Научная статья на тему 'Изменение законодательства в отношении выплат, осуществляемых в пользу физических лиц'

Изменение законодательства в отношении выплат, осуществляемых в пользу физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАЗМЕР ВЫЧЕТА / ОЧЕРЕДНОСТЬ ДЕТЕЙ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова А. Л.

После вступления в силу нововведений (повышения размера вычета на третьего и последующего ребенка) на практике возник вопрос, как определить размер вычета, если у физического лица трое детей или более, но на старшего ребенка в силу его возраста вычет не положен. В статье на основании нормативных документов Минфин России дан ответ, из чего при определении размера вычета следует исходить налогоплательщику, как определяется очередность детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение законодательства в отношении выплат, осуществляемых в пользу физических лиц»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

изменение законодательства

в отношении выплат, осуществляемых в пользу физических лиц

А. Л. СОКОЛОВА,

руководитель отдела бухгалтерского сопровождения Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ», г. Москва

В конце 2011 г. вычеты на детей были увеличены ретроспективно. Поправки в подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вступили в силу 22.11.2011, а их действие в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № ЭЭ0-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, статью 15 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Так, согласно данным поправкам стандартный налоговый вычет в размере 3 000 руб. с 01.01.2011 предоставляется:

• третьему и каждому последующему ребенку;

• ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет;

• учащемуся очной формы обучения, аспиранту, ординатору, интерну, студенту в возрасте до 24 лет, в том числе, если он является инвалидом I или II группы.

Следует отметить, что до внесения названных изменений размер налогового вычета не зависел от того, был ребенок первым или третьим. После вступления в силу нововведений (повышения размера вычета на третьего и последующего ребенка) на практике возник вопрос, как определить размер вычета, если у физического лица трое детей или более, но на старшего ребенка в силу его возраста вычет не положен?

Минфин России разъяснил, что при определении размера вычета следует исходить из общего количества детей у налогоплательщика, включая совершеннолетних. Очередность детей определяет-

ся в хронологическом порядке по дате рождения независимо от их возраста (см. письма от 29.12.2011 № 03-04-05/8-1124, от 27.12.2011 № 03-04-06/8-361, от 23.12.2011 № 03-04-08/8-230, от 21.12.2011 № 03-04-05/8-1075, от 08.12.2011 № 03-04-05/81014, от 23.12.2011 № 03-04-06/8-357).

Таким образом, сотрудники, имеющие трех и более детей, а также детей-инвалидов вправе обратиться с заявлением о пересчете налога с начала 2011 г. в бухгалтерию до конца налогового периода. Если же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) работнику с начала года пересчитан не был, то он может получить вычет через налоговый орган, подав по окончании года декларацию по форме 3-НДФЛ, справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и документы, подтверждающие инвалидность.

Нынешний год также богат на изменения налогового законодательства. Остановимся на основных изменениях, касающихся выплат, производимых работодателями в пользу физических лиц.

Вычет на первого и второго ребенка, находящегося на обеспечении родителя (усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя), с 01.01.2012 составляет 1 400 руб., а не 1 000 руб., как было в 2011 г.

При этом правила предоставления вычетов остались неизменны.

Вычет предоставляется за каждый месяц календарного года независимо от того, был ли у сотрудника (с которым оформлен трудовой договор) доход в этом месяце или нет. Стандартные вычеты на детей предоставляются до того месяца, в котором доход работника, исчисленный налоговым агентом нарас-

тающим итогом с начала календарного года, превысит 280 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Кроме того, с 2012 г. отменен стандартный вычет в размере 400 руб., предоставлявшийся абсолютно всем физическим лицам, доходы которых облагались НДФЛ по ставке 13 % до достижения совокупного годового дохода в размере 40 000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 21 8 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2012).

К слову, для работника это небольшая потеря, однако время бухгалтера значительно экономится — не надо собирать заявления с работников.

Данные нововведения позволят семье, имеющей троих детей и годовой доход каждого из родителей 280 000 руб., сэкономить на вычетах 18 096 руб. за год:

[(2 х 1 400 х 12) + (1 х 3 000 х 12)] 2 х 13 % =

= 18 096 руб.

