Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИМФОНИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ РСФСР В 1948 Г. В СВЯЗИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) «ОБ ОПЕРЕ “ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА” В. МУРАДЕЛИ»'

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИМФОНИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ РСФСР В 1948 Г. В СВЯЗИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) «ОБ ОПЕРЕ “ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА” В. МУРАДЕЛИ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РСФСР / УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА / ФОРМАЛИЗМ / СИМФОНИЧЕСКИЕ ОРКЕСТРЫ / РЕПЕРТУАР / КОНЦЕРТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андреев М. А.

В статье рассмотрено влияние изданного в феврале 1948 г. постановления Политбюро ЦК ВКП(б) ≪Об опере “Великая дружба” В. Мурадели≫ на деятельность симфонических оркестров РСФСР.Автор статьи отмечает, что историография данной темы в большей степени акцентирует внимание на работе государственных и партийных органов по исполнению и контролю данного постановления, на переработке отдельных музыкальных произведений и на деятельности выдающихся советских композиторов. Вопросы изменений в кадровом составе, репертуаре, в количестве концертов, а также изменений в концертных площадках симфонических оркестров в составе республиканских и областных филармоний РСФСР во второй половине 1948 г. практически не рассматриваются исследователями данной темы.В статье приводятся сведения из отчетных документов, репертуарных планов Московской областной филармонии, Осетинской Государственной филармонии, Кабардинской государственной филармонии, а также Иркутской областной филармонии 1948 г. Автором статьи анализируется не только деятельность симфонических оркестров, но и конкретные шаги приведенных выше областных и республиканских филармоний по осуществлению и контролю за исполнением постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE ACTIVITIES OF SYMPHONY ORCHESTRAS OF THE RSFSR IN 1948 IN CONNECTION WITH THE RESOLUTION OF THE POLITBURO OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU(B) “ON THE OPERA ‘GREAT FRIENDSHIP' BY V. MURADELI”

The article considers an influence of the resolution of the Politburo of the Central Committee of the CPSU(b) issued in February 1948 “On the opera ‘The Great Friendship' by V. Muradeli” on the activities of symphony orchestras of the RSFSR.The author of the article notes that the historiography of the topic focuses more on the state and party authorities work for the execution and control of that resolution, on the processing of individual musical works and on the activities of outstanding Soviet composers. The issues of changes in personnel, repertoire, in the number of concerts, as well as changes in concert venues of symphony orchestras as part of the republican and regional philharmonic societies of the RSFSR in the second half of 1948 are practically not considered by researchers of the topic.The article provides information from the report documents, repertoire plans of the Moscow Regional Philharmonic, the Ossetian State Philharmonic, the Kabardian State Philharmonic, as well as the Irkutsk Regional Philharmonic of 1948. The author of the article analyzes not only the activities of symphony orchestras, but also the specific steps of the regional and republican philharmonic societies to implement and control the execution of the resolution of the Politburo of the Central Committee of the CPSU(b) of February 10, 1948.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИМФОНИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ РСФСР В 1948 Г. В СВЯЗИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) «ОБ ОПЕРЕ “ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА” В. МУРАДЕЛИ»»

УДК 785.031

DOI: 10.28995/2073-6339-2022-2-99-108

Изменения в деятельности симфонических оркестров РСФСР в 1948 г. в связи с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели»

Михаил А. Андреев Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, mixandreev@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрено влияние изданного в феврале 1948 г. постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба"

B. Мурадели» на деятельность симфонических оркестров РСФСР.

Автор статьи отмечает, что историография данной темы в большей степени акцентирует внимание на работе государственных и партийных органов по исполнению и контролю данного постановления, на переработке отдельных музыкальных произведений и на деятельности выдающихся советских композиторов. Вопросы изменений в кадровом составе, репертуаре, в количестве концертов, а также изменений в концертных площадках симфонических оркестров в составе республиканских и областных филармоний РСФСР во второй половине 1948 г. практически не рассматриваются исследователями данной темы.

В статье приводятся сведения из отчетных документов, репертуарных планов Московской областной филармонии, Осетинской Государственной филармонии, Кабардинской государственной филармонии, а также Иркутской областной филармонии 1948 г. Автором статьи анализируется не только деятельность симфонических оркестров, но и конкретные шаги приведенных выше областных и республиканских филармоний по осуществлению и контролю за исполнением постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г.

Ключевые слова: РСФСР, управление, советская музыка, формализм, симфонические оркестры, репертуар, концерты

Для цитирования: Андреев М.А. Изменения в деятельности симфонических оркестров РСФСР в 1948 г. в связи с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2022. № 2.

