Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА НА РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕКСТИЛЯ И ОДЕЖДЫ'

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА НА РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕКСТИЛЯ И ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / глобальная цепочка создания стоимости / международное разделение труда / регионализация / мировой рынок текстиля и одежды / мировой рынок одежды / транснациональные корпорации / индустрия моды / цифровая трансформация / текстильная промышленность / швейная промышленность / globalization / global value chain / international division of labor / regionalization / global textile and clothing market / global clothing market / multinational corporations / fashion industry / digital transformation / textile industry / clothing industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.Б. Долженко

Актуальность статьи связана с влиянием глобализации на изменения в международном разделении труда в сфере текстиля и одежды. Выявлено что мировой рынок текстиля и одежды претерпел значительные изменения под влиянием глобализации и либерализации международной торговли. Установлены изменения в международной специализации стран за последние 30 лет в сфере текстиля и одежды. Выявлено влияние небольшой группы транснациональных компаний индустрии моды, которые посредством глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) оказывают серьезное влияние на международную торговлю текстилем одеждой. Установлено, что наряду с глобализацией регионализация также оказывает заметное влияние на международную торговлю текстилем и одеждой. Изменения в международном разделении труда значительно ускорились под воздействием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION AND CHANGES IN THE INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR ON THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL TEXTILE AND CLOTHING MARKET

The relevance of the article is related to the influence of globalization on changes in the international division of labor in the field of textiles and clothing. It was revealed that the world textile and clothing market has undergone significant changes under the influence of globalization and liberalization of international trade. Changes in the international specialization of countries over the past 30 years in the field of textiles and clothing have been established. The influence of a small group of transnational fashion companies has been identified, which, through global value chains (GVCs), have a major impact on the international trade of textile clothing. It has been established that, along with globalization, regionalization also has a significant impact on international trade in textiles and clothing. Changes in the international division of labor have significantly accelerated under the influence of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА НА РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕКСТИЛЯ И ОДЕЖДЫ»

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА НА РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕКСТИЛЯ И

ОДЕЖДЫ

И.Б. Долженко, генеральный директор ООО «ДЕЛЬТА КОНСАЛТИНГ» (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-119-123

Аннотация. Актуальность статьи связана с влиянием глобализации на изменения в международном разделении труда в сфере текстиля и одежды. Выявлено что мировой рынок текстиля и одежды претерпел значительные изменения под влиянием глобализации и либерализации международной торговли. Установлены изменения в международной специализации стран за последние 30 лет в сфере текстиля и одежды. Выявлено влияние небольшой группы транснациональных компаний индустрии моды, которые посредством глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) оказывают серьезное влияние на международную торговлю текстилем одеждой. Установлено, что наряду с глобализацией регионализация также оказывает заметное влияние на международную торговлю текстилем и одеждой. Изменения в международном разделении труда значительно ускорились под воздействием цифровых технологий.

Ключевые слова: глобализация, глобальная цепочка создания стоимости, международное разделение труда, регионализация, мировой рынок текстиля и одежды, мировой рынок одежды, транснациональные корпорации, индустрия моды, цифровая трансформация, текстильная промышленность, швейная промышленность.

Возникновение нового глобализированного мира и развитие средств связи, транспорта и информационных технологий привело к формированию единого мирового рынка модной одежды.

Глобализация оказала глубокое влияние на изменение моделей международного разделения труда и международной торговли текстилем и одеждой. В рамках предыдущего этапа глобализация примерно с конца 80 х годов 20-го века до примерно 2014 г. сложилась нынешняя модель международного разделения труда в сфере производства, международной торговли и потребления текстиля и одежды. В последние годы наступила новый этап глобализации, который характеризуется большей неопределенностью в геополитическом и торговом климате с появлением новых действующих лиц и продолжающимися сдвигами в мировом порядке [6].

Согласно теории сравнительных преимуществ, разработанной Давидом Рикар-до, предполагается , что страны специализируются на производстве товаров и услуг, в которых они имеют сравнительное пре-

имущество, то есть они могут производить более эффективно, чем другие страны. Применительно к текстилю и одежде, согласно этой теории страны с обильными трудовыми ресурсами и более низкими производственными издержками должны специализироваться на текстильном и швейном производстве массовых изделий, а другие страны с передовыми технологиями и дизайнерскими возможностями могут сосредоточиться на производстве высококачественной одежды или тех видах производственно-сбытовых операций по одежде, где они могут реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. В целом на примере стран ЕС и Юго-Восточной Азии можно сказать, что данная теория международной торговли в целом объясняет происходящие процессы в сфере текстиля и одежды, хотя и существует много других факторов и явлений.

Производство и сбыт в текстильной и швейной отраслях осуществляются в рамках сложившихся глобальных цепочек создания стоимости, которые сложны и взаимосвязаны и охватывают ряд стран и ре-

гионов [7]. В швейной промышленности наблюдается поляризация в том, как покупатели взаимодействуют со своими поставщиками, чтобы оптимизировать свою цепочку поставок.

Результаты исследования

Ключевой момент изменения структуры рынка связан с окончанием действия Мультиволоконного Соглашения (МРА), которое было заключено в 1974 году для регулирования мировой торговли в текстильной и швейной промышленности. В соответствии с этим соглашением развитые страны могли вводить квоты на импорт из развивающихся стран. С 1995 по 2005 год действие соглашения было прекращено, и MFA окончательно прекратил свое действие в 2005 году. С 2005 года мировая швейная промышленность вступила в новую эру «постквотирования», и условия доступа на рынок изменились.

По истечении срока действия Соглашения по текстилю и одежде система квот была отменена. Это имело важные последствия для распределения ориентированной на экспорт продукции и по-разному отразилось на большом числе развивающихся стран, ориентированных на экспорт текстиля и одежды.

Глобализация привела к аутсорсингу и переносу трудоемких этапов производства в текстильной и швейной промышленности в страны с более низкой стоимостью рабочей силы [2]. В развитых странах сохранились более прибыльные науко- и капиталоемкие производства, например, технического текстиля, текстильных материалов со сложными свойствами, прочих высокопроизводительных производств, не требующих высокой доли ручного труда, а также наиболее выгодные части операций ГЦСС международных компаний индустрии моды, связанные с созданием коллекций, маркетингом, сбытом и розничной торговлей. Широкое применение ГЦСС позволяет компаниям воспользоваться преимуществами разницы в издержках, специализации навыков и доступа к рынкам путем аутсорсинга различных этапов производства [4]. Технологические достижения, такие как появление новых автоматизированных текстильных линий, цифро-

вая печать, новые поколения автоматизированных прядильных машин и ткацких станков, цифровые технологии в отделочном производстве и системе управления производственными комплексами изменили подходы к производству в текстильной и швейной промышленности [8].

В то время как производство текстильных изделий в структуре обрабатывающей промышленности в Великобритании, США, Японии, Испании и других развитых странах имеет относительную долю от 1,0 до 1,5%, а производство одежды - от 0,6 до 2,0%, в Китае, Индии, В Турции и других развивающихся странах, которые имеют динамично развивающуюся и сильную текстильную промышленность, доля производства текстиля составляет от 6 до 10%, а производство одежды - от 3,5 до 8% [9].

Примером развития индустрии моды в развитых странах является ситуация в США. Занятость в текстильной и швейной отраслях США сократилась на 80% за последние два десятилетия. В настоящее время импорт составляет 90% рынка одежды США в стоимостном выражении [12]. При этом занятость в швейной промышленности США стремительно сокращалась и во многом перемещалась в неофициальный сектор. По состоянию на 2019 год рынок одежды США оценивался примерно в 368 миллиардов долларов США, при этом продажи ведущих розничных продавцов, таких как TJX и Macy's, составили около 20 миллиардов долларов США. Розничная торговля одеждой в основном осуществляется онлайн либо в крупных розничных сетях , принадлежащих крупнейшим ТНК индустрии моды либо ТНК розничной торговли [1].

Торговый дефицит США в этом секторе увеличился с чуть более 2 млрд. долл. в 1974 году, когда MFA (MultiFiber Agreement) была первоначально реализована в попытке ограничить увеличивающийся объем импорта, поступающего на ключевые рынки развитых стран, особенно на рынки США и Западной Европы, до более 75 млрд. долл. в 2019 г.