До нововведений указанные вычеты составили бы 9 464 руб. в год.

Как и прежде, единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю налоговый вычет предоставляется в двойном размере, а прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления в брак.

Помимо налоговых вычетов в НК РФ внесены и другие поправки, касающиеся НДФЛ.

Руководителям организаций, их заместителям и главным бухгалтерам организаций при расторжении трудового договора в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, полагается компенсация. Так, если расторжение трудового договора связано со сменой собственника имущества организации, новый собственник обязан выплатить указанным лицам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков (ст. 181 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)).

Руководителю организации также полагается компенсация при прекращении с ним трудового договора по решению уполномоченного органа юридического лица или собственника имущества организации (ст. 279 ТК РФ). При этом указанной нормой установлен только нижний предел компенсационной выплаты (не ниже трехкратного среднего месячного заработка), а максимум не ограничен.

Указанные выплаты с 01.01.2012 облагаются НДФЛ в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка, а для северян — шестикратный средний месячный заработок (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ). Напомним, что до указанной даты НДФЛ не облагалась вся сумма компенсации,

которая выплачивалась руководителю (заместителю, главному бухгалтеру) при увольнении. Такие разъяснения давал Минфин России (см. письма от 23.05.2011 № 03-04-06/6-118, от 17.11.2010 № 0304-06/6-268).

Аналогичные ограничения установлены в отношении выходного пособия и среднего месячного заработка. Перечень случаев, когда работодатель обязан их выплатить, и их минимальный размер определены ст. 178 ТК РФ. В ней же сказано, что трудовым или коллективным договором могут устанавливаться другие случаи их выплаты и повышенные размеры. Минфин России же был уверен, что НДФЛ не облагаются только те пособия, которые выплачены по основаниям и в размерах, установленных ст. 178 ТК РФ.

Теперь в НК РФ прямо написано, что увольнительные выплаты не облагаются НДФЛ только в части, не превышающей трехкратного, а для северян — шестикратного среднего месячного заработка. По мнению автора, данные выплаты следует рассматривать в совокупности.

Законодатель не оставил без внимания и страховые взносы. Ставки взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС) в 2012 г. не изменились. Однако вся сумма взносов на обязательное медицинское страхование должна теперь зачисляться в ФФОМС. В территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ТФОМС РФ) с 2012 г. отчисления производиться не будут.

Для основной массы плательщиков (за исключением льготных категорий) в 2012 г. общий тариф страховых взносов составит 30 %. При этом предел облагаемых выплат на каждого работника увеличился с 463 000 до 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974).

Кроме того, с суммы выплат в пользу работников, превышающей сумму предельной величины (512 000 руб.) необходимо производить отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в размере 10 % (ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ1). Размер страховых взносов представлен в табл. 1.

Принципиально новые понятия введены Феде-

1 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 03.12.2011).

Таблица 1

Размер страховых взносов, %

Фонд Вид обязательного социального страхования Базовый тариф 2012 г.

с выплат, не превышающих 512 000 руб. в год с выплат свыше 512 000 руб. в год

ПФР Пенсионное страхование 22,0 10,0

ФСС РФ Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9 —

ФФОМС Медицинское страхование 5,1 —

Итого 30,0 10,0

ральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Статьей 3 указанного закона введены понятия солидарной и индивидуальной частей тарифа. За счет солидарной части тарифа будут финансироваться расходы ПФР, не связанные с пенсионными накоплениями, например социальные пособия на погребение умерших пенсионеров (если на день смерти они не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

За счет индивидуальной части тарифа формируются суммы, учитываемые на индивидуальном лицевом счете работника. Исходя из них, будут определяться расчетный пенсионный капитал, а также размер накопительной части трудовой пенсии работника. Деление тарифа на солидарную и индивидуальную части не отменяет деления тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. По-прежнему на накопительную часть пенсии надо начислять взносы только с выплат тем лицам, которые родились в 1967 г. или позже. По мнению автора, данное нововведение имеет все шансы окончательно запутать бухгалтеров. Новые правила исчисления пенсионных взносов сведены в табл. 2.

