Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕПРИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каткова Елена Николаевна, Ситяева Снежана Михайловна, Орлова Ольга Александровна

Современный исторический этап развития человечества диктует довольно жесткие вызовы нашему обществу, связанные с появлением глобальной пандемии Covid-19. В этих условиях неизбежно происходит процесс трансформации сознания человека, его ценностно-смысловой сферы. Данный аспект исследования сегодня становится актуальным. Цель работы направлена на изучение ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи очного отделения во время дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 и вынужденной изоляции. В статье приводятся результаты сравнительного анализа двух срезов: за 2018-2019 гг. и 2020 г. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 18-24 лет, в количестве 701 чел. Первый этап исследования проходил в 2018-2019 учебном году, в нем участвовало 295 чел., из них 102 юноши и 193 девушки. Второй этап проходил в апреле - мае 2020 г. во время режима самоизоляции. Количество респондентов составило 406 чел. - 85 юношей и 321 девушка. Авторы опирались на исследовательскую концепцию Е.Б. Фанталовой об уровне соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах. Результаты показали значимые различия в содержании ценностных ориентаций студентов «до» и «после» пандемии. В период пандемии обнаруживается ярко выраженный внутриличностный конфликт между ценностью и доступностью важных смысловых сфер жизни молодежи. Этот «разрыв» в системе между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности сильнее выражен в отношении активной деятельной жизни, здоровья, интересной работы, красоты природы, искусства и свободы. Самоизоляция усилила и обострила внутренние противоречия, понизив ощущение психологического благополучия. Смена ценностно-смысловых приоритетов молодежи в условиях пандемии требует построения новых стратегий личностной и профессиональной самореализации, поиска путей сохранения здоровья и оптимальных психологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каткова Елена Николаевна, Ситяева Снежана Михайловна, Орлова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE SYSTEM OF STUDENTS’ LIFE VALUES IN THE RUSSIAN FAR EAST IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The current historical period of human history is characterized by hard challenges caused by the global COVID-19 pandemic, which inevitably leads to transformations in human consciousness and value-and-meaning sphere. Studies of this aspect are becoming increasingly topical. The article studies the value-and-meaning sphere of full-time students in the context of distance learning and forced isolation. The authors compare the results of two data slices made in 2018-2019 and 2020. The research involved 701 students aged 18-24. The first stage of the research in 2018-2019 academic year involved 295 young people (102 males and 193 females). The second stage was in May 2020 during the lockdown the number of respondents was 406 young people (85 males and 321 females). The authors of the article used E.B. Fantalova’s research conception of the correlation of «value» and «affordability» in various life spheres. The results show a significant difference between students’ pre- and post-pandemic value benchmarks. During the pandemic, we see a pronounced intra-personal conflict between a value and affordability in students’ meaningful life spheres. This gap between a need for achieving internally important values and affordability of this achievement is more significant in relation to an active life style, health, an interesting job, beauty of the nature, arts and freedom. Self-isolation has worsened internal conflicts and the feeling of psychological welfare has faded. The shift in students’ value-and-meaning priorities in the context of the pandemic requires working out new strategies of personal and vocational self-realization, and searching for ways of saving health optimal psychological resources.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 159.9

DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).524-533

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Е.Н. Каткова, С.М. Ситяева, О.А. Орлова

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 17 ноября 2021 г.

Дата принятия к печати

27 декабря 2021 г.

Дата онлайн-размещения

28 декабря 2021 г.

Ключевые слова

Ценностно-смысловая сфера; ценностные ориентации; студенческая молодежь; пандемия Covid-19; дистанционное обучение; депривация

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке министерства образования и науки Хабаровского края, проект № 57С/2020 «Социально-психологическое пространство молодежи Дальнего Востока в условиях пандемии». Авторы благодарят за помощь в сборе и обобщении данных для исследования коллектив кафедры психологии образования АмГПГУ и научного руководителя проекта И.Ю. Махову

Аннотация

Современный исторический этап развития человечества диктует довольно жесткие вызовы нашему обществу, связанные с появлением глобальной пандемии Covid-19. В этих условиях неизбежно происходит процесс трансформации сознания человека, его ценностно-смысловой сферы. Данный аспект исследования сегодня становится актуальным. Цель работы направлена на изучение ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи очного отделения во время дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 и вынужденной изоляции. В статье приводятся результаты сравнительного анализа двух срезов: за 2018-2019 гг. и 2020 г. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 18-24 лет, в количестве 701 чел. Первый этап исследования проходил в 2018-2019 учебном году, в нем участвовало 295 чел., из них 102 юноши и 193 девушки. Второй этап проходил в апреле -мае 2020 г. во время режима самоизоляции. Количество респондентов составило 406 чел. — 85 юношей и 321 девушка. Авторы опирались на исследовательскую концепцию Е.Б. Фанталовой об уровне соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах. Результаты показали значимые различия в содержании ценностных ориентаций студентов «до» и «после» пандемии. В период пандемии обнаруживается ярко выраженный внутриличностный конфликт между ценностью и доступностью важных смысловых сфер жизни молодежи. Этот «разрыв» в системе между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности сильнее выражен в отношении активной деятельной жизни, здоровья, интересной работы, красоты природы, искусства и свободы. Самоизоляция усилила и обострила внутренние противоречия, понизив ощущение психологического благополучия. Смена ценностно-смысловых приоритетов молодежи в условиях пандемии требует построения новых стратегий личностной и профессиональной самореализации, поиска путей сохранения здоровья и оптимальных психологических ресурсов.

