГА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ В ТРУДАХ УЧЁНЫХ 80-х ГОДОВ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА*
Охарактеризованы те изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западной Сибири, которые происходили во второй половине XVIII - начале XX в. благодаря взаимодействию казахов с татарами и русскими.
Ключевые слова: социокультурный комплекс; этнография казахов; этнокультурные процессы; брачные связи; материальная культура.
N. A. Tomilov
CHANGES IN SOCIOCULTURAL COMPLEX KAZAKHS SOUTH WEST SIBERIA IN THE WORK OF SCIENTISTS 80-ES OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURY
The article describes the changes in the socio-cultural complexes kazakhs south of Western Siberia, which occurred in the second half of the XVIII - early XX century due to the interaction kazakhs with the tatars and russian.
Keywords: socio-cultural complex; ethnography of the Kazakhs; ethnocultural processes; marital ties; material culture.
На протяжении долгого времени казахи Западно-Сибирского региона либо вообще не изучались в этнографическом плане, либо изучались отдельные стороны хозяйства, культуры и социальной жизни некоторых поселений. Более целенаправленно этнография казахов юга Западной Сибири стала изучаться с возникновением в 1974 г. Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и его дальнейшей научной деятельностью. Актуальность работ по этнографии казахов Западной Сибири связана прежде всего с той значительной ролью, которую
казахи играли в истории и культуре народов Сибири и прилегающих районов Казахстана и Зауралья. В Западной Сибири по численности казахи сегодня входят в первую пятёрку наиболее многочисленных этнических образований.
Обзор работ учёных и путешественников, опубликованных на протяжении конца XVIII - начала XXI в. именно по этнической истории, народной культуре и социальным явлениям, в том числе по социокультурным процессам у казахов юга Западной Сибири, приведён в ряде специальных публикаций
* Статья подготовлена по государственному заданию Министерства образования и науки РФ по проекту № 33.1684.2014/К «Алгоритмический анализ динамики социокультурных систем народов Северной Евразии в ^Ш-ХХ! веках».
© Томилов Н. А., 2016
статей и монографий [1, с. 3-10; 2, с. 30-35; 3, с. 35-49; 4, с. 21-27; 5, с. 65-87; 6, с. 62, 68-72, 89, 91, 97-101, 106-112].
Особое внимание научным трудам по этнографии данных групп казахов, опубликованным учёными в 80-х гг. ХХ - начале XXI в., уделено в специальном разделе монографии Н. А. Томилова и Ш. К. Ахметовой «Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири» [7, с. 9-44].
И тем не менее необходимо отметить, что именно в Омске постепенно складывается научный центр по изучению этнографии, этноархеологии и этносоциологии казахов Сибири. И здесь прежде всего отметим серьёзные исследования, осуществлённые в последние сорок лет такими учёными, как Ш. К. Ахметова, О. М. Бронникова (Прова-торова), А. А. Дайрабаева, И. В. Захарова, А. В. Матвеев, А. С. Сарсамбекова, Б. К. Сма-гулов, А. В. Смелякова, И. В. Толпеко, Н. А. Томилов и другие, и посвящённые проблемам этнической истории (начиная с XVI в.), современных этнических процессов, разных явлений культуры и социальной сферы. С начала 1990-х гг. и по настоящее время основные работы по изучению истории и этнографии казахов юга Западно-Сибирской равнины осуществляет Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (до 2006 г. - это Омский филиал Объединённого института истории, филологии и философии СО РАН) [8, с. 132137], а также Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, учёные которого проводят изучение этнографии казахов с середины 1970-х гг. и где с 1985 г. действует кафедра с этнографическим направлением; сегодня она называется кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии [9, с. 34-44].
В данной статье освещаются результаты изучения её автором этнической ситуации у казахов Западно-Сибирской равнины второй половины XVIII - начала ХХ в. [7, с. 286307; 10, с. 68-86; 11, с. 74-80, 173-209].
