Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ'

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КОМПЕТЕНЦИИ ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркова Надежда Олеговна, Чупрова Елена Викторовна

В статье рассматриваются изменения, которым подвергается как система всего высшего образования, так и система профессиональной подготовки работников прокуратуры. Предлагаются способы совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF PROSECUTORS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE PROSECUTOR’S OFFICE OF RUSSIA

The article examines the changes that the entire system of higher education and the system of professional training of prosecutors are undergoing. The authors propose ways of improving the learning process in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ»

ТЕМА НОМЕРА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВУЮ НАУКУ И ТРАНСФОРМАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.17805/ggz.2022.2.1

Изменения в системе профессиональной подготовки работников прокуратуры в образовательных организациях системы прокуратуры России*

Н. О. Маркова, Е. В. Чупрова Университет прокуратуры РФ, г. Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются изменения, которым подвергается как система всего высшего образования, так и система профессиональной подготовки работников прокуратуры. Предлагаются способы совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: международное право; компетенции прокурорского работника; профессиональная специализация; кадры органов прокуратуры; дистанционные технологии; юридическое образование

Changes in the System of Professional Training of Prosecutors in Educational Organizations of the Prosecutor's Office of Russia

Nadezhda O. Markova, Elena V. Chuprova University of the Prosecutor's Office of the RF, Moscow, Russian Federation

The article examines the changes that the entire system of higher education and the system of professional training of prosecutors are undergoing. The authors propose ways of improving the learning process in higher educational institutions.

Keywords: international law; prosecutor's competencies; professional specialization; personnel of the prosecutor's office; remote technologies; legal education

* Статья подготовлена на основе доклада, представленного на XVII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Ответы на глобальные вызовы» (2527 ноября 2021 г., Московский гуманитарный университет).

ВВЕДЕНИЕ

В 2022 г. в нашей стране отмечается 300-летие прокуратуры России — значимая веха ее исторического пути в неразрывной связи с историей российской государственности. В связи с этим событием не только подводятся итоги, но и определяются перспективы развития и совершенствования деятельности органов прокуратуры в динамически изменяющихся условиях современного мира с учетом существующих в нем и требующих разрешения актуальных проблем как глобального масштаба, так и стоящих перед Российской Федерацией. Это необходимо для обеспечения стабильного развития, безопасности и прогресса во всех сферах жизни общества и государства, а также международного взаимодействия.

Неустойчивость и нестабильность внешних и внутренних условий на современном этапе проявляют себя в усилении международных, экономических, социальных противоречий, в том числе вызванных глобальным влиянием транснациональных корпораций, поляризацией мира на фоне ухудшения социально-экономического положения населения, а также неблагоприятным состоянием экологии и пандемиями, в особенности новой коронавирусной инфекции. Все это порождает вопросы, определяющие современную повестку дня, политику отдельных государств и усилия международного сообщества.

Безусловно, современные вызовы должны учитываться в рамках образовательной деятельности по подготовке будущих прокурорских работников.

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДА ЧИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Конституционно-правовой статус прокуратуры России, определенный ст. 129 основного закона страны и положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) определяет широкий спектр функций и задач, выполнение которых применительно к подготовке будущих работников требует, по нашему мнению, обеспечения получения знаний, умений и навыков на основе фундаментального юридического образования в целях формирования универсальности юридической компетенции в сочетании с углубленной профессиональной специализацией, предполагающей изучение правовых проблем, законодательства и практики применения в отдельных сферах общественных отношений, соответствующих основным направлениям деятельности прокуратуры, а также освоения практических навыков юридической деятельности еще в процессе обучения (Маркова, Чупрова, 2020). При этом тенденцией развития

является расширение спектра вопросов профессиональной деятельности работников органов прокуратуры за счет новых функций и определения приоритетности ее значимых направлений.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 265 «О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"» на Генеральную прокуратуру РФ возложены функции представительства и защиты интересов страны в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), включая представительство и защиту интересов России в Европейском Суде по правам человека, Суде Евразийского экономического союза и Экономическом суде Содружества Независимых Государств. Кроме того, в силу п. 4 ст. 39.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на основании заключений федеральных государственных органов, уполномоченных на принятие мер по исполнению решений межгосударственных органов, иностранных и международных (межгосударственных) судов, иностранных и международных третейских судов (арбитражей), либо на основании собственного вывода о невозможности исполнения указанных решений как основанных на положениях международного договора РФ в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениям российской Конституции, или противоречащих основам публичного правопорядка, прокуратура обращается в установленном порядке в Конституционный суд РФ с запросами о возможности исполнения указанных решений.

