Безусловно, такие отходы промышленности могут представлять большую ценность для сельского хозяйства, где их могли бы использовать в виде удобрений, но, к сожалению, это пока не нашло широкого применения в практике. Использованные масла и нефтепродукты, шлаки можно было бы применить в жилищном и дорожном строительстве, многие твердые отходы могли бы явиться «вторичным» сырьем для промышленности и. т. д.
Среди твердых и полужидких промышленных отходов имеются такие, которые в настоящее время еще не используются в народном хозяйстве и поэтому должны быть обезврежены или уничтожены, чтобы не наносить ущерба природе и человеку. Вместе с тем к этому следует обращаться только после того, как будут проверены все существующие возможности для утилизации каждого конкретного вида отходов.
Следует иметь в виду, что уничтожение и захоронение отходов должно производиться со всеми мерами предосторожности в целях охраны здоровья населения и санитарного состояния окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА. Береговский В. И., БрегманР. В., Даниилов а Л. А. и др. Комплексное использование пиритных огарков. М., 1963. — Морозов В. А., Комм Д. Г. Гиг. и сан., 1953, № 6, с. 8. — Н а й ш т е й и С. Я., В а ш-к у л а т Н. П. В кн.: Материалы итоговой научной конференции по общей и коммунальной гигиене. Киев, 1968, с. 97. — Н а й ш т е й н С. Я-, В а ш к у л а т Н. П., Без-бородько М. Д. Гиг. и сан., 1969, № 9, с. 30. — П о л я н с к и й В. А., Мус-серская А. Н. Там же, 1972, № 4, с. 7. — Я и т о в с к и й И. А. Тезисы докл. Все-союзн. научно-технического совещания по рациональному использованию местных удобрений, отходов промышленности и городского хозяйства для нужд сельского хозяйства. М., 1964, с. 79. — F I о n Н. Techn. Sci. munic., 1972, v. 67, p. 412. — Strumanne J., Fourment P. Ibid., p. 405.
Поступила 20/1V 1974 r.
THE POSSIBILITY OF CONTAMINATION OF THE SOIL IN SETTLEMENTS WITH
• SOLID INDUSTRIAL WASTES
S. Ya. Naishtein, N. P. Vashkulat, R. G. Nikula
Due to absence of special sites for the permanent storage of industrial wastes, the latter are disposed disorderly at ordinary dumps; they contaminate the environment, including the soil, with chemical compounds, that are not infrequently toxic, disfigure the landscape, etc. Consequently, a sanitary protection of environment from contamination with noxious industrial wastes should be provided.
УДК 612.833.81+159.91-053.4
Н. М. Мураенко
ИЗМЕНЕНИЯ в ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ ЗАНЯТИЙ
Кафедра физиологии развития и воспитания детей Центрального института усовершенствования врачей, Москва
В системе общественного воспитания детей раннего возраста, в том числе детей 3-го года жизни, занятия как одна из форм обучения заняли прочное место. Изучение оптимальной длительности занятий, интенсивности и методики подачи материала является частью общей организации гигиенической среды в детских учреждениях при воспитании детей раннего возраста. Наблюдаемые в практике ошибки при проведении занятий снижают возможную эффективность их на процесс развития ребенка и часто служат причиной утомления детей, что отрицательно влияет на общее состояние ребенка. Большинство исследований, а также значительные успехи при выяснении оптимальных умственных и физических нагрузок касаются старших детей (М. В. Антропова; А. М. Нерсесян, и др.). В отношении детей раннего возраста работы единичны (Н. М. Аксарина; Г. М. Ля-мина, и др.).
Влияние занятий на функциональное состояние организма ребенка учитывали по двум показателям: 1) изменение поведения; 2) изменение скрытого времени условнодвигательной реакции до и после различных видов занятий. Во время хронометражных наблюдений учитывали изменение поведенческих реакций, частоту и число различного рода отвлечений от выполнения прямого задания. Все реакции детей, не относящиеся к выполнению задания, несмотря на их различный характер, объединены условно под общим названием «отвлечения».
Для изучения влияния занятий на функциональное состояние нервной системы детей нами была использована методика рефлексометрии, широко применяемая в гигиенических исследованиях (С. И. Горошков и К. Н. Куликов; В. М. Зубкова, и др.). Мы применяем электромеханический хроно-рефлексометр. Перед ребенком находилась панель с окошечком, через которое подавались световые сигналы, вспышки длительностью 0,012 с («огоньки»). Детям предлагали: «Нажми кнопку, смотри на огонек; увидишь огонек, быстро подними пальчик». В ответ на первую часть установки ребенок должен был нажать кнопку и смотреть на экран прибора, фиксируя взор на определенной точке. Через 2—7 с экспериментатор включал световой сигнал, при появлении которого ребенок должен был быстро отвести палец от кнопки. Одномоментно с этим стрелка прибора останавливалась, указывая скрытое время реакции, т. е. время от момента появления светового сигнала до момента возникновения ответной двигательной реакции.
Исследования проведены у 53 здоровых детей 3-го года жизни, посещающих детские ясли. Проведено 1352 исследования скрытого времени реакции до и после разных видов занятий и 1138 хронометражных наблюдений на занятиях. Достоверность разности сравниваемых результатов определяли по величине критерия достоверности (() Стьюдента.
После формирования условнодвигательной реакции у детей мы приступили к исследованию влияния разных нагрузок на функциональное состояние нервной системы ребенка второго полугодия 3-го года жизни и выявлению причин и признаков утомления детей этого возраста на занятиях двух видов деятельности: речевой и предметной (занятия «лото», «рассказ без показа», с пирамидкой).
Целесообразность такого выбора диктовалась тем, что эти занятия представляют информацию разной сложности, адресуются к разным анализаторам, обусловливают различную степень умственного и статического напряжения. Каждое из этих занятий имело несколько вариантов, различающихся длительностью и сложностью задания.
Анализ рефлексометрических данных показал, что изменение скрытого времени условнодвигательной реакции после нагрузки прежде всего зависит от характера деятельности ребенка. При сравнении разных видов занятий отмечено наибольшее увеличение скрытого времени реакции после занятий «рассказ без показа». Даже при меньшей длительности занятий данного типа в сравнении, например, с занятиями «лото» скрытое время реакции после занятий «рассказ без показа» было больше на 40—45 мс (Р < <0,01). Более быстрое наступление утомления на занятиях «рассказ без показа» можно объяснить, очевидно, тем, что в данном случае в деятельность включается в основном один анализатор — слуховой, а на занятиях «лото»— три анализатора, в том числе двигательный, который имеет большое значение для поддержания состояния оптимальной возбудимости коры. Как известно, длительная деятельность одного анализатора вследствие малой выносливости нервных клеток у детей раннего возраста ведет к более быстрому утомлению.
Данные хронометражных наблюдений в основном коррелируются с рефлексометрическими результатами. При сопоставлении хронометражных данных по разным видам занятий выявлено, что наибольшее число различных нарушений в поведении детей, свидетельствующих о наступающем утомлении, отмечается на занятиях «рассказ без показа». Говоря о развитии
утомления у детей 3-го года жизни на занятиях «рассказ без показа» в зависимости от величины умственной нагрузки, необходимо также иметь в виду и большое статическое напряжение ребенка на этом занятии. Если на других занятиях дети слушают, смотрят, самостоятельно манипулируют с предметами, то на данном занятии они только слушают воспитателя.
Анализ данных показал, что и различные варианты занятий одного вида, но разной длительности и сложности, вызывают разнонаправленные изменения функционального состояния нервной системы, а также поведенческих реакций детей. Так, если после недлительной деятельности, например занятий «лото» длительностью 5—10 мин, «рассказ без показа» длительностью 5—7 мин, занятий с пирамидкой длительностью 6—9 мин, скрытое время реакции уменьшается или остается без существенных изменений по сравнению с исходным до занятия, то после таких же занятий, но более длительных, за счет повторения одних и тех же действий скрытое время реакции увеличивается, что говорит о некотором ухудшении работоспособности ребенка.
Данные хронометражных наблюдений также показали изменения в поведении детей на длительных и однообразных занятиях в сторону увеличения реакций, не связанных с выполнением задания. Прежде всего наиболее часто эти нарушения проявлялись в виде двигательного беспокойства и отвлечений, они носили не только количественное увеличение, но изменялся и качественный характер реакций. Так, наряду с двигательным беспокойством и отвлечениями отмечалось появление замедленных ответных реакций, неадекватных реакций, ошибок при выполнении заданий. И, наконец, явными признаками, характеризующими утомление, были реакции такого типа, как эхолалия, проявление вялости, сонливости, появление у детей расслабленной позы.
Результаты нашей работы свидетельствуют о большом значении эмоционального отношения ребенка к занятию. Так, например, интересные занятия типа «лото сюжетное», рассказы из жизни детей, одинаковые по длительности с занятиями однообразными или сложными по содержанию, вызывают более благоприятные сдвиги как в изменении скрытого времени реакции, так и в поведенческих реакциях детей. Поэтому для профилактики утомления детей на занятиях их обучение должно по возможности проходить на фоне положительных эмоций.
