Научная статья на тему 'Изменения в культуре казачества к началу XXI В. Под влиянием социально-политических событий'

Изменения в культуре казачества к началу XXI В. Под влиянием социально-политических событий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / «РАСКАЗАЧИВАНИЕ» И ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА / CULTURE OF COSSACKS / TRADITIONS / CUSTOMS / GENOCIDE AND REVIVAL OF COSSACKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзюбан Валерий Валерьевич

Культура казачества, формировавшаяся столетия, претерпела серьезные изменения под государственным влиянием в XIX в. и особенно в результате социальных катастроф начала и конца XX в. Однако ее основы сохранились, что требует специального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN CULTURE OF COSSACKS TO THE BEGINNING IN 21ST CENTURY UNDER THE INFLUENCE OF SOCIO-POLITICAL EVENTS

Culture Cossacks, formed more than 100 years, came through very difficult and long process under the state influence in 19th century, and for full disclosure of the subject should look into the recent past to find out as to exactly how it led to changes in the events of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Изменения в культуре казачества к началу XXI В. Под влиянием социально-политических событий»

УДК 008

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА К НАЧАЛУ XXI в. ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

© Валерий Валерьевич ДЗЮБАН

Брянский государственный технический университет, г. Брянск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и социологии, e-mail: bryanskstudzuban@mail.ru

Культура казачества, формировавшаяся столетия, претерпела серьезные изменения под государственным влиянием в XIX в. и особенно в результате социальных катастроф начала и конца XX в. Однако ее основы сохранились, что требует специального изучения.

Ключевые слова: культура казачества; традиции; обычаи; «расказачивание» и возрождение казачества.

В историографии изучаемой проблемы, как правило, внимание исследователей обращается на внешние изменения в культуре казачества. Действительно, еще с восемнадцатого века государство усиленно ставило под свой контроль казачество не только с чисто военной точки зрения, но вмешивалось и в некоторые стороны его культуры, особенно военной ее стороны. Этот процесс усилился к концу XIX в.

Это коснулось, прежде всего, казачьей военной формы. Так, во времена Александра III военная форма казаков приобрела привычный ныне облик: короткие сапоги, шаровары с лампасами (у донцов и сибирцев -алые, у оренбуржцев - синие, у уральцев и семиреченцев - малиновые, у астраханцев,

забайкальцев, амурцев, уссурийцев - желтые). Чекмень, белые рубахи с погонами распространили на всю армию и на казаков из Туркестанского корпуса. Головной убор -фуражки или папахи. Кавказским войскам была сохранена их традиционная форма: черкеска и кубанка.

В это время окончательно оформилась и система казачьих чинов. В 1884 г. царь упорядочил казачью иерархию. Чины рядовых казаков остались прежние: казак и приказной. В унтер-офицерских чинах к званиям младшего и старшего урядника добавились еще два - вахмистр (соответствовал фельдфебелю) и подхорунжий (соответствовал подпрапорщику). Самым младшим офицерским чином был прапорщик. Среди других

офицерских чинов царь, желая сохранить казачью специфику, упразднил не звание войскового старшины, которое соответствовало майору, а звание подполковника. И войсковой старшина стал соответствовать подполковнику. Добавился и чин подъесаула, соответствующий штабс-капитану. И в целом офицерские чины стали выглядеть так: обер-офицеры - хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, штаб-офицеры - войсковой старшина, полковник.

Изменилось военное положение казака, что наложило свой отпечаток на его культуру и быт. Теперь казаки служили 4 года. Когда-то они служили по 30 лет, уходя в дальние края с периодическими возвращениями на год-другой. Жалованье платилось лишь на действительной службе и должностным лицам, а расходы казаков были значительными. Снаряжение казака обходилось ему в 200 руб. Плюс лошадь 35-55 руб. [1, с. 107]. А если семье казака нужно было снарядить на службу нескольких сыновей? Появилась возможность и возникла острая необходимость заняться своим хозяйством. Казак стал превращаться в труженика, прежде всего в сельскохозяйственного работника, что в определенной степени противоречило традициям прошлого. На Тереке еще в середине XIX в. казаки говорили: «Не мужики мы сиволапые, чтобы в земле ковыряться». А уже через несколько десятилетий казаки сами обеспечивали себя хлебом. В Оренбуржье когда-то казаков заставляли заниматься хлебопашеством, а к концу XIX в. этот край стал богатейшей житницей, отсюда хлеб шел в Поволжье на оптовые ярмарки.

