_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
7. Пушкарская А.. Конституционный суд отказался ввести запрет на применение метода Империале для распределения депутатских мандатов // Газета «Коммерсантъ» №124 от 11.07.2011, С.2-4;
8. Чиркин В.Е. О пропорциональной избирательной системе с преференциальным вотумом // Журнал российского права. 2013. N 6. С. 80-87.
© Гмырин А.А., 2016
УДК 340
Я.А.Голдинова
Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ИЗМЕНЕНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ПРВОСУДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Представлен полезный ретроспективный взгляд на то, как изменилось арбитражное правосудие в Российской Федерации. Современное состояние судопроизводства, тенденция его развития.
Ключевые слова
Ключевые слова: арбитражное судопроизводство, арбитражный процесс, правосудие.
Административная юстиция - важный институт обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также правопорядка в целом. Эта ветвь судебной власти в современных зарубежных странах развивается как обособленная структура. Ее задача заключается в разрешении административных споров - конфликтов между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами и должностными лицами публичной власти - с другой. При этом административные суды проверяют законность актов органов и должностных лиц публичной администрации и в случае нарушения ими закона отменяют их либо обязывают издавшие акт или вышестоящие органы и должностных лиц отменить или изменить их. Кроме того, в ряде стран на высшие органы административной юстиции возложена проверка конституционности и законности нормативных актов, издаваемых администрацией.
Система арбитражных судов в том виде, в каком мы ее знали, перестала существовать 6 августа 2014 года. В этот день вступили в силу поправки в Конституцию РФ, которые были внесены Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с Законом № 2-ФКЗ был принят Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»». Названные законодательные акты существенно изменили судебную систему Российской Федерации, в том числе устройство арбитражных судов.
Арбитражные суды перестали существовать как самостоятельная система судов. Высший арбитражный суд РФ как высший суд системы арбитражных судов был упразднен, а сами арбитражные суды перешли под начало Верховного суда РФ, сохранив некоторую самостоятельность и продолжая рассматривать дела по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В связи с происходящей судебной реформой был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» и ряд других законов, которые внесли изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и иные законодательные акты.
Ранее ВАС РФ был судом первой инстанции для рассмотрения дел, указанных в части 2 статьи 34
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Арбитражного процессуального кодекса РФ (в предыдущей редакции), а также судом надзорной инстанции для всех дел, которые рассматривали арбитражные суды. Также ВАС РФ пересматривал принятые им судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, ВАС РФ давал нижестоящим арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики, а судебные акты нижестоящих арбитражных судов могли быть отменены или изменены, если они не соответствовали правовым позициям, которые были изложены в постановлениях Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ.
С заявлениями о рассмотрении всех тех категорий дел, которые ранее ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФв предыдущей редакции), теперь нужно обращаться в Верховный суд РФ. Кроме того, если ранее решения и определения, которые выносил ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, можно было обжаловать только в надзорную инстанцию, то теперь решения и определения Верховного суда РФ можно будет обжаловать также и в Апелляционную коллегию Верховного суда РФ по правилам, которые установлены в главе 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изменился порядок обжалования вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов: вместо ранее действующей надзорной инстанции в Президиуме ВАС РФ заявителям нужно обращаться в порядке кассационного производства в специально созданную Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ (ст. 291.1-291.15 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ).
Разъяснения, которые были даны в постановлениях Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ, по-прежнему обязательны для применения нижестоящими судами. Однако появилась оговорка о том, что такие разъяснения применяются лишь в тех случаях, когда они сохранили силу (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ).
Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.
Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.
Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.
Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.
Список использованной литературы:
1. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
2. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»».
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ.