УДК 613.954.4:616.28-008.14-089.28-083
Е. М. Белостоцкая, Э. М. Демина, Л. Я- Каневская, канд. мед. наук Л. В. Рябова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Центральный институт усовершенствования врачей, Москва
Настоящее исследование является продолжением и развитием работы, посвященной проблеме гигиены обучения н воспитания слабослышащих детей. На протяжении многих лет в практике обучения таких школьников за рубежом и в нашей стране широко используется звукоусиливающая аппаратура. В последние годы она стала шире применяться и в специальных дошкольных учреждениях. С целью изучения функционального состояния слабослышащих детей дошкольного возраста, их работоспособности и характера развития речи под влиянием занятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры и были предприняты исследования в одном из специальных московских детских садов, где в подготовительной к школе группе была внедрена звукоусиливающая аппаратура при проведении обязательных занятий по развитию речевой деятельности ребенка, формированию понятий, обучению грамоте и счету. В ходе работы осуществлялись хрономегражные наблюдения за общим режимом дня, индивидуальные хрономегражные наблюдения за поведением детей во время обязательных занятий, изучалась скорость зрительно-моторной реакции и состояние работоспособности детей с помощью фигурных корректурных таблиц. Кроме того, в динамике на протяжении всего периода исследований изучалось состояние слуха детей (акуметрия и аудиометрия) и смысловой речи. Материалы исследований сравнивались с результатами наблюдений предыдущих лет (Л. В. Рябова, 1968) по оценке функционального состояния детей под влиянием занятий без использования звукоусиливающей аппаратуры.
Под наблюдением находилось 12 детей подготовительной группы, воспитывающихся в детском саду с 3-летнего возраста (сурдопедагог И. Ф. Федосова). По состоянию бинаурального слуха наблюдаемые дети имели II и III степень тугоухости. Причиной понижения слуха явился двусторонний неврит слуховых нервов. Со стороны личности каждого ребенка никаких патологических проявлений не замечалось. Дефект слуха у всех детей привел к той или иной степени нарушения речи, которое проявлялось в искажении произношения, выпадении безударных окончаний, опускании части слов и т. д. Совокупность этих недостатков делает речь малодоступной для понимания окружающими.
Режим дня детского сада для слабослышащих детей наряду с широким комплексом оздоровительных мероприятий в значительной степени подчинен главной задаче — обучению детей словесной речи. В связи с этим элементы обучения речи пронизывают буквально все режимные моменты детского учреждения. Это и коллективные обязательные занятия (2 в первую половину дня и 1 во вторую) общей продолжительностью до 1 часа и ежедневные индивидуальные занятия с каждым ребенком продолжительностью 10—15 мин. Коллективные и индивидуальные занятия с детьми построены на слухо-зрительной методике освоения материала.
Хронометражные наблюдения на занятиях позволили выделить следующие методические приемы их построения: чтение с губ в сочетании со слуховым восприятием; слуховое восприятие материала, исключая чтение с губ (губы сурдопедагога прикрыты щитком); зрительное восприятие материала при выполнении самостоятельной работы (рисование, письмо, рассматривание картинок и т. д.).
Изучение занятий без использования звукоусиливающей аппаратуры (1968) и с ее применением (1971) выявило неравномерное участие слухового
Таблица 1
Среднее количество отвлечений у детей на 2 занятиях в зависимости от использования звукоусиливающей аппаратуры
Характер занятия Число наблюдений Процент отвлечениП
Занятия со звукоусилением (эксперименталь-
ная группа) ............... 4 382 14,1±0,53
Занятия без звукоусиления (контрольная груп-
па) .................... 2 652 22,1±0,81
и зрительного анализаторов. Но если занятия без звукоусиливающей аппаратуры проходили с максимальным вовлечением зрительного анализатора (80,2 % всего времени), то на занятиях с применением звукоусиливающей аппаратуры непосредственное участие зрения значительно уменьшилось и составило лишь 65,5%. В результате время, отводимое на слуховое восприятие материала, на коллективных занятиях увеличилось до 21,5%, тогда как ранее оно отводилось только на индивидуальных занятиях, проводимых в слуховом кабинете.
Введение слуховой аппаратуры позволило изменить характер самих занятий, что отразилось и на поведении детей. Большее вовлечение слуха во время занятий, чередование слухового и зрительного восприятия, расширение игрового компонента, вводимого во время перерывов в использовании слуховой аппаратуры, привели к повышению внимания и интереса у детей. В результате, как видно из табл. 1, значительно сократился процент отвлечений (с 22,1 ±0,81 до 14,1 ±0,53).
