Научная статья на тему 'Духовные ценности в современном постиндустриальном ("информационном") обществе'

Духовные ценности в современном постиндустриальном ("информационном") обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3023
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитин Григорий Михайлович

В современном обществе практически невозможно представить жизнь современного человека без информационно-коммуникационных технологий. Интернет, средства телекоммуникационной связи, виртуальная реальность прочно внедрились в жизнедеятельность современного человека. Но нельзя забывать про «духовные ценности» в современном «информационном обществе». Несмотря на общедоступность многих сетевых ресурсов, которые можно получить практически сразу или оплатив определенную сумму денежных средств, нельзя забывать, что «духовные ценности» невозможно купить или продать «как товар». «Духовные ценности» необходимо воспитывать в каждом человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUES IN THE MODERN POST-INDUSTRIAL (INFORMATIONAL) SOCIETY

In modern society, it is almost impossible to imagine the life of a modern person without information and communication technologies. The Internet, telecommunications, virtual reality are firmly embedded in the livelihoods of modern man. However, we should not forget about «spiritual values» in the modern «information society». Despite the general availability of many network resources that can be obtained almost immediately or by paying a certain amount of money, we should not forget that «spiritual values» could not be bought or sold «as a commodity». «Spiritual values» must be brought up in every person.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности в современном постиндустриальном ("информационном") обществе»

Никитин Г. М.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ («ИНФОРМАЦИОННОМ») ОБЩЕСТВЕ

12.2. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ («ИНФОРМАЦИОННОМ») ОБЩЕСТВЕ

Никитин Григорий Михайлович, кандидат философских наук, доцент ВАК, доцент кафедры философии Место работы: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

p20347@mail.ru

Аннотация: в современном обществе практически невозможно представить жизнь современного человека без информационно-коммуникационных технологий. Интернет, средства телекоммуникационной связи, виртуальная реальность прочно внедрились в жизнедеятельность современного человека. Но нельзя забывать про «духовные ценности» в современном «информационном обществе». Несмотря на общедоступность многих сетевых ресурсов, которые можно получить практически сразу или оплатив определенную сумму денежных средств, нельзя забывать, что «духовные ценности» невозможно купить или продать «как товар». «Духовные ценности» необходимо воспитывать в каждом человеке.

Ключевые слова: информация, информационное общества, виртуальная реальность, духовные потребности, материальные потребности.

SPIRITUAL VALUES IN THE MODERN POST-INDUSTRIAL (INFORMATIONAL) SOCIETY

Nikitin Grigory M., PhD, associate Professor of VAK, associate Professor of philosophy Place of employment: Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

p20347@mail.ru

Abstract: in modern society, it is almost impossible to imagine the life of a modern person without information and communication technologies. The Internet, telecommunications, virtual reality are firmly embedded in the livelihoods of modern man. However, we should not forget about «spiritual values» in the modern «information society». Despite the general availability of many network resources that can be obtained almost immediately or by paying a certain amount of money, we should not forget that «spiritual values» could not be bought or sold «as a commodity». «Spiritual values» must be brought up in every person.

Keywords: information, information society, virtual reality, spiritual needs, material needs.

Формирование постиндустриального (информационного) общества началось во второй половине ХХ века, когда вследствие научно-технического прогресса произошла перестройка сфер жизнедеятельности человека.

Многие западноевропейские и русские философы и социологи размышляли о данном этапе общественного развития: Д.Белл, Э. Тоффлера, Ж. Фурастье, М. Кастельс.

Белл Д. писал, что «в настоящем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» [2].

Американский философ Э.Тоффлер утверждает, что современное постиндустриальное общество основывается на знаниях (на достижениях научно-технической революции), но данные знания необходимо довольно быстро распространять, а для это необходима «сверхразвитая сеть коммуникаций» [11].

Кастельс М. пытается доказать, что массовая аудитория «уходит», возникают интерактивные сети и называет это состояние «конец реальной виртуальности» [7].

Фурастье Ж. пытается в своих работах показать различие между индустриальным обществом и постиндустриальном обществом. Доказывает, что в развитии общества должны играть важную роль как материальные, так и духовные ценности. Если «духовные ценности» исчезнут, то общество превратится в «холодную безликость» интеллектуальной науки [12].

Информационная эпоха по новому представляет фундаментальные (вечные) вопросы бытия, человече-

ской жизни.

В информационную эпоху возникает новый феномен социального бытия - «виртуальная реальность». В настоящее время «виртуальная реальность» является неоспоримой данностью нашего времени, без которой невозможно полноценное существование человеческой личности.

«Виртуальная реальность» с одной стороны, является частью «объективной реальности», а с другой - противоположна (антиномична) «субъективной реальности». Это означает, что никак нельзя рассматривать «виртуальную реальность» как некую вымышленную, «фантазийную», субъективную реальность. «Виртуальная реальность» позиционирует себя как часть «объективной реальности», в которой существуют или без которой не существуют (можно сказать практически «живут») многие представители современных профессий (блогер, онлайн-программист, веб-дизайнер).

Любые компоненты «виртуальной реальности» созданы из объектов «материальной реальности»: жесткие диски, флэшки, карты памяти и т.д.

Современная «виртуальная реальность» создает практически равнозначную («дополненную») объективную реальность. В «виртуальном мире» материальные объекты обретают способности моделировать субъективную реальность человека.

