Научная статья на тему 'Изменение ценностного отношения человека к действительности в информационном обществе'

Изменение ценностного отношения человека к действительности в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1023
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / MAN'S RELATION TO REALITY / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / VALUES / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / TRANSFORMATION OF VALUES / VIRTUAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Котова Светлана Александровна

В статье рассматриваются аспекты трансформации ценностей в постиндустриальном обществе. Показывается, что в постиндустриальном обществе формируется виртуальная реальность, которая приводит к нарушению традиционных ценностных систем современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes of Man’s Value Attitude to Reality in the Information Society

The paper discusses some aspects of transformation of values in post-industrial society. The author shows that the virtual reality is formed in the post-industrial society, which leads to disruption of traditional value systems.

Текст научной работы на тему «Изменение ценностного отношения человека к действительности в информационном обществе»

руктивные последствия, проистекающие из процесса информатизации коммуникативного пространства общества, и на основе этого анализа найти наиболее эффективные решения этих проблем на всех уровнях: социальном, культурном, на уровне сознания и физиологии тела. Только целостный подход к решению этих проблем позволит устранить негативные последствия для человека информационного общества, формируемого сегодня.

Примечания

1. Уилбер К. Краткая история всего. М.: ACT: Ас-трель, 2006. C. 119-120.

2. Polanyi M. The Tacit Dimension // Knowledge in Organizations. Butterworth-Heinemann, Newton, MA., 1997. P. 136.

3. Аанир Дж. Вы не гаджет. Манифест. М.: Аст-рель: Corpus, 2011. C. 14.

УДК 12.5

С. А. Котова

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются аспекты трансформации ценностей в постиндустриальном обществе. Показывается, что в постиндустриальном обществе формируется виртуальная реальность, которая приводит к нарушению традиционных ценностных систем современного общества.

The paper discusses some aspects of transformation of values in post-industrial society. The author shows that the virtual reality is formed in the post-industrial society, which leads to disruption of traditional value systems.

Ключевые слова: ценности, постиндустриальное общество, отношение человека к действительности, трансформация ценностей, виртуальная среда.

Keywords: values, post-industrial society, man's relation to reality, transformation of values, virtual environment.

Вопрос о ценностном отношении человека к действительности является одним из ключевых вопросов философии различных эпох. Суть данного вопроса сводится к анализу специфических условий человеческого существования и значения ценностей в жизни каждого человека. Данная проблематика определила появление целой отрасли философского знания - аксиологии.

Ценностное отношение человека к действительности - это один из видов отражения действительности в «головах людей», а точнее «субъектно-объектное» отношение, рассматрива-

© Котова C. А., 2012

ется под углом зрения значения (ценности) объекта для субъекта [1].

Проблема ценностного отношения человека к действительности нашла свое отражение в трудах Д. Юма, И. Канта, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, М. Шелера, М. Кагана.

Несмотря на различия аксиологических идей, все они признают, что сам факт существования человека уже является ценностью. А его ценностное отношение к действительности формируется исходя из «...самоопределения человеческого существования посредством символов, выполняющих функцию указания на смысл со-бытия "я существую" и существования предмета, становящегося ценностью. Эти характеристики экзистен-ционального аспекта ценностного отношения указывают на его онтологическую форму» [2].

Ценностное отношение человека к миру находит свое отражение в различных относительно обособленных социально-культурных областях. Так формируются религиозные, эстетические, философские, моральные, правовые, экономические, политические и другие ценности. В частности, эстетическое отношение к действительности складывается в недрах ценностного сознания и имеет гносеологический статус, что означает единство ценностного и позитивного значений категорий «прекрасное» и «возвышенное».

Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Ценностные ориентации являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Являясь сложным социально-психологическим феноменом, ценностные ориентации характеризуют направленность и содержание активности личности, общий подход человека к миру, к себе, личную позицию к поведению в социуме.

Следовательно, развитие ценностных ориен-таций тесно связанно с развитием направленности личности.

В данном ключе весьма актуальной становится проблема трансформации ценностного отношения человека к действительности в постиндустриальном обществе.

Концепция постиндустриального общества, предложенная в конце 60-х - начале 70-х гг. американскими и европейскими исследователями, сегодня является одной из наиболее распространенных социально-философских концепций. Данная концепция позволяет адекватно осмыслить и осознать глобальные перемены, происходившие в западных обществах на протяжении последних тридцати лет. Основным признаком и качественным параметром общества нового типа, согласно данной концепции, является особая роль знания и основанных на нем технологий, доминиро-

Социальная философия

вание информации, ускорение технического прогресса.

Технические перемены, протекающие в постиндустриальном обществе, способствовали созданию объективных предпосылок для трансформации старой системы ценностей и формирования новой.

Ценность, будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, социологии, психологии, философии, экономики, педагогики, используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, воплощающих идеалы нравственности, морали, а также определяет значимость чего-либо [3].

Иначе ценности можно определить как цели общества и средства их достижения, обеспечивающие интеграцию общества, помогающие человеку воплотить социально одобренный выбор своего существования и поведения.

Иерархия ценностей строится из сферы непосредственных жизненных потребностей конкретно взятого общества (социума), под влиянием историко-культурных особенностей генезиса определенной нации, народности.

Структура ценностей человека есть характер и иерархия его верований, убеждений и стремлений, отражающих саму его природу (качество).

Таким образом, ценности синтезируют индивидуальное и социальное, внешнее и внутреннее, прошлое и будущее в настоящем, актуальное и потенциальное, идеальное и материальное, являются источником жизнетворчества, ключом мотивации индивида, связующим звеном в социокультурных явлениях.