Трудовое начало у казаков органично совместилось с воинским делом. Однако теперь казаком надо было себя сохранить, что закрепилось в появившейся в это время казацкой истине: «Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть». Родиться - потому что закончилась эпоха пограничных войн, когда казачеству требовалась подпитка извне, и приписные «оказачи-вались» в ходе боевых действий. Завершилось освоение кавказских, сибирских, семи-реченских, дальневосточных территорий. Земельные угодья в казачьих территориях -«войсках» стали фиксированными. И только тот, кто родился в казачьей семье, получал казачий пай, который был намного больше

иногороднего человека. Впрочем, приток извне все равно был. Например, в казачье сословие переходили иногородние женщины, вышедшие замуж за казаков. Принимали и лиц, «могущих принести пользу казачьему обществу» - но только в качестве исключения, в индивидуальном порядке.

Более оседлое проживание казачества укрепило их семейные традиции. Казачьи семьи были большими, имели в среднем 7-8 детей. Рождение сына праздновалось как рождение воина. Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком. Но дальше родившемуся предстояло «стать» казаком. В разных казачьих регионах были свои традиционные этапы, когда сына учили стрелять, фехтовать, джигитовать. Дарили ему жеребенка, чтобы он сам вырастил его. Нередко он с этим конем шел на службу. Исследователи отмечали отношение казаков к своим детям как весьма «гуманное» - по сравнению с крестьянскими, мещанскими, даже дворянскими семьями, где лучшим методом воспитания считалась порка. Казаки детей наказывали крайне редко, что вырабатывало у них чувство собственного достоинства. Лихость и удаль были главным критериями в играх казачат. Они стремились отличиться в станичных состязаниях, скачках, кулачных боях, плясках. Поощрялась самостоятельность. Казачата без взрослых пасли лошадей и скот. Подростки организовывали ватаги для рыбалки и охоты, сами запасали для этого все необходимое, уходили в степь, в горы, тайгу. Таким образом, закреплялось чувство казачьего братства со сверстниками, с которыми через несколько лет они пойдут в полк на службу [2].

Рождение девочки не было таким торжеством, как рождение сына. Но и девочка училась «стать» настоящей казачкой. У нее тоже вырабатывалось особое достоинство, гордость, хозяйственность. Она проходила своеобразные обряды посвящения. Например, на Тереке родители ставили ее в 12 лет на лавку, и она спрыгивала во «взрослую» одежду: юбку, сарафан или круг, сделанный из пояса.

С малолетства дети получали трудовые навыки. Для разных возрастов существовала своя специализация, в каких работах участвуют дети 6-8 лет, в каких - 10-12 летние. Девочки учились стряпать, печь хлеб, шить, стирать, нянчить младших братьев и сестер.

После того, как дети выросли и «стали» казаком или казачкой, требовалось ими «быть», т. е. жить по казачьим принципам, не изменяя им. Для мужчины «быть» начиналось в 17 лет. Когда он прибывал на смотр для определения годности к службе, получал свой пай. Для женщины - с выхода замуж. Возможность «быть» казаком определялась не только им самим, но и его семьей. Как будет служить казак, зависело и от того, как казачка «мужнину честь блюдет» и хозяйство ведет. Не зря же говорилось, «хорошей хозяйкой дом держится». «Быть» казаками означало еще и родить новых казачат, помочь им стать казаками, т. е. воспитать, поставить на ноги. Для этого казак с казачкой должны были со своих разбросанных земельных наделов «поставить на ноги» 3-4 воинов.

Совершенно особым было и отношение к старикам, которые жили в этих больших семьях. У крестьян причисление к старикам часто было обидным, т. к. означало быть «нахлебником». У казаков стариком считаться было почетно как носителю казачьей традиции. Неуважение к нему являлось страшным прегрешением. При старших считалось неприличным сидеть (если они не позволят), курить, появляться не вполне одетыми. Исследователи часто приводят подобные бытовые зарисовки: промчится молодой казак, не поздоровавшись, старик его остановит: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». Молодой обязательно доложит. И внушение получит. А старик придет, побеседует о жизни, не вспоминая проступка. Но провинившийся будет жаться в сторонке и от стыда сгорать. И молодой офицер дома, в станице, первым здоровался со стариком-рядовым. А если, допустим, станичный атаман получил от императора полковничьи или генеральские погоны, то старики, урядники или рядовые, запросто могли с него погоны сорвать, сочтя, что он сделал нечто недостойное. И наказания не понесут, потому что сам атаман об этом ни за что наверх не доложит, постарается миром замять.

