Изменения среды субъектов рыночных отношений и проблемы потребления жилищно-коммунальных услуг
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы изменений субъектов рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уточняется проблематика государственного участия в решении сложных проблем ресурсной обеспеченности отрасли. Особый акцент автором сделан на вопросах эффективности целевого воздействия на характер и уровень потребления услуг ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги; рыночные
отношения; среда субъектов рыночных отношений; тарифы; оплата услуг; коммунальные объекты; платежеспособность населения; государственное регулирование.
Abstract: In article questions of changes of subjects of market relations in housing and communal services sphere are considered, the problematics of the state participation in the decision of challenges of resource security of branch is specified. The special accent is made by the author on questions of efficiency of target influence on character and a consumption level of housing and communal services.
Keywords: housing-and-municipal services; market relations; circle of subjects of market relations; tariffs; fee; municipal objects; solvency of the population; state regulation.
Хурумов Давид Борисович соискатель
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
В ходе рыночных преобразований и трансформационных процессов меняется не только характер производства жилищных и коммунальных услуг, но и механизм их предоставления (реализации) потребителю. Все отчетливее проявляется необходимость цельного формирования отрасли, товарности производимой ее структурами продукции и услуг. Одновременно прослеживается сложный процесс развития жилищно-коммунального хозяйства, базирующихся на использовании средств потребителей, путем
предоставляемых платных услуг. Специфика развития отрасли еще состоит и в том, что государство не «покидает» эту сферу, но и не отказывается рычаги управления ее деятельностью сделать рыночными. Рыночная мотивация формирования жилищно-коммунальных услуг становятся преобладающей тенденцией, меняя роль и степень участия государства в решении проблем ЖКХ. Г осударство, разумеется, в функциях управленческих структур власти призвано не допускать доминирования лишь тенденции резкого роста тарифов и оплаты услуг ЖКХ.
Следует констатировать, что рыночная система экономических отношений и управление жилищно-коммунальными услугами находится в стадии становления - развития, но отрицать ее нельзя. Системность состоит не в простом отходе государства от управления комплексом, тем более в силу нехватки ресурсов. Гораздо важнее изменить среду субъектов отношений, где принцип эффективной «передачи» коммунальных объектов в собственность частных компаний может действительно «разгрузить» государство от экономических и финансовых забот ЖКХ, но главными являются факторы расширения сферы предоставления услуг, в том числе на основе доставления услуг, в том числе на основе их качества, дифференциации, базирующиеся на возможностях платежеспособности различных категорий населения.
Не всегда имеет место полнота восприятия того, что расширение базы изменений среды субъектов рыночных отношений - объективно складывающийся процесс. В нем нельзя отрицать противоречия, несоответствия, скачкообразные этапы и слагаемые. Но главный вопрос состоит в реальности рыночного развития, в центре которого меняются: форма собственности, обладатели ее объектами и распорядители услуг. Существенные изменения происходят в вопросах присвоения доходов, зарабатываемых на оказании платных услуг, изменении экономических и финансовых интересов. Производителями услуг ЖКХ в условиях рынка все больше становятся частные предприятия и отдельные физические лица (так должно быть по логике рыночных требований). Государству постепенно переходят функции регулятора нормативов и правовых отношений, начиная с вопросов определения участников субъектов отношений и заканчивая системой показателей потребления услуг.
Нам представляется важным, что нельзя регулирующую роль государства в сфере ЖКХ отрицать и в тоже время ее не следует представлять только в качестве разрушительно-контролирующей системы. Если преобладает подход к оценке роли государства с позиций
разрешительно-контролирующей, тогда осмысливание реальных проблем ЖКХ переходит в плоскость нерыночного развития отрасли. Отсюда, недалеко и одобрение всяких произвольных (по складывающейся ситуации) действий органов государственного управления в сфере регулирования деятельности структур, входящих или работающих на ЖКХ.
Негативы развития отрасли ЖКХ реально имеют место и требуют к себе пристального экономического внимания со стороны государственных органов управления. Такой подход к существующей проблематике ЖКХ, вместе с тем, не означает однобокого истолкования действующих факторов функционирования и развития отрасли. Во-первых, четче надо представлять технико-технологическое и эксплуатационное состояние всего того, что действует или не действует в сфере ЖКХ. Во-вторых, чрезвычайно важным является учет высокой степени внутренней диспропорциональности различных сегментов отрасли. ЖКХ характеризуется низким качеством не только технико-технологической оснащенностью, но и инфраструктуры обслуживания. В-третьих, в функциональной деятельности ЖКХ наблюдается постоянный рост коммунальных услуг, на что их потребители не могут фактически влиять (существует некий «государственноуправленческий монополизм»). В-четвертых, десятилетиями рост стоимости коммунальных услуг не приводит к улучшению их качества и своевременности предоставления, а услуги дорожают (стоимость) и это порождает тенденцию углубляющего несоответствия между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Как следствие, систематически обостряются вопросы эффективности государственных бюджетных мер в сфере ЖКХ, в том числе и в плоскости федеральных, региональных и местных решений.