В 2018 году более 40% текстиля американского производства (NAICS 313 и 314)

было продано за рубеж, по сравнению с 15% в 2000 году [11]. Между тем, с 2009 по 2018 год стоимость экспорта пряжи и тканей из США увеличилась на 31,3% и 43,6% соответственно [11]. С другой стороны, из-за особенностей региональной торговли около 70%. В 2022 г. экспорт текстиля и одежды из США составил $24.866 млрд. долл. [15]. При этом крупнейшими экспортными рынками для текстильной и швейной промышленности США в 2021 г. были Мексика -5,788 млрд. долл., Канада - 4,475 млрд. долл. [16].

Согласно данным о мировых розничных продажах одежды, на Азиатско-Тихоокеанский регион приходилось 32% розничного рынка в 2012 г. (за ним следуют Западная Европа и Северная Америка, на которые приходится 2,5 и 23% соответственно), но на него приходилось лишь 22% импорта [13]. Самыми быстрорастущими розничными рынками с 2005 года были Азиатско-Тихоокеанский и Латиноамериканский регионы (оба имели совокупный годовой темп роста (CAGR) 10%), за ними следуют Восточная Европа (7%), Ближний Восток и Африка (6%) и Австра-лазия (5%) [14].

В Юго-Восточной Азии помимо Китая, другие страны, особенно (например, Бангладеш, Вьетнам, Камбоджа), стали важными производственными центрами благодаря своей конкурентоспособной стоимости рабочей силы и растущей инфраструктуре. Большую роль в развитии производственных возможностей сыграли прямые иностранные инвестиции и деятельность предпринимательских структур [5].

Для крупных стран с формирующимся рынком подъем производства и сопутствующее расширение потребительского рынка в этих странах это привело к большему вниманию к внутренним рынкам, в то время как небольшие страны смогли расширить свой экспорт на региональные или крупные развивающиеся рынки, снизив при этом свою зависимость от рынков ЕС и США. Китай, например, все больше диверсифицировал свои экспортные рынки с выходом на развивающиеся страны,

включая БРИКС и Турцию, и, кроме того, все больше внимания уделял поставкам на внутренний рынок, на который в настоящее время, по оценкам, приходится более половины производства одежды в Китае.

Это подтверждается усилиями производителей одежды в Индии и Турции, а также производителей на Маврикии, Лесото, Свазиленде и Мадагаскаре, которые снабжают растущий рынок Южной Африки [10]. Расширение внутренних рынков в странах с развивающейся экономикой также открывает возможности для местных, региональных и международных розничных торговцев, которые, в свою очередь, открывают новые цепочки создания стоимости, в которые производители одежды могут продавать свою продукцию.

КНР, Вьетнам и Бангладеш занимают ведущие позиции в международной торговле одеждой, специализируясь на крупных заказах, и при этом постепенно поднимаясь вверх в рамках ГЦСС. Индия, Пакистан, Индонезия значительно увеличили экспорт одежды.

К производителям в полной мере, пользующимся возможностями, связанными с торговой политикой и преференциальными торговыми режимами, можно отнести Мексику, Индонезию, Индию, Филиппины, Гондурас и Доминиканскую Республику. Существенный вклад в экономику вносят текстильная и швейная промышленность в Шри-Ланке, Марокко и Колумбии, Доминиканской Республике, Гватемале, на Филиппинах, и Маврикии.

За последние годы Марокко, Маврикий, Тунис, Мадагаскар, Кения нарастили объем экспорта одежды в развитые страны. Однако африканские страны в целом мало выиграли от глобализации индустрии моды, скорее из-за наплыва сверхдешевой одежды сэконд хэнд потеряли очень много в сфере текстильной промышленности.

Заключение

Изменения в международном разделении труда в текстильной и швейной промышленности существенно повлияло на динамику и структуру модели международной торговли текстилем и одеждой. Это отражает развивающуюся динамику глобализации, технологический прогресс,

потребительские предпочтения и стремле- промышленности продолжает развиваться ние к конкурентным преимуществам на и отражает сложное взаимодействие эко-разных этапах производства. способство- номических, социальных, технологических вало специализации, интеграции глобаль- и связанных с политикой влияний, кото-ных производственных сетей и технологи- рые формируют производство, торговлю и ческих достижений. Международное раз- потребление текстиля и одежды в гло-деление труда в текстильной и швейной бальном масштабе.