C. 99-108. БОТ: 10.28995/2073-6339-2022-2-99-108

© Андреев М.А., 2022 ISSN 2073-6339 • Серия «Политология. История. Международные отношения». 2022. № 2

Changes in the activities of symphony orchestras of the RSFSR in 1948 in connection with the resolution of the Politburo

of the Central Committee of the CPSU(b) "On the opera 'Great Friendship' by V. Muradeli"

Mikhail A. Andreev

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, mixandreev@yandex.ru

Abstract. The article considers an influence of the resolution of the Politburo of the Central Committee of the CPSU(b) issued in February 1948 "On the opera 'The Great Friendship' by V. Muradeli" on the activities of symphony orchestras of the RSFSR.

The author of the article notes that the historiography of the topic focuses more on the state and party authorities work for the execution and control of that resolution, on the processing of individual musical works and on the activities of outstanding Soviet composers. The issues of changes in personnel, repertoire, in the number of concerts, as well as changes in concert venues of symphony orchestras as part of the republican and regional philharmonic societies of the RSFSR in the second half of 1948 are practically not considered by researchers of the topic.

The article provides information from the report documents, repertoire plans of the Moscow Regional Philharmonic, the Ossetian State Philharmonic, the Kabardian State Philharmonic, as well as the Irkutsk Regional Philharmonic of 1948. The author of the article analyzes not only the activities of symphony orchestras, but also the specific steps of the regional and republican philharmonic societies to implement and control the execution of the resolution of the Politburo of the Central Committee of the CPSU(b) of February 10, 1948.

Keywords: RSFSR, management, Soviet music, formalism, symphony orchestras, repertoire, concerts

For citation: Andreev, M.A. (2022) "Changes in the activities of symphony orchestras of the RSFSR in 1948 in connection with the resolution of the Politburo of the Central Committee of the CPSU(b) 'On the opera 'Great Friendship' by V. Muradeli' ", RSUH/RGGUBulletin, "PoliticalScience. History. International Relations" Series, no. 2, pp. 99-108, DOI: 10.28995/2073-63392022-2-99-108

Введение

Издание постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» стало одним из важнейших, если не сказать переломным, моментом в истории

советской музыки1. В отечественной историографии, преимущественно в публикациях с 2000-х гг., широко и подробно раскрыты процесс создания и корректуры оперы В. Мурадели, ее критика, работа партийных, государственных органов и общественных организаций в 1948 г. по реализации данного постановления, влияние данного постановления на последующую деятельность, прежде всего выдающихся советских композиторов и музыкальных коллективов [Ганжа 2014; Колокольников 2016; Федотова 2016; Юдин 2019]. Особо здесь следует выделить докторскую диссертацию и монографию профессора кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Е.С. Власовой, посвященные исследованию изменений концепций в советской музыке и направленности ее развития в сталинский период [Власова 2010а; Власова 2010Ь].

Авторы работ акцентируют внимание прежде всего на работе партийных и общественных органов всесоюзного уровня, на личных воспоминаниях, переписке советских композиторов, музыковедов, руководителей советских музыкальных учреждений, участвовавших в реализации постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели». Изменения в работе музыкальных учреждений и музыкальных коллективов РСФСР во второй половине 1948 г. в свете публикации указанного выше постановления Политбюро ЦК ВКП(б) до сих пор не являлись предметом отдельного исследования в отечественной историографии.

В рамках данной статьи автор обратился к исследованию деятельности лишь нескольких симфонических оркестров РСФСР в 1948 г. - Московской областной филармонии, Осетинской Государственной филармонии, Кабардинской государственной филармонии, а также Иркутской областной филармонии. Данный выбор обусловлен, прежде всего, полнотой содержания отчетных документов и репертуарных планов указанных филармоний. В документах подробно представлены изменения, которые происходили в деятельности симфонических оркестров, включенных в состав указанных филармоний, во второй половине 1948 г. Отчетные документы и репертуарные планы остальных филармоний РСФСР за 1948 г. содержат либо общую информацию за весь 1948 г., либо слишком краткие и формальные сведения об изменениях в деятельности симфонических оркестров во второй половине 1948 г., не позволяющие соотнести их с указанным выше постановлением Политбюро ЦК ВКП(б).

1 Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б) -ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике: 1917-1953. М., 1999. С. 630-634.

