Научная статья на тему 'Православие и культура донских казаков'

Православие и культура донских казаков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2035
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / DON COSSACKS / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / КАЗАЧЬЯ КУЛЬТУРА / THE COSSACKS CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калюжная Елена Павловна

В статье рассматривается вопрос православной веры в культуре донских казаков. Автор анализирует обычаи, традиции, сквозь которые явно прослеживается отношение казачества к православию, которое пронизывает жизнь донского казака от рождения до смерти и воссоздает казачью культуру как феномен русской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodoxy and Сulture of Don Cossacks

The article considers the problem of the Orthodox faith in the culture of Don Cossacks. The author analyzes customs and traditions through which the attitude of the Cossacks to Orthodoxy is observed. Orthodoxy fills the life of a Don Cossack from birth till death. Orthodoxy it is the basis of the Cossacks culture which is the phenomenon of Russian life.

Текст научной работы на тему «Православие и культура донских казаков»

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ_

ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Е. П. Калюжная

Аннотация. В статье рассматривается вопрос православной веры в культуре донских казаков. Автор анализирует обычаи, традиции, сквозь которые явно прослеживается отношение казачества к православию, которое пронизывает жизнь донского казака от рождения до смерти и воссоздает казачью культуру как феномен русской жизни.

Ключевые слова: донское казачество, православие, казачья культура.

Summary. The article considers the problem of the Orthodox faith in the culture of Don Cossacks. The author analyzes customs and traditions through which the attitude of the Cossacks to Orthocbxy is observed. Orthocbxy fills the life of a Don Cossack from birth till death. Orthodoxy it is the basis of the Cossacks culture which is the phenomenon of Russian life.

Keywords: the Don Cossacks, Orthodoxy, the Cossacks culture.

352

Казачество - яркое явление русской жизни. Его уникальность состоит в том, что среди враждебного окружения оно смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину со своими нравами, обычаями и главной идеей - постоять за свои родные земли и православную веру.

Значение православия в жизни и становлении донского казачества трудно переоценить, но этот вопрос в научной литературе недостаточно освящен. Интерес к данной тематике у многих исследователей носит лишь сопутствующий характер, а серьезного исследования, детально раскрывающего все аспекты православия в жизни донского казачества, к сожалению, нет. Среди исследователей этой теме уделяли внимание А. А. Гордеев, П. Н. Краснов, Н. Нестеров, С. Ф. Номикосов, Е. П. Савельев, В. Д. Сухоруков.

После 1917 г., в годы революции и Гражданской войны, казачество по Постановлению «О расказачивании» от 24 января 1919 г., принятому Оргбюро ЦК РКП(б), предлагалось истребить как военное сословие, а с ним и православную веру. Утрата веры обернулась трагедией. Лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. можно говорить о возрождении казачества, но о сохранении верности исконным православным традициям говорить пока не приходится. Новое воцерковление казачества - трудный и долгий процесс, который потребует несколько десятков лет. Вероятно, окончательное возрождение казачества состоится только тогда, когда наряду с государственной дисциплиной и традиционным укладом они вновь обретут подлинно духовную основу своей жизни, ощутят себя православными людьми.

ф

Исторические науки

В Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренном Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 11 февраля 2010 г., впервые учтена роль православия в жизни казачьих обществ, что свидетельствует как о новом уровне сотрудничества российского казачества и Русской Православной Церкви, так и о признании российским государствам глубокой взаимосвязи казачества и религиозной традиции. Таким образом, только опираясь на унаследованный опыт, можно восстановить то великое значение православной веры в жизни казаков.

Российский политический деятель Н. И. Астров считает: «Судьба казачества - это судьба русского народа. И чем теснее будет между ними взаимодействие, чем крепче органическая и духовная связь, тем скорее эта судьба изменится и прояснится» [1, с. 33]. Другой глубокий знаток и исследователь казачьего быта С. Ф. Номикосов подчеркивает, что «все казаки плоть от плоти и кость от кости великого народа русского».

Организация казачества начинается в России в XVI в. при Иване Грозном, и с того времени фундаментом всей казачьей жизни является православие. С Церковью были связаны все основные события в жизни казака: рождение, крещение, венчание, погребение. Весь хозяйственный год был связан с церковным: после Троицы - косить сено, после Рождества Богородицы - убирать виноград. Были и чисто донские казачьи традиции и почитаемые на Дону святыни, в частности чудотворная икона Аксайской Божьей Матери, избавившая Дон от холеры. Большое число

станичников ежегодно стекалось к Семибратней могиле.