Следует отметить, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 03.12.2011) предусматривает разнообразие пониженных тарифов для льготных категорий.

Наряду с теми, кто использует упрощенную систему налогообложения, льготные тарифы в 2012 г. могут применять организации и индивидуальные предприниматели — работодатели, занимающиеся производством, строительством, образованием, здравоохранением, ремонтом бытовых изделий, управлением недвижимостью. Напомним, что льготные тарифы можно применять только в отношении тех видов деятельности, которые поименованы в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Указанные льготники уплачивают взносы в ПФР в размере 20 %, а уплачивать взносы в ФФОМС данные категории не будут. При этом данный тариф также делится на индивидуальную и солидарную части.

Перечень лиц, уплачивающих 14 % в ПФР, пополнился в 2012 г. В частности, к таким льготникам теперь относят:

• российские 1Т-компании со средней численностью не менее 30 чел. (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ));

• хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общество (АО)), созданные после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями и вузами;

Таблица 2

Исчисление пенсионных взносов по новым правилам

№ п/п Выплаты, включаемые в базу для начисления страховых взносов, на одного работника в течение года Базовый тариф взносов в ПФР на 2012 г.

на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии

1 Не превышающие 512 000 руб. — для лиц 1966 г. рождения и старше 22 %, в том числе: 6 % — солидарная часть; 16 % — индивидуальная часть

2 Не превышающие 512 000 руб. — для лиц 1967 г. рождения и моложе 16 %, в том числе: 6 % — солидарная часть; 10 % — индивидуальная часть 6 % — индивидуальная часть

3 Свыше 512 000 руб. 10 % — солидарная часть —

• резидентов технико-внедренческих ОЭЗ;

• резидентов промышленно-производствен-ных ОЭЗ;

• резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер2.

У сельскохозяйственных производителей и организаций инвалидов размер страхового взноса остался неизменным — 20,2 %, при этом взносы уплачиваются в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС.

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, в 2012 г. попали в число льготников. Однако их пониженные тарифы отличаются от базовых лишь тем, что не нужно платить взносы с выплат, превышающих 512 000 руб. на 1 чел., т. е. для них нет дополнительной ставки взносов в ПФР.

Однако для СМИ совокупный тариф страховых взносов повысился на 1 %.

Зимний «урожай» налоговых поправок оказался весьма богатым, а это означает, что новые требования повлекут введение новых форм отчетности и новый порядок распределения платежей по бюджетам. В связи с этим необходимо рассмотреть коды бюджетной классификации.

Коды бюджетной классификации в 2012 г Приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н утверждены новые коды бюджетной классификации (КБК). В январе 2012 г. возникла путаница в том, какой КБК проставлять в платежном поруче-

нии на перечисление налогов, пеней и штрафов. Долгое время все ждали, когда документ пройдет регистрацию в Минюсте России. Только 13.01.2012 чиновники из Минюста России в письме № 01/1008-ВЕ признали, что новые указания не нуждаются в государственной регистрации. В связи с этим представители Минфина России сообщили, что новые КБК надо применять с 01.01.2012 (письмо Минфина России от 16.01.2012 № 02-05-10/70).

Изменения претерпели в основном КБК по НДФЛ и по социальным взносам.

Новые КБК должны применяться с 2012 г. независимо от того периода, за который уплачиваются взносы, например, взносы, уплачиваемые в январе 2012 г. за декабрь 2011 г., следует относить на новый КБК (табл. 3 и 4). Исключение составляют взносы, уплачиваемые в медицинское страхование, ранее зачислявшиеся в бюджет ТФОМС.

Чтобы узнать, правильно ли указан КБК в платежном поручении, чиновники советуют обратиться к сайту ФНС России и заполнить необходимый документ. При выборе вида платежа программа автоматически поставит нужный код (письмо Минфина России от 29.12.2011 № 03-02-08/132).