Регулируя рыночную экономику ЖКХ государство выполняет функции осуществления социальной поддержки населения, потребляющее его услуги. Если государство таковое делает за счет систематического повышения тарифов, тогда процесс «работает» на потребление ресурсов, но не на эффективность оказания услуг. На наш взгляд, наблюдается некий легкий подход к пониманию государственной поддержки отрасли. Действительно, нельзя отрицать того, что предприятиям отрасли ЖКХ нужна государственная финансовая (бюджетная) помощь. Но в случае, когда доходная ориентация отрасли выстраивается в отрыве от улучшающихся конечных показателей оказываемых услуг, тогда это, как правило, происходит не в пользу населения. Наращивание ресурсов ЖКХ за счет бюджетных средств - это решение задачи за счет налогов. Другой ее
составляющей является рост тарифов на потребляемые услуги. В такой практике население не должно страдать от неумеренных действий государственных органов управления, от чрезмерно возможных нежелательных «экономических эффектов» принимаемых решений. Услуги ЖКХ имеют право на удорожание и это доказуемо практически. Однако в факте дорожания услуг есть проблематика дороговизны и ее надо разрешать оправданными для потребителей мерами. Работы по обслуживанию жилья, например, нельзя осуществлять, кратно увеличивая платность услуг и путем ее перекладывания на потребителей. Таким образом резко ограничивается доступность получения услуг, их достаточное и качественное предложение, эффективное ценовое воздействие на характер, а также уровень их потребления. Расширенное пользование услугами ЖКХ по доступным ценам является наиважнейшим условие развития и самой отрасли, ее мобильности.
Повышение мобильности отрасли ЖКХ не является кратковременной задачей, но условия ее реализации имеют в достаточно высокой степени зависимость от норм, стандартов, которые утверждаются в повседневной управленческой практике. Здесь важно заметить, что тарифообразование на жилищные услуги и коммунальные услуги, базирующиеся на постоянном росте тарифов, может обеспечивать возрастающий приток доходов в отрасль, но не способствовать коренным, основополагающим решениям ее проблем. Принципиально важно создать прозрачную и отработанную по критерию эффективности систему финансирования отрасли, ликвидация механизма неэффективного использования аккумулируемых в ней ресурсов.
В сложившейся практике последних лет систематический рост тарифов обуславливает устойчивый рост величины субсидий, выделяемых в сферу ЖКХ. Тем самым возникают не только условия разбалансированности бюджетов, но и уровня достигнутой заработной платы и коммунальных платежей. Как следствие, система начинает работать без «субсидарной» ответственности и с утратившими признаками управляемости, приводящие к росту долговой составляющей коммунальных платежей. Рост долговой нагрузки, при преобладающем и продолжающемся росте тарифов неминуемо ухудшает конечные показатели деятельности отрасли. Ежегодная ситуация, когда уровень реальной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг находится в пределах 80-85%, становятся явлением постоянным. К тому же следует добавить, что за вычетом сумм различных льгот и субсидий указанные показатели снижаются в пределах 10-12%. Сложность момента повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные
услуги связано не только с недостоверной их стоимостной оценкой, но и другими обстоятельствами. На наш взгляд, крайне важно учитывать, что продолжает нарастать комплекс нерешенных проблем, в том числе высокая зависимость производителей ЖКУ от бюджетных дотаций и значительный объем недофинансирования отрасли. Например, в РСО-Алания износ основных фондов ЖКХ составляет около 60%. Примерно 25% основного оборудования полностью отслужили свой нормативный срок эксплуатации. Многократно увеличились количество аварий в сетях тепло и водоснабжения, такое же положение и в газовых сетях, кабельном хозяйстве и ЛЭП всех уровней. На этом фоне во всех этих отраслях фактические потери составляют 30% иболее. Сдерживающим фактором развития ЖКХ и нецелевого использования амортизационных отчислений (которые являются одной из основных составляющих ЖКУ) является реальный локальной монополизм. Поэтому главным направлением реформы коммунальной отрасли должно стать внедрение конкурентной среды при обязательной государственной сертификации всех организаций, связанных с оказанием ЖКУ.
