Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ'

ИЗМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСД)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотова Л. В.

В статье рассматривается вопрос специфики изменения индивидуально-психологических особенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению взрослых обучающихся. Автор полагает, что методика пролонгированного интенсивного обучения создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей и коммуникативных качеств, что имеет свою специфику проявления в зависимости от типа темперамента обучающихся. Динамика развития коммуникативных качеств выражается в образовании смежных типов темперамента и переходных типов ИСД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODIFICATION OF PSYCHO-INDIVIDUAL PROPERTIES IN CONDITIONS OF INTENSIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF ADULT LEARNERS

The article views the topic of dynamic changes of psycho-individual properties of learners taking place in conditions of intensive foreign language teaching. The author argues that the method of intensive foreign language teaching creates favourable conditions for developing communicative skills and qualities, which reveals itself depending on type of temperament. Dynamics of development of сommunicative qualities brings about creation of conterminal types of temperament and transitional types of ISA (Individual style of activity).

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ»

Научная статья УДК 159.9

DO110.52070/2500-3488_2022_2_843_130

изменения индивидуально-психологических особенностей взрослых обучающихся в условиях интенсивного обучения иноязычному общению

Л. В. Сотова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия mosling_university@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос специфики изменения индивидуально-психологических осо-

бенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению взрослых обучающихся. Автор полагает, что методика пролонгированного интенсивного обучения создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей и коммуникативных качеств, что имеет свою специфику проявления в зависимости от типа темперамента обучающихся. Динамика развития коммуникативных качеств выражается в образовании смежных типов темперамента и переходных типов ИСД.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, интенсивное обучение, темперамент, иноязычные способности, индивидуальный стиль деятельности (ИСД)

Для цитирования: Сотова Л. В. Изменения индивидуально-психологических особенностей взрослых обучающихся в условиях интенсивного обучения иноязычному общению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 2(843). С. 130-137. 10.52070/2500-3488_2022_2_843_130

Original Article

Modification of Psycho-Individual Properties in Conditions of Intensive Foreign Language Teaching of Adult Learners

Ludmila V. Sotova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia mosling_university@mail.ru

Abstract. The article views the topic of dynamic changes of psycho-individual properties of learners taking place in

conditions of intensive foreign language teaching. The author argues that the method of intensive foreign language teaching creates favourable conditions for developing communicative skills and qualities, which reveals itself depending on type of temperament. Dynamics of development of communicative qualities brings about creation of conterminal types of temperament and transitional types of ISA (Individual style of activity).

Keywords: psycho-individual properties, intensive teaching, temperament, linguistic skills, Individual Style of

Activity (ISA)

For citation: Sotova, L. V. (2022). Modification of psycho-individual properties in conditions of intensive foreign

language teaching of adult learners. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2(843), 130-137. 10.52070/2500-3488_2022_2_843_130

ВВЕДЕНИЕ

В статье рассматривается вопрос изменения индивидуально-психологических особенностей взрослых обучающихся в условиях интенсивного обучения иноязычному общению, а именно развитие иноязычных коммуникативных способностей в зависимости от типа темперамента, обусловленного типом нервной системы (НС), что находит свое выражение в определенном индивидуальном стиле деятельности обучающихся (ИСД).

Актуальность данной темы продиктована тем, что интенсивное обучение является инновационным направлением, составляющим неотъемлемую часть системы непрерывного образования, выполняющего немаловажную роль в современном экономическом развитии страны. Изучение вопроса динамики изменения индивидуально-психологических особенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению взрослых обучающихся выступает как одно из общепедагогических условий оптимальной организации процесса обучения и как фактор интенсификации в целом.

В статье дается подробный обзор исследований по теме темперамента в зарубежной и отечественной литературе представителей различных направлений, обсуждается проблема связи темперамента и коммуникативных качеств [Милованова, 2018; Русскова, 2013]. В качестве основных параметров по определению ведущего типа темперамента в статье выделяются свойства экстраверсии / интроверсии; эмоциональной уравновешенности / нейротизма в соответствии с системой Г Айзенка. Проводя анализ основных положений отечественных психологов по теме иноязычных способностей, автор останавливается на исследовании М. К. Кабардова, рассматривающего свойство лабильности / инертности НС в качестве ведущего фактора, определяющего уровень развития иноязычных коммуникативных способностей, обусловливающих успешность / неуспешность овладения иностранным языком.

