Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация / муниципальное образование / единая дежурно-диспетчерская служба / национальный стандарт / Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) / Emergency situation / municipality / unified dispatch service / national standard / Unified State System of Prevention and Liquidation of Emergency Situations (hereinafter referred to as RSChS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.Б. Ковальчук

В статье рассмотрены основные изменения в деятельности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, которые произошли с вводом в действие, с 2021 года, нового национального стандарта «Безопасность в ЧС Единая дежурно-диспетчерская служба, основные положения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Р.Б. Ковальчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE REGULATORY FRAMEWORK FOR ORGANIZING THE ACTIVITIES OF THE UNIFIED DUTY DISPATCH SERVICE OF THE MUNICIPALITY

This article discusses the main changes in the activities of the unified duty dispatch services of municipalities that occurred with the entry into force, from 2021, of the new national standard "Safety in emergency Unified Duty Dispatch Service, basic provisions".

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 330.322.01

ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р.Б. Ковальчук

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: mgmv20-01@mail.ru

В статье рассмотрены основные изменения в деятельности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, которые произошли с вводом в действие, с 2021 года, нового национального стандарта «Безопасность в ЧС Единая дежурно-диспетчерская служба, основные положения».

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, муниципальное образование, единая дежурно-диспетчерская служба, национальный стандарт, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).

CHANGES IN THE REGULATORY FRAMEWORK FOR ORGANIZING THE ACTIVITIES OF THE UNIFIED DUTY DISPATCH SERVICE OF THE MUNICIPALITY

R.B. Kovalchuk

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: mgmv20-01@mail.ru

This article discusses the main changes in the activities of the unified duty dispatch services of municipalities that occurred with the entry into force, from 2021, of the new national standard "Safety in emergency Unified Duty Dispatch Service, basic provisions".

Keywords: Emergency situation, municipality, unified dispatch service, national standard, Unified State System of Prevention and Liquidation of Emergency Situations (hereinafter referred to as RSChS).

Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Целью создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья [2].

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) взамен ГОСТ Р 22.7.01— 2016 разработан Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская, служба основные положения». Стандарт утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 27 января 2021 года [3].

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона

0 т 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты ». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (wwyv.gost.ru) [4].

Исследовав основные изменения представленные в Национальном стандарте ГОСТ Р 22.7.

01 - 2021 можно сделать вывод, что при его разработке учтён опыт работы ЕДДС последних пяти лет, проведена большая работа по уточнению основных разделов, таких как: область применения (определяет требования к персоналу ЕДДС, залу оперативной дежурной смены ЕДДС, перечню оборудования и программно-технических средств ЕДДС), термины и определения (уточнены понятия: вызов,зал оперативной дежурной смены ЕДДС, чрезвычайная ситуация, оперативный дежурный и т. д).

Проведено уточнение основных задачвозлагаемых на ЕДДС, существенным образом увеличилось их количество, это такие как:

- осуществление информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, мерах и способах защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

- своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;

Также определён ряд задачдополнительно, при создании на базеЕДДС комплекса средств автоматизации единого центра оперативного реагирования (КСА ЕЦОР) АПК «Безопасный город». Введён ряд новых определений, сокращений, а также технических требований [2].

Впервые, что немаловажно, определены квалификационные требования к персоналу ЕДДС такие как: наличие высшего образования, навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя, умение пользоваться электронной почтой, Интернет и информационно справочными ресурсами,умение пользоваться программными и техническими средствами установленными в зале ЕДДС, а также наличие допуска к сведениям составляющим государственную тайну.Определены конкретные требования к залу оперативно дежурной смены ЕДДС, его площади, перечню оборудования и программно-технических средств, в приложении А3 приведена типовая схема размещения в зале автоматизированных рабочих мест ЕДДС 5 категории. Установлен порядок взаимодействия с представителями общественности, инициативными гражданами (старостами населённых пунктов). Рекомендован примерный перечень предметов одежды для персонала ЕДДС, зимний и летний варианты для мужчин иженщин. Уточнена численность персонала в зависимости от категории ЕДДС, теперь 4 категория может

составлять от 3 до 10 человек. Даны конкретные рекомендации, что должен знать и уметь каждый дежурный оперативный ЕДДС [2].

В новом стандарте проведён ряд важных уточнений таких, что ЕДДС муниципального образования не создается при органах, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а создается в виде муниципального казенного учреждения, или в виде самостоятельного структурного подразделения администрации муниципального образования за счет ее штатной численности. Полностью и исчерпывающи определён порядок создания ЕДДС, с примерами распорядительных документов.

При муниципальном или более масштабном характере ЧС приводится в готовность комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и, или гражданской обороны при органе местного самоуправления, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС, в таком случаес ЕДДС муниципального образования снимается обязанность обеспечения сбора, обработки и представления собранной информации, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств подсистемы РСЧС муниципального уровня [5].

Введены понятия: «вышестоящие органы управления ЕДДС», «центр обработки вызовов системы 112 на базе ЕДДС», «информация об угрозе возникновения ЧС». Упразднены понятия: «пункт управления ЕДДС», «центр оповещения ЕДДС».

Установлен порядок проведения совместных тренировок под руководством центра управления в кризисных ситуациях МЧС России [2].

Вместе с тем по прежнему обучению и подготовке дежурного персонала ЕДДС уделено мало внимания, стажировка на рабочем месте, не используется опыт лучших ЕДДС и вышестоящего органа управления, повышение квалификации раз в пять лет. Занятия по подготовке рекомендовано проводить в рабочее время на рабочем месте,силами и под руководством руководителя ЕДДС, наличие в его квалификации соответствующих навыков не определено. В целом законодательная база изменяется с учетом современных технологических вызовов, дополнения необходимые для дальнейшего совершенствования работы по созданию и развитию ЕДДС как органа повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне.

Библиографические ссылки

1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. ... Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Единая дежурно-диспетчерская служба».

3. Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 г. №25 - ст.

4. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. №162 - ФЗ.

5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Единая дежурно-диспетчерская служба».

© Ковальчук Р.Б., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.