Since 1999 P " ISSN 2226"7425
rCS^S^&S^SPi E - ISSN 2412-9437
The journal of scientific articles Журнал научных статей
Health Jg^ Здоровье
♦ о .„ ip-i шШ 35! д w *
♦ж ск millennium \°\ ISfliA IS /-?/ в XXI веке
hUUCatlOp образование
УДК 616-053.81-084
ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ СОГМА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ГОДА
Л. Т. Урумова12, И.Р. Тагаева1'2, Е.А. Такоева1'2, Л.Р. Датиева1'2
1ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» г. Владикавказ, Россия
2ФГБУН ИБМИ ВНЦ РАН г. Владикавказ, Россия
Аннотация. Проблема здоровья учащейся молодежи является актуальной для общества в современных условиях социальной и экономической неустойчивости. Процесс учебной деятельности сопровождается длительным и частым напряжением гомеостатических систем, особенно в периоды зачетной и экзаменационной учебной деятельности, повышением заболеваемости к окончанию ВУЗа. В данной статье представлен анализ результатов исследования динамики некоторых функциональных показателей здоровья практически здоровых студентов-медиков СОГМА. Проведено обследование 300 студентов 2—5 курсов СОГМА в периоды семестровой учебной деятельности. Установлена зависимость отдельных параметров у студентов от сезонов года, уровня тревожности. Выявлены тендерные отличия исследуемых показателей. Более выраженные отклонения показателей от нормативных значений установлены у студентов с высоким уровнем тревожности.
Ключевые слова: студенты, хронотип, ситуационная и личностная тревожность, умственная работоспособность, САН.
Одной из важнейших медико-социальных проблем является профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья студентов [1—6]. Высокие умственные, информационные и психоэмоциональные нагрузки, нарушения режима труда, питания и многие другие факторы в процессе обучения в вузе способствуют росту заболеваемости и повышению доли лиц с доклиническими нарушениями здоровья [2—9], снижению умственной работоспособности студентов [10—13]. Нами проводится комплексное мониторирование оценки состояния здоровья студентов, выявление факторов риска и лиц с доклиническими нарушениями здоровья для проведения профилактики заболеваний и повышения работоспособности студентов.
Цель исследования: изучение динамики некоторых функциональных показателей здоровья
практически здоровых здоровья студентов медиков СОГМА в процессе учебной деятельности.
Материалы и методы исследования. Обследовано 300 студентов-волонтеров (18—21 года) 2—5 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и медико-профилактического факультетов СОГМА в периоды семестровой учебной деятельности 2014—2016 гг. в разные сезоны года. Обследование студентов проводилось с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации. Исследовали хронотип с помощью адаптированной анкеты Эстберга [2], ситуационную и личностную тревожность с помощью опросника Спилбергера-Ха-нина [14] и субъективное восприятие функционального состояния (тест САН) [15]. Исследуем умственную работоспособность методом коррек-
—--—-
~ 94 ~
турных проб с помощью таблиц Анфимова [2; 8]. Комплексная скрининговая оценка функциональных резервов организма студентов проводится с помощью АПК «Истоки здоровья» [16]. Суточное мониторирование АД и ЧСС студентам проводится в разные периоды года и учебной деятельности.
Результаты исследования интерпретированы с помощью электронных таблиц Excel 2010 и пакета прикладных программ Statistica 10,0 c использованием t-критерия Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05.