Основная часть статьи посвящена описанию результатов формирующего эксперимента по выявлению изменений индивидуально-психологических особенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению взрослых обучающихся. С целью определения принадлежности обучающихся к так называемому «коммуникативному» или «некоммуникативному» типу овладения иностранным языком автор предлагает взаимодополняющее использование методик Г. Айзенка (по определению типа темперамента) и Ю. А. Веденя-пина (по определению уровня развития коммуникативных лингвистических способностей) в качестве варианта экспресс тестирования.

Исследования автора доказывают факт, что в условиях интенсивного обучения иноязычному общению индивидуально психологические особенности обучающихся претерпевают значительные изменения, которые способствуют динамичному развитию коммуникативных качеств личности, что выражается в образовании смежных типов темперамента (флегматик / сангвиник, холерик / сангвиник и т. д.) и переходных типов ИСД (некоммуникативный / полукоммуникативный, полукоммуникативный / коммуникативный).

темперамент как важнейшая составляющая развития индивидуально-психологических особенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению

В отечественной психологии под индивидуально-психологическими особенностями в целом понимается комплекс индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, и проявлении воли. При этом темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. А к способностям относят такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности (в нашем случае учебной деятельности). В свою очередь темперамент, обусловленный типом нервной системы, выступает как природная предпосылка формирования индивидуального стиля учебной деятельности.

Понятие темперамента до сих пор не получило точного определения в психологии. В истории теории темперамента выделяют несколько подходов, каждый из которых соответствует уровню развития научных знаний о психике человека того времени. Представители гуморальной теории темперамента (Гиппократ VI —V век до н. э, Гален II век до н. э., Аристотель, Лесгафт, И. Кант) - полагали, что тип темперамента зависит от преобладания той или иной жидкости в организме. Конституциональные-типологические теории темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон) ставят зависимость психологических особенностей от телосложения. Нейро-динамическая теория (И. П. Павлов) предполагает обусловленность темперамента особенностями ЦНС. Психологические теории: факторная теория (Г. Хейманс, Е. Вирсме, Г. Айзенк); регуляторная

теория (Я. Стреляу); теория темперамента как стиль (А. Томас, С. Чесс, Р. Пломин); теория темперамента (Р. Клонингер) - основываются на описании психологических свойств темперамента и поведенческих реакций с помощью факторного анализа по результатам психологического опроса.

В отечественной психологии при всем разнообразии подходов к проблеме индивидуально-психологических особенностей ученые признают темперамент как природо-обусловленную структуру человеческой психики, выступающую в качестве биологического фундамента, на котором формируются социально-личностные качества индивида. Так, Б. Г. Ананьев рассматривал темперамент как совокупность физиологических и психических особенностей человека. Л. С. Выготский считал, что темперамент обнаруживается в инстинктивных и эмоциональных, прирожденных и наследуемых реакциях человека. Динамические характеристики темперамента особо отмечал С. Л. Рубинштейн. И. П. Павлов разработал типологию темперамента, подчеркивая взаимосвязь типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) с типом нервной системы и свойствами нервных процессов: силы / слабости, возбуждения / торможения, подвижности / инертности. Создав многоуровневую теорию темперамента, В. С. Мерлин акцентировал внимание на изучении свойств сенситивности, реактивности, эмоциональная возбудимости, пластичности, ригидности, экспрессивность; Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын выделяли такие свойства темперамента, как лабильность и динамичность, возбуждение и торможение. Разрабатывая трехуровневую классификацию свойств нервной системы, В. М. Русалов относил темперамент к интегрированному геноти-пическому свойству психики.

