Научная статья на тему 'Изменения механизмов защиты в слизистой ткани желудка при применении антибактериальной противоязвенной терапии'

Изменения механизмов защиты в слизистой ткани желудка при применении антибактериальной противоязвенной терапии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЯЗВА / СЛИЗИСТЫЙ БАРЬЕР / МОНООКСИГЕНАЗНАЯ СИСТЕМА / ЛЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Якубов Абдужалол Вахабович, Хасанов Санжар Латипович

В статье рассматривается влияние антихеликобактерных препаратов на состояние слизистого барьера и монооксигеназной системы в гастродуоденальной зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Якубов Абдужалол Вахабович, Хасанов Санжар Латипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения механизмов защиты в слизистой ткани желудка при применении антибактериальной противоязвенной терапии»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Изменения механизмов защиты в слизистой ткани желудка при применении антибактериальной противоязвенной терапии Якубов А. В.1, Хасанов С. Л.2

'Якубов Абдужалол Вахабович / Yakubov Abdujalol Vahabovich — доктор медицинских наук, профессор,

кафедра клинической фармакологии;

2Хасанов Санжар Латипович /Hasanov Sanjar Latipovich — врач-ординатор, отделение гастроэнтерологии, 1-клиника Ташкентской медицинской академии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается влияние антихеликобактерных препаратов на состояние слизистого барьера и монооксигеназной системы в гастродуоденальной зоне. Ключевые слова: экспериментальная язва, слизистый барьер, монооксигеназная система, лечение.

Язвенная болезнь - заболевание многофакторного генеза, однако, в настоящее время в ее этиопатогенезе ведущее значение придается инфекционному агенту - Helicobacter pylori(H.pylori). Многочисленные клинические исследования, выполненные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали эффективность антихеликобактерной терапии при лечении язвенной болезни. Однако, в настоящее время никто не может оспаривать факт, что только часть больных инфицированных H^ylori заболевают язвенной болезнью, что подтверждает постулат о многофакторности патогенеза язвенной болезни. Поэтому успех в лечении может быть достигнут лишь при одновременном воздействии на все основные факторы патогенеза. К сожалению, до настоящего времени все исследования посвящены изучению эффективности схем противоязвенной терапии на эрадикацию H^ylori. В связи с изложенным, особый интерес представляет изучение влияния антихеликобактерных препаратов на состояние защитных механизмов в гастродуоденальной зоне.

Цель исследования. Изучение особенностей изменения некоторых защитных механизмов в слизистой ткани желудка при применении противоязвенной антибактериальной терапии.

Материалы и методы. Исследования проведены в 7 группах животных. В каждой группе было по 6 животных. Модель экспериментальной язвы (ЭЯ) получали по методу В. А. Вертелкина в модификации И. А. Лосева и соавт. [4, с. 15-17]. После моделирования животные были разделены на следующие группы: 1-гр. интактная; 2-гр. животные с экспериментальной язвой; 3-гр. ЭЯ+Н2О (без лечения); 4-гр. ЭЯ+метронидазол; 5-гр. ЭЯ+ тетрациклин; 6-гр. ЭЯ+ фуразолидон; 7-гр. ЭЯ+ амоксициллин. Используемые нами препараты вводили перорально в виде водной суспензии в течение 10 дней в следующих дозах: метронидазол 50 мг/кг, тетрациклин 10 мг/кг, фуразолидон 100 мг/кг и амоксициллин 40 мг/кг.

Состояние слизистого барьера изучали путем определения содержания углеводных фракций нерастворимых гликопротеинов (НГП) в слизистой ткани желудка. Содержание сиаловых кислот определяли по методу Л. И. Линевика [3, с. 199]. Содержание фукозы определяли по методу П. Д. Рабиновича [6, с. 104]. Состояние монооксигеназной системы (МОС) в слизистой ткани желудка оценивали по активности НАДФ-Н-цитохром-с-редуктазы и амидопирин-N-деметилазы [5, с. 134; 8, с. 587-590].

Результаты и их обсуждение. Результаты изучения влияния антибиотиков на содержание фракций НГП в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве представлены в таблице 1.