Были на Дону и свои специфические обычаи. Например, церковный обряд проводов на службу и благодарственный молебен по возвращении с нее. Перед уходом сына на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Помни Бога вначале и не забывай Его заповеди! Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников. Послужи батюшке-царю, как деды и отцы наши служили». Перед самым отправлением в поход весь народ стекался к часовне, где вместе с походным атаманом служили обедню, моля святого Николая Чудотворца о помощи и покровительстве [2, с. 22].

Встреча казака со службы тоже была радостным событием. Собирались не только родные, но и все население станицы. Казаки торжественно въезжали в станицу с образом Спасителя. Старший урядник рапортовал станичному атаману о благополучном возвращении со службы, затем все отправлялись в храм. Возвратившиеся со службы казаки справляли на свои средства знамя из цветной материи с изображением святого и жертвовали станице на память о своей службе. Все успехи и удачи в воинских делах казаки приписывали милости Божией.

Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности казачество казалось просто невозможным.

Вера играла важнейшую роль и в обыкновенном праве. Так, снятие со стены иконы и целование ее считалось доказательством невиновности. Во многих случаях вор не решался на такую клятву. Христианская вера

353

4 / 2011

Преподаватель XXI

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

стала основой глубокого традиционализма казачьей общины, суть которого понималась как служба Богу, Царю и Отечеству.

Церковь для донских казаков -самое главное достояние станицы, строили ее обычно всем обществом. Предметом постоянной заботы было убранство храма и прежде всего -иконостас. Иконы имели серебряные ризы, украшались драгоценными камнями. Часто иконы Божией Матери украшались жемчугом: это казачьи вдовы, словно слезы свои, клали по жемчужине на икону Богородице в вечное поминовение своих мужей [там же, с. 126].

Церковь была духовным центром станицы. В ней хранились казачьи реликвии, знамена, станичный архив. Многие храмы имели колокольни. Звон колоколов всегда звучал при отпевании и венчании, при крещении или поминовении усопших. Главное же предназначение колокола - созывать прихожан на богослужение. Иногда колокола звонили в непогоду, чтобы путники не заблудились, иногда 354 отбивали время [3, с. 124].

Широкое распространение имел обычай паломничества по обещанию. Во многих случаях его совершали те, кто спасся из плена, или те, кто остался жив после трудного похода. Давшие обет именовали себя «оброчниками», сводящими с души оброк [4, с. 371].

Существовали праздники, считавшиеся своими, казачьими - Покров Пресвятой Богородицы, день Казанской Божией Матери - защитницы России (в память освобождения Москвы от поляков), праздновался и День казачки (он приходился на Введение Богородицы во храм). Покров особенно чтился на Дону как память о

чудесном конце «Азовского сидения» (праздновался 14 октября), что совпадало с концом полевых работ. Свободные казаки и казачки собирались в храмы на всенародные моления. Служились молебны Богородице на открытом воздухе. Стоя на коленях, весь народ, объединенный общей молитвой, пел: «Под Твою милость прибегаем!» [5, с. 224].

Были особые дни поминовения предков. В субботу, предшествующую дню Покрова, на Дону служилась Войсковая панихида, которая сопровождалась выступлениями певческих хоров, воинскими состязаниями, трапезой.

О благочестии донских казаков говорит основание ими монастырей на войсковых землях: мужских -Черниев, Кременской и женских -Старочеркасский, Ефремовский, Бек-реневский и Усть-Медведицкий. У донских монастырей были свои особенности. В первую очередь, это «дома для увечных», «сиротские дома» и только во вторую - религиозные общины. При этом почти все монахи были казаками. В женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. И еще одна деталь - в отличие от Центральной России, казачьи монастыри никогда не пользовались трудом крепостных [6, с. 131].

Казачье православие по-прежнему сохраняло некоторую специфику, соединяя христианство и воинские традиции. Основой для такого сочетания служили слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15, 13). Поэтому в хате на одной стене висели иконы и оружие [7, с. 429].

Исторические науки

В казачьей среде существовали разные течения Православия, ереси, секты и даже иноверцы, но казаки-христиане всегда умели с ними ладить, воспринимая их как своих собратьев. Казаки одного исповедания старались жить и держаться вместе. Они считали, что не дело воина обсуждать то, что решено Свыше. При этом казаки всегда уважали чужие традиции.