CHANGES IN THE SYSTEM OF STUDENTS' LIFE VALUES IN THE RUSSIAN FAR EAST IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Elena N. Katkova, Snezhana M. Sityaeva, Olga A. Orlova

Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, the Russian Federation

Article info

Received

November 17, 2021

Accepted December 27, 2021

Abstract

The current historical period of human history is characterized by hard challenges caused by the global COVID-19 pandemic, which inevitably leads to transformations in human consciousness and value-and-meaning sphere. Studies of this aspect are becoming increasingly topical. The article studies the value-and-meaning sphere of full-time students in the context of distance learning and forced

© Каткова Е.Н., Ситяева С.М., Орлова О.А., 2021

Available online December 28, 2021

Keywords

Value-and-meaning sphere; value benchmarks; students; Covid-19 pandemic; distance learning; deprivation

Funding

Ministry of Education and Science of the Khabarovsk Territory, project number № 57C/2020, funded the reported study. The authors thank the staff of the Department of Educational Psychology at ASUHP and the research supervisor of the project, Makhova I.Yu. for their help in collecting and generalizing data for research

isolation. The authors compare the results of two data slices made in 2018-2019 and 2020. The research involved 701 students aged 18-24. The first stage of the research in 2018-2019 academic year involved 295 young people (102 males and 193 females). The second stage was in May 2020 during the lockdown the number of respondents was 406 young people (85 males and 321 females). The authors of the article used E.B. Fantalova's research conception of the correlation of «value» and «affordability» in various life spheres. The results show a significant difference between students' pre- and post-pandemic value benchmarks. During the pandemic, we see a pronounced intra-personal conflict between a value and affordability in students' meaningful life spheres. This gap between a need for achieving internally important values and affordability of this achievement is more significant in relation to an active life style, health, an interesting job, beauty of the nature, arts and freedom. Self-isolation has worsened internal conflicts and the feeling of psychological welfare has faded. The shift in students' value-and-meaning priorities in the context of the pandemic requires working out new strategies of personal and vocational self-realization, and searching for ways of saving health optimal psychological resources.

Введение

Современный исторический этап развития человечества диктует довольно жесткие вызовы нашему обществу, связанные с появлением глобальной пандемии Covid-19. В этих условиях неизбежно происходит процесс трансформации сознания человека, его ценностно-смысловой сферы. Пандемия одновременно явилась историческим, социокультурным и биологическим фактором, определяющим сегодняшнее существование человека независимо от места его проживания на планете. В условиях пандемии большинство людей в мире столкнулось с опасностью смертельного заражения и распространения инфекции. Они были вынуждены соблюдать самоизоляцию и принимать меры, препятствующие распространению вируса.

На существенные неблагоприятные последствия пандемии Covid-19 в плане психического здоровья населения указывают А.Н. Алёхин и Е.А. Дубинина: «Мы остаемся заложниками пандемии Covid-19 не только потому, что не располагаем эффективными лекарствами и вакциной против этого вируса, но и потому еще, что ныне все пребываем в «вызванной» им кризисной ситуации, охватившей здравоохранение, политику, экономику» [1, с. 313]. Авторы подчеркивают необходимость учета и качественного анализа всей полноты стрессовых воздействий в ситуации пандемии (виртуальной угрозы информационного стресса, депривации, социально-экономического стресса) и предполагают дальнейший рост стресс-ассоциированных психических и соматических заболеваний.

В своем исследовании И. Ван, Б. Сюй, Г. Чжао, Р. Цао [2] приходят к заключению, что самоизоляция оказывает влияние на психологическое здоровье и может вызвать посттравматический стресс. А.Н. Лу-беницкая и Т.И. Иванова [3] указывают на то, что с психопатологической точки зрения нынешняя ситуация является качественно новой формой стрессора. Так, С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, Т.И. Медведева, О.Ю. Воронцова, О.Ю. Казьмина в одной из статей отмечают, что у жителей Москвы в период самоизоляции проявился рост психопатологической симптоматики (соматизация, фибическая симптоматика, нарушения сна), упал уровень конструктивного мышления и снизились показатели эмоционального совладания, увеличилась представленность эзотерического мышления, наивного оптимизма, категорического мышления, также отмечались обращения к религии и поиск экзистенциальных объяснений происходящего [4].

Такие исследователи, как С.И. Самыгин [5], П.С. Самыгин [6], В.В. Касьянов [7], Н.Х. Гафиатулина [8], З.А. Жапуев [9], Н.В. Голубева [10], О.А. Стаценко [11] с группой ученых Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги приходят к выводу, что «постоянное воздействие из всех средств массовой информации о вирусной инфекции, не относящейся к особо опасным инфекциям, оказывает крайне негативное воздействие на функционирование симпатоадреналовой системы, приводя индивидуума к тревожному, беспокойному

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ч

ф

ч

2 О 2

Ы

Z

10

О

5 2

Ы

ы ы

состоянию, близкому к паническому, а также усилению хаотичных, непоследовательных действий и нелогичных поступков, приводящих к нагнетанию неблагоприятной обстановки в социуме».