Как известно, после падения Джунгарии в 1758 г. часть казахов, обитавшая в XVIII в. в пределах Центрального Казахстана, перекочевала ближе к Иртышу и даже вышла за Иртыш. Их кочевья развернулись между Ом-
ском и Усть-Каменогорском и вплотную придвинулись к этнической территории сибирских татар. Движение казахов на север в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли было быстрым.
Видимо, с конца XVIII в. часть казахов стала оседать на постоянное местожительство в южной полосе Тобольской и Томской губерний. Они устраивались на крестьянских или казённых землях в качестве земледельцев и пастухов. Но таких казахов в тот период было ещё немного.
Таким образом, фактически лишь со второй половины XVIII в. (после 1758 г.) переселение казахов в Сибирь на долгое время стало постоянным фактором, меняющим этническую ситуацию в её южных районах. В последней четверти XVIII - первой четверти XIX в. они расселялись и по южным округам Тобольской и Томской губерний, сосредоточивались в большой массе вдоль Сибирской пограничной линии, переходили её, обращаясь с прошениями об отведении им земель в сибирских губерниях.
В первой четверти XIX в. часть казахского населения была зафиксирована в Курганском, Ишимском и Омском округах Тобольской губернии. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих войск, считали «внутренними» казахами. После того как казахи Среднего жуза, согласно реформе управления сибирскими губерниями 1822 г., оказались в Омской области, их стали называть сибирскими киргизами. Небольшое количество казахов, наряду с башкирами, калмыками, татарами и представителями других национальностей, в XVIII - первой четверти XIX в. оказалось в разных местах Западной Сибири (главным образом в городах) в качестве дворовых людей.
Изменения в последующий период (XIX - начало XX в.) выразились здесь в том, что в Ишимском округе казахи поселялись в селениях пришлых поволжских татар, а в Тюменском и других уездах - среди сибирских татар. В свою очередь, грамотные сибирские и поволжские татары нередко становились муллами и учителями в кочующих группах сибирских казахов. Ограничение территории для кочёвок, особенно начиная с XIX в., водворение казахов в казённые се-
Изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западно-Сибирской равнины..
ления, закрепление их за землями, расселение среди быстрорастущего по численности русского населения в Курганском, Ишим-ском и Омском округах приводили к переходу части их на оседлость. Видимо, более массовое переселение казахов в районы Тобольской губернии началось со второго десятилетия XIX в. Группа казахов освоила часть земель Каинского округа Томской губернии. Более компактно казахи расселились в Прииртышье, в районе нынешнего г. Омска, и южнее на землях, входивших в Омский уезд, с 1891 г. причисленный к Акмолинской области.
Разнообразные связи казахи имели с разными группами сибирских татар. С установлением мирных отношений с казахами, а также с принятием частью их русского подданства и подселением их в южные районы Западной Сибири стали укрепляться и отношения с сибирскими татарами - хозяйственные (нередко проживали в одних аулах, совместно с барабинцами пасли скот и т. д.), торговые, религиозные. Тобольские татары назначались к казахам муллами. Тесные связи с казахами были прежде всего у тюменских и барабинских татар. Но как соседи, расселяясь по р. Ишим, контактировали они и с тарскими, и с курдакско-саргатскими татарами. Томские татары нередко покупали у них лошадей, а калмаки (группа томских татар) вместе с казахами в XIX - начале XX в. часто работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов. Эти связи нашли достаточно чёткое отражение и в браках казахов с сибирскими татарами. Выявляются они по генеалогическим записям у барабинцев. Наибольшее количество брачных союзов казахов с тоболо-иртышскими татарами в XVIII в. фиксируется материалами ревизий населения: в 1782 г. их было заключено 11, в 1795 г. - 2. Всё это приводило к значительному взаимовлиянию в языке и культуре. Влиянию татарского языка на язык казахов способствовало, в частности, и то обстоятельство, что религиозные книги, распространяемые среди казахов, были написаны на татарском языке.
Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX - начале XX в. устанавливаются прочные контакты с русскими у казахов южных районов Западно-Сибирской низменности. Постепенно между ними возрастал объ-
ём торговых связей, имевший начальный период ещё в XVII в. Он осуществлялся в XVIII - начале XX в. на рынках городов Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а также в других городах и крупных русских станциях и деревнях. Те казахи, которые и в XIX в. сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты с русскими. Занятия казахов извозом в XIX - начале XX в., дававшие им неплохой заработок, также способствовали развитию их взаимоотношений с русскими. Но наиболее тесным было общение у оседлых и полуосёдлых казахов Тобольской губернии, а также Каин-ского округа Томской губернии и Омского округа Акмолинской области. Нередко казахи жили не только в селениях русских, но и прямо в их домах, снимали у русских квартиры либо нанимались к ним в работники. В Омске казахи нередко собирались тысячами на ярмарках, устраивали здесь свои праздники (соревнования-скачки, соколиные охоты и др.). С молодых лет некоторые казахи общались с русскими, обучаяясь в школе в Омске. А в XVIII - первой четверти XIX в. часть казахов находилась на положении дворовых в зажиточных русских домах. Только в 1825 г. была запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для их освобождения ... Как правило, дворовые казахи все были крещены, что в ряде случаев способствовало заключению браков с русскими. Небольшое количество крещёных казахов (10 мужчин в 1795 г.) было зафиксировано и в Омском округе. Отдельные случаи крещения казахов и перехода их в сословие крестьян имели место и позднее - в XIX в.
С середины XIX в. усиливается влияние русского языка, среди казахов шире распространяется двуязычие. По данным 1897 г., среди казахов Тобольской губернии 7 309 человек родным назвали казахский, 206 - татарский и 31 человек - русский язык. И хотя последняя цифра кажется незначительной, она свидетельствует, что небольшие этноязыковые ассимиляционные процессы у казахов со стороны русских всё же имели место.
Новые социально-экономические условия, в которых оказались казахи после принятия ими русского подданства, способство-
вали хозяйственно-культурному и бытовому сближению их с русскими. В XVIII в. процессы оседания казахов хотя проходили в южных районах Западной Сибири и в небольших масштабах, но уже тогда стали усиливаться. Это было связано с некоторыми признаками разложения кочевого скотоводства и первых земледельческих опытов казахов. Ещё более усиливались эти тенденции в XIX в. Тем не менее, вплоть до конца XIX в., земледелие было основным занятием лишь у небольшой части казахов (например, в Каин-ском округе в 1897 г. лишь у 8,1 %), в некоторых районах Омского округа отсутствовало вообще. В конце XIX - начале XX в. начинается массовый переход казахов Западной Сибири к земледелию и, соответственно, оседлому образу жизни. Так, в 1897 г. 82,1 % казахов Ишимского округа и 97,4 % - Тюка-линского основным занятием назвали земледелие. В Омском округе в 1897 г. земледелием занималось лишь 3,3 % казахских хозяйств, а в 1908 г. этот показатель резко возрос до 27 %, при этом примерно одна треть этих хозяйств занимались только земледелием. Менялся и состав скота в их хозяйствах. Так, в 1901 г. в Омском округе был самый высокий процент крупного рогатого скота (36,1 %) по сравнению с другими видами домашних животных во всей Акмолинской области. В конце XIX - начале XX в. в казахских хозяйствах стали распространяться новые сорта пшеницы, лучшие пахотные орудия (плуги «тюменки»), жатки, сенокосилки, конные грабли.
В XIX - начале XX в. казахи Западной Сибири стали использовать в своём хозяйстве телеги, постепенно распространялись среди них новые виды построек: землянки, избушки, глиняные мазанки и, наконец, обычные избы и пятистенники русского вида. В Омском округе у казахов даже среди надмогильных сооружений в конце XIX в. строились четырёхугольные загородки из бревёшек или досок, сходные с русскими. В научной литературе отмечается, что, «по данным начала XX в., к существенным признакам в сфере материальной культуры омских казахов следует отнести: наличие дерновых землянок, широкое распространение русской утвари, значительный удельный вес новых продуктов в пищевом рационе (хлеб,
овощи, сахар и др.); в одежде заметно сочетание традиционных и заимствованных элементов (выкройка "хаулык", русский способ повязывания платка и др.)». В то же время и данные научной литературы, и материалы наших этнографических экспедиций к казахам Новосибирской и Омской областей, и музейные коллекции свидетельствуют о значительном своеобразии этнокультурного облика казахов Западной Сибири в XIX - начале XX в.
