Научная статья на тему 'Изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западно-Сибирской равнины в трудах учёных 80-х годов XX - начала XXI века'

Изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западно-Сибирской равнины в трудах учёных 80-х годов XX - начала XXI века Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
38
8
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭТНОГРАФИЯ КАЗАХОВ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / БРАЧНЫЕ СВЯЗИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / SOCIO-CULTURAL COMPLEX / ETHNOGRAPHY OF THE KAZAKHS / ETHNOCULTURAL PROCESSES / MARITAL TIES / MATERIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Томилов Н.А.

Охарактеризованы те изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западной Сибири, которые происходили во второй половине XVIII начале XX в. благодаря взаимодействию казахов с татарами и русскими.

Changes in Sociocultural Complex Kazakhs South West Siberia in the Work of Scientists 80-es of XX - Beginning of XXI Century

The article describes the changes in the socio-cultural complexes kazakhs south of Western Siberia, which occurred in the second half of the XVIII early XX century due to the interaction kazakhs with the tatars and russian.

Текст научной работы на тему «Изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западно-Сибирской равнины в трудах учёных 80-х годов XX - начала XXI века»

ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 4 (12). С. 141-145. УДК 93; 394

Н. А. Томилов

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСАХ КАЗАХОВ ЮГА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ В ТРУДАХ УЧЁНЫХ 80-х ГОДОВ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА*

Охарактеризованы те изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западной Сибири, которые происходили во второй половине XVIII - начале XX в. благодаря взаимодействию казахов с татарами и русскими.

Ключевые слова: социокультурный комплекс; этнография казахов; этнокультурные процессы; брачные связи; материальная культура.

N. A. Tomilov

CHANGES IN SOCIOCULTURAL COMPLEX KAZAKHS SOUTH WEST SIBERIA IN THE WORK OF SCIENTISTS 80-ES OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURY

The article describes the changes in the socio-cultural complexes kazakhs south of Western Siberia, which occurred in the second half of the XVIII - early XX century due to the interaction kazakhs with the tatars and russian.

Keywords: socio-cultural complex; ethnography of the Kazakhs; ethnocultural processes; marital ties; material culture.

На протяжении долгого времени казахи Западно-Сибирского региона либо вообще не изучались в этнографическом плане, либо изучались отдельные стороны хозяйства, культуры и социальной жизни некоторых поселений. Более целенаправленно этнография казахов юга Западной Сибири стала изучаться с возникновением в 1974 г. Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и его дальнейшей научной деятельностью. Актуальность работ по этнографии казахов Западной Сибири связана прежде всего с той значительной ролью, которую

казахи играли в истории и культуре народов Сибири и прилегающих районов Казахстана и Зауралья. В Западной Сибири по численности казахи сегодня входят в первую пятёрку наиболее многочисленных этнических образований.

Обзор работ учёных и путешественников, опубликованных на протяжении конца XVIII - начала XXI в. именно по этнической истории, народной культуре и социальным явлениям, в том числе по социокультурным процессам у казахов юга Западной Сибири, приведён в ряде специальных публикаций

* Статья подготовлена по государственному заданию Министерства образования и науки РФ по проекту № 33.1684.2014/К «Алгоритмический анализ динамики социокультурных систем народов Северной Евразии в ^Ш-ХХ! веках».

© Томилов Н. А., 2016

статей и монографий [1, с. 3-10; 2, с. 30-35; 3, с. 35-49; 4, с. 21-27; 5, с. 65-87; 6, с. 62, 68-72, 89, 91, 97-101, 106-112].

Особое внимание научным трудам по этнографии данных групп казахов, опубликованным учёными в 80-х гг. ХХ - начале XXI в., уделено в специальном разделе монографии Н. А. Томилова и Ш. К. Ахметовой «Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири» [7, с. 9-44].

И тем не менее необходимо отметить, что именно в Омске постепенно складывается научный центр по изучению этнографии, этноархеологии и этносоциологии казахов Сибири. И здесь прежде всего отметим серьёзные исследования, осуществлённые в последние сорок лет такими учёными, как Ш. К. Ахметова, О. М. Бронникова (Прова-торова), А. А. Дайрабаева, И. В. Захарова, А. В. Матвеев, А. С. Сарсамбекова, Б. К. Сма-гулов, А. В. Смелякова, И. В. Толпеко, Н. А. Томилов и другие, и посвящённые проблемам этнической истории (начиная с XVI в.), современных этнических процессов, разных явлений культуры и социальной сферы. С начала 1990-х гг. и по настоящее время основные работы по изучению истории и этнографии казахов юга Западно-Сибирской равнины осуществляет Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (до 2006 г. - это Омский филиал Объединённого института истории, филологии и философии СО РАН) [8, с. 132137], а также Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, учёные которого проводят изучение этнографии казахов с середины 1970-х гг. и где с 1985 г. действует кафедра с этнографическим направлением; сегодня она называется кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии [9, с. 34-44].