Библиографический список

1. Долженко И.Б. Преобразование операций транснациональных корпораций индустрии моды под воздействием цифровой революции // Журнал прикладных исследований. -2021. - № 2-4. - С. 89-94.

2. Долженко И.Б. Вопросы развития глобальной индустрии моды в условиях цифровой трансформации // Журнал прикладных исследований. 2021. - № 1-2. - С. 15-20.

3. Конина Н.Ю. Современные транснациональные корпорации. - Москва, 2020.

4. Конина Н.Ю. Основные тренды развития международных компаний в условиях глобальных перемен // Международный бизнес. - 2022. - № 2 (2). - С. 13-20.

5. Конина Н.Ю., Шевелева А.В. Иностранное предпринимательство. - Москва, 2022.

6. Новые тренды в экономической глобализации // Алёшин Д.А., Антюхова Е.А., Булатов А.С., Варнавский В.Г., Габарта А.А., Галищева Н.В., Грязнова В.А., Гулиев И.А., Дрыночкин А.В., Ёрмирзоев М., Иванова Н.А., Калашников Д.Б., Карлусов В.В., Касаткин П.И., Конина Н.Ю., Костюнина Г.М., Кузнецов А.В., Крылов А.В., Максакова М.А., Ма-медова Н.М. и др. - Москва, 2023

7. Савинов Ю.А., Долженко И.Б. Тенденции развития международной торговли текстилем в эпоху POST-COVID // Российский внешнеэкономический вестник. - 2023. - № 2. -С. 102-112.

8. Konina N.Yu. Smart digital innovations in the global fashion industry and a climate change action plan. В сборнике: Smart Green Innovations in Industry 4.0 for Climate Change Risk Management. - Cham, 2023. - С. 255-263.

9. Memedovic O. UNIDO 2010. The Impact of Institutions on Structural Change in Manufacturing: The Case of International Trade Regime in Textiles and Clothing, United Nations Industrial Development Organization, Vienna. UNIDO, Pp. 18-29.

10. Palpacuer, Florence, Peter Gibbon and Lotte Thomsen. New challenges for developing country suppliers in global garments chains: a comparative European perspective // World Development. - 2005. - № 33:3. - P. 409-430.

11. Office of Textiles and Apparel (OTEXA). (2019a). The export market report. https://otexa.trade.gov/msrpoint.htm.Office of Textiles and Apparel (OTEXA). (2019b). Made in USA database. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otexa.trade.gov/growamerica/madeinusa.html.

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/us-textiles-apparel-exports-up-2-52-in-jan-feb-2023--286880-

newsdetails.htm#:~:text=US%20textile%20and%20apparel%20exports%20increased%20by%20 9.77%20per%20cent,%2422%2D25%20billion%20per%20annum.

13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/USA/Year/LTST/TradeFlow/Export/Partn er/by-country/Product/50-63_TextCloth.

14. Runfola, A. and Guercini, S. Fast fashion companies coping with internationalization: driving the change or changing the model? // Journal of Fashion Marketing and Management. -2013. - Vol. 17, №2. - Pp. 190-205.

15. World Trade Organization. (2018). World Trade Statistical Review 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts18_toc_e.htm.

16. Nattrass N., Seekings J. Trajectories of development and the global clothing industry // Competition & Change. - 2018. - № 22 (3). - P. 274-292. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1177/1024529418768608.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION AND CHANGES IN THE INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR ON THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL TEXTILE AND

CLOTHING MARKET

I.B. Dolzhenko, General Director DELTA CONSULTING LLC (Russia, Moscow)

Abstract. The relevance of the article is related to the influence of globalization on changes in the international division of labor in the field of textiles and clothing. It was revealed that the world textile and clothing market has undergone significant changes under the influence of globalization and liberalization of international trade. Changes in the international specialization of countries over the past 30 years in the field of textiles and clothing have been established. The influence of a small group of transnational fashion companies has been identified, which, through global value chains (GVCs), have a major impact on the international trade of textile clothing. It has been established that, along with globalization, regionalization also has a significant impact on international trade in textiles and clothing. Changes in the international division of labor have significantly accelerated under the influence of digital technologies.

Keywords: globalization, global value chain, international division of labor, regionalization, global textile and clothing market, global clothing market, multinational corporations, fashion industry, digital transformation, textile industry, clothing industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.