ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX в.
THE CHANGES IN THE SYSTEM OF ISLAMIC EDUCATION IN THE RYAZAN PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Ю.В. Гераськин, И.В. Повод
Конфессиональное образование, ислам, мусульманское население, мектебе, медресе, звуковой метод, интеграция мусульманского населения. В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны системы му сул ь ма не ко го образования, существовавшей в Рязанской губернии в начале XX в. Определены ее ключевые проблемы, меры, предпринятые властями Российской империи для их решения, а также то, каким образом исполнялись государственные постановления на территории Рязанской губернии. В заключение оценивается результативность действий руководства страны и региона для повышения уровня образования мусульманского населения.
Вначале XX в. Российская империя была многоконфессиональным государством. Согласно переписи 1897 г., православия придерживалось 69,4 % населения, остальная его часть исповедовала различные христианские и нехристианские вероисповедания [Беленчук, 2005, с. 76]. Приверженность традиционным религиям была одним из главных элементов национальной и культурной идентичности большинства народов Российской империи. Немаловажную роль в этом играла система конфессионального образования, существовавшая в XIX - нач. XX вв. у представителей некоторых вероисповеданий, в частности у мусульман, составлявших 11,1 % населения [Там же].
Особенности и проблемы исламского образования в Российской империи представлены в трудах как советских, так и современных исследователей. Основное внимание в этих работах уделяется тем регионам, где мусульмане со-
Y.V. Geraskin, I.V. Povod
Confessional education, Islam, Muslim population, mektebe, madrasas, sound method, the integration of Muslim population.
This article discusses the pros and cons of the system of Islamic education that existed in the Ryazan province at the beginning of the XX century. It identifies its key problems, the measures to solve them taken by the authorities of the Russian Empire, and describes how the government regulations were performed in the Ryazan province. Finally, the article evaluates the effectiveness of the government's actions in the country and the region to improve the level of education of Muslim population.
ставляли больше половины населения: Поволжье, Средняя Азия и Кавказ. Система исламского образования здесь имела давние традиции и была представлена множеством образовательных учреждений, некоторые из которых существовали с XV в., например, медресе в Самарканде, Ташкенте и других городах Средней Азии [Тихонов, 2007, с. 253]. Достаточно подробно развитие мусульманского образования в этих регионах представлено в работе Д.В. Мухетди-нова и А.Ю Хабутдинова «Ислам в России в XVIII - начале XXI вв.: модернизация и традиции» и в монографии А.К. Тихонова «Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX вв.».
Совершенно другое положение было у исламского населения Центральной России. Находясь в положении религиозного и национального меньшинства, оно проживало своеобразными анклавами, примером могут служить татары-
мусульмане Рязанской губернии - «касимовские татары». На момент переписи 1897 г. мусульманское население региона, сконцентрированное в границах Касимовского уезда, составляло 5 041 человек [Первая всеобщая перепись, 1903, с. 84-85] - это чуть больше 3 % от населения уезда, или 0,04 % от общего числа жителей губернии. Изучение системы исламского образования в Рязанской губернии представляет большой интерес, поскольку помогает понять, каким образом удалось избежать культурной и религиозной ассимиляции небольшой группе мусульманского населения. Кроме того, анализ изменений, происходящих в конфессиональном образовании у мусульман губернии, позволяет проследить, как применялись и исполнялись постановления государственной власти руководством губернии и уезда. Знание положительных и отрицательных элементов исламской системы обучения необходимо для использования ее опыта в современной России.
Информация о мусульманских школах Касимовского уезда, находящаяся в Государственном архиве Рязанской области, представлена рядом документов. Это рапорты и отчеты инспекторов и директоров народных училищ, чиновников Рязанского Губернского правления и уездного капитан-исправника, доклады, предоставленные православными священнослужителями по поручению государственных и епархиальных властей.
В России в изучаемый период сложилась система мусульманского образования, в которой были как положительные, так и отрицательные черты. Оно было представлено начальной ступенью, мектебе и высшей школой, медресе [Тихонов, 2007, с. 238]. 26 марта 1870 г. императором Александром II утверждаются «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», ставшие основным документом, регулировавшим мусульманское конфессиональное образование. Главной своей целью они провозглашали распространение русского языка среди инородческого населения страны. Для ее достижения рекомендовалось всем мусульманским обществам открывать как в мектебе, так и
в медресе классы по изучению русского языка. Новые мектебе и медресе должны открываться только с такими классами за счет магометанских обществ [Хрестоматия по истории педагогики, 1936, с. 88]. Прежде чем проследить, как исполнялись эти рекомендации в Рязанской губернии, дадим краткий обзор существующих здесь мусульманских учебных заведений.
