СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
УДК 124.5
С. А. Котова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Информационное общество как система стало объектом изучения уже во второй половине XX в. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили Д. Белл, Э. Тоффлер. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей и преобразуют ее, что способствует трансформации ценностей и появлению новых информационных ценностей.
The information society system became an object of studies in the second half of the XX century. The concept of the information society is a version of the the postindustrial society theory worked out by D. Bell and O. Toffler. Information technologies interfere with people's private life and transform it, which promotes the occurrence of new information values.
Ключевые слова: информационное общество, технология, информация, Интернет, виртуальная реальность, трансформация, ценности, киберценности, киберкультура, традиционные ценности, виртуальные ценности.
Keywords: information society, technology, information, the Internet, virtual reality, transformation, values, cybervalues, cyberculture, traditional values, virtual values.
Информационное общество как социальная, экономическая и культурная система стало объектом изучения уже во второй половине XX в., когда проявились черты смены социальной парадигмы эпохи. В то же время появился и сам термин «информационное общество» как концепция нового социального порядка, существенно отличавшегося по своим характеристикам от предыдущего, также были разработаны основные теории развития «информационного общества».
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили 3. Бже-зинский, Д. Белл, Э. Тоффлер.
В частности, Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» приходит к выводу, что современный мир, современная цивилизация стоит на пороге грандиозных перемен: технических, социальных
© Котова С. А., 2011
и культурных. Стремительное развитие информации и техники оказывает необратимое воздействие на все стороны социальной жизни, происходит трансформация всего жизненного уклада общества, а именно, меняется экономическая система, разрушаются ценности, преобразуются семейные и бытовые отношения и т. д. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. «Третья волна» несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой «ненуклеарной» семье; на новом институте, который мог бы быть назван «электронным коттеджем»; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти» [1].
Е. Масуда в книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» утверждает и доказывает, что помимо всех трансформационных изменений общества «нового типа» его основой будет являться компьютерная технология, которая будет замещать или усиливать умственный труд человека, а информационная революция будет превращаться в новую производственную силу [2].
Д. Белл в качестве концепции нового информационного общества определил информацию как основной ресурс существования данного общества. «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества» [3].
К. Ясперс, один из основоположников циви-лизационного подхода к изучению истории, анализируя причины, приведшие к возникновению особой «технической» цивилизации современности, выделил эту цивилизацию в качестве специального типа цивилизации, что методологически
С. А. Котова. Аксиологические проблемы информационного общества
предварило идею информационно-ценностного общества. Он видит основную причину столь резкой смены цивилизаций в появлении машин как логического завершения техники, как опосредующего звена между человеком и природой, ибо именно они, по его мнению, смогли изменить психологию людей и приготовить их к новому витку истории. В частности, он пишет: «...в возникновении современного технического мира неразрывно связаны между собой естественные науки, дух изобретательства и организация труда. Эти три фактора сообща обладают рациональностью. Ни один из них не мог бы самостоятельно создать современную технику. Каждый из этих факторов имеет свои истоки и связан потому с рядом независимых от других факторов проблем» [4].
Таким образом, концепции информационного общества основываются на исследовании различных составляющих процессов, динамики развития человеческого общества - экономической, политической, информационно-технологической, социокультурной (А. Тофлер - «первая», «вторая» и «третья» волны; Д. Белл - информация; Е. Масуда - компьютерная технология; К. Яс-перс - развитие техники).
Однако основным признаком и качественным параметром общества нового типа всех различных концепций является особая роль знания и основанных на нем технологий, доминирование информации, ускорение технического прогресса.
Идеалом глобального информационного общества является совершенствование информационных технологий, их распространение по всему миру и расширение доступа к информационным ресурсам, прежде всего через компьютерные сети, Интернет.
И действительно, высокий статус информации в современном обществе не вызывает сомнений. Информационно-технологическая среда как таковая открывает перед человеком широкие возможности для новых видов активности.
В подобном контексте информация видится как вещь, которой одновременно может пользоваться сколько угодно большое число людей, но, в отличие от всех иных вещей, пользуются без всякого ущерба для нее самой.
Следовательно, с появлением информационных технологий человеческое общество фактически перешло в новую фазу развития.
Вместе с тем возрастающая роль информации в условиях постиндустриального общества ставит и ряд проблем в области исследования личности и требует их разрешения в различных науках, в том числе философии. В частности, необходимо исследование информационно-технологической среды как таковой, которая открывает
перед человеком широкие возможности для новых видов активности, содержит и потенциальные опасности деформаций в структуре личности, так как, во-первых, состояние современного культурного пространства, его динамика во многом определяется технологической средой (телевидение, компьютеры, Интернет, сотовая спутниковая связь и т. д.); во-вторых, развитие общества нового типа несет в себе элементы дегуманизации - потерю людьми основополагающих ценностей, разобщенность, равнодушие, враждебность.