Данные определяющие компетенцию Генеральной прокуратуры РФ нормы основываются на ст. 79 Конституции РФ, согласно которой решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащим Конституции, не подлежат исполнению на территории страны.

Тем самым Конституция закрепляет приоритет принципов суверенитета государства и невмешательства в его внутренние дела, которые сами по себе являются императивными нормами международного права (см.: Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14.07.2015 № 21-П по делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы).

Задачи преодоления объективных противоречий между обязательствами, связанными с приверженностью России международному праву, и ее национальными суверенными интересами наиболее остро проявляются в настоящее время в сфере исполнения решений Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). Так, «в отношении РФ суд принял 185 решений, среди которых 173 подтвердили как минимум одно нарушение Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), пять — отсутствие нарушений. Согласно данным ЕСПЧ, наибольшее число нарушений конвенции в России в 2020 году было связано со статьей 5 "Право на свободу и личную неприкосновенность" (82 решения), статьей 6 "Право на справедливое судебное разбирательство" (63 решения), статьей 3 "Запрещение пыток" (61 решение)» (Число жалоб на РФ в ЕСПЧ ... , 2021: Электронный ресурс). При этом в целом на декабрь 2020 г. не исполнены 62 % всех решений ЕСПЧ в отношении граждан России (Черных, Старикова, 2020). Изложенное свидетельствует о сложности и значимости задач, которые призвана решать прокуратура в рассматриваемой сфере.

Как указанные функции Генеральной прокуратуры могут учитываться в требованиях к подготовке будущих работников органов прокурорского надзора при реализации образовательных программ? Представляется, что при совершенствовании образовательных стандартов и образовательных программ требуют учета перечисленные далее задачи.

Знания, навыки и умения в области международного права должны формироваться на основе восприятия его как системы правовых положений и ценностей, призванных служить объединению государств и наций, а не их разобщению. Подобное отношение к международному праву следует считать одной из основ этических представлений и профессиональных убеждений прокурорского работника.

Национальное право по результатам обучения должно восприниматься как целостная система, основанная на национальных государственно-правовых традициях и ценностях российского общества, интересах России, включая их выражение в международном праве. Изучение национального права при этом приобретает особое воспитательное значение, и эту функцию необходимо учитывать при разработке программ отраслевых правовых дисциплин.

Важнейшее внимание в образовательной деятельности должно уделяться формированию профессиональных знаний и убеждений, касающихся сферы защиты прав человека и основных свобод. Решимость Российской Федерации обеспечивать их осуществление и защиту является главным средством нейтрализации любых попыток дискредитировать ее национальные интересы с использованием международно-правовых механизмов. Понимание сущности прав человека, осмысление проблем соотношения публичного и частного в праве, границ допустимого вмешательства государства в частные дела с учетом как международно-правовых подходов, так и национальных интересов требует углубленного изучения указанных вопросов уже в процессе получения высшего образования.

Необходимо также при подготовке специалистов учитывать отмечаемые учеными тенденции «сближения и функционального взаимодействия национальных судебных систем, в том числе судебной системы Российской Федерации, с международными правозащитными механизмами, прежде всего с Европейским судом по правам человека, с ориентацией на взаимосогласованные процедуры и юридически значимые результаты» (Игнатенко, 2012: 354). Глубокое изучение практики международных судов и концептуальных подходов, лежащих в их основе, становится необходимым условием формирования профессиональных знаний, умений и навыков будущего работника прокуратуры.

Перечисленные задачи имеют наиболее общий характер, определяя возможный вектор развития образовательной деятельности с учетом новых полномочий Генеральной прокуратуры РФ. В процессе их реализации следует также учитывать иные особенности профессиональной международно-правовой деятельности:

• знание правовых представлений и процедур, относимых к различным правовым системам, которые в их интеграции формируют облик современного международного права;

• умение мыслить и оперативно принимать ответственные решения подчас в нестандартных условиях, оформлять их в соответствии с требованиями международно-правовых документов и стандартов деятельности мирового юридического сообщества; и мн. др.

Помимо проблем, связанных сугубо с будущей профессией работника прокуратуры, перед образовательными учреждениями прокуратуры стоят общие задачи, присущие всему высшему образованию в последнее время.