Другая группа авторов [12] выявила, что в связи с пандемией значительно повысился риск обострения психопатической симптоматики у пациентов, страдающих соответствующими заболеваниями. Исследователи связывают это с испытываемым больными выраженным стрессом. Наряду с этим Ё. Жай и К. Ду [13] обнаружили, что в условиях пандемии у лиц, получавших психотерапевтическую помощь в связи с невротическими расстройствами, несмотря на продолжение терапии, снижалась ее эффективность и повысился уровень обострения. Исследование, проведенное в сети Интернет китайскими авторами М. Донг и Д. Женг [14], позволило установить, что лица, получающие информацию из официальных хроник, менее подвержены стрессу.

Российские ученые Ю.А. Маренчук, О.И. Носков, С.Ю. Рожков, А.А. Аванесян

[15] отмечают, что жизнь в ситуации распространения коронавирусной инфекции значительно отличается от обычной жизни тем, что потребности людей подверглись значительной депривации, прежде всего потребности в безопасности (внешняя среда стала небезопасной, появилась объективная угроза заражения), общении, свободе, двигательной активности и т.д.

В психологической науке «депривация»

[16] определяется как психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. На личностном уровне, согласно А.В. Крыловой

[17], депривация проявляется как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезадаптации, дезорганизации поведения и деятельности человека, возникающее вследствие объективных лишений, вступающих в противоречия с ценностями и притязаниями личности и воспринимаемых как потеря возможности удовлетворять потребности разных уровней.

По результатам исследования ученых Высшей школы экономики [18], студенты, обучающиеся в дистанционной форме, столкнулись с разными ограничениями и трудностями: существенное увеличение учебной нагрузки (40 %), недостаток общения с одногруппниками (35 %) и преподава-

телями (34 %), трудности в самостоятельном изучении материала (29 %). Весной 2020 г. на факультете психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого было проведено исследование среди студентов 1-4 курсов очной и заочной форм обучения (289 чел.). Результаты анкетирования студентов — будущих педагогов-психологов — позволили определить основные достоинства вынужденного перехода в режим дистанционного образования в условиях пандемии (доступность учебных материалов и информации в индивидуальной траектории прохождения дисциплин в любое время, удобство при организации самостоятельной работы, возможность планировать собственное время) и недостатки (высокая загруженность, недостаточное количество времени, отведенного на взаимодействие с преподавателями, отсутствие технических возможностей для реализации процесса дистанционного обучения в домашних условиях) [19]. В целом студенты положительно оценили использование дистанционного образования и высказались о целесообразности применения смешанной формы — дистанционного и очного обучения, важности психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса в решении проблем, возникающих при дистанционном обучении.

В анкетировании, проведенном в апреле 2020 г. в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете (АмГПГУ), 80,6 % студентов отметили значительное увеличение учебной нагрузки; 50,2 % — нехватку времени на выполнение заданий; 44,5 % — трудности в самостоятельном изучении учебного материала; 70,7 % выражали тревогу по поводу сдачи сессии в сложившихся условиях. У 61 % участников опроса эмоциональное состояние было хуже, чем в обычных условиях1.

Пандемия Covid-19 является не только эпидемиологическим, но также и психологическим кризисом. Он служит своеобразной реакцией личности на ситуацию, требующую от нее изменения способа существования — образа и стиля жизни, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам, выбора соответствующих мер по преодолению. Имеется боль-

1 Результаты анкетирования студентов Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета в условиях дистанционного обучения в период распространения коронавирусной инфекции. URL: https://snejana-reg27.wixsite.com/mysite/исследова-ния (дата обращения: 4.11.2020).

шое количество эмпирических исследований, посвященных разным аспектам изучения личностного кризиса. Труды Ю.В. Быхо-вец, Л.Б. Когана-Лернера, Л.Р. Правдиной, О.С. Васильевой позволяют рассматривать кризис в двух основных аспектах [20; 21].

Первый определяет кризис как негативное явление в жизни человека: невозможность реализации внутренних потребностей своей жизни, порождение дефицита смыслов, возрастание внутриличностной напряженности, истощение адаптационных ресурсов. Второй аспект идентифицирует кризис в качестве источника развития личности, в рамках которого трудная жизненная ситуация предстает как свидетельство необходимости изменений, как повод для серьезного осознания своего жизненного пути, осмысления жизни и переструктурирования ведущих мотивов поведения. Ситуация кризиса может являться пусковым моментом изменения, перестройки личностной структуры ценностных и смыс-ложизненных ориентаций. Таким образом, любой кризис несет в себе не только опасности, но и новые возможности, использование которых предполагает глубокое осмысление и переоценку тех ценностей, которые сопровождают этот кризис.

В зарубежных социально-психологических исследованиях (Д.Р. Мюррей, М. Шал-лер, Н. Керри, В.М. Жерве) выявлено, что в условиях серьезной опасности заразиться инфекционным заболеванием установки и поведение человека подвергаются значительным изменениям. Возрастает уровень конформизма [22], люди становятся более чувствительными к соблюдению моральных культурных норм и проявляют консерватизм в суждениях [23].

