3. Иванов Ю. Н., Карасева В. Л. Проблемы измерения ненаблюдаемой экономики (о «Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанном ОЭСР, МВФ, МОТ, Стат-комитетом СНГ) // Вопросы статистики. -2003. - № 2.
4. Высокоиндустриальная экономика Казахстана: новые и традиционные факторы развития / О. Сабден, Н. К. Нурланова, Ф. М. Днишев, Ф. Г. Альжанова, Н. Ж. Бримбетова, О. Н. Егоров, О. А. Чигаркина, М. М. Хамитова, Г. А. Бодаубаева, И. Н. Дауранов; Комитет науки. Министерство образования и науки республики Казахстан. - Алматы, 2011. - 207 с.
5. Есполов Т. И. АПК Казахстана: глобализация и инновация. - Алматы, 2012. - 436 с.
6. Макроэкономические показатели стран ТС. // Статкомитет СНГ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cisstat.com.
7. Сланченко Л. И., Валъкович О. Н.; Основы экономики общественного сектора. Учебное пособие. - Краснодар, КубГУ, 2012. 109 с.
8. SchneiderF., KeplerJ. The Influence of the economic crisis on the underground economy in Germany and the other OECDcountries in 2010. A (further) increase. — Linz (Austria) : University of Linz, 2010. — 10 c.
9. Smale A. On Russia's To-Do List at Davos: Buff Image // The International Herald Tribune. — 2013. — January, 25.
10. Мациевский H. С. Теневая экономика. Анализ и оценки // Известия Томского политехнического университета. — 2010. — Т. 316. — № 6. — С. 22-29.
11. Наш экономический прогноз: Текущие тенденции, основные предпосылки и прогноз развития российской экономики. // Центр развития. Национальный исследовательский институт. Высшая школа экономики, г. Москва. 25 июля 2012. Научный доклад. г. Москва. — М.: НИИ ВШЭ, 2012.
12. Перспективы развития мировой экономики. Бюллетень Международного валютного фонда. Январь. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2013/update/01/pdf/0113r.pdf.
Changes in the taxation of individuals' real estate: how much will we
have to pay? Kurkov I. (Russian Federation) Изменения в налогообложении недвижимости физических лиц: сколько придется платить? Курков И. И. (Российская Федерация)
Курков Илья Игоревич /Kurkov Ilya - студент, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: статья посвящена актуальным изменениям в налогообложении имущества физических лиц, которые вступили в силу с 1 января 2015 г. Описывается новая методика исчисления налоговой базы, дается сравнительная характеристика кадастровой и инвентаризационной оценок, приводятся налоговые ставки, налоговые льготы и налоговые вычеты по обновленному налогу, приводятся налоговые ставки, установленные на территории города Москвы на 2014 год.
Abstract: the article is devoted to actual changes in the taxation of individual"s property, which entered into force on the 1st January 2015. It describes a new method of calculating the tax base, it is compared characteristics of cadastral and inventory estimates, it is given tax rates, tax exemptions and tax deductions of new tax, it is mentioned tax rates which are established on the territory of Moscow in 2014.
Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, инвентаризационная стоимость, кадастровая стоимость, рыночная стоимость, объект недвижимости, налоговая льгота, налоговый вычет.
Keywords: tax on property of individuals, inventory cost, cadastral cost, market value, real estate, tax exemption, tax deduction.
УДК 336.221.4
Начиная с 1 января 2015 года, вступили в силу новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц (ФЛ). В частности, налоговой базой по налогу на имущество ФЛ стала кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, которая, в отличие от нынешней, приближена к рыночной. Соответствующий закон был принят Госдумой в третьем чтении в конце сентября и 6 октября был подписан В. В. Путиным, спустя десять лет после первого рассмотрения.
Сейчас при определении налоговой базы используется инвентаризационная стоимость. Она определяется Бюро технической инвентаризации (БТИ), которое существует еще с советских времен. Эта старая оценка учитывает всего несколько параметров — себестоимость объекта при строительстве и износ, поэтому может быть ниже текущей рыночной в несколько раз.
Кадастровая стоимость, которая будет использоваться впредь, напротив, учитывает факторы рыночного ценообразования и, по разным оценкам, в среднем на 10-20% ниже рыночной.
