Налогообложение
ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2006 г. * ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
Введен единый административный порядок принудительного взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей и санкций в бюджет
Согласно действовавшей до 1 января 2006 г. редакции ч. I Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее — НК РФ) налоговые органы не вправе были производить взыскание штрафов путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Федеральный закон от 04.11.2005 № 137-Ф3, вступивший в силу с 1 января 2006 г., расширил права налоговых органов. Теперь налоговые органы, кроме пеней и недоимок по налогам и сборам, могут взыскивать штрафы. Наряду с этим переформулирована норма абз. 5 п. 1 ст. 45 НК РФ, где определено, что взыскание налога с организаций может быть произведено в бесспорном порядке; если иное не предусмотрено НК РФ, взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. В новой редакции ст. 45 НК РФ установлено, что взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. При этом взыскание налога с физического лица, не являющегося инди-
* Изменения касаются организаций, ведущих бухгалтерский учет согласно приказу Минфина России от 30.10.2000 № 94н, и бюджетных учреждений, ведущих учет согласно приказу Минфина России от 26.08.2004 № 70н.
видуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В указанных выше целях действие ст. 46 и 47 НК РФ, регулирующих порядок взыскания недоимок и пеней, ранее установленный только для организаций, распространяется на индивидуальных предпринимателей. Кроме того, нормы этих статей применяются и для взыскания штрафов. С учетом изложенных изменений в ст. 47 НК РФ вводится запрет на взыскание налога (сбора, пени, штрафа) за счет имущества, предназначенного для повседневного личного пользования индивидуального предпринимателя или членов его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, изменена и ст. 48 НК РФ, ранее регламентировавшая порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица, теперь распространившая свое действие на взыскание штрафов; одновременно из нее изъяты положения о применении к индивидуальным предпринимателям.
Напомним, что согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Причем физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них
НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, действие ст. 46 и 47 НК РФ в редакции Федерального закона № 137-Ф3 будет распространяться на следующих физических лиц:
• зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
• не зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
• частных нотариусов;
• адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Налоговым органам дано право взыскивать налоговые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей самостоятельно без обращения в суд в пределах установленных размеров. Предусмотрена административная процедура урегулирования споров
Глава 14 «Налоговый контроль» НК РФ дополнена ст. 103.1, регламентирующей взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа. В пункте 1 данной статьи установлены верхние пределы размеров сумм штрафов, при которых руководитель (его заместитель) налогового органа вправе самостоятельно принять решение о взыскании налоговой санкции с налогоплательщика (иного лица) на основании решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предельный размер суммы штрафа за налоговый период по каждому неуплаченному налогу и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не должен превышать пять тысяч рублей; на организацию — пятьдесят тысяч рублей.
В связи с дополнением гл. 14 НК РФ ст. 103.1 соответствующие изменения внесены и в ст. 114 НК РФ, регулирующую применение налоговых санкций. Седьмой пункт этой статьи полностью заменен. Теперь в нем установлено, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, в случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, не превышает 5 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства
о налогах и сборах, на организацию — 50 000 руб.
по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В случае если сумма санкций, налагаемых на указанных налогоплательщиков, превышает эти пределы, а также в случае если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке согласно НК РФ.
Следует заметить, что новый порядок взыскания обязательных платежей и санкций подразумевает безусловное право юридического лица и индивидуального предпринимателя обжаловать решение налогового органа в вышестоящий орган или в арбитражный суд.
В этих целях п. 3 ст. 101 НК РФ дополнен нормой об указании в таком решении срока, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, а также порядка обжалования и др. В пп. 4 — 6 ст. 103.1 НК РФ предусмотрена административная процедура урегулирования споров. Так, согласно п. 4 ст. 103.1 НК РФ, в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством РФ.
Введен единый административный порядок
принудительного взыскания задолженности с плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании) контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам возложено на органы Пенсионного фонда РФ. Поэтому для введения единого администра-
тивного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам ст. 25 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании дополнена нормой, устанавливающей обязанность налогового органа передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда РФ сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня ее выявления.