При изучении изменений в казахской одежде И. В. Захарова и Р. Д. Ходжаева выделили три периода. В XVIII - начале XIX в. полностью сохранялись традиционные материалы и виды одежды казахов, в середине XIX в. происходили изменения в материалах, идущих на одежду, во второй половине
XIX в. исчезли некоторые виды традиционной одежды, изживалась возрастная специфика женской одежды, распространялись покупные изделия. В конце XIX - начале
XX в. «в казахский быт стала проникать одежда русского покроя, почти исключительно мужская». Примерно такая же периодизация изменений этнокультурного направления характерна и для районов юга Западно-Сибирской равнины. Только проникновение отдельных элементов одежды русского покроя в быт казахов, особенно осевших в городах и русских селениях, начиналось здесь раньше - с середины XIX в.
Постоянный характер контакты казахов и русских приобретали в XIX - начале XX в. в условиях городской социокультурной среды. Там более интенсивно шли процессы распространения среди казахов русского языка, этнокультурного взаимовлияния казахов и русских, формирования казахской интеллигенции, которая более подвержена была билингвизму (казахско-русскому двуязычию) и восприятию культуры русского населения при сохранении казахских этнокультурных традиций. Более-менее основательно эти процессы изучает сегодня Ш. К. Ахметова, к работам которой мы и отсылаем наших читателей [1; 12, с. 153-160].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметова Ш. К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде / отв. ред. Н. А. Томилов. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии, 2002. -104 с.
Изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западно-Сибирской равнины.
2. Ахметова Ш. К., Захарова И. В., Томилов Н. А. Ч. Ч. Валиханов и традиции омской этнографической науки // Мир на рубеже тысячелетий: история, философия, политология. - Кос-танай, 2000. - С. 30-35.
3. Ахметова Ш. К., Томилов Н. А. Казахи Западной Сибири в исследованиях российских и казахстанских учёных XIX - начала XXI веков // Казахи России: история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. -Омск, 2010. - Т. 1. - С. 35-49.
4. Ахметова Ш. К., Томилов Н. А. Чокан Валиха-нов и этнографическая наука в Омске // Жизнь и наследие Ч. Ч. Валиханова. -Омск, 2010. - С. 21-27.
5. Захарова И. В., Томилов Н. А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века. Омский этнографический центр / отв. ред. В. П. Корзун, В. И. Матющенко. - Омск : Издат. дом «Наука», 2007. - 400 с.
6. Томилов Н. А. Народная культура городского населения Сибири: Очерки историографии и теории историко-этнографических исследований / отв. ред. В. П. Корзун. - Омск : Издат. дом «Наука», 2010. - 164 с.
7. Томилов Н. А., Ахметова Ш. К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири / отв. ред. В. И. Молодин. - Омск : Издат. дом «Наука», 2013. - 392 с.
8. Корусенко С. Н. Изучение историко-культурного наследия омского региона в конце XX -XXI века (к 25-летию Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН) // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России. - Омск : Издат. дом «Наука», 2016. - С. 132-137.
9. Жигунова М. А. Омская этнографическая научная школа // Культурологические исследования в Сибири. - 2014. - № 1. - С. 34-44.
10. Томилов Н. А. Казахи Западной Сибири в конце XVII - первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий - Омск, 1983. - С. 68-86.
11. Томилов Н. А. Этническая история тюркоя-зычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX в. / отв. ред. В. И. Васильев, Р. С. Васильевский. - Новосибирск : Изд-во Новосибирск. ун-та, 1992. -271 с.
12. Ахметова Ш. К. Этнические процессы в материальной культуре городских казахов Западной Сибири в конце ХХ в. // Проблемы культуры городов России : материалы Пятого Всероссийского научно-практического семинара. -Омск, 2004. - С. 153-160.