Исследования зарубежных авторов также показали, что пандемия повлекла за собой не только депрессивные расстройства, но и трансформацию ценностных ориентаций людей. В целом ценностные ориентации представляют собой обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. С их помощью индивид осуществляет социально-одобряемый выбор своего поведения в жизненно-значимых ситуациях. Так, О.И. Шкаратан [24], П. Штомп-ка [25], Н.В. Баблоян, М.А. Василенко [26], Д.Б. Кудзилов [27], О.Б. Павленко [28] и другие солидарно высказывают мысль о том, что ценностно-смысловые ориентиры личности на современном этапе могут образовывать так называемый «социальный иммунитет» не только человека, но и российского общества в условиях угрозы коронавируса, столкнув-

шись с массовыми рисками биологической, психологической и социокультурной трав-матизации. Л. Керлин [29] обнаружила, что в период пандемии произошел значительный рост такой базовой и универсальной ценности, как «безопасность», а также выросла ценность общения с другими людьми.

Стратегии людей, направленные на со-владание с кризисной ситуацией, зависят от культурных особенностей [30]. Высказывается предположение, что для представителей индивидуалистических культур в условиях пандемии возрастет значимость карьерного роста и самореализации, а для представителей коллективистических культур ценность будут иметь рабочие группы, организации, социальное окружение, поскольку культурные ценности отражают желательные конечные состояния, к которым стоит стремиться людям данной культуры. Это предположение подтверждается некоторыми исследованиями. Так, в Китае во время пандемии соу1^19 зафиксировали рост коллективных ценностей, значимости этикета, взаимоуважения и взаимопомощи [31]. Исследование, проведенное в Польше, показало, что во время пандемии у населения возросла значимость саморегуляции, достижений, безопасности, конформизма, смирения, доброжелательности и универсализма, и снизился гедонизм [32].

Молодежь, по мнению А.С. Евдокимовой [33], является наиболее «чувствительной» к изменениям группой. Она быстро реагирует на новые условия жизнедеятельности, включается в те реалии жизни, которые происходят в стране и мире, активно приспосабливается и пересматривает систему жизненных ценностей.

Одновременно многие авторы сейчас ставят вопрос не только о проблемах молодежи и всего человечества во время пандемии, но и о том, какова будет жизнь после мирового карантина. Так, Е.В. Федосенко [34] обозначает научные ориентиры в области психологии смыслов человека в период и после коронавирусной пандемии, акцентирует свой взгляд на причинной обусловленности состояния психологического здоровья человека в чрезвычайной ситуации субъективной картиной мира и предлагает использовать возникший внутренний диссонанс между ценностями жизни и их доступностью как личностный ресурс построения духовной стратегии жизни [35].

Теоретический анализ показал актуальность обозначенной проблемы. В связи с этим в настоящем исследовании была пред-

ф

п ч

01

ш

5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я ф

X X

о

п

о у

X

ч

ф

ч

2 О 2

и

г

10 р

5 2

£

и и

принята попытка оценить произошедшие изменения в системе жизненных ценностей студентов, обучающихся на очном отделении дистанционно в условиях самоизоляции из-за пандемии Covid-19.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 24 лет (701 чел.). Первый этап исследования проходил в 2018-2019 гг. В нем участвовали 295 чел., из них 102 юноши и 193 девушки. Второй этап состоялся в апреле - мае 2020 г. во время режима самоизоляции. Общее число респондентов составило 406 чел. — 85 юношей и 321 девушка.

В обоих этапах изучались особенности ценностно-смысловой сферы молодежи с опорой на исследовательскую концепцию Е.Б. Фанталовой [36]. Данная концепция позволяет обнаружить субъективную значимость ценностей, их доступность в сознании респондентов и разрыв между значимостью конкретной личностной сферы и ее субъективной доступностью.

Для определения степени рассогласования испытуемым предлагался упрощенный вариант методики Е.Б. Фанталовой [37], в котором изучение ценности и доступности осуществлялось методом субъективных оценок по десятибалльной шкале. В методике Е.Б. Фанталовой представлено 12 жизненных сфер в соответствии с терминальными ценностями, выделенными М. Рокичем: активная, деятельная жизнь; физическое и психическое здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе; познание; свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество. Значимость различий между выборками определялась с помощью /-критерия Стьюдента для независимых выборок с использованием программы Statistica 10.

Результаты

Таким образом, результаты исследования показали, что в обычной жизни у студенческой молодежи в тройку наиболее значимых входят ценности счастливой семейной жизни, здоровья и наличия хороших и верных друзей. Эти ценности у молодежи фигурируют в качестве важнейших в многочисленных исследованиях (В.Е. Семенов [38], А.П. Макарова [39], Т.А. Петрова [40], Г.Б. Кошарная [41], Л.В. Рожкова [41], А.А. Реан [42]).

По итогам нашего исследования, самый низкий ранг имеют такие ценности, как творчество, красота природы и искусства, активная деятельная жизнь и интересная работа. Возможно, такой выбор обусловлен тем, что студенты в большей степени заняты получением образования. В условиях пандемии наиболее значимыми ценностями у молодежи стали здоровье, свобода, уверенность в себе и счастливая семейная жизнь. Менее важными остались творчество и красота природы и искусства.

Полагаем, что переоценка ценностей в ситуации пандемии связана в первую очередь с реально возникшей угрозой заражения коронавирусной инфекцией, вынужденным ограничением свободы перемещений, выраженным во внешнем контроле со стороны руководства университета и педагогов в процессе дистанционного обучения.