Кроме того, ст. 25 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании дополнена нормами, аналогичными тем, которые вводятся Федеральным законом от 04.11.2005 № 137-Ф3 в приведенный выше п. 7 ст. 114 НК РФ. То есть взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц — 50 000 руб., осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании.
В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5 000 руб., в отношении юридических лиц — 50 000 руб., либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Что касается ст. 25.1, введенной в Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании, то содержащиеся в ней нормы о порядке взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам на основании решения территориального органа Пенсионного фонда РФ аналогичны нормам, установленным в ст. 46, 47 и 103.1 НК РФ.
Кроме того, Федеральным законом от
04.11.2005 № 137-ФЭ изложена в новой редакции ст. 31 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании. Внесенные в нее изменения носят технический характер — в тексте статьи произведена нумерация абзацев.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ внесено большое количество изменений и дополне-
ний. В данном обзоре остановимся на тех, которые, по нашему мнению, наиболее существенны.
Введен единый порядок для установления момента определения налоговой базы
С 1 января 2006 г. изменениями, внесенными в ст. 167 НК РФ, для всех налогоплательщиков введен единый момент определения налоговой базы. Теперь, в общем случае, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
• день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В целях реализации данного положения ст. 2
Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ налогоплательщикам НДС предписано провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно.
По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 г., в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Налогоплательщики НДС, определяющие до вступления в силу указанного Федерального закона момент определения налоговой базы как день оплаты, включают в налоговую базу денежные средства, поступившие до 1 января 2008 г. в счет погашения дебиторской задолженности. В период с 01.01.2006 по 31.12.2007 НДС по этой задолженности начисляется по старым правилам — по мере погашения задолженности. При этом если до 1 января 2008 г. дебиторская задолженность не была погашена, она подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 г. — в январе или I квартале.
Что касается налогоплательщиков НДС, определявших до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ момент определения налоговой базы как день отгрузки, то для них в п. 10 ст. 2 этого закона установлено, что они производят вычеты сумм налога, не оплаченных при
приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 г, в первом полугодии 2006 г равными долями. Это означает, что такие налогоплательщики должны определить сумму своей задолженности перед поставщиками и относящуюся к ней сумму НДС разделить на 6, если налоговый период — месяц, или на 2, если налоговый период — квартал. Полученная сумма принимается к вычету в каждом налоговом периоде с января по июнь 2006 г. включительно.
Налогообложение полученных предоплат
Пункт 1 ст. 154 НК РФ дополнен нормой о том, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. Другими словами, суммы полученных предоплат увеличивают налоговую базу в периоде их получения.
Исключением является оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ), а также суммы оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ. При этом налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, уже включенной в налоговую базу, определяется налогоплательщиком как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
Кроме того, п. 2 ст. 154 дополнен абзацем, в котором установлено, что суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
То есть с 1 января 2006 г при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям, налогоплательщики смогут не облагать НДС суммы предоставленных им субвенций (субсидий) независимо от того, предоставлены эти суммы на покрытие разницы между
государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой или на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен или льгот.
Изменен порядок применения налоговых вычетов
Основное изменение состоит в том, что из абз. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ исключены слова «и уплаченные им». Поэтому с 1 января 2006 г. в общем случае факт уплаты НДС перестал быть необходимым условием для применения налоговых вычетов.
Теперь для вычета входного НДС из общей суммы исчисленного налога налогоплательщику необходимо соблюсти три условия:
• приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет;
• имеются правильно оформленные счета-фактуры;
• приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права будут использоваться для операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.
Изложен в новой редакции п. 6 ст. 171 НК РФ. Согласно абз. 1 этого пункта вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-за-стройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства. При этом вычеты данных сумм НДС производятся в порядке, установленном абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ (абз. 10 п. 20 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ). Это означает, что со вступлением с 1 января 2006 г. в силу Федерального закона № 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные организации подрядчиком при сборке оборудования, будут приниматься к вычету на основании счетов-фактур, выставленных подрядной организацией, и соответствующих первичных документов. Вычет будет предоставляться после принятия такого имущества на учет в качестве объекта основных средств при условии его использования для осуществления операций, облагаемых НДС.
Помимо этих изменений в ст. 171 НК РФ внесено еще 7 поправок.
