Научная статья на тему 'Изменения институциональной среды хозяйственного землепользования под влиянием мирового кризиса'

Изменения институциональной среды хозяйственного землепользования под влиянием мирового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников В. Н., Панасенкова Т. В.

В статье рассматривается воздействие мирового финансово-экономического кризиса на институциональную среду производственно-хозяйственного землепользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчинников В. Н., Панасенкова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения институциональной среды хозяйственного землепользования под влиянием мирового кризиса»

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

7

ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ МИРОВОГО КРИЗИСА

В.Н. ОВЧИННИКОВ

Южный федеральный университет, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук,

профессор,

344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88

Т.В. ПАНАСЕНКОВА

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», доцент,

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69

В статье рассматривается воздействие мирового финансово-экономического кризиса на институциональную среду производственно-хозяйственного землепользования.

Ключевые слова: кризис; трансформация; институциональная среда; хозяйственное землепользование; антикризисный менеджмент.

Коды классификатора JEL: Q24, Q14.

Значимость оценки влияния финансово-экономического кризиса на систему земельноимущественных отношений и институциональную среду, предопределяющую их характер и тенденции изменения, определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, современный финансово-экономический кризис обусловливает необходимость переосмысления оценки функциональной действенности институциональных норм, регулирующих деятельность субъектов локальных земельно-имущественных комплексов в России и ее регионах, принятия специальных антикризисных программ, поддерживающих позитивные тенденции сохранения их потенциала.

Во-вторых, очевидна необходимость организации действенной системы регулирования отношений собственности и предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках земельно-имущественного комплекса государственного сектора экономики. Кризис предъявляет достаточно жесткие требования к его использованию, получению прибыли от объектов государственной собственности, требует адекватных финансово-инвестиционных инструментов и технологий получения соответствующих доходов, и органы управления должны обеспечивать выполнение этого требования.

В-третьих, кризис подействовал как на экономику страны в целом, «проверяя на прочность» российскую финансовую систему, действенность правовых основ ее регулирования, возможность противостояния внешним воздействиям с позиции макроэкономической устойчивости, так и на региональные хозяйственные комплексы, действующие в конкретных условиях и специфической институциональной среде [2].

Очевидно, что к моменту разразившегося в 2008 г. финансово-экономического кризиса российские регионы подошли с различными уровнями развития социально-экономического, ресурсного, технического, инновационного потенциалов, и существенно дифференцированными показателями эффективности использования объектов земельно-имущественного комплекса.

В определенной степени о такой дифференциации свидетельствуют показатели инвестиций в основной капитал (как финансовых потоков, обеспечивающих формирование и обновление объектов имущественного комплекса), ввода жилья, объектов работ по строительству. Различия в уровнях вышеперечисленных показателей, характеризующих позиции российских регионов и федеральных округов в 2008 г., отражены в табл. 1. Приведенные в табл. 1 данные позволяют сделать ряд выводов.

Во-первых, во всех федеральных округах очевидна положительная динамика инвестиций в основной капитал в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (рост составил от 101,2% в Северо-Западном федеральном округе до 111,2% в Южном федеральном округе); позитивные результаты характеризуют также показатели строительства жилых домов — рост от 102,1% по Сибирскому округу до 115,0% по Северо-Западному (исключение составляет Центральный федеральный округ, где жилья было построено на 4,2% меньше, чем в предыдущем году).

Во-вторых, неоднозначной представляется ситуация с результатами в предкризисном периоде в строительном секторе российской экономики. Его значимость для формирования

© Овчинников В.Н., Панасенкова Т.В., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

и модернизации имущественного комплекса федеральных округов и конкретных регионов очевидна, ибо от деятельности бизнес-субъектов этого сектора зависит наращивание потенциала в сфере не только жилищного, но и производственного комплекса.

