Научная статья на тему 'Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года (Продолжение)'

Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года (Продолжение) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ / УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушицына А. Ю.

В статье рассмотрены изменения обязанностей банков, связанные с учетом налогоплательщиков, изменения в порядке проведения выездной налоговой проверки и вопросы ответственности за совершение налоговых правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года (Продолжение)»

Налогообложение

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

С 2011 ГОДА*

А.Ю. ТРУШИЦЫНА, директор учебного центра аудиторской фирмы

ООО «АЭЛИТА-сервис»

Изменения обязанностей банков, связанные с учетом налогоплательщиков — ст. 86 Налогового кодекса РФ (НК РФ):

1) пункт 1 ст. 86 НК РФ обязывает банк сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) только в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 5 дней. Ранее можно было — на бумажных носителях или в электронном виде;

2) пунктом 1 ст. 86 НК РФ также установлено, что не только формы сообщений, но и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

3) в пункте 3 ст. 86 НК РФ установлено, что форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Изменения в порядке проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

1) в пункт 4 ст. 89 НК РФ добавлено, что в

* Статья публикуется по материалам журнала «Бухгалтер и закон». 2011. № 5 (149).

Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2011. № 13 (277), 14 (278).

случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Изменения в истребовании документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ):

1) в пункт 1 ст. 93 НК РФ добавлено, что требование о представлении документов, направляемое должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

— лично под расписку;

— передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

— по почте заказным письмом, если вышеуказанными способами требование о представлении документов передать невозможно. Требование считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма;

2) в пункте 2 ст. 93 НК РФ установлено, что истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган:

— лично или через представителя;

— направлены по почте заказным письмом;

— переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления

документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Изменения в порядок оформления результатов налоговой проверки (ст. 100 НК РФ):

1) в статью 100 НК РФ добавлен п. 3.1, в котором установлено, что к акту налоговой проверки должны прикладываться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются;

2) документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Изменения в порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ):

1) пунктом 1 ст. 101 НК РФ установлено, что не только актпроверки, но и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа;

2) пункт 2 ст. 101 НК РФ дополнен следующим содержанием: лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля;

3) пункт 9 ст. 101 НК РФ дополнен следующим содержанием: в случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Внесены изменения в порядок производства по делу о предусмотренных налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ):

1) пункт 1 ст. 101.4 НК РФ дополнен 10-дневным сроком со дня выявления фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение которого должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Ранее срок установлен не был.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Изменения касаются ужесточения штрафных санкций по следующим видам налоговых правонарушений:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Прежде всего, изменилось наименование данной статьи. Ранее она называлась «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе». За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет установлен штраф в размере 10 000 руб., а за ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет — в размере 10 % доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Ранее за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет не более 90 календарных дней сумма штрафа составляла 5 000 руб.;

2) непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ). За непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган предусмотрен штраф в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб. Ранее минимальная сумма штрафа была всего 100 руб., и если срок, в течение которого не была представлена декларация, превысил 180 календарных дней, сумма штрафа составляла 30 % плюс 10 % за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня;

3) добавлена ст. 119.1 НК РФ «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета»): за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, установлен штраф в размере 200 руб. В электронном виде декларации (расчеты) в силу п. 3 ст. 80 НК РФ должны сдавать:

— налогоплательщики, у которых среднесписочная численность за предшествующий календарный год превышает 100 чел.;

— вновь созданные компании (в том числе при реорганизации), численность работников которых превышает указанный предел, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ;

— налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших;

4) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). За грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов в течение одного налогового периода установлен штраф в размере 10 000 руб. против 5 000 руб. ранее. За те же деяния

в течение более одного налогового периода — 30 000 руб., ранее штраф составлял 15 000 руб. За те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, установлен штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. Ранее эти цифры составляли 10 % и 15 000 руб.

