Научная статья на тему 'Изменение условий участия организацийв предоставлении государственных услуг'

Изменение условий участия организацийв предоставлении государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / МНОГОФУНК-ЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараканов Андрей Александрович

В статье рассматриваются вопросы повышения качества и доступно-сти государственных услуг в Российской Федерации. По результатам анализа практики применения отдельных механизмов предоставления государственных услуг автором выявлены их ключевые недостатки, а также определены особенности элементов механизмов, при-водящие к возникновению недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тараканов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение условий участия организацийв предоставлении государственных услуг»

А.А. Тараканов

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации. По результатам анализа практики применения отдельных механизмов предоставления государственных услуг автором выявлены их ключевые недостатки, а также определены особенности элементов механизмов, приводящие к возникновению недостатков.

Ключевые слова: государственное управление, государственные услуги, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вопросы качества предоставления государственных услуг имеют ключевое значение при определении качества жизни граждан страны, а также институциональных условий ведения предпринимательской деятельности. Подобная роль государственных услуг связана с тем, что результатом предоставления государственных услуг является различные разрешительные, информационные, регистрационные документы, фактически представляющие собой меры прямого государственного регулирования экономики.

В связи с этим на протяжении последнего десятилетия Правительством Российской Федерации реализуется комплекс взаимосвязанных мер, направленных на повышение качества предоставления государственных услуг, как в рамках Концепции реализации административной реформы, так и в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Указ № 601). В частности, Указом № 601 установлена необходимость обеспечения к 2018 году уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90 % [4]. Таким образом, принципиально важным является разработка и применение научно обоснованных подходов к повышению качества и доступности государственных услуг.

В рамках настоящей статьи автором рассматривается понятие «механизм предоставления государственных услуг» как ключевой для выработки предложений о направлениях повышения качества предоставления государственных услуг. Следует отметить, что в настоящее время в научной литературе термин «механизм предоставления государственных услуг» практически не рассмотрен. При этом основное внимание посвящено анализу различных подходов к определению содержания государственной услуги. С учетом результатов проведенного анализа существующих подходов к определению государственной услуги автором предлагается следующее определение: «Государственная услуга представляет собой деятельность органа государственной власти, реализуемую им в рамках полномочий, возложенных на него нормативными правовыми актами, исключительно по запросу лица, результатом которой является юридически значимое персонифицированное действие». Следует отметить, что подобное определение не включает ряд критически важных элементов, влияющих на качество предоставления государственных услуг, но не относящихся непосредствен-

© Тараканов А.А., 2013

но к категории государственной услуги. Подобные элементы могут быть объединены в термине «механизм предоставления государственных услуг».

В исследования по экономическим вопросам термин «механизм» пришел из техники в целях описания социальных, производственных и экономических процессов при их взаимодействии. В настоящее время данный термин получил широкое распространение в исследованиях, посвященных экономической тематике. В частности, его можно встретить в следующих сочетаниях: финансовый механизм, хозяйственный механизм, механизм управления, механизм социально-экономического развития.

В целом по результатам проведенного автором анализа научной литературы, посвященной проблематике применения термина «механизм» в исследованиях, посвященных экономической проблематике, можно выделить следующие основные подходы.

1) Механизм как описание состояния рассматриваемой системы (например, «финансовый механизм» - совокупность состояний финансовой системы, «механизм социально-экономического развития» - совокупность социально-экономических состояний хозяйственной системы).

2) Механизм как система средств и методов воздействия, используемых в управлении, или комплекс рычагов, используемых в управлении, для воздействия на объект управления в целях достижения определенного результата.

3) Механизм как способ функционирования (работы) и развития системы управления (способы взаимодействия элементов управляемой системы) [1].

По результатам рассмотрения существующих подходов к определению термина «механизм» автором предлагается под механизмом предоставления государственных услуг понимать совокупность ряда элементов предоставления услуги (субъекта предоставления услуги, метода предоставления услуги, инструментов предоставления услуги, правового, технологического и ресурсного обеспечения предоставления услуги, принципов ключевых взаимодействий), взаимодействие которых обеспечивает прием, рассмотрение обращения заявителя и выдачу ему результата предоставления услуги (см. рис. 1).

л

Результат услуги

Принципы ключевых взаимодействий

Метод предоставления услуги Инструменты представления услуги

I

Субъект предоставления услуги

Ресурсное обеспечение

Правовое обеспечение обеспечение

Технологическое обеспечение обеспечение

Рис. 1. Структура элементов механизма предоставления государственных услуг

При этом необходимо учитывать, что совокупность различных элементов механизма позволяет выделить различные механизмы предоставления государственных услуг. В частности, представляется целесообразным выделить (см. табл.).

1. Традиционный механизм предоставления государственных услуг (отличительная черта механизма - субъектом предоставления является исключительно орган государственной власти, заявитель обращается только в орган государственной власти в зависимости от места регистрации).

2. Механизм предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» (отличительная черта механизма - административные процедуры, связанные с приемом, выдачей документов заявителей передаются специализированным организациям).

3. Механизм предоставления государственных услуг в электронном виде (отличительная черта механизма - автоматизация отдельных административных процедур предоставления государственных услуг).