Под традиционными ценностями понимаются разновидности ценностей, в которых отображен и передан естественными путями и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт в виде образцов, норм, принципов, представлений о лучшем в культуре. Данные ценности способствуют зарождению и развитию инноваций в традиционных обществах и рассматриваются как устойчивая основа национального характера культуры в зависимости от менталитета этноса данной культуры.

Каждый человек, социальные группы и общество в целом существуют в рамках различных целостных систем, которые могут отличаться стабильностью на протяжении длительного времени, а могут и меняться, особенно во времена кризиса или в эпоху перемен, революций. Сама система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную структуру потребностей и мотивов, а также интересы личностей и социальных общностей.

Трансформация традиционных ценностей есть социально-культурные изменения, которые раз-

вертываются в процессе возникновения противоречий между традиционными ценностями и ценностными инновациями, носителями которых являются различные социальные группы.

Суть трансформации прежних традиционных ценностей заключается в формировании новой системы социального взаимодействия и новой системы ценностей.

Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер человеческого бытия рождает технический и психологический феномен - виртуальную реальность. Виртуальная реальность плотно вошла в общественную культуру, сознание и, как правило, связывается с компьютерной сферой. Высокая степень глубины проникновения виртуальной реальности в жизнь каждого человека подтверждается тем фактом, что в обыденное сознание субъекта вошли и закрепились такие понятия, как «виртуальная экономика», «виртуальные организации», «виртуальное общение».

Виртуальная реальность есть результат синтеза технологий, науки, искусства и социальных отношений.

Виртуальный мир придает пребыванию человека в нем ценностную окраску в отношении отдельных явлений и событий, позволяет субъекту сформировать собственную позицию.

Сущность виртуальной реальности сводится к замещению реальных вещей, явлений и поступков образами - симулякрами. Виртуальное пространство образует «параллельный мир», в котором функционируют виртуальные аналоги реального мира. Такое замещение прослеживается во всех сферах общественного бытия современного человека, в том числе и в ценностном аспекте.

С одной стороны, ценностно-позитивная сущность мира виртуальных реальностей заключается в компенсации у человека нехватки общения и внимания. Возможность анонимного общения упрощают знакомства, налаживания контактов. Данные обстоятельства создают иллюзию психологического комфорта и защищенности, содействуют досугу и деятельности. Таким образом, со стороны ценностно-позитивной сущности виртуального мира данное пространство является наиболее простым и доступным способом психологической адаптации в ситуациях ценностного кризиса.

С другой - полное погружение в мир виртуальной реальности может привести к различным социальным конфликтам и ценностному разрыву. Виртуальное пространство нередко становится предпочитаемым миром, постоянной средой обитания, способом борьбы с настоящим, приводящим к разрыву с реальными социальными процессами. Такая ситуация свидетельствует о том, что новое информационное пространство несет

с собой поток глубочайших аксиологических изменений бытия человека.

Компьютерные технологии, глобальная интерактивная среда изменяют возможности существования традиционных ценностей в классических формах. Система общечеловеческих ценностей трансформируется в триединое целое - материальные, духовные и виртуальные ценности. Иными словами, виртуальное пространство формирует альтернативную символическую среду взаимодействия общечеловеческих ценностей -образы, символы, традиционные ценностные установки заменяются симуляциями двигательных объектов и действий электронного бытия.

Триединая система ценностей не проводит различий между реальным и виртуальным мирами. В связи с этим современному человеку постиндустриального общества, постоянно взаимодействующему с виртуальной средой, все трудней, а порой и совсем не представляется возможным понимать и принимать культурные, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Следовательно, виртуальная реальность становится реальной сферой деятельности субъектов, важной составляющей их бытия, меняя их привычный образ жизни, круг интересов, формируя специфическую иерархию ценностей и оказывая неоднозначное влияние на духовный мир человека.

Мораль, как одна из составляющих внутреннего духовного пространства человека, в виртуальной области приобретает ряд особенностей. Виртуальная реальность не сковывает личность никакими правилами и нормами, кодексами и заповедями, что стимулирует безнаказанность аморальных поступков пользователей. Человек в виртуальной сфере приобретает новую оболочку, лишенную интонаций, эмоций. Он использует только символы и знаки. Следовательно, пользователя Интернета практически невозможно распознать, он становится анонимным.

Таким образом, мотивация поступков, реализуемых в виртуальной реальности, будет опреде-

ляться только одними желаниями и духовными потребностями пользователя, а не его физическим телом. Иными словами, «отделяясь» от своего тела, представляя себя в виде символов и знаков, пользователь Интернета позволяет себе делать то, что не представляется возможным делать в реальном мире, который ограничен моральными нормами и кодексами.

Что касается материальных ценностей, то на современном этапе развития общества интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Вошли в постоянный обиход с положительным знаком такие понятия, как «предприимчивость», «личная инициатива», «конкурентоспособность». Современные экономические отношения порождают так называемые рыночные ценности, которые меняют весь образ жизни людей: мотивацию поведения и всего процесса социализации личности. Но с другой стороны, рыночные ценности трансформируют традиционные ценности общества, способствуют появлению псевдонаучных ценностей, так называемых псевдоценностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные компьютерные технологии, виртуальная реальность, техносфера коренным образом меняют ценностное отношение человека к действительности. Трансформируются не только традиционные ценности, но и изменяется сама система ценностей, в которой приоритетное начало занимают ценности виртуального мира, такие, как информация, скорость передачи информации, свобода общения и другие.

Примечания

1. Анисимов С. Введение в аксиологию. М., 2001. С. 66.

2. Ивин А. А. Аксиология. Научное издание. М.: Высш. шк., 2006., С. 238.

3. Поросенков С. В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. С. 319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.