Таблица 1

Объемы инвестирования в основной капитал и строительных работ в федеральных округах и регионах Юга России в 2008 г.1

Федеральные округа, регионы Инвестиции в основной капитал Иностранные инвестиции, млн долл. США. Строительство жилых домов Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в % к 2007 г.

Млрд руб. в % к 2007 г. Тыс. кв. метров общей площади в % к 2007 г.

Российская Федерация 8764,9 109,8 103 768,9 63 761,6 104,5 112,8

Южный федеральный округ 905,8 111,2 3 208,0 9 787,9 104,4 112,3

В т.ч.: Республика Адыгея 11,2 85,5 44,9 82,0 119,3 78,8

Республика Дагестан 86,3 129,4 13,7 908,3 113,5 129,7

Республика Ингушетия 5,4 60,7 - 59,2 180,7 60,4

Кабардино-Балкарская Республика 13,9 87,7 - 245,2 103,4 113,4

Республика Калмыкия 7,8 112,5 - 59,1 76,1 114,0

Карачаево-Черкесская Республика 10,9 104,2 - 94,5 101,6 101,3

Республика Северная Осетия — Алания 16,3 96,2 4,1 196,9 112,1 100,3

Чеченская Республика 37,7 100,5 - 55,0 121,5 103,3

Краснодарский край 321,7 117,0 1 179,5 3 837,1 103,6 115,6

Ставропольский край 70,1 110,2 759,5 1 038,1 109,8 114,3

Астраханская область 65,2 105,9 27,5 382,5 52,7 123,2

Волгоградская область 82,6 106,5 81,8 821,7 107,8 112,9

Ростовская область 176,4 108,6 1 096,8 2 008,4 117,8 106,3

Центральный федеральный округ 2152,3 101,4 55 392,6 19 052,2 95,8 100,9

Северо-Западный федеральный округ 998,6 101,2 11 487,8 6 505,7 115,0 99,5

Приволжский федеральный округ 1455,1 105,7 7 712,0 13 547,1 110,2 111,5

Уральский федеральный округ 1463,3 110,2 6 555,3 6 162,3 110,2 115,2

Сибирский федеральный округ 895,2 105,1 7 742,3 7 060,3 102,1 101,1

Дальневосточный федеральный округ 564,2 107,8 8 670,7 1 371,7 105,5 92,9

При положительных данных по большинству федеральных округов, подтверждаемых индексом физического объема работ в 2008 г. по отношению к 2007 г., превышающим 100%, в Северо-Западном округе этот показатель составил 99,5%, а в Дальневосточном — 92,9%, и это — при высоких темпах жилищного строительства в этих округах — 115,0% и 105,5% соответственно.

В-третьих, анализ вышеперечисленных показателей в разрезе республик, краев и областей Южного федерального округа подтверждает значительную неоднородность картины по регионам ЮФО.

При достаточно благополучных показателях по округу в целом — инвестиции в основной капитал в 2008 г. возросли по сравнению с 2007 г. на 111,2%; иностранных инвестиций было при-

1 Составлено по данным: Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2008 году // Российская газета. 2009. 13 марта. № 43 (4967). С. 14-15.

влечено на сумму 3,2 млрд долл. США; прирост строительства жилья оценивается в 4,4%, а индекс физического объема работ, выполненных по строительству, составил 112,3% по сравнению с 2007 г., — показатели в регионах резко отличались.

Так, по объему инвестиций они колебались от 60,7% в Республике Ингушетия до 129,4% в Республике Дагестан; по строительству домов — от 76,1% в Республике Калмыкия до 180,7% в Ингушетии, при том что индекс физического объема работ по строительству в данной республике был самым низким — 60,4%. В целом же наиболее стабильными и значительными в ЮФО по всем показателям (в том числе по иностранным инвестициям) были три региона: Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, что подтверждает их роль как «опорных» регионов, формирующих каркас имущественного комплекса ЮФО [3].