Результаты исследования. При анализе результатов анкетирования с помощью адаптированной анкеты Эстберга выявлено следующее распределение хронотипов среди студентов: индифферентный хронотип (ИХТ) — у 59%, слабо выраженный утренний тип (СВУТ) — 26%, слабо выраженный вечерний тип (СВВТ) — у 15% студентов. При анализе результатов субъективного восприятия функционального состояния (тест САН) у девушек установлено снижение показателя активности (3,65 ± 0,13) относительно нормативных значений и достоверное снижение сравнительно с юношами (4,24 ± 0,26, р < 0,05). Средние значения показателей самочувствия и активности снижены у студентов с высокой тревожностью. У студентов с ИХТ и СВВТ сравнительно со студентами с ЧВВТ отмечены более низкие значения самочувствия и активности. В зимний сезон года у студентов выявлена тенденция к снижению показателя активности относительно весеннего сезона. При тестировании с помощью опросника Спилбергера-Ханина у 35% студентов установлена высокая ситуативная тревожность, умеренная — у 56% студентов, низкая — у 9% студентов. Высокая личностная тревожность выявлена у 33% студентов, средняя — у 58% студентов, низкая — у 9% студентов. Доля лиц с высокой тревожностью выше в 2 раза в весенний сезон года сравнительно с осенним сезоном. Исследование умственной работоспособности выявило, что средние значения показателей у студентов ниже нормативных значений в 1,3—2 раза. В осенний и весенний сезоны года отмечены тенденции к более низким значениям показателей продуктивности, устойчивости и интенсивности внимания у девушек, сравнитель-
но с юношами, отклонения преобладают в осенний сезон. Причем, в осенний сезон более интенсивно снижен показатель интенсивности внимания. В зимний сезон, напротив, имеет место тенденция к снижению этих показателей у юношей, сравнительно с девушками. Значения показателя ИВ (интенсивность внимания) достоверно (р < 0,05) выше у студентов с СВВТ (804,75 ± 32,4) относительно студентов с СВУТ (719,8 ± 23,8) и ИХТ (767,05 ± 43,0). У студентов с высокой тревожностью показатель ИВ достоверно ниже (р < 0,05), а остальные показатели умственной работоспособности имеют тенденцию к снижению относительно в сравнении со студентами с умеренной тревожностью. Снижение показателей памяти и внимания свидетельствует о превалировании тормозных процессов в центральной нервной системе и об утомлении [2; 8]. При анализе успеваемости студентов в связи с показателями умственной работоспособности достоверных отличий не выявлено. Динамический анализ результатов исследования показал, что умственная продуктивность у студентов снизилась в сравнении с результатами исследования в 1997— 1999 гг. [2]. Максимальные значения мезора систолического АД у юношей отмечены в весенний сезон года. У девушек в этот сезон установлены максимальные значения мезора ЧСС. При анализе результатов спирометрии выявлено, что показатель ЖЕЛ достоверно выше у юношей сравнительно с девушками (р < 0,05). Величины показателей динамометрии также достоверно (р < 0,05) выше у юношей сравнительно с девушками.
Выводы. Выявлена зависимость исследуемых показателей у студентов-медиков от уровня тревожности, хронотипа, пола студентов и сезонов года. У студентов с высокой тревожностью выявлены более низкие значения самочувствия, активности, показателей умственной работоспособности, и, следовательно, снижение уровня адаптации к процессу обучения. Полученные результаты обосновывают комплекс мер для проведения профилактики нарушений здоровья и повышения работоспособности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровье студентов / под ред. Н.А. Агаджаняна. М.: Изд-во РУДН, 1997.
—--—-
~ 95 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4
2. Хетагурова Л.Г., Салбиев К.Д. Хронопатофи-зиология доклинических нарушений здоровья. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000.
3. Стресс (хрономедицинские аспекты) / под ред Л. Г. Хетагуровой. Владикавказ: Проект-Пресс, 2010.
4. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 197—202.
5. Попов А. В. Программа и методика комплексного социально-гигиенического исследования здоровья студентов медицинского вуза // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М., 2007. № 3 (23). С 31—36.
6. Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов // Астраханский медицинский журнал. 2010. № 2.
7. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Адаптационные реакции у студентов при экзаменационном стрессе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2011. Т. 17. Вып. 21.
8. Кузьмина Я. В., Глебов В. В. Сравнительный анализ психофизиологической адаптации иногородних студентов в условиях столичного мегаполиса на начальном этапе обучения // Матер. V Всеросс. научн.-практ. конф. М., 2014. С. 278—281.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
10. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р. и др. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. 2004. Вып. 8.
11. Огарышева Н.В. Динамика умственной работоспособности как критерий адаптации к учебной нагрузке // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 5(1). С. 636—638.
12. Севрюкова Г. А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гигиена и санитария. 2006. № 1. С. 72—74.
13. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом / И.Ш. Галеев, Н.В. Святова, А.А. Ситдикова и др. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ШЬ: http://www.science-education.ru/ru/article.
14. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.,
1996.
15. Доскин В. А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. М.: Медицина, 1991.
