Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)'

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
986
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ / ФУНКЦИИ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурина О.А.

В статье рассмотрены особенности деятельности прокуратуры в период Великой Отечественной войны, а также изменения, которые произошли структуре и функциях органов прокуратуры в период 1941-1945 гг. Выявлены особенности нововведений, произошедших в обозначенный период, а также отмечены их положительные и отрицательные черты, оценена степень влияния хода войны на осуществление возложенных полномочий органами прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)»

УДК 340

О.А Гурина

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

В статье рассмотрены особенности деятельности прокуратуры в период Великой Отечественной войны, а также изменения, которые произошли структуре и функциях органов прокуратуры в период 19411945 гг. Выявлены особенности нововведений, произошедших в обозначенный период, а также отмечены их положительные и отрицательные черты, оценена степень влияния хода войны на осуществление возложенных полномочий органами прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура, советское государство, Великая Отечественная война, реформирование, полномочия, функции, структура.

В настоящее время повышенный интерес представляет изучение отечественной истории государства и права, выявление механизмов развития отдельных правовых институтов и особенностей их становления. Представляется, что изучение указанных закономерностей объясняется тем, что, учитывая историческое развитие страны можно оценить целый ряд положительных и отрицательных моментов прошлого, определить роль и место текущих событий, а также спрогнозировать будущее.

В современном обществе органы прокуратуры участвуют в поддержании надлежащего уровня законности и правопорядка. Как справедливо отмечает С.В. Пономаренко: «Российская прокуратура как важный институт государственного строительства прошла несколько непростых исторических этапов развития своей деятельности. Результаты каждого отдельного этапа организации, становления, исторического развития, совершенствования и реорганизации отечественной прокуратуры представляют большую научную значимость». [1]

Итак, наиболее трудным этапом, справедливо можно считать период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее - ВОВ), связано это с тяжелыми условиями во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Именно по этой причине, необходимо рассмотреть отдельные аспекты данного вопроса. Прежде всего, следует остановиться на начальном этапе становления органов прокуратуры. Впервые идеи о создании органов прокуратуры, а также отдельные действия, направленные на создание данного института в обществе и государстве, связаны с именем Петра I, определенные реформы происходили вплоть до 1900 года. Следующий этап, коренные изменения связаны с Октябрьской революцией 1917 г.

Отказ от органов прокуратуры, а также преобладание идей о недопустимости их создания, присутствовало вплоть до 1922 г. Но, потребности правоприменительной практики, диктовали необходимость создания такого органа, который мог бы осуществлять контрольные и надзорные функции. В период отсутствия органов прокуратуры, отдельными полномочиями обладал ВЦИК и СНК, местные советы и исполкомы и др.

Как отмечает Р.Ф. Вагапов: «К концу февраля 1922 года Наркомат юстиции РСФСР завершил работу над Декретом о создании прокуратуры. 2 марта 1922 года проект был опубликован в «Еженедельнике советской юстиции». Прокуратура признавалась органом, входящим в состав Народного Комиссариата Юстиции на правах Отдела. В качестве Прокурора Республики выступал Народный Комиссар Юстиции. В непосредственном подчинении Прокурора Республики в каждой губернии и области находился прокурор, назначаемый Прокурором Республики как из работников центра, так и из числа кандидатов, выдвигаемых руководящими местными органами» [2]. И уже 28.05.1922 г. было принято Положение о прокурорском надзоре [3].

Исходя из указанного нормативного правового акта, деятельность прокуратуры можно представить следующими характерными чертами:

- органы прокурорского надзора подлежали централизации;

- нижестоящие прокуроры подлежали строгому подчинению вышестоящим;

© Гурина О.А, 2019.

Научный руководитель: Пашин Василий Петрович - доктор исторических наук, профессор, Курский государственный университет, Россия.

- обязательным критерием стала взаимозаменяемость на любой стадии осуществления прокурорского надзора;

- органы прокуратуры были независимы от местной власти;

- прокурорские работники могли рассчитывать на общественную помощь в осуществлении возложенных на них функций и ряде других.