Таблица

Анализ элементов механизмов предоставления государственных услуг

№ п/п Элемент механизма предоставления государственной услуги Традиционный механизм Механизм предоставления по принципу одного окна Механизм предоставления в электронном виде

1 Субъект предоставления услуги Орган государственной власти Уполномоченная организация Орган государственной власти, автоматизированная система

2 Метод предоставления услуги Непосредственное взаимодействие должностного лица и заявителя в процессе предоставления государственной услуги Передача функций по приему, выдаче документов, консультированию заявителей уполномоченной организации Автоматизация, перевод в электронный вид функций по приему, выдаче документов, консультированию заявителей

3 Инструменты предоставления услуги - прием, выдача документов; - консультирование, информирование заявителей; - проведение экспертизы поданных документов; - прием платы - прием, выдача документов; - консультирование, информирование заявителей; - проведение экспертизы поданных документов; - прием платы - прием, выдача документов в электронном виде; - консультирование, информирование заявителей; - проведение экспертизы поданных документов; - прием платы через Интернет

№ п/п Элемент механизма предоставления государственной услуги Традиционный механизм Механизм предоставления по принципу одного окна Механизм предоставления в электронном виде

4 Правовое обеспечение Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, подзаконные акты Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, подзаконные акты Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, подзаконные акты

5 Технологическое обеспечение Система межведомственного взаимодействия (далее - СМЭВ), ведомственные информационные системы Автоматизированная информационная система МФЦ, СМЭВ Единый портал государственных и муниципальных услуг, Единая система идентификации и аутентификации, СМЭВ

6 Ресурсное обеспечение В рамках бюджета на организацию деятельности органа государственной власти В рамках субсидий на организацию деятельности уполномоченной организации В рамках бюджета на организацию деятельности органа государственной власти

7 Подходы и принципы ключевых взаимодействий Директивный, централизованный характер организации деятельности органа государственной власти. Привязка субъекта предоставления услуги к месту жительства заявителя Централизованный характер организации деятельности специализированной организации. Привязка субъекта предоставления услуги к месту жительства заявителя Наличие электронной подписи у заявителя как условие возможности получения им услуги в электронном виде

Следует отметить, что наиболее распространенными механизмами предоставления государственных услуг в настоящее время являются традиционный механизм и механизм предоставления по принципу одного окна. Механизм предоставления государственных услуг в электронном виде характеризуется недостаточным количеством зарегистрированных пользователей ключевой информационной системы - Единого портала государственных и муниципальных услуг (около четырех млн по состоянию на 2013 год) [2].

При этом принципиальным недостатком традиционного механизма и механизма предоставления по принципу одного окна является невозможность обеспечить территориальную доступность государственных услуг населению Российской Федерации. Данный тезис подтверждается результатами анализа территориальной доступности наиболее массовых государственных услуг (в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, налогообложения) на примере Свердловской области. В целях проведения анализа автором делается предположение о том, что структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, функционирующее на территории одного муниципального образования, обеспечивает доступность государственных услуг для всех жителей муниципального образования.

Всего на территории Свердловской области существует 74 муниципального образования, на территории 17 из них отсутствуют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, общая численность населения Свердловской области, не имеющая доступа к государственным услугам федеральных органов исполнительной власти, составляет 212 тысяч человек, или 4 % от общей численности населения. При этом рассматриваемая проблема не решается созданием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). На территории Свердловской области создано 12 территориальных подразделений бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Свердловской области», десять из которых располагаются в муниципальных образованиях, в которых уже функционируют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.

Причиной возникновения указанных недостатков механизмов предоставления государственных услуг является неэффективное ресурсное обеспечение предоставления услуг (отсутствие взаимосвязи между расходами на предоставление услуг и доходами от взимания платы за их предоставление), а также ряд принципов ключевых взаимодействий (зависимость места подачи документов от места регистрации гражданина, директивность участия специализированных организаций в предоставлении услуг). Совершенствование рассматриваемых элементов механизмов предоставления государственных услуг должно быть направлено на обеспечение взаимосвязи расходов на предоставление государственных услуг с доходами от взимания платы за их предоставление, а также обеспечение доступности, в первую очередь территориальной, государственных услуг путем изменения принципов организации сети пунктов предоставления государственных услуг. При этом в качестве пунктов предоставления государственных услуг могут рассматриваться как МФЦ, так и иные организации с разветвленной филиальной сетью, возможность участия которых в предоставлении государственных услуг уже предусмотрена действующим законодательством.

В качестве целевой модели изменений предлагается рассматривать схему инициативного участия специализированной организации в предоставлении государственных услуг по принципу одного окна с возможностью взимания и зачисления в свой доход платы с заявителей при предоставлении государственных услуг (см. рис. 2). Указанная модель развития традиционного механизма и механизма предоставления государственных услуг по принципу одного окна связана с практической реализацией следующих принципов.

1. Возможность экс-территориального обращения заявителя за предоставлением государственных услуг - заявитель может обратиться для получения государственных услуг в специализированную организацию (МФЦ или иная организация с разветвленной филиальной сетью) вне зависимости от адреса регистрации.

2. Зачисление платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственных услуг, в доход специализированной организации, участвующей в предоставлении государственной услуги.

3. Инициативность участия специализированной организации - организации инициативно принимают решение об участии в предоставлении государственных услуг, обращаясь

в уполномоченный МФЦ, который подключает ее к необходимым информационным системам, заключает с ней необходимые соглашения.

-содержательное

рассмотрение

представленных

документов

- принятие решения

по представленным

документам

Рис. 2. Схема организации предоставления государственных услуг на базе специализированных

организаций

Библиографический список

1. Королева И.Б. Понятие и структура механизма управления продолжительностью жилищного инвестиционно-строительного цикла // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-50.

2. Число пользователей Единого портала госуслуг превысило 2 миллиона [Электронный ресурс]. -URL: http://lenizdat.ru/articles/1103795/ (дата обращения: 05.11.2013).

3. Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010.

4. Указ Президента Российской Федерации № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7.05.2012.

Н.В. Терзи

О ТЕНДЕНЦИЯХ ЗАНЯТОСТИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье раскрываются тенденции занятости населения в Приднестровской Молдавской Республике, определяются факторы, влияющие на занятость, предла-

© Терзи Н.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.