Специфическим было и отношение к казачьей форме. С ней сроднились, полюбили ее, и постепенно она стала традиционной одеждой казаков. Появиться в станице в «сиповках» - гражданских сюртуках, выглядеть

«пиджачниками» было позором, на смех поднимут! Каждый предмет формы, казачьего снаряжения имел свой смысл. Фуражка считалась знаком полноправия казака. Нестроевые казаки носили ее без кокарды. А в доме вдовы фуражка висела под иконой, означая, что семья находится под защитой бога и общины. Нагайка выполняла не только прямое назначение, подстегивать коня, но считалась как бы «мини-перначом», знаком хозяйской власти. В некоторых станицах ее носили только женатые казаки. Свой смысл имели и серьги. Серьга в правом ухе казака значила, что он единственный сын у матери, серьги в обоих ушах - единственный ребенок в семье. И командир видел, кого надо в бою поберечь.

Одежда казачек также изменилась и стала отличаться от одежды прошлых веков, стала подвергаться воздействию моды. Любили платки, шали. Носили кофты с юбкой, с оборками и кружевами, их называли «мата-ня». Праздничная кофта в талию называлась «баска», нарядные платья - «принцесса» (со множеством оборок), «распашон» (с пелериной). Обувались «на выход» в нарядные кожаные «гусарики» на пуговицах, гетры со шнуровкой. Свадебным платьем на Дону нередко был старинный кубелек. На Тереке свадебный наряд был не белого, а красного цвета.

Особенным почетом не только у казака, но и у всей его семьи пользовалась шашка. Это был символ воинской чести. В доме она висела на видном месте. Казак старался обзавестись шашкой самого лучшего качества. Особенно ценились шашки кавказского производства - «гурда», «волчок». Но превзошли их шашки Златоустовского завода, изготовленные из «русского булата», изобретенного Павлом Амосовым. Очень хорошими считались и «таннеровки». Шашки передавались по наследству, были дедовскими. Не отцовскими, а именно дедовскими - когда сын подрастал, отец еще находился в запасе, должен был иметь все снаряжение. А дед выходил в отставку. Шашка вручалась казаку в 17 лет. А в 21 год, отправляясь в полк, он получал темляк к шашке, погоны и кокарду. Если казак умирал, не имея наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб. А за серьезный проступок человек по решению круга мог быть лишен права ношения шашки

на какой-то срок. Это было одним из самых серьезных наказаний, последним предупреждением перед изгнанием из станичной общины.

На культуру сильное влияние оказывала религия. Подавляющая часть казачества была православной веры, хотя были полки и иных конфессий. Каждый казак был обязан ходить в церковь и знать молитвы.

Казачество было своеобразным социальным сообществом, которое резко отличалось от крестьянского социального слоя, проживающего в этих же казачьих местностях. На Кубани «средним» казачьим хозяйством считалось хозяйство, имеющее 14-30 коров, 5-113 лошадей, 41-190 овец, 4-8 свиней [1, с. 105]. В Забайкалье хозяйство, имеющее 15 голов крупного скота и 30 овец, относилось к бедным. Богатые же атаманы, как крупные феодалы, владели тысячными стадами и десятитысячными отарами [1, с. 166]. Но социальное расслоение происходило и в казачестве.

События XX в. принесли резкие изменений в жизнь казачества, а значит, и в его культуру. Казаки использовались правительством империи для подавления социальных выступлений городского и сельского населения, особенно центральной России. В результате этого к казакам возникла социальная неприязнь значительной части населения, что отразилось на социально-психологическом состоянии самого казачества, особенно фронтового.

Отмена Временным правительством социальных сословий фактически приравняло казаков как граждан ко всем остальным гражданам России и они лишились своих льгот, их своеобразная культура как бы потеряла социальную опору.