По данным исследования плотности экономического пространства, проведенного СевероКавказским НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, этот показатель в Краснодарском крае превышал соответствующее значение показателя Республики Калмыкия более чем в 30 раз.

Таким образом, проведенный анализ состояния имущественных комплексов федеральных округов и конкретных регионов по избранному кругу показателей, информация по которым отражена в достоверных официальных источниках, позволяет сделать вывод о разноуровневых по потенциалу, структуре, производственной специализации и другим параметрам имущественных комплексах, сформировавшихся к началу современного финансово-экономического кризиса.

Такая картина предопределена пространственным размещением производства и населения, локализацией ресурсов и многими другими факторами. В их числе — институциональная среда земельно-имущественных отношений, сложившаяся в регионах под воздействием комплекса условий мега-, макро-, мезоуровней.

Многообразие результирующих показателей, уровня и характера использования ресурсов имущественных комплексов, сложных взаимодействий и разнонаправленных векторов их развития свидетельствуют о необходимости дифференцированных подходов к созданию институциональных условий в сфере земельно-имущественных отношений конкретных регионов, а зачастую — и составляющих их муниципальных образований.

В кризисной ситуации конца 2008-2009 гг. эти дифференцирующие условия трансформируются под воздействием серьезнейших экономических вызовов глобального кризиса, повлекшего падение производства, рост безработицы, снижение доходов населения, ухудшение качества его жизни [1].

Несомненно, снижаются возможности по реализации государственной политики благоприятствования развитию рациональных земельно-имущественных отношений, достижения высокой эффективности использования земельно-ресурсных благ.

Противодействие неблагоприятствующим поступательному развитию земельно-имущественных комплексов российских регионов воздействия кризиса и многочисленным вызовам, обусловленным современной сложной финансово-экономической ситуацией, аккумулирует принятая в марте 2009 г. Правительством Российской Федерации Программа антикризисных мер.

В табл. 2 системно представлены приоритеты институциональных изменений, официально представленные в антикризисной Программе Правительства Российской Федерации, способные положительно повлиять на земельно-имущественные отношения в экономике страны.

Концептуально данная Программа должна способствовать трансформации земельных отношений в позитивном для общества направлении через возрастание роли государства в экономической жизни страны посредством реализации системы антикризисных мер, снижения административных барьеров для бизнеса, создания благоприятной институциональной среды.

Принципиально важным положением антикризисной Программы является защита прав собственности на объекты земельно-имущественного комплекса.

Анализ антикризисной Программы правительства позволяет сделать еще один важный вывод: властные структуры ориентированы на повышение инновационной активности российских рыночных субъектов, способствование модернизации имущественного комплекса компаний через рациональную амортизационную политику, совершенствование финансового менеджмента и ряд других мер.

Приоритеты политики антикризисных мероприятий принципиально важно реализовать на макро-, мезо- и микроуровнях. Инструменты, технологии, проекты их осуществления в целях стимулирования регионального развития имущественного комплекса соответствующим образом классифицированы и представлены в табл. 3.

Имущественный комплекс в данной системе программных мер разделен на его составляющие: имущество предпринимателей, корпораций реального сектора и имущество ЖКХ.

По каждой из указанных структурных составляющих идентифицированы соответствующие инструменты, технологии, программы и проекты, в числе которых по субъектам реального сектора экономики представлены:

— мониторинг финансово-экономического положения предприятий, на которых распространяются меры антикризисной поддержки;

ТЕ1^А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕІЗІЗА ЕСОІХЮМІСиБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

— амортизационная политика, обеспечивающая ускоренное обновление основных фондов;

— программы господдержки авиакомпаний, субъектов транспортной инфраструктуры;

— субсидии по различным направлениям — субсидирование отечественных предприятий сферы АПК, автомобилестроения, оборонно-промышленного комплекса;

— возмещение части лизинговых платежей и др.