В начале XX в. в регионе существовали одно медресе и девятнадцать мектебе. В 1901 г. в Касимовском медресе («Кастровское училище»), обучалось 65 учеников, среди которых было много детей небогатых пензенских и симбирских татар (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 7). Основной целью учебного заведения было приготовление приходских мулл, соответственно, и главными предметами были Коран и арабский язык. Кроме того, преподавались языки хивинский и бухарский, меньшее внимание уделялось светским предметам: географии, логике и истории (Там же).
Из девятнадцати мектебе региона четыре находились в Касимове, а остальные в селах и деревнях уезда, в основном это были небольшие учебные заведения, где обучалось от 15 до 30 учеников. Женское мусульманское начальное образование в регионе только развивалось, хотя и довольно активно: было три женских и пять смешанных мектебе (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 20-25). Образование не было всеобщим, помимо архивных данных (Там же), об этом свидетельствуют и данные переписи 1897 г. Из всего мусульманского населения Рязанской губернии грамотными, то есть получившими хотя бы начальное образование, были 1852 человека, или 36 % жителей [Первая всеобщая перепись, 1903, с. 118-121].
Предметами, изучаемыми во всех мектебе, были мусульманский Закон Божий (истории о пророках, разъяснение Корана, молитвенные правила), татарское чтение и письмо, в большинстве еще учили четырем действиям арифметики, в двух мектебе преподавали также географию и русскую историю, обучение происходило на татарском языке (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 20-25). Преподаванием Закона
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
Божьего, как правило, занимался местный мулла, а арифметикой, письмом и другими предметами отдельный преподаватель - мударис, хотя в некоторых местах всем занимался мулла (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 8). Интересно, что сами мусульмане не были довольны своими священнослужителями как учителями. Ситуация осложнялась тем, что в школах не платили конкретного жалованья, а получали только то, что могли дать родители учеников, поэтому найти хорошего преподавателя, особенно в сельское мектебе, было довольно сложно (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 8 об.).
Главной проблемой мусульманских училищ было полное отсутствие преподавания русского языка. В итоге многие из окончивших с большим трудом им владели. Многие для получения свидетельства в знании русского языка (это нужно было тем, кто собирался стать муллой) брали уроки у учителей (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 7). По данным переписи 1897 г., в Рязанской губернии «русской грамотностью» среди мусульман владел 291 человек [Первая всеобщая перепись, 1903, с. 118-121], около 5 % исламского населения края. Такое положение дел было невыгодно в первую очередь самим мусульманам, поскольку препятствовало их интеграции в общество, в частности закрывало путь в средние и высшие учебные заведения страны. Например, в 1896-1901 гг. в Касимовском техническом училище обучалось только пятеро мусульман, это объясняется единственной причиной: незнание ими русского языка (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 18).
На рубеже XIX-XX вв. в Касимовском уезде, как и в других мусульманских регионах России, появляются «новометодные школы». Они отличались тем, что для преподавания татарского языка использовали новый звуковой метод обучения и большее внимание уделяли светским предметам. В уезде таких школ было всего шесть, несмотря на большой интерес касимовских мусульман к ним (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3339. Л. 8, 20-25). Основными препятствиями для их распространения был недостаточный образовательный уровень преподавателей, из 25 учи-
телей один обучался в Константинополе, семеро - в медресе, один закончил местное мектебе в с. Болотцы, сведения об образовании других отсутствуют.
Государственные власти были заинтересованы в распространении среди исламского населения русского языка, так как это было необходимо для интеграции мусульман в общественную жизни страны. В 1907 г. разрабатываются и принимаются новые «Правила о начальных училищах для инородцев». В результате параллельно конфессиональным исламским учебным заведениям создается ряд казенных русско-мусульманских учебных заведений, находящихся в ведении местных училищных советов (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 5566. Л. 37).