Инвентаризационная стоимость новостроек в значительной степени приближена к текущей рыночной. Именно поэтому изменение порядка расчета налога сильнее скажется на собственниках квартир, расположенных в старых домах.
Новым законом предусмотрен пятилетний переходный период для регионов, в течение которого сумма налога будет повышаться на 20% в год. Уплата налога на имущество граждан от кадастровой стоимости начнется с 2016 г., а полную сумму россияне начнут платить с 2020 г. Вследствие внесенных поправок принятие закона не приведет к заметному увеличению нагрузки на граждан, считают законотворцы. Однако эксперты не столь оптимистичны: для граждан, за исключением льготников, ежегодный платеж за имущество вырастет втрое.
Я РБК
НЕДВИЖИМОСТЬ
КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ?
Кадастровая стоимость
I
Заказать справку <
https ://rosreestr. п на баннер «Найдк узнайте его кадас
Источник: РБК. Недвижимость 35
Налоговые ставки будут устанавливаться муниципальными образованиями в зависимости от способа определения налоговой базы. Закон предусматривает трехуровневую систему ставок налога на имущество. Для жилых домов и помещений, гаражей, машино-мест, незавершенных жилых домов, хозстроений будет действовать ставка 0,1% от кадастровой стоимости. Для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты), а также дорогостоящей недвижимости (свыше 300 млн руб.) предельная ставка составит 2%. Для других объектов недвижимости налоговая ставка не может превышать 0,5%. Важно отметить тот факт, что муниципалитетам предоставляется право уменьшать эту ставку до нуля либо увеличивать до 0,3%.
Также в законопроекте остаются действующие льготы, но устанавливается ограничение по этим льготам по одному объекту каждой категории (например, на квартиру, гараж и дачу). Налоговые льготы не будут предоставляться на недвижимость стоимостью более 300 млн руб., на торговые и бизнес-центры. Для собственников предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м - для квартиры, 10 кв. м - для комнаты, 50 кв. м - для жилого дома, 1 млн. руб. - для единого недвижимого комплекса.
Стоит отметить, что важным изменением со вступлением в силу нового налога стало то, что облагаться налогом на недвижимость теперь будут не только сданные в эксплуатацию, зарегистрированные объекты, но и объекты незавершенного капитального жилого строительства, причем по ставке, приравненной к жилым помещениям (0,1%). Также появятся новые объекты налогообложения - машино-место и единый недвижимый комплекс, которых в «старом» законе не было.
Вводится единый срок для уплаты имущественных налогов на территории Российской Федерации - 1 октября. Это нововведение особенно актуально для тех, у кого имущество зарегистрировано в нескольких регионах, и, соответственно, сроки уплаты налогов на это имущество различались. Первые налоговые уведомления с новым сроком уплаты налогоплательщики получат в 2015 г.
Москвичи уже сейчас могут рассчитать, сколько им придется платить по налогу на имущество. Для этого департамент экономической политики и развития города создал налоговый калькулятор (http://depr.mos.ru/napravleniya_deyatelnosti/1402528/). Остальные граждане России могут также рассчитать, сколько им придется платить по новому налогу. Для этого на портале Росреестра можно запросить данные о кадастровой оценке стоимости квартиры или дома.
Калькулятор для расчета налога на имущество физических лиц
> Шаг 1. Являетесь ли Вы собственником объекта недвижимости?
Являетесь ли Вы собственником объекта недвижимости?
Да, я являюсь собственником объекта недвижимости
©
Нет, я арендую квартиру / дом / комнату
Нет, я живу в квартире по договору социального найма
| > Шаг 2. Относитесь 1ьготной категории? |
| > Шаг 3. Выберите вариант определения объекта и укажите информацию об объекте |
гага по выбранному объекту
гага при долевой / совместной стоимости
Разработано ДЕПАРТАМЕНТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Источник: сайт Департамента экономической политики и развития города Москвы
Москвичи-собственники также могут самостоятельно рассчитать свои платежи. Ставки по налогу были приняты 14 октября 2014 г.
КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ, МЛН РУБ. СТАВКА, 14
До 10 0,1
10-20 0,15
20-50 0,2
50-300 0,3
От 300 2
Источник: Закон г. Москвы от 14 ноября 2012 г. N56 «О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 «О ставках налога на имущество
физических лиц»
В отношении гаражей и машино-мест, а также прочих объектов недвижимости ставки 0,1% и 0,5% соответственно.