Современному человеку достаточно сложно ориентироваться в таком «потоке информации», так как данный «поток информации» выступает как бы посредником между самим человеком и объектом материального мира. В данном случае «виртуальная реальность» еще более усложняет взаимоотношения

Социально-политические науки

6'2018

между людьми, так как большинство люде предпочитает в настоящее время не «живое общение», в «опосредованное» («виртуальное») общение (мессендже-ры, социальные сети).

«Виртуальная реальность» оказывается современному человеку неоценимую помощь в информированности и доступности информации. Но есть и отрицательная сторона «открытости» информации: в современном мире возможно практически все узнать про любого человека, проанализировав информацию, размещенную в социальных сетях или иных общедоступных серверах.

Информационная база в современном мире невероятно разрослась, с одной стороны, увеличился доступ к информации, но, с другой стороны, - перерабатывать информацию достаточно сложно и проблематично. Современному человеку очень сложно усваивать и интерпретировать бесконечный поток информации (информационный массив).

Довольно часто современный человек попадает в какой-то заранее запрограммированный порядок, то есть можно сказать, что становится даже «жертвой глобального потока информации», иногда не структурированной и даже бессистемной.

В этом случае можно говорить об утрате современным человеком некоторых духовных ценностей (любви, дружбы, сострадания, милосердия и т.д.). Внутренний (духовный) мир современного человека постоянно изменяется под воздействием информационного общества. Большинство изменений «деформируют» и причем очень серьезно внутренний (духовный) мир современного человека. Современный человек желает чувствовать себя индивидуальностью, но совершенно утрачивает способность к критическому суждению и рефлексии.

Духовный мир современного человека подвержен постоянным «информационным стрессам», навязыванию совершенно различных стилей и способов человеческого поведения. Например, «дружба» во все времена понимаемая практически одинаково в эпоху «информационного общества» «растворяется» в общем информационном потоке. Многие духовные феномены теряют свою идентичность, духовные феномены «растворяются» в угоду толпе.

В СМИ акцент в основном на шоу-программы, касается ли это политики, или вопросов познания, даже личную семейную жизнь человека делают «объектом шоу».

В современном информационном мире много пишут, говорят, обсуждают духовные ценности (моральные, нравственные ценности), но в большинстве случаев это является лишь только очередной «информацией» для людей. Духовные ценности нельзя просто обсуждать, их необходимо «взращивать» в каждом человеке с младенчества.

Но довольно часто обсуждения в СМИ не приходят к результату, так как такие обсуждения можно вполне назвать «полемикой», но никак не «дискуссией».

Во многом изменились духовные ценности современного человека после 1990-х годов, когда в России происходили кардинальные перемены в социально-политическом и экономическом укладе страны.

Многие люди не смогли сразу (одномоментно) осознать и понять суть изменений после 1990-х годов, поэтому, с одной стороны, оказались «отброшены» на несколько лет назад, с другой, - духовные ценности этих людей претерпели такие сложные изменения, что иногда даже сложно говорить о состоянии «духовно-

сти» у данной личности.

Теперь большинство людей осознает, что мировоззрение человека не сможет одномоментно измениться, для формирования мировоззрения человека должно пройти определенное время.

Каким образом индивид может стать личностью? Вопрос, который задает психология, философия сегодня. Традиционно данный вопрос представлен: «Как можно стать успешной личностью?». Возникает вопрос: «Связан ли успех с формированием духовных ценностей современного человека?». Вполне вероятно: «Успешный человек изначально знает все духовные ценности».

Приведем основные «духовные ценности», которые не утратили своего значения и в современном постиндустриальном («информационном») обществе: мудрость, милосердие, сострадание, любовь, дружба, счастье, терпимость (на Западе модно называть «толерантность») и т.д.

Ни в коем случае законы товарно-денежных отношений не должны вмешиваться в формирование «духовных ценностей», иначе «духовная ценность» будет восприниматься как нечто «оторванное» от настоящей жизни.

Возникает парадокс «информационного общества»: чем больше информации порождает современная информационная эпоха, тем более беззащитно ощущает себя современный человек. Многие философы называют данное явление - «тотальной информационной атакой» на сознание современного человека.

Современное информационное общество наиболее емко отражает все общественные процессы, происходящие в различных сферах жизнедеятельности человека: социально-экономические процессы, морально-политические процессы, интернациональные и международные процессы и т.д.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,35%.

Список литературы:

1. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях // Вопросы философии. - 2012. - № 10. - С. 3 - 19.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

3. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Организация ручного труда как способ развития мотивации ребенка // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 154 - 159.

4. Васильева Т. С., Орлов В. В. Социальная философия. -5-е изд., перераб. и доп. -Пермь: Перм. гос. ун-т, 2011. -352 с.

5. Винер Н. Кибернетика. - М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1983. - 344 с.

6. Гриценко В. С. Теория постиндустриального общества в современной зарубежной науке. - 2-е изд., доп. и испр. -Пермь: Пермский гос. ун-т., 2010. - 204 с.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культу-ра. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

8. Масуда Й. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1983.

9. Рогожкина И. Б. Развивающий эффект обучения программированию: психолого-педагогические аспекты // Психология. Журнал Высшей школы экономики // Т. 9. - № 2. -2012. С. 140-148.

10. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта / Дон Тапскотт, пер. с англ. И.Дубинского, под ред. С. Писарева. - Киев, ITN Пресс; М.: Рефл-бук, 1999.

11. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1980.

12. Фурастье Ж. Технический прогресс и капитализм с 1700 по 2100 год. // Какое будущее ожидает человечество? Прага: «Мир и социализм», 1964. с.157-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.