Среди них — уточнение нормы абз. 2 п. 5, где слова «авансовых или иных платежей» заменены словами «оплаты, частичной оплаты» и после слов «в случае» добавлены слова «изменения условий
либо». Такая формулировка более точно определяет, что вычет по НДС может быть произведен организацией-поставщиком при условии уплаты налога в бюджет с полученной полной или частичной предоплаты, если поставка не была произведена в связи с изменением условий договора или его расторжением.
Также статья дополнена пп. 10 и 11. По п. 10 вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком по операциям, указанным в п. 1 ст. 164 НК РФ, в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, подтверждающих правомерность применения ставки 0 %. Пункт 11 установил возможность принятия к вычету суммы НДС по имуществу, нематериальным активам и имущественным правам при получении их в качестве вкладов (взносов) в уставный (складочный) капитал.
Увеличен размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), предоставляющий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и определяющий налоговый период как квартал С 1 января 2006 г. размер выручки для освобождения организации и индивидуального предпринимателя от исполнения обязанностей налогоплательщика увеличен с 1 млн руб. до 2 млн руб. без учета НДС. Размер ограничения суммы выручки для установления продолжительности налогового периода в квартал также увеличен с 1 до 2 млн руб. без учета НДС.
Расширен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)
С 1 января 2006 г. не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
• услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимаются таможенные сборы за хранение;
• услуги, связанные с обслуживанием банковских карт;
• совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате;
• реализация лома и отходов черных и цветных металлов;
• передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
Кроме того, изменения, внесенные в подп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ, позволят предпринимателям, занимающимся игорным бизнесом, не облагать свои операции НДС.
Помимо этого подп. 18 этого же пункта, где указаны услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, дополнен словами «организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей».
Внесены существенные изменения в перечень работ (услуг), местом реализации которых признается Российская Федерация
В этот перечень дополнительно включены:
• услуги по аренде недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
• работы (услуги), связанные непосредственно с движимым имуществом, с воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ, в частности монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
• оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
• маркетинговые услуги;
• услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываемые (выполняемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае если пункт отправления и (или) пункт назначения находится на территории РФ;
• услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываемые (выполняемые) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ.
Помимо этого ст. 148 НК РФ дополнена п. 1.1, где перечисляются условия, при которых работы или услуги не считаются выполненными или оказанными на территории Российской Федерации. Согласно этой норме, в целях гл. 21 НК РФ местом
реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:
• работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
• работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории РФ движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории РФ воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;
• услуги фактически оказываются за пределами территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
• покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ в отношении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ;
• услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ.
(Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ).
НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ
Федеральным законом от 01.07.2005 № 78-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2006 г., налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, отменен.
Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2005 № 201-ФЗ Федеральный закон от 01.07.2005 № 78-ФЗ дополнен ст. 3.1, устанавливающей порядок взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования, по наследству, открывшемуся до 1 января 2006 г. Указанные изменения и дополнения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Положения ст. 3.1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Другими словами, по наследству, свидетельство на которое выдано до 01.01.2006, налог уплачивает-
ся в прежнем порядке, а по наследству, свидетельство на которое получено после этой даты, — налог не уплачивается.
(Федеральные законы от 01.07.2005 № 78-ФЗ и от 31.12.2005 № 201-ФЗ).
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Доходы физических лиц, освобождаемые от налогообложения
С 1 января 2006 г. с 2000 до 4000 руб. увеличен размер не облагаемых НДФЛ доходов. Напомним, что к таким доходам относятся суммы, полученные по следующим основаниям:
• стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
• суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
• стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг) и т. д.;
• стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
• возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
• суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.
Кроме того, ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена нормой, согласно которой не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственника-
ми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами). Данное положение не распространяется на случаи дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.
Также в названной статье уточнен п. 30, содержащий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, получаемых физическими лицами из различных фондов или за выполнение ими работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампании референдума.
Операции с ценными бумагами
С 1 января 2006 г. расширен перечень расходов, которые принимаются в уменьшение полученных доходов от реализации ценных бумаг. К ним добавлен налог на наследование и (или) дарение, уплаченный налогоплательщиком при получении ценных бумаг в собственность.
