Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF COMPULSORY STUDIES WITH USE OF A SOUND INTESIFYING DEVICE IN A KINDERGARTEN FOR CHILDREN WITH WEAK HEARING

The use of a sound intensifying device during lessons had a favorable effection the functional state and general working capacity of children. An improvement in the efficiency of sensible speech development was noted to take place.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ»

УДК 613.954.4:616.28-008.14-089.28-083

Е. М. Белостоцкая, Э. М. Демина, Л. Я- Каневская, канд. мед. наук Л. В. Рябова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Настоящее исследование является продолжением и развитием работы, посвященной проблеме гигиены обучения н воспитания слабослышащих детей. На протяжении многих лет в практике обучения таких школьников за рубежом и в нашей стране широко используется звукоусиливающая аппаратура. В последние годы она стала шире применяться и в специальных дошкольных учреждениях. С целью изучения функционального состояния слабослышащих детей дошкольного возраста, их работоспособности и характера развития речи под влиянием занятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры и были предприняты исследования в одном из специальных московских детских садов, где в подготовительной к школе группе была внедрена звукоусиливающая аппаратура при проведении обязательных занятий по развитию речевой деятельности ребенка, формированию понятий, обучению грамоте и счету. В ходе работы осуществлялись хрономегражные наблюдения за общим режимом дня, индивидуальные хрономегражные наблюдения за поведением детей во время обязательных занятий, изучалась скорость зрительно-моторной реакции и состояние работоспособности детей с помощью фигурных корректурных таблиц. Кроме того, в динамике на протяжении всего периода исследований изучалось состояние слуха детей (акуметрия и аудиометрия) и смысловой речи. Материалы исследований сравнивались с результатами наблюдений предыдущих лет (Л. В. Рябова, 1968) по оценке функционального состояния детей под влиянием занятий без использования звукоусиливающей аппаратуры.

Под наблюдением находилось 12 детей подготовительной группы, воспитывающихся в детском саду с 3-летнего возраста (сурдопедагог И. Ф. Федосова). По состоянию бинаурального слуха наблюдаемые дети имели II и III степень тугоухости. Причиной понижения слуха явился двусторонний неврит слуховых нервов. Со стороны личности каждого ребенка никаких патологических проявлений не замечалось. Дефект слуха у всех детей привел к той или иной степени нарушения речи, которое проявлялось в искажении произношения, выпадении безударных окончаний, опускании части слов и т. д. Совокупность этих недостатков делает речь малодоступной для понимания окружающими.

Режим дня детского сада для слабослышащих детей наряду с широким комплексом оздоровительных мероприятий в значительной степени подчинен главной задаче — обучению детей словесной речи. В связи с этим элементы обучения речи пронизывают буквально все режимные моменты детского учреждения. Это и коллективные обязательные занятия (2 в первую половину дня и 1 во вторую) общей продолжительностью до 1 часа и ежедневные индивидуальные занятия с каждым ребенком продолжительностью 10—15 мин. Коллективные и индивидуальные занятия с детьми построены на слухо-зрительной методике освоения материала.

Хронометражные наблюдения на занятиях позволили выделить следующие методические приемы их построения: чтение с губ в сочетании со слуховым восприятием; слуховое восприятие материала, исключая чтение с губ (губы сурдопедагога прикрыты щитком); зрительное восприятие материала при выполнении самостоятельной работы (рисование, письмо, рассматривание картинок и т. д.).

Изучение занятий без использования звукоусиливающей аппаратуры (1968) и с ее применением (1971) выявило неравномерное участие слухового

Таблица 1

Среднее количество отвлечений у детей на 2 занятиях в зависимости от использования звукоусиливающей аппаратуры

Характер занятия Число наблюдений Процент отвлечениП

Занятия со звукоусилением (эксперименталь-

ная группа) ............... 4 382 14,1±0,53

Занятия без звукоусиления (контрольная груп-

па) .................... 2 652 22,1±0,81

и зрительного анализаторов. Но если занятия без звукоусиливающей аппаратуры проходили с максимальным вовлечением зрительного анализатора (80,2 % всего времени), то на занятиях с применением звукоусиливающей аппаратуры непосредственное участие зрения значительно уменьшилось и составило лишь 65,5%. В результате время, отводимое на слуховое восприятие материала, на коллективных занятиях увеличилось до 21,5%, тогда как ранее оно отводилось только на индивидуальных занятиях, проводимых в слуховом кабинете.