Изменения в деятельности симфонических оркестров РСФСР

В свете издания постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» руководству Московской областной филармонии спешным образом пришлось изменять репертуарный план второго полугодия 1948 г. В данном репертуарном плане вокальная музыка и вообще музыка, связанная со словом, была обозначена «наиболее доходчивым видом музыкального искусства» [Андреев 2019, с. 30]. Отмечалось ее влияние на народные массы, указывалась необходимость более широкого ее использования.

В результате срочных изменений репертуарный план включал уже не один (как было в первой половине 1948 г.), а два раздела. Первый раздел включал два монументальных концерта - «Евгений Онегин» Чайковского и «Кармен» Бизе (концерт включал в себя монтажи опер со связующим текстом, исполняемым чтецом). Предполагалось их исполнять неоднократно в течение сезона «в крупных городах области, лишенных возможности слушать оперу в живом исполнении».

Второй раздел - собственно симфонический цикл. Данный раздел предполагал исполнение двух небольших циклов произведений -«Народный характер русской симфонической и оперной музыки» и «Западная классическая музыка». Первый цикл включал программу, посвященную советской массовой песне и киномузыке. Второй цикл был посвящен двум монографическим программам величайших западноевропейских композиторов - Моцарта и Бетховена2.

Все программы Симфонического оркестра предполагалось сопроводить вступительным словом и превратить концерты в форму «музыкального лектория», т. е. организовать «подлинно культурную работу» в массах, в городских клубах3.

Кроме того, в отчете Московской областной филармонии отмечалось, что она

...привлекает для пополнения и обновления репертуара существующие художественные произведения классические и советские, которые до сих пор не включались в программы филармонии, а также ставит своей задачей отбирать для исполнителей новые музыкальные и литературные [произведения], которые появятся на свет в период 2 полугодия 1948 года4.

2 РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 9. Д. 215. Л. 125-126.

3 Там же. Л. 125-126, 198.

4 Там же. Л. 124.

Не обошли Симфонический оркестр Московской областной филармонии и существенные кадровые изменения в середине -второй половине 1948 г. Прежде всего произошла смена главного дирижера и художественного руководителя Симфонического оркестра - вместо профессора Л.Ф. Худолея был назначен профессор Московской консерватории Н.П. Аносов, до этого несколько лет подряд выступавший в качестве дирижера с Симфоническим оркестром5. По сути, это означало изменение всей направленности работы музыкального коллектива.

Еще одним важным изменением стало заметное сокращение и обновление состава оркестрантов во второй половине 1948 г. В частности, в отчете Московской областной филармонии отмечается, что в этот период

...в результате открытого конкурса и внутреннего прослушивания оркестр освободился от малоквалифицированных работников и пополнился за счет высококвалифицированных вновь принятых оркестрантов6.

Однако результатом данного конкурса или можно даже сказать своеобразной «чистки» рядов оркестрантов стало сокращение общего состава исполнителей Симфонического оркестра с 83 до 63 человек (т. е. на 20 человек) к концу 1948 г., что, безусловно, не могло не сказаться на качестве исполнения произведений и выборе репертуара7.

В работе Государственного симфонического оркестра СевероОсетинской АССР за 1948 г. также произошли существенные изменения как в общем репертуаре концертов, так и в выборе концертных площадок. В частности, в «Информации о деятельности. за 1948 г.» отмечалось, что

.помимо обычной работы в летнем сезоне [в Парке К. и О. и радио] следует отметить выезды оркестра в полном составе в колхоз «Большевик», где были даны концерты на полевом стане. Концерты прошли с успехом8.

В отчетных документах Осетинской государственной филармонии за 1948 г. большой акцент в работе как симфонического оркестра, так и других музыкальных, вокальных и танцевальных

5 РГАЛИ. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 278. Л. 10

6 ЦГАМО. Ф. 7149. Оп. 1. Д. 42. Д. 231.

7 Там же.

8 РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 9. Д. 227. Л. 2.

коллективов был сделан на подготовке и проведении конференции композиторов Северо-Кавказских республик в период с 23 по 27 ноября 1948 г.

Отмечалось, что после выхода из отпуска в октябре 1948 г. «оркестром и его руководителями была проделана большая работа с композиторами Северной Осетии и Дагестана по корректированию, редактированию и отбору произведений для конференции»9, закончившей свою работу 27 ноября. Сама же конференция из музыкального конкурса фактически превратилась в политическую трибуну для выступлений партийно-советского актива Республики с подробным разбором постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» и осуждением произведений выдающихся советских композиторов -представителей «формалистически враждебного лагеря»10.