После издания «Правил...» 1907 г., в 1909-1913 гг. в Касимове открываются два мужских русско-мусульманских училища и две женских русско-мусульманских гимназии. В этот же период, вероятнее всего, на базе ранее существовавшего мектебе, открывается Земская од-ноклассная школа в с. Торбаево (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 5566. Л. 29-33). Несмотря на то что эти учебные заведения были предназначены для мусульман и обучение шло на татарском языке, их нельзя назвать конфессиональными, поскольку учились по программам, установленным Министерством народного просвещения, и существовали на тех же основаниях, что и начальные училища империи (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 5566. Л. 37). Помимо вероучения и татарского языка, здесь изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, историю, географию, пение (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 5566. Л. 20-25 об.). Все предметы, кроме вероучения, преподававшегося муллами, вели учителя, окончившие гимназию или Казанскую татарскую учительскую школу. Обучалось в этих учебных заведениях приблизительно, от 30 до 60 человек (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 5566. Л. 29-33).
Продолжали действовать и конфессиональные школы - медресе, здесь в 1913 г. обучалось только пять учеников, и одно мектебе в городе. Общее число начальных училищ в уезде уменьшилось до шестнадцати, среднее число учени-
ков осталось прежним, каких-то внутренних изменений здесь не произошло. Естественно, что большая часть мусульман по-прежнему получали образование в конфессиональных учебных заведениях.
Среди мусульманских училищ необходимо выделить женское и мужское мектебе в с. Болот-цы. Помимо вероучения и арифметики, здесь преподавали русский язык, грамматику, географию, а учителя имели гимназическое образование. По свидетельствам современников, мектебе в Болотцах считалось лучшим и образцовым в уезде, одно только здание, построенное в 1910 г., стоило 14 тысяч рублей (ГАРО. Ф. 5. Оп. 4.Д. 5566. Л. 32 об.).
В качестве итогов отметим следующее. В начале XX в. в Рязанской губернии существовали одно высшее духовное образовательное учреждение, медресе, необходимое для обучения мулл, и сеть начальных мусульманских училищ, мектебе. Несмотря на рекомендации правительства, в мусульманских учебных заведениях не обучали русскому языку и основное внимание уделялось вероучению и татарскому языку. С одной стороны, это препятствовало религиозной, культурной и национальной ассимиляции исламского населения региона. С другой -закрывало для большинства татар-мусульман путь в средние и высшие учебные заведения страны, мешая их интеграции в общественную жизнь государства и региона. В 1909 г. открывается казенное мусульманское мужское начальное училище, а в 1910 г. и женское. В этих учебных заведениях преподавались вероучение, татарский и русский языки и светские предметы. Они были довольно популярны среди мусульман, поскольку в 1913 г. открываются еще два таких училища, при этом количество мектебе в городе уменьшается с четырех (в 1901) до одного, а число учеников в медресе - с 65 (в 1901) до пяти. В сельской местности подобные училища не были так распространены, откры- 6 лась только одна земская школа.
Особенностью данных учебных заведений, было то, что образовательный процесс шел на татарском языке и преподавалось исламское ве-
роучение. Таким образом, власти губернии, заинтересованные в скорейшей интеграции татар-мусульман, не прибегали для этого к русификации и христианизации, а добивались изучения ими русского языка наравне с национальным.
Проблема распространения русского языка среди исламского населения региона оставалась актуальной, поскольку большая часть мусульман проживала в сельской местности и получала образование в мектебе. Здесь преподавались вероучение и татарский язык, изучение других предметов было ограничено. В связи с начавшейся в 1914 г. войной, а затем и революцией решением этой проблемы займутся новые власти.
Список сокращений
1. ГАРО - Государственный архив Рязанской области.
2. Ф. 5 - Фонд 5. Канцелярия Рязанского губернатора.
Библиографический список
1. Беленчук Л.Н. Просвещение нерусских народов в России (1861-1917 гг.) // Педагогика. 2005. № 8 С. 76-84.
2. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII - начале XXI вв.: модернизация и традиции. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. 282 с.
3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Спб., 1903. Т. 35: Рязанская губерния. 259 с.
4. Тихонов А.К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX вв. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. 368 с.
5. Хрестоматия по истории педагогики / общ. ред. С.А. Каменева; сост. H.A. Желваков. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во. 1936. Т. IV, ч. 2. 516 с.
6. Шилова Н.В. Содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях г. Красноярска в конце XIX - начале XX вв. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3. С. 120-124.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U