Таблица 2

Систематизация антикризисных мер и приоритетов формирования институциональной среды, оказывающих позитивное влияние на земельно-имущественные отношения

в российской экономике2

№ п/п Приоритеты институциональных изменений антикризисного характера, влияющие на земельно-имущественные отношения Характеристика системы антикризисных мер, социально-экономических и институциональных эффектов от их реализации

1 Возрастание роли государства в экономической жизни страны, реализации антикризисных мер в социальноэкономической сфере 1.1. Повышение ответственности государства за создание институциональной среды, способствующей реализации земельноимущественных отношений в условиях кризиса 1.2. Снижение административных барьеров для бизнеса, реализация государственных антикризисных программ для малого и среднего бизнеса, поддержка крупного бизнеса, системообразующих предприятий в автомобилестроении, металлургическом производстве, лесопромышленном комплексе и т. д.

2 Защита прав частной собственности на объекты земельно-имущественного комплекса 2.1. Признание приоритета прав частной собственности на имущество, несмотря на реализацию ряда антикризисных мер, сопровождающихся увеличением доли государства во владении промышленными и финансовыми активами экономики неустойчивых хозяйствующих субъектов 2.2. Совершенствование системы правоприменительных институтов, обеспечивающих защиту прав собственников деловой недвижимости, жилья, земельных участков и др.

3 Обеспечение макроэкономической сбалансированности в хозяйственном комплексе страны, повышение инвестиционной привлекательности российской экономики 3.1. Комплекс институциональных и организационных мероприятий по реструктуризации бюджета в целях повышения эффективности и усиления целевого характера бюджетных расходов. 3.2. Снижение инфляции и процентных ставок, стабилизация курса национальной валюты, восстановление устойчивого экономического роста

4 Модернизация экономики страны, формирование институциональной среды для повышения инновационной активности бизнес-структур 4.1. Смена сложившейся модели экономического роста — от «нефтяного» к инновационному, реализация модернизационных программ по отраслям и сферам 4.2. Снижение издержек на сооружаемые инфраструктурные объекты, обеспечивающие переход к качественно новой экономике 4.3. Создание институционально-организационных условий для формирования «критической массы» инновационно-ориентированных предприятий посредством модернизации их имущественных комплексов

5 Общая поддержка реального сектора, стимулирование эффективной деятельности системообразующих предприятий, рационализация процедур банкротства 5.1. Контроль со стороны государства за деятельностью ключевых для российской экономики предприятий, предотвращение массовых увольнений, утраты производственного потенциала. 5.2. Прекращение поддержки неэффективных предприятий, при минимизации последствий банкротства для работников таких предприятий и местных сообществ. 5.3. Сохранение стратегически важных производственных активов обанкротившихся предприятий, создание условий для использования их имущественных комплексов при реорганизации производства

6 Снижение административного давления на бизнес 6.1. Стимулирование повышения ответственности бизнеса, в условиях кризиса, создание новых производств и дополнительных рабочих мест. 6.2. Контроль за полным использованием бизнес-структурами налоговых обязательств, в сочетании с предоставлением дополнительных налоговых льгот, отсрочек, каникул и т.д. 6.3. Усиление деятельности по предотвращению и пресечению действий чиновников по коррупционному вмешательству в бизнес. 6.4. Устранение законодательно установленных до 2009 г. излишних административных барьеров, защита юридических лиц от несанкционированных прокуратурой внеплановых проверок

2 Составлено по результатам анализа и систематизации информации, представленной в «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» // Российская газета. 2009. 20 марта, № 48 (4872). С. 3-8.

Антикризисная направленность системы мер в данной сфере состоит в осуществлении их по двум направлениям, оправдавшим себя в мировой практике во времена экономических кризисов.

Во-первых, реструктуризация ипотечных кредитов для заемщиков, потерявших работу, для чего предусмотрены 51,6 млрд руб. из бюджета только на 2009 г.

Во-вторых, реформирование ипотечных кредитов, что обойдется государству в 2009 г. в 30,0 млрд руб.