В данной статье освещаются результаты изучения её автором этнической ситуации у казахов Западно-Сибирской равнины второй половины XVIII - начала ХХ в. [7, с. 286307; 10, с. 68-86; 11, с. 74-80, 173-209].

Как известно, после падения Джунгарии в 1758 г. часть казахов, обитавшая в XVIII в. в пределах Центрального Казахстана, перекочевала ближе к Иртышу и даже вышла за Иртыш. Их кочевья развернулись между Ом-

ском и Усть-Каменогорском и вплотную придвинулись к этнической территории сибирских татар. Движение казахов на север в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли было быстрым.

Видимо, с конца XVIII в. часть казахов стала оседать на постоянное местожительство в южной полосе Тобольской и Томской губерний. Они устраивались на крестьянских или казённых землях в качестве земледельцев и пастухов. Но таких казахов в тот период было ещё немного.

Таким образом, фактически лишь со второй половины XVIII в. (после 1758 г.) переселение казахов в Сибирь на долгое время стало постоянным фактором, меняющим этническую ситуацию в её южных районах. В последней четверти XVIII - первой четверти XIX в. они расселялись и по южным округам Тобольской и Томской губерний, сосредоточивались в большой массе вдоль Сибирской пограничной линии, переходили её, обращаясь с прошениями об отведении им земель в сибирских губерниях.

В первой четверти XIX в. часть казахского населения была зафиксирована в Курганском, Ишимском и Омском округах Тобольской губернии. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих войск, считали «внутренними» казахами. После того как казахи Среднего жуза, согласно реформе управления сибирскими губерниями 1822 г., оказались в Омской области, их стали называть сибирскими киргизами. Небольшое количество казахов, наряду с башкирами, калмыками, татарами и представителями других национальностей, в XVIII - первой четверти XIX в. оказалось в разных местах Западной Сибири (главным образом в городах) в качестве дворовых людей.

Изменения в последующий период (XIX - начало XX в.) выразились здесь в том, что в Ишимском округе казахи поселялись в селениях пришлых поволжских татар, а в Тюменском и других уездах - среди сибирских татар. В свою очередь, грамотные сибирские и поволжские татары нередко становились муллами и учителями в кочующих группах сибирских казахов. Ограничение территории для кочёвок, особенно начиная с XIX в., водворение казахов в казённые се-

Изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западно-Сибирской равнины..

ления, закрепление их за землями, расселение среди быстрорастущего по численности русского населения в Курганском, Ишим-ском и Омском округах приводили к переходу части их на оседлость. Видимо, более массовое переселение казахов в районы Тобольской губернии началось со второго десятилетия XIX в. Группа казахов освоила часть земель Каинского округа Томской губернии. Более компактно казахи расселились в Прииртышье, в районе нынешнего г. Омска, и южнее на землях, входивших в Омский уезд, с 1891 г. причисленный к Акмолинской области.

Разнообразные связи казахи имели с разными группами сибирских татар. С установлением мирных отношений с казахами, а также с принятием частью их русского подданства и подселением их в южные районы Западной Сибири стали укрепляться и отношения с сибирскими татарами - хозяйственные (нередко проживали в одних аулах, совместно с барабинцами пасли скот и т. д.), торговые, религиозные. Тобольские татары назначались к казахам муллами. Тесные связи с казахами были прежде всего у тюменских и барабинских татар. Но как соседи, расселяясь по р. Ишим, контактировали они и с тарскими, и с курдакско-саргатскими татарами. Томские татары нередко покупали у них лошадей, а калмаки (группа томских татар) вместе с казахами в XIX - начале XX в. часто работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов. Эти связи нашли достаточно чёткое отражение и в браках казахов с сибирскими татарами. Выявляются они по генеалогическим записям у барабинцев. Наибольшее количество брачных союзов казахов с тоболо-иртышскими татарами в XVIII в. фиксируется материалами ревизий населения: в 1782 г. их было заключено 11, в 1795 г. - 2. Всё это приводило к значительному взаимовлиянию в языке и культуре. Влиянию татарского языка на язык казахов способствовало, в частности, и то обстоятельство, что религиозные книги, распространяемые среди казахов, были написаны на татарском языке.

Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX - начале XX в. устанавливаются прочные контакты с русскими у казахов южных районов Западно-Сибирской низменности. Постепенно между ними возрастал объ-

ём торговых связей, имевший начальный период ещё в XVII в. Он осуществлялся в XVIII - начале XX в. на рынках городов Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а также в других городах и крупных русских станциях и деревнях. Те казахи, которые и в XIX в. сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты с русскими. Занятия казахов извозом в XIX - начале XX в., дававшие им неплохой заработок, также способствовали развитию их взаимоотношений с русскими. Но наиболее тесным было общение у оседлых и полуосёдлых казахов Тобольской губернии, а также Каин-ского округа Томской губернии и Омского округа Акмолинской области. Нередко казахи жили не только в селениях русских, но и прямо в их домах, снимали у русских квартиры либо нанимались к ним в работники. В Омске казахи нередко собирались тысячами на ярмарках, устраивали здесь свои праздники (соревнования-скачки, соколиные охоты и др.). С молодых лет некоторые казахи общались с русскими, обучаяясь в школе в Омске. А в XVIII - первой четверти XIX в. часть казахов находилась на положении дворовых в зажиточных русских домах. Только в 1825 г. была запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для их освобождения ... Как правило, дворовые казахи все были крещены, что в ряде случаев способствовало заключению браков с русскими. Небольшое количество крещёных казахов (10 мужчин в 1795 г.) было зафиксировано и в Омском округе. Отдельные случаи крещения казахов и перехода их в сословие крестьян имели место и позднее - в XIX в.

С середины XIX в. усиливается влияние русского языка, среди казахов шире распространяется двуязычие. По данным 1897 г., среди казахов Тобольской губернии 7 309 человек родным назвали казахский, 206 - татарский и 31 человек - русский язык. И хотя последняя цифра кажется незначительной, она свидетельствует, что небольшие этноязыковые ассимиляционные процессы у казахов со стороны русских всё же имели место.

Новые социально-экономические условия, в которых оказались казахи после принятия ими русского подданства, способство-

вали хозяйственно-культурному и бытовому сближению их с русскими. В XVIII в. процессы оседания казахов хотя проходили в южных районах Западной Сибири и в небольших масштабах, но уже тогда стали усиливаться. Это было связано с некоторыми признаками разложения кочевого скотоводства и первых земледельческих опытов казахов. Ещё более усиливались эти тенденции в XIX в. Тем не менее, вплоть до конца XIX в., земледелие было основным занятием лишь у небольшой части казахов (например, в Каин-ском округе в 1897 г. лишь у 8,1 %), в некоторых районах Омского округа отсутствовало вообще. В конце XIX - начале XX в. начинается массовый переход казахов Западной Сибири к земледелию и, соответственно, оседлому образу жизни. Так, в 1897 г. 82,1 % казахов Ишимского округа и 97,4 % - Тюка-линского основным занятием назвали земледелие. В Омском округе в 1897 г. земледелием занималось лишь 3,3 % казахских хозяйств, а в 1908 г. этот показатель резко возрос до 27 %, при этом примерно одна треть этих хозяйств занимались только земледелием. Менялся и состав скота в их хозяйствах. Так, в 1901 г. в Омском округе был самый высокий процент крупного рогатого скота (36,1 %) по сравнению с другими видами домашних животных во всей Акмолинской области. В конце XIX - начале XX в. в казахских хозяйствах стали распространяться новые сорта пшеницы, лучшие пахотные орудия (плуги «тюменки»), жатки, сенокосилки, конные грабли.

