Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА В ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕХНОЛОГИЯХ'

ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА В ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕХНОЛОГИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / глобальная цепочка создания стоимости / международное разделение труда / регионализация / мировой рынок текстиля и одежды / мировой рынок одежды / транснациональные корпорации / индустрия моды / цифровая трансформация / globalization / global value chain / international division of labor / regionalization / global textile and clothing market / global clothing market / multinational corporations / fashion industry / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.Б. Долженко

Актуальность статьи связана с ролью индустрии моды, включающей текстильную и швейную промышленность, в мировой экономике. Выявлено что международное разделении труда в индустрии моды значительно изменилось под воздействием глобализации и изменений в технологиях. Установлены изменения в международной специализации стран за последние 30 лет в сфере текстиля и одежды. Выявлено влияние технологического развития на международное разделении труда в сфере текстиля и одежды. Установлено, что наряду с глобализацией регионализация также оказала большое влияние на международную торговлю текстилем и одеждой. Изменения в международном разделении труда значительно ускорились за последнее десятилетие под воздействием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR IN THE FASHION INDUSTRY UNDER THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION AND CHANGES IN TECHNOLOGY

The relevance of the article is related to the role of the fashion industry, including the textile and clothing industry, in the global economy. It was revealed that the international division of labor in the fashion industry has changed significantly under the influence of globalization and changes in technology. Changes in the international specialization of countries over the past 30 years in the field of textiles and clothing have been established. The influence of technological development on the international division of labor in the field of textiles and clothing is revealed. It is found that along with globalization, regionalization has also had a major impact on international trade in textiles and clothing. Changes in the international division of labor have accelerated significantly over the past decade under the influence of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА В ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕХНОЛОГИЯХ»

ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА В ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В

ТЕХНОЛОГИЯХ

И.Б. Долженко, генеральный директор ООО «ДЕЛЬТА КОНСАЛТИНГ» (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-2-50-53

Аннотация. Актуальность статьи связана с ролью индустрии моды, включающей текстильную и швейную промышленность, в мировой экономике. Выявлено что международное разделении труда в индустрии моды значительно изменилось под воздействием глобализации и изменений в технологиях. Установлены изменения в международной специализации стран за последние 30 лет в сфере текстиля и одежды. Выявлено влияние технологического развития на международное разделении труда в сфере текстиля и одежды. Установлено, что наряду с глобализацией регионализация также оказала большое влияние на международную торговлю текстилем и одеждой. Изменения в международном разделении труда значительно ускорились за последнее десятилетие под воздействием цифровых технологий.

Ключевые слова: глобализация, глобальная цепочка создания стоимости, международное разделение труда, регионализация, мировой рынок текстиля и одежды, мировой рынок одежды, транснациональные корпорации, индустрия моды, цифровая трансформация.

Глобализация наряду с технологиями третьей и четвертой промышленных революций привела к изменению в поведении, модели потребления и восприятии моды миллиардами людей на всех континентах Земли. Характерным проявлением глобализации является растущая взаимозависимость национальных экономики в результате растущих масштабов трансграничной торговли товарами и услугами, притока международного капитала и широкого и быстрого распространения технологий [1]. В последние годы наступил новый этап глобализации, который характеризуется большей неопределенностью в геополитическом и торговом климате с появлением новых действующих лиц и продолжающимися сдвигами в мировом порядке [6].

Глобализация влияет на индустрию моды через потребление производство, логистику и маркетинг.

Глобализация швейной промышленности и торговли вышла на более высокий уровень в 1970-х годах после появления бережливой розничной торговли в Соединенных Штатах. Покупатели стали более состоятельными, внимательными и раз-

борчивыми, рекламодатели - изобретательными, а новые участники сделали рынок гораздо более конкурентоспособным. Во-вторых, резкое сокращение жизненных циклов продукта, поскольку покупатели начали требовать и ожидать частого обновления модной одежды, означало, что перевозка больших количеств скоропортящихся продуктов, таких как одежда, была очень рискованной и могла привести к дефициту запасов и убыткам, продажам со скидкой. Упреждение спроса и минимизация запасов стали приоритетными. Третьим фактором стала разработка, которая заключалась в распространении технологий, которые позволяли розничным торговцам отслеживать продажи отдельных товаров, идентифицированных их штрих-кодами, складскими единицами (SKU) на кассе, контролировать запасы внутри и между магазинами и пополнять товары, которые пользовались спросом в централизованных точках распространения. Wal-Mart был в авангарде революции бережливой розничной торговли и параллельные достижения в области складирования и инвентаризации управление. Он также был