Прежде всего речь идет об определенной социальной деформации, остро проявившейся в связи с массовым переходом на дистанционный формат обучения. Ввиду того, что в ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской

Федерации» обучаются студенты из всех уголков России, переход на цифровой формат образования негативно сказался на обучающихся из отдаленных регионов и малоимущих семей. По данным мониторинга экономики образования (Цифровой переход ... , 2021: Электронный ресурс), пятая часть всех российских студентов не обладает необходимыми для цифрового формата образования устройствами, а третья часть не могла найти подходящего места для занятий дома. В связи с этим представляется перспективным разработка государственных программ по обеспечению студентов необходимой компьютерной техникой, возможно, с привлечением некоммерческих организаций.

Весьма актуальной в последнее время стала проблема информационной защиты предоставляемых обучающимся экзаменационных материалов и связанная с ней задача искоренения мошенничества со стороны студентов при сдаче зачетов и экзаменов. Применяемый сегодня в целях обеспечения информационной безопасности прокторинг, по нашему мнению, не слишком удобен и даже отчасти нарушает принцип неприкосновенности частной жизни. Единственным разумным выходом из создавшейся ситуации видится в разработке специальных приложений, не позволяющих ни копировать предоставляемые обучающимся материалы, ни посещать различные сайты в Интернете.

Несмотря на вышеуказанные проблемы, связанные со всеобъемлющей цифровизацией и информатизацией учебного процесса, нельзя не отметить и положительные стороны данного явления. В частности, переход на новые технологии позволяют весьма значительно индивидуализировать учебный процесс, подстроив его под личные качества студентов и стоящие образовательные задачи (Табак, 2021; Чхутиашвили, 2021).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В определенной степени изложенное выше свидетельствует о необходимости «переформатирования» направления обучения будущих прокурорских работников, в настоящее время преимущественно ориентированной на подготовку к правоприменительной деятельности внутри государственно-правовой системы, в сторону актуализации изучения международного материального и процессуального права, а также более глубокого познания теоретических, концептуальных проблем частного и публичного национального и международного права как основы формирования правового мировоззрения профессионального юриста — работника прокуратуры в современных цифровых динамически меняющихся условиях.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ Игнатенко, Г. В. (2012) Международное право и внутригосударственное право: проблемы сопряженности и взаимодействия : сб. ст. и публ. за 40 лет (1972-2011 годы). М. : Норма ; Инфра-М. 415 с. EDN: SDQSQX

Маркова, Н. О., Чупрова, Е. В. (2020) Некоторые проблемы современного юридического образования в сфере подготовки кадров для органов прокуратуры // Высшее образование для XXI века : Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы : XVI Международная научная конференция, МосГУ, 18-19 ноября 2020 г. : доклады и материалы : в 2 ч. / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Ч. 1. 685 с. С. 330-335. EDN: TUDTDD

Табак, И. А. (2021) Адаптация обучающихся и преподавателей в условиях перехода на новую образовательную модель высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий // Арбитражный и гражданский процесс. № 1. С. 57-60. DOI: 10.18572/1812-383X-2021-1-57-60. EDN: UYALZA

Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире (2021) : экспертно-аналитический доклад / А. А. Егоров, У. С. Захарова, И. А. Карлов, К. Л. Савицкий, Е. А. Терентьев, О. В. Лешуков, С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова, К. Р. Романенко, Е. Ю. Карданова, С. М. Авдеева, Д. П. Платонова. Б. м. 98 с. URL: https://fund.yandex.ru/static/files/yandex-fund-online-edu-research-2021-v11.pdf [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 18.12.2021).

Черных, А., Старикова, М. (2020) Исполнительный лист ожидания // Коммерсантъ. №2 8. 18 января. С. 2. URL: https://kommersant.ru/doc/4224915 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 18.12.2021).

Число жалоб на РФ в ЕСПЧ в 2020 г снизилось более чем на треть — Минюст РФ (2021) [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. 28 января. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48312/ (дата обращения: 18.12.2021).

Чхутиашвили, Л. В. (2021) Тенденции развития высшего образования в цифровой экономике // Право и цифровая экономика. № 1 (11). С. 21-25. DOI: 10.17803/2618-8198.2021.11.1.021-025. EDN: UHXSKO

Дата поступления: 20.12.2021 г.