Православные казаки всегда отличались особенной преданностью своей вере, ибо она скрепляла казачество, пронизывала все сферы жизни казака и его общины. Православие привлекло казачество духовно-нравственным потенциалом, высотой этических заповедей, человеколюбием, милосердием, состраданием, долготерпением и подвижничеством, благодаря чему сохранялись и приумножались традиции благочестия и формировался тот самобытный образ жизни казачества.

Воспитание детей у казаков - особый вопрос. В основе нравственного воспитания стояла православная вера. Таинству крещения казаки придавали особое значение, так как считалось, что умершие не крещенными не явятся на Страшный суд. Перед тем как нести ребенка в церковь, его укладывали в красный угол и молились [8, с. 29].

С раннего возраста мальчиков готовили к защите Отечества, а девочек к тому, чтобы быть их преданными спутницами и хранительницами семейного очага. В сорокадневном возрасте, после обряда крещения, казачонку прицепляли сбоку саблю. После такого ритуала отец возвращал ребенка матери со словами: «Вот тебе казак, береги, но не балуй!» Уже в три года мальчиков посвящали в казаки. На це-

ремонию собирались все родственники, в их присутствии отец выстригал сыну волосы, давал в руки шашку и сажал на коня. С этих пор казачонок учился верховой езде [9, с. 63].

Следующий этап жизни начинался в семь лет, когда по православным законам человек уже начинал нести ответственность перед миром. С этого времени ребенок начинал сам отвечать за свои поступки на исповеди и опекался уже отцом, дедом, старшими братьями и переселялся жить на мужскую половину хаты. Придание семилетнему ребенку статуса мужчины осуществлялось и в казачьей общине. В период святок казачата участвовали в кулачных боях. Они начинали бой, а затем уходили в сторону и эстафету принимали старшие по возрасту. Кулачные бои и другие традиции приобщения к воинской науке формировали ментальные установки воина и защитника.

Совершенно особым было отношение к старикам. Пятая евангельская заповедь о почитании своих родителей включает в себя и уважительное отношение к людям, тесно разделяющим с человеком жизнь домашнюю и общественную [10, с. 275]. У казаков старик - это носитель традиций, памяти. Неуважение к нему являлось прегрешением. Таким образом, задачи нравственного воспитания были направлены на то, чтобы вырастить молодое поколение преданным православным идеалам и традициям.

Духовная культура донского казачества - это культура, структура которой определяется бытом, традициями и обычаями в духе православной веры. Слава Тихого Дона, глубокая вера в Господа Бога и Его милосердие, беспредельная преданность Государю, любовь

355

4 / 2011

Преподаватель XXI

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

к России - вот сущность казака [8, с. 20]. Православие определяло и освящало весь земной жизненный путь дончака, его мировоззрение. И сегодня эти ценности помогают сохранить и возродить донскую культуру в целом.

Праведный образ жизни, трепетное отношение к православным святыням, сопричастность к общецерковному бытию, деятельное участие в жизни родного прихода, соблюдение православных канонов и обрядов, следование церковному вероучению - вот те составляющие нравственно-этический облик казака, которые формировали его православный дух.

Казачество всегда было сильно Православной верой, поэтому во-церковление и является главным условием подлинного возрождения казачества. Именно осознание своего духовного назначения позволит казачеству совмещать традиции с высочайшей воинской дисциплиной и организованностью.

356 ,

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества.

- Ростов н/Д.: Книжное изд-во, 1992. -383 с.

2. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков ХУП-ХХ вв.

- Ростов н/Д.: Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2006.

- 256 с.

3. Шумов В. В. История казачества (справочник казака). - Ростов н/Д.: ООО «КСС», 2004. - 176 с.

4. Донские казаки в прошлом и настоящем / Под общ. ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ: «Гинго», 1998. -504 с.

5. Хохульников К. Н. Степные рыцари России!.. // Казачье зарубежье. - Ростов н/Д.: Информационно-издательский центр «Дончак», 2005. - 384 с.

6. Шумов В. В. История казачества в вопросах и ответах. - Ростов н/Д.: Ростиздат, 2003. - 185 с.

7. Шамбаров В. Е. Казачество: спасители России. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. -688 с.

8. Бершанская А. А. Субкультура донского казачества: история и современность: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2004. - 52 с.

9. Сараева Г. Н. Духовно-нравственные традиции быта казачества // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2008. - № 1 (38). - С. 61-64.

10. Нравственное богословие для мирян. Издание Свято-Успенского Псково-Печер-ского монастыря, 1994. - 836 с. ■

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.