В дополнение к вышесказанному следует отметить и больший акцент в репертуаре Государственного симфонического оркестра Северо-Осетинской АССР в 1948 г. на так называемых облегченных классических произведениях небольшого объема, чаще всего сопровождаемых вступительным словом. В качестве примера можно привести программу концерта 4 июля (по заявкам студентов в связи с окончанием учебного года), включившего произведения П.И. Чайковского (сюита из балета «Лебединое озеро», вальс из балета «Щелкунчик»), А.К. Глазунова (сюита из балета «Раймонда»), Д. Россини (увертюра к опере «Севильский цирюльник»), Д. Верди (фантазия «Аида»), Э. Вальдтейфеля (вальс «Небесные искры»), Ж. Массне (сюита «Неаполитанские сцены»)11.

В отчетных документах Кабардинской государственной филармонии за 1948 г. напрямую отмечается влияние указанного выше постановления ЦК ВКП(б), а также директивных писем Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР. В частности, на основании приведенных выше документов филармония,

...пересмотрев свои планы на 1948 г., очистила репертуар коллективов и исполнителей от малоценных безыдейных и антихудожественных произведений, в результате чего репертуар коллективов и солистов пополнился Русской классической музыкой, народной музыкой и идейно-художественными произведениями советских композиторов и поэтов12.

9 PrA^H. O. 2075. On. 9. 227. .ïï. 13.

10 TaM «e. .ïï. 13-13 06., 18.

11 TaM «e. 3.

12 TaM «e. 248. .ÏÏ. 30.

Другим важным изменением деятельности Симфонического оркестра Кабардинской государственной филармонии в 1948 г. стало совместное проведение концертов с музыкальным лекторием. В частности, из проведенных Симфоническим оркестром 120 концертов 50 были ориентированы на произведения русской, западной музыкальной классики, а также советских композиторов и композиторов Кабарды, а 70 из них были концертами-лекциями по следующим темам:

1) как научиться слушать музыку;

2) беседа о Симфоническом оркестре;

3) истоки русской классической музыки;

4) творчество композитора М.И. Глинки;

5) творчество композитора Даргомыжского;

6) творчество композиторов Балакирева, Бородина;

7) творчество композитора Мусоргского;

8) творчество композитора Римского-Корсакова;

9) творчество композитора Чайковского13.

С учетом общего научно-популярного и просветительского характера данных концертов-лекций вполне необходимо дополнить, что они проводились

...для студентов Педагогического института, медшколы, для солдат и офицеров Воинской части, для офицеров МВД, для городского

населения, по Радио (с конферансом на кабардинском языке)14.

Не менее существенные изменения произошли и в деятельности Иркутской областной филармонии в 1948 г. Давление со стороны высшего партийного и государственного аппарата в свете реализации постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г., равно как и существенный дефицит финансовых средств, нехватка опытных и квалифицированных оркестрантов, предопределили судьбу только восстановившегося после Великой Отечественной войны молодого коллектива симфонического оркестра - он был снят с финансирования и распущен. Всего же Иркутской областной филармонией в 1948 г. было проведено только два концерта.

Вместо проведения концертов классической симфонической музыки Иркутская областная филармония сместила акценты деятельности на следующие коллективы и направления - «музыкальный лекторий», «литературный лекторий», «концерты для детей», «организация и проведение гастрольных выступлений»,

13 Там же. Л. 31.

14 Там же.

«эстрадные и смешанные концерты», «концерты для обслуживания колхозов, районов области.», «шефское обслуживание и помощь художественной самодеятельности»15.

Кроме того, руководство Иркутской областной филармонии обязывалось в качестве отдельного направления деятельности вести активную работу со зрителем, направленную на «поднятие художественного качества программ в свете решения ВКП(б) Об опере "Великая дружба" Мурадели и репертуаре театров», а также выполнять все директивы и указания «вышестоящих организаций, связанных с общим улучшением качества художественного обслу-живания»16. В дополнение к вышесказанному можно выделить, что для осуществления поставленных выше задач были

.совершенно исключены из программы произведения джазового характера типа танго и блюзов, из произведений западных европейских композиторов исполняются лишь классические произведения высокой культуры17.

Таким образом, руководство Иркутской областной филармонии не только восприняло постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. как прямую и обязательную к исполнению директиву, оперативно исправив репертуары подведомственных коллективов, но и использовало ее для сокращения расходов и закрытия одного из направлений своей деятельности. Именно того, которое требовало высококвалифицированных исполнителей, длительной совместной репетиционной работы, а также больших финансовых затрат, - организацию симфонического оркестра.