Таблица 1. Влияние антибиотиков на содержание фракций НГП в слизистой ткани желудка при

экспериментальной язве

Группы животных Сиаловые кислоты мкг/мл Фукоза мг/мл

1. Интактная З,44±0,17 5,66±0,25

2. Экспериментальная язва 1,52±0,11* 1,89±0,12*

3. ЭЯ+ Н2О 1,74±0,18* 2,11±0,19*

4. ЭЯ+ Метронидазол 0,71±0,07*@ 0,92±0,08*@

5. ЭЯ+ Тетрациклин 1,92±0,12* 2,47±0,17*

6. ЭЯ+ Фуразолидон 0,52±0,05*@ 0,78±0,07*@

7. ЭЯ+ Амоксициллин 1,90±0,14* 2,32±0,16*

Примечание: * р<0,05 от показателя интактной группы; @ р<0,05 от показателя группы без лечения.

101

Как видно из представленных результатов при экспериментальной язве значительно снижается содержание НГП и его фракций в слизистой ткани желудка. В частности наблюдали снижение содержания сиаловых кислот в 2,3 раза, а фукозы - в 3 раза. В группе без лечения это изменение практически не менялось.

Наблюдали отрицательное влияние метронидазола и фуразолидона на слизистый барьер желудка. В группах животных леченных тетрациклином и амоксициллином наблюдали некоторую тенденцию к увеличению синтеза слизистого барьера, однако содержание фракций НГП в этих группах достоверно не отличались от показателей группы без лечения.

Результаты проведенных исследований по изучению влияния антибактериальных препаратов стандартных схем противоязвенной терапии на активность ферментов МОС в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве представлены в таблице 2.

Таблица 2. Влияние антибактериальных препаратов стандартных схем противоязвенной терапии на активность ферментов монооксигеназной системы в слизистой ткани желудка при экспериментальной

язве

Группы животных Амидопирин-]]-деметилаза (нмоль НСОН/мин/мг) НАДФН-цитохром-с-редуктаза (нмоль /мин/мг)

1. Интактная 1,72±0,098 17,48±0,94

2. Экспериментальная язва 0,88±0,071* 7,30±0,64*

3. ЭЯ+ Н2О 0,95±0,068* 7,88±0,45*

4. ЭЯ+ Метронидазол 0,40±0,033*@ 4,21±0,18*@

5. ЭЯ+ Тетрациклин 1,04±0,088* 8,12±0,39*

6. ЭЯ+ Фуразолидон 0,52±0,048*@ 4,40±0,31*@

7. ЭЯ+ Амоксициллин 0,89±0,059*@ 7,35±0,34*

Примечание: * р<0,05 от показателя интактной группы; @ р<0,05 от показателя группы без лечения.

Как видно из приведенных данных, при экспериментальной язве почти в 2 раза снижается активность амидопирин-Ы-деметилазы и в 2,4 раза - активность НАДФ-Н-цитохром-с-редуктазы. В группе без лечения снижение активности ферментов оставалось таким же. Что касается эффективности препаратов из представленных данных явно видно, что метронидазол и фуразолидон оказывают ингибирующий эффект на активность ферментов МОС, а тетрациклин и амоксициллин не влияют на их активность. В группе с метронидазолом активность амидопирин-Ы-деметилазы снижалась на 57,9%, а в группе с фуразолидоном на 45,3%. Снижение активности НАДФ-Н-цитохром-с-редуктазы в обеих группах было почти одинаковым (на 46,4% и на 44.2% соответственно).

Установлено, что среди факторов «защиты» в развитии ульцерогенеза особую роль играет защитный слизистый барьер, которое на 95% состоит из НГП. В синтезе НГП из углеводных компонентов и белков участвуют ферменты МОС. В свою очередь изменение активности ферментов МОС зависит от состояния других факторов агрессии, таких как снижение синтеза N0, увеличение скорости ПОЛ и тогда ли.

Полученные нами результаты при монотерапии и при комбинированной терапии согласуются с утверждениями И. М. Беловы [1, с. 23-25], которая отмечает что схемы тройной и квадритерапии включающие в себя омепразол, метронидазол и фуразолидон оказывают довольно активное эрадикационное и антисекреторное действие, однако, при этом они оказывают отрицательное влияние на механизмы цитопротекции. Аналогичному мнению придерживаются и другие авторы [2, с. 17-20].

К сожалению, литературных данных, касающихся эффективности влияния амоксициллина, метронидазола и тетрациклина при монотерапии на защитный слизистый барьер гастродуоденальной зоны мы не нашли.