Важнейшим инструментом предоставления такой поддержки является реструктуризация ипотечных кредитов через региональные подразделения федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Предусмотрено три варианта:

• АИЖК и банк могут выступить сокредиторами по реструктурированным кредитам;

• Агентство выкупает у банка кредит с некоторым дисконтом;

• Агентство предоставляет заемщику целевой заем для проведения платежей по кредиту в течение года;

• В любом случае ежемесячные платежи заемщика уменьшаются на 12 месяцев. Соответственно, после завершения отсрочки платежи будут снова пересчитаны.

В большинстве случаев перекредитование заемщиков проводится за счет средств операторов федерального АИЖК в регионах, краевых или областных ипотечных корпораций.

Еще одним направлением совершенствования земельно-имущественных отношений в период кризиса является реализация социально значимых антикризисных проектов. В их числе — проект «Расселение мегаполисов». Инициатором данного проекта является Российская глобальная товарно-связующая система, институционализированная финансовая структура, обеспечивающая его реализацию — Резервно-расчетная система.

Характеристика земельно-имущественного комплекса, формируемого при реализации проекта, и мероприятия, обеспечивающие его осуществление, представлены на рис. 1.

Мероприятия обеспечивающие оеализаиию проекта

Безвозмездное выделение земли в собственность, с правом наследования, без права продажи, с упрощенной процедурой оформления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через 3 года - изъятие земпи. если ее не начали возделывать

Переселение в сельскую местность - только добровольное, по заявпениям совершеннопетних чпенов семьи

При затруднениях с возвращением попученных кредитов -реструктуризация, отсрочки или обнуление всех кредитов членов семьи переселяющихся

Организаторы проекта -межрегиональные сети Антикризисных расчетнотоварных Центров (АРТЦ)

Проект «Расселение мегаполисов»

Институционализированная финансовая структура.

обеспечивающая реализацию проекта -Резервно-расчетная Система

Земельно-имущественный комплекс, формируемый при реализации проекта

Не менее 5 га земпи на семью

Трактор, навесное оборудование, инструмент и др.

Дом в сепьской местности, при его строитепьстве стройматериалы по льготным ценам

Рис. 1. Структура земельно-имущественного комплекса и условия его формирования при реализации антикризисного проекта «Расселение мегаполисов» в России в 2009-2010 гг. через Глобальную товарно-связующую систему3.

Проект предполагается реализовать в 2009-2010 гг. через сеть антикризисных расчетнотоварных центров, формируемых посредством Интернет-сетей в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и других крупных городах. Его целью является создание условий по добровольному переселению семей в сельскую местность, обеспечение их земельными участками до 5 га, поддержка в организации семейных хозяйств по производству сельхозпродукции, создании достойных жилищных условий посредством льгот при постройке дома, оформлении усадьбы и т.д.

Несомненно, при позитивном отношении к данному проекту жителей перенаселенных мегаполисов, лишившихся работы, доходов и т.д., для тысяч российских семей в течение двух-трех лет могут быть созданы условия для качественно новой организации их жизнедеятельности, формирования имущественного комплекса, оцениваемого в миллионы рублей, для ныне живущих и последующих поколений.

3 Составлено по данным: Глобальная товарно-связующая система // Российская газета. 2009. 24 марта, № 49 (4873). С. 3.

ТЕ131}А ЕС0\0М!СУ8 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕ1ЭДАЕС01\ЮМ1С115 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) -Ф- 2009 Том 7 №2 (часть 3)

ГО

Таблица 3

Инструменты и технологии реализации антикризисных мероприятий на макро- и мезоуровнях, стимулирующих реализацию

развития имущественного комплекса в 2009-2010 гг.3

Составляющая имущественного комплекса Инструменты, технологии, программы, проекты, обеспечивающие реализацию антикризисных мер Реализация на макроуровне, в российском экономике в целом Особенности реализации на региональном уровне

1. Имущественные комплексы предприятий реального сектора экономики 1. Мониторинг финансово-экономического состояния системообразующих предприятий 1. Формирование перечня из 295 системообразующих предприятий (организаций) российской экономики (СОП) 2. Мониторинг финансово-экономического состояния (СОП) 1. Определение системообразующих для конкретного региона и муниципалитетов — предприятий (1148 предельное региональное значение — ПРЗ) 2. Мониторинг финансово-экономического состояния, оценка земельно-имущественного комплекса

2. Налоговое стимулирование развития имущественного комплекса предприятий 1. Перенос ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком использования, применение нелинейного метода начисления амортизации для ускорения обновления основного капитала 2. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов (на срок до 5 лет), способствующая ускоренному обновлению капитала 3. Снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20 %» 4. Уплата налога по фактически полученной прибыли 5.Снижение ставки налога на прибыль по упрощенной схеме налогообложения (с 15% до 5%) 1. Дополнение для регионов по снижению налога на прибыль: к 17,5% добавлено 0,5% за счет федеральной части 2. Отсрочки или рассрочки по ряду региональных налогов

3. Субсидирование предприятий отдельных отраслей экономики 1. Субсидирование процентной ставки по отдельным видам краткосрочного кредитования предприятий АПК (100% ставки рефинансирования Банка России); 2. Субсидирование части затрат по кредитам предприятий АПК 3. Субсидирование процентных ставок предприятий рыбохозяйственного комплекса; 4. Предоставление банкам целевых государственных финансовых ресурсов при обеспечении ими финансирования инвестиционных проектов в АПК 5. Субсидирование части процентных ставок предприятиям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам на техническое перевооружение 6. Субсидирование 2/3 ставки рефинансирования по 2-летним потребительским кредитам на приобретение отечественных легковых автомобилей физическими лицами; 7. Предоставление кредитной линии лизинговым комплексам на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой отечественного производства 8 Увеличение объемов субсидий предприятиям АПК для предупреждения банкротства 9. Программы господдержки авиакомпаний при закупке иностранных воздушных судов 10. Возмещение из федерального, бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства (до % подлежащих возмещению сумм) 11. Взносы в уставной Капитал ОАО «Российские железные дороги» для поддержки проектов по развитию транспортной инфраструктуры 1. Целевое субсидирование предприятий АПК на региональном уровне 2. Субсидирование рыбохозяйственного и сельскохозяйственного комплексов из региональных источников 3. Субсидирование процентных ставок предприятиям автомобилестроения по кредитам из источников финансирования в регионах 4. Стимулирование закупок автомобильной техники для региональных фондов исполнительной власти, перевозки пассажиров, работников органов правопорядка, медицинских целей и др. 5. Реструктуризация задолженности предприятий автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения и ряда других отраслей по налогам и сборам перед федеральным и региональными бюджетами 6. Участие регионов в сооружении аэродромов экспериментальной авиации, сети аэродромов взамен прекративших существование (в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке)

В.Н. ОВЧИННИКОВ, Т.В. ПАНАСЕНКОВА

2. Имущественные объекты жилищно-коммунального комплекса 1. Федеральный целевой проект (ФЦП) «Жилище» 1. Выполнение ФЦП (инвестиции на федеральном уровне — 61,4 млрд руб.) 2. Обеспечение жильем молодых семей по специальным программам 1. Реализация государственных жилищных сертификатов для военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил РФ, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера 2. Субвенции субъектам РФ для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны

2. Инструменты стимулирования наращивания имущественных объектов жилищного комплекса 1. Финансирование приобретения жилья эконом-класса в домах с высокой степенью готовности, с переводом его в социальное жилье, для реализации государственных жилищных сертификатов и др. (использование 50 млрд руб. средств Фонда содействия реформам ЖКХ); 2. Предоставление возможности семьям направлять средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных кредитов (26,3 млрд руб. из средств федерального бюджета); 3. Реструктуризация ипотечных кредитов для кредитозаемщиков, потерявших работу, через АИЖК (51,6 млрд руб. на 2009 г.); 4 Рефинансирование ипотечных кредитов (2009 г. — 30 млрд руб.); 5. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (10,5 млрд руб. на 2009 г.) 1. Реализация в субъектах РФ региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств фонда содействия реформам ЖКХ 2. Поддержка строительной отрасли в регионах и сферы регионального и муниципального ЖКХ 3. Дополнительная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства за счет различных источников в регионах

3 Составлено по материалам: Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.//\лгага/.гд.ги

ТЕ1ЭДАЕС01\ЮМ1С115 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) -Ф- 2009 Том 7 №2 (часть 3)

ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО...

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

Данный проект — это пример адаптации для российских условий позитивного опыта смягчения социально-экономических проблем в период кризиса, накопленного, например, в США в годы Великой депрессии, в Исландии в 60-х гг. XX в. при расселении населения на арктические территории и т.д.

Таким образом, исследование проблем влияния мирового финансово-экономического кризиса на институциональную среду в сфере земельно-имущественных отношений позволяет сделать следующие выводы:

Адаптация системы земельно-имущественных отношений в российских регионах к новой экономической ситуации, обусловленной современным кризисом, глобальной турбулентностью и ставшей очевидной мировой рецессией, предполагает соответствующие изменения в Федеральном и региональных законодательствах и институциональной среде в целом по направлению «земельно-имущественные отношения», затрагивающие отношения собственности, структуру имущества и управления им, соотношение доли государства и частного бизнеса во владении промышленными и финансовыми активами экономически неустойчивых хозяйствующих субъектов, прозрачность любых сделок с имуществом при вынужденных банкротствах, государственные гарантии защиты частной собственности на объекты земельно-имущественного комплекса, в том числе приобретенного по ипотеке при не выплаченных пока кредитах, и ряд других принципиальных аспектов земельно-имущественных отношений.

Ориентация Правительства Российской Федерации на смягчение негативных проявлений финансово-экономического кризиса как во всех структурах хозяйственного комплекса на ма-кро-, мезо- и микроуровнях, так и в системе жизнеобеспечения российского социума, официально нашедшая отражение в Программе антикризисных мер на 2009 г, успешно реализуется.

Приоритетами Программы признаны мероприятия по поддержании земельно-имущественных отношений на социально благоприятном уровне: неукоснительное выполнение публичных обязательств государства перед населением и бизнесом, проведение социальноориентированных реформ, приумножение промышленного и технологического потенциала, снижение административных барьеров для бизнеса, обеспечение долгосрочных приоритетов модернизации земельно-имущественных комплексов, поддержка строительной сферы и ЖКХ как основы сохранения, улучшения и наращивания имущественного комплекса в жилищном секторе экономики Российской Федерации.

Реализация антикризисных мер по поддержанию земельно-имущественных отношений на макро- и мезоуровнях осуществляется посредством системного использования обширного диапазона инструментов, технологий, алгоритмов, программ и проектов, в числе которых: налоговое стимулирование развития имущественного комплекса предприятий через специальные ставки, отсрочки и т.д., субсидирование хозяйствующих субъектов (по конкретным программам, отдельным отраслям), целевое льготное кредитование (по приоритетным направлениям и сферам экономики), страхование, использование Форсайт-технологий, антикоррупционных мер, контроль со стороны государства, санкции за нарушения законодательно определенных требований и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. 2008. № 12.

2. Мельникова Л.В. О риторике региональной науки и региональной политики // Регион: экономика и социология. 2008. № 1.

3. Отчет национального информационно-аналитического центра мониторинга и развития инновационных структур http://www.RG.ru.