Мнения ученых о структуре темперамента неоднозначны. В современной зарубежной психологии большинство исследователей рассматривают темперамент и критерии его типологии с точки зрения различных свойств темперамента, проявляющихся в поведении. Так, например, Ян Стреляу считает основными фундаментальными свойствами темперамента реактивность и активность. Г Ю. Айзенк в качестве определяющих свойств темперамента выделяет интроверсию / экстраверсию, эмоциональную стабильность / нестабильность (нейротизм). Система психологического анкетирования, разработанная на основе факторного подхода, позволяет достаточно точно определять тип темперамента испытуемых.

Суммируя сказанное, темперамент можно рассматривать как индивидуально-своеобразную, природно-обусловленную структуру динамических свойств психики, которые проявляются

в индивидуальном стиле деятельности. Темперамент обусловлен типом НС и является биологическим фундаментом для формирования способностей, личностных и социальные качеств. В нашем исследовании мы исходим из того, что успешность обучения по овладению иноязычным общением в значительной степени зависит от превалирующего типа темперамента, типа НС, в частности, свойств лабильности / инертности, экстраверсии / интроверсии, эмоциональной уравновешенности / нейротизма.

Так, например, свойство экстраверсии / интроверсии, определяющее психологическую ориентацию на социум или на себя, напрямую связано со степенью развития коммуникативной направленности, коммуникативных свойств и способностей личности обучающегося. Если качество экстраверсии способствует быстрому включению в ситуацию иноязычной коммуникации, то качество интроверсии тормозит вхождение в учебный процесс и вызывают отставание от общего темпа. Нейротизм как проявление свойства лабильности, реактивности НС на поведенческом уровне находит свое выражение в личных качествах тревожности и эмоциональной неустойчивости. Повышенный уровень тревожности часто является причиной низкой успешности обучения, поскольку блокирует работу психологических механизмов восприятия, памяти и речевого продуцирования особенно на начальном этапе обучения, что требует применения специальных методических и психологических приемов по снятию психологического барьера боязни говорения.

Вслед за Г. Айзенком, в нашем исследовании свойства экстраверсии / интроверсии; эмоциональной уравновешанности / нейротизма рассматриваются в качестве определяющих при выборе превалирующего типа темперамента1. Более того учет данных параметров необходим для определения успешности / неуспешности интенсивного обучения иноязычному общению. При этом предполагается, что в условиях интенсивного обучения наибольшую степень успешности должны показать холерики (в связи с присущим им высокими скоростными показателями речемыслительных процессов) и сангвиники (в связи с высокими показателями экстраверсии). Ожидается, что флегматики должны быть наименее успешны (в силу низких скоростных показателей речемыслительных процессов), а меланхолики могут проявить средние показатели успешности, связанные с повышенной тревожностью. В результате тестирования по системе Г. Айзенка из двух групп по восемь человек было выявлено четыре холерика, пять санг-

1Айзенк Г. Ю. Личностный опросник Айзенка. 10. М., 2017. С. 256.

виников, четыре флегматика и три меланхолика. Однако, на наш взгляд, показатели экстраверсии и нейротизма не дают достаточно полной картины для прогнозирования успешности / неуспешности интенсивного обучения иноязычному общению. Данные параметры являются в основном показателями коммуникативных свойств личности, обусловливающих темп развития коммуникативных способностей. Требуется использование дополнительной методики тестирования лингвистических способностей, учитывающей психофизиологические особенности памяти, восприятия, мышления.

коммуникативные иноязычные способности как важнейшая составляющая развития индивидуально-психологических особенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению

Вопрос развития иноязычных способностей как индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям учебной деятельности и определяющих ее успешность, занимает одно из ведущих мест в отечественной методике обучения иностранным языкам. Изучение иноязычных способностей, в рамках компетент-ностного подхода, строится на основе положения о единстве языка и мышления, где язык, выступает как способ, а речь как средство формирования и формулирования мысли [Зимняя, 1982]. Качества психических процессов памяти, мышления, восприятия составляют основу многокомпонентной структуры способностей, при этом личностные качества и мотивация выполняет функцию компенсации [Каспарова, 1980]. Прогнозируя успешность в процессе обучения, следует учитывать, что способности определяются качеством психических процессов и уровнем их развития [Теплов, 1961]. При этом учебная деятельность выступает как один из основных социальных факторов развития способностей, определяющих возникновение индивидуальных различий между обучающимися по скорости, легкости и уровню достижения в ней.

Исследование индивидуально-психологических особенностей обучающихся в условиях интенсивного обучения, проведенное ведущим российским психофизиологом академиком М. К. Кабардовым, показало, что нейродинами-ческие характеристики лабильности / инертности нервной системы определяют степень развития коммуникативных качеств личности,

обусловливающих успешность или неуспешность овладения иностранным языком. Было выделено два типа овладения иностранным языком коммуникативный (коммуникативно-речевой) и некоммуникативный (когнитивно-лингвистический), имеющие различные нейродинамические характеристики лабильности / инертности нервной системы. Было показано, что обучающиеся с лабильным и инертным типом НС по-разному строят свою деятельность в рамках одной и той же методики в зависимости от природо-обуслов-ленного индивидуального стиля деятельности (наглядно-образного или словесно-логического). При этом ИСД рассматривается как компенсаторный механизм, специфичный для каждого темперамента [Кабардов, 2013].

прогнозирование успешности / неуспешности интенсивного обучения иноязычному общению

НА ОСНОВЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

индивидуально-психологических особенностей

Прогнозирование успешности / неуспешности обучения проводилось на основе тестирования основных структурных компонентов индивидуально-психологических особенностей, таких как темперамент и способности, что, по нашему мнению, позволяет наиболее точно определить тип ИСД обучающихся. В процессе проведения данного формирующего эксперимента было сделано предположение о том, что в отсутствии возможности аппаратного ЭЭГ обследования обучающихся с целью установления типа НС и типа ИСД возможно взаимодополняющее использование методик Г. Айзенка и Ю. А. Веденяпи-на в качестве варианта экспресс-тестирования. Таким образом, определение принадлежности обучающихся к коммуникативно-речевому или когнитивно-лингвистическому типу ИСД (соответствующее преобладанию свойств лабильности / инертности НС) проводилось на основе компаративного анализа результатов тестирования типов темперамента по системе Г Айзенка (с учетом показателей темпоральных психологических свойств экстраверсии и нейротизма), а также тестирования иноязычных способностей по системе Ю. А. Веденяпина (с учетом показателей психофизиологических свойств памяти, восприятия, мышления) [Веденяпин, 1970].

При проведении тестирования, вслед за М. К. Кабардовым, мы рассматриваем свойство лабильности / инертности НС в качестве ведущего фактора, определяющего уровень развития иноязычных коммуникативных способностей,

обусловливающих успешность / неуспешность овладения иностранным языком равно, как и тип ИСД в условиях интенсивного обучения. Мы исходим из того, что свойства лабильности / инертности нервной системы на уровне коммуникативных способностей коррелируют с различными параметрами: преобладанием слухового или зрительного канала восприятия и запоминания; высокой или низкой скоростью речемыслительных процессов; кратким или длительным латентным периодом; эмоционально-образным или аналитико-синтети-ческим типом мышления.

По результатам тестирования из двух групп по восемь человек было выявлено девять обучающихся с высокими показателями лабильности НС и четыре с ярко выраженным инертным типом НС; три обучающихся с средними показателями лабильности НС. Соответственно, по классификации М. К. Ка-бардова, было выявлено девять обучающихся коммуникативного типа и четыре обучающихся некоммуникативного типа. Что касается троих обучающихся, у которых средние показатели лабильности НС, то их можно отнести к так называемому полукоммуникативному типу. Понятие «полукоммуникативного» типа было введено Э. Н. Савельевой, проводившей исследование по динамике изменения коммуникативных качеств в условиях краткосрочного интенсивного обучения иностранным языкам [Савельева, 1991]. Исследование показало, что тип ИСД может видоизменяться в процессе интенсивного обучения от некоммуникативного к полукоммуникативному и от полукоммуникативного к коммуникативному типу.

Таким образом, компаративный анализ результатов тестирования типа темперамента и показателей иноязычных способностей позволяет провести корреляцию между типом темперамента и типом ИСД. Так, тип холерика и сангвиника можно отнести к коммуникативному типу ИСД, флегматика - к некоммуникативному типу, меланхолика -к полукоммуникативному типу ИСД.

изменения

индивидуально-психологических особенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению

Говоря о динамике индивидуально-психологических особенностей в условиях интенсивного обучения иноязычному общению, необходимо понимать, что эти изменения затрагивают как психический, так и психофизиологический аспекты личностного развития обучающихся, одновременно влияя на

развитие коммуникативных качеств личности (как психической составляющей личности) и иноязычных способностей памяти, восприятия, мышления (как психофизиологических свойств психики). При этом процесс изменения носит взаимозависимый двунаправленный характер. Так, с одной стороны, природозаданные коммуникативные качества определенного типа темперамента могут обусловливать успешность или неуспешность развития иноязычных способностей. С другой - развитие иноязычных способностей в процессе интенсивного обучения иноязычному общению неизбежно ведет к развитию коммуникативных качеств как личностного новообразования. При этом необходимо также учитывать, что именно образовательный процесс выступает как условие формирования этих внутриличностных трансформаций. В нашем случае методика интенсивного обучения иноязычному общению, построенная на принципе синергии использования специальных методических и психологических приемов, выступает в качестве своеобразного катализатора возникновения этих личностных изменений как на психофизиологическом уровне, предполагающем улучшение показателей памяти, восприятия, мышления, так и на уровне психических и поведенческих характеристик, связанных с типом темперамента в процессе развития коммуникативных качеств.

Так, например, у флегматиков с изначально низким прогностическим коэффициентом успешности наблюдается значительное повышение коммуникативной активности в конце курса обучения в результате развития иноязычных способностей памяти, восприятия, мышления на основе применения интенсивных методов обучения. Развитие способности восприятия на слух и скорости говорения (что предполагает увеличение скорости артикуляции, уменьшение латентного периода, улучшение параметров дифференциальной чувствительности) позитивно отражается на таких коммуникативных качествах флегматиков, как активность и открытость в общении, не свойственных им по природе. Эти позитивные изменения обусловлены, в частности, использованием комплекса методических приемов ролевой игры, предполагающей разнообразие форм индивидуальной и групповой работы, а также специальных мнемо-техник и психологических приемов, развивающих скорость речи. Условия пролонгированного интенсивного обучения позволяют реализовать ярко выраженную потребность флегматиков в самовыражении и обеспечить четкость формирования и формулирования мысли.

У меланхоликов наблюдается значительное снижение психологической тревожности, что выражается в изменении стиля речевого поведения,

а именно уверенности, открытости, активности в иноязычном общении, что в свою очередь коррелирует с улучшением параметров дифференциальной чувствительности и уменьшением латентного периода, свидетельствующих об улучшении восприятия на слух и увеличении скорости реакции при говорении. С дидактической точки зрения этим изменениям способствует создание атмосферы доброжелательности на занятиях, соблюдение принципов суггестопедии «радости и ненапряженности», «инфантилизации», «ролевой маски», что помогает преодолеть психологический барьер боязни говорения. Создание позитивного эмоционального фона на занятиях способствует проявлению у меланхолика присущих ему личностных качеств, таких как мягкость, тактичность, деликатность, чуткость, отзывчивость.

Холерики, наделенные коммуникативными способностями от природы, имеют высокий прогностический коэффициент успешности в условиях методики интенсивного обучения, но тем не менее часто сталкиваются с рядом проблем, связанных с тем, что их скорость речепроизводства опережает речемыслительные процессы. На уровне речевой деятельности это может быть выражено в неадекватности языкового оформления собственного высказывания, неточности воспроизведения текста, нечеткости артикуляции. На уровне психофизиологии это объясняется тем, что лабильность НС, обусловливающая высокие скоростные параметры речевой активности и краткий латентный период, с одной стороны, обеспечивает высокие показатели восприятия на слух и речепроизводства, но при этом коррелирует с пониженными показатели логики, анализа и синтеза мыслительных процессов. В процессе обучения данная проблема решается за счет привлечения специальных методических приемов, развивающих способность по формированию и формулированию мысли. Позитивные изменения в личностной сфере холериков, чья нервная система характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, что определяет реактивность, вспыльчивость, несдержанность их речевого поведения, выражаются в значительном снижении степени агрессивности и конфликтности в межличностной коммуникации. Неуравновешенность и перевозбужденность НС компенсируется активным участием в различных формах группового общения: в парах между собой, с каждым членом группы, группа с группой, что создает эффект выравнивания общего психологического фона.

Сангвиники, обладающие уравновешенной подвижной НС, показывают стабильно высокий уровень успешности обучения, что коррелирует

с высокими показателями способностей памяти, восприятия, мышления. Высокая степень лабильности и пластичности НС обеспечивает высокий темп обучаемости. Природное качество экстра-вертированности проявляет себя в активности и общительности в коммуникативной деятельности на иностранном языке. Излишняя недисциплинированность и необязательность, характерная для этого типа темперамента, компенсируется интересом, проявляемым к предмету изучения, построенном на интенсивном переключении различных видов речевой иноязычной деятельности и разнообразии форм групповой работы.

Итак, в условиях интенсивного обучения иноязычному общению индивидуально-психологические особенности обучающихся претерпевают определенные изменения, которые характеризуются следующим: у обучающиеся с типом темперамента флегматик, меланхолик проявляется тенденция к усилению свойств экстраверсии. Обучающиеся с типом темперамента холерик, меланхолик показывают тенденцию к снижению свойства нейротизма. Обучающиеся с типом темперамента сангвиник проявляют стабильность в развитии индивидуально-психологических особенностей, характерных для данного типа. Таким образом, динамика развития коммуникативных качеств выражается в образовании смежных типов темперамента (флегматик / сангвиник, холерик / сангвиник и т. д.) и переходных типов ИСД (некоммуникативный / полукоммуникативный, полукоммуникативный / коммуникативный).

заключение

Исследование вопроса динамики изменений индивидуально-психологических особенностей обучающихся в условиях интенсивного обучения иноязычному общению позволяет сделать следующие выводы.

1. В условиях интенсивного обучения иноязычному общению успешность обучающихся изначально зависит от индивидуально-психологических особенностей, которые определяют тип ИСД.

2. Трансформационные изменения, происходящие в индивидуально-психологических особенностях, затрагивают как психический, так и психофизиологический аспекты личностного развития обучающихся, одновременно влияя на развитие коммуникативных качеств личности (как психической составляющей личности) и иноязычных способностей памяти, восприятия, мышления (как психофизиологических свойств психики).

3. Процесс изменения носит взаимозависимый двунаправленный характер. С одной стороны, природозаданные коммуникативные качества, характерные для определенного типа темперамента, могут обусловливать успешность или неуспешность развития иноязычных способностей. С другой -развитие иноязычных способностей в процессе интенсивного обучения иноязычному общению неизбежно ведет к развитию новых коммуникативных качеств как личностных новообразований.

4. В условиях интенсивного обучения иноязычному общению индивидуально-психологические особенности обучающихся претерпевают значительные изменения, которые характеризуются следующим: развитие иноязычных способностей, выражающееся в улучшении показателей памяти, восприятия, мышления, сопровождается изменениями психофизиологических свойств экстраверсии и нейротизма, определяющих тип темперамента. Эти изменения способствуют динамичному развитию коммуникативных качеств личности, что выражается в образовании смежных типов темперамента флегматик / сангвиник,

холерик / сангвиник и т. д.) и переходных типов ИСД (некоммуникативный / полукоммуникативный, полукоммуникативный / коммуникативный).

5. Образовательный процесс выступает как условие формирования внутриличностных трансформаций. Методика интенсивного обучения иноязычному общению, построенная на принципе синергии использования специальных методических и психологических приемов, выступает в качестве катализатора возникновения личностных изменений как на психофизиологическом уровне, предполагающем улучшение показателей памяти, восприятия, мышления, так и на уровне психических и поведенческих характеристик, связанных с типом темперамента в процессе развития коммуникативных качеств.