Сравнительный анализ ценностных ори-ентаций (с помощью /-критерия Стьюдента) в ситуации обычной жизни и в период самоизоляции выявил достоверное повышение важности практически всех ценностей для студентов, кроме ценностей любви и счастливой семейной жизни, значимость которых осталась прежней (табл. 1). Более существенными для молодежи стали ценности активной жизни, здоровья, интересной работы, красоты природы и искусства, материально обеспеченной жизни, друзей, уверенности в себе, познания, свободы и творчества. Кризис заставил молодежь пересмотреть практически все жизненные ценности. В психологии (С. Гроф, В. Франкл, М.Ш. Ма-гомед-Эминов, И.А. Баева и др.) достаточно известен факт, что кризис, с которым сталкивается человек, может быть использован как возможность познания, личностного развития и переосмысления своей жизни [43].

Наибольший сдвиг в сторону повышения важности был выявлен в отношении ценностей здоровья, свободы, познания и творчества, красоты природы и искусства. Вынужденная самоизоляция в стенах дома усилила значимость природы. По данным Л.В. Баевой [44], такие ценности, как свобода и здоровье, оказавшись под угрозой, приобретают особый смысл.

Представляет интерес рост важности ценностей познания и творчества в ситуации пандемии коронавируса. Процесс познания без живого общения с преподавателями и однокурсниками в условиях дистанционного обучения был затруднен. Творчество же, с одной стороны, сопровождает процесс познания, а с другой — позволяет отвлечься от

Ценностные ориентации молодежи в обычной жизни и в условиях пандемии

Таблица 1

№ Ценность Обычная жизнь N = 295) Жизнь в пандемию ^ = 406) Статистические различия, Р

1 Активная деятельная жизнь 8,0 8,5 0,0169

2 Здоровье 8,8 9,6 0,0000

3 Интересная работа 8,0 8,6 0,0037

4 Красота природы и искусства 7,4 8,2 0,0002

5 Любовь 8,6 8,9 0,3240

6 Материально обеспеченная жизнь 8,4 8,9 0,0108

7 Наличие хороших и верных друзей 8,7 9,1 0,0204

8 Уверенность в себе 8,6 9,2 0,0031

9 Познание 8,2 9,0 0,0000

10 Свобода как независимость в поступках и действиях 8,5 9,3 0,0000

11 Счастливая семейная жизнь 8,9 9,2 0,1393

12 Творчество 7,2 8,2 0,0001

окружающей действительности. Например, исследование, проведенное Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований в мае 2020 г., показывает, что в ситуации самоизоляции молодые люди преимущественно занимались учебой и самообразованием. Это позволяло отвлечься от негативного новостного фона и в целом от происходящего вокруг [18].

В пандемию у студентов возросла значимость индивидуальных ценностей (свобода, познание, творчество) по сравнению с коллективными (семья, друзья). Данный факт можно объяснить возрастными особенностями респондентов, находящихся на ступени индивидуализации [45; 46], а также самой ситуацией депривации, в которой оказались студенты. Человек в подобной обстановке переключается на самого себя, осуществляя переоценку своей жизни и ценностных

ориентиров. Человек, лишенный привычных социальных функций, освобожденный от отвлекающих его в обычной жизни стимулов, остается наедине с собой — со своим индивидуальным личным сознанием [47].

Анализ доступности для студентов изучаемых ценностей показал, что в обычной жизни наиболее доступными являются: активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, а наименее доступными — интересная работа и материально обеспеченная жизнь. Измененные условия жизни показали недоступность многочисленных ценностей по сравнению с обычной жизнью. Самыми недоступными в условиях самоизоляции для студентов оказались активная деятельная жизнь и свобода как самостоятельность, независимость в суждениях и поступках (табл. 2).

Сравнительный анализ показал, что наименее доступными в период пандемии стали

Доступность ценностей у молодежи в обычной жизни и в условиях пандемии

Таблица 2

№ Доступность ценности Обычная жизнь N = 295) Жизнь в пандемию N = 406) Статистические различия,Р

1 Активная деятельная жизнь 7,7 4,2 0,000

2 Здоровье 6,9 6,6 0,294

3 Интересная работа 5,9 4,5 0,000

4 Красота природы и искусства 7,6 5,4 0,000

5 Любовь 7,0 6,3 0,042

6 Материально обеспеченная жизнь 6,3 5,8 0,075

7 Наличие хороших и верных друзей 6,8 7,5 0,027

8 Уверенность в себе 7,0 7,0 0,909

9 Познание 6,9 7,5 0,036

10 Свобода как независимость в поступках и действиях 6,9 4,3 0,000

11 Счастливая семейная жизнь 7,2 7,4 0,530

12 Творчество 7,0 7,2 0,519

ценности активной жизни, интересной работы, красоты природы и искусства, любви и свободы. Приобрели большую доступность такие ценности, как друзья и познание.