Что делать, если организация оплатила авансовый платеж с доходов на старый КБК? В приказе Минфина России от 21.12.2011 № 180н не уточняется, что делать тем, кто уже перечислил налог, скажем, в январе с указанием старых КБК.

Таблица 3

КБК для уплаты страховых взносов на 2012 г.

Код Наименование КБК

I. Юридические лица

392 1 02 02010 06 1000 160 392 1 02 02010 06 2000 160 392 1 02 02010 06 3000 160 Страховые взносы. Пени. Штрафы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 1000 160 392 1 02 02020 06 2000 160 392 1 02 02020 06 3000 160 Страховые взносы. Пени. Штрафы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02080 06 1000 160 392 1 02 02080 06 2000 160 392 1 02 02080 06 3000 160 Страховые взносы. Пени. Штрафы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на выплату доплат к пенсии

392 1 02 02120 06 1000 160 392 1 02 02120 06 2000 160 392 1 02 02120 06 3000 160 Страховые взносы. Пени. Штрафы организаций угольной промышленности в бюджет ПФР на выплату доплаты к пенсии

392 1 02 02041 06 1200 160 Взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР

2 Кластер — совокупность особых экономических зон, определенная Правительством РФ, которыми управляет одна управляющая компания (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ; ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Окончание табл. 3

Код Наименование КБК

II. Физические лица

392 1 09 10010 06 1000 160 392 1 09 10010 06 2000 160 Страховые взносы. Пени в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (за 2002—2009 гг.)

392 1 09 10020 06 1000 160 392 1 09 10020 06 2000 160 Страховые взносы. Пени в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (за 2002—2009 гг.)

392 1 02 02100 06 1000 160 392 1 02 02100 06 2000 160 Страховые взносы. Пени на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02110 06 1000 160 392 1 02 02110 06 2000 160 Страховые взносы. Пени на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, пени на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02041 06 1100 160 Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР

III. Юридические и физические лица

392 1 02 02101 08 1011 160 Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков

392 1 02 02101 08 1012 160 Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2012)

392 1 02 02101 08 2011 160 Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков

392 1 02 02101 08 2012 160 Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2012)

392 1 02 02101 08 3011 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков

392 1 02 02101 08 3012 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2012)

IV. Пени, штрафы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

392 1 16 20010 06 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета ПФР)

392 1 16 20050 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы), налагаемые ПФР и его территориальными органами в соответствии со ст. 48—51 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 03.12.2011)

Таблица 4 КБК для уплаты налога на доходы физических лиц на 2012 г.

Код Наименование КБК

182 1 01 02010 01 1000 110 Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ

182 1 01 02020 01 1000 110 Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ

182 1 01 02030 01 1000 110 Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ

182 1 01 02040 01 1000 110 Налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со ст. 227.1 НК РФ

К сожалению, не говорится об этом и в письме Минфина России от 02.02.2011 № 02-04-09/402, в котором финансовое ведомство информирует налогоплательщиков о новых кодах.

Однако ФНС России выпустила письмо с правилами переноса платежей со старых КБК на новые, в частности, подробно расписаны правила переноса НДФЛ со старых кодов на коды, действующие с 2012 г. (письмо ФНС России от 26.01.2012 № ЗН-4-1/1159@). Таким образом, остатки денежных средств на старых КБК не пропадут.

В связи с этим, по мнению автора, перечисленные по старым КБК суммы не должны попасть в невыясненные платежи, тем не менее следует подстраховаться и сделать сверку в налоговой инспекции.

Также на сайте ПФР размещен проект решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа или статуса плательщика страховых взносов. По этой форме, основываясь на заявлении страхователя, сотрудники ПФР будут документально

подтверждать, что те или иные данные в платежке уточнены.

При этом в проекте отмечается, что КБК можно уточнить только в рамках бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда, к которому он относится.

Список литературы

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 365-ФЗ.

2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).

3. Письмо Минфина России от 02.02.2011 № 02-04-09/402.

4. Письмо Минфина России от 16.01.2012 № 02-05-10/70.

5. Сайт ПФР: URL:http://www. рМ ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.