6. Специфика условий интенсивного обучения требует применения комплексного подхода к тестированию показателей типа темперамента и уровня развития иноязычных способностей с целью определения индивидуального стиля деятельности, обусловливающего успешность обучения в целом.

сПисоК источниКов

1. Милованова О. А. Влияние различных типов темперамента на межличностные отношения // Вестник Ульяновский государственный технический университет. 2018. № 2. С. 21-22.

2. Русскова Г. Г. Взаимосвязь коммуникативных качеств и темперамента студентов // Вестник российского университета кооперации. 2013. № 2(12). С. 135-138.

3. Зимняя И. А. Психологические особенности пролонгированного интенсивного обучения иностранному языку взрослых специалистов: сборник научных тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 195. М. : МГПИИЯ, 1982. С. 24-31.

4. Каспарова М. Г. Индивидуализация обучения и способности к иностранному языку: сборник научных тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 187. М. : МГПИИЯ, 1982. С. 43-52.

5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. : Изд-во Академии педагигических наук РСФСР, 1961. С. 9-20.

6. Кабардов М. К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М. : Смысл, 2013.

7. Веденяпин Ю. А. Тесты на определение способности к усвоению иностранных языков // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 52. М. : МГПИИЯ, 1970. С. 171-178.

8. Савельева Э. Н. Индивидуально-психологические особенности овладения иностранным языком в ролевой игре (на примере интенсивного обучения взрослых): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.

references

1. Milovanova, O. A. (2018). Influence of various types of temperament on style of interpersonal communication. Vestnik Ul'janovskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2, 21-22. (In Russ.)

2. Russkova, G. G. (2013). Abilities and temperaments students. Vestnik of the Russian University of Cooperation, 2(12), 135-138. (In Russ.)

3. Zimnyaya, I. A. (1982). Psihologichskie osobennosti prolongirovannogo intensivnogo obuchenija inostrannomu jazyku vzroslyh specialistov = Psychological Peculiarities of Long-term Intensive Foreign Language Teaching of Adult Specialists (pp. 24-31): sbornik nauchnyh tr. MGPIIJa im. M. Toreza. Moscow. (In Russ.)

4. Kasparova, M. G. (1982). Individualizacija obuchenija i sposobnosti k inostrannomu jazyku = Individualization and Foreign Language Teaching: sbornik nauchnyh tr. MGPIIJa im. M. Toreza, 187, 43-52. (In Russ.)

5. Teplov, B. M. (1961). Problemy individual'nyh razlichij = Problems of Individual Differences (pp. 9 - 20). Moscow: Izd-vo Aka-demii pedagigicheskih nauk RSFSR. (In Russ.)

6. Kabardov, M. K. (2013). Jazykovye sposobnosti: psihologija, psihofiziologija, pedagogika = Linguistic Abilities: Psychology, Psy-chophysiology, Pedagogics. Moscow: Smysl. (In Russ.)

7. Vedenyapin, U. A. (1970). Testy na opredelenie sposobnosti k usvoeniju inostrannyh jazykov = Foreign Language Ability Test. Scholarly Notes, MSPI named after M. Tores, 52(1), 71-178. Moscow: MSPI (In Russ.)

8. Savelyeva, A. N. (1991). Individual'no-psihologicheskie osobennosti ovladenija inostrannym jazykom v rolevoj igre (na primere intensivnogo obuchenija vzroslyh) = Individual-Psychological Peculiarities of Foreign Language Acquisition in Role Play (on the Bases of Intensive Teaching of Adults): abstract of PhD in Psychology. Moscow. (In Russ.)

информация об авторе

Сотова Людмила Валентиновна

старший преподаватель Центра интенсивного обучения иностранным языкам Московского государственного лингвистического университета

information about the author Sotova Ludmila Valentinovna

Senior Lecturer of Center of Foreign Language Intensive Teaching, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 20.01.2022 одобрена после рецензирования 24.01.2022 принята к публикации 04.03.2022

The article was submitted 20.01.2022 approved after reviewing 24.01.2022 accepted for publication 04.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.