Необходимо также превратить неэффективную финансовую и ценовую политику в ЖКХ в политику, которая бы исключила возможность взыскания платы с населения за не поставленные литры воды, гикакалории тепла и кубометры газа. Должна вестись политика повсеместного учета оказанных услуг на юридической правовой и договорной базе. Судебная практика должна обязать монополистов всех категорий возмещать необоснованно заложенные расходы в ценовой политике тарифов населению. Известно, что сегодня попыткам перехода на приборный учет ЖКУ, по-прежнему препятствует незаинтересованность коммунальных предприятий-монополистов локального (местного) характера. Затруднено из-за этого и развитие конкурентной среды, а вместе с тем создание управляющих компаний, как в обслуживании жилья, так и в коммунальном хозяйстве. Отсутствие совершенных гражданско-правовых актов и механизмов, ответственности за качество и количество оказываемых услуг, не позволяют эффективно защитить интересы потребителей. Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает решить вопросы принципиального изменения функций, механизмов воздействия между участниками экономических отношений и организации финансовых потоков. Напомним, что основной идеей реформирования ЖКХ является передача права распоряжения всеми бюджетными средствами, которые выделяются в настоящее время на дотирование ЖКХ из всех уровней бюджета
непосредственно самим получателям услуг, т.е. гражданам, так как внаибольшей степени заинтересованы они в эффективном расходовании этих средств.
Системы дотирования предприятий, представления социальных льгот гражданам, выплаты адресных субсидий должны аккумулироваться в службе единого заказчика (СЕЗ), что даст возможность унифицировать все виды финансовой помощи государства в оплате ЖКУ и будут перечисляться на персонифицированные счета граждан. В такой практике, как нам представляется, получатель услуг, обретет возможности самостоятельно определять направления расходования совокупных средств (собственных и бюджетных), предназначенных для оплаты ЖКУ. Это повысит «прозрачность» и адресную направленность использования как собственных, так и бюджетных средств. Кроме того, единая ЖК субсидия будет: адресной; иметь строго целевое назначение (ее нельзя будет использовать на иные цели, кроме оплаты ЖКУ); носить срочный характер, т.е. субсидия на социальном счету будет находиться определенный срок и, кроме того, начисляться на счета граждан только после очередного платежа, что станет стимулом совершенной системой оплаты ЖКУ; обеспечивать «прозрачность» направления и расходования используемых средств; будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере и тогда появятся и ТСЖ ибо социальные счета - это гарантия возмещения дотаций предприятиям ЖКХ и населению.
При этом важным элементом участия региональных властей в финансировании и модернизации отрасли станет поддержание в течение нескольких лет стабильного уровня выплат в рамке СЕЗ (службе единого заказчика) при фиксированном уровне стоимости услуг. Это позволить ЖКХ иметь гарантированное финансирование, а инвесторам - гарантийный возврат капитала, вложенного в реконструкцию, развитие и техническое переоснащение объектов ЖКХ. Далее станет необратимым процесс появления конкурентной сферы, что обеспечит значительное снижение эксплуатационных затрат на содержание объектов ЖКХ.
В свою очередь, конкурентная среда заставит во всех сферах деятельности ЖКХ перейти на договорные отношения и найти свое место в правовом поле. Конкурентную среду в сфере ЖКХ надо создавать постепенно, используя ее же преимущества в преодолении не только внутренних противоречий отрасли, но и ограничителей внешнего порядка. По имеющимся выводам специалистов, например, доля платежей за ЖКУ не должна превышать 10% от семейного дохода, так как, с одной стороны, за
пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей, с другой стороны, превышение этой доли для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием.
В сфере ЖКХ необходимо исключать формализм отношений, недостаточную продуманность принимаемых решений, перекладывание функций одних исполнителей на других и т.д. Формальное создание новых обслуживающих население услугами ЖКХ структур неминуемо будет приводить к удорожанию услуг, также как и формальное заключение договоров, исключающих объективный контроль за их исполнением. Естественно, в сфере ЖКХ должна быть конкуренция, но повышающая качество услуг и позволяющая избегать рост цен. Как показывает зарубежная практика, обслуживание домов - выгодный бизнес, гарантированный и стабильный сбыт, большой потенциал сокращения технологических и эксплуатационных услуг обеспечивают гарантированную доходность на вложенный капитал в размере 5-7%. Опыт показывает, что с внедрением частных ЖЭК финансирование ЖКХ например, из городского бюджета уменьшается до 70 %.
Задача состоит в том, что все коммунальные ГУПы и МУПы регионов должны быть преобразованы в акционерные общества, в котором 100 % акций, принадлежат органам местного самоуправления. Однако надо иметь ввиду, что сложность внедрения бизнеса в коммунальное хозяйство заключается и в том, что услуги ЖКХ базируется на сетях, которые являются монопольной системой муниципальных образований. Например, в РСО-Алания товарищества собственников жилья, являющихся юридическим потребителем услуг ЖКХ и могущих предъявить требования к качеству услуг и их цене, составляют всего 5-6% от общего количества домостроений. На наш взгляд, в первую очередь в регионе необходимо привлечь в структуры ЖКХ малый и средний бизнес, что не позволит дальше монополизировать коммунальные услуги и сможет создать большое количество рабочих мест. Так же необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия ЖКХ, а в идеале освободить их полностью от уплаты местных налогов