Введение слуховой аппаратуры позволило изменить характер самих занятий, что отразилось и на поведении детей. Большее вовлечение слуха во время занятий, чередование слухового и зрительного восприятия, расширение игрового компонента, вводимого во время перерывов в использовании слуховой аппаратуры, привели к повышению внимания и интереса у детей. В результате, как видно из табл. 1, значительно сократился процент отвлечений (с 22,1 ±0,81 до 14,1 ±0,53).

Более детальный анализ материалов позволил проследить динамику отвлечений по 5-минутным отрезкам времени занятий. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе наблюдалось постепенное нарастание отвлечений от 1-й к 36-й минуте занятия, однако нарастание отвлечений в экспериментальной группе было меньше. Кроме того, в экспериментальной группе процент отвлечений как на 1-м, так и на 3-м занятии сохранялся на одном уровне (14,1), тогда как в контрольной группе отмечалось значительное нарастание отвлечений от 1-го ко 2-му занятию (с 19,2% до 26,4). Выявленная динамика отвлечений на протяжении каждого дня отразилась на функциональном состоянии детей в течение всей недели. При этом в экспериментальной группе количество отвлечений для каждого дня недели было значительно меньше (см. рисунок).

Отсутствие заметного ухудшения функционального состояния детей на занятиях со звукоусиливающей аппаратурой выявилось и при исследовании общей работоспособности. ----/ _ Так, скорость и точность работы, определяе-

мо

52.30 5 ^ 20

« /О

4

-1_I_[_

I *

«о

«V Сэ

й- 5Г

*1|1 Мни недели

Таблица 2

Динамика выполнения корректурных заданий в течение учебных занятий

Количество отвлечений для каждого дня недели в контрольной (/) и экспериментальной (2) группах (в %).

Время исследования Количество прослеженных знаков М±т (М) Частота ошибок на 200 просмотренных знаков

До занятий ...... 118,3-1-1,9 5,2

После 1-го занятия . . 112,7н-2,96 5,3

» 2-го » . . 114,8±2,9 5,8

Таблица 3

Изменение скрытых периодов зрительно-моторной реакции в течение занятий

Время исследования Латентный период зрительно-моторной реакции Частота срывов дифференцировок

простой с дифференцировкой

М±т (М) М±т (М)

До занятий . . . 500 62,4±0,87 19,5 598 71,5±0,9 22,2 9,5

После 1-го занятия 407 60,4-Ю, 96 19,5 490 69,8±1,0 22,3 9,4

» 2-го » 349 61,4±1,13 21,1 414 72,5±1,2 24,6 10,0

мая с помощью дозированных фигурных заданий, практически не изменялась от начала 1-го к концу 2-го занятия (табл. 2).

Если до занятий (исходный уровень) показатель средней скорости работы составлял 118,3 знака, а частота ошибок 5,2, то после 1-го занятия наблюдалась тенденция к снижению скорости работы при сохранении ее точности. После 2-го занятия эти показатели оставались на том же уровне, т. е. сохранялся прежний уровень работоспособности; признаки нарастания утомления отсутствовали. Подобный же характер изменений выявлен и при изучении латентных периодов зрительно-моторной реакции — простой и с дифференцировкой. Как видно из табл. 3, латентный период простой двигательной реакции и реакции с применением дифференцировочного раздражителя, а также частота срывов дифференцировок практически не изменялась от начала к концу занятий. Небольшие сдвиги статистически недостоверны.

Очень важно, что использование звукоусиливающей аппаратуры оказало положительное влияние на состояние речевых функций детей. Это выразилось в заметном повышении внятности произношения. Если ранее при 4-летнем пребывании детей в детском саду отмечалось улучшение внятности произношения в среднем на 10 слов, то с введением звукоусиливающей аппаратуры внятность произношения в среднем возросла на 19—20 слов (от 10 до 28), а у некоторых детей даже до 34 слов.

Изменений слуха детей в основном не произошло; несколько улучшились показатели акуметрических исследований, по-видимому, за счет приобретения с возрастом навыков слухового восприятия отдельных слов и речевых структур.

Вывод

Исследование звукоусиливающей аппаратуры во время обязательных занятий в специальном детском саду оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние и общую работоспособность детей. Отмечено также повышение эффективности развития устной речи.

Поступила 28/XII 1972 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF COMPULSORY STUDIES WITH USE OF A SOUND INTESIFYING DEVICE IN A KINDERGARTEN FOR CHILDREN WITH WEAK

HEARING

E. M. Belostotskaya, E. M. Démina, L. Ya. Kanevskaya, L. V. Ryabova

The use of a sound intensifying device during lessons had a favorable effect "on the functional state and general working capacity of children. An improvement in the efficiency of sensible speech development was noted to take place.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.