Более детальный анализ материалов позволил проследить динамику отвлечений по 5-минутным отрезкам времени занятий. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе наблюдалось постепенное нарастание отвлечений от 1-й к 36-й минуте занятия, однако нарастание отвлечений в экспериментальной группе было меньше. Кроме того, в экспериментальной группе процент отвлечений как на 1-м, так и на 3-м занятии сохранялся на одном уровне (14,1), тогда как в контрольной группе отмечалось значительное нарастание отвлечений от 1-го ко 2-му занятию (с 19,2% до 26,4). Выявленная динамика отвлечений на протяжении каждого дня отразилась на функциональном состоянии детей в течение всей недели. При этом в экспериментальной группе количество отвлечений для каждого дня недели было значительно меньше (см. рисунок).
Отсутствие заметного ухудшения функционального состояния детей на занятиях со звукоусиливающей аппаратурой выявилось и при исследовании общей работоспособности. ----/ _ Так, скорость и точность работы, определяе-
мо
52.30 5 ^ 20
« /О
4
-1_I_[_
I *
«о
«V Сэ
й- 5Г
*1|1 Мни недели
Таблица 2
Динамика выполнения корректурных заданий в течение учебных занятий
Количество отвлечений для каждого дня недели в контрольной (/) и экспериментальной (2) группах (в %).
Время исследования Количество прослеженных знаков М±т (М) Частота ошибок на 200 просмотренных знаков
До занятий ...... 118,3-1-1,9 5,2
После 1-го занятия . . 112,7н-2,96 5,3
» 2-го » . . 114,8±2,9 5,8
Таблица 3
Изменение скрытых периодов зрительно-моторной реакции в течение занятий
Время исследования Латентный период зрительно-моторной реакции Частота срывов дифференцировок
простой с дифференцировкой
М±т (М) М±т (М)
До занятий . . . 500 62,4±0,87 19,5 598 71,5±0,9 22,2 9,5
После 1-го занятия 407 60,4-Ю, 96 19,5 490 69,8±1,0 22,3 9,4
» 2-го » 349 61,4±1,13 21,1 414 72,5±1,2 24,6 10,0
мая с помощью дозированных фигурных заданий, практически не изменялась от начала 1-го к концу 2-го занятия (табл. 2).
Если до занятий (исходный уровень) показатель средней скорости работы составлял 118,3 знака, а частота ошибок 5,2, то после 1-го занятия наблюдалась тенденция к снижению скорости работы при сохранении ее точности. После 2-го занятия эти показатели оставались на том же уровне, т. е. сохранялся прежний уровень работоспособности; признаки нарастания утомления отсутствовали. Подобный же характер изменений выявлен и при изучении латентных периодов зрительно-моторной реакции — простой и с дифференцировкой. Как видно из табл. 3, латентный период простой двигательной реакции и реакции с применением дифференцировочного раздражителя, а также частота срывов дифференцировок практически не изменялась от начала к концу занятий. Небольшие сдвиги статистически недостоверны.
Очень важно, что использование звукоусиливающей аппаратуры оказало положительное влияние на состояние речевых функций детей. Это выразилось в заметном повышении внятности произношения. Если ранее при 4-летнем пребывании детей в детском саду отмечалось улучшение внятности произношения в среднем на 10 слов, то с введением звукоусиливающей аппаратуры внятность произношения в среднем возросла на 19—20 слов (от 10 до 28), а у некоторых детей даже до 34 слов.
Изменений слуха детей в основном не произошло; несколько улучшились показатели акуметрических исследований, по-видимому, за счет приобретения с возрастом навыков слухового восприятия отдельных слов и речевых структур.
Вывод
Исследование звукоусиливающей аппаратуры во время обязательных занятий в специальном детском саду оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние и общую работоспособность детей. Отмечено также повышение эффективности развития устной речи.
Поступила 28/XII 1972 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF COMPULSORY STUDIES WITH USE OF A SOUND INTESIFYING DEVICE IN A KINDERGARTEN FOR CHILDREN WITH WEAK
HEARING
E. M. Belostotskaya, E. M. Démina, L. Ya. Kanevskaya, L. V. Ryabova
The use of a sound intensifying device during lessons had a favorable effect "on the functional state and general working capacity of children. An improvement in the efficiency of sensible speech development was noted to take place.