в авангарде усилий по диверсификации поставщиков, чтобы снизить свои затраты и максимизировать гибкость поставок. Цифровые технологии позволили систематизировать сбор подробной информации о продажах, улучшить прогнозирование спроса и упростить управление запасами. Технологические достижения, такие как появление новых автоматизированных текстильных линий, цифровая печать, новые поколения автоматизированных прядильных машин и ткацких станков, цифровые технологии в отделочном производстве и системе управления производственными комплексами изменили подходы к производству в текстильной и швейной промышленности [8]. Цифровые технологии не только резко сократили расходы на связь и передачу данных, а также улучшили логистику, также способствовали эффективному управлению разрозненной производственной деятельностью, переносу производства в офшоринг [4]. Производство и сбыт в текстильной и швейной отраслях осуществляются в рамках сложившихся глобальных цепочек создания стоимости, которые сложны и взаимосвязаны и охватывают ряд стран и регионов [7].

Существенное значение имели такие факторы, как либерализация торговли, успехи в логистике и углубление промышленного потенциала в ряде стран Азии.

Компаниями текстильной и швейной промышленности движут сравнительные конкурентные преимущества и расчеты на возможную прибыль в связи с оптимизацией затрат и повышением производительности труда, и отдачей от капитала и других ресурсов с учетом всех транзакци-онных издержек, в частности транспортных, страховых и прочих затрат. Технологические достижения, такие как автоматизация, цифровизация и достижения в технологиях текстильного производства, изменили производственные процессы в текстильной и швейной промышленности. Эти достижения позволили повысить эффективность, производительность и гибкость производства, что привело к изменениям в организации производства и международном разделении труда. Изменения

в международных обменных курсах, условиях торговли, квотах и тарифах также влияют на мировую торговлю одеждой и текстильной продукцией.

Глобальные изменения структуры рынка связаны с окончанием действия Муль-тиволоконного Соглашения (MFA), которое было заключено в 1974 году для регулирования мировой торговли в текстильной и швейной промышленности. В соответствии с этим соглашением развитые страны могли вводить квоты на импорт из развивающихся стран. С 1995 по 2005 год действие соглашения было прекращено, и МБЛ окончательно прекратило свое действие в 2005 году. С 2005 года мировая индустрия моды вступила в новую эру либерализованной международной торговли, условия доступа на рынок изменились [12].

С 1 января 2005 г. по истечении срока действия Соглашения по текстилю и одежде система квот была отменена. Это имело важные последствия для распределения ориентированной на экспорт продукции и по-разному отразилось на большом числе развивающихся стран, ориентированных на экспорт одежды.

Глобализация привела к аутсорсингу и переносу трудоемких этапов производства в текстильной и швейной промышленности в страны с более низкой стоимостью рабочей силы. Либерализация торговли способствовала интеграции рынков текстиля и одежды, что привело к изменениям в моделях производства, конфигурации цепочек поставок и торговых потоках. В то время как производство текстильных изделий в структуре обрабатывающей промышленности в Великобритании, США, Японии, Испании и других развитых странах имеет относительную долю от 1,0 до 1,5%, а производство одежды - от 0,6 до 2,0%, в Китае, Индии, В Турции и других развивающихся странах, которые имеют динамично развивающуюся и сильную текстильную промышленность, доля производства текстиля составляет от 6 до 10%, а производство одежды - от 3,5 до 8% [9].

Это привело к фрагментации производственных процессов и появлению специа-

лизированных производственных центров в регионах с обилием рабочей силы и благоприятной нормативной средой, таких как Восточная Азия, Южная Азия и Латинская Америка. Глобализация привела к интеграции развивающихся стран, особенно в Азии (таких как Китай, Индия, Бангладеш, Вьетнам), в глобальную цепочку поставок текстиля и одежды. Эти страны стали крупными экспортерами текстиля и одежды благодаря более низкой стоимости рабочей силы, гибким производственным возможностям и благоприятной торговой политике. Система бесквотной торговли и развитие ГЦСС позволили ряду государств активно развивать текстильную и швейную отрасли. Стоит отметить усилия производителей одежды в Индии и Турции, а также производителей на Маврикии, Лесото, Свазиленде и Мадагаскаре, которые снабжают растущий рынок Южной Африки [10]. Значимым результатом глобализации индустрии моды стало массовое распространение бизнес-модели быстрой моды (fast fashion), которая заключается в быстром адаптировании и масштабировании остро модных дизайнов в недорогих тканях для желания потребителей выглядеть модно [3]. Бизнес-модель быстрой моды, которую применяют ТНК индустрии моды, делает упор на недорогом производстве, позволяя продавать изделия, соответствующие актуальным тенденциям моды по низким ценам и как можно быстрее. В условиях значительных перемен на мировом рынке текстиля и одежды для компаний резко возрастает значение мар-

кетинга, который все больше приобретает цифровой характер [2]. Сущность маркетинга в эпоху цифровизации заключается не только во внедрении как можно большего количества новейших технологий. Аналитика, автоматизация и омниканаль-ность позволяют компаниям индустрии моды добиться успеха в том случае, если цифровые преобразования их брендов осуществляются осознанно и целенаправленно [5].