16. Баландин Ю.П., Генералов В.С., Шишлов В.Ф. Краткое методическое руководство по применению АПК «Истоки здоровья». Рязань, 2007.
THE CHANGES OF SOME HEALTH INDICES OF NOSMA MEDICAL STUDENTS DURING DIFFERENT YEARS
L. T. Urumova1'2,1.R. Tagayeva1'2, Ye.A. Takoyeva1'2, L.R. Datiyeva1'2
1 North Ossetian state Medical academy Vladikavkaz, Russian Federation 2IBMR of RAS
Vladikavkaz, Russian Federation
Annotation. The problem of students' health is Actual to the society under the modern conditions of the social and economic instability. The process of the academic activity is accompanied by the long and frequent tension of the homeostatic systems, particularly during the periods of test and examinatinal academic activity, by the increase of morbidity to the HEE graduation. The analysis of the dynamics investigation of some functional indices of practically healthy NOSMA medical students was presented in this article. The examination of 300 of 2—5 years students of NOSMA was carried on during the term academic activity. It was established the dependence of separate parameters of the students on the year seasons, anxiety level. Gender distinction of the examined indices was revealed. More expressed deviation indices from the normative meanings were established at the students with high anxiety level.
Key words: students, chronotype, situational and personal anxiety, mental working capacity, SAM.
—--—-
~ 96 ~
REFERENCE
1. Health of students / Under the editorship of N.A. Agadzhanyan. Moscow, RUDN publishing house, 1997. (In Russian)
2. Khetagurova L.G., Salbiyev K.D. Hronopatofizio-logy of preclinical violations of health. Vladikavkaz, Pro-yekt-Press, 2000. (In Russian)
3. A stress (hronomeditsinsky aspects). Ed. L.G. Khetagurova. Vladikavkaz, Proyekt-Press, 2010. (In Russian)
4. Ushakova Ya.V. Health of students and factors of his formation(s). Bulletin of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky, 2007, no. 4, pp. 197—202. (In Russian)
5. Popov A.V. The program and a technique of complex social and hygienic research of health of students of medical school. Prevention of diseases and strengthening of health Moscow, 2007, no. 3 (23), pp. 31—36. (In Russian)
6. Shagina I.R. Influence of educational process on health students. Astrakhan medical magazine, 2010, no. 2, pp. 126—131. (In Russian)
7. Buslovskaya L.K., Ryzhkova Yu.P. Adaptation reactions at students at an examination stress. Scientific sheets of the Belgorod state university. Series: Natural sciences, 2011, vol. 17, issue 21, pp. 46—51. (In Russian)
8. Kuzmina Ya.V., Glebov V.V. The comparative analysis of psychophysiological adaptation of nonresident students in the conditions of the capital megalopolis at the initial stage of training. Mater. V Vseross. nauchn.-practical konf. Moscow, 2014. P. 278—281. (In Russian)
9. Berezin F.B. Psikhicheskaya and psychophysiological adaptation of the person. Leningrad, Nauka, 1988.
10. Egorova N.A., Zhizhin K.S., Kvasov A.R. et al Medicobiological problems of a verfikation of the forecast of high level of intellectual efficiency of students. Achievements of modern natural sciences, 2004, issue 8, p. 42. (In Russian)
11. Ogarysheva N.V. Dinamik of intellectual working capacity as criterion of adaptation to educational loading. News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences, 2014, vol. 16, no. 5(1), pp. 636— 638. (In Russian)
12. Sevryukova G.A. Adaptive changes of a functional state and efficiency of students in the course of training. Hygiene and sanitation, 2006, no. 1, pp. 72—74. (In Russian)
13. Galeyev I.Sh., Svyatova N.V., Sitdikova A.A. et al. The analysis of intellectual efficiency of students against occupations by physical culture and sport. Modern problems of science and education, 2013, no. 2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article. (In Russian)
14. Akhmedzhanov E.R. Psychological tests. Moscow, 1996.
15. Doskin VA., Lavrentyeva N.A. Life rhythms. Moscow, Medicine, 1991. (In Russian)
16. Balangdin Yu.P., Generalov Yu.P., Shishlov V.F. Short methodical application guide of agrarian and industrial complex "Health sources". Ryazan, 2007. (In Russian)