Полученные нами результаты по изучению влияния антибактериальных препаратов на состояние ферментов МОС правоверно подтверждают особую роль этой системы в синтезе слизистого барьера и позволяет утверждать что одной из причин отрицательного влияния метронидазола и фуразолидона на синтез слизистого барьера желудка является их ингибирующий эффект на ферменты МОС.

Нами установлено, что амоксициллин и тетрациклин не влияют на активность ферментов МОС, что согласуются с данными Паттаховой М. Х. [7, с. 86-90].

Выводы.

1. Антибактериальные препараты оказывают разнонаправленное действие на состояние слизистого барьера желудка. Метронидазол и фуразолидон подавляют, а тетрациклин и амоксициллин не влияют на синтез слизистого барьера.

2. Одной из причин этого является ингибирующее действие метронидазола и фуразолидона на активность ферментов МОС. Тетрациклин и амоксициллин не влияют на активность ферментов МОС.

Литература

1. Белова И. М., Белова О. Л. Фармакотерапевтическая эффективность антисекреторных и эрадикационных схем в лечении язвенной болезни, ассоциирующий с Helicobacterpylori // Клиническая фармакология в России: достижения и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Москва, 2009. 9-10 сентября. С. 23-25.

2. Канонов А. В., Мозговой С. И., Лизван М. А. и др. Морфология поверхностного и атрофического гастрита при эрадикации Helicobacter pylori // Архив патологии. Москва, 2011. № 3. Том 67. С. 17-20.

3. ЛиневикЛ. И. Успехи биологической химии. М., 1962. Т. 4. С. 199.

4. Лосев И. А., Кузнецова И. Н. Влияние холенопотенцирующих средств на репаративные процессы в поврежденной слизистой оболочке желудка крыс // Эксперим. и клинич. фармокол. Москва, 1992. № 5. С. 15-17.

5. Попов Р. Определяне на пирмидоновата N-деметилаза в черниядроб напльхове // Експер. мед., 1993. Т. 12. № 3. С. 130-135.

6. Рабинович П. Д., Лилюшкин П. В. Биологическое окисление и основные функции желудка у больных язвенной болезнью // Терапевт.архив, 1989. № 11. С. 103-105.

7. Якубов А. В., Паттахова М. Х. Влияние компонентов и некоторых схем противоязвенной терапии на содержание и активность ферментов монооксигеназной системы в слизистой ткани желудка при экспериментальной язве // Лжарська дело справа. Врачебное дело. Киев, 2009. № 3-4. С. 86-90.

8. Cooke C. E., Sklar G. E., Nappi J. M. Possible pharmacokinetic interaction with guanidine: ciprofloxacin or metronidazole? // Ann. Pharmacother, 2006. Apr. Vol. 30 (4). Р. 364-366.

9. Williams C. H., Kamin H. Microsomal triphosphopyridine nucleotide - cetochrome - reductase of liver // J. Biol. Chem., 1991. Vol. 237. Р. 587-595.

Перинатальные исходы у женщин с лейомиомой матки Агайдаров Р. Д.

Агайдаров Руслан Дамирович /Agaidarov Ruslan Damirovich - заведующий акушерским отделением, Национальный центр охраны материнства и детства, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: целью исследования явилось изучение перинатальных исходов для матери и плода у женщин с лейомимой матки. Проведен ретроспективный анализ акушерского анамнеза, оценка осложнения гестационного процесса, функционального состояния фето-плацентарной системы, особенностей развития плода и состояния новорожденного в процессе проведенного исследования 77 беременных женщин с лейомимой матки, наблюдаемых и родоразрешенных в клиническом родильном доме НЦОМиД в 2010-2014 гг.

Ключевые слова: лейомиома, беременность, роды, плод, новорожденный, фето-плацентарная система.

Введение

С позиции доказательной медицины лейомиома матки является одной из самых частых видов патологии у современной женской популяции [2], при этом растет ее частота среди женщин фертильного возраста, зачастую не успевших реализовать свою детородную функцию. Постановка диагноза лейомиома матки не представляет сложности. Однако, разноречивы мнения авторов по поводу методов лечения лейомиомы матки. Многочисленными исследованиями доказано, что в выборе метода лечения лейомиомы матки необходим строго индивидуальный подход [4, 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.