В развитых странах сохранились более прибыльные науко- и капиталоемкие производства, например, технического текстиля, текстильных материалов со сложными свойствами, прочих высокопроизводительных производств, не требующих высокой доли ручного труда, а также наиболее выгодные части операций ГЦСС международных компаний индустрии моды, связанные с созданием коллекций, маркетингом, сбытом и розничной торговлей [11].

Выводы

Изменения в международном разделении труда в текстильной и швейной промышленности существенно повлияли на динамику и структуру модели международной торговли текстилем и одеждой. Это отражает развивающуюся динамику глобализации, технологический прогресс, потребительские предпочтения и стремление к конкурентным преимуществам на разных этапах производства, что способствовало специализации, интеграции глобальных производственных сетей и технологических достижений.

Библиографический список

1. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Трансформация направлений развития глобализации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - №9. - С. 7-26.

2. Долженко И.Б. Цифровой маркетинг транснациональных корпораций индустрии моды // Журнал прикладных исследований. - 2021. - № 2-4. - С. 27-33.

3. Долженко И.Б. Управление продвижением товаров транснациональных корпораций быстрой моды // Журнал прикладных исследований. - 2021. - № 5-1. - С. 11-16.

4. Конина Н.Ю. Характерные черты международного менеджмента. В книге: Менеджмент: Теория, практика и международный аспект // Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загре-бельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Под ред. Н.Ю. Кониной. - Москва, 2018. -С. 411-430.

5. Конина Н.Ю. Тенденции развития цифрового маркетинга и его влияние на рыночные позиции компаний потребительского сектора // Экономические науки. - 2023. - № 227. -С. 62-69.

6. Новые тренды в экономической глобализации // Алёшин Д.А., Антюхова Е.А., Булатов А.С., Варнавский В.Г., Габарта А.А., Галищева Н.В., Грязнова В.А., Гулиев И.А., Дрыночкин А.В., Ёрмирзоев М., Иванова Н.А., Калашников Д.Б., Карлусов В.В., Касаткин П.И., Конина Н.Ю., Костюнина Г.М., Кузнецов А.В., Крылов А.В., Максакова М.А., Мамедова Н.М. и др. - Москва, 2023.

7. Савинов Ю.А., Долженко И.Б. Тенденции развития международной торговли текстилем в эпоху POST-COVID // Российский внешнеэкономический вестник. - 2023. - №2. -С. 102-112.

8. Konina N.Yu. Smart digital innovations in the global fashion industryand a climate change action plan // В сборнике: Smart Green Innovations in Industry 4.0 for Climate Change Risk Management. - Cham, 2023. - С. 255-263.

9. Memedovic O. UNIDO 2010. The Impact of Institutions on Structural Change in Manufacturing: The Case of International Trade Regime in Textiles and Clothing, United Nations Industrial Development Organization, Vienna. UNIDO, pp. 18-29.

10. Palpacuer, Florence, Peter Gibbon and Lotte Thomsen (2005). New challenges for developing country suppliers in global garments chains: a comparative European perspective // World Development. - №33:3. - P. 409-430.

11. Masson R., Iosif L., Mackerron G. (2007). Managing complexity in agile global fashion industry supply chains // The International Journal of Logistics Management. - № 18 (2). -P. 238-254. DOI: 10.1108/09574090710816959.

12. UNCTAD (2005). TNCs and the Removal of Textile and Garments Quotas. - Geneva: United Nations Conference on Trade and Development.

CHANGES IN THE INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR IN THE FASHION

INDUSTRY UNDER THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION AND CHANGES IN

TECHNOLOGY

I.B. Dolzhenko, General Director DELTA CONSULTING LLC (Russia, Moscow)

Abstract. The relevance of the article is related to the role of the fashion industry, including the textile and clothing industry, in the global economy. It was revealed that the international division of labor in the fashion industry has changed significantly under the influence of globalization and changes in technology. Changes in the international specialization of countries over the past 30 years in the field of textiles and clothing have been established. The influence of technological development on the international division of labor in the field of textiles and clothing is revealed. It is found that along with globalization, regionalization has also had a major impact on international trade in textiles and clothing. Changes in the international division of labor have accelerated significantly over the past decade under the influence of digital technology.

Keywords: globalization, global value chain, international division of labor, regionalization, global textile and clothing market, global clothing market, multinational corporations, fashion industry, digital transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.