Соответственно, в Положении о прокурорском надзоре был предусмотрен круг полномочий органов прокуратуры в части осуществления надзора. Таким образом, в довоенный период произошло обособление органов прокуратуры и возникновение самостоятельных полномочий и компетенций, при этом реформирование имело централизованный характер, что необходимо оценить, как положительную тенденцию. Нельзя не отметить и тот факт, что окончательно, единство прокуратуры было закреплено в государстве вместе с принятием Конституции СССР 1936 г. [4] Фактически, произошло закрепление конституционного статуса прокуратуры, вопросам ее правового регулирования была посвящена отдельная глава Конституции. Необходимо учитывать, что такой подход сохранен и в действующем законодательстве Российской Федерации.

22 июня 1941 года, без предупреждения, Германия напала на СССР, данный этап стал переломным для государства и народа, начались экстренные изменения в работе различных ведомств и служб, в частности, и органов прокуратуры. Требовалась срочная мобилизация сил, а также осуществление строгого контроля и надзора в различных сферах. От четкого соблюдения законодательства, различных приказов, зависел исход всей войны.

По мнению Р.Ф. Вагапова, среди множества различных задач, стоящих перед органами прокуратуры в период 1941-1945 гг., главные из которых сводились к борьбе «...с посягательствами на военную дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, дезертирами, расхитителями военного имущества, с дезорганизаторами тыла» [5].

Следует отметить, что роль и значение деятельности органов прокуратуры в годы ВОВ отмечается исследователями единодушно. Так, А.А. Широкова констатирует в своем диссертационном исследовании существенное возрастание роли прокуратуры в связи с началом ВОВ, объясняя это тем, что переход на военное положение обусловил формирование таких задач, которые требовали особого надзора и контроля [6].

Сразу после нападения Германии, издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» [7] и уже на основании его, издается Приказ Наркомюста СССР N 102, Прокуратуры СССР N 58 от 24.06.1941 [8]. Именно в нем определяются те важнейшие направления, на основе которых, далее вносятся изменения в структуру органов прокуратуры. Так, происходит создание военных прокуратур фронтов, в свою очередь, в подчинении у них находились военные прокуратуры армий и соединений, прокуратуры войск НКВД. Помимо прочего, на режим военного положения переводились прокуратуры, которые осуществляли контроль и надзор в транспортной сфере (железнодорожный, водный). Следует отметить и то, что с января 1942 г. произошло образование Главной военной железнодорожной прокуратуры.

Нельзя не отметить, что издавались отдельные нормативные правовые акты, регулирующие осуществление общего надзора. А.А. Широкова, исследуя особенности деятельности советской прокуратуры по осуществлению общего надзора в годы ВОВ, отмечает, что: «От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществлявших общий надзор в военное время, многое зависело в укреплении законности в государстве в чрезвычайной ситуации, в обнаружении нарушений закона и установлении их причин и способствовавших этим нарушениям условий. Прокуроры первыми сталкиваются с нарушениями законов, они первые исследуют причины и условия, способствовавшие этим нарушениям. Именно они решали вопрос о возбуждении уголовного преследования против нарушителей законов военного времени и привлечения нарушителей к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности» [9].

Действительно, в условиях военного времени, органы и учреждения прокуратуры, помимо вновь образовавшихся функций и полномочий, по-прежнему должны были осуществлять и те полномочия, которыми были наделены в предвоенные годы. Представляется, что органы прокуратуры в военные годы выполняли колоссальный объем работы и вносили огромный вклад в ход ВОВ, осуществляя возложенные на них функции и реализуя постоянно изменяющиеся требования на практике. Данная задача не может быть обозначена как легкая, так как нормативные правовые акты издавались весьма стремительно, также как и поступали приказы, которые прокуроры были обязаны выполнять.

Хотелось бы отметить также точку зрения В.С. Павлова в части руководства органами прокуратуры в годы ВОВ: «Особо следует отметить деятельность В.М. Бочкова, который возглавил перестройку советской прокуратуры на военный лад, и по инициативе которого для прокурорско-следственных работников впервые были установлены классные чины и введена форменная одежда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г.» [10].

К числу наиболее значимых структурных изменений в органах прокуратуры, целесообразно отнести:

- Во время ВОВ в тылу работали военные прокуратуры округов, которым подчинялись военные прокуратуры гарнизонов.