За объекты незавершенного строительства (если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом) придется платить 0,3%. Такая же ставка в 2,0 % предусмотрена в отношении объектов коммерческой недвижимости (офисы, объекты торговли, общепита и т. п.).
Конечно, нельзя сказать, что кадастровая оценка - это панацея от всех проблем, но все же она является главным разумным способом увеличения доходов местных бюджетов. А если увеличатся налоговые доходы местных бюджетов, то, значит, местные власти смогут больше тратить денег на развитие своего муниципального образования, что положительно скажется на каждом гражданине России. К тому же с увеличением налоговых поступлений в местные бюджеты снизятся расходы на дотации местным бюджетам из федерального бюджета РФ, так как местная власть сможет финансировать большую часть своих расходов за счет собственных средств, привлеченных от взимания данного налога. А снижение расходов федерального бюджета, в свою очередь, приведет к увеличению доходов и к инвестированию денег на социально-значимые программы государства, поэтому в любом случае, введение налога на недвижимость можно считать существенным шагом вперед. У муниципальных образований, наконец, появится реальный ресурс для развития дорожной инфраструктуры, благоустройства территорий и развития объектов ЖКХ. Насколько в действительности изменится подход к решению вопросов местного значения - покажет время.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ, глава 32 (редакция от 08.03.2015).
2. Закон г. Москвы от 14 ноября 2012 г. N 56 «О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 «О ставках налога на имущество физических лиц».
3. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 N 2003-1.
4. Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
5. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Калькулятор для расчета налога на имущество физических лиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://depr.mos.ru/napravleniya_deyatelnosti/1402528/ (дата обращения 05.04.2015 г.).
6. РБК недвижимость. Новый налог на жилье: сколько придется платить. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://realty.rbc.ru/articles/06/10/2014/562949992561258. shtml (дата обращения 05.04.2015 г.).
7. РИА Новости. Совфед одобрил поправки о налоге на недвижимость физлиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riarealty.ru/news/20141001/403640857.html (дата обращения 05.04.2015 г.).
8. Тадтаева В. В. Преимущества и недостатки планируемого налога на недвижимость // Финансы и управление. - 2013. № 2. - C. 45-50. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/flc/article_742.html (дата обращения 05.04.2015 г.).
9. Knightfrank.ru. Налог на недвижимость: как введение нового налога повлияет на расходы владельцев недвижимости и доходы муниципалитетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knightfrank.ru/research/issue1501/ (дата обращения 05.04.2015 г.).
«Graduai enrichment» - reform accelerator or a time bomb?
Prokhorenko R. (Russian Federation) «Поэтапное обогащение» - акселератор реформ или бомба замедленного действия? Прохоренко Р. И. (Российская Федерация)
Прохоренко Роман Игоревич /Prokhorenko Roman - студент, международный финансовый факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: анализ ряда реформ, проведённых в Китае, и их причастность к социальной стратификации.
Abstract: analysis of the reforms conducted in China and their impact on social stratification.
Ключевые слова: поэтапное обогащение, социальное неравенство, Китай, реформы, коэффициент Джини.
Keywords: gradual enrichment, social inequality, China, reforms, Gini coefficient.
Последние несколько десятилетий экономика Китая показывает рост, которому могут позавидовать все страны мира. Причиной этой бурной экономической экспансии, без сомнения, можно назвать всеобъемлющие поэтапные реформы, проводимые государством страны, начиная с 1978 года и продолжающиеся по сей день.
Одной из основополагающих идей произошедших преобразований можно назвать концепцию «поэтапного обогащения» [c. 1].
В 1986 году Дэн Сяопин, прародитель принципа «социализма с китайской спецификой» и фактический лидер страны на протяжении многих лет, в одной из своих речей сказал следующее:
«Наша политика заключается в том, чтобы некоторые люди и некоторые регионы обогащались раньше других, чтобы потом помочь в этом отстающим регионам. Развитые регионы имеют обязательство помогать тем, кто отстал. Мы продолжаем придерживаться социалистического пути развития для достижения конечной цели всеобщего процветания, но невозможно, чтобы все регионы развивались в одинаковом темпе. Мы практиковали эгалитаризм, когда все «ели из общего котла». На самом деле, эта практика означает общую отсталость и бедность, принося
38