Во время Гражданской войны противоборствующие стороны пытались использовать казачество в своих целях. Казачье руководство пыталось организовать самостоятельные государственные казачьи образования и вывести казачьи территории из состава Советской России. В результате оно оказалось под ударами как частей «белой», так и частей «красной» армий. Верхушка казачества и часть рядовых казаков эмигрировала за пределы России. Часть осталась на родине. Те и другие сохранили свои традиции.

Советское руководство приняло решение, учитывая опыт Гражданской войны, «признать единственно правильным самую беспощадную войну со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления [4, с. 6-7].

После окончания Гражданской войны курс государства на стирание социальных различий в обществе, на уравнивание в экономических и социальных правах всех граждан государства отразился и на культуре казачества. Оно перестало быть социально и экономически привилегированным слоем, хотя в армии сохранялась казачья конница как кадровые подразделения. До 1925 г. в Красной Армии были даже части, имевшие названия «казачьих». Но в 1925 г. прошли реформы, отменившие всеобщую воинскую повинность (и ее не было до 1939 г.). А армия состояла из немногих кадровых частей и территориальных, где местные жители обучались на военных сборах. Кадровых казачьих полков не стало, а территориальные части в казачьих регионах не создавались. 23 апреля 1936 г. приказом наркома К.Е. Ворошилова ряд кавалерийских дивизий стали казачьими.

Казачество возрождалось вместе с укрепление государственности. Большой вклад в укрепление роли казачества внес М.А. Шолохов. Его роман «Тихий Дон», изданный журналом «Октябрь» благодаря настойчивости главного редактора Серафимовича в 1928 г., вызвал бурю среди казаков, которые, читая роман, плакали. Началось укрепление казачьей культуры в казачьих регионах.

После Великой Отечественной войны, в которой отличились и казаки, казачество и его культура стали котироваться очень высоко. Их культура стала пропагандироваться посредством кино, литературы, музыки и в целом всего искусства. Ансамбли песни и танца, существовавшие в казачьих регионах, стали очень популярными.

Казаки знали, помнили и гордились тем, что они казаки. В современной РФ возникли казачьи общественные организации. Они возникали не только в исконных казачьих областях, но и в тех местах, куда судьба забросила казаков.

Нельзя не согласиться с А.П. Федотовым, природным казаком, возглавившим подготовку «Казачьей энциклопедии»: «Развитие есть необратимое, направленное, зако-

номерное изменение. По отношению к казачеству это означает совершенствование его административных, экологических, социальных и экономических структур в сторону, естественно, высоких форм: оно оправляется от нынешнего состояния, учитывает исторический опыт, национальные традиции и не знает движения назад» [4, с. 189].

Казак сейчас - это, таким образом, не сословие, а состояние души, т. е. в его мироощущении кроются истоки его культуры. Главными качествами выступают любовь и уважение к своему прошлому и предкам, надежда на возрождение сильного Отечества. Казачьи организации способствуют становлению в среде молодежи и среди взрослых идей патриотизма и национальной культуры.

Они воспитывают и развивают своих участников как полноценных граждан России.

1. Малукало А.Н. Кубанское казачье войско в 1860-1914 гг.: организация, система управления и функционирования, социально-экономический статус. Краснодар, 2003.

2. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. Ростов н/Д, 2001.

3. Шамбаров В.Е. Казачество: история вольной Руси. М., 2007.

4. Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

5. Козлов А.И. Возрождение казачества: (история и современность, эволюция, политика, теория). Ростов н/Д, 1996.

Поступила в редакцию 14.06.2012 г.

UDC 008

CHANGES IN CULTURE OF COSSACKS TO THE BEGINNING IN 21st CENTURY UNDER THE INFLUENCE OF SOCIO-POLITICAL EVENTS

Valeriy Valeryevich DZYUBAN, Bryansk State Technical University, Bryansk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy, History and Sociology Department, e-mail: bryanskstudzuban@mail.ru

Culture Cossacks, formed more than 100 years, came through very difficult and long process under the state influence in 19th century, and for full disclosure of the subject should look into the recent past to find out as to exactly how it led to changes in the events of the 20th century.

Key words: culture of Cossacks; traditions; customs; genocide and revival of Cossacks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.