Ранее под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понималось отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Сейчас нарушением считается и отсутствие регистров налогового учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика;

5) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ):

— уточнен характер ответственности — это неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, — установленный штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению;

6) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое в соответствии со ст. 125 НК РФ наложен арест:

— уточнено наименование статьи, которое дополнено несоблюдением порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога;

— добавлена ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого приняты обеспечительные меры в виде залога, — установлен штраф в размере 30 000 руб. против 10 000 руб. ранее;

7) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ):

— за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлен штраф в размере 200 руб. вместо 50 руб.;

— за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в

отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, установлен штраф в размере 100 000 руб. вместо 5 000 руб.;

8) отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ):

— за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода установлен штраф в размере 5 000 руб. вместо 1 000 руб., который был предусмотрен ранее;

9) неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ):

— за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, установлен штраф в размере 5 000 руб. вместо 1 000 руб. ранее;

— за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, установлен штраф в размере 20 000 руб. вместо 5 000 руб. ранее;

10) непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ):

— за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, установлен штраф в размере 20 000 руб. вместо 10 000 руб. ранее.

Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней. В пункте 2 ст. 141 НК РФ последствия подачи жалобы дополнены обязанностью налогового органа (должностного лица) в течение трех дней со дня ее принятия сообщить в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении в отношении полного или частичного приостановления акта (действия), который не соответствует законодательству Российской Федерации.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении

изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 242-ФЗ). Законом № 242-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

Изменения, которые были внесены названным законом в ч. 1 НК РФ, состоят в следующем:

1) пункт 3 ст. 39 НК РФ дополнен подп. 8.1, который не признает реализацией товаров, работ, услуг передачу имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета. Настоящее положение применяется в случае, если создание и ликвидация соответствующих организаций осуществляются в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

2) статья 83 НК РФ дополнена положениями о постановке на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного Олимпийского комитета и (или) официальной вещательной компанией.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.09.2010 № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон № 243-ФЗ), связаны с созданием инновационного центра «Сколково».

Изменения, которые были внесены Законом № 243-ФЗ в ч. 1 НК РФ, состоят в следующем:

1) в пункте 1 ст. 83 НК РФ установлено, что Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах не только крупнейших налогоплательщиков, но также и организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

2) пункт 2 ст. 89 НК РФ дополнен абзацем, определяющим налоговый орган, который выносит решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ

«Об инновационном центре «Сколково», — это налоговый орган, осуществивший постановку такой организации на учет в налоговом органе.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 287-ФЗ). Законом № 287-ФЗ внесены изменения в сроки передачи банком сведений налоговым органам:

1) в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение 3 дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операции по счетам налогоплательщика-организации в банке, ранее было — не позднее следующего дня;

2) пунктом 1 ст. 86 НК РФ банк обязывается сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 3 дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета, ранее было — 5 дней;

3) пунктом 2 ст. 86 НК РФ банк обязывается выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа, ранее было — 5 дней.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 27.11.2010 № 306-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон № 306-ФЗ). Изменения, внесенные Законом № 306-ФЗ в ч. 1—2 НК РФ, коснулись применяемой в нем терминологии, а именно:

1) в связи с созданием Таможенного союза в отдельных случаях указание «граница Российской Федерации» заменено словами «граница Таможенного союза», ссылка на Таможенный кодекс РФ заменена ссылкой на таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство РФ о таможенном деле;

2) введено понятие «иных территорий, находящихся под юрисдикцией РФ» — территории искусственных островов, установок и сооружений,

над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» скорректированы положения отдельных НК РФ:

1) в название разд. III НК РФ с 2011 г. внесены изменения. Теперь его название «Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц»;

2) начиная с 01.01.2011 налоговые органы обязаны направлять материалы, характеризующие неисполненные в срок требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случае если налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы

недоимки, не в органы внутренних дел, а в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.2 Уголовного кодекса РФ;

3) иные технические изменения, приводящие в соответствие НК РФ Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации».

Список литературы

1. О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-ФЗ.

3. О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 03.11.2010 № 287-ФЗ.

4. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»: Федеральный закон от 27.11.2010 № 306-ФЗ.

5. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.