В XIX - начале XX в. казахи Западной Сибири стали использовать в своём хозяйстве телеги, постепенно распространялись среди них новые виды построек: землянки, избушки, глиняные мазанки и, наконец, обычные избы и пятистенники русского вида. В Омском округе у казахов даже среди надмогильных сооружений в конце XIX в. строились четырёхугольные загородки из бревёшек или досок, сходные с русскими. В научной литературе отмечается, что, «по данным начала XX в., к существенным признакам в сфере материальной культуры омских казахов следует отнести: наличие дерновых землянок, широкое распространение русской утвари, значительный удельный вес новых продуктов в пищевом рационе (хлеб,

овощи, сахар и др.); в одежде заметно сочетание традиционных и заимствованных элементов (выкройка "хаулык", русский способ повязывания платка и др.)». В то же время и данные научной литературы, и материалы наших этнографических экспедиций к казахам Новосибирской и Омской областей, и музейные коллекции свидетельствуют о значительном своеобразии этнокультурного облика казахов Западной Сибири в XIX - начале XX в.

При изучении изменений в казахской одежде И. В. Захарова и Р. Д. Ходжаева выделили три периода. В XVIII - начале XIX в. полностью сохранялись традиционные материалы и виды одежды казахов, в середине XIX в. происходили изменения в материалах, идущих на одежду, во второй половине

XIX в. исчезли некоторые виды традиционной одежды, изживалась возрастная специфика женской одежды, распространялись покупные изделия. В конце XIX - начале

XX в. «в казахский быт стала проникать одежда русского покроя, почти исключительно мужская». Примерно такая же периодизация изменений этнокультурного направления характерна и для районов юга Западно-Сибирской равнины. Только проникновение отдельных элементов одежды русского покроя в быт казахов, особенно осевших в городах и русских селениях, начиналось здесь раньше - с середины XIX в.

Постоянный характер контакты казахов и русских приобретали в XIX - начале XX в. в условиях городской социокультурной среды. Там более интенсивно шли процессы распространения среди казахов русского языка, этнокультурного взаимовлияния казахов и русских, формирования казахской интеллигенции, которая более подвержена была билингвизму (казахско-русскому двуязычию) и восприятию культуры русского населения при сохранении казахских этнокультурных традиций. Более-менее основательно эти процессы изучает сегодня Ш. К. Ахметова, к работам которой мы и отсылаем наших читателей [1; 12, с. 153-160].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметова Ш. К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде / отв. ред. Н. А. Томилов. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии, 2002. -104 с.

Изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западно-Сибирской равнины.

2. Ахметова Ш. К., Захарова И. В., Томилов Н. А. Ч. Ч. Валиханов и традиции омской этнографической науки // Мир на рубеже тысячелетий: история, философия, политология. - Кос-танай, 2000. - С. 30-35.

3. Ахметова Ш. К., Томилов Н. А. Казахи Западной Сибири в исследованиях российских и казахстанских учёных XIX - начала XXI веков // Казахи России: история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. -Омск, 2010. - Т. 1. - С. 35-49.

4. Ахметова Ш. К., Томилов Н. А. Чокан Валиха-нов и этнографическая наука в Омске // Жизнь и наследие Ч. Ч. Валиханова. -Омск, 2010. - С. 21-27.

5. Захарова И. В., Томилов Н. А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века. Омский этнографический центр / отв. ред. В. П. Корзун, В. И. Матющенко. - Омск : Издат. дом «Наука», 2007. - 400 с.

6. Томилов Н. А. Народная культура городского населения Сибири: Очерки историографии и теории историко-этнографических исследований / отв. ред. В. П. Корзун. - Омск : Издат. дом «Наука», 2010. - 164 с.

7. Томилов Н. А., Ахметова Ш. К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири / отв. ред. В. И. Молодин. - Омск : Издат. дом «Наука», 2013. - 392 с.

8. Корусенко С. Н. Изучение историко-культурного наследия омского региона в конце XX -XXI века (к 25-летию Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН) // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России. - Омск : Издат. дом «Наука», 2016. - С. 132-137.

9. Жигунова М. А. Омская этнографическая научная школа // Культурологические исследования в Сибири. - 2014. - № 1. - С. 34-44.

10. Томилов Н. А. Казахи Западной Сибири в конце XVII - первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий - Омск, 1983. - С. 68-86.

11. Томилов Н. А. Этническая история тюркоя-зычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX в. / отв. ред. В. И. Васильев, Р. С. Васильевский. - Новосибирск : Изд-во Новосибирск. ун-та, 1992. -271 с.

12. Ахметова Ш. К. Этнические процессы в материальной культуре городских казахов Западной Сибири в конце ХХ в. // Проблемы культуры городов России : материалы Пятого Всероссийского научно-практического семинара. -Омск, 2004. - С. 153-160.