Заключение

Подводя итоги деятельности указанных симфонических оркестров в составе республиканских и областных филармоний РСФСР в 1948 г., можно констатировать, что Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» сыграло важнейшую роль в изменении общей направленности их работы. В 1948 г. были изменены репертуарные планы указанных симфонических оркестров, изменен состав музыкальных произведений в сторону «облегчения» программ

15 РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 9. Д. 247. Л. 102.

16 Там же.

17 Там же. Л. 103.

концертов, использования классических русских и европейских произведений небольшого объема, более узнаваемых и доступных для восприятия широким советским массам. С целью популяризации классической музыки и приобщения к музыкальной культуре массового слушателя концерты в большей степени стали сопровождаться лекциями, вступительными словами, конферансами о композиторах, историях создания произведений и о традициях русской и советской музыки. Изменялись и концертные площадки для проведения музыкальных вечеров, концертов-лекций симфоническими оркестрами - оркестранты приглашались не только в клубы и специально подготовленные для выступления залы, но и в школы, воинские части, на полевые станы в колхозы. Кроме того, в 1948 г. происходят и существенные изменения в кадровом составе указанных симфонических оркестров: происходят сокращения и своеобразные «чистки» состава оркестрантов, в отдельных случаях (на примере Иркутской областной филармонии) даже расформирование подведомственных коллективов.

Литература

Андреев 2019 - Андреев М.А. История Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. М.: МГАСО п/у П. Когана, 2019. 244 с.

Власова 2010а - Власова Е.С. Советское музыкальное искусство сталинского периода (борьба агитационной и художественной концепций): Дис. ... д-ра искусствоведения. М.: Моск. гос. консерватория, 2010. 728 с.

Власова 2010Ь - Власова Е.С. 1948 год в советской музыке: документированное исследование. М.: Классика XXI, 2010. 455 с.

Ганжа 2014 - Ганжа А.Г. Советская музыка как объект сталинской культурной политики // Логос. 2014. № 2. С. 123-155.

Колокольников 2016 - Колокольников И.А. О роли социально-политических установок 1945-1956 гг. в работе музыкальных организаций Отдела по делам искусств при Иркутском облисполкоме // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Регионоведение. 2016. Т. 17. С. 69-76.

Федотова 2016 - Федотова Ю.В. Становление идеологического контроля музыкально-концертной сферы в России (1920-1960-е гг.) // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 3. С. 101-107.

Юдин 2019 - Юдин К.А. Борьба с «формализмом» в советской музыке (вторая половина 1940-х гг. - начало 1950-х гг.) // Россия XXI. 2019. № 5. С. 122-139.

References

Andreev, M.A. (2019), Istoriya Moskovskogo gosudarstvennogo simfonitcheskogo orkestra pod upravleniem Pavla Kogana [The History of the Moscow State Academic Symphony Orchestra conducted by Pavel Kogan], MGASO p/u P. Kogana, Moscow, Russia.

Fedotova, Yu.V. (2016), "The Formation of the ideological control of the music and concert sphere in Russia (1920-1960s)", Bulletin of the South Ural State University. "Social Sciences and Humanities" Series, vol. 16, no. 3, pp. 101-107. Ganzha, A.G. (2014), "Soviet music as an object of Stalin's cultural policy", Logos. no. 2, pp. 123-155.

Kolokol'nikov, I.A. (2016), "On the role of socio-political attitudes of 1945-1956 in the work of musical organizations of the Department of Arts Affairs at the Irkutsk Regional Executive Committee", Bulletin of the Irkutsk State University. "Political science and Religion studies" Series, vol, 17, pp. 69-76. Vlasova, E.S. (2010a), Sovetskoe muzykalnoe iskusstvo stalinskogo perioda (bor'ba agi-tatzionnoi i khudogestvennoi kontseptsii) [Soviet musical Art of the Stalinist period (struggle of propaganda and artistic concepts)], Ph.D. Thesis (Art History), Mosk. gos. konservatoriya, Moscow, Russia. Vlasova, E.S. (2010b), 1948 god v sovetskoi myzyke: dokumentirovannoe issledovanie

[1948 in Soviet Music. Documented Study], Klassika XXI, Moscow, Russia. Yudin, K.A. (2019), "The struggle against 'formalism' in Soviet music (second half of the 1940s - early 1950s)", Russia XXI, no. 5, pp. 122-139.

Информация об авторе

Михаил А. Андреев, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; mixandreev@yandex.ru

Information about the author

Mikhail A. Andreev, Cand. of Sci. (History), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; mixandreev@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.