REFERENCES

Ignatenko, G. V. (2012) Mezhdunarodnoe pravo i vnutrigosudarstvennoe pravo: problemy sopriazhennosti i vzaimodeistviia [International law and domestic

law: Issues of conjugacy and interaction] : Collection of articles and publications for 40 years (1972-2011). Moscow : Norma ; Infra-M. 415 p. (In Russ.). EDN: SDQSQX

Markova, N. O. and Chuprova, E. V. (2020) Nekotorye problemy sovremen-nogo iuridicheskogo obrazovaniia v sfere podgotovki kadrov dlia organov proku-ratury [Some issues of contemporary legal education in the field of training personnel for public prosecution bodies]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : Tsifrovaia transformatsiia obshchestva: novye vozmozhnosti i novye vyzovy [Higher education for the 21st century: Digital transformation of society: New opportunities and new challenges] : The 16th International research conference, MosUH, November 18-19, 2020 : Proceedings : in 2 parts / ed. by I. M. Ilinskiy. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Part 1. 685 p. Pp. 330-335. (In Russ.). EDN: TUDTDD

Tabak, I. A. (2021) Adaptatsiia obuchaiushchikhsia i prepodavatelei v uslovi-iakh perekhoda na novuiu obrazovatel'nuiu model' vysshego obrazovaniia s ispol'zovaniem distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Adaptation of students and teachers in conditions of transition to a new educational model of higher education using distance education technologies]. Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess, no. 1, pp. 57-60. (In Russ.). DOI: 10.18572/1812-383X-2021-1-57-60. EDN: UYALZA

Tsifrovoi perekhod: opytpedagogov i obrazovatel'nykh organizatsii v Rossii i mire [Digital transition: An experience of teachers and educational organizations in Russia and the world] (2021) : An expert and analytical report / A. A. Egorov, U. S. Zakharova, I. A. Karlov, K. L. Savitskii, E. A. Terentiev, O. V. Leshukov, S. S. Malinovskii, E. Yu. Shibanova, K. R. Romanenko, E. Yu. Kardanova, S. M. Av-deeva and D. P. Platonova. S. l. 98 p. [online] Available at: https://fund.yan-dex.ru/static/files/yandex-fund-online-edu-research-2021-v11.pdf [archived in Wayback Machine] (accessed 18.12.2021). (In Russ.).

Chernykh, A. and Starikova, M. (2020) Ispolnitel'nyi list ozhidaniia [Executive waiting list]. Kommersant", no. 8, January 18, p. 2. [online] Available at: https://kommersant.ru/doc/4224915 [archived in Wayback Machine] (accessed 18.12.2021). (In Russ.).

Chislo zhalob na RF v ESPCh v 2020 g snizilos' bolee chem na tret' — Miniust RF [The number of complaints against the Russian Federation to the ECHR in 2020 decreased by more than a third — The Ministry of Justice of the RF] (2021) Minis-terstvo iustitsii Rossiiskoi Federatsii, January 28. [online] Available at: https://minjust.gov.ru/ru/events/48312/ (accessed 18.12.2021). (In Russ.).

Chkhutiashvili, L. V. (2021) Tendentsii razvitiia vysshego obrazovaniia v tsifrovoi ekonomike [Trends of the development of higher education in the digital economy]. Pravo i tsifrovaia ekonomika, no. 1 (11), pp. 21-25. (In Russ.). DOI: 10.17803/2618-8198.2021.11.1.021-025. EDN: UHXSKO

Submission date: 20.12.2021.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Маркова Надежда Олеговна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Университета прокуратуры Российской Федерации. Адрес: 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1. Тел.: +7 (495) 623-24-94. Эл. адрес: lf@agprf.org

Чупрова Елена Викторовна — кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Университета прокуратуры Российской Федерации. Адрес: 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1. Тел.: +7 (495) 623-24-94. Эл. адрес: lf@agprf.org

ABOUT THE AUTHORS

MARKOVA Nadezhda Olegovna, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines, University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. Postal address: Bldg. 1, 10 Novaya Basmannaya St., 107078 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 623-24-94. E-mail: lf@agprf.org

CHUPROVA Elena Viktorovna, Candidate of Law, Associate Professor; Professor, Department of Civil Law Disciplines, University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. Postal address: Bldg. 1, 10 Novaya Basmannaya St., 107078 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 623-24-94. E-mail: lf@ag-prf.org

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Маркова Н. О., Чупрова Е. В. Изменения в системе профессиональной подготовки работников прокуратуры в образовательных организациях системы прокуратуры России [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2022. № 2. С. 3-11. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/ 1661 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2022.2.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.