Сегодня Интернет - одна из самых модных и романтически коннотированных тем в современном дискурсе гуманитарных наук. Интернет обладает важным качеством, которое способствует повседневному восприятию его именно как виртуальной реальности. Речь идет о дистанционном общении, опосредованном компьютером [5]. Виртуальная реальность как технико-психологический феномен, существующий за счет создания мнимых ощущений-иллюзий, в рамках вымышленной действительности, взаимодействуя с реальностью, вырабатывает собственные культурные нормы и ценности, что приводит к качественным изменениям человеческих коммуникаций и способствует трансформации восприятия действительности.
Следовательно, виртуальная реальность дает своим пользователям так называемое ощущение независимости и свободы от всех устоев общественного бытия, «ощущение социальной невесомости» [6]. Одним из следствий такой независимости является «онтологическая безответственность виртуальной реальности» [7].
Если иметь в виду традиционные моральные, религиозные, эстетические ценности, то следует признать, что доступность к любой информации в Интернете ведет к качественным изменениям в духовной жизни общества. Высокая степень развития технологий и информации обусловила зарождение и утверждение так называемой техносферы, под влиянием которой происходит трансформация всего человеческого общества, в частности, его потребностей, которые в данном случае выступают как обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Иными словами, в информационном обществе регулятивное значение традиционных ценностей значительно сокращается. Фундаментальной ценностью, воздействующей на нормы, идеалы, ценностные ориентации и оценки, становится информация. Ценности выступают как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять
перед лицом жизненных испытаний. Они упорядочивают действительность, вносят в нее осмысление, оценочные моменты, позволяют соизмерять свое поведение с нормой, идеалом, целью, которые выступают в качестве образца, эталона.
На современном этапе развития человеческого общества прослеживается тенденция трансформации ценностей и ценностной иерархии, утверждаются антиценности. Традиционные нормы и ценности, лежавшие в основе бытия общества, оказались под мощным прессингом тенденции универсализации, обусловленной процессами глобализации и становления информационного общества. Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и преобразуют, а иногда и разрушают ее, что способствует трансформации ценностей и появлению новых информационных ценностей. В частности, зарождается новое мышление информационного общества; виртуальный мир становится особым комплексом ценностей, полноценным фактором воздействия на человека; традиционные ценности приобретают виртуальную форму; влияние информационных технологий способствует трансформации социальной структуры общества.
Следствием высокой интенсивности виртуального существования не становится возможность замены у человека интересов и жизненных целей реальной жизни ценностями виртуального, искусственного мира.
Современные информационные глобальные сети, в частности, Интернет, формируют кибер-культуру. Киберкультура как таковая представляет собой духовную общность людей - компьютерных фирм, организаций, клубов, неформальных групп или группировок. Она содержит особую кибернетическую идеологию, определенные этические нормы и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, вкусы, предпочтения, которые определяют повседневную жизнь и быт отдельных «кибернетчиков» и их сообществ.
Киберидеология - это та система понятий и представлений, которая складывается в групповом сознании «кибернетчиков». Это та их философия, которая мотивирует, оправдывает и определяет весь образ и стиль их жизни, выстраивает линию поведения, заставляет брать на себя те или иные обязательства.
Киберкультура способствует зарождению новых кибер- (виртуальных) ценностей. Цифровая реальность, располагающая особыми этическими средствами внушения, интуиции, художественности, способствует развитию новой виртуальной этики и эстетики сетевой культуры, форми-
рованию норм и ценностей, образующих то, что можно назвать нетэтикетом.
Интернет создает особую форму реализации ценности свободы. Пользователь обладает правом самостоятельного выбора информации из различных источников, время выхода, круга тех, с кем он намерен общаться. Существует свобода принятия или непринятия тех или иных правил, которые установлены разными группами пользователей [8].
В современных условиях становление ценностных ориентаций индивидов происходит под влиянием включенности как в реальный, так и виртуальный мир, что приводит к противоречию данных миров. Наиболее активная и прогрессивная часть социума принимает в качестве ведущих ценности виртуального мира либо формирует сочетание ценностей той или другой системы взаимодействия социальных субъектов. Возникает «раздвоенный» образ жизни, противоречиво сочетающий ценности реального и виртуального мира. Виртуальный мир создает важную для повседневной жизни ценность умелого выбора знаний, которые востребованы в динамично меняющемся мире. Разное содержание ценностей образа жизни, возникающих под влиянием реальности и включенности в виртуальное пространство, ставит молодого человека в ситуацию выбора ведущих для него жизненных ориентиров. Либо он будет в первую очередь стремиться к реализации ценностей, характерных для виртуальной реальности, либо приоритетным станет ценность образа жизни реальных, повседневных практик.
Таким образом, новые ценности и ценностные ориентации в информационном обществе ставят перед философией задачу выработки категориального аппарата и методологических средств изучения новых аксиологических проблем.
Примечания
1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма "Изд-во ACT"», 1999. С. 34.
2. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. 1983. С. 29.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. В. Л. Иноземцев (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999. С. 661.
4. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. С. 317.
5. Таратустра Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007. С. 120.
6. Макбрайт У. Глобализация и международный диалог // Вопросы философии. 2003. № 83. С. 21.
7. Там же. С. 22.
8. Таратустра Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007. С. 121.