Применение методики Е.Б. Фанталовой позволило также обнаружить жизненные сферы, в которых существует выраженный внутренний конфликт (недостаточная субъективная доступность ценности) и внутренний вакуум (избыточное присутствие в жизни человека явлений, обладающих низкой ценностью). Отталкиваясь от определения автора методики [37], можно сказать, что состояние внутриличностного конфликта — это, прежде всего, осознаваемое человеком состояние «разрыва» в системе между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности. Аналогичное превышение возможности достижения над значимостью ценности указывает на наличие в ценностно-смысловой сфере вакуума, т.е. на «избыточность» присутствия чего-либо при отсутствии интереса к этому в жизни, в конкретной ситуации. Состояние, когда доступный объект не представляет интереса, может сопровождаться ощущением ненужности, внутренней пустоты. Можно определить внутренний конфликт как осознаваемый человеком конфликт, а внутренний вакуум — мало осознаваемый личностью конфликт, эмоционально переживаемый им как внутренняя пустота[48].

Мы подсчитали количество сфер, в которых обнаружили внутриличностный конфликт и вакуум (рассогласование четыре и более баллов между ценностью и доступностью), и также определили их среднее количество в период пандемии и в условиях обычной жизни (табл. 3). Результаты указывают на то, что в период пандемии серьезно увеличилось количество сфер с выраженным внутриличностным конфликтом. «Разрыв» в системе между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности стал более заметен в отношении практически всех изучаемых ценностей и прежде всего активной деятельной жизни, здоровья, интересной работы, красоты природы и искусства, свободы (табл. 3).

Таким образом мы обнаруживаем, что пандемия поспособствовала увеличению вну-триличностного конфликта, обусловленного противоречием между ценностью объекта и его недоступностью.

Заключение

Самоизоляция усилила и обострила внутренние противоречия, понизив ощущение психологического благополучия. Нельзя не отметить тот факт, что внутриличностный конфликт играет в жизни человека неоднозначную роль: он может выступать не только причиной личностного кризиса, но и источником развития личности. Преодолевая

Рассогласование ценностей и их субъективной доступности у молодежи в обычной жизни и в условиях пандемии

Таблица 3

№ Ценность Обычная жизнь (Ы = 295) Жизнь в пандемию (Ы = 406) Статистические различия,Р

1 Активная деятельная жизнь 0,3 4,2 0,000

2 Здоровье 1,9 3,0 0,000

3 Интересная работа 2,1 4,1 0,000

4 Красота природы и искусства -0,2 2,8 0,000

5 Любовь 1,6 2,6 0,007

6 Материально-обеспеченная жизнь 2,0 3,1 0,001

7 Наличие хороших и верных друзей 1,9 1,7 0,488

8 Уверенность в себе 1,6 2,1 0,066

9 Познание 1,2 1,5 0,244

10 Свобода как независимость в поступках и действиях 1,5 5,0 0,000

11 Счастливая семейная жизнь 1,7 1,8 0,913

12 Творчество 0,1 1,0 0,008

Интегральные показатели рассогласования в ценностной сфере

Внутриличностный конфликт (среднее количество жизненных сфер) 2,7 4,5 0,000

Внутриличностный вакуум (среднее количество жизненных сфер) 0,5 0,2 0,294

конфликтную ситуацию, человек обретает возможность переосмысления и интерио-ризации ценностей. Конфликтная активность юношеского периода связана с постоянной переоценкой ценностей, осуществляемой в процессе общения с ближайшим социальным окружением. Полученные результаты исследования отражают большую внутреннюю работу испытуемых, которую интенсифицировали изменения жизни, спровоцированные пандемией Covid-19.

В обычных условиях у студентов в тройку наиболее значимых входят ценности счастливой семейной жизни, здоровья и наличия хороших и верных друзей. В период пандемии самыми значимыми становятся ценности здоровья, свободы, уверенности в себе и счастливой семейной жизни. Во время самоизоляции происходит достоверное повышение важности практически всех ценностей для студентов, кроме ценностей любви и счастливой семейной жизни, их значимость осталась прежней.

В обычной жизни наиболее доступными ценностями у молодежи являются активная деятельная жизнь и красота природы и искус-

ства; наименее доступными — интересная работа и материально обеспеченная жизнь. В условиях пандемии самыми недоступными для студентов оказались активная деятельная жизнь и свобода как самостоятельность, независимость в суждениях и поступках.

Статистический анализ показал, что наименее доступными в период самоизоляции по сравнению с обычной жизнью стали ценности активной жизни, интересной работы, красоты природы и искусства, любви и свободы. Наличие хороших и верных друзей и познание субъективно оцениваются молодежью как избыточные ценности. В период пандемии у студентов значимо увеличилась выраженность внутриличностного конфликта.

Таким образом, мы видим, что физическая и психологическая изоляция студентов в период пандемии обострила их внутренние противоречия на ценностно-смысловом уровне. Смена ценностно-смысловых приоритетов молодежи в условиях пандемии требует от них построения новых стратегий личностной и профессиональной самореализации, поиска путей сохранения здоровья, оптимальных психологических ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёхин А.Н. Пандемия: клинико-психологический аспект / А.Н. Алёхин, Е.А. Дубинина. — DOI 10.18705/1607-419X-2020-26-3-312-316 // Артериальная гипертензия. — 2020. — Т. 26, № 3. — С. 312-316.

2. Is quarantine related to immediate negative psychological consequences during the 2009 H1N1 epidemic? / Y. Wang, B. Xu, G. Zhao, R. Cao // Gen Hosp Psychiatry. — 2011. — Vol. 33, iss. 1. — P. 7-75.