В работе с детьми раннего возраста важно не допустить понижения состояния оптимальной возбудимости, что может быть достигнуто правильной сменой разных видов деятельности даже на одном занятии, установлением оптимальной длительности занятий. Дозирование разных видов нагрузок требует особой тщательности и осторожности, учета возрастных возможностей детей, особенно на ранних этапах онтогенеза.
Выводы
1. Длительность занятий, связанных со статическим состоянием, напряжением внимания ребенка, не должна превышать 7—10 мин для детей 3-го года жизни. Однако и в этих пределах решающую роль при определении длительности должна иметь доступность, эмоциональность содержания.
2. Занятия, на которых дети более разнообразно действуют, т. е. слушают, смотрят, говорят, манипулируют с предметами, могут продолжаться 10—14 мин при условии внесения в содержание интересных элементов.
3. Резкое увеличение общего числа неадекватных заданиям реакций у большинства детей во время занятия можно рассматривать как ранние признаки снижения работоспособности, снижения сосредоточенности, свидетельствующие о наступающем утомлении.
ЛИТЕРАТУРА. Аксарина Н. М. В кн.: Современные проблемы физиологии и патологии детского возраста. М., 1965, с. 115. — А н т р о п о в а М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — Горшков С. И., Куликов К- В кн.: Новые физиологические методики в гигиене. М., 1960, с. 4.— Зубкова В. М. Гигиенические принципы организации учебного процесса на начальном этапе обучения в школе (в 1 классе). Автореф. дисс. канд. М., 1972. — Л я м и н а Г. М. В кн.: Возрастная физиология и клиника. М., 1965, с. 32.— Нерсесян А. М. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 18.
Поступила 20/V 1974 г.
CHANGES IN THE CHILD'S CONDUCT DUE TO VARIOUS FORMS OF TEACHING
N. M. Muraenko
In work with children in their 3rd year of life it is important to avoid any fall in the state of optimal excitement, that may be attained by means of proper change of various forms of activities even in course of a lesson and fixing an optimal length of studies. In order to prevent children's fatigue their teaching should be accomplished witji a background of positive emotions. An increase in the majority of children of a total number of inadequate reactions in course of studies may be considered to be early signs of fatigue and a signal to end the lesson.
УДК 615.916:546.7911.032.2
О. С. Андреева, К. М. Шабунин, Н. П. Стародонова
ОЦЕНКА ИНГАЛЯЦИОННОГО ПОСТУПЛЕНИЯ И ДЕПОНИРОВАНИЯ В КРИТИЧЕСКИХ ОРГАНАХ ОБОГАЩЕННОГО УРАНА
Расширяющееся строительство атомных электростанций, транспортных и энергетических установок, использующих в качестве топлива уран, обогащенный изотопом урана-235, обусловливает необходимость обеспечения должных мер радиационной безопасности на соответствующих предприятиях.
Среди комплекса защитных мероприятий в соответствии с требованиями «Норм радиационной безопасности» (1972) важное значение имеет не только оценка среднегодовых концентраций аэрозолей урана в воздухе, но и определение величин годового поступления урана в организм и оценка накопления его в критических органах (легкие, кости, почки).
' Ввиду того что определение поступления обогащенного урана по измеренной концентрации осложняется возможными колебаниями указанных концентраций со временем, отсутствием данных хронометража проводимых работ, а также фактической эффективности используемых респираторов, величину ингаляционного поступления измеряли путем определения активности пыли, оседающей в носовой полости (Г. М. Пархоменко и соавт.; Dolphin и Jackson), при помощи мазков, взятых из правого и левого носовых ходов раздельно, тампонами из ткани ФП, которые затем просветляли в парах ацетона и обсчитывали на низкофоновой установке.
По данным некоторых авторов (Г. М. Пархоменко и соавт.), среднее значение задержки активности в носу за час работы (для аэрозолей плутония) составляло 11,5% суммарного количества ее во вдыхаемом объеме воздуха при общем коэффициенте задержки 96%. При этом, по данным указанных выше авторов, величина снятия альфа-активности тампоном из переднего отдела носовой полости человека в случае грубо дисперсной пыли составляла 63±13%, а коэффициент перехода от активности, снимаемой со слизистой оболочки носа, к активности, поступившей в организм (Кд). был равен 13,8 (В. И. Бадьин и,соавт.).
В литературе нам не удалось найти каких-либо данных о величинах задержки активности в носу, а также о коэффициентах снятия активности тампонами в случае вдыхания аэрозолей обогащенного урана, вместе с тем указанные сведения необходимы для оценки ингаляционного поступления урана в организм. В связи с этим были проведены экспериментальные ис-