- В качестве обособленного в своих полномочиях звена органов прокуратуры выступает прокуратура Военно-Морского Флота, ей подчинялись нижестоящие прокуратуры различных военно -морских подразделений.

- Городские и районные прокуратуры, находившееся в прифронтовой полосе, превращались посредством издания соответствующих нормативных правовых актов в военные.

Можно говорить о том, что военная прокуратура в годы ВОВ вела непрерывную борьбу с различными нарушениями, посягательствами на воинскую дисциплину, а также боролась за повышение обороноспособности и боеспособности различных частей, подразделений и др. Нельзя не отметить и тот факт, что кроме осуществления уголовного преследования, на военную прокуратуру возлагались и контрольно-надзорные полномочия в части отслеживания обеспечения фронта необходимыми ресурсами в виде продовольствия, вооружения, боеприпасов и пр.

В качестве особого направления деятельности сотрудников военной прокуратуры выступала и борьба, направленная на процесс выявления и ликвидации врагов. Деятельность военной прокуратуры была на столько расширена, что при возникновении необходимости, военные прокуратуры выполняли и те функции, которые предполагались для выполнения территориальными прокуратурами.

В части деятельности органов прокураты тыла также следует определить ряд специфических особенностей, присущих ей. Так, в роли первостепенной задачи, выступает осуществление надзора за исполнением законодательства, связанного с поставками военной продукции и оказанием помощи фронту. Соответственно, появилась необходимость в осуществлении строгого надзора за деятельностью граждан и различных должностных лиц в части исполнения требований и задач военного времени. Актуальной выступала защита прав и законных интересов военнослужащих, их семей, под строгой защитой была государственная собственность, все преступления строго отслеживались и рассматривались в кратчайшие сроки.

Как правило, режим военного времени диктовал необходимость высокого уровня трудовой дисциплины, очень важно, что ни в какой форме не допускалось хищение различного государственного и общественного имущества. Соответственно, надзор за исполнением указанного осуществляли органы прокуратуры. Особенно строго надзор осуществлялся за нормальным функционированием предприятий, которые осуществляли выпуск военной продукции, от которой на прямую зависела обстановка на фронте. Не допускалось самовольное оставление работы, следили и за уровнем безнадзорности детей.

Нельзя не отметить и то, что к самим работникам прокуратуры предъявлялись высокие требования. Речь идет как о профессионализме и качестве выполняемой работы, так и строгом соблюдении установленных военным временем норм и правил. По этой причине 17.10.1942 г. издается приказ Прокурора СССР № 613 «О порядке наложения дисциплинарных взысканий и мерах поощрения за дисциплинированность и добросовестную работу прокурорско-следственных работников» [11]. В нем определялись особенности и порядок наложения дисциплинарных взысканий, внимание уделялось и вопросам поощрения прокурорских работников.

Подводя итоги данной работы, представляется целесообразным выделить наиболее важные положения в части изменений деятельности советской прокуратуры в период 1941-1945 гг.:

1.Указ о военном положении 1941 г., диктует необходимость как качественных, так и количественных перестроек в органах прокуратуры. По этой причине, произошли ощутимые структурные сдвиги внутри ведомства, что способствовало выполнению тех задач, которые диктовало военное время.

2.В качестве одного из наиболее важных направлений деятельности прокуратуры в годы ВОВ является осуществление общего надзора. Связано это с тем, что в годы ВОВ, в частности, в ее начале, появляется необходимость в исполнении нормативных правовых актов, появившихся в военное время. Далее, стали преобладать те направления деятельности, которые были связаны с обеспечением потребностей фронта, боеспособности армии, необходимого уровня вооружения и пр.

3.В военные годы у органов прокуратуры появилось множество новых функций и полномочий. В частности, весьма расширились полномочия по надзору за дознанием и следствием и др.

4.Вся деятельность органов прокуратуры была построена на основе взаимодействия, взаимодополнения и взаимозаменяемости. Только при реализации подобного подхода было возможно качественное и своевременное осуществление надзора.