4. Состояние экономики Российской Федерации и пути преодоления кризисных явлений / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. М., 2009.

yOPABAEHHE TPydOB{M OOTEHUHAAOM КАК ФAКTOP РАЗВИТИЯ HAУЧHO-ИHHOBAЦИOHHOЙ ЭКOHOMИКИ

Т.В. ИГНАТОВА

Северо-Кавказская академия государственной службы, доктор экономических наук, профессор, e-mail:tignatova@aaanet.ru П.П. ВАСИЛЬЕВ

Северо-Кавказская академия государственной службы, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: ppvasilev@yandex.ru

В статье дан краткий обзор теоретических и практических вопросов развития и использования человеческого и трудового потенциалов в инновационной сфере РФ. Формирование современного трудового потенциала рассматривается как важный процесс, без которого невозможен переход отечественной экономики на инновационный путь развития. Рассмотрены правительственные постановления, целевые программы и меры, способствующие формированию более качественного трудового потенциала. Освещены методологические вопросы инновационного развития экономики страны. Проводится анализ стратегии инновационного развития России, а также механизм ее реализации. Предложены авторские рекомендации.

Ключевые слова: человеческий потенциал; трудовой потенциал; инновации; инновационная экономика; наука и высшее образование.

Коды классификатора ^ЕЬ: 324, 128, 038.

В современном мире наблюдается резкая активизация инновационных процессов, что связано с формированием нового типа экономического развития, который характеризуется принципиальным изменением производственно-технологической базы и характера выпускаемых товаров. Сегодня инновации превратились в главный вектор экономического развития вследствие глобализации и ужесточившейся на мировых рынках конкуренции. Перед Россией стоят большие задачи в деле реализации цели построения экономики, основанной на знаниях, опирающейся прежде всего на образовательный и научный уровень человеческого потенциала и его важной составной части — трудового потенциала.

Человеческий потенциал является важной составляющей национального богатства общества и представляет собой все население страны как потенциальную производительную силу. В то же время одной из ключевых подсистем человеческого потенциала выступает трудовой потенциал. Статистическое отличие трудового потенциала от человеческого состоит в том, что носителями первого является только трудоспособная часть экономически активного населения как производительная сила общества [1, с. 65].

По-видимому, для кардинального решения проблем российского общества требуется обновление основных качеств трудового потенциала страны, чтобы он полностью соответствовал современным вызовам. Это требует адекватных системно-концептуальных подходов к современной модели экономики, причем в органическом единстве развития знаний, человека и экономики [7, с. 4].

Очевидно, что трудовой потенциал образуется путем единства ряда характеристик: ресурсной, интеллектуальной и психофизической, которые выражают его временную и пространственную определенность. Так, показатель численности трудоспособного населения определяет максимальную величину трудового потенциала общества. В то же время, он выступает показателем численности экономически активной части населения страны. На его основе определяются в количественном отношении имеющиеся в распоряжении того или иного региона природные, финансовые и материальные ресурсы, а также сферы общественно-полезной деятельности, которые обеспечивают воспроизводство условий жизни населения и образуют экономический потенциал.

Трудовой потенциал, как важная составная часть человеческого потенциала, характеризуется в качественном отношении как оценка степени соответствия трудоспособного населения освоению природных ресурсов, приведению в действие материальных элементов производительных сил, а также обслуживания производственной и рыночной инфраструктуры и отраслей социальной сферы. Вследствие этого вопрос о состоянии и перспективах развития человеческого потенциала в России имеет, пожалуй, ключевое значение для определения исторических судеб страны [5].

В связи с этим качество человеческого потенциала определяется нами, прежде всего, по образовательному, профессиональному уровню. Кроме того, в число слагаемых трудового потенциала необходимо включить социально-личностные качества населения, к которым можно отнести: профессионализм, ответственность, трудолюбие, инициативность, рационализм, совре-

© Игнатова Т.В., Васильев П.П., 2009

TERRA ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.