3. Лубеницкая А.Н. Мир уже никогда не станет прежним — пандемия нового тысячелетия / А.Н. Лубе-ницкая, Т.И. Иванова. — DOI 10.24411/2412-8805-2020-10203 // Омский психиатрический журнал. — 2020. — № 2-1S. — С. 16-22.

4. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 / С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, Т.И. Медведева, О.Ю. Воронцова, О.Ю. Казьмина. — DOI 10.17759/psyedu.2020120207 // Психолого-педагогические исследования. — 2020. — Т. 12, № 2. — С. 108-126.

5. Гафиатулина Н.Х. Социальный иммунитет российского общества в условиях угрозы коронавируса: риски социокультурной травматизации / Н.Х. Гафиатулина, В.В. Касьянов, С.И. Самыгин // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9, № 2. — С. 147-158.

6. Самыгин С.И. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, М.Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 12-1. — С. 199-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Касьянов В.В. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции Российского населения / В.В. Касьянов, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9, № 2. — С. 51-63.

8. Гафиатулина Н.Х. Источники социокультурных рисков для социального здоровья российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.П. Бандурин, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — № 11. — С. 26-30.

9. Жапуев З.А. Реинституционализация социальной памяти как фактор консолидации и восстановления социального иммунитета российского общества в условиях модернизации / З.А. Жапуев // Гуманитарий Юга России. — 2013. — № 1. — С. 139-149.

10. Голубева Н.В. Панические расстройства во внутрисемейных отношениях как последствия воздействия коронавирусной инфекции (обзор литературы) / Н.В. Голубева, Д.В. Иванов, М.С. Троицкий // Вестник новых медицинских технологий. — 2020. — № 2. — С. 32-38.

11. Стаценко О.А. Клинический случай острого транзиторного психоза на фоне пандемии COVID-19 / О.А. Ста-ценко. — DOI 10.24411/2412-8805-2020-10204 // Омский психиатрический журнал. — 2020. — № 2-S1. — С. 23-29.

12. Yao H. Rethinking online mental health services in China during the COVID-19 epidemic / H. Yao, J.H. Chen, Y.F. Xu // Asian Journal Psychiatry. — 2020. — Vol. 51. — P. 102015.

13. Zhai Y. Mental health care for international Chinese students affected by the COVID-19 outbreak / Y. Zhai, X. Du // Lancet Psychiatry. — 2020. — Vol. 7, iss. 4. — P. e22.

Ф 0 4

01 И 5<

а

л т

n *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ч

ф

ч

2 О 2

Ы

Z

ю

О

5 2

Ы

ы ы

14. Dong M. Letter to the editor: Headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID-19 / M. Dong, J. Zheng // Health Expectations. — 2020. — Vol. 23, iss. 2. — P. 259-260.

15. Психологические аспекты личности в чрезвычайных ситуациях / Ю.А. Маренчук, О.И. Носков,

C.Ю. Рожков, А.А. Аванесян // Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р.В. Кадыдова. — Владивосток, 2015. — С. 87-91.

16. Социальная психология. Словарь / под ред. М.Ю. Кондратьева. В 6 т. Т. 1.— Москва : Наука, 2005. — 176 с.

17. Крылова А.В. Преодоление депривации у студентов в образовательном процессе / А.В. Крылова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2010. — Вып. 4. — С. 133-139.

18. Клягин А.В. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А.В. Кля-гин. — Москва : НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с.

19. Шалагинова К.С. Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов — будущих психологов / К.С. Шалагинова, Е.В. Декина. — DOI 10.17759/psyedu.2020120305 // Психолого-педагогические исследования. — 2020. — Т. 12, № 3. — С. 80-94.

20. Быховец Ю.В. Пандемия COVID-19 как многофакторная психотравмирующая ситуация / Ю.В. Быхо-вец, Л.Б. Коган-Лернер // Социальная и экономическая психология. — 2020. — Т. 5, № 2. — С. 291-308.

21. Правдина Л.Р. Экстремальные и кризисные ситуации в контексте психологии здоровья / Л.Р. Правдина, О.С. Васильева // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2020. — № 6/3. — С. 78-85.

22. Murray D.R. Threat(s) and conformity deconstructed: Perceived threat of infectious disease and its implications for conformist attitudes and behavior / D.R. Murray, M. Schaller // European Journal of Social Psychology. — 2012. — Vol. 42, no. 2. — Р. 180-188.

23. Murray D.R. On disease and deontology: multiple tests of the influence of disease threat on moral vigilance /

D.R. Murray, N. Kerry, W.M. Gervais // Social Psychological and Personality Science. — 2019. — Vol. 10, no. 1. — Р. 44-52.

24. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность / О.И. Шкаратан. — Москва : ИД ВШЭ, 2012. — 528 с.

25. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе / П. Штомпка // Социологические исследования. — 2001. — № 2. — С. 3-12.

26. Баблоян Н.В. Социальный иммунитет и пути преодоления социального неравенства / Н.В. Баблоян, М.А. Василенко // Инженерный вестник Дона. — 2018. — № 2. — URL: www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/ n2y2018/4875 (дата обращения: 20.11.2021).

27. Кудзилов Д.Б. Теория нравственного иммунитета / Д.Б. Кудзилов. — URL: http://www.sadon.ru/ details/publications/block_teor_nrav_immun (дата обращения: 3.09.2021).