Таким образом, изучение исторического становления института прокуратуры способствует осмыслению современных реалий. Становится очевидным, что советская прокуратура в 1941-1945 гг. выполняла практически непосильные для себя задачи, сфера полномочий была значительно расширена. Принимая во

внимание все тягости, которые пришлось испытать советскому народу в годы Великой Отечественной войны, необходимо учитывать данный исторический опыт и более того, уточнить подходы к структурной организации и правовым основам деятельности современной прокуратуры Российской Федерации, дабы предусмотреть возможные варианты деятельности данного государственного органа при наступлении чрезвычайных для страны обстоятельств.

Библиографический список

1.Пономаренко С.В. Основные этапы истории развития российской прокуратуры: исторический аспект: автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 2008. С/ 28.

2.Вагапов Р.Ф. Становление и развитие советской прокуратуры и принципов законности в организации ее деятельности, Вектор науки ТГУ. 2010. № 3 (3). С. 27.

3.Постановление ВЦИК от 28.05.1922 «Положение о прокурорском надзоре» // СУ РСФСР. 1922. N 36. Ст. 424.

4.Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936.

5.Вагапов Р.Ф. Становление и развитие советской прокуратуры и принципов законности в организации ее деятельности, Вектор науки ТГУ. 2010. № 3 (3). С. 27-31.

6.Широкова А.А. Организационно-правовые основы деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: историко-правовое исследование: автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М, 2010. 24 с.

7.Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 (с изм. от 07.07.1943) «О военном положении» // Ведомости ВС СССР. 1941. N 29.

8.Приказ Наркомюста СССР N 102, Прокуратуры СССР N 58 от 24.06.1941 <О порядке направления в военные трибуналы дел о преступлениях, предусмотренных ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 «О военном положении»> // Законодательные и важнейшие административно-правовые акты военного времени. 1941.

9.Широкова А.А. Особенности деятельности советской прокуратуры по осуществлению общего надзора в годы Великой Отечественной войны // Вестник Московского университета МВД России. 2010. С. 169-170.

10.Павлов В.С. Изменения в деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.) // Инновационная наука. 2015. Т. 2. № 6 (6). С. 196-198.

11.Советская прокуратура: Сборник важнейших документов. М., Юрид. лит., 1972. С.400.

ГУРИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Курский государственный университет, Россия.

Информация для авторов

Журнал «Вестник магистратуры» выходит ежемесячно.

К публикации принимаются статьи студентов и магистрантов, которые желают опубликовать результаты своего исследования и представить их своим коллегам.

В редакцию журнала предоставляются в отдельных файлах по электронной почте следующие материалы:

1. Авторский оригинал статьи (на русском языке) в формате Word (версия 1997-2007). Текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, кеглем 14 pt, с полуторным междустрочным интервалом. Отступы в начале абзаца - 0, 7 см, абзацы четко обозначены. Поля (в см): слева и сверху - 2, справа и снизу - 1, 5.

Структура текста:

• Сведения об авторе/авторах: имя, отчество, фамилия.

• Название статьи.

• Аннотация статьи (3-5 строчек).

• Ключевые слова по содержанию статьи (6-8 слов) размещаются после аннотации.

• Основной текст статьи. Страницы не нумеруются! Объем статьи - не ограничивается.

В названии файла необходимо указать фамилию, инициалы автора (первого соавтора). Например, Иванов И. В.статья.

Статья может содержать любое количество иллюстративного материала. Рисунки предоставляются в тексте статьи и обязательно в отдельном файле в формате TIFF/JPG разрешением не менее 300 dpi.

Под каждым рисунком обязательно должно быть название.

Весь иллюстративный материал выполняется оттенками черного и серого цветов. Формулы выполняются во встроенном редакторе формул Microsoft Word.

2. Сведения об авторе (авторах) (заполняются на каждого из авторов и высылаются в одном файле):

• имя, отчество, фамилия (полностью),

• место работы (учебы), занимаемая должность,

• сфера научных интересов,

• адрес (с почтовым индексом), на который можно выслать авторский экземпляр журнала,

• адрес электронной почты,

• контактный телефон,

• название рубрики, в которую необходимо включить публикацию,

• необходимое количество экземпляров журнала.

В названии файла необходимо указать фамилию, инициалы автора (первого соавтора). Например, Иванов И.В. сведения.

Адрес для направления статей и сведений об авторе: magisteriourn@gmail.com

Мы ждем Ваших статей! Удачи!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.