Кроме того, необходимо напомнить, что с 1 января 2007 г. не будет применяться имущественный налоговый вычет, позволяющий при отсутствии у налогоплательщика документально подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг (долей, паев) воспользоваться имущественным налоговым вычетом. При наличии документально подтвержденных расходов налогоплательщик вправе будет воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.
(Федеральные законы от 06.06.2005 № 58-ФЗ, от 30.06.2005 № 71-ФЗ, от 01.07.2005 № 78-ФЗ и от
21.07.2005 № 93-ФЗ).
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Изменены ставки ЕСН по выплатам, зачисляемым в Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2005 № 158-ФЗ «О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Данным законом для лиц (кроме указанных в п. 1 ст. 241 НК РФ), производящих выплаты физическим лицам, ставка ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, снижена на 0,3 %. Одновременно на 0,3 % повышена ставка по налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. При этом общая ставка ЕСН для указанных плательщиков не изменилась.
Введены специальные налоговые ставки
С 1 января 2006 г. для налогоплательщиков-ор-ганизаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются специальные налоговые ставки.
(Федеральные законы от 06.12.2005 № 158-ФЗ и от 22.07.2005 № 117-ФЗ).
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» внесено большое количество изменений и дополнений. В данном обзоре мы остановимся на тех, которые вступают в силу с 1 января 2006 года и, по нашему мнению, наиболее существенны.
Расходы можно подтверждать не только документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации
Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ был дополнен абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ. В результате теперь под документально подтвержденными расходами будут пониматься не только затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, но и документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.
Даны уточняющие формулировки
некоторых понятий, используемых в гл. 25 «Налог на прибыль организаций»
Раскрыто понятие «технологические потери» при производстве и (или) транспортировке. Напомним, что такие потери для целей налогообложения приравниваются к материальным расходам, однако что именно под ними надо было понимать, в гл. 25 НК РФ не указывалось и, соответственно, вызывало разные толкования. Теперь подп. 3 п. 7 ст. 254 дополнен следующей формулировкой: «технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транс-
портировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья».
Также введено понятие «национального законодательства», которое применяется в п. 3 ст. 280 НК РФ при определении критериев признания ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке. Под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).
Расширен перечень расходов, относимых на оплату труда
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона от
06.06.2005 № 58-ФЗ, внесшего изменения в ст. 255 НК РФ, теперь к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относится не только стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам), но и расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации, даже если изготовление (приобретение) этой одежды и обуви не закреплено законом.
Кроме того, внесенными изменениями предусматривается принимать к вычету для целей налогообложения прибыли расходы по оплате проезда и стоимости провоза багажа в случае переезда «северян» к постоянному месту жительства, как это было до 2002 года. Указанные расходы в целях гл. 25 НК РФ относятся к расходам на оплату труда и принимаются в сумме стоимости проезда по фактическим расходам и стоимости провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью, а также по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом (п. 12.1 ст. 255 НК РФ).
Расходы на оплату труда, сохраняемую на время учебных отпусков, дополнены расходами на оплату проезда к месту учебы и обратно (п. 13 ст. 255 НК РФ).
Положительно решен вопрос о возможности начисления амортизации в случае, когда арендатор производил неотделимые улучшения арендованных основных средств
В соответствии с внесенным дополнением в п. 1 ст. 256 НК РФ капитальные вложения в пре-
доставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Это позволит организациям уменьшить налоговую базу на величину амортизационных отчислений.
Порядок амортизации указанных капитальных вложений прописан в п. 12 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ:
• капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем;
• капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ. При этом согласно п. 13 ст. 1 Федерального
закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты арендованных основных средств начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором арендодатель произвел возмещение арендатору стоимости указанных капитальных вложений, у арендатора — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию.
Изменен порядок учета расходов на НИОКР
Пунктом 15 ст. 1 Федерального закона от
06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 262 НК РФ. Согласно этим изменениям с 01.01.2006 расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР), давшие положительный результат, будут учитываться для целей налогообложения равномерно в течение двух лет. Расходы на НИОКР, не давшие положительных результатов, будут списываться равномерно в размере фактически осуществленных расходов в течение трех лет.
Социальная защита инвалидов
Для налогоплательщиков-организаций, использующих труд инвалидов и соответствующих требованиям, установленным в подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ, значительно расширен перечень целей социальной защиты инвалидов, на которые может
быть направлена прибыль, полученная такими организациями.
Помимо этого в гл. 25 НК РФ вводится новая ст. 267.1, которая определяет порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Согласно данной статье общественные организации инвалидов и организации, у которых работники-инвалиды составляют не менее 50 % и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 %, могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет.
Установлен порядок применения ставки рефинансирования
В целях отнесения процентов по долговым обязательствам организации к расходам, учитываемым для целей исчисления налога на прибыль, дополнен п. 1 ст. 269 НК РФ. Теперь в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств. В отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
Внесены изменения в порядок определения доходов и расходов по операциям с ценными бумагами
Пунктом 26 ст. 1 Федерального закона от
06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения в абз. 2 п. 2 ст. 276 НК РФ, в соответствии с которыми с
1 января 2006 г. при доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ.
Пунктом 31 ст. 1 названного Федерального закона ст. 282 НК РФ изложена в новой редакции, в которой порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами прописан более детально. В частности, дано новое определение операции РЕПО. Под операцией РЕПО понимаются две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же
выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами). Здесь же приведено определение взаимосвязанных сделок. Кроме того, указано, что операции РЕПО могут проводиться не только непосредственно между сторонами сделки, но и через организатора торговли.
Изменен срок между датами исполнения первой и второй частей РЕПО, установленный договором, теперь он не должен превышать один год. Продление срока не предусмотрено.
Установлена новая дата признания доходов (расходов) по операции РЕПО. Такой датой является дата исполнения (прекращения) обязательств участников по второй части РЕПО.
Сформулированы понятия «открытия» и «закрытия» короткой позиции.
Под открытием короткой позиции по ценной бумаге, являющейся объектом операции РЕПО и находящейся у покупателя по первой части РЕПО, понимается отчуждение им указанной ценной бумаги, за исключением реализации ценной бумаги по первой части РЕПО или реализации ценной бумаги по второй части РЕПО в рамках одной операции РЕПО.
Под закрытием короткой позиции по ценной бумаге понимается исполнение второй части операции РЕПО покупателем по первой части РЕПО за счет:
• полученных по другой сделке РЕПО ценных бумаг того же выпуска, по которому открыта короткая позиция;
• приобретения ценных бумаг того же выпуска, по которому открыта короткая позиция, за исключением приобретения ценных бумаг по операции РЕПО и исполнения обязательств по покупке ценных бумаг продавцом по второй части РЕПО.
Внесены изменения в налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств
Подпунктом 33 ст. 1 Федерального закона от
06.06.2005 № 58-ФЗ внесено дополнение в подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ, согласно которому процентный доход, полученный российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, будет облагаться по общей ставке 24 %. Процентный доход, полученный первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, будет облагаться по ставке 15 %.
Увеличена совокупная сумма переносимого убытка
Согласно п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.
Вместе с тем в 2006 г. на основании ст. 5 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного п. 2 ст. 283 НК РФ, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.
Для налогоплательщиков, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации
С 1 января 2006 г. организации смогут платить налог на прибыль через одно из нескольких подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. Пункт 2 ст. 288 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
(Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
Граждан Российской Федерации, проживающих в Калининградской области, освободили от уплаты государственной пошлины за выдачу заграничного паспорта
Статья 333.29 НК РФ дополнена п. 4, в котором устанавливается, что за выдачу гражданину Российской Федерации, местом жительства которого является Калининградская область, документа, предусмотренного подп. 1 и 2 п. 1 ст. 333.28 НК
РФ, государственная пошлина не уплачивается. Данная норма вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (Федеральный закон от 05.12.2005 № 155-ФЗ).
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Увеличена налоговая ставка на добычу природного горючего газа
С 1 января 2006 г. налоговая ставка на добычу природного горючего газа составит 147 руб. за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (Федеральный закон от 21.07.2005 № 107-ФЗ).
ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ
Определены сроки уплаты
Федеральным законом от 03.06.2005 № 55-ФЗ определены сроки уплаты авансовых платежей по единому сельскохозяйственному налогу, а также сроки уплаты налога индивидуальными предпринимателями по итогам налогового периода. В редакции гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ, действовавшей до 01.01.2006, было установлено, что сельскохозяйственные товаропроизводители по итогам отчетного периода должны исчислить сумму авансового платежа по налогу, однако при этом срок уплаты таких платежей не был определен.
Аналогичная ситуация сложилась и с уплатой ЕСХН по итогам налогового периода. Дело в том, что тогда был установлен только срок уплаты налога организациями, когда же должны были платить налог индивидуальные предприниматели, не понятно.
Названные пробелы устранены с помощью внесенных в ст. 346.9 НК РФ поправок, вступивших в силу с 1 января 2006 г. Так, начиная с текущего налогового периода, налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Что касается уплаты налога индивидуальными предпринимателями, то для них, как и для организаций, срок уплаты налога по итогам налогового периода увязывается со сроком подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, то есть — не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Напомним,
что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Изменены условия перехода на ЕСХН, расширен перечень расходов и число плательщиков
Федеральный закон от 29.06.2005 № 68-ФЗ изменил условия перехода на ЕСХН. В нем установлено, что данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) нужно брать из показателей предшествующего календарного года, а не за 9 месяцев текущего периода, как было ранее. Число сельскохозяйственных товаропроизводителей — плательщиков ЕСХН увеличивается. С 1 января 2006 г. ими станут градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, которые отвечают критериям, предусмотренным абз. 3 п. 7 ст. 333.3 НК РФ.
Кроме того, к расходам, на которые могут быть уменьшены доходы при определении объекта налогообложения, добавлены расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее трех лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения.
(Федеральные законы от 03.06.2005 № 55-ФЗ и от 29.06.2005 № 68-ФЗ).
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ЕНВД в отношении бытовых услуг можно вводить дифференцированно
Федеральным законом от 18.06.2005 № 63-ФЗ дано право муниципальным образованиям с 1 января 2006 г. вводить ЕНВД в отношении бытовых услуг дифференцированно.
Ранее при введении субъектом РФ единого налога на вмененный доход в сфере бытовых услуг этот налог распространялся сразу на все 623 бытовые услуги, поименованные в Общероссийском классификаторе услуг населению. Такой порядок не позволял учитывать региональную специфику и зачастую вел к исключению субъектами РФ бытовых услуг в целом из сферы действия ЕНВД. В результате традиционные плательщики ЕНВД
переводились на общую систему налогообложения, а приток налоговых доходов в региональный бюджет сокращался.
Изменения, внесенные в ст. 346.26 НК РФ, наконец позволят на уровне муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (а именно по их решению с 1 января 2006 г применяется указанный налоговый режим — Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ) установить, в отношении каких именно бытовых услуг, классифицируемых согласно Общероссийскому классификатору, целесообразно вводить ЕНВД, а в отношении каких нет.
Муниципальные образования при введении ЕНВД могут определять порядок расчета корректирующего коэффициента базовой доходности
Федеральным законом от 18.06.2005 № 64-ФЗ муниципальным образованиям дается право при введении ЕНВД определять порядок расчета корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
С 1 января 2006 г вступили в силу изменения, внесенные в п. 6 ст. 346.29 НК РФ. С этой даты представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе устанавливать не только значение коэффициента К2, но и порядок его расчета, что позволит в полной мере использовать данный коэффициент для учета всех сложившихся факторов, влияющих на величину базовой доходности у различных субъектов экономической деятельности. При этом значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 будет зависеть от фактической продолжительности осуществления предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде и определяться как отношение количества календарных дней ведения деятельности в течение месяца к общему количеству календарных дней в этом месяце.
Такое дополнение позволит начислять суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, более справедливо. Однако остается непонятным, кто и как будет фиксировать фактические периоды времени осуществления предпринимательской деятельности такими налогоплательщиками.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Определены отчетные периоды и установлены авансовые платежи
Федеральным законом от 20.10.2005 № 131 -ФЗ для налогоплательщиков-организаций отчетными
периодами признаны первый, второй и третий кварталы, вместе с тем законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе отчетные периоды не устанавливать. Одновременно с введением отчетных периодов изменяется порядок исчисления налога. Теперь по итогам отчетных периодов налогоплательщики должны уплачивать авансовые платежи по налогу. При этом суммы авансовых платежей исчисляются организациями самостоятельно в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки и засчитываются при уплате налога по итогам налогового периода.
В случае регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в течение отчетного периода сумма авансового платежа будет рассчитываться так же, как в настоящее время рассчитывается сумма налога, — с учетом специального коэффициента. Иными словами, сумма авансового платежа по налогу напрямую будет зависеть от числа целых месяцев, в течение которых соответствующее транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика.
Уплачиваться авансовые платежи будут, как и налог, по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. При этом за законодательными (представительными) органами субъектов РФ оставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу в течение налогового периода.
Кроме того, теперь для законодательных (представительных) органов субъектов РФ определено, что срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данное ограничение связано с тем, что дата 1 февраля является предельным сроком представления налоговой декларации за предыдущий налоговый период. Касаясь вопроса влияния рассматриваемых изменений на поступление средств в бюджет, можно заметить, что установление для организаций отчетных периодов призвано сделать налоговые поступления в региональные бюджеты более равномерными. В свою очередь это должно оказать положительное влияние на финансирование регионами работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог
Изменены формы налоговой отчетности и установлены новые сроки ее представления
Для налогоплательщиков-организаций установлены предельные сроки представления налоговых деклараций и введены налоговые расчеты по
авансовым платежам по налогу. Указанные расчеты должны представляться по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Форма, по которой они представляются, так же, как и форма налоговой декларации по транспортному налогу, будет утверждена Минфином России.
Таким образом, с 1 января 2006 г. законодательные (представительные) органы субъектов РФ утрачивают право устанавливать формы отчетности по транспортному налогу.
Что касается предельных сроков представления организациями отчетности, то они следующие. Налоговая декларация должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам — в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал — не позднее 30 апреля; за II квартал — не позднее 31 июля; за III квартал — не позднее 31 октября.
Отменен предельный срок вручения налоговых уведомлений физическим лицам
Федеральным законом от 18.06.2005 № 62-ФЗ с 1 января 2006 г. из п. 3 ст. 363 НК РФ исключается положение, определяющее в качестве последнего срока вручения физическим лицам налоговых уведомлений 1 июня текущего налогового периода.
Таким образом, теперь у налоговых органов будет больше времени для исчисления транспортного налога, соответственно, многие налогоплательщики — физические лица получат свои «Налоговые уведомления» об уплате транспортного налога позже привычного срока.
При внесении данных изменений законодатель принял во внимание тот факт, что в ст. 52 НК РФ определено, что налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В свою очередь согласно п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты транспортного налога устанавливается субъектом РФ. Получается, что требование п. 3 ст. 363 НК РФ ограничивает применение нормы ст. 52 НК РФ и неоправданно сокращает время работы налоговых органов по исчислению транспортного налога физическим лицам. Приведем пример. При установленном сроке уплаты транспортного налога, например, как в Самарской области 15 сентября года налогового периода, налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщику не позднее 15 августа, но п. 3 ст. 363 НК РФ обязывает налоговые органы сделать это не позднее 1 июня, то есть на два с половиной месяца раньше.
Иными словами, с 2006 г. срок направления физическим лицам налоговых уведомлений будет определяться согласно ст. 52 НК РФ в зависимости от установленного субъектом РФ срока уплаты налога.
(Федеральные законы от 20.10.2005 № 131-ФЗ и от 18.06.2005 № 62-ФЗ).
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
Изменен перечень лиц, освобождаемых от налогообложения земельным налогом.
С 1 января 2006 г. утрачивают налоговые льготы по земельному налогу:
• организации — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; ис-
пытательными полигонами, снаряжательны-ми базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения;
• научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
С 1 января 2006 г. освобождаются от налогообложения организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
(Федеральные законы от 29.11.2004 № 141-ФЗ и от 22.07.2005 № 117-ФЗ).