28. Павленко О.Б. Взаимосвязь ценностей культуры и моделей социального поведения / О.Б. Павленко // Альманах современной науки и образования. — 2010. — № 10. — С. 160-167.

29. Kerlin L. Being Healthy & Safe: Human Value Priorities During a Pandemic / L. Kerlin // Research & Development. — 2020. — 17 Apr. — URL: https://www.bbc.co.uk/rd/blog/2020-04-coronavirus-digital-wellbeing-human-values (дата обращения: 20.10.2021).

30. Guan Y. Understanding the impact of the COVID-19 pandemic on career development: Insights from cultural psychology / Y. Guan, H. Deng, X. Zhou // Journal of Vocational Behavior. — 2020. — Vol. 119. — P. 103438.

31. Lampert M. China COVID-19 Lockdown Trend Report: Increase in collective values, etiquette, appreciation and service to others, while people struggle to adapt amidst lockdowns during COVID-19 pandemic / M. Lampert, A. Blanksma // Glocalities. — 2020. — March 21. — URL: https://glocalities.com/latest/reports/china-lockdown-trends.

32. Changes in values and well-being amidst the COVID-19 pandemic in Poland / A. Bojanowska, L.D. Kaczmarek, M. Koscielniak, B. Urbanska // PloS one. — 2021. — Vol. 16, iss. 9. — P. e0255491.

33. Евдокимова А.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи как фактор экономической социализации личности / А.С. Евдокимова. — DOI 10.25136/2409-8701.2019.6.31384 // Психолог. — 2019. — № 6. — С. 17-26.

34. Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 / Е.В. Федосен-ко // Психологические проблемы смысла жизни и акме. — 2020. — № 1. — С. 34-47.

35. Новая нормальность. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии / Т.А. Ай-малетдинов, И.А. Гильдебрандт, Е.Н. Никишова, Д.С. Рассадина. — Москва : НАФИ, 2020. — 73 с.

36. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии /

E.Б. Фанталова // Клиническая и специальная психология. — 2013. — № 1. — С. 66-83.

37. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. — Самара : БАХРАХ, 2001. — 128 с.

38. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 37-43.

39. Макарова А.П. Ценности студенческой молодежи / А.П. Макарова. — DOI 10.12731/2218-7405-201810-92-104 // Современные исследования социальных проблем. — 2018. — Т. 9, № 10. — С. 92-104.

40. Петрова Т.А. Анализ ценностей студенческой молодежи / Т.А. Петрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — Т. 2, № 7. — С. 106-112.

41. Кошарная Г.Б. Модернизация ценностей современной студенческой молодежи / Г.Б. Кошарная, Л.В. Рожкова // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 6. — С. 91.

42. Реан А.А. Семья в структуре ценностей молодежи / А.А. Реан. — DOI 10.21702/rpj.2017.1.4 // Российский психологический журнал. — 2017. — № 1. — С. 62-76.

43. Островский Д.И. Влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на психическое здоровье человека (Обзор литературы) / Д.И. Островский, Т.И. Иванова. — DOI 10.24411/2412-8805-2020-10201 // Омский психиатрический журнал. — 2020. — № 2-1S. — С. 4-10.

44. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии / Л.В. Баева. — Москва : Прометей, 2003. — 240 с.

45. Слободчиков В.И. Психология личности. В 3 т. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — Москва, 2000. — Т. 2 : Психологическое образование личности. — 544 с.

46. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация психического развития / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукер-ман // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — C. 38-50.

47. Субботский Е.В. Самоизоляция и парадоксы сознания / Е.В. Субботский // Психологическая газета. — 2020. — № 5. — URL: https://www.psy.su/feed/8270 (дата обращения: 1.11.2021).

48. Тищенко Ф. Коронавирус: режим самоизоляции и его особенности / Ф. Тищенко // Центр защиты прав граждан. — 2020. — URL: https://spravedlivo.center/articles/koronavirus-rezhimsamoizolyacii-i-ego-osobennosti (дата обращения: 20.08.2021).

Информация об авторах

Каткова Елена Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация, е-таП: elenakatkova@mail.ru.

Ситяева Снежана Михайловна — кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация, е-тшП: snejana-reg27@yandex.ru.

Орлова Ольга Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация, е-тшП: olga_shishmareva@mail.ru.

Authors

Elena N. Katkova — Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Educational Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, the Russian Federation, e-mail: elenakatkova@mail.ru.

Snezhana M. Sityaeva — Ph.D. in Biological Sciences, Associate Professor, Department of Educational Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, the Russian Federation, e-mail: snejana-reg27@yandex.ru.

Olga A. Orlova — Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Educational Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, the Russian Federation, e-mail: olga_shishmareva@mail.ru.

Для цитирования

Каткова Е.Н. Изменения в системе жизненных ценностей студенческой молодежи Дальнего Востока в условиях пандемии Covid-19 / Е.Н. Каткова, С.М. Ситяева, О.А. Орлова. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).524-533 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 524-533.

For Citation

Katkova E.N., Sityaeva S.M., Orlova O.A. Changes in the System of Students' Life Values in the Russian Far East in the Context of the Covid-19 Pandemic. Iz